Сергия радонежского куликовская битва

Дым над войсками некоторые исследователи приписывают пушкам.Фото: Елена ВАХРУШЕВА

Уникальная икона

В прошедшую пятницу прошел очередной день воинской славы России — годовщина Куликовской битвы. Все мы из школьных учебников помним имена Дмитрия Донского, монахов Пересвета и Ослябю, Сергия Радонежского, благословившего войско на победу. Помним, как объединенное войско погнало Мамая от Москвы, и эта победа стала началом освобождения Руси от татаро-монгольского ига. Многие читали летописное «Сказание о Мамаевом побоище», написанное очевидцем тех событий. Кто-то слышал, что ополчение из Ярославля и Курбы внесло весомый вклад в эту победу. Вроде все — познания и кончаются на этом.

Но мало кто подозревает, что в стенах Митрополичьих палат в нашем городе есть уникальная икона — «Сергий Радонежский с житиями», которая единственная в мире повествует о Куликовской битве. Больше таких нет.

Все историки икону расценивают как шедевр не только ярославской живописи, но и всего русского искусства XVII столетия. В центре иконы изображен Сергей Радонежский, а внизу икону дополняет «Сказание о Мамаевом побоище», написанное на длинной и сравнительно узкой (30 см) доске. Неизвестный художник создал единственную в русской иконописи по обилию фигур и сложности композицию, снабженную поясняющими надписями.

Написан шедевр был по заказу горожан иконописцем-монахом Троице-Сергиевой лавры в начале ХVII века и доставлен в Ярославль в Сергиев придел Власьевской церкви (сейчас на этом месте — сквер за памятником Волкову). Но через полвека ярославские художники дополняют икону своими сценами из «Жития», показывающими Сергия не только как поборника веры и чудотворца, но и как государственного деятеля.

А в конце века образ подвергся еще одной реконструкции — видимо, икону хотели вписать в новый иконостас и требовалось ее увеличение — так появилась эта 30-сантиметровая накладка, на которой еще один ярославский мастер изобразил сцены не из религиозного памятника, а из шедевра светской литературы — «Сказания о Мамаевом побоище». Для икон — явление уникальное.

В 1959 году сняли темный слой олифы и расшифровали надписи.

Русские против русских?

Ярославскую икону заметили и знаменитые наши «реформаторы исторической науки» Носовский и Фоменко (эти математики выпустили немало книг, в которых утверждают, что существующая хронология исторических событий в целом неверна), которые пишут:

«На иконе мы видим много подробностей, подтверждающих нашу гипотезу, что Куликовская битва произошла в Москве на Кулишах, и что здесь сражались русские с русскими, а не русские с «татарами». Икона датируется серединой XVII века. Вооружение и тип лиц «татар» точно такие же, как и русских. И то, и другое войско изображены совершенно одинаково… Оба вражеских войска — русское и «татарское» — идут в бой, навстречу друг другу под одними и теми же знаменами. Нас долго и упорно убеждали, что на Куликовом поле сошлись в смертном бою православное русское Дмитрия Донского воинство с иноверцами — татарами Мамая. Следовательно, над войсками должны были бы развеваться совершенно разные знамена, с совершенно разной символикой. Мы видим, что и у русских, и у «татар» на знамени изображен один и тот же образ Нерукотворного Спаса… Напомним, что этот образ, как известно, был старым русским военным знаменем. Оказывается, что под этим же знаменем в бой шли и «татарские» войска Мамая. Это означает только одно. Что на Куликовом поле сошлись в смертном бою русские войска Дмитрия Донского и русские войска темника Мамая, то есть тысяцкого Ивана Вельяминова».

Это позволило «академикам» утверждать, что это явное подтверждение их гипотезы о том, что не было никакого монголо-татарского нашествия. А только княжеские междоусобные войны.

— Это просто смешно, — улыбается научный сотрудник Музея древнерусского искусства Виктория Горшкова. — В иконописи не принято прописывать национальные черты, исторические детали и подробности. В греческих иконах тоже нет различия между греками, римлянами, арабами, евреями — их тоже не было? Это же не батальное полотно, а фрагмент литературного жития.

Но Носовский и Фоменко идут дальше: «Обратим внимание на то, что войско Дмитрия Донского имеет пушки. Не просто пушки, а целую батарею пушек. На иконе мы видим изображение этой батареи, ведущей огонь в направлении войска Мамая.

Формально ничего удивительно в этом нет. Поскольку, согласно скалигеровской истории, пушки появились на полях сражений как раз в середине XIV века. Потому что именно в это время в Европе открыли порох. Но историки уверяют нас, будто все это происходило исключительно на просвещенном Западе. А на Руси в то время якобы никаких пушек не было и в помине. Стреляли из луков, воевали тяжелыми булавами, дубинами».

— Ярославский мастер писал аллегорический образ сражения, и кто изображен на знаменах — не установлено. Да и писал он в конце XII века, когда пушки были вовсю распространены, — уверена Виктория Викторовна. — Не надо требовать с поэта исторических достоверностей. У Лермонтова в «Бородино» и у Толстого в «Войне и мире» тоже есть фактологические ошибки, но мы на основе этого не пересматриваем историю.

Но каждый из нас склонен к скептицизму и падок на сенсации. А кто прав — убедитесь сами. Загляните в Митрополичьи палаты и внимательно рассмотрите уникальный шедевр.

Уникальная икона Сергия Радонежского — единственная в мире, на которой изображена Куликовская битва.Фото: Елена ВАХРУШЕВА

В этой рубрике мы расскажем о том, какую роль играла в нашей истории церковь и как вера помогала в переломные моменты различных эпох.

Многие знают, что в Куликовской битве 1380 года, положившей начало освобождению Руси от ордынского ига, большую роль в успехе русского войска сыграли два монаха – Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Но не всем известно, что ход знаменитой битвы Пересвета с Челубеем имеет несколько оценок и толкований.

Защитники родины из брянских бояр

Предположительно, оба инока происходили из брянских бояр и славились воинским мастерством. Возможно, Александр Пересвет стал монахом ещё в Ростовском Борисоглебском монастыре, а уже позже оказался вместе с Ослябей, принявшем в постриге имя Андрея, в Троице-Сергиевом монастыре и стал учеником знаменитого радонежского чудотворца.

Преподобный Сергий Радонежский благословил обоих монахов перед Куликовской битвой: «И дал он им вместо оружия тленного нетленное – крест Христов, нашитый на схимах, и повелел им вместо шлемов золочённых возлагать его на себя».

Божественное заступничество

Битва на Куликовом поле должна была стать и стала решающим столкновением Руси с Ордой, властвовавшей над русскими землями почти полтора столетия. Великий поход на ордынцев был освящён духовным авторитетом «игумена земли русской» – преподобного Сергия. Именно к нему в Троицкую обитель отправился великий князь Дмитрий Иванович накануне сражения с Мамаем. Сергий Радонежский не только благословил князя на битву, но и предрёк победу, которая превратила московского правителя в великую историческую фигуру – в Дмитрия Донского.

Зримым образом божественного заступничества должно было стать присутствие в московском войске троицких иноков-воинов – Пересвета и Осляби, отправленных в поход Сергием. Известие об их участии внесло дополнительное спокойствие в русское войско. Ещё большее успокоение внесла битва Пересвета с Челубеем. Это был ритуальный «поединок богатырей», результат которого расценивался обеими сторонами как знамение, предрекавшее исход всей битвы.

Погибли за правое дело

Существует несколько версий боя между Пересветом и Челубеем. Согласно одной из них, оба противника, на конях и с копьями, столкнулись друг с другом и мёртвыми рухнули наземь. По другому рассказу, Челубей пошёл на хитрость: его копьё оказалось длиннее, чем требовалось. Благодаря такой уловке противник сразу вышибался из седла и не имел никаких шансов достать обидчика. Но Александр Пересвет, зная это, снял доспехи и остался в одной схиме (монашеской накидке с изображением креста), осуществляя призыв преподобного Сергия воевать крестом, а не мечом. В итоге копьё Челубея пронзило инока, но благодаря этому Пересвет смог сблизиться с ордынцем, достать его и убить. Тот свалился с седла, а смертельно раненый монах сумел доехать до своих и только там испустил дух. Жертвенный подвиг Александра Пересвета вдохновил войско Дмитрия Донского на успех.

По одному из преданий, Андрей Ослябя также погиб в бою на Куликовом поле. Рассказывали, что инок первым ринулся в бой после гибели Пересвета. Он же отнёс раненого князя Дмитрия в сторону под берёзу, где его и нашли после сражения.

Причислены к лику святых

Александр Пересвет и Андрей Ослябя были погребены в Москве рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. Оба инока-воина причислены Русской Православной Церковью к лику святых. Их память совершается 7(20) сентября.

История двух монахов стала яркой иллюстрацией активного и плодотворного участия православной церкви в жизни страны. Память об этой победе русских войск сохраняется и благодаря реализации проектов Российского военно-исторического общества. В частности, Тульское отделение РВИО проводит большую работу по сохранению исторического ландшафта Куликова поля.

Нестеренко Василий Игоревич.

Москва, 2005.

Холст, масло.

Московская государственная картинная галерея Василия Нестеренко.

На полотне в центре изображена фигура Сергия Радонежского, справа от него Федор Романович, слева Михаил Бренко – участники и герои Куликовской битвы.

Сергий Радонежский, игумен Радонежский, игумен земли Русской, всея Руси чудотворец (в миру Варфоломе́й ) — монах Русской церкви, преподобный, основатель ряда монастырей, в том числе Свято-Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра).

Духовный собиратель русского народа, с которым связаны культурный идеал Святой Руси и возникновение русской духовной культуры С XV века почитается Русской православной церковью в лике святых какпреподобный и считается величайшим подвижником, печальником, молитвенником, небесным воеводой земли Русской.

Фёдор Романович (? — 8 сентября 1380) — князь Белозерский (1339—1380).

Старший сын князя Романа Михайловича, после смерти которого занял княжеский престол. Был женат на дочери Ивана КалитыФеодосии. В 1375 году в числе других удельных князей принимал участие в походе Великого князя Московского Дмитрия Ивановича Донского против Твери. В 1380 году, вместе с сыном Иваном, принимал участие в Куликовской битве, где оба были убиты. После него Белозерское княжество перешло к его племяннику Юрию Васильевичу.

Бренко Михаил Иванович (?–1380), московский боярин, как называют его некоторые летописи. Имя Михаила Ивановича Бренко упомянуто во всех источниках, связанных с Куликовской битвой. «Сказание о Мамаевом побоище» сообщает о красивом символичном эпизоде мены доспехами и конями Дмитрия Московского и Михаила Бренка. Михаил Бренко в доспехах Дмитрия остался под великокняжеским стягом в центре Большого полка, где в ходе боя развернулись наиболее ожесточенные схватки. Татары прорвались к стягу, убили Михаила, но Дмитрий остался жив. Косвенным подтверждением этого эпизода в истории Мамаева побоища является упоминание в росписи воевод русского войска в Куликовской битве летописей Дубровского и Архивной о том, что «А у себя же имяши князь великии Дмитреи в полку… боярина своего и воеводу Михаила Брянка…».

В XIV веке могущество Москвы окрепло, а Золотая Орда стала сдавать свои позиции. Москва отказалась платить ей ежегодную дань, за что ордынский хан Мамай решил наказать русских. В 1378 году он от­правил на Русь свои орды, однако они были разбиты московским князем Дмитрием Ивановичем, внуком Ивана Калиты. В 1380 году Мамай сам двинулся на Русь во главе нового, еще большего войска. Объеди­ненные силы русских встретились с ним у реки Непрядвы, притока Дона. Здесь произошло сражение, в результате которого армия хана Мамая была наголо­ву разбита.

Куликовская битва, известная и как Мамаево побои­ще, состоялась 8 сентября 1380 года. Название это идет от Куликова поля, расположенного между река­ми Доном, Непрядвой и Красивой Мечей в юго-западной части нынешней Тульской области. Русскими вой­сками командовал замечательный полководец великий князь московский и владимирский Дмитрий Иванович. Силы противников были примерно одинаковы — 100-150 тысяч от татар и столько же от русских.

Битва отличалась особой ожесточенностью.

По одну сторону находились люди, отстаивав­шие свободу и независимость родной зем­ли, своих любимых, родных и близ­ких, по другую — стяжатели, насильники и грабители. Сра­жение совпало со светлым праздником Рождества Пресвятой Богородицы.

В этот день перед Донской иконой Божьей Матери воины присягнули биться до конца. Мамаево полчище было разбито и рассеяно, однако потери русских также оказа­лись значительными. Когда в 1382 году новый золотоордынский хан Тохтамыш совершил набег на Москву, ее просто некому было защищать. Тохтамыш сжег город и вновь обложил Русь данью.

Поединок Пересвета с Темир-Мурзой (Челубеем) За родную землю.

Художник Н. Присекин

После Куликовской битвы, 8 ноября, в день памяти великомученика Дмитрия Солунского, игумен Троицкого монастыря преподобный Сергий Радонежский отслужил панихиду по защитникам Руси, павшим на Куликовом поле. С тех пор православные ежегодно поминают всех погибших воинов в субботу перед праздником Дмитрия Солунского. Она известна как Дмитриевская родительская суббота.

Посещение великим князем Дмитрием Сергия Радонежского перед выступлением в поход на татар.

Художник А.Д. Кившенко

Отец Сергий Радонежский сыграл важную роль в исходе Куликовской битвы. Он убе­дил русских князей, объединившись, подчиниться великому князю московскому. Сер­гий Радонежский помогал князю Дмитрию Ивановичу своими советами и молитвой. Когда, отправляясь на Куликовскую битву, князь заехал к Сергию, чтобы преподобный помолился с ними дал ему благословение, тот предрек Дмитрию победу и спасение от смерти. Приблизившись к Дону, Дмитрий Иванович колебался, переходить ему реку или нет, и только по получении от преподобного Сергия ободрительной грамоты, увеще­вавшей его как можно скорее напасть на татар, приступил к решительным действиям. В 1389 году князь Дмитрий Иванович пригласил отца Сергия скрепить духовное заве­щание, узаконивавшее новый порядок престолонаследия — от отца к старшему сыну. Заслуги Сергия Радонежского Русская православная церковь оценила очень высоко: в 1452 году он был канонизирован.

Утро на Куликовом поле. Художник А.П. Бубнов

Русский дружинник и хан Золотой Орды

В Куликовской битве великий князь Дмитрий Иванович проявил выдающийся полко­водческий талант, за что и получил почетное прозвище — Донской. В его правление Москва утвердила свое руководящее положение в русских землях. Дмитрий Донской впервые передал великое княжение наследнику (Василию I) без санкции Золотой Орды. Куликовская битва оказалась решающей для укрепления самосознания рус­ских. Иго еще продолжалось, войска татаро-монголов еще захватывали русские горо­да и веси, но их уже не боялись и смело оказывали им сопротивление. Князя Дмитрия Ивановича в 1988 году Русская православная церковь причислила к лику святых. Полное объединение русских земель относится ко времени правления сына Ивана III Василия III (1505-1533). Тогда к Москве присоединились Псковская земля и Ря­занское княжество, у Литвы был отвоеван древний русский город Смоленск. Наше государство стало называться Россией. На ее территории, помимо русских, прожи­вали также удмурты, мордва, карелы, коми и другие народности.

Симеон Гордый Василий I Василий II

Следующий раздел

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *