Семья и воспитание детей в православной традиции.
Рекомендуемая литература и пособия для родителей.
«Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева» (Псалом 126: 3).
Литература
Вводные книги.
Священник Павел Гумеров. Малая церковь.
Священник Глеб Каледа. Домашняя церковь.
Священник Максим Козлов. Беседы о семейной жизни. Вопросы и ответы.
С. С. Куломзина. Наша Церковь и наши дети.
Священник Алексей Грачев. Что необходимо знать каждому мальчику.
Священник Алексей Грачев. Что необходимо знать каждой девочке.
Советы святых Отцов.
Отечник № 2. Воспитание детей.
Преподобный Амвросий Оптинский. Советы супругам и родителям.
Святитель Феофан Затворник. О православном воспитании детей.
Отношения между родителями и детьми: говорят психологи.
Т. Шишова. Ребенок не слушается… Что делать?
Д. А. Авдеев. Как сохранить душевное здоровье ребенка и подростка.
Ю. Гиппенрейтер. Общаться с ребенком. Как?
Т. В. Склярова. Возрастная психология и педагогика.
Закон Божий в домашних условиях:
Священник Александр Соколов. Библия для детей.
Священник Серафим Слободской. Закон Божий. Руководство для семьи и школы.
Священник Максим Козлов. Детский катихизис.
С. С. Куломзина. Закон Божий для самых маленьких.
С. С. Куломзина. Рассказы о святых.
Л. В. Сурова. Оглядываясь на заповеди.
Ребенок на молитве, в храме, на богослужении.
Священник Алексий Уминский. Ребёнок в Церкви. Заметки о высшем искусстве.
Детская исповедь. Сборник статей.
С. С. Куломзина. Участие детей в церковном богослужении.
Аудиопособия
Священник Павел Гумеров. Семейная школа.
Психолог И. Я. Медведева. Школа православной семьи.
Психологическая служба «Семейное благо». Руководитель службы – специалист в области семейной
психологии И. Н. Мошкова.
Цикл бесед на семейную тему психолога, монахини Нины (Крыгиной).
Беседы о воспитании детей на радио «Град Петров».
Видеопособия
И. Медведева и Т. Шишова «Взрослым о детях» // http://www.radostmoya.ru/project/vzroslym_o_detyah/
Прот. Дим. Смирнов. Беседа о воспитании детей http://www.dimitrysmirnov.ru/blog/cerkov-10977/
Беседы с психологом и педагогом Т. В. Воробьевой. http://www.dimitrysmirnov.ru/blog/cerkov-53874/
Другие её беседы легко найти там же, в разделе «Показать дополнительныем материалы».
Короткометражные фильмы кинофестиваля «Семья России» // Режим доступа: http://semyarossii.ru/
Беседа Василия Яцкина со старшеклассниками // Режим доступа: http://www.kinocontact.ru/page/no-title-
Тематические интернет-сайты:
http://www.radostmoya.ru/project/ Телеканал «Радость моя». Много познавательных, образовательных
программ для детей всех возрастов, а также и для взрослых.
http://shishkinles.ru/ Телепрограмма для детей.
http://azbyka.ru/deti/ Азбука воспитания. Сайт для родителей.
http://pavel-gumerov.ru/ Сайт священника Павла Гумерова «Беседы о семейной жизни».
http://www.vinograd.su/ Журнал для родителей «Виноград».
Подготовил преподаватель Воскресной школы, чтец Андрей Мололкин.
Если Вам необходима помощь в поиске, в приобретении указанных книг и пособий, а также и
других, Вы можете обращаться к составителю данного списка.
Татьяна Шувалова: – На ком, на ваш взгляд, лежит ответственность за детскую агрессию, нападения детей на одноклассников – тоже на семье? Недостаточно хорошо воспитали, выходит? И застрахованы ли дети из религиозных семей от таких поступков?
Алексей Уминский: Надо признать, что случаи эти все же исключительные, не тенденция, они всех нас повергли в шок. Я не думаю, что эти поступки вообще как-то связаны с религиозным воспитанием, потому что оно не панацея. И в ту, и в другую стороны перекосы плохи. Есть семьи, в которых религиозное воспитание вообще является крайней формой насилия.
Религиозная идея, если она воспринята грубо, неправильно, искаженно, может быть идеей убивающей, насилующей, искажающей человеческую личность.
Религиозная идея очень сильная, императивная, в том числе это, конечно, идея подчинения. В семьях, христианских или мусульманских, или иудейских, в которых религия воспринимается как форма подчинения и насилия, дети воспитываются как фанатики, как очень жестокие люди. Это всегда форма болезненности, поэтому я могу себе представить, что и из религиозных семей может исходить такая агрессивность. Религиозное воспитание не гарантирует воспитание всегда в добре, любви и благости.
Религия вообще вещь исключительно неоднозначная. Мы знаем из истории, что были многочисленные случаи религиозных войн, погромов, и до сих пор эти вещи продолжаются. Религия на земле творится через людей, потому она не гарант добра и света. Она оставляет человеку всегда и выбор, и возможность собственного становления. А тем более мы живем сейчас в мире серьезного информационного потока.
ТШ: Вот как раз тема Интернета очень болезненная. Именно засилье неконтролируемого интернет-контента винят в том, что дети стали агрессивнее. Вы с этим согласны?
АУ: Да, я убежден, что часто Интернет провоцирует агрессию. Это в целом поле очень агрессивное. Человек должен уметь этим полем пользоваться. Дети в этом смысле наиболее уязвимые души. Часто сами дети воспитываются в семьях, где есть агрессия, где они подавлены, где они испытывают насилие со стороны родителей. И вот насилие, которое они испытывают, рождает в них самих желание это насилие употребить по отношению к другим.
ТШ: Родители должны запрещать или хотя бы контролировать этот бесконечный и часто бессмысленный серфинг по сети?
АУ: Безусловно.
Контроль – это не основная, но одна из форм воспитания. Родители должны уметь контролировать режим питания, сна, прогулок, уроков.
Дети всегда находятся под внимательным контролем – лучше даже сказать, наблюдением. Если родителям сегодня проще ради банки пива и футбольного матча оставлять своих детей с компьютером и Интернетом, ну тогда это становится их проблемой.
За последние 20 лет Интернет стал в себя всасывать всех людей и делать их неинтересными друг другу, потому что каждый интересуется только своим экраном компьютера или айпада, каждый из них уходит туда, и понятно, что сейчас никто не может понять, что происходит с ребенком.
ТШ: – Православие часто обвиняют в консерватизме. На ваш взгляд, существует ли гендерное разделение в воспитании с точки зрения православной церкви? Есть ли какие-то истины, которым может научить только мать, а какие-то другие максимы – уже исключительно прерогатива отца?
АУ: – Не соглашусь.
Нет и не может быть никакого разделения воспитательных функций в семье. Отец и мать учат одному и тому же, но ребенок от матери берет одно, а от отца – другое.
Они говорят одно и то же, но по-разному, из своей ипостаси. Между отцом и матерью нет разницы в их научении главным вещам, избитым, так сказать, истинам, о том, что такое хорошо и что такое плохо, о добре и зле, о любви, о милосердии, о грехе, о стыде, о совести – у них должно быть единое понимание этих вещей. Но ребенок учится по-разному.
ТШ: – А методы могут различаться, скажем, кнута и пряника? Часто мать балует лаской ребенка, а отец ведет себя более строго.
АУ: – Нет, ни в коем случае не должно быть, что мама хорошая, а отец плохой, иначе будет история с добрым и злым полицейским. Родители не должны надевать на себя никаких масок, не изображать никаких историй. Они должны быть тем, кем они есть: папой и мамой.
ТШ: – Прежде чем ребенка воспитывать, его надо завести – почему сейчас даже самые верующие и обеспеченные люди не стремятся заводить семью и детей, хотя все мы помним заповедь еще эдемскую «плодитесь и размножайтесь»?
АУ: – Потому что сейчас это очень ответственный и очень страшный выбор.
Совсем недавно, до середины прошлого века, отношения семейные не были личной ответственностью человека. Жених и невеста никогда практически друг друга не выбирали. За них этот выбор совершали родители, общество, сословие.
Если я богатый человек, я обычно женюсь на богатой невесте. Если я аристократ, на пейзанке не женюсь. Если священник, то мои дети будут искать себе жениха или невесту из священнического сословия. Сословное, материальное, социальное, национальное, религиозное обеспечение – порядка шести слоев должны были совпадать один с другим. И вдруг это все рухнуло. Никто твой брак, кроме тебя самого, поддерживать не будет. Поэтому не было разводов – развод был катастрофой для общества.
Законы даже государственные до какого-то времени даже в Европе не позволяли этого. Вспомним даже хотя бы «Развод по-итальянски». У нас до сих пор иллюзия, что там всегда все было идеально. Но нет. Просто семья строилась по другим принципам. И когда люди сами стали выбирать себе спутника жизни, вдруг это оказалось большой проблемой, потому что у них этого опыта не было и до сих пор нет. Соответственно, браки стали распадаться, в этих браках часто ничего не получается, люди друг друга не понимают, и они боятся заводить серьезные отношения, потому что для этого нужно то, чего у них сегодня нет.
Поэтому неудивительны те отношения молодых людей, которые не хотят жениться, а пробуют друг друга, это стало сейчас уже естественным явлением во всем мире.
Брак вдруг перестал быть тем, чем был в течение многих тысячелетий, вышел из разряда племенных отношений, из древнего племенного архетипа вырвался в свободное пространство, и это большая проблема.
Сейчас наш современный мир – это уже мир личностного выбора во всем. Каждый выбирает свою веру сам. Нет ни общества, ни папы, ни мамы, а только человек сам отвечает за свою веру. Ты сам отвечаешь за воспитание детей – не общество, не семья, не бабушка с дедушкой, не родители. Только ты сам отвечаешь за выбор своей супруги и за сохранение своей семьи. Потому неудивительно, что юноши и девушки боятся создавать семью, понятно, почему так много разводов и почему даже священнические семьи иногда рушатся. Мир личной ответственности – мир крайне сложный, но, с другой стороны, он может быть гораздо ближе к Богу…
ТШ: – Правильно я понимаю, что мы стали более свободными, но и болееэгоистичными, раз для выживания нам семья уже не нужна?
АУ: – Да, для обеспечения социальных нужд семья уже не требуется. Семья сегодня может быть только осуществлением любви, а любить очень тяжело, за любовь надо бороться, любовь надо выстраивать. Это очень тяжелый труд, а трудиться не каждый готов.
ТШ: – Можно ли что-то сделать, чтобы преодолеть эти сложности, или это такой естественный процесс и нужно отпустить вожжи?
АУ: – Не просто можно, а и нужно сделать. Православная церковь и вообще христиане прилагают к этому большие усилия, пытаются осмыслить, говорить об этом, поддерживать семью, раскрывать для молодых людей сущность брака, помогать им в становлении этого брака.
Брак в христианстве мыслится как малая церковь, он превозносится на очень высокий духовный и ценностный уровень.
ТШ: – Батюшка, и напоследок – мы знаем нашу художественную литературу о христианских традициях и моральных проблемах, например, «Лето Господне» Шмелева или «Братья Карамазовы» Достоевского, а что бы Вы порекомендовали читать детям и всем, кто хочет узнать поближе эту религию, чтобы и дать информацию изнутри, и не напугать теологической сложностью?
АУ: – Я всегда советую и книги, и проповеди, и размышления митрополита Антония Сурожского, это один из самых полезных проповедников современности для всех нас.
(Митрополит Антоний (1914–2003 гг.), в миру Андрей Борисович Блум, племянник композитора А. Скрябина, архиепископ созданной на Британских островах Сурожской епархии Русской православной церкви, почетный доктор богословия Кембриджского и Абердинского университетов, автор множества статей на разных языках о христианской духовной жизни. – Прим. авт.).
1. Семья — это материальная и духовная ячейка воспитания детей, супружеского счастья и радости. Основой, стержнем семьи является супружеская любовь, взаимная забота и уважение. Ребенок должен быть членом семьи, но не ее центром. Когда ребенок становится центром семьи и родители приносят себя ему в жертву, он вырастает эгоистом с завышенной самооценкой, считающим, что «все должно быть для него». За такую безрассудную любовь к себе он зачастую отплачивает злом – пренебрежением к родителям, к семье, к людям.
Не менее вредно, конечно, и равнодушное, а тем более пренебрежительное отношение к ребенку. Избегайте крайностей в отношениях к ребенку.
2. Главный закон семьи: все заботятся о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится обо всей семье. Ваш ребенок должен твердо усвоить этот закон.
3. Воспитание ребенка в семье — это достойное, непрерывное приобретение им в процессе жизни в семье полезного, ценного жизненного опыта.
Главное средство воспитания ребенка — это пример родителей, их поведение, деятельность, заинтересованное участие ребенка в жизни семьи, в ее заботах и радостях, это труд и добросовестное выполнение им ваших поручений.
Слова — вспомогательное средство. Ребенок должен выполнять определенную, все усложняющуюся по мере взросления работу по дому и для себя, и для всей семьи.
Развитие ребенка — это развитие его самостоятельности. Поэтому не опекайте его, не делайте за него то, что он может и должен сделать сам. Помогайте ему в приобретении умений и навыков, пусть он научится делать все то, что умеете вы. Не страшно, если он сделает что-то не так как надо: ему полезен опыт ошибок и неудач. Разъясняйте ему его ошибки, обсуждайте их вместе с ним, но не наказывайте за них. Предоставьте ему возможность попробовать себя в разных делах, чтобы определить свои способности, интересы и склонности.
Основа поведения ребенка — это его привычки. Следите за тем, чтобы у него образовались добрые, хорошие привычки и не возникали дурные. Научите его различать добро и зло. Разъясняйте вред куреня, алкоголя, наркотиков, распущенности, вещизма, лжи. Учите его любить свой дом, свою семью, добрых людей, свой край.
Важнейшей привычкой для него должно стать соблюдение’ режима дня. Выработайте вместе с ним разумный режим дня и строго следите за его выполнением.
6. Для воспитания ребенка очень вредны противоречия в требованиях родителей. Согласуйте их между собой. Еще более вредны противоречия между вашими требованиями и
требованиями школы, учителей. Если вы не согласны с нашими требованиями или они вам непонятны, придите к нам, и мы вместе обсудим возникшие проблемы.
7. Очень важно создать в семье спокойный, доброжелательный климат, когда никто ни на кого не кричит, когда даже ошибки и проступки обсуждаются без брани и истерики. Психическое развитие ребенка, формирование его личности в большой степени зависят от стиля семейного воспитания.
Нормальный стиль — это демократический, когда детям предоставляется определенная самостоятельность, когда к ним относятся с теплотой и уважают их личность. Конечно, необходим некоторый контроль за поведением и учением ребенка с целью оказания ему помощи в трудных ситуациях. Но важнее всячески способствовать развитию у него самоконтроля, самоанализа и саморегуляции своей деятельности и поведения.
Не оскорбляйте ребенка своими подозрениями, доверяйте ему. Ваше доверие, основанное на знании, будет воспитывать у него личную ответственность. Не наказывайте ребенка за правду, если он признался в своих ошибках сам.
Приучайте ребенка заботиться о младших и старших в семье. Мальчик пусть уступает девочке, с этого начинается воспитание будущих отцов и матерей, подготовка счастливого супружества.
Следите за здоровьем ребенка. Приучайте его самого заботиться о своем здоровье, о физическом развитии. Помните, что за годы обучения в школе ребенок переживает в той или иной форме возрастные кризисы: в 6-7 лет, когда у него возникает внутренняя позиция школьника, осознание своих чувств и переживаний; кризис полового созревания, проходящий обычно у девочек на 2 года раньше, чем у мальчиков; и юношеский кризис поиска своего места в жизни.
Будьте внимательны к ребенку в эти кризисные периоды, меняйте стиль своего отношения к нему по мере перехода от одного возрастного периода к другому.
10. Семья — это дом, и как всякий дом, она может со временем ветшать и нуждаться в ремонте и обновлении. Не забудьте время от времени проверять, не нуждается ли ваш семейный дом в обновлении и ремонте.
Желаем вам успехов в трудном и благородном деле семейного воспитания вашего ребенка, пусть он приносит вам радость и счастье!
Семья — основа воспитания.
Главным фактором воспитания ребенка является несомненно семья. Семейное воспитание — составная часть систематического формирования всесторонне и гармонично развитой личности. В современном обществе это более чем актуально. Главной целью формирования семьи является воспроизведения своего рода и правильное, культурное воспитание ребенка.
Влияние семьи отличается от остальных типов воспитания своей продолжительностью по времени, а так же своей эффективностью. Родители влияют на собственное чадо с самого рождения и даже во время его взросления. Примерно половину своего времени ребенок проводит в стенах дома. Именно дома он увлекается какими-то хобби, делает домашние дела, а так же переживает эмоциональные всплески, получает привычки и осваивает первые коммуникативные. . Существенной чертой высоко развитой личности является способность к саморегуляции, то есть самостоятельному, осознанному выбору действий и поступков в соответствии со сформированными убеждениями и психологическими установками. Поэтому, формируя личность ребёнка, столь важно заботиться о развитии в нём сознательности, не переоценивая силу и роль прямого запрета и принуждения. Насильно воспитывать нельзя.
Эффективность подобного типа воспитания заключается в глубоких эмоциональных связях. Отношения с любящими родителями отличаются предельной доверительностью. Если отец и мать не допускают ошибок в воспитании, то ребенок априори будет открыт и доверчив. Это позволяет своевременно корректировать его поведение, активизировать положительные начала и предотвращать негативные проявления. Влияние родителей на становление личности ребёнка очень велико прежде всего потому, что они первыми вступают с ним в общение. Чем меньше ребёнок, тем легче он поддается влиянию окружающей среды. Именно первые впечатления отличаются большей стойкостью, закладывая основы характера ребёнка, систему его отношений к окружающей среде. Природная подражательность детей направляется в первую очередь на самых близких. В воспитательном процессе родители с одной стороны, и ребёнок — с другой, выступают как взаимодействующие личности. Воспитывая сыновей и дочерей, родители заботятся о развитии у них интереса воспринимать наставления, выполнять предъявляемые требования, приучают их к самостоятельности, выявляют в каждом ребёнке творческий потенциал.
Общение взрослых и детей призвано быть взаимообогащающим. Родители не могут положительно влиять на детей, если сами не изменяются к лучшему, не совершенствуются. Семейное воспитание детей — это одновременно и самовоспитание отцов и матерей. Данный тип воспитания характеризует двустороннее воспитание, когда обе стороны чему-то учатся друг у друга, даже если ребенок совсем еще мал и не умеет разговаривать.
Ребёнок не рождается личностью, он становится ею в процессе социализации — освоения опыта трудовой и общественной жизни с помощью — в первую очередь — семьи. В его характере с рождения нет ни злости, ни черствости, ни трудолюбия или желания твориить. В его генах заложены изначальные данные, которые семья, а потом уже школа должны помочь раскрыть, понять и развить. Личностные качества и способности ребёнка обретают форму благодаря общению с родителями в различных видах деятельности — игре, труде, учёбе, спорте.
Старшие члены семьи влияют на развитие детей не изолированно каждый друг от друга, а взаимодействуя. Ребенок смотрит на поведение родителей и пытается подражать им. Это видно в его играх, поведении и привычках, принесенных из дома в общество. Периодически возникающие дискуссии родителей по вопросам воспитания всегда благотворны, если они проводятся не в присутствии детей, конструктивно и приводят к взаимопониманию. Мать — первый и главный воспитатель ребёнка, который проявляет свою любовь и нежность как никто другой. Материнские чувства обогащают эмоциональный мир ребёнка, учат его сочувствию, сопереживанию, самоотверженности. Дети, лишённые материнской ласки, нередко вырастают эмоционально ущербными личностями с эгоистической направленностью.
Не менее важная роль в воспитании гармонически развитой личности ребёнка, как мальчика, так и девочки, принадлежит отцу. Он вносит в семейную жизнь не столько эмоциональное, сколько рациональное, дисциплинирующее начало, подкрепляя материнскую любовь и уступчивость твёрдостью и последовательностью требований. Сын, подражая отцу, овладевает необходимыми стереотипами мужского поведения. Дочь, общаясь с отцом, наблюдая его участие в жизни семьи, получает реальные представления о ролевом поведении мужчины, мужа. Это впоследствии скажется и в её собственной семейной жизни. Социологи констатируют увеличение с каждым годом доли мужского участия в воспитании детей. Отцы стали чаще ходить на родительские собрания, помогать детям готовить уроки, просматривать их тетради, отвечать на трудные вопросы и т. д.
Когда матери или отцу приходится растить детей в одиночку, появляются определённые трудности в воспитании, опасность серьёзных ошибок. В неполной семье возникает насущная необходимость прилагать дополнительные усилия, чтобы развить у детей жизненный кругозор. Особое значение приобретает общение дочери или сына с педагогами мужчинами, если их воспитывает одна мать. Чаще всего неполные семьи представлены матерью и детьми. Основная ответственность за воспитание детей в таких семьях ложится на женщину. В подобной ситуации недопустимы крайности, когда мать, погружённая в свои переживания или занятая решением личных проблем, перестаёт должным образом заботиться о детях, а также когда она превращает свою жизнь в жертвенное служение им. И в первом и во втором случаях возникает проблема трудных детей.
Задача семьи — подготовить растущего человека к жизни в обществе. Именно поэтому существенно осложняющие процесс воспитания детей структурные изменения в семье (разводы, семейные трагедии, связанные с потерей близких членов семьи, и т.д.) и нарушения морально-психологического климата в семье (наркомания, пьянство и т.д.) должны быть предотвращены еще в своем зачатке. Если же такая проблема возникла, то родители должны проконсультироваться со специалистом. В настоящее время все проблем возникает при выборе правильных ценностей и приоритетов.
У всего мира две основы — Милосердие и Справедливость. То же относится и к воспитанию. Главное — любовь и границы. Любовь идет первым номером.
Ребенок, который знает и чувствует, что его любят, научится ценить и любить себя, то есть получит базу для служения Всевышнему и работы над собой. Люди с высокой самооценкой способны преодолеть трудности, непосильные для людей с низкой самооценкой. При этом прочие возможности у них могут быть равными. Поэтому этот «гвоздь» — любовь, безусловное принятие.
Написано в наших источниках: любовь, зависящая от чего-либо, проходит, когда исчезает причина. Любовь, которая ни от чего не зависит, не проходит никогда. Принимать ребёнка безусловно — значит, любить его не за то, что он красивый, умный, способный, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!
Нередко можно услышать от родителей такое обращение к ребенку: «Если будешь хорошо себя вести, то буду тебя любить». Или: «Не жди от меня хорошего, пока не перестанешь… (лениться, драться, грубить), и не начнешь… (помогать, учиться, слушаться)».
В этих фразах ребенку сообщают, что его принимают условно, что его любят или будут любить, «только если…». Дети понимают нас буквально. Они искренни в своих чувствах и полагают абсолютно искренней любую фразу, сказанную взрослым. Доводы родителей, типа «я о тебе же забочусь» или «для твоей же пользы» они не воспринимают.
Потребность в любви — фундаментальная человеческая потребность. Ее удовлетворение — необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, важен, нужен, что он просто хороший: взглядами, касаниями, прямыми словами: «Я так рада, что ты у нас родился», «Я рада, когда ты дома», «Мне хорошо, когда мы вместе», «Мне приятно тебя видеть», «Ты такой славный»…
Всего наилучшего!