Поездка в Волгоград Серафимович даст вам возможность насладиться интересной экскурсией и историческими памятниками. Это место познакомит с красотой Волгоградской области и подарит самые интересные впечатления о городе. Маршрут Волгоград-Серафимович, продуманный специалистами нашей турфирмы «ТТК ЮФО», это не только путешествие, но и паломническая поездка к святым местам.
Экскурсия в Серафимович из Волгограда для детей и взрослых
Если вы хотите отлично отдохнуть и насладиться новыми впечатлениями, экскурсия в Серафимович ждет вас. Вы можете выбрать маршрут по своему свободному времени, предварительно согласовав все детали. Экскурсионный тур входит в список наиболее посещаемых мест, поэтому раннее бронирование поможет избежать накладок в расписании.
Монастырь в Серафимовиче Волгоградской области является наиболее яркой достопримечательностью. Исторический памятник был построен еще в XVII веке и прошел множество испытаний. Сегодня Волгоград Серафимович – женский монастырь, который пользуется большой популярностью у паломников со всей страны. Одной из ярких достопримечательностей является знаменитый камень для молитв, который исцеляет от многих болезней.
Путешествие в Волгоград Серафимович. Монастырь и другие достопримечательности.
Маршрут Волгоград Серафимович теперь еще доступней для туристов с нашей турфирмой «ТТК ЮФО». Опытные экскурсоводы, продуманная экскурсионная программа, сделают поездку интересной. С нами вам не придется переживать как добраться в Волгоград Серафимович – автобус с комфортом довезет вас до нужной точки назначения.
Особенно хороша Волгоградская область на праздники. Здесь очень ярко проводят старые обряды на Масленицу, устраивают показательные бои и выступления. Экскурсия в Серафимович из Волгограда таит в себе множество неожиданных поворотов. Вы можете отправиться в пещеры монастыря, посетить храмы и церкви, музей Усть-Медведицкого казачества. Монастырь в Серафимовиче Волгоградской области – место, которое хочется посетить снова.
Волгоград Серафимович – автобусные туры для вас
Отправляясь на экскурсию в женский монастырь Серафимович, вы сможете узнать больше о жизни его основателей и уже современной культуре жизни. Насладитесь красотами местной природы и почувствуете особое настроение, которое создает Волгоград Серафимович. Женский монастырь представляет собой святое место, величаво возвышающееся над городом.
Для того чтобы сполна насладиться путешествием, воспользуйтесь предложениями нашей транспортно-туристической компании. Наши автобусные туры в Волгоград Серафимович помогут вам приобщиться к культуре области и изучить местный колорит. Комфортабельные автобусы, цена которых вполне доступна для каждого, обеспечат безопасную поездку туда и обратно. Наслаждайтесь экскурсиями, а мы сделаем так, чтобы у вас остались только положительные впечатления.
График туров: 2 января 2020 года, далее по субботам
Паломнический тур в Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь в Серафимович. Вы сможете увидеть жемчужину донского края – Собор Казанской иконы Божией Матери, посетите подземный храм преподобного Арсения Великого и спуститесь в пещеры, где находится главная святыня монастыря – Чудотворный Камень (единственный на планете Земля камень, где молилась сама Матерь Божия, оставив отпечатки ладоней и калений). Внутри Казанского Собора наблюдается еще одно чудо – это самовосстановление старинных росписей храма, а на территории монастыря сияют золотом 33 купола Преображенской церкви.
Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь самый древний из монастырей Волгоградской области, возраст которого более 300 лет.
История монастыря богата событиями и трагична. Созданный в 1652 г., спустя 100 лет под Пасху 1752 г. при разливе Дона, он целиком сползает в воду и разрушается. К 1759г. монастырь отстраивается заново. В 1863г. настоятельницей монастыря становится Арсения, с именем которой связан его небывалый расцвет.
В 1874 г. под монастырем были выкопаны подземные ходы длиной 150 метров. С приходом советской власти монастырь закрывается.
После Великой Отечественной войны здесь размешают электростанцию, которую в конце 1960-х годов демонтируют с помощью взрывных работ, после чего от здания уцелели только стены и мраморные колонны. Мраморные колонны – особая ценность монастыря – они изготовлены и доставлены из Италии специально для этого монастыря.
С 1991 г. монастырь стал возрождаться, сначала как мужской, потом с 2002г. как женский.
Матушка Арсения
В 1849 году 16-летняя дочь богатого помещика и знаменитого генерала Войска Донского Михаила Себрякова Анна ушла в монастырь и через 4 года была пострижена под именем Арсения.
Инокини с радостью приняли в свою среду умную, энергичную и изящную красавицу, которая не гнушалась никакой черной работы. Арсения все свое свободное время проводила в молитвах, чтении духовных книг и занятиях живописью, к которой имела большие способности. Так, Арсения собственноручно написала на холсте плащаницу и шесть больших икон.
В 1863 году по просьбе сестер, оценивших по достоинству ее великое трудолюбие и организаторские способности, Арсения становится во главе монастыря, который при ее управлении довольно быстро благоустраивается и преображается.
Под руководством матушки Арсении на территории монастыря был выстроен великолепно спроектированный академиком Санкт-Петербургской академии художеств И.И.Горностаевым храм во имя Казанской иконы Божьей Матери, ставший духовной святыней донского казачества.
Стараниями матушки игуменьи в монастыре было открыто бесплатное четырехклассное женское училище, в котором преподавались Закон Божий, русский и славянский языки, география, арифметика и история государства российского. Были организованы школа живописи и библиотека, сооружен пещерный комплекс по подобию пещер Киевско-Печерской лавры.
За свое образцовое управление Усть-Медведицким монастырем в течение 40 лет игуменья Арсения получила награды. Знак Красного Креста за русско-турецкую войну в 1877-1878 гг. Медаль в память царствования императора Александра Ш. Библия, выданная матушке Арсении в 1905г. из Синода в качестве поощрения за создание монастырского училища. Наперстный крест и крест с драгоценностями, пожалованный матушке Арсении из кабинета Его Величества Государя Императора.
Особая реликвия монастыря – камень с отпечатками коленей и ладоней Богородицы, который обладает чудесным свойством исцелять искренне молящихся на нем.
Серафимовичский район
История Серафимовичского района тесно связана с историей донского казачества. Станица Усть-Медведицкая – такое название имел город Серафимович до 1933 года – являлась столицей 6-го казачьего корпуса Войска Донского. Сама станица была основана в ХУ1 веке – первое письменное упоминание о ней относится к 1595 году. Примечательно, что станица была отмечена в личном дневнике самим Петром Первым во время своего путешествия по Дону в Астрахань.
Согласно исследованиям археологов и историков, эти места были заселены племенами кочевников еще до татаро-монгольского ига. Казаки же стали здесь селиться с ХУ1 века. Не обошли эти места известные казачьи восстания под предводительством Кондратия Булавина и Степана Разина. Во время Гражданской войны именно у станицы Усть-Медведицкой происходили наиболее горячие столкновения между «красными» и «белыми».
Город Серафимович
Городок Медведицкий, с 1933 года Серафимович, основан в 1595 году на обрывистом правом берегу Дона. Свое название город получил от имени известного советского писателя Александра Серафимовича, который долгие годы жил и работал здесь. В городе находится дом-музей Серафимовича, где можно увидеть подлинную домашнюю обстановку писательского дома и личные вещи автора легендарного «Железного потока».
Есть в Серафимовиче и музей истории Усть-Медведицкого казачества, в котором можно познакомится с предметами быта донского казачества.
Природный парк
Природный парк Усть-Медведицкий площадью более 50 тыс. гектар – очень живописное место с красивейшими видами в районе рек Дон, Хопер, Медведица. Это пойменные, склоновые и байрачные леса, на территории которых произрастает почти 300 видов редких растений, среди которых ценные: орхидеи, пальчатокоренник, любка двулистная, прострел луговой, редкие виды папоротника, красивейшие белые лилии.
Животный мир представлен: волками, зайцами, лисами, косулями, лосями. Большое количество водоплавающих, околоводных и степных птиц, среди которых лебеди, рыбный филин, орлан-белохвост, дрофы, стрепеты, сапсаны.
На левом берегу Дона расположены красивейшие места. Дубовая роща с сотней дубов-великанов возрастом в несколько столетий. Гать – болотистое место, сплошь покрытое зеленой тиной. Холодный овраг, пахомовская пещера, гора Пирамида, на которой установлен огромный поклонный крест. Княжеское озеро, урочище Коптюга – стоянка бронзового века и многое другое. Места эти уникальные — ландшафтные комплексы со своими микроклиматом, флорой и фауной.
Имеется Книга даты рождения под покровительством Пресвятой Богородицы.
Ч т е н и е
Акафистов Пресвятой Богородице
у чудотворного камня
1. «Всецарица» — от тяжких заболеваний, в том числе онкозаболеваний.
2. «Неупиваемая чаша» — от недугов пьянства, курения и наркомании.
3. «Утоли моя печали» — в скорбях, печалях, житейских и семейных нуждах, неурядицах, от тяжелых болезней и греховных страстей.
4. «Воспитание» — об успешной учебе детей, о воспитании детей в духе благочестия.
5. «Умягчение злых сердец» или «Семистрельная» — от нападений врагов, о примирении враждующих, умягчения телесных и душевных страданий, озлобленности.
Продолжительность экскурсии – 13 часов
Выезд в 7.00 час, возвращение в 20.00 час.
Комфортабельный автобус 40-50 мест, либо микроавтобус на 20 мест Мерседес, Фольксваген
Православный туризм – неотъемлемая часть познавательных путешествий по России. Необязательно быть глубоко верующим и знающим религиозные обряды человеком, достаточно просто интересоваться историей и верить в чудеса – ведь с православными святынями зачастую связаны самые удивительные и необъяснимые явления.
Одна из таких загадок – камень Богородицы, который находится в монастыре города Серафимович Белгородской области и хранится в рукотворном пещерном храме, построенном настоятельницей монастыря матушкой Арсенией и ее соратницами в 1874 году. Тысячи туристов и паломников посещают святыню в течение многих лет. Камень представляет собой фрагмент до сих пор не идентифицированной горной породы – ученые не нашли аналога среди известных минералов. Прямоугольную каменную плиту с заметными отпечатками женских ладоней и коленей называют Монашкиным камнем, или камнем Арсении. Вокруг святыни немало легенд, так или иначе связанных с именем Богородицы. По одной версии, Пресвятая Дева велела монахине Арсении молиться на каменной плите, и молитва эта была столь искренна и полна веры, что расплавила камень, и на нем остались следы коленопреклоненной женщины. По другой – каменная плита сама спустилась с неба к молившейся монахине.
Камень обладает необычными чудесными свойствами – при попытках переместить его или вытащить из подземного храма, камень сам собой возвращается на место. Среди многочисленных паломников преобладают женщины, желающие стать матерями – известно, что искренняя молитва о ребенке у камня Богородицы помогает забеременеть и родить здоровых детей даже тем, кому врачи вынесли окончательный диагноз – бесплодие. Также камню приписывают свойства, позволяющие исцелиться от многих заболеваний: достаточно приложиться к плите губами и помолиться о здравии. Время от времени камень источает жидкость – мироточит, на нем освящают нательные крестики и другие предметы христианских обрядов.
Кроме чудесной каменной плиты в пещерном храме, Усть-Медведицкий монастырь по праву гордится живописным расположением и ухоженной территорией: красивый пруд, подстриженные газоны и хвойные растения, дорожки, по которым приятно погулять и подумать о вечном. Само здание монастыря также очень красиво и необычно – белоснежный храм с множеством куполов завораживает своим величием.
Монастырь в Серафимовичах ежегодно посещает множество людей, и каждый находит здесь что-то для себя – кто-то просто любуется красотой исторических храмов, а кто-то поверяет чудесному камню свои заботы и болезни и находит успокоение и исцеление. «Намоленные», полные положительной энергетики стены Усть-Медведицкого монастыря дарят покой и настрой на лучшее любому, кто к ним приходит.
Спасо-Преображенский Усть-Медведицкий женский монастырь
С момента своего основания в 1638 г. донской «Межигорский монастырь” предназначался для донских казаков. Географически был расположен на склоне высокого плоскогорья, в земле представлявшую обширную, однообразную низменную степь, почва солонцеватая и малоплодородная, но богатая лесами. Дон в иных местах обращается в ручей, а в других местах образует пруды. В узких руслах Дон течёт быстро, и иногда весной лёд запирает всю реку в этих местах, поднимает воду и разливами наносит вред населению. Что же касается появлению здесь казачества, то с давних времён в некоторой степени этому способствовали Аланы, Гунны, Хазары, Печенеги, Половцы которые здесь проходили, некоторые оседали и перемешивались между собой. В IX в., когда начало образовываться Русское Государство, Русь посетили равноапостольные Кирилл и Мефодий и способствовали здесь распространению Православия.С образованием Русского государства придонские земли вошли в его состав, потом составляли удел Мстислава Князя Тмутараканского. В XI в. между Славянами и Половцами происходили частые стычки, при достижении же мирных отношений не только простой народ, но и князья вступали в родственные связи и тем самым вносили в их языческую среду христианский уклад жизни. В 1265 г. здесь была учреждена Саранская епархия, в которую вошло всё пространство между Волгой и Днепром. На рубеже XV — XVI вв. сюда стекаются бедные крестьяне, как следствие феодально-крепостного гнета (рост государственных податей и налогов). Пришлый народ заселяет Донскую землю, по берегам нижней Волги и реки Яика или Урала, уходя от своих господ, полагают основу вольному казачеству, впоследствии переименованного в царствовании Екатерины II в Уральское.
В 1570 г. при Иоанне Грозном Донское казачество было признано официальным. И уже во второй половине XVI в. в труднодоступных местах появляются первые постройки, было основано 4 городка, в том числе и г. Медведицкий в 1595 году (ныне г. Серафимович). Основным промыслом казаков были походы за «зипунами» (в старое время, одежда русского крестьянина: кафтан из грубого толстого сукна, обычно без ворота) в Крым, Турцию, Персию. К тому же казаки обороняли Российскую Землю от набегов враждебных соседей, в чем помогало Московское правительство. Имея Веру, но, не имея в своей среде ни храмов, ни священников они поддерживали связь с иеромонахами Киевского Межигорского монастыря (монастырь на берегу Днепра в 19 верстах от Киева), где совершались частые молебствия и напутствия казаков. В XVII в. уже на Дону появляются три группы монастырей: 1) Черкасские, 2) Полковых казаков, и 3)Донских казаков.
Усть-Медведицкий Преображенский монастырь, был основан по собственному желанию казаков, для престарелых от военной брани. В 1638 г казаки испросили у Войскового округа землю под монастырь, недалеко от устья реки, Медведицы, в балке «Межигорской пустыни». Обитель находилась под покровительством Войскового округа. В XVII в. осуществляющиеся набеги со стороны татар, сделали необходимым условием перенести монастырь в безопасное место. В 1652 г. монастырь был перенесен на правый берег Дона напротив Усть-Медведицкой станицы, на площадку уступа над обрывом высокого гористого берега с обеих сторон окруженного горами. Между 1652-1662 гг. по благословению Патриарха Никона, начинается строительство монастыря, которое закончилось в 1665 г. Предполагалось, не отлагая времени освятить храм в честь Преображения Господня, но сложившиеся обстоятельства воспрепятствовали благому намерению, которое было совершено, только спустя пять лет в 1670 г.
Следует сказать, что первоначально монастырь был не большим, окопан рвом и обнесен валом для защиты от набегов. В обители были построены: келья настоятеля, трапезная, одиннадцать братских келий, состав братии насчитывал четырнадцать человек. Первым строителем являлся игумен Исайя. В строительстве ему помогали старцы Иосиф, Корнилий и Кирилл. После смерти игумена Исайи на строительную должность был назначен Антоний из Константиновской пустыни с грамотою от Воронежского епископа Митрофана. С момента основания Усть-Медведицкого монастыря, казачество для него являлось колыбелью. Обитель то постепенно расцветала, то терпела лишения. В годы лихих сражений принимала в своих стенах раненых казаков, а также снаряжала для царской службы. Монастырь имел большое значение для казачества, служа оплотом Православия и защиты Отечества на окраине Донской земли.
В конце XVII-XVIII вв. хозяйственное положение монастыря окрепло. В 1688 г. в правление строителя Антония за монастырем утвердилась «Пустовая мельница» на р.Медведице в Глазуновской станице, вследствие доброжелательства к Антонию казачьего войска. В 1694 г. он испросил у войскового начальства утвердить за монастырем Карповский юрт на р.Медведице. Увеличивая благосостояние монастыря, в его владении находилось 637 верст земли в длину, 17 верст в ширину, что составляло 65.500 дес. земли. На этих землях имелись леса (преимущественно дровяные), луга, рыбные ловли. Жизнь налаживалась, в обитель принимались не только престарелые казаки, но и всякий приходящий. Во время Булавинского восстания в XVII-XVIII вв., которое получило название по имени, его возглавившего К. Булавина. В стенах монастыря были успокоены осиротевшие дети казаков. Восстание было поднято, вследствие политики Петра I направленной на ликвидацию социальных и политических устоев Донского общества и суверенных прав Войска Донского.
В 1707 г. Петр I направил карательную экспедицию во главе с полковником Ю. Долгоруковым, что повлекло кровавые стычки. В апреле 1709 г. по прибытии Петра I в Черкасск, К.Булавин был казнен, а голова его водружена на колу. Обитель не только принимала, но и снабжала казаков снаряжением для несения царской службы. После смерти устроителя Антония в 1711 г. принявшим схиму перед кончиной, отношения с казачеством осложнились. Игуменом в столь не спокойное время для монастыря был Феодосий. Войсковая канцелярия в Черкасске утвердила его строителем Усть-Медведицкого монастыря. В 1712 г по челобитной игумена Феодосия за монастырем утверждается, для прокорма (обители) рыбная ловля на р.Дон от Усть-Хоперского рубежа до Хованского перелаза. Если насельники пытались приобрести, что-нибудь для монастыря, то сами же казаки отнимали у монастыря землю, распахивали сенокосы, на что игумен Феодосий жаловался Войсковой канцелярии, которая помогла устранить обиду лишь на короткое время. После смерти Феодосия в 1719 г (в схиме Феодосии), правил его преемник игумен Илларион до 1729 г., после ушел на покой и скончался в 1733 г. (в схиме Илия).
С 1729 г. монастырем управляет игумен Игнатий, при нем отношения монастыря обостряются с казаками Островской и Глазуновской станицами, причиной стал развод земли. В 1733 г. атаман приказал казакам при разводе земель столбы межевые вырыть и отказать монастырю во владении сенными покосами. Дерзость казаков переходила все границы морали, игумену Игнатию пришлось отправиться в Петербург и добиться восстановления прав монастыря на спорные владения. По указу императрицы Анны от 28 февраля 1734 г., было предложено возвратить монастырю, его прежние владения по старым грамотам войсковых атаманов. На запрос: «Отчего прежнее межевание оставлено, и столбы вырыты, и земля отнята ”, было произведено следствие и 18 августа 1734 г. была выдана новая войсковая грамота, утверждающая границы владении, правда, значительно урезанных по сравнению с 1716 — 1729 гг.
После смерти игумена Игнатия 1738 г. (в схиме Иаков) положение монастыря стало еще хуже, в помощи отказали соседние станицы, войсковая канцелярия даже по незначительным нуждам: в лесе на поправку ограды, в рыбной ловле, в сложении подушных денег за умерших трудников. Игуменом в это время был Иоаким управлявший монастырем до 1741 г. (в схиме Илларион). На игуменскую должность вступил Евфимий, вскоре переведенный архимандритом в Елецкий монастырь. Игуменство принял Лаврентий, овдовевший священник, правивший до 1775 г. В его время поднялся спор о границах в Карповском юрту. Дело поручалось сделать старшине Себрякову, приведенное в действие лишь в 1745 г. Развод земли не удовлетворил монастырь и 1747 г. вновь поступила жалоба Войску, на обиды причиняемые Етаревскими казаками. Поручено вновь рассмотреть дело, виновных подвергнуть наказанию (бить плетьми), который был выполнен Себряковым в 1749 г. Между тем, как улаживались внешние проблемы, встал вопрос о строительстве нового храма. Деревянная церковь в честь Преображения Господня с приделом Николая Чудотворца пришла в ветхость.
В середине XVIII в. монастырь потерпел стихийное бедствие. От весеннего разлива рек Дона и Медведицы талые воды подмывали почву, отчего она становилась неустойчивой, появлялись оползни, грозившие обители разрушением. От движения почвы оседали здания, трескались стены и в 1752 г. под Пасху склон горы и обитель медленно сдвинулись и сползли в разлившийся Дон. Строить обитель на старом месте уже было нельзя, могло случиться подобное бедствие. Для основания монастыря было выбрано новое место на полугоре, на полверсты выше прежнего. На этой полугоре (где он сейчас и находиться) и был построен монастырь в 1754 г. Возведен храм в честь Преображения Господня с приделом Донской иконы Божией Матери. Освящение придела было совершено епископом Феофилактом, а главный храм Преображения Господня 9 июня в 1759 г. с благословения еп. Кирилла. В 1775 г. после кончины игумена Лаврентия (в схиме Лазаря), который умел поддерживать отношения с казаками, у монастыря снова стали отнимать земли, сенокосы. Один за одним сменились четыре настоятеля, это выражалось их не способностью урегулировать внешние отношения монастыря с казачеством. По ходатайству того же А. И. Иловайского Святой Синод указом от 9 июня 1785 г. велел преобразовать Усть-Медведицкий мужской монастырь в женский. Тогда же в монастырь были переведены сорок девиц из Сиротинской станицы составляющих девичье собрание. Первой настоятельницей девичьего монастыря стала вдова войскового старшины Мария Абрамовна Карпова, устроителем и руководителем в духовной жизни инокинь был назначен семидесятилетний диакон Василий Михайлов от Преосвященного Тихона III еп. Воронежского. Последним же настоятелем мужского монастыря с 1781 г. был Павлин, Усть-Хоперский священник Петр Евтихиев, постриженный за год до преобразования монастыря в женский. Это преобразование объясняется тем, что донских женщин не удовлетворяла жизнь в девичьем собрании и отсюда их желание иметь женскую обитель. А так как уже было три мужских монастыря Кременской, Мигулинский и Усть-Медведицкий, то и было решено преобразовать Усть-Медведицкий.
Спустя три года, в 1788 г. указом императора было велено все сверх штатные монастыри Воронежской епархии упразднить. Под этот указ попал и Усть-Медведицкий монастырь, который был сведен до положения приходской церкви. Имущество было продано, насельницы распущены, церковную утварь было предписано отослать в Воронежский архиерейский дом, но отослано она так и не была, потому что в отношении Войскового Правительства в Воронежскую консисторию в 1789 г. было позволено оставить на прежнем месте. В доме настоятельницы было размещено сыскное начальство. Две мельницы в Островском юрту проданы. Спустя десять лет обитель была вновь восстановлена. Ходатайствовал перед высшим начальством об открытии монастыря Войсковой атаман В.П. Орлов. Открыть его предполагалось для израненных на службах казаков и престарелых их жен. С момента открытия М. Карпова возвращается в монастырь уже постриженная в монашество с именем Александра в 1801 г. За свое правление от Преосвященного Арсения епископа Воронежского и Черкасского награждена игуменским жезлом. Скончалась она в 1827 г. (в схиме Мария). Преемницею Александры стала игумения Августа. Заслуга ее в том, что она обучала девочек церковному пению. При ней открылся новый источник благотворного влияния на край: малолетние дочери не богатых старшин и казаков, живя по кельям монахинь, получали начатки мирского воспитания и, возвращаясь в свет, уносили в своей душе семена нравственной чистоты и благочестия. Благодаря чему монастырь пользовался большим уважением. Скончалась она в 1835 г. После Августы на игуменство вступила Афанасия. В ее правление монастырь постигли испытания.
В 1835 г. было объявлено Высочайше утвержденное положение, в этом положении не было упомянуто о пособии определенном монастырю в 1798 г. Пришлось положиться на добровольные пожертвования. Отказавшись от общественной благотворительности, они решили законным путем восстановить свои права и подали прошение на имя высшего правительства. Дело затянулось на несколько лет, пока не нашелся покровитель в лице архиепископа Игнатия Донского. Таким образом, благодаря Государю Императору Николаю Павловичу, принявшему участие в обеспечение монастыря, причин опасаться за будущее не было. Но все это было приведено в исполнение только в 1851 г. Скончалась иг. Афанасия в 1847 г., заменила ее казначея Вирсавия. При ней был устроен двухэтажный дом, для трапезы. Число монашествующих, при ней увеличилось от семнадцати до тридцати двух (1854 г.).
В 1863 г. скончалась иг. Вирсавия. Стала нужда в выборе новой игумений, выбор сестер пал на Арсению. 1864 г. стал для Арсении знаменательным. 3 января на 31 г. своей жизни, она была посвящена в сан игуменьи Архиепископом Иоанном. Свою уединенную тихую жизнь новопоставленной игуменьи пришлось сменить на бурную деятельность. Спустя некоторое время, скончалась ее духовная наставница схим. Ардалиона. Наделенная властью иг. Арсения занялась устройством обители, как с внешней стороны, так и с внутренней. Первым ее делом, было распространение грамотности в монастыре между сестрами, так как поступающие в монастырь девицы были лишены возможности получить образование, как светское, так и духовное. Ею составлена библиотека, в состав которой вошли книги духовного содержания. В 1867 г. заботами иг. Арсении, при монастыре открылось бесплатное четырех классное женское училище с преподаванием Закона Божия, русского и славянского языков, географии, арифметики и русской истории. Так же была открыта живописная школа, в которой преподавала сама игуменья. В училище обучались дети дворянские и чиновников, духовных и городских жителей, сельские, коренные и иногородние. На 1 января 1875 г. в училище обучалось: 9 из дворянских, чиновничьих и духовного сословия: 10 из городских жителей: 9 из сельских: 19 детей коренных жителей области: 13 иногородних, преподавателей в школе было 9 человек. В живописной школе обучалось до 15 детей постоянно живущих при монастыре, занятия проводились три раза в неделю по два часа. Училище действовало до 1918 г. Живое участие в преобразовании училища принимал и Михаил Васильевич Себряков, на его средства была устроена небольшая библиотека и приобретена школьная мебель.
В 1887 г. родной брат иг. Арсении Василий Михайлович отдал свой дом и родовое поместье под училище. Первымипреподавателями были, сама игуменья и священники монастыря, в последствии преподавали монахини, для этого обученные. В 1867 г. после открытия училища, Донской архиепископ Платон прислал иг. Арсении святительское благословение за благоустройство монастыря и открытие в нем женского училища. Но, однажды посетив обитель, отнесся к иг. Арсении, с недоверием посчитав ее молодой и не опытной в управлении монастырскими делами, даже хотел преобразовать в общежительный с определенным количеством сестер. Однако встретил сопротивление со стороны иг. Арсении, которая отрицательно отнеслась к преобразованию, вплоть до отказа от игуменской должности. Архиепископ, чтоб не вызвать отрицательного отношения к себе со стороны игуменьи отклонил свое решение и положительно отнесся к настоятельнице. В 1871 г. с согласия сестер иг. Арсения обратилась с прошением к Архиепископу Платону о разрешении строительства храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Получив одобрение, приступила к собиранию необходимого материала. Высокопреосвященный Платон разрешил использовать на строение храма процентный капитал, вложенный в кредитные учреждения Войсковым Правлением в количестве 8.000 руб. и монастырские в сумме 4.700 руб. Всего наличными было 17.000 руб.
Было позволено снести Петропавловскую церковь и на ее месте выстроить новый храм. Проектировал храм профессор Санкт-Петербургской академии художеств академик И.И.Горностаев. В 1874 г. 23 июня местное духовенство, при огромном стечении народа освятило место для воздвигаемого храма, а в 1875 г. в день празднования «Казанской ик. Божией Матери» была совершена закладка камня. В 1876 г. сотник Василий Борисов представил пожертвование Архиепископу Платону Донскому и Новочеркасскому, на сооружение храма в Усть-Медведицком монастыре, суммой в 3.027 руб. 60 коп. Для дальнейшего строительства храма необходимо было ездить в Москву, обсуждать вопросы с живописцем П.Соколовым о написании икон, с Зыковым проектирующим иконостасы и киоты, с Агафоновым обязавшимся все столярные и резные работы на иконостасе вызолотить червонным золотом, изготовить два престола из кипарисного дерева и два жертвенника из дуба. В 1879 г. в Москве было заказано пять медных золоченных через огонь крестов для храма, рисунки подсвечников и паникадил, винтовые чугунные лестницы. Колоннады из белого итальянского мрамора изготовлены в Петербурге скульптором Бариновым. Колоннады везли по каналам Мариинской системы, затем до Царицына по Волге, после до станции Себрово по железной дороге, со станции по степи на быках через переправы Медведицы и Дона. К началу 1877 г. были сведены под главный купол каменные и кирпичные кладки, и поставлены белые мраморные колонны. Следует так же сказать, что была положена кладка для одной духовой печи с вентиляцией. Последним штрихом в завершении работ, была покраска рам, полов, откосов, дверей обошедшееся в 8.000 руб.
В 1885 г. было завершено строительство храма и 8 сентября освящен главный придел Казанской иконы Божией Матери, Митрофаном еп. Новочеркасским. 15 сентября был освящен придел в честь апп. Петра и Павла архимандритом Иустином из Николо-Бабаевского монастыря. На столь великом событии присутствовало до 15.000 человек. В 1874 г. еще не окончив строительство храма, иг. Арсения принялась за основание пещер подобно Киево-Печерским, помогали ей в этом ее духовные дочери Никодима, Агния и Викторина. В пещерах, она думала устроить церковь, на что ей не хватило сил, теперь там лежит плита «Покаяния». Вход в пещеры начинается из притвора Арсеньевской церкви. Над входом в пещеры изображен «Страшный Суд» в глубине пещер над другим входом располагается икона «Вход Господень в Иерусалим». Пещеры ориентированны на юг в гору, протяженность их составляет 77 сотен, стены и потолок грунтовые, цементированы, пол кирпичный залит цементом. Температура в пещерах зимой и летом примерно плюс 8 градусов. В 30-х гг. пещеры были засыпаны, в 70-х гг. местные жители раскопали заваленные входы. Как было сказано раньше, в пещерах лежит каменная плита, по своим размерам не большая, но тяжелая и прочная. На ней видны глубокие отпечатки ладоней и колен.
После окончания строительства Казанского Соборного храма, Арсения приступила к внешнему благоустройству обители. Вместо малых, тесных и ветхих келий, были построены двухэтажные корпуса, для священнослужителей, обновлены экономические постройки, за оградой монастыря построена монастырская гостиница. В 1904-1905 гг. иг. Арсения тяжело заболела, все чаще помышляла о смерти и не желала, чтобы кто-либо присутствовал в момент ее смерти. 25 июня 1905 г. она отправилась в паломническую поездку в Саровскую пустынь на поклонение мощам прп. Серафима, не смотря на свое болезненное состояние, где имела возможность посетить святые места и думала возвратиться назад. К сожалению, ей это не удалось, болезнь усилилась, и ей пришлось, задержатся на четыре дня. 19 июля в день празднования открытия мощей прп. Серафима, боль усилилась и чувствуя близкую кончину приготовилась к принятию Святых Христовых Тайн. 21 июля по принятии Святых Тайн, она думала всё-таки вернуться. Вернутся ей было не суждено, вечером того же дня, в одиннадцатом часу ночи иг. Арсения преставилась на 72 году жизни. Тело было подготовлено к погребению. Деревянный гроб был опущен в металлический, присланный из Москвы от родственницы Ладыгиной. 22 июля о смерти игумении стало известно в Усть-Медведицком монастыре. Казначея монастыря Леонида послала депешу Преосвященному Платону о перенесении тела почившей и тогда уже по его просьбе Тамбовский архиерей и губернатор дали согласие перевести тело почившей в родную обитель. В июле 30 числа гроб с почившей прибыл на платформу Себрово, через сутки погребальная процессия прибыла в Усть-Медведицкий монастырь. До 20 августа гроб находился в Казанском храме, куда все желающие могли придти и попрощаться с почившей. На погребении присутствовало 9 иереев и 3 диакона. После панихиды было зачитано завещание написанное иг. Арсенией об избрании игуменьей казначею Леониду.
Гроб с почившей был обнесен вокруг Казанского храма и опущен в склеп, в Арсеньевской церкви. Это нижний храм в честь прп. Арсения Великого.Над могилой иг. Арсении Леонида воздвигнула памятник из белого мрамора с мраморным аналоем и выгравированной на нем «Смоленской ик. Божией Матери» и возжена лампада. За свое сорокалетнее управление иг. Арсения неоднократно получала благословение Св. Синода: имела наперстный крест и крест с драгоценными украшениями, пожалованный ей из кабинета Его Величества, Государя Императора; знак Красного креста за русско-турецкую войну в 1877 – 1878 гг.; медаль в память царствования имп. Александра III и в 1905 г. награждена Библией, выданной ей из Синода за основание монастырского училища. Кроме того, имела наперстный крест с драгоценными украшениями, поднесенный ей сестрами обители, с разрешения начальства в день тридцатилетнего юбилея управления монастырем.
В 1910 г. монастырь по-прежнему сохранял свое положение второго класса, в его владении было 1197 дес. земли, имел кирпичный завод, богадельню, школу, управлялся игуменьей, количество насельниц достигало до 249 сестер. В Советское время монастырь был закрыт в 1927 г. Две церкви, находящиеся на территории монастыря, закрыты в 1929 г. на заседании президиума Нижне-Волжского краевого исполнительного комитета совета рабочих. На заседании президиума Нижне-Волжского краевого исполкома было принято решение о закрытии двух церквей, находящихся на территории детской колонии, располагавшейся в зданиях бывшего женского монастыря. Церковные здания были необходимы детской колонии состоящей из 400 человек и с той целью, чтобы помещения передали колонии, выдвигалось положение, что церкви мешают воспитанию детей. Ходатайствовал о закрытии церквей Хоперский крайисполком. В выписке от 15/1.05.1929 г. с подпиской «срочно» сообщалось, что Усть-Медведицкий женский монастырь намечен для культурных целей находящейся там детской колонии. До какого года там располагалась детская колония неизвестно, а за все время существования Сов. власти в монастыре располагалась электростанция, зерносклад и пионерский лагерь.
Во время великой Отечественной Войны 1942-1943 гг. монастырь стал местом тяжелых боев. Можно предположить, что большинство монастырских построек было разрушено войной, чудом сохранился лишь Казанский храм монастыря. Вообще в послевоенное время в годы бесхозного состояния немалый ущерб храму монастыря нанесли случайные «недоброжелатели». Первым шагом для восстановления былого облика Преображенского храма было закрытие в него доступа. Были заграждены оконные и дверные проемы от «неблагодарных потомков». Предполагалось, что в строительстве храма будет принимать участие молодежь, но местные власти отклонили любительское благоустройство, предпочитая профессиональную реставрацию.
В кон. XX в. — в нач. 90-х гг. Св. Синодом была учреждена самостоятельная Волгоградская епархия на которую назначен архиепископ Герман. В 1991 г. на заседании Синода Русской Православной Церкви по ходатайству правящего архиепископа Германа, вступившего в управление Волгоградской епархией, было постановлено: «Благословить открытие Свято-Преображенского Усть-Медведицкого мужского монастыря в Волгоградской епархии». В 1992 г. монастырь начинает свою восстановительную деятельность. Первыми насельниками были настоятель иеромонах Савин (Аганин), два штатных иеромонаха, один иеродиакон, один монах и небольшое число послушников. В монастыре были произведены хозяйственные работы, восстановлена крыша храма, своды между нижним и верхним храмами, демонтирована электростанция, восстановлены пещеры (в пещерах хранится икона Св. Троицы написанная братией), игуменский дом (где была оборудована трапезная), для совершения богослужения оборудовали домовую церковь.
В августе 2001 г. монастырь был преобразован в женский. Решением Российского союза исторических городов и регионов г.Серафимович включен в список малых исторических городов России. Здесь сохранена своеобразная архитектура старинной казачьей станицы.
Одним из исторических мест города является Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь. Это своеобразная жемчужина донского края. Он был основан в 1652 году на уступе гористого берега, место для которого было выбрано неудачно. Уступ не имел прочного основания — это был старинный оползень берега, который с разливом Дона и талыми водами сполз в Дон вместе с обителью. И все же, несмотря на катастрофу, история монастыря продолжалась. При Игумене Лаврентии он был перенесен на теперешнее место, более отдаленное от Дона. В 1754-59 гг. был построен замечательный храм во имя Преображения Господня с приделом Владимирской иконы Божьей Матери.
В 1785 году, по ходатайству благочестивых донских женщин, монастырь был переименован в женский, через три года был упразднен. И только через десять лет вновь восстановлен 1 октября 1798 года «для презрения вдов и сирот Донских казаков». Первой настоятельницей Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского девичьего монастыря стали вдова войскового старшины Мария Абрамовна Карпова. Монастырь далеко не процветал. 30 декабря 1850 года в этот монастырь привез свою семнадцатилетнюю дочь Анну богатый и знаменитый помещик Михаил Васильевич Себряков. Известен он был на Дону не только этим, но как человек очень образованный и дочери своей дал всестороннее и полное образование. В 1854 году она была пострижена и с именем Арсении, а через десять лет, на 31 году жизни посвящена в сан Игуменьи и стала настоятельницей монастыря. 20 июня 1875 года Игуменья Арсения приступила к закладке нового обширного храма (без колокольни и куполов) в два этажа с винтовой лестницей по проекту академика И.И. Горностаева, одного из самых талантливых русских зодчих.
В 1920 году монастырь был упразднен. С этого времени начинается разрушение этого своеобразного очага донской культуры. И лишь в 1990 году обитель вновь возрождается. До 2000 года во главе с отцом Савином монастырь был мужским. А с 6 августа 2001 года стал женским с Настоятельницей — матушкой Георгией. Монастырь стоит на высоком берегу Дона. Главное здание монастыря — собор Казанской Божией Матери с верхним и нижним храмом. Построен в стиле итальянской базилики и восхищает своей красотой. Особенностью собора является наличие пещер, вырытых в 19 веке матушкой Арсенией и еще несколькими монахинями. С тех далеких времен до настоящего времени сохранился чудотворный камень, на котором подвижнически молилась матушка Арсения. Камень хранит чудесные отпечатки двух узких ладоней и коленей.
Координаты: N49 33.978 E42 41.874.
У западной части города Серафимович, недалеко от Дона, стоит Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь. Момент его возведения ориентировочно датируется 1652 годом и связан с благословлением Св. патриарха Иоакима. В настоящее время обитель практически полностью отреставрирована и заселена монахинями. Усть-Медведицкий монастырь является одним из самых посещаемых исторических мест, расположенных на правобережье Дона. Это своего рода донская жемчужина, как по духовному значению, так и по внешнему виду (сегодня стены монастыря белоснежны).
Ежедневно сотни туристов и паломников приезжают в Усть-Медведицкий монастырь в Серафимовиче — одни помолиться, другие воочию увидеть достопримечательности Усть-Медведицкого монастыря. Среди них наиболее будоражащими воображение являются выкопанные в 1874 году подземные ходы общей длиной 150 метров. Существует мнение, что когда-то подземный ход проходил под самым руслом Дона, давая таким образом возможность перебираться на левый берег. В одной из частей пещер и ныне находится главная святыня обители — «монашкин камень». На нем, словно по велению каких-то чудесных сил, остались отпечатки двух ладоней и коленей, по преданию они принадлежат Богородице, которая явилась молившейся здесь матушке Арсении. Другая версия заключается в том, что отпечатки — это следы от молитв самой матушки Арсении. Считается, что если припасть к этому камню в проникновенной молитве, можно исцелиться от самых разных недугов и болезней.
Во времена Арсении вход в пещеры был оформлен несколько иначе, чем сегодня: «Перед входом – маленькая комната. В этой комнате над дверьми, ведущими в пещеры, ранее висело изображение страшного суда. Пройдя из них узким коридором несколько шагов, встречаются другие двери с иконой над ними — Вход Господень в Иерусалим. Отсюда начинается спуск в пещеры, которые имеют направление в гору на юг…». Грунт, в котором были ископаны пещеры, требовал дополнительной облицовки, поэтому грунтовые стены, потолки, пол были выложены кирпичом. Главный ход пещер назван «Крестным путем Спасителя», другая часть пещер наименована «Страстным путем Божьей Матери». В ходах по стенам встречаются различные ниши, где ранее находились иконы, воспроизводящие путь Христа на Голгофу. На некоторых нишах остались следы креплений для решеток, очевидно, что иконы, которые в них находились, запирались. Отдельные короткие ходы соединяют основные галереи с кельями: «Вход Господень в Иерусалим», «Моление о чаше», «келья Троицы». Ходы соединяются в южном секторе и ведут к Голгофе, выделенной как отдельное помещение.
История Усть-Медведицкого монастыря Серафимовича тесно переплетается с историей здешних краев, неразрывно связана с ней, и столь же богата событиями, многие из которых подчас очень трагичны. Созданный в 1652 году, спустя 100 лет, в ночь под Пасху 1752 года при разливе Дона он целиком сползает в воду и разрушается. К 1759 году Усть-Медведицкий монастырь отстраивается заново. Были карательные экспедиции, направляемые сюда Петром Первым в годы Булавинского восстания, и упразднение обители в 1788 году, и гремевшие здесь сражения во время Великой Отечественной войны. Но всегда, в любые эпохи и при любых событиях Усть-Медведицкий монастырь в Серафимовиче имел большое значение для казачества, служа оплотом православия и защиты Отечества на окраине Донской земли, оставаясь надежным прибежищем для людских душ.
В 1863 году настоятельницей Серафимовичского Усть-Медведицкого монастыря становится мать Арсения, с именем которой связаны времена самого расцвета деятельности Спасо-Преображенского монастыря. Родившаяся в богатой и знатной семье помещика М. С. Себрякова, она в юном возрасте решила удалиться в монастырь. 30 декабря 1850 г. Себряков привез 17-летнюю дочь Анну в Усть-Медведицкую обитель и через 4 года она была пострижена с именем Арсения. Юная, изящная, красивая, она вызывала в сердцах простодушных инокинь благоговейное чувство, казалась им Ангелом Божиим. Жизнь вела самую строгую, подвижническую. Она написала плащаницу и 6 больших икон. В 1863 г. по просьбе сестер мать Арсения приняла начальство над монастырем. При ней Усть-Медведицкий монастырь (Серафимович) достиг своего наивысшего расцвета. В нем открылось бесплатное 4-классное женское училище.
После октябрьского переворота обитель была закрыта и подверглась осквернению и разорению. Более 50 построек на территории Усть-Медведицкого монастыря были разрушены. В годы Великой Отечественной войны город Серафимович несколько раз переходил из рук в руки. Бои продолжили разрушение обители. После войны в обители расположилась исправительная колония, потом в единственном уцелевшем храме – иконы Казанской Божией Матери – местная электростанция. В конце 60-х годов ее демонтируют весьма радикальным способом — с помощью проведения взрывных работ. В результате от здания монастыря уцелели лишь стены и мраморные колонны. В послевоенные годы в бесхозное для Усть-Медведицкого монастыря в Серафимовиче время немалый ущерб храму нанесли случайные недоброжелатели.
В начале 90-х годов прошлого века Священным Синодом была учреждена самостоятельная Волгоградская епархия, главой которой назначен архиепископ Герман. В 1991 году на заседании Синода Русской Православной Церкви, по ходатайству Германа, было постановлено: «Благословить открытие Свято-Преображенского Усть-Медведицкого мужского монастыря в Волгоградской епархии». Таким образом, в 1992 году начинается деятельность по восстановлению в Серафимовиче Усть-Медведицкого монастыря.
Пожалуй, самым первым шагом к поднятию из руин Преображенского храма и возвращению ему былого облика, стало закрытие в него доступа — дабы исключить проникновение вандалов, были заграждены оконные и дверные проемы. Далее, буквально по крупицам, началось непосредственное восстановление некогда блиставшей донской жемчужины. Первоначально к участию в строительстве храма предполагалось привлечь молодежь. Но местные власти отклонили вариант любительского благоустройства, предпочтя ему профессиональную реставрацию.
Изначально, в процессе работ по восстановлению и отделке, Усть-Медведицкий монастырь в Серафимовиче функционировал как мужской. Первыми его насельниками стали настоятель иеромонах Савин (Аганин), два штатных иеромонаха, один иеродиакон, один монах и несколько послушников. При их непосредственном участии в монастыре были произведены хозяйственные работы, восстановлена крыша храма, своды между нижним и верхним храмами, демонтирована электростанция, восстановлены пещеры (в пещерах хранится икона Св. Троицы, написанная братией). Также был отстроен игуменский дом (где оборудована трапезная), а для совершения богослужения оборудовали домовую церковь. Сегодня рядом с восстановленным и отреставрированным зданием Усть-Медведицкого монастыря красуется Храм Казанской Божьей Матери с верхним и нижним храмом, также уничтоженный во время Великой Отечественной войны. Серафимовичский монастырь имеет подворье в Волгограде — храм Параскевы Пятницы.
Построен Усть-Медведицкий монастырь в Серафимовиче в стиле итальянской базилики и поистине восхищает своей красотой. Нынешний храм уже третий по счёту отстроенный при монастыре. Первый храм был привален горой и в результате был построен второй подальше от горы и ближе к Дону, но при большом половодье рек Дон и Медведица произошло подмывание фундамента храма и храм «сполз» в Дон. Третий храм был построен уже выше по склону, где стоит и сейчас. По такому проекту построено всего два храма. Храм имеет форму креста. Колонны, поддерживающие храм изнутри, были доставлены из Венеции за 1,5 года и обрабатывались в Петербурге . Уже в наше время за эти колонны немцы предлагали заасфальтировать все дороги г. Серафимовича, но администрация города отказала предприимчивым немцам. Некогда вершину храма украшали пять позолоченных куполов, в отличие от нынешнего одного. Перекрытие между нижним и верхним храмами использовалось ещё и для обогрева – в нём была сделана система воздуховодов, а в нижнем храме стояла печь, которая и обогревала перекрытие. В Советские времена храм превратили в груду обветшалого камня. Не было ни крыши, ни перекрытия между верхним и нижним храмами, все оставшиеся стены были изгажены надписями, а фрески расстреляны и закрашены. Всё, что содержало золото, было распилено и растащено (купола, алтарь, иконостас) До нынешнего времени ещё остался дом игуменьи Арсении, арка бывшей колокольни, часть пещер с главной святыней монастыря чудо-камнем игуменьи Арсении. Сейчас, благодаря вниманию верующих, Усть-Медведицкий монастырь постепенно восстанавливается. Удалось так же привлечь внимание Москвы к удивительному памятнику архитектуры.
В августе 2001 года Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь (Серафимович) был преобразован в женский.
Добавить фото/информацию