Шаровкин монастырь

28 декабря 2017 года в зале заседаний Священного Синода Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Священный Синод Русской Церкви постановил открыть женский монастырь в честь Калужской иконы Божией Матери в городе Калуге и назначить на должность игумении этого монастыря монахиню Параскеву (Ляхову).

14 января 2018 г. Открытие женского монастыря в честь иконы Калужской Божией Матери состоялось в деревне Ждамирово Калужской области на месте обретения иконы, по легенде, спасшей Калугу от чумы, холеры и остановившей армию Наполеона. В торжественном мероприятии в воскресенье приняли участие губернатор региона Анатолий Артамонов и Митрополит Калужский и Боровский Климент.

Указ о создании монастыря был издан Священным Синодом РПЦ 28 декабря 2017 года на основе подворья Черноостровского монастыря, действовавшего в Ждамирове с 2006 года. Неподалеку от него в 1748 году была обретена икона Калужской Божией Матери, которая считается покровительницей Калужской земли. В 1760 г. для иконы на месте деревянного был построен каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы, который стал центром новой обители. Икона Калужской Божией Матери считается одной из наиболее почитаемых в Калуге. Ей приписывают избавление Калуги от эпидемий чумы (1771 года) и холеры (1898 год), а также избавление Калужской земли от нашествия армии Наполеона.

Сейчас монастырь, в котором живут десять монахинь, располагается в здании сельской школы, в нем действует воскресная школа, в которой обучается около 70 человек. В ближайшей перспективе планируется создание подворья монастыря в усадьбе Кольцово. По данным правительства региона, новый монастырь стал девятым в Калужской митрополии и седьмым в Калужской епархии.

Чудо возрождения Успенского Шаровкина монастыря

Вам приходилось сталкиваться с чудесами в своей жизни? Позволим себе утверждать, что с тем человеком, который имеет счастье быть верующим и любить Бога, чудеса случаются каждый день. Когда мы благодарим Бога, то видим их на каждом шагу. Одно из таких многочисленных чудес – это возрождение Успенского Шаровкина монастыря, который располагается на живописном месте, на холме неподалеку от реки Жиздры. Еще в XVI веке Божья Матерь избрала себе это место. Благоговейный инок Феогност Шаровка поселился здесь для прохождения уединенного подвига. Скромный монах не думал о суетной славе и имел своей целью лишь служение Богу. Но Богу уже тогда было угодно, чтобы здесь собралась монашеская община. Как о жизни благочестивых иноков на этом месте узнали богатые князья и даже царь Иоанн Грозный, который сам посетил эту обитель? Можно утверждать, что произошло Божие чудо: монастырь расцвел за короткое время.

Но враг рода человеческого не мог терпеть расцвета на святом месте: в святой обители были и пожары, и набеги иноплеменников. В конце XVIII века, последовало ее закрытие, а в 1937 году был закрыт и последний приходской храм на ее территории. Служащий священник Успенской церкви о. Иоанн Жуков был расстрелян 28 августа 1937 года. Достойный служитель Матери Божией ушел в вечную жизнь как мученик в день Ее Успения. И в этом мы можем усмотреть чудо Божие: ведь то, что в 20-е годы было уничтожено столько верующих, дало нам сонм святых мучеников, за страдания которых Бог помиловал Россию. Вместо того, чтобы с насмешкой посмотреть в экран телевизора на «последнего попа», люди молитвами новомучеников вдруг стали обращаться к Богу – сначала тайно, а потом уже и явно исповедуя веру.

Трудные времена пережила обитель в советские годы: ее разграбили и осквернили, в храме разместили скот. Но говорят, что и в развалинах бывшего храма невидимо стоит его ангел-хранитель. Горяча была молитва и простых деревенских бабушек, которые стали собираться в разрушенных стенах для празднования Рождества и Пасхи. Замечательна жизнь одной из них, Евдокии, ныне уже почившей. Эта скромная женщина всю жизнь безбоязненно исповедовала веру, за что даже была выгнана супругом, будучи уже беременной, из своего собственного дома на улицу. На работе ее ловили и насильно пытались влить в рот водку, чтоб посмеяться над ее верой. Евдокия долгие годы ждала, надеясь увидеть своими глазами возрождение Шаровкина монастыря – и дождалась!. Потихоньку храм был более-менее приведен в порядок и в нем стало возможно совершать службы. Днем начала возрождения монастыря стали считать 25 декабря, день памяти свт. Спиридона Тримифунтского.

В январе 2016 года для возрождения обители сюда прибыли сестры из Никольского Черноостровского монастыря в г. Малоярославце. Это событие произошло неожиданно для всех, прямо на Рождество Христово. Зима, холод, неустройство, недоверие односельчан встретили первых насельниц на новом месте послушания. Но монастырская «закалка» не дала унынию поселиться в их душах. Кто-то из сестер помнил, из каких руин возрождался их родной Черноостровский монастырь. Первым, самым главным делом была молитва. Сестры стали молиться утром и вечером, литургия стала совершаться чаще. Чтимая икона обители — «Благодатное небо»- чудесным образом становилась ярче и светлее. Потихоньку к ней потянулся народ. Божия Матерь через Свою икону стала помогать всем и утешать в скорбях. Из сестер и прихожан создалась дружная сплоченная семья. Она посылает обители помощников чудесным образом.

Обитель постоянно испытывает особую милость Пресвятой Богородицы: вот уже второй год Ее чудотворная икона «Калужская» посещает монастырь, оставаясь в нем на всю ночь. Сестры монастыря вместе с паломниками из православных лагерей уже во второй раз они имели возможность помолиться перед иконой ночью. Все отмечали необычайное ощущение от ночной молитвы. В этот момент можно сказать Божией Матери все, что лежит на сердце, не торопясь, не беспокоясь, что кто-то тебя увидит. Со многими происходили невидимые чудеса: менялись души, в людей вливалась новая жизненная сила. Люди говорили, что так не хочется уезжать из этого тихого уголка и возвращаться в круговорот бесконечных проблем в миру.

Многие, находясь в этом круговороте, часто вспоминают Шаровкин монастырь, желая как можно быстрее снова приехать в это благодатное место. Действительно, Пресвятая Богородица слышит все наши просьбы и невидимо помогает. Люди приезжают с благодарностью, рассказывают о разрешении своих серьезных проблем. Значит, это святое место воскреснет. И это чудо совершается на наших глазах. Мы, насельницы обители, от всего сердца благодарим Бога за то, что Он удостоил нас быть Его соработниками в благодатном деле помощи нуждающемуся миру. Хочется сказать от всего сердца: слава Богу за все!

Содержание

Памятник, Литургия и Панихида первому настоятелю Свято-Троицкого Лютикова монастыря иеросхимонаху Зосиме

Иеросхимонах З О С И М А (Ветров) (30.05.1937 — 06.10.2019)

Литургия и Панихида 06 октября 2020 года

Иеросхимонах З О С И М А (Ветров) (30.05.1937 — 06.10.2019)

БЛАЖЕННОЙ ПАМЯТИ

Иеросхимонаха З О С И М Ы (Ветрова) (30.05.1937 — 06.10.2019)

Пол залит успешно

Работы выполнены пол залит…

Фотографии залив пола

Подготовительные работы по заливке пола…

Новые фотографии

Восстановление храма Свято-Троицкий Лютиков монастырь…

Продолжается восстановление храма…

Восстановление храма в селе Рыченки идет полным ходом…

Последние фотографии

Восстановление храма продолжается…

Строительство продолжается

После 1,5 месячного перерыва, связанного с изготовлением и монтажом балок перекрытия, строительство храма продолжается.

Иконы

Фотографии икон

Новые фотографии со стройплощадки

Предлагаем вашему вниманию последние фотографии

Стены храма продолжают расти

Последние фотографии со стройплощадки

Восстановление храма не останавливается

Представляем вашему вниманию последние фотографии со стройплощадки

В новом году работы по восстановлению продолжаются

Фотоотчет со стройплощадки.

Последние фотографии со стройплощадки

Восстановительные работы продолжаются

Работы по восстановлению продолжаются

Ни на минуту не прерываются работы по восстановлению Троицкого Лютикова монастыря в с.Корекозево.

Начаты работы по иконостасу

С Божьей помощью близится время, когда над храмом появится купол и будут проведены отделочные работы.

Продолжение работ по восстановлению храма

Фотоотчет со строительной площадки

Новые фотографии с восстановления храма

Новые фотографии с восстановления храма

Выкладываем последние фотографии с восстановления храма

Последние фотографии восстановления храма

Процесс восстановления Лютикова монастыря продолжается.

Фотографии со стройплощадки

Восстановительные работы продолжаются.

Восстановление храма продолжается

Последние фотографии со строительной площадки.

Для сохранения темпов восстановления на площадку с большими трудностями был доставлен кран с более высокой стрелой. Кран предоставлен калужской организацией СТРОЙДОРМАШ.

Последние фотографии с восстановления монастыря

Фотоотчет очередного этапа работ по восстановлению Лютикова монастыря.

Очередной фотоотчет с работ по восстановлению Перемышльского Троицкого Лютикова монастыря.

Глава Калужской епархии возглавил собрание духовенства 9-го благочиннического округа

Митрополит Калужский и Боровский Климент, глава Калужской митрополии возглавил заседание собрания духовенства 9-го благочиннического округа Калужской епархии в зале заседаний Калужской митрополии.

Фотографии с восстановления Лютикова монастыря.

Восстановление продолжается…

Изготовлена металлическая арка для возведения сводов восстанавливающегося храма.

Фотоотчет о идущих восстановительных работах монастыря.

Продолжение работ по восстановлению Перемышльского Троицкого Лютикова монастыря.

Работы по восстановлению монастыря. Фотоотчет.

Уже несколько лет, начиная с 2014г, в 30 километрах от г. Калуга, идут работы по восстановлению храма на территории Перемышльского Троицкого Лютикова монастыря.

Фотоотчет о восстановлении монастыря

27.03.2017г.

Фотоотчет со стройплощадки по восстановлению Перемышльского Троицкого Лютикова монастыря по состоянию на 27.03.2017.

13.03.2017г.

Фотографии Лютикова монастыря на 13 марта 2017 года.

28.02.2017г.

Фотоотчет со стройплощадки по восстановлению Перемышльского Троицкого Лютикова монастыря.

03.02.2017г.

Фотографии восстановления Перемышльского Троицкого Лютикова монастыря.

Продолжается восстановление храма на территории Перемышльского Троицкого Лютикова монастыря

16.05.2016г.

По благословению митрополита Калужского и Боровского Климента в 2014 году началось и продолжается по сей день восстановление Перемышльского Троицкого Лютикова монастыря.

Настоятель Свято-Троицкого Лютикова монастыря принял участие в мероприятиях, посвященных 71-й годовщине Великой Победы

12.05.2016г.

9 мая настоятель Свято-Троицкого Лютикова монастыря в с. Корекозево Перемышльского района Калужской епархии иеромонах Зосима (Ветров) принял участие в праздничных мероприятиях, посвященных 71-й годовщине Великой Победы.

В праздник Светлого Христова Воскресения в храме в честь святого Пророка Божия Илии в с. Рыченки Перемышльского района настоятель храма иеромонах Зосима (Ветров) совершил торжественное Пасхальное богослужение

5.05.2016г.

Праздничные Пасхальные богослужения в ночь с 30 апреля на 1 мая в храме в честь святого Пророка Божия Илии в с. Рыченки Перемышльского района Калужской Епархии совершил настоятель храма иеромонах Зосима (Ветров).

30 апреля. Великая Суббота. В Свято-Троицком Лютиковом монастыре в с. Корекозево и в храме святого Пророка Божия Илии в с. Рыченки прошло освящение куличей.

30.04.2016г.

В Свято-Троицком Лютиковом монастыре в с. Корекозево Перемышльского района Калужской Епархии собрались многочисленные жители села и близлежащих деревень, для которых это событие стало поистине праздничным.

Сила веры человека, его духовное богатство и благие дела в дни Великого поста

8.04.2016г.

Четыре недели назад православные христиане вступили в подвиг Великого поста. Многие ждали этого особого времени – времени благих дел и покаяния.

03 марта. Неделя 3-я великого поста, Крестопоклонная.

4.04.2016г.

B середине Четыредесятницы в субботу вечером на Всенощном бдении в середину храма торжественно выносится и возлагается Крест для того, чтобы напоминанием o страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста.

Великое повечерие с чтением покаянного канона в храме святого Пророка Божия Илии в с. Рыченки Перемышльского района.

21.03.2016г.

Пост — время покаяния, и именно к покаянию в это время ведут нас Великопостные богослужения. Любой человек, даже мало знакомый с православным богослужением, приходя в храм во время Великого поста, понимает, что богослужения Церкви в этот период значительно отличаются от службы в любое другое время года. На Великом повечерии Понедельника, Вторника, Среды и Четверга читается Покаянный канон святителя Андрея Критского и который является стилистическим и смысловым введением в Великий пост…

В пятницу первой недели Великого поста в храме в честь святого Пророка Божия Илии в с. Рыченки Перемышльского района прошли торжественные Богослужения.

21.03.2016г.

18 марта, в пятницу первой седмицы Великого поста, в храме святого Пророка Божия Илии в с. Рыченки Перемышльского района прошли уставные богослужения – утреннее последование часов с изобразительными и вечерня с Божественной Литургией Преждеосвященных Даров, которую совершил настоятель храма иеромонах Зосима (Ветров). Многие прихожане в этот торжественный день сподобились причаститься Святых Божественных Таин.

..

В Калуге состоялась встреча представителей Свято-Троицкого Лютикова монастыря в с. Корекозево Перемышльского района с руководителем православного общества «Лампада»

17.02.2016г.

16 февраля в Калуге состоялась встреча помощника настоятеля восстанавливающегося Свято-Троицкого Лютикова монастыря в с. Корекозево Перемышльского района Калужской епархии Ксении Бочаровой с руководителем православного общества «Лампада» Галиной Сауниной…

Настоятель Свято-Троицкого Лютикова монастыря принял участие в работе Собрания клира и мирян Калужской митрополии, которое возглавил Митрополит Калужский и Боровский Климент

12.02.2016г.

12 февраля 2016 года в храме в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Калужской Духовной семинарии состоялось Собрание клира и мирян Калужской митрополии Русской Православной Церкви….

Рождественское послание Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.

5.01.2016г.

От сердца, преисполненного радости о явившемся во плоти Сыне Божием, обращаюсь ко всем вам и поздравляю со светлым и живоносным праздником Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!»…

Роджественское послание Высокопреосвященнейшего Климента, Митрополита Калужского и Боровского

5.01.2016г.

Сегодня Небеса стали ближе дольнему миру, и мы воспеваем вместе с Церковью: «С нами Бог!». Удивительными словами праздничного богослужениявоздает она хвалу творцу Неба и земли, призвавшего из небытия и держащего в Своей власти все, что есть в мире: от безжизненного вещества до бесплотных ангелов…

Первое богослужение на территории восстанавливающегося Свято-Троицкого Лютикова монастыря в с. Корекозево Перемышльского района

15.12.2015г.

В субботу 12 декабря на территории восстанавливающегося Свято-Троицкого Лютикова монастыря в с. Корекозево Перемышльского района Калужской епархии по благословению митрополита Калужского и Боровского Климента при поддержке епархиального отдела по религиозному образованию молодежи было совершено первое богослужение…

23.11.2015г.

22 ноября –День Рождения и День Ангела святой праведной старицы Матроны Московской!

В этот день, в далеком 1881 года, в селе Себино Епифанского уезда (ныне Кимовского района) Тульской губернии (области) – родилась маленькая девочка, которую назвали Матроной…

Вышел в свет буклет об истории Свято-Троицкого Лютикова монастыря в с. Корекозево Перемышльского района

09.11.2015г.

4 ноября, на праздник Казанской иконы Божией Матери, вышел буклет об истории Свято-Троицкого Лютикова монастыря в с. Корекозево Перемышльского района.

Это событие очень символично, т.к. в монастырской ризнице хранилось две древних иконы Казанской Божией Матери.

Настоятель Свято-Троицкого Лютикова монастыря совершил Божественную Литургию в Ильинском храме с. Рыченки в день престольного праздника.

05.11.2015г.

3 ноября, накануне престольного праздника храма в честь святого Пророка Божия Илии в с. Рыченки Перемышльского района, один из престолов которого освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, настоятель Свято-Троицкого Лютикова монастыря в с. Корекозево иеромонах Зосима (Ветров) возглавил Всенощное бдение с литией.

28.10.2015г.

В среду 28 октября в ФКУ «Управление автомобильной магистрали Москва-Бобруйск Федерального Дорожного агентства» состоялась встреча начальника управления Пустогарова Константина Ивановича и начальника отдела организации работ по безопасности дорожного движения и мониторингу состояния сети автомобильных дорог Фокши Владимира Дмитриевича с помощником настоятеля Свято-Троицкого Лютикова монастыря в с. Корекозево Перемышльского района Калужской области.

Работы по электрофикации Свято-Троицкого Лютикова монастыря продолжаются.

26.10.2015г.

В субботу 17 октября в селе Рыченки Перемышльского района начались дорожные работы по оборудованию подъездного пути к храму в честь Пророка Божия Илии, где сейчас несет свое служение настоятель Премышльского Свято-Троицкого Лютикова монастыря иеромонах Зосима (Ветров).

На территории Троицкого Лютикова монастыря ведутся работы по монтажу линии электропередачи

20.10.2015г.

В пятницу 16 октября на территории восстанавливающегося Перемышльского Троицкого Лютикова монастыря проводились работы по монтажу линии электропередачи. Бригада электромонтеров на высоте 9 м проводила работы по закреплению специального кабеля СИП-35 на ранее установленные высоковольтные опоры.

В Перемышльском Троицком Лютиковом монастыре начались работы по монтажу линии электропередачи.

16.10.2015г.

13 октября текущего года начались работы по электрификации монастыря. Вдоль дороги, ведущей к монастырю началась установка высоковольтных опор.

Продолжается строительство разрушенного храма на территории Перемышльского Троицкого Лютикова монастыря.

16.10.2015г.

По благословению митрополита Калужского и Боровского Климента с 2014 года началось восстановление древней Калужской святыни – Перемышльского Троицкого Лютикова монастыря.

11 октября. Воскресенье. Неделя 19-я по Пятидесятнице. Прпп. Схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей прп. Сергия Радонежского.

12.10.2015г.

11 октября Православная Церковь чтит память преподобных Кирилла и Марии, родителей игумена земли Русской преподобного Сергия Радонежского.

На территории разрушенного Лютикова монастыря начались восстановительные работы

Незаслуженно забытый Успенский Шаровкин монастырь, расположенный на кромке обрыва над старицей реки Жиздры у села Ильинское под Перемышлем, по праву можно назвать жемчужиной Калужской земли. Этот удивительный небольшой монастырь, основанный в начале XVI века местночтимым подвижником иноком Феогностом Шаровкой, как монастырь просуществовал сравнительно недолго, но, в то же время, пережил богатую и сложную историю.

Успенский Шаровкин монастырь был основан в центре владений князей Воротынских. Именно под их неусыпным попечительством были отстроены великолепные каменные здания монастыря. Были поставлены иконостасы, иконы для которых писал сам игумен Прохор, сложилась редкая библиотека. Огромные вклады по душам погибших князей Воротынских сделал и царь Иван Васильевич IV Грозный. И позднее царский двор, и дворянские семьи — Чичерины, Юшковы — делали большие вклады. Многие из них заканчивали свои земные дни в монастыре на Жиздре. Значение Шаровкина монастыря как духовного и культурного центра признавалось и позднее. При царе Феодоре Алексеевиче он был приписан к Донскому монастырю. Архимандриты столичного монастыря с любовью и заботой начали возводить новые здания на берегу Жиздры. Они заказывали здания по образцу лучших московских построек времени Петра Первого, нанимали артели лучших каменщиков и резчиков по белому камню. Среди мастеров, работавших на строительстве Шаровкина монастыря, есть имена, которые встречаются в документах по строительству таких выдающихся памятников архитектуры, как Новый Монетный двор в Москве, храм Рождества Богородицы в селе Подмоклово на Оке, Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь.

Всего в приходе было 302 двора, в которых насчитывалось 1746 жителей обоего пола.

В 1766 г., уже будучи заштатным, монастырь сгорел. После пожара настоятель и братия были переведены в Свято-Введенскую Макариевскую Жабынскую пустынь около Белева. В Шаровкином монастыре остались лишь уцелевшие каменные постройки — церковь Успения Божией Матери с приделом во имя Иоанна Богослова и церковь во имя Преподобного Сергия Радонежского, ставшие приходскими.

История монастыря настолько интересна, что в 1863 г. Церковноисторическое описание Перемышльского Шаровкина Успенского монастыря составляет иеромонах Леонид, в будущем — архимандрит Леонид Кавелин, прах которого покоится в самом центре Троице-Сергиевой Лавры. Разработка проектной документации по церкви Успения Божией Матери проводилась в 2015-2016 г.г. в рамках Государственного контракта МК РФ с ООО «Специальная Научная Реставрационная Проектно-Производственная Мастерская» (Москва). Была проведена большая работа в архивах, выполнены натурные исследования памятника и разработан проект реставрации, согласованный и утвержденный в установленном порядке.

Своими земельными владениями Шаровкин монастырь обязан князьям Воротынским. Первое известное земельное пожалование обители относится к 1547 г., когда князь Александр Иванович Воротынский дал монастырю деревню Башкатову на речке Столбне (деревня запустела после Смутного времени) и «слободку Гордикову, да слободку Феденевскую, да слободку Зыкову, да слободку Яковлевскую Федорова да слободку Привалову». В 1550-х г.г. он же сделал большой вклад из своей вотчины в Новосильском уезде, впоследствии ее центром стало село Глубки. В это владение входили пашни, луга, леса и рыбные ловли. В Белевском уезде монастырь получил и еще одну крупную вотчину — село Стромки с деревнями, которое вложил князь Михаил Иванович Воротынский. Оба брата дали также монастырю луга и рыбные ловли на Жиздре. В 1584 г. сыновья князя Михаила Ивановича Воротынского дали в монастырь деревню Козменки.

В конце XVI в. Шаровкин монастырь заселил подмонастырскую слободу. Это произошло после 1564 г. («в приправочных книгах Ивана Яхонтова да Ондрея Бестужева 72 (1564) г. тово селца Слободки не написано»). Это была Слободка Ильинская, которая на протяжении веков меняла свой статус. На рубеже XVI-XVII в.в. новое поселение было селом с деревянной церковью пророка Илии. В слободке жили монастырские служки, выполняющие определенные работы: повар, рыбак, кузнец.

В Смутное время земли монастыря запустели, многие крестьяне были убиты или уведены в плен. Дозорная книга 1620 г. приводит ошеломительные данные о после «литовского разорения» запустевших крестьянских дворах, пустошах, которые были деревнями, о пашне, лесом поросшей, пустых мельницах и храмах. Из принадлежащих Шаровкину монастырю в Перемышльском уезде 26 селений в 1620 году были населены только 7. В них дозорщики насчитали только 18 дворов, 124 двора запустели после Смуты.

Согласно архивным материалам, во время существования монастыря внутри монастырских стен располагались кроме храмов жилые покои настоятеля и братские кельи, многочисленные хозяйственные постройки. За оградой монастыря на примыкающей территории были устроены конные и скотные дворы, обширные фруктовые сады. В 1620 г. на территории «… церкви обе и трапеза и колоколница каменные… На монастыре кельи игуменская да келарская, келья козначеева да изба гостиная, да изба поваренная. На монастыре двор конюшеной, около монастыря ограда каменная … В монастыре ж два сада десятины две, а кругом садов тын». На территории около монастыря упоминаются также следующие постройки: «за монастырем конюшеной дворец, а на дворе изба, живут служки да конюхи, да за монастырем был коровей дворец, а ныне пуст, да возле монастыря два сада старые Яблоновые да вишневой, десятины две ж». В подмонастырской вотчине по переписной книге 1678 г. насчитывалось 69 крестьянских дворов.

По описи 1684 г., в монастыре также имелись 4 жертницы, полные хлеба, внутри был разведен сад с яблонями, грушами и сливами, за стенами находился второй сад на две десятины, а кроме того был посажен хмельник. На конюшенном дворе стояло 6 породистых и 18 рабочих лошадей, скотный двор был наполнен коровами, овцами, свиньями. По приходной книге 1702 г. казначея монаха Феофана, монастырь успешно продавал сельскохозяйственную продукцию. «Продано орехов десеть четвертей, взято за них деветь рублев с полтиною». Продавали в этом году «рогатую скотину» — две коровы, 3 подтелка (всего за 10 рублей), а также сорок баранов, двадцать свиней (6 рублей 70 копеек). По межевым книгам 1687-1689 г.г.: «В той же меже озер с рыбными ловлями: озеро Бирилева Тишь князь Михайлово, озерко Козловское, Озерко Подгорное Тишь, Мытовая Тишь, Афремово, озерко Романово, Малая Тница, Романова Тишь, Гордиково. Да к Шаровкину монастырю река Жиздра оба берега с рыбными ловлями от Усть верхнего истоку князь Михайлова озера вниз до Гордиковского старого перевозу, что езживали ис Перемышля в Лихвин, а от того Гордиковского старого перевозу вниз рекою Жиздрою до починка Афонки Палкина, правой берег с рыбною ловлею, а левой берег девича Егорьевского монастыря, что в Перемышле. Да к Шаровкину монастырю за рекою за Жиздрою с правой стороны озер, коих в монастырской вотчине к сельцу Нижнему Олопову прилегло: озеро Дубовое, озерко Исацкое, озеро Плеское, Тишь новая да к Шаровкину ж монастырю за рекою ж за Жиздрою в заповедном лесу у села Покровского озер с рыбными ловлями: озеро Липовское, озерко Коростышево, озерко Тесное, озерко Синеево, озерко Судожна». В Донской монастырь, к которому обитель на Жиздре была приписана в 1684 г., поставлялись натуральные продукты: мука с монастырских мельниц, ягоды (в основном брусника), мед, и особенно много разнообразной рыбы.

Во главе вотчин стояли приказчики, назначаемые монастырем. В наказе властей Шаровкина монастыря слуге Михаилу Ларионову, при назначении его приказчиком в белевскую вотчину село Стромок (1696 г.), описаны все формальные отношения с крестьян, доходы в пользу приказчика, судебные издержки в спорах, пошлина на свадьбу, подношения на праздники и даже обязанность крестьян звать приказчика на пир. Приказчик же должен был «в тех вотчинах о монастырском всяком деле и пашне радеть, и меж крестьян всякая расправа чинить, и от старой монастырской земли и от обид крестьян оберегать… А судить ему, прикащику, суд, чтоб тут были староста и выборныя люди, а судить бы ему, прикащику, в правду — правого не винить, виноватого не править, чтоб ему, прикащику, все чинить против сего нашего наказу». Позднее, с расширением братии монастыря, обязанности руководителей отдельными вотчинами взяли на себя «посельские старцы». В расходной книге 1722 года указано жалование таких монахов: «Перемышлской вотчины села Варваренок ттоселскому монаху Дорофею рубль. Белевской вотчины села Стромка поселскому монаху Никону рубль. Новосилской вотчины села Глубок поселскому монаху Никифору осмь алтын две денги».

Значительный доход монастырь получал от сдачи в аренду мельниц. В 1702 г. их было четыре. В Белевском уезде на речке Мезгея (оброк 18 рублей в год), в сельце Нижнем Олопове на речке Столбне (6 рублей), в деревне Кузменках на речке Пторе (20 рублей), в деревне Митино на речке Песочне (8 рублей). На Жиздре монастырю принадлежал перевоз, который сдавался в аренду. Обилие озер и стариц, которые в этих местах назывались «тишь», с рыбными ловлями, также давало доход. В 1716 г. было «всего за тем Шаровкиным монастырем в селе Ворваренках, в сельце Петровском в деревне Погореловой, в сельце Нижнем Олопове,в деревне Каменках двор монастырский да крестьянских» — сто дворов, «да нищецких восмь, да солдацких три двора».

Жилые помещения в монастыре почти не менялись по характеру. Это были деревянные одноэтажные кельи, одинарные или двойные, которые разделялись сенями. В 1718 г. в монастыре строили новые кельи. Плотники были вызваны из белевского села Стромки. Возводился отдельный корпус для бывшего казначея Донского монастыря Филарета, который стал наместником в Шаровкиной обители. Опись 1729 г. показывает целый комплекс жилых помещений, благоустроенных, со стеклянными окончинами и изразцовыми печами. «Кельи властелинские, поземные о пяти жилъях, промежду ими сени проходные мшаные, крыты тесом. А в тех кельях три печи ценинных, а четвертая муравленая. У тех кельях семнадцать окон косящатых, в тех окнах окончины стеклянные, оболончатые. В дверях затворы на железных петлях, двенатцать дверей на железных подставках, скосы и задвишки, в четверых дверях замки нутреные, на задворке кухня, крыта дранью. Кельи филаретовские двойные, промежду ими сени проходные, мшеные, крыты тесом. На задворке кухня, крыта тесом. Да сарайчик, где ставятся коляски. Келья брацкая, другая сторожевая, промежду ими сени поземные, крыты дранью, в них печи кирпичные, три окна, косящятые оконницы стеклянные, оболоничные, шесть окон волоковых со окончеными стеклянными. Кельи с комнатою и с сенми, крыты дранью, две печи ценинные, семь окон косящатые, оконницы стеклянные, оболоничные, окно волоковое со оконченою. На задворке кухня, крыта дранью. Келья брацкая со комнатою и сенми, крыта дранью, печь кирпичная. В оной келье пять окон косящатых со оконченами стеклянными, облончатыми. Кельи двойные с сенми, крыты дранью, а в оной келье четыре окна косящатых, окончены стеклянные, оболончатые. А оныя кельи против церкви Сергия Чюдотворца».

Опись 1729 г. показывает и довольно большую пасеку: «В саду пчелинаго заводу дватцать четыре улья с пчелами». В 1763 г. жилые здания монастыря выглядели гораздо скромнее: «Настоятелская келья об адном апартаменте, длиною 8, широтою 2 сажени 1 аршин, в ней два покоя. Брацкая об одном апартаменте, длиною и с сенми 6 сажен 2 аршина, широтою 2 сажени 1 аршин». В 1763 г. были составлены подробные, так называемые «офицерские» описи имущества всех монастырей. Но кроме этого, были подсчитаны все доходы с земель и хозяйства. Сохранился отрывок документа с перечислением оброков с вотчин Шаровкина монастыря. Основной доход обитель получала от большого производственного комплекса, поставленного на сданной в аренду в 1742 г. земле на реке Песочне.

История Песоченского (Митинского) чугунолитейного завода началась с 1742 г. Компания московских первой гильдии купцов Ивана Кирилловича Баташева и братьев Дмитрия и Михаила Ивановичей Митрофановых занималась винокурением. На берегу речки Песочни они тоже задумали построить винокуренный завод. Но обнаружили, «что удобно то место к построению железных водяных заводов, потому что имеютца разных помещиков дикие и непроходимые леса». Земля была нанята у Шаровкина монастыря.

По документам, у монастыря с управляющим завода Д.И. Митрофановым были многопрофильные отношения. «У деревни Митино отдано в прошлом 1742 г. генваря с 10 числа впредь на 20 лет генваря по 10 число прошлого ж 1762 г. под строение железного заводу московскому первой гильдии купцу Димитрию Иванову сыну Митрофанову и речки Песочной и у Митенки монастырской земли 5 десятин да подле р. Аки в лугу, называемом Оспе, 10 десятин, да для ссыпки хлеба у реки Жиздры по строение дву анбаров, где имеет он струговою пристань да при оном же заводе монастырская мелница об одном поставе, за которую землю, сенные покосы и мелницу ималось оброку в год по 110 рублев. А прошлого 1762 г. и поныне оной Митрофанов оною землею, сенные покосы и мелницею владение имеет. Да сверх того оброку безденежно и безлопаточно во оной Шаровкин монастырь и во отпуск в Донской монастырь мололось всякого хлеба по 200 четвертей в год. Да на речке Песочне в урочище Яковлеве построена от того ж купца Димитрия Митрофанова толчея и при той толчее отдано сенного покосу одна десятина из оброку с прошлого 1761 году генваря с 10 числа впредь на 5 лет, будущего 1766-го генваря по 10 число, за которую толчею и сенные покосы шлется оброку в Донской монастырь по 5 рублей в год».

Официальных отношений с владельцами заводов у приходских храмов села Ильинского после секуляризации церковных земель быть не могло. Но владельцы Песоченского завода во многом помогали церкви. Большие вклады на строительство делала А.Г. Тимирязева и братья Криворотовы в конце XIX в. Секуляризация церковных владений 1764 г. внесла значительные перемены в жизнь верховий Оки, региона, который по традиции называли «монастырщиной». Тысячи монастырских крестьян стали государственными и были переведены на необременительный оброк. Села и деревни, ранее принадлежащие монастырям, поступали в полное распоряжение Коллегии Экономии и стали называться экономическими. Основные средства к существованию сельское духовенство получало от треб и традиционных пожертвований в натуральной форме от прихожан. Монастыри были разделены на классы, а часть их была выведена за штат и должна была существовать на собственные средства. В их число был определен и Шаровкин монастырь. После упразднения Шаровкина монастыря в 1776 г. за двумя приходскими храмами в с. Ильинском был оставлен земельный надел, которым пользовался причт Успенской и Сергиевской церквей. Было проведено межевание земель и составлены планы, некоторые из которых сохранились в Калужском архиве.

Анализ земельных документов Перемышльского уезда с 1782 по 1917 гг. показал, что этот надел оставался всегда одинаков — 61 десятина с саженями, число которых при разных подсчетах незначительно менялось. Приход храмов составляли жители села Ильинского, деревень Митиной, Добринки и Ермашевой, а также все работники Песоченского завода. В 1815 г. в 129 дворах насчитывалось 458 душ мужского пола, а всего в приходе было около тысячи прихожан.

По обследованию 1897 г., в приходе храмов на Жиздре были селения: село Ильинское (69 дворов, 205 душ м.п., 209 душ ж.п.), сельцо Митинка (61 двор, 170 душ м.п., 196 душ ж.п.), деревня Ермашевка (38 дворов, 132 души м.п., 166 душ ж.п.), деревня Добринка (20 дворов, 75 душ м.п., 72 души ж.п.) и деревня Песоченский завод (114 дворов, 312 душ м.п., 209 душ ж.п.). По тому же обследованию, зажиточность крестьян можно установить по наличию скота в каждом дворе (кроме рабочих завода). Так, в Ильинском на 69 дворов было 110 лошадей и 104 коровы, в Митинке на 61 двор было 105 лошадей и 71 корова, в Ермашевке на 38 дворов 77 лошадей и 67 коров, в Добринке на 20 дворов 44 лошади и 50 коров. Эти цифры показывают, что приход храмов села Ильинского до 1917 г. был не только многочисленным, но и вполне зажиточным.

В 1776 г. был составлен Геометрический специальный план села Ильинского с деревнями. На плане четко очерчены границы и поставлены размеры в саженях вдоль границ территории, выделенной Перемышльским духовным ведомством церковному причту. Территория внутри монастырской ограды показана контуром без размеров. Судя по всему, к моменту составления плана ограда уже утратила свое функциональное значение. В 1809 г. была выполнена копия плана 1776 г. с внесением некоторых дополнений. Так, пострадавшие в пожар 1774 г. храмы были показаны условно, как здание с крестом без купола. Границы участка, выделенного причту, и границы территории внутри бывшей монастырской ограды сохранились без изменений. Анализ архивных документов показал, что закрепленные за церквями участки сохранялись до 1917 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *