Серафим вырицкий разговор бога с душой

От Меня это было

Ни один твой вопль, ни одно твое стенание, ни один твой тяжкий вздох, ни одна капля слез – ничто, что в тебе страдало и трепетно билось в усталом сердце твоем, Я не оставил втуне.

Мои милости окружали тебя именно в такие минуты жизни твоей, когда ты этого не ожидал и поэтому не замечал, по грехам своим. Они порой и явно свидетельствовали о заботе Моей о тебе.

Когда скорби и уныние начнут терзать душу твою, вспомни, сколько радостей давал Я тебе в дни детства и отрочества.

Сейчас Я не взираю на мерзкие дела твои, но слышу вопли и слезные стенания покаяния твоего – и они Мне дороги, потому что они теперь искренни и своевременны.

Ты дорог Мне, и дороги все страдания твои, как искренно тобою пережитые.

Ты дорог Мне, и потому Я так часто помогал тебе, отвращал тебя от смерти, пагубы и разных потрясений жизненных.

Ты дорог Мне, потому что образ искреннего покаяния не оставляет тебя и желание исправиться крепнет в сознании и сердце твоем.

Малодушный! Как ты не замечал в мрачные минуты, что рука Моя, водящая тебя, всегда укрепляла тебя; помощь Моя, хотя и в последнюю минуту (когда как будто неоткуда было ожидать ее), приходила к тебе. Ибо все это от Меня было. Ибо на мгновение гнев Мой, но на всю жизнь благоволение Мое. Ибо «вечером водворится плач, а на утро радость» (Пс. 29, 6).

Помни, что все эти переживания и настроения не должны быть тебе присущи, ибо ты идешь путем самоограничения и беспощадности к себе. Ты не должен допускать их до себя, вспоминая в такие тоскливые минуты о тех радостях, которыми Я вел тебя к новой жизни в годы твоего богоискательства.

Ободрись, усталый путник!

Положись на Мою заботливую руку о тебе!

Ты видишь, что разными путями веду Я каждую душу христианскую ко спасению. И тебя тоже, даже в одиннадцатый час жизни твоей, веду Я особым путем.

Следуй за Мною.

Я хотел видеть тебя надежным человеком для Меня, каким ты был когда-то. Так не колеблясь следуй за Мною. Ты должен поэтому быть свят во всем, во всех своих поступках, во всех своих помыслах, чтобы не оскорблять Мою святыню.

Победи, – говорит в тебе внутренний голос. Победи все нехорошее в себе, – повторяет он. Так победи и докажи, что ты бесповоротно отошел от греха.

Будь человеком, не стыдящимся оказывать внимание маленьким, бедным, незаметным людям, в большинстве своем беззащитным, оказывая снисхождение к их немощам.

Будь человеком, у которого всегда можно найти поддержку, поэтому в обращении с людьми не позволяй себе проявлять черствость и нечуткость, чем ты столькраты согрешал в прежние годы.

Ты одинок, но не забывай и помни всегда, что Я с тобою. Нелегко переживать чувство острой тоски и одиночества, но это неизбежный путь всех людей с обостренной интуицией и чувствительных к чужому горю.

Я хочу, чтобы ты уже сейчас начал оправдывать доверие, которое Я вложил в сердце твое.

Я имею право требовать от тебя всего этого, ибо Я слишком много дал тебе.

Сколько предупреждений делал Я тебе об исправлении и покаянии!

Я жду от тебя ответа искреннего, согретого порывом души твоей.

Что тебе сейчас остается?

Стремиться к глубинной тишине, какая бывает на дне озер или в колодцах и глубоких хранилищах, и почаще замыкаться в пустыне сердца своего, не впадая в дремотную тишину.

Я хочу, чтобы ты был хозяином своих мыслей. Заметь, какие они бывают… Когда работа идет точно, легко – мысли бывают свежи и свободны, они приходят короткие, прозрачные, текучие. Тебе надо только организовать их, ясно и точно обобщить. И надо много, много думать над ними, отбрасывая ненужные и чуждые из них.

Я хочу, чтобы, работая над ними, ты соделал в сердце своем сокровищницу для творения непрестанной Иисусовой молитвы.

Ты дорог Мне и потому, что ты возлюбил со всею ревностию Пречистую Матерь Мою и в простоте сердца своего обращаешься к Ней, как к Родимой Матушке.

Ты дорог Мне, и потому недреманное око Мое везде сопутствует тебе. Разве не замечал ты в жизни своей и среди окружающих тебя, искренне или лицемерно и лицеприятно заботящихся об облегчении твоей горькой участи и страданиях твоих, – разве не замечал ты заботы Моей о тебе?

Я хочу, чтобы ты был человеком с добрым характером, чтобы тебя никогда не покидало чувство справедливости, чтобы ты всегда поступал как надо, т.е. как повелевает тебе совесть твоя, чтобы от тебя люди учились благородству, обдуманности, рассудительности, великодушию и зрелости каждого поступка и слова.

Я хочу, чтобы все знающие и окружающие тебя могли бы всегда сказать о тебе: вот человек, на которого во всем и везде можно положиться и которому можно довериться.

Я хочу, чтобы ты был чутким к окружающим, к горю и несчастию ближних своих.

Я хочу, чтобы ты всегда и больше давал, но не просил для себя.

Я хочу, чтобы ты укрепил в себе точность в работе, целеустремленность – как главный стимул modus vivendi.

Я хочу, чтобы у тебя мысли и дела не расходились.

К этому стремись, ибо Я хочу, чтобы ты был человеком с сильным характером, чтобы тебя никогда не покидала сила духа, исполнительность и способность отдавать всего себя тому делу, к которому ты призван и которое ты делаешь. Такой человек никогда не останавливается на половине, и это – основная черта его характера.

Помни, что все случающееся с тобою промыслительно, и поэтому всякие мысли и попытки с твоей стороны ускорить движение дел твоих недостойны тебя и преступны. Верь, что все совершается по воле Моей, и раньше своего срока ничего на свете, и тем более с тобой, не случается. Поэтому тем мужественнее переживай все страдания, связанные с испытанием временем, неведением и ожиданием, зная, что все это от Меня было.

Преподобный Симеон Новый Богослов

Преп. Серафим Вырицкий — «От Меня это было» (разговор Бога с Душой человека)

«От Меня это было»
(духовное завещание)
Думала ли ты когда-либо,
что все, касающееся тебя,
касается и Меня?
Ибо касающееся тебя
касается зеницы ока Моего.
Ты дорога в очах Моих,
многоценна,
Я возлюбил тебя,
и поэтому для Меня
особую отраду составляет
воспитывать тебя.
Когда искушения восстанут
на тебя, и враг грядет, как река,
Я хочу, чтобы ты знала, что
От Меня это было.
Что твоя немощь
нуждается в Моей силе
и что безопасность твоя
заключается в том,
чтобы Мне дать возможность
бороться за тебя.
Находишься ли ты
в трудных обстоятельствах,
среди людей,
которые тебя не понимают,
которые не считаются с тем,
что тебе приятно,
которые тебя отстраняют, —
От Меня это было.
Я — Бог твой, располагающий
обстоятельствами.
И не случайно ты оказалась
на своем месте,
это то самое место,
которое Я тебе предназначил.
Не просила ли ты, чтобы
Я научил тебя смирению, —
Вот Я поставил тебя
в ту именно среду,
в ту школу,
где этот урок изучается.
Твоя среда и живущие с тобою
только выполняют Мою волю.
Находишься ли ты в денежном
затруднении, тебе трудно сводить
концы с концами —
От Меня это было.
Ибо Я располагаю твоими
средствами и хочу, чтобы ты прибегала
ко Мне и знала, что ты
в зависимости от Меня.
Мои запасы неистощимы.
Я хочу, чтобы
ты убеждалась в верности Моей
и Моих обетований.
Да не будет того,
чтобы тебе могли сказать
о нужде твоей: «Вы не верили
Господу Богу вашему».
(Второзак 8, 12-13).
Переживала ли ты
ночь в скорби?

Ты разлучена с близкими и
дорогими сердцу твоему?
От Меня это послано тебе.
Я — муж скорбей,
изведавший болезни,
Я допустил это, чтобы ты
обратилась ко Мне
и во Мне могла найти
утешение вечное.
Обманулась ли ты в друге своем,
в ком-нибудь, кому ты
открыла сердце свое…
От Меня это было.
Я допустил этому
разочарованию коснуться тебя,
чтобы ты познала,
что лучший твой друг
Есть Господь.
Я хочу, чтобы ты
все приносила ко Мне
и говорила Мне.
Наклеветал ли кто на тебя?
Предоставь это Мне
и прильни ближе ко Мне,
убежищу твоему,
чтобы укрыться
от «пререкания языков».
Я выведу, как свет, правду твою
и справедливость твою, как полдень.
(см.: Пс. 36, 6).
Разрушились планы твои?
поникла ты душою,
устала —
От Меня это было.
Ты создавала себе планы,
ты принесла их Мне,
чтобы Я благословил их.
Но Я хочу, чтобы ты
предоставила Мне
распоряжаться
обстоятельствами
твоей жизни,
и тогда ответственность
за все будет на Мне,
ибо слишком тяжело
это для тебя,
ты одна не можешь
справиться с ними,
так как ты — только орудие,
а не действующее лицо.
Посетили ли тебя
неожиданные неудачи житейские,
и уныние охватило
сердце твое, знай, что
От Меня это было.
Ибо Я хочу, чтобы сердце
твое и душа твоя
всегда были пламенеющими
пред очами Моими,
и побеждали бы именем Моим
всякое малодушие.
Не получаешь ты долго
известий от близких и

Почти десять лет назад, в 1992 году, я впервые прочел «От Меня это было». Эту небольшую работу в рукописном виде для публикации в «Благовесте» мне передал известный самарский священник протоиерей Иоанн Гончаров, в пору своей молодости лично знавший Митрополита Мануила. У меня не было сомнений, что этот таинственный, величественный текст, похожий на Библейское пророческое откровение, написан Митрополитом Мануилом (Лемешевским), который из смирения (речь ведь идет об обращении Бога к душе человеческой!) «приписал» эту работу неизвестному старцу схииеромонаху Серафиму. Такие случаи в литературе не единичны. Мы опубликовали «От Меня это было» в № 2 за 1992 год Православной газеты «Благовест» Это была, по-видимому, первая публикация этого замечательного текста. Подзаголовок работы звучал так: «Из наставлений иеросхимонаха Серафима Епископу Мануилу (Лемешевскому) в сентябре 1937 года».
Этот небольшой текст всегда воспринимался мной не как литературное произведение, а как факт мистического опыта, откровение, действительный разговор Небес с душой христианского подвижника. И смысл этого откровения далеко выходит за рамки отдельной, пусть даже и выдающейся личности.
В самиздатовском сборнике, выпущенном в свет в конце 80-х годов, посвященном жизни Митрополита Мануила (Лемешевского), я увидел, что в перечне завершенных литературных работ Владыки за 1937 год значится и эта, как сказано там, «короткая работа». Через несколько лет в известном двухтомнике Пестова «Практика Христианского благочестия» была опубликована эта статья без указания автора. И вот в прошлом году московское издательство «Благовест» тиражом 20 тысяч экземпляров издала небольшую книгу с названием «От Меня это было». На обложке указан автор — иеросхимонах Серафим Вырицкий (в изданной годом раньше в Москве книге А. Тимофеева «Жизненный путь старца Серафима» опубликована эта работа и тоже безоговорочно приписана недавно канонизированному старцу иеросхимонаху Серафиму). Интересно, что в этой же книге «От Меня это было» после вышеназванной работы публикуется отрывок из дневника Митрополита Мануила (Лемешевского), написанный в стилистике «От Меня это было». Но в массовом восприятии окончательно возобладала версия, что эту работу написал именно петербургский святой, посвятивший ее некоему безымянному Епископу, находившемуся в то время в заключении. Об этом прямо говорится в московском издании в послесловии к статье: «Этот текст … отец Серафим адресовал одному из своих духовных чад — епископу, находящемуся в заключении… Это духовное завещание старца, обращенное ко всем нам». Если с последним утверждением нельзя не согласиться, то по поводу первого имеются серьезные возражения. Зная это, издатели книги «От Меня это было» в предисловии пишут совсем другое: «Еще в период драгоценных тетрадочек верующие утешались этим словом. Тогда «Разговор Бога с душой» был подписан никому не известным старцем Серафимом. Ныне же старец Серафим Вырицкий не только любим многими, но и канонизирован в лике преподобных. Не так давно увидели свет дневники Владыки Мануила (Лемешевского) — в них то же напряженное желание исполнить во всем волю Божию, а по форме это продолжение «Разговора Бога с душой». Кому же все-таки принадлежит духовное завещание «От Меня это было»? Мы пока не можем дать точный ответ», — признаются издатели и… все же ставят имя старца Серафима в заглавие книги.
Как первый издатель, «выдернувший» эту работу из потока самиздатовской литературы, я все же дерзну дать свою трактовку авторства этой работы. Но сразу предупреждаю, что это лишь версия, а не окончательное утверждение нашедшего ответ на все вопросы издателя. Мы имеем дело с необычным текстом. Текстом, имеющим сакральный характер, текстом, который уже стал частью предания нашей Поместной Церкви. Текстом, который таинственным образом связан с именами двух великих подвижников Православия, из которых один уже причислен к лику святых, а другой несомненно будет со временем канонизирован. И потому вопрос об авторстве в этом случае не играет столь принципиальной роли. Но, конечно, и этот вопрос, раз уж он встал перед нами, должен быть разрешен. В ходе опроса духовных чад Митрополита Мануила, живущих в настоящее время в Самаре, я убедился, что некоторые из них (например, Людмила Даниловна Горбачева) еще при жизни Владыки Мануила были убеждены в его авторстве этой небольшой статьи.
Для них впоследствии стало неожиданностью то, что со временем стало принято считать автором «От Меня это было» иеросхимонаха Серафима Вырицкого. В свою очередь родственники преподобного Серафима (по заявлению исследователя жизненного пути старца Серафима В.П. Филимонова из Санкт-Петербурга — о его странном «мнении» на этот счет далее скажу особо) категорически отказываются признать авторство старца Серафима. Самарский исследователь архива Митрополита Мануила иерей Михаил Мальцев и питерский исследователь духовного пути Серафима Вырицкого В.П.Филимонов сходятся в одном: Владыка и старец лично знали друг друга, не раз встречались в 1927 году, когда Епископ Мануил в Петербурге боролся с обновленчеством, а старец Серафим являлся духовником Александро-Невской Лавры. Епископ Мануил не раз приезжал в келью к старцу в Александро-Невскую Лавру и просил старческого наставления, молитв. В.П. Филимонов также подтвердил, что Владыка Мануил приезжал к старцу и позднее, в 1928 году, во время своего краткого пребывания в северной столице. Известна даже келья, в которой старец принимал Епископа Мануила. Возможно, во время одного из таких посещений старец-духовник дал наставление Епископу, в основе своей соответствующее написанной позднее рукой Владыки работе «От Меня это было». Старец в виде духовного совета открыл подвижнику, что за всеми внешними событиями его жизни следует видеть всемогущий и спасительный Промысел Божий. А спустя десять лет будущий Митрополит облек завещание старца в совершенную литературную форму, проявив при этом не только свои недюжинные литературные способности, но и тончайшую мистическую интуицию, внеся в эту небольшую по объему, но не по духовному содержанию, работу и свой личный мистический опыт. Только эта версия, на мой взгляд, объясняет и примиряет все противоречия, связанные с авторством «От Меня это было». И нужно говорить не об авторстве, а о соавторстве двух великих подвижников. Тогда становится понятным, почему в вышеупомянутых «тетрадочках» присутствовала переадресовка статьи к иеросхимонаху Серафиму. Находит свое объяснение факт, почему многие другие работы Митрополита Мануила (которые принадлежат его перу несомненно) написаны в этом же «жанре» разговора Бога с душой подвижника.
Тогда, наконец, может быть понятна и дата написания работы — 1937 год (время тяжелейших испытаний для Церкви, когда особенно пригодился Владыке Мануилу давний совет старца уповать на Бога и во всех внешних событиях жизни, каковы бы они ни были, видеть Божий Промысел, ведущий человека к спасению) и многое другое.
Начиная заниматься вопросом об авторстве этого уникального текста, я не ожидал, что придется его еще и … защищать. Изданный большими тиражами, освященный именами двух великих подвижников, текст этот, казалось, давно и прочно завоевал право на благосклонное внимание читателей и исследователей. Но оказалось, что дело обстоит сложнее. На одном из Православных интернет-сайтов писатель и исследователь В.П. Филимонов подвергает «От Меня это было» не столько богословскому анализу, сколько грубой, хлесткой и несправедливой критике. Эта статья называется «апокрифическим сочинением», написанным «полуграмотным языком», не свойственным отцу Серафиму. Далее автор пишет, что «От Меня это было» напоминает по форме своей некое заклинание (!), что и вовсе ставит это сочинение вне ряда Христианской духовной литературы. Оставим на совести исследователя эти не просто спорные, а прямо несправедливые утверждения. Скажу лишь, что напраслина на эту великую работу принимает иногда даже текстуально-доказуемый характер. Так, В.П. Филимонов заявляет, что в работе этой якобы «нет даже упоминания Имени Господа нашего Иисуса Христа, без Которого нет спасения». Тут можно лишь развести руками! Ибо неприятие этого произведения явно застит исследователю глаза: в статье, по форме написанной от имени Иисуса Христа, прямо говорится: «Я испытываю крепость веры твоей в непреложность обетования, в силу дерзновенной твоей молитвы о сих близких тебе. Ибо не ты ли вручил их покрову Матери Моея Пречистыя (выделено мной — А.Ж.), не ты ли возлагал заботу о них Моей промыслительной любви…» Как видим, текст, по замыслу автора, исходит от Бога-Слова, Господа нашего Иисуса Христа. И упрек автору в том, что в книге не упоминается Имя Господа Иисуса Христа, повисает в воздухе. Но помимо явных придирок есть в данном тексте и аргументы, которые могут смутить кого-то из читателей. Их необходимо оспорить. Приводя доказательство того, что старец Серафим не мог быть автором этой работы (см. выше о том, был ли он на самом деле автором этого текста, — А.Ж.), В.П.Филимонов пишет: «почитая себя грешнейшим паче всех человек, батюшка Серафим никогда не позволил бы себе говорить от имени Бога. По меткому выражению одного из святых отцов — попытка что-либо говорить от имени Бога есть ни что иное, как литературный папизм». Вроде и не поспоришь с этим высказыванием исследователя. Но на самом деле христианская письменность (не только Боговдохновенные книги Ветхого и Нового Завета, где таковые случаи приводятся во множестве) знает и другие тексты, в которых Бог прямо обращается к людям. Пророк говорит не от себя лично, а от Бога. Пророческим даром несомненно обладали как старец Серафим, так и Митрополит Мануил. Но дело даже не только в этом. Каждая душа христианская в минуты духовных взлетов не только беседует с Богом, обращаясь к нему в молитве, но и может получать от Него ответ на свои духовные сомнения, духовные поиски. Тем более, в данном случае речь идет о великом подвижнике Православия, Епископе, Исповеднике. Человеке, своей праведностью стяжавшем благодатные дары Святого Духа. Не мог он зарыть в землю данный ему «талант» — сокровище живого слова Божьего, открытого ему на молитве, сообщенного ему через посредство духоносного старца-схимника. Конечно, такие духовные взлеты — единичны и исключительны в истории Церкви. Это Библейские пророки часто слышали слова Бога, обращенные к ним и оглашали их людям, поскольку были они сказаны не для одного человека, а для тех верующих, которые окажутся способны «вместить»… Никакого отношения к «папизму» работа «От Меня это было» не имеет. Митрополит Мануил свои молитвенные беседы с Богом в первую очередь записывал для себя и для небольшого кружка своих духовных чад, а о публикации таких работ в церковной периодике того времени не могло быть и речи. Уже значительно позже эта работа и его дневники, также построенные в форме беседы Бога с душой подвижника, конечно, по особому Промыслу Божию, стали доступны для широкого читателя.
Второй, и тоже веский с виду аргумент: «По слову так называемого завещания, Бог — это, прежде всего суровый воспитатель, использующий различные методы наказания, ибо Он другими способами вразумить человека и «привлечь мысли его к Себе» не может. Человек же, будучи «слепым орудием», только через ниспосылаемые ему наказания должен познать, что он находится в «зависимости от Бога», — пишет В.П.Филимонов. Что тут сказать? Создается впечатление, что автор этих слов желает в деле спасения совместить «приятное с полезным», что, конечно, далеко не всегда удается на действительном пути человека к Богу. По верному замечанию исследователя духовного наследия Митрополита Мануила, самарского священника Михаила Мальцева, смысл этой работы в том, как дорога, как драгоценна душа человеческая в очах Божиих. Не о слепом послушании, не о «воспитании кнутом» идет здесь речь, а о Божественной любви, готовой излиться на человека, способного ответить на зов Божий. «Ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя», — говорится в первых строках этого произведения.
Какую огромную, поистине нечеловеческую любовь нужно иметь к своему созданию, чтобы сказать так, как это сказано в рассматриваемом произведении : «Все, касающееся тебя, касается и Меня»! Где тут «различные методы наказания», на которые ссылается исследователь? Где «суровость воспитателя»? Все это растворено в неизреченной Божественной любви.
Великий и вечный смыл этой работы, который и привлекает сердца читателей -уже нескольких поколений христиан, — в том, что Бог близок к каждому из нас, Он стучит к нам в сердце, заходит в каждый дом, Он рядом во всех будничных и великих обстоятельствах нашей жизни. И Он всегда готов услышать нас и прийти на помощь. Важно лишь, чтобы мы не отринули от себя сей безценный дар Божественной любви.
Все: и скорби, и радости, и потери и обретения — От Меня это было.
Все это от Того, кто есть, был и будет. И потому не столь важно, кто автор этого, поистине Богодухновенного текста.
Ибо был он от Того, Кто Один имел власть сказать нам такие слова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *