Северак монастырь

В начале XVII века Борис Годунов сослал в монастырь своего политического противника Ивана Сицкого; здесь его насильно постригли в монахи.
В конце XVI века в монастыре постригся и прожил около трёх лет блаженный Леонид Устьнедумский (после он перешёл в Соловецкий монастырь). На рубеже XVI-XVII веков в монастыре жил св. Никодим Хозьюгский. После него в монастыре осталась икона Богоматери «Неопалимая Купина», которую Никодиму в 1605 году пожаловал Пафнутий, митрополит Сарский и Подонский.
В 1630-х годах в обитель из Анзерского скита перешёл будущий Патриарх Никон, и в 1643 году по просьбе братии он был поставлен игуменом. Он наладил здесь бойкую торговлю солью и красной рыбой. Именно в это время игумен Никон познакомился с будущим царём — семнадцатилетним Алексеем Михайловичем. В 1646 году, вскоре после восшествия на престол (1645), царь попросил патриарха Иосифа возвести игумена Никона в сан архимандрита и назначить его настоятелем столичного Новоспасского монастыря.
В 1642 году княгиня Елена Куракина пожаловала монастырю серебряный крест с мощами разных святых и частями Животворящего Древа и ризы Господней.
В 1764 году монастырь был упразднён; в 1853 — возобновлён.
В 1885 году из часовни над гробницей преподобного. Серапиона устроена каменная церковь во имя Иоанна Предтечи.
К концу XIX века в монастыре было 25 монахов во главе с архимандритом. К этому времени в обители находились две каменных (Богоявленская и Предтеческая) и одна деревянная церкви. В деревянном храме хранились мощи преподобного Никодима Хозьюгского.
Обитель уничтожена в 1918 году: настоятель, монахи, по одному из послушников, трудников и паломников убиты, монастырь разграблен. Выжившие монахи и миряне разбежались.
В 1997 году был воздвигнут Поклонный Крест. Возрождение монастыря началось с приезда трех оптинских братий. В их числе был послушник Михаил (Разиньков), ставший впоследствии настоятелем обители.
В 1999 году монастырь был официально возобновлён.
Настоятель — иеромонах Михей (Разиньков).
В течение 12 лет отец Михей не терял надежду на то, что в возрождающийся монастырь прибудет братия. Однако это ожидание пока не осуществилось. В 2011 году было получено благословение Архангельского и Холмогорского Даниила на создание женского монастыря на Кожозере.
На сегодня считается самым труднодоступным из действующих монастырей России.
Источник: Официальный сайт Архангельской епархии

Сразу хочу подчеркнуть, что не надо воспринимать название статьи буквально. Во-первых, я ни только не берусь рассказывать про все монастыри, но и не знаю сколько их. Во-вторых, говорить о Русском Севере в географическом или административно-территориальном смысле неправильно. Это скорее историко-культурное понятие, признаки которого сформировалось за долгие годы на территории разных областей России. В-третьих, знакомство с монастырями (по месту и времени) определялось ни моими пожеланиями, а маршрутом речного круиза Москва- Санкт-Петербург-Валаам-Москва. На плановых стоянках организаторы круиза предлагают туристам разные варианты экскурсий, в том числе и в монастыри. Вот о них и пойдет речь.

Но прежде всего, несколько слов о Калязинской колокольне. Еще одно отступление от заявленной темы. Это еще не север, а место на пути из Москвы, порта пяти морей, в том числе и по нашему маршруту. Ни один круизный теплоход, вышедший из Северного порта столицы, не может миновать бывшую колокольню (1800 г.) бывшего Никольского собора (1694 г.) бывшего Николо-Жабенского монастыря. Поэтому самое главное о ней. Высота над уровнем воды — 70 метров. В былые времена колокольня имела 12 колоколов, самый большой из которых (весом 1038 пудов) отлили в 1895 году на средства собора в честь восшествия на престол Николая II.

Калязинская колокольня

В 30-е годы прошлого века после строительства Угличской ГЭС и образования водохранилища значительная часть Калязина, в том числе и неразобранные монастырские и соборные постройки, оказались в зоне затопления. Колокольня была оставлена в качестве маяк. Существуют разные версии о принятии того решения, а также несколько легенд и правдивых историй, так или иначе связанных с колокольней и ее большим колоколом. Но это отдельная тема.

Кирилло-Белозерский монастырь

В конце XIV — начале XV вв. последователи Сергия Радонежского основали ряд новых монастырей, главным образом, в районах Русского Севера. В их числе Кирилло-Белозерский, ставший в последствии крупнейшим и богатейшим монастырем в России, центром духовной жизни региона.

Святые ворота с церковью Иоанна Лествичника (1572)

Основан монастырь был в 1397 году монахом Кириллом Белозерским, который на берегу Сиверского озера вырыл пещеру, ставшую первым шагом в создании обители. Для сравнения, через полторы сотни лет в собственности монастыря насчитывалось 607 одних только деревень. А в первой половине XVIII века, ставшей апогеем в его развитие, монастырь был собственником 21 тысячи крестьян, проживавших в 16 уездах. Но вернемся к истокам.

Крепостные стены и башни Кирилло-Белозерского монастыря

Уже в начале XV века, Кирилло-Белозерская обитель стала центром большой группы монастырей, и активно способствовала процессу, получившему название «монастырская колонизация». В пределах 7-15 километров от этого центра обосновались Феропонтов, Горицкий, Воскресенский монастыри и Нило-Сорская пустынь. Трудно переоценить значение монастырей для освоения этих суровых и богатых районов, сравнительно недавно вошедших в состав Московского Княжества. Московские князья, понимая это, оказывали им всяческую поддержку. Более того, многие из правителей посещали обитель: великий князь Василий II Васильевич Темный, Государь всея Руси Василий III – отец Ивана IV Грозного, царь Петр I. Сам Иван Грозный особо почитал Кириллов монастырь, т.к. считал свое рождение связанным с ним. В 1528 году Василий III приезжал сюда с женой Еленой Глинской, чтобы молиться о появление наследника. Получилось, родился Иван.

Интересный факт! Развитие монастыря, проходившее в условиях конкурентной борьбы Москвы с Великим Новгородом, превратило его в крупный экономический центр и место, через которое проходили торговые пути к побережью Белого моря.

Ввиду того, что монастыри в ту пору выполняли еще и военные, оборонительные функции они вынуждены были создавать фортификационные сооружения. В 1600 год вокруг обители были построены первые каменные ограждения с башнями. В Смутное время, в 1612-1613 гг. защитники монастыря выдержали несколько нападений и осаду польских и литовских захватчиков.

Архитектурный ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря с Успенским собором (1497 г.)

В 1654-1658 гг. построенные новые стены превратили Кириллов монастырь в самую большую и мощную крепость России. Оценить это можно и сейчас.

Интересный факт! Однако с выходом России к Балтийскому морю и сокращением торговли через Архангельск, стала уменьшатся и экономическая роль монастыря. В 1764 году Екатерина Великая лишила его угодий и крестьян, и вскоре монастырская слобода была преобразована в город Кириллов, а крепость в городскую и уездную тюрьму.

В эти, не лучшие для бывшего монастыря, годы его ценности (иконы, старинные книги, церковная утварь из храмов обители) растаскивались всеми способами. Хорошо если цивилизованными для, столичных музеев. А часто просто варварскими. В 1924 году на территории монастыря создан Кирилло-Белозерский музей-заповедник, который спас храмы от разрушения в 30-е годы. Со временем он был дополнен экспонатами, привезенными из соседних деревень (мельница, деревянная церковь, иконы).

В монастыре сохранились и по мере возможности реставрируются более десятка культовых зданий, находящихся в ведении музея. Главный из них — Успенский собор с церквями-приделами равноапостольного великого князя Владимира, епископа Епифания Кипрского и игумена Кирилла Белозерского.

Воскресенский Горицкий монастырь

С точки зрения очередности знакомства участников круиза с монастырями, Воскресенский Горицкий должен оказаться в списке раньше, чем Кирилло-Белозерский. У села Горицы, на берегу реки Шекстны оборудована небольшая пристань. Буквально в двух шагах от нее расположен Горицкий женский монастырь. А до Кирилло-Белозерского надо еще ехать 7 км. Но с точки зрения возраста и статуса приоритет отдается последнему.

Реставрация храмов Воскресенского Горицкого монастыря

В 1544 году, который считается годом основания Воскресенского Горицкого женского монастыря, в селе Горицы на месте деревянных церквей была построена каменная Воскресенская церковь с приделом преподобного Кирилла Белозерского. Заслуга основания обители принадлежит княгине Ефросинье Старицкой, вдове князя Андрея Старицкого, родного дяди Ивана Грозного. Имя этой женщины сохранилось в истории главным образом, ввиду ее борьбы с первым царем Всея Руси. В 1563 году она была сослана в ею же созданный монастырь, где и закончила свой жизненный путь при странных обстоятельствах.

Монастырские стены

Горицкую обитель называли «монастырем опальных княгинь». Кроме княгини Старицкой, здесь, в почетном заточении, в разные годы оказывались: княгиня Палецкая, жена брата Ивана IV, жены Ивана Грозного – Мария Нагая и Анна Колтовская, дочь Бориса Годунова – Ксения, Екатерина Долгорукова – невеста императора Петра II.

Интересный факт! Кроме «воспитания» царственных особ, монастырские насельницы занимались и обычной хозяйственностью деятельностью, расширением обители и совершенствованием инфраструктуры. Некоторые результаты их труда используются и по сей день.

На территории обители три каменные церкви (Воскресенская – 1544 г., Троицкая – 1821 г., Покровская – 1832 г.), много хозяйственных построек, монастырские стены, в которых находились жилые, гостиничные, больничные помещения, подвалы с ледниками. В

Покровская церковь после реставрации – главный храм обители

В монастыре был проведен водопровод, который работает до сих пор. За пределами монастырских стен была построена пристань, скотный двор и т.д. Дальнейшая судьба обители схожа с тем, что выпало на долю десятков, а то и сотен церквей, храмов, монастырей. В 1932 г. она был закрыта. За годы советской власти в помещениях и на территории монастыря были сельхозартель, гараж, правление совхоза. Кельи и другие подходящие помещения использовались как жилье. В Троицкой церкви размещался сельский дворец культуры. После войны часть помещений передали дому инвалидов.

Новейшая история монастыря началась в 1990 году, с реставрации храмов. Осенью 1999 года монастырь объявлен действующим. Сейчас там живут 10-20 насельниц. И постоянно увеличивается поток паломников и туристов. Продолжение моего путешествия читайте во второй части нашего повествования.

Если Вам понравилось наше повествование или Вы хотите связаться с автором статьи, оставляйте комментарии к публикации, и он Вам обязательно ответит. Возможно, Вы сами хотите рассказать о своих туристических открытиях, читателям нашего он-лайн путеводителя будет очень интересно узнать о том, что Вы увидели, и что Вам показалось интересным! Оставляйте комментарии, вопросы, рассказывайте о впечатлениях о путешествиях, предлагайте темы для новых обзоров и статей!

Для тех, кто хочет читать наши новости в мобильной версии, оперативно следить за публикациями, подписывайтесь на наш канал в Яндекс-Дзен

Свято-Троицкий Трифонов Печенгский монастырь — самый северный монастырь на краю земли посетили на каникулах ребята воскресной школы «Завет» прихода храма Архистратига Михаила, побывали на могиле преподобного Трифона, приложились к святым мощам, поучаствовали с братией в литургии и причастились святых Христовых Тайн.

Добирались группой из 15-ти человек на 4-х машинах. Чтобы не опоздать на службу, выезжали в 5 утра. Накануне ребята были в храме на занятиях воскресной школы, затем на вечерней службе, а после службы исповедовались, готовились к Причастию. Конечно, устали и не выспались, но волей превозмогли себя ради благой цели. Господь нас учит, что Царство Небесное силой берется, поэтому самая большая победа – это победа над собой. Бог всегда в меру наших духовных усилий и устремления к Нему дарует каждому и Свою благодать. По дороге в монастырь рассуждали с ребятами, зачем люди посещают Святые места. Безусловно, что это места силы Божьей, молитвами святых угодников стяжавших здесь благодать. Если с благоговением, со страхом Божиим и верою, как и к Причастию, пойти к Святыне, то Святыня воздействует на человека, как и Господь, то есть он получит там то, что ему больше всего надо, но скорее всего совсем ни то, что он просит и не обязательно сразу. После литургии и Причастия лица ребят светились от радости, а от бессонной ночи не было и следа даже у самых маленьких учеников: пятилетней Оленьки и шестилетнего Матфея, которые без устали бегали по дорожкам монастыря. Погода благоприятствовала чудесной прогулке, было ясно, тепло и безветренно, что вообще бывает здесь редко.

Гостеприимная братия монастыря для нас приготовила замечательную трапезу, после которой все очень довольные и благодарные вернулись опять в храм, где была проведена интересная беседа по истории Трифонов Печенгского монастыря и житиях наших замечательных Кольских Святых.

История монастыря – это книга промысла Божьего в жизни лопарского народа и всего Кольского севера. Основанный в 1533 году преподобным Трифоном Печенгским, он стал оплотом Православной веры и государственности на северных рубежах России. При поддержке царя Иоанна Грозного трудами преподобного Трифона и братии в монастыре было создано очень крепкое хозяйство, но главное – монастырь явился центром просвещения Кольской земли, подавая северным народам пример жизни во Христе. После многих трудов и подвигов смирением и аскезой преподобный Трифон достиг великой духовной силы. Прожив в Лапландии 70 лет, уже в глубокой старости в 98 лет Трифон предал свою святую душу Богу. Перед смертью он предсказал братии погибель от острия меча, но обещал, что Господь снова обновит Свою обитель. Пророчество сбылось вскоре в 1589 году, когда 51 человек братии и 65 послушников беспрекословно приняли мученический венец от финских наемников. Мощи 116 мучеников сохранились под плитой , в алтаре храма Рождества Христова, который сгорел уже в наше время. Во времена царствования Екатерины ӀӀ Трифонов Печенгский монастырь вообще упразднили и возобновили в 1889 году, он опять стал иметь мощное хозяйство и духовную силу на Кольском севере. В 1922 году монастырь оказался на территории Финляндии, и там велись лютеранские службы. В 1944 году монахи были вынуждены покинуть Печенгу. Война и безбожные времена привели к разрушению всех монастырских построек, но с 1997 года он опять возрождается. Как и обещал преподобный Трифон, Господь не забывает Свою обитель.

Но как в пустыне сатана искушал Христа, так и в тундре сатана искушает угодников Божиих и насылает на них свою злобу, но только есть против дьявола у монахов великая сила. И сила эта – вера Православная. «Верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих» (Евр. 11, 33-34). Вера и сейчас творит чудеса, и мы видели чудо своими глазами, любуясь и восхищаясь вновь отстроенным просто сказочным Свято-Троицким Трифонов Печенгским монастырем, который вновь стал сокровищем нашей Кольской земли.

Из поездки в Божию обитель каждый увез с собой жемчужину, обретенную в святом месте, стал духовно богаче, а вместе с нами и в нашей жизни и вокруг нас прибавится Света Христова по молитвам наших Небесных Покровителей и Заступников – Кольских Святых.

Галина Дегтяренко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *