История
Гефсимания — место уединенного моления Иисуса Христа о спасении людей. Там же окончила свой земной путь Божия Матерь, это место Ее славного Успения. Обитель, носящая такое название, дорога и свята всякому православному человеку.
В 3-х верстах от Троице-Сергиевой Лавры, вдали от суеты мирской, в тишине и уединении, посреди леса, Божьим Промыслом и старанием наместника Лавры преподобным Антонием (Медведевым) созидался Гефсиманский скит. Святители Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский, и Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский и Галицкий, благословили сие место, где в 1844 году поселились несколько монахов, особенно расположенных к безмолвию и строгому отречению от своих желаний и собственности. Здесь, помимо обычных молитвословий и тайнодействий, ночью и днем звучала Давидова псалтырь, освящая обитель и благотворящих ей.
Простота и строгость были заповеданы приснопамятными основателями скита. Облачениям, украшению церкви, самой обстановке скита надлежало подражать «нищете» великих святых — прпп. Сергию и Никону Радонежскому. Даже церковная утварь была деревянная, не исключая и пономарских подсвечников. «Простота… есть надежда Скита. Да сохранит сие Господь», — писал святитель Филарет Московский.
В простоте и суровости явился в скит основатель пещер юродивый Филиппушка: постился по несколько дней кряду, спал на голой земле, летом и зимой ходил на босу ногу, с пудовым посохом в руках. Испросив благословение у наместника Лавры на «копание погребка», блаженный Филипп начал в 1847 году сооружать пещеры наподобие Пещер Киево-Печерской Лавры. Спустя год к нему присоединились его взрослые сыновья, вместе с которыми он и принял позднее монашеский образ. Слух о пещерных подвижниках привел сюда иноков, жаждущих подвигов: каждый приходящий сам копал себе келлию. Пещерные кельи были не более сажени в ширину и длину, печей не было; зимой пещерники нагревали их своим дыханием и лампадками, горевшими перед иконами. В средней, самой большой пещере была устроена церковь во имя Архангела Михаила. Много позже кельи и пещерные храмы были обложены кирпичами. Так образовалось пещерное отделение Гефсиманского скита, которое получило напутствие владыки: «Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной».
Строгостью и духом православной ревности славился устав Скита. Пост, постоянная молитва, запрет на празднословие, иноческое уединенное житие — все было направлено к спасению души человеческой. Так, и женщины допускались внутрь скита лишь один раз в год, в день взятия на небо Божией Матери — главной покровительницы этой монашеской обители. Многие верующие люди искали строгого руководства, как наиболее спасительного пути, и Скит постепенно становится колыбелью московского старчества. Сюда стекаются тысячи верующих за наставлением и советом. Особенной строгостью славилась жизнь пещерных подвижников — таких, как иеросхимонаха Александра, затворившегося в уединении и безмолвии свыше 10 лет.
Но где строгость — там утешение и ласка. В скит приходит старец Варнава Гефсиманский, чье имя переводится как «сын утешения». Начинал он с того, что водил богомольцев по Пещерам Скита. Затем, с 1866 года он принимает послушание нести «крест наставничества народного». Это и был подвиг старчества. Господь отметил старца видимым даром прозорливости и исцелений от недугов душевных и телесных. Народ стал стекаться к нему отовсюду, и он никому не отказывал в помощи и назидании. Ежедневно он принимал от 500 до 1000 человек, каждому находя нужные слова утешения и примирения с Богом. Старец прославился на всю Россию, в начале 1905 года его посещает царь Николай II со своим семейством. Известно, что именно в этот год Николай II получил благословение на принятие мученического конца.
Предсказания прп. Варнавы сбывались с поразительной точностью. Так, многие заранее были им предупреждены о грядущих гонениях за веру, которые обрушились на Русскую Церковь в советский период. Известны и его дальнейшие предсказания: «И настанет время расцвета. Храмы опять начнут воздвигаться. Перед концом будет расцвет».
Служение старца увенчалось блаженной кончиной в святом алтаре перед святым Престолом в 1906 году 17 февраля (н.с. 2 марта). С этого момента чудеса стали совершаться на его могилке и по его посмертным молитвам. Он был похоронен в пещерной Иверской часовенке, где при жизни любил молиться. После обретения его мощей, из могилки забил живоносный источник, приносящий сегодня многим исцеление от различных недугов. В 1995 году прп. Варнава прославлен в лике святых. До нашего времени чудом сохранился домик старца.
1 сентября 1869 года, в день церковного новолетия в Скиту просияла Черниговская икона Божией Матери, данная вкладом в Пещерный храм. Произошло исцеление парализованной крестьянки, страдающей от своей болезни девять лет. С этого момента было зарегистрировано свыше 100 чудес и исцелений, исходящих от этой иконы. Многие больные устремились в Скит и прикладывались к чудотворному образу. По почте просили прислать маслица от лампадки, заочно заказывали молебны, молились даже перед изображением иконы в книгах — и все были услышаны, все получали помощь. Списки с чудотворного образа Божией Матери разошлись повсюду и до сих пор почитаются во многих православных храмах. Не случайно, что прообраз этой иконы был обретен преп. Антонием Печерским, знаменитым родоначальником русского монашества и первым русским пещерником.
Помимо пещер скит славится уникальным архитектурным ансамблем храмов, построек и стен, сохранившихся доныне. Чего только стоит одна пятиярусная колокольня, свечой возвышающаяся над всей округой и сравнимая только с колокольней Лавры! А почитаемое скитское кладбище, где нашли свое пристанище последние монахи Троице-Сергиева монастыря после его закрытия в 1919 году.Здесь покоятся останки знаменитых русских философов — В. В. Розанова и монаха Климента (в миру К.Н.Леонтьева).
В ноябре 1919 года, в ходе ленинской атеистической кампании, была закрыта Свято-Троицкая Сергиева Лавра; перед тем, в апреле 1919 года, были скрыты для кощунственного «освидетельствования» по указу Ленина мощи преподобного Сергия Радонежского. По закрытии Лавры братии предложено было переселиться в Гефсиманский скит и Черниговский монастырь, а именно 10 октября 1919 года Сергиевский исполком постановил: «В виду необходимости в размещении учреждений и общежитий совдепа и военного ведомства, Лавру, как монастырь, ликвидировать, общежитие монахов закрыть ,выселив последних в Черниговский монастырь и Гефсиманский скит.
В 1921 году был ликвидирован и Черниговский монастырь, как монашеское общежитие (братия перешла в Гефсиманский скит), с сохранением за монастырем собора Черниговской Божией Матери. Осенью 1922 года был закрыт и собор; вскоре по ходатайству рабочих московского завода «Серп и Молот», чудотворная Черниговская икона Божией Матери была перенесена в Москву в храм прп. Сергия, что в Рогожской Ямской слободе (недавно возвращен Русской Православной Церкви).
В 1924 году во времена НЭПа, Гефсиманский Скит получил статус «сельскохозяйственной артели» и жил на самообеспечении, фактически не пользуясь подаянием доброхотных жертвователей (их практически и не было; женщины в Скит на богослужения не допускались). В 1928 году была закрыта последняя церковь в Гефсиманском скиту — в честь Успения и Вознесения Божией Матери (храмовой праздник 17(30) августа) (в подклете — нижняя церковь во имя Гефсиманского моления Господа Иисуса Христа, молитвенное воспоминание о котором совершалось в Скиту во время Страстной седмицы) и отдана под клуб глухонемых. Это последнее закрытие и отобрание сопровождалось «разгоном» Скита; Братия его, все еще значительная, разошлась кто куда; последний скитоначальник игумен Израиль умер в ссылке в начале 50-х годов.
Весной 1946 года, по личному приказу Сталина был восстановлен монастырь в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре; Первое богослужение было совершено в Великий четверг в Успенском Соборе (свидетельство очевидца — о. Сергия Боскина).
В числе первых насельников Свято Троицкой Сергиевой Лавры был и келейник скитоначальника о. Израиля о. Иосиф (Евсенюк) (в будущем схиархимандрит Иосия, + 1968).
В 1950 годы строение Гефсиманского скита были отдана военному ведомству по распоряжению этого последнего – взорваны; на месте скитского кладбища построен многоэтажный учебно-административный корпус, существующий и поныне.
В Черниговском монастыре размещались последовательно: тюрьма — колония для «уголовного элемента», интернат для слепых и полуслепых, интернат для инвалидов Отечественной войны, ПТУ-интернат для инвалидов. В соборе Черниговской Божией Матери размещался склад Загорского горпромторга.
В сентябре 1988 года, после двухлетних предварительных историко-церковных изысканий был создан Общественный комитет по возрождению Черниговского монастыря в прежнем статусе: скита при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. В декабре 1988 года председатель комитета В. М. Еремина получила благословение наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры о. Архимандрита Феогноста на деятельность комитета, при условии общего контроля со стороны наместника.
Начало хлопот о возрождении Черниговского скита совпало с началом новой государственной политики в отношении Русской Православной Церкви. Поэтому постепенно многие государственные ведомства перешли от «невмешательства» в работу комитета — к помощи и содействию. Прежде всего, это относится к печати (например, «Литературная газета» дала место для двух публикаций), Производственному бюро по охране памятников истории и культуры Московской области, Совету по делам религий при Совете Министров РСФСР (ныне самоликвидировался).
Одновременно, по благословению наместника Свято Троицкой Сергиевой Лавры о. Феогноста были возобновлены регулярные молебны перед Черниговской иконой Божией Матери в притворе Троицкого собора Лавры (где находится чтимый список с чудотворной иконы — бывшая прежде храмовая икона собора Черниговской Божией Матери). Первый молебен был совершен в мясопустную родительскую субботу 1989 года. Также были возобновлены регулярные панихиды на могилке старца Варнавы, которые совершались насельниками Свято-Троицкой Сергиевой Лавры при участии православных мирян.
Наконец, молитвы Церкви принесли плоды: Исполком Загорского горсовета, — тот самый, который в 1919 году принял решение о закрытии Лавры, — теперь, в сентябре 1989 года, обратился к наместнику Лавры о. архим. Феогносту с предложением: принять на свое попечение часть зданий Черниговского скита и возобновить, если найдет нужным, Черниговский Скит при Свято- Троицкой Сергиевой Лавре. Не без Промысла Божия первая встреча наместника о. архим. Феогноста с представителями горисполкома и Совета по делам религий состоялась 13 сентября 1989 года, накануне празднования 120-летия Явления Черниговско-Гефсиманской иконы Божией Матери, которое было совершено в Черниговском скиту впервые после его закрытия.
Наконец, 11 апреля 1990 года было принято решение Загорского горисполкома о поэтапной передаче Черниговского скита Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, причем на первом этапе предстояло возвратить Церкви Ее святыни: Черниговский собор и сохранившуюся чудом деревянную келлию старца Варнавы.
В начале июля 1990 года было открыто иноческое жительство в Черниговском скиту.
Богослужения совершаются ежедневно в Черниговском соборе. Особенность скитского служения — в нем совершается во всякое время года ежедневно соборование болящих и страдающих душевными и телесными недугами.
Братия скита наравне с наемными рабочими принимает участие в ремонте и реставрации зданий Черниговского скита, основательно разрушенных временем, но избежавших намеренного уничтожения. В этом мы не можем не видеть милости Божией Матери, хранящей эту Свою обитель.
В наши дни от деревни Кривель до скита была проведена дорога, линия электропередач, появился мост через реку Пару, были построены несколько домов, братские корпуса, дом наместника, гостиница для паломников в Кривеле, гостиница в скиту с трапезной для братии. Скит продолжает строиться. Постоянно увеличивается число насельников. Сейчас здесь собрана братия из разных уголков нашей страны: Сибири, Молдавии, Cанкт-Петербурга, Москвы и Ростова. Они разные по возрасту: есть схимник, которому за 70, есть молодые братия, которым едва исполнилось 20. Каждый из них нашел в скиту свое место. Обычно сюда посылают молодых, чтобы они вкусили монашеской жизни: здесь утром и вечером совершаются богослужения, есть молитва и труд, природа, уединение, тишина – здесь можно найти себя, проверить свое желание и готовность оставить мир, получить первый опыт послушания, терпения, смирения. Человек, пришедший в монастырь, в скиту может оценить, устраивает ли его такая жизнь, ищет ли он монашества или, может, его призвание в чем-то другом. Ведь пора послушничества – пора испытаний. Если человек находит себя здесь, он остается, если нет – уходит и ищет какой-то другой путь к спасению.
В скиту каждый насельник имеет свое постоянное занятие –послушание, которое назначает настоятель скита. Основные послушания связаны с богослужением; одни служат и исповедуют, другие помогают во время службы в алтаре, читают и поют на клиросе. Помимо богослужебного послушания каждый трудится и для братии: в трапезной, в библиотеке, в саду и огороде, на пасеке. Скит полностью обеспечивает себя всем необходимым, скитские насельники собирают и заготавливают на зиму грибы, ягоды, ухаживают за садом; для нужд монастыря выращивается картофель и другие овощи. Неподалеку от скита братия вырыли пруд, где разводят рыбу.
Ежедневно, в будние дни в 5:30 утра, насельники скита собираются в храме Преподобного Сергия Радонежского: служится полунощница, утреня, часы и изобразительны. Вечером служба совершается в 16 часов, а после нее братия крестным ходом обходят территорию скита с иконой Божией Матери «Спорительница хлебов», прося помощи и благословения городам, селам, нивам, и каждому дому.
По древней традиции в скиту принимаются записки с именами усопших для поминовения на Псалтири: каждый день братия молятся о наших умерших родственниках и близких, просят милостивого Бога простить им все согрешения и даровать Царствие Небесное.
В воскресные и праздничные дни службы совершаются по полному чину в двух храмах: в скиту – в храме Преподобного Сергия Радонежского, и в селе Михеи – в храме Архангела Михаила. Накануне праздника вечером совершается всенощное бдение, а в день самого праздника – Божественная литургия. По воскресеньям после Литургии братия служат молебны перед иконами Божией Матери «Всецарица» и «Неупиваемая Чаша». На престольные храмовые праздники – на Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных (21 ноября) и на память Преподобного Сергия Радонежского (18 июля и 8 октября) – приезжают братия монастыря во главе с наместником монастыря архимандритом Алексием. В эти дни богослужения особенно торжественны.
В скиту – обширная пасека: на ее территории находится более 300 ульев, омшанник (место для зимовки пчел), сотохранилище, дом пчеловода.
В 2009 году на Подворье было закончено строительство столярных мастерских. Они оборудованы современными деревообрабатывающими станками производства Германии и итальянской фирмы Gridgio: 4-х сторонний станок, рейсмус, форматно-раскроечный станок, шлифовальный, токарный и фрезерный станки, на которых трудятся квалифицированные работники. Столярная продукция изготавливается из различных материалов: сосна, ясень, липа, лиственница. В мастерских можно заказать практически любую столярную продукцию, погонаж, церковную утварь и мебель.
26 апреля 2010 года состоялось освящение и новой пекарни. На сегодняшний день отлажена технология выпечки белого и серого хлеба, работает кондитерский цех. Весь ассортимент хлебопекарной продукции можно приобрести непосредственно в пекарне (кирпичное здание за трехэтажной гостиницей).
Дата публикации или обновления 01.02.2017
Адрес скита преподобного Сергия Радонежского: Рязанская обл., Сапожковский район, с. Михеи, подворье Данилова ставропигиального мужского монастыря г.Москвы при храме Архангела Михаила.
Проезд: по трассе М5 (Челябинская, Самарская) до поворота на Сапожок (направо). Не доезжая до Сапожка, после Васильевки, Дмитриевки поворот на Кривель (налево). В Кривеле по указателю (налево).
Скит преподобного Сергия Радонежского: http://danilovskit.ru
История скита преподобного Сергия Радонежского.
Скит Данилова монастыря во имя Преподобного Сергия Радонежского составляет часть монастырского подворья при храме Архангела Михаила в селе Михеи Сапожковского района Рязанской области. Подворье и скит были основаны в конце 1992 года. В 2008 году праздновалось 15-летие их основания.
Осенью 1992 года наместник московского Данилова монастыря архимандрит Алексий и ныне покойный монастырский эконом архидиакон Роман (Тамберг, †1998) приехали в Рязанскую область, чтобы выбрать место для основания сельскохозяйственного подворья: «первому на Москве» монастырю были необходимы собственные сельские угодья, которые и обитель бы кормили, и давали доход для финансирования её многостороней деятельности.
В селе Михеи Сапожковского района была церковь во имя Архангела Михаила, но она находилась в ведении местного колхоза и не действовала. В правлении колхоза архимандриту Алексию предложили принять храм, открыть его для верующих и возобновить богослужения. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил Данилову монастырю открыть здесь подворье. С Божьей помощью, силами братии и местных жителей уже через год удалось подготовить один из приделов храма — преподобного Серафима Саровского — к освящению, и в конце 1993 года в храме были возобновлены богослужения.
Храм стал постепенно восстанавливаться. Недавно был установлен центральный иконостас храма (придел Архангела Михаила), здесь совершается богослужение в праздничные дни. Помолиться сюда приходят местные жители, приезжают люди и из других сёл.
Однако монастырю нужна была земля. Когда в администрации Сапожковского района речь зашла о том, что братия хотели бы иметь место для молитвы, для посильных трудов, им порекомендовали местечко неподалёку от села Кривель, называемое Горкой, или, как говорят местные жители, Бугром. Отец наместник и отец эконом приехали посмотреть это место и стояли внизу за речко около села. К ним стали подходить местные жители, старушки в тёмных платках, и со слезами радости говорили: «Вы хотите открыть здесь монастырь». Но тогда мыслей таких ещё не было. «Нет, — отвечали братия, — мы пока об этом не думаем».
Поднялись на горку. Переехали в брод на машине речку Пару — моста ещё тогда не было, не было и дороги, соединяющей Кривель и скит, не было тогда никаких домов, которые сейчас составляют скит. Это было красивое, уединёное место, окружённое с трёх сторон речкой Парой. Когда-то здесь была усадьба, от которой не осталось и следа; о ней напоминал только старый, одичавший сад на южном склоне холма.
Место это среди местных жителей — это говорили люди, достойные уважения, церковные, верующие, — считается намоленным и по-своему известным. В 60-е годы жители села Красный угол, что в 4 км от скита наискосок, в сумерках видели лестницу, которая спускалась с неба на землю, и по этой лестнице кто-то спускался и восходил.
Длилось это чудесное явление около получаса. И верующие люди тогда поняли, и братия сейчас понимают, что так, вероятно, это место было обозначено Ангелами. А местная старица Екатерина Михайловна Хлуденева, к которой многие приходили за духовным советом и утешением, ещё в 40-е годы прошлого века говорила, что придёт время, храмы восстановятся, и указывала на горку за Парой: «А здесь монастырь будет».
Данилов монастырь взял эту землю и направил сюда первых насельников — иеромонаха Евсевия и чуть позже — иеромонаха Михея, положивших начало устроению монастырского подворья и скита. На месте, куда, по свидетельству очевидцев, спускалась небесная лестница, решили построить деревяный храм.
Поначалу решили, как назвать скит: в честь Преподобного Сергия Радонежского или в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». Скит был назван в честь Преподобного Сергия Радонежского, потому что братия, которые пришли в Данилов монастырь и стали первыми насельниками, были из Троице-Сергиевой Лавры, и любовь к этому угоднику Божиему они сохранили в своих сердцах. Преподобный Сергий, святой заступник всей Руси, всегда ходатайствовал о русских людях, он сам и его ученики основывали святые обители в разных местах России. Так имя Преподобного Сергия прославилось в деревяном храме, построенном в скиту. Это храм, сейчас покрытый медью, до этого был покрыт тесом, а его маковки — лемехом, и напоминал первый храм, который Преподобный Сергий построил на Маковце.
Приезжавшие люди не раз спрашивали у братий: «А тут Преподобный жил?». Но преподобный тут не жил, хотя известно, что до Рязани он доходил и мирил князей. Братия чувствуют ходатайство Преподобного Сергия и каждй день обращаются к нему с молитвой, величанием, тропарём.
За 15 лет, с Божией помощью, во многом на пожертвовния добрых людейскит вырос буквально на пустом месте: от деревни Кривель до скита была проведена дорога, линия электропередач, появился мост через реку пару, были построены несколько домов, братские корпуса, до наместника, гостиница для паломников в Кривеле, в настоящее время заканчивается строительство гостиницы скиту, на первом этаже которой будет трапезная для братии. Скит продолжает строиться.
Постоянно увеличивается число насельников. Сейчас здесь около 20 человек братии из разных уголков нашей страны: Сибири, Молдавии, Cанкт-Петербурга, Москвы, Ростова, разные по возрасту: есть схимник, которому за 70, есть молодые братия, которым едва исполнилось 20.
Каждый из них нашёл в скиту своё место. Обычно сюда посылают молодых, чтобы они вкусили монашеской жизни: здесь утром и вечером совершаются богослужения, есть спасение и труд, природа, уединение, тишина — здесь можно найти себя, проверить своё желание и готовность оставить мир, получить первый опыт послушания, терпения, смирения. Человек, пришедший в монастырь, в скиту может оценить, устраивает ли его такая жизнь, ищет ли он монашества или, может, его призвание в чём-то другом. Ведь пора послушничества — пора испытаний. Если человек находит себя здесь, он остаётся, если нет — уходит и ищет какой-то другой путь к спасению.
Богослужения в подворье
Ежедневно, в буднии дни в 5:30 утра, насельники скита собираются в храме Преподобного Сергия Радонежского на утренние молитвы: служится полунощница, утреня, часы и изобразительны; а вечером в 16 часов — на вечернюю службу, после которой крестным ходом обходят территорию скита с иконой Божией Матери «Спорительница хлебов», прося помощи и благословения городам, селам, нивам, и каждому дому.
По древней традиции в скиту принимаются записки с именами усопших для поминовения на Псалтири: каждый день братия молятся о наших умерших родственниках и близких, просят милостивого Бога простить им все согрешения и даровать Царствие небесное.
В воскресные и праздничные дни службы совершаются по полному чину в двух храмах: в скиту — в храме Преподобного Сергия Радонежского, и в селе Михеи — в храме Архангела Михаила. Накануне праздника вечером совершается всенощное бдение, а в день самого праздника — Божественная литургия. По воскресеньям после литургии братия служат молебны перед иконами Божией матери «Всецарица» и «Неупиваемая Чаша». На престольные храмовые праздники — на Собор Архистратига Михаила и прочих небесных Сил бесплотных (21 ноября) и на память Преподобного Сергия Радонежского (18 июля и 8 октября) — приезжают братия монастыря во главе с наместником монастыря архимандритом Алексием. В эти дни богослужения особенно торжественны.
В начало