Схиигумен Гавриил

12.09.2019 | Из истории современности Первое свое интервью по случаю приезда в Хабаровск нового настоятеля Православной церкви епископ Гавриил дал «Тихоокеанской звезде». 1988 год

Прежде чем читать текст, взгляните на эту редкую фотографию, на которую я недавно наткнулся, разбирая свой архив. На ней — тогдашний епископ Гавриил и ваш покорный слуга, заснятые в момент нашего интервью по случаю приезда в Хабаровск нового настоятеля Православной церкви с целью создания управления епархией.
ЗНАКОМСТВО
Гавриилу предстояло заняться устройством самостоятельной епархии. Было это летом 1988 года, когда он стал по решению Священного синода епископом Хабаровским и Владивостокским. На снимке он дает свое первое интервью в этом звании. Интервью было опубликовано в «Тихоокеанской звезде».
Вот что он рассказывал:
«Приняв в 1988 году управление епархией, которая сорок лет управлялась временно и случайными наездами преосвященных из Иркутска, мною были обнаружены полное запустение и упадок церковноприходской жизни… Устройство епархии пришлось начинать с нуля, так как никаких финансовых средств не было…»
За два с половиной года его управления духовная жизнь на Дальнем Востоке заметно возросла. Было зарегистрировано и открыто 16 приходов. Некоторые из них появились там, где их никогда не было (Магадан, Камчатка, Сахалин, Биробиджан, Амурская область).
Гавриил лично посещал приходы, ездил туда по железной дороге, летал самолетами. По возможности готовились кандидаты в священнослужители. Оживился в Хабаровске Христорождественский храм, на территории которого в стареньком домике жил первое время епископ.
Наше знакомство не было кратковременным, отец Гавриил приглашал меня на различные события в храме. Увидев однажды служащих в нем молодых людей, спросил его: «Откуда вы их взяли?»
- Это все ваши бывшие комсомольцы, теперь воцерквились, помогают мне служить.
Он был человеком с юмором. Как-то ночью я наблюдал процедуру превращения священнослужителя в монаха…
Чем больше я узнавал отца Гавриила, тем больше он меня удивлял и покорял. К тому же мы оказались земляками-украинцами.
ХЕРСОНСКИЙ ПАРЕНЬ СТЕБЛЮЧЕНКО
Как и почему появился в Хабаровске епископ Гавриил? Вот строки из его биографии. Юрий Григорьевич Стеблюченко (в миру) родился в 1940 году в городе Херсоне. С юных лет посещал здешний собор, во время богослужений прислуживал в алтаре. Окончив среднюю школу, он поступил в Одесскую духовную семинарию, затем — в Ленинградскую духовную академию. В 1966 году был пострижен в монашество с наречением имени Гавриил.
Дальнейшая его судьба насыщена различного рода событиями. Он был секретарем Русской духовной миссии в Иерусалиме, настоятелем Спасо-Преображенского собора в Выборге, затем настоятелем Троицкого кафедрального собора в Пскове.
В 1975 году с благословения патриарха Пимена назначен настоятелем Псково-Печерского монастыря с возведением в сан архимандрита, которому отдал 13 лет. В июле 1988 года его назначили епископом Хабаровским и Владивостокским.
Случилось непредвиденное — в январе 1991 года Гавриил временно был отстранен от управления епархией, весной этого же года уволен за штат и направлен для полного раскаяния в Псково-Печорский монастырь под наблюдением местного архиерея. В течение трех лет ему не разрешалось совершать церковные служения.
В 1994 году был назначен епископом Благовещенским и Тындинским. В 2003 году возведен в сан архиепископа. Был членом Общественной палаты Амурской области.
В октябре 2011 года решением Синода ушел на покой по собственному прошению. Умер после перенесенного инсульта 20 мая 2016 года в Благовещенске.
«НЕСВЯТЫЕ СВЯТЫЕ»
В книге с таким названием ее автор архимандрит Тихон (Шевкунов) посвятил Гавриилу целую главу. Это издание Сретенского монастыря рекомендовано к публикации издательским советом Русской православной церкви.
Автор книги представил на ее страницах впечатляющий портрет незаурядного человека, с его достоинствами, ошибками, с его правдой и верой избранному пути.
В дальнейшем буду ссылаться на книгу «Несвятые святые».
Молодой послушник Псково-Печерского монастыря Шевкунов много лет общался с наместником, после отъезда Гавриила переписывался с ним.
Вот что рассказано в его книге, вышедшей в свет в 2013 году. Глава «Отец Гавриил» начинается так:
«Безраздельным владыкой и хозяином Псково-Печерского монастыря в те годы был наместник архимандрит Гавриил. О его крутом нраве в церковных кругах до сих пор ходят легенды».
Далее автор рассказывает такой эпизод. Кесарь монастыря Анастасий ездил на псковский рынок закупать продукты для монахов. Однажды к нему подошли двое военных, сказали, что им велено доставить его в городской военкомат.
Там священнику сообщили, что приказом военного комиссара его как военнообязанного призывают в армию на переподготовку сроком на шесть месяцев. Прямо с сегодняшнего дня. Растерянного Анастасия посадили в какой-то кабинет и велели заполнять анкеты.
Вскоре в кабинете появился человек в штатском, предъявил удостоверение офицера КГБ. Без обиняков принялся склонять батюшку к сотрудничеству в обмен длительной поездки в военные лагеря. Часа три батюшка отбивался от уговоров и угроз.
«… неожиданно в коридоре послышались крики, чьи-то решительные шаги, и в кабинет без стука ворвался наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Гавриил. Громадный, в роскошной греческой рясе, с огромной черной бородой, с настоятельским посохом — он был вне себя от ярости. Схватив отца Анастасия за шиворот, наместник потащил его вон из военкомата. При этом он направо и налево грозил всем, кто попадется ему на пути, самыми страшными карами.
После этого последовал такой скандал, что отцу наместнику пришлось даже ездить улаживать дело в Москву…
Мы, послушники, боялись отца наместника пуще смерти».
В книге «Несвятые святые» приводятся и другие эпизоды из жизни Гавриила:
«Для отца Гавриила, выбравшего монашеский путь в шестнадцать лет, храм и вообще церковь были самым что ни на есть родным домом. За тринадцать лет наместничества он ни разу не брал ни дня отпуска или выходных и держал всех в суровой узде… Гавриил не терпел расхлябанности, а еще больше — безответственности и небрежности в Божьем деле. Характер у него был не сахар… Вскоре архимандрита Гавриила сделали епископом на Дальнем Востоке».
СТОРОЖ НА ЧУЖИХ ОГОРОДАХ
Здесь в судьбе епископа произошли изменения. Дальневосточные священники были «совсем другими людьми, нежели печерские монахи. О беспрекословном послушании, к которому привык владыка в монастыре, здесь говорить было сложно».
И вот однажды произошло то, что Гавриил даже не мог представить себе. В храме какой-то священник затеял весьма дерзкую перепалку с Владыкой. Тот, по своему обычаю, грозно пресек его. Скандалист пришел в ярость, стал ругаться, схватил один из церковных предметов с острым концом и пошел с ним на архиерея.
Гавриил поначалу удивился, но ничуть не испугался. За шиворот выволок дерзкого священника из церкви и спустил его с лестницы.
Пострадавший накатал жалобу в Патриархию и обратился с таковой к местным властям. Снова была создана патриархийная судебная комиссия, и на этот раз все обернулось строгим церковным приговором. Владыка Гавриил был отстранен от управления кафедрой, ему также было запрещено священнослужение на три года.
Жил он неподалеку от нас, в том самом скандальном «белом доме» по улице Шеронова — там ему выделили скромное жилье. Оказавшись вне привычных дел, епископ часто отдыхал на Амурском бульваре, где я его и встречал, прогуливая нашего крошечного тойтерьера Филю.
Я был рад, что он не чурался меня, рассказывал о своей жизни, правда, к немалому моему сожалению, скупо и без подробностей. А жизнь у него в то время была нелегкой. Наладится она, спустя три года, когда его направят епископом в город Благовещенск (после снятия церковного наказания).
Как он жил тогда, оказавшись в запрещении? Этот период его биографии он расскажет сам.
После решения Синода о запрещении служить Гавриил вернулся в Хабаровск. За несколько месяцев истощились все его средства, и он пытался устроиться в своей бывшей епархии то пономарем, то сторожем.
Но новый архиерей не разрешил священникам брать бывшего епископа на работу в храм и даже не велел пускать его в алтарь. Все эти годы Владыка Гавриил подходил к святому причащению, как и все прихожане, вставая в очередь к Чаше.
В эти трудные годы для него очень важны были любовь и поддержка его паствы, а еще письма, которые он получал от тех, кто знал его прежде.
А работу он нашел у своих прихожан. С весны до поздней осени полол и охранял их огороды на одном из островов на Амуре, недалеко от Хабаровска. Зимой жил на заработанные деньги.
Это время позже он оценит так: «Самыми счастливыми были годы, которые я жил в запрещении… Никогда в моей жизни Господь не был так близко! Поверьте, что это именно так. Те молитвы, а главное, та близость Христа, которые я переживал на своих огородах, несравнимы ни с чем. Это было лучшее время моей жизни».
ПИСЬМО ПАТРИАРХУ
Эти слова он скажет после всего пережитого, когда его вернут в лоно церкви, в тот «дом», где он жил долго, на одной из встреч во время поездки патриарха Кирилла на Дальний Восток. Сопровождал его и автор книги «Несвятые святые».
Вот строки из его книги: «В Южно-Сахалинск на службу Святейшего приехал и владыка Гавриил. Ему исполнилось семьдесят лет. В мою бытность в монастыре ему было чуть больше сорока. После патриарших служб и официальных встреч мы собрались небольшим кружком на ужин. Присутствовали несколько священников и один молодой епископ. Был и Владыка Гавриил.
Атмосфера за столом сложилась теплая и братская. Вспоминали о прошлом, я решился спросить у Владыки Гавриила, как он жил, когда был в запрещении. Все с интересом ждали, что расскажет Владыка. Владыка не стал уходить от ответа и рассказал свою историю просто и совершенно не красуясь.
Потом помолчал и сказал: «Братия! Не бойтесь наказания Господня! Ведь Он наказывает нас не как преступников, а как Своих детей». Больше он ничего не добавил. Но все мы молодые и не очень молодые священники, сидевшие тогда с Владыкой за одним столом, запомнили эти слова на всю жизнь».
… Повторюсь, но в хабаровском запрете Гавриил жил нелегко. Я встречал его не часто, запомнил, что в холодное время он ходил в теплой дубленке, похожей на украинский кожух, и в русской шапке-ушанке.
Однажды он остановил меня: «Надо посоветоваться…» Договорились встретиться в моей квартире, а не на улице.
Отец Гавриил пришел в оговоренное время, мы уселись за письменный столик. Гость положил на него несколько исписанных ручкой листов… «Это мое письмо Патриарху, - сказал он грустно, - почитайте. Надо бы его поправить, убрать лишнее, какие-то неточности».
Вдвоем мы редактировали письмо в Москву. Через несколько дней я показал ему готовый текст. Он прочитал и оставил на первой странице такую надпись: «Согласен, епископ Гавриил. 10.05.91».
Он решился на публикацию текста письма в «Тихоокеанской звезде». Я написал короткое предисловие. Но публикация не состоялась. Тогдашнее газетное начальство на нее не решилось…
Я убрал письмо в свой архив. И вот восемь с четвертинкой пожелтевших страниц, набранных машинописным текстом, лежат передо мной. Приведу небольшой фрагмент из этого редкого документа. Адресован он тогдашнему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.
Начинается письмо со слов: «Ваше Святейшество»… «После молитв и долгих размышлений о решении Священного синода Русской православной церкви от 25 марта 1991 года решился написать Вашему Святейшеству письмо, в котором излагаю свое недоумение по поводу обвинений, выдвинутых против моего управления Хабаровско-Владивостокской епархией».
Дальше в письме изложен подробный отчет о деятельности новоназначенного епископа по возрождению епархии.
«… Обвинение насчет моего деспотического отношения к духовенству и мирянам не имеет под собой никакого основания… Острая нехватка священников по всей стране, в том числе и на Дальнем Востоке, породила ослабление дисциплины среди духовенства. Поэтому мне приходилось «трястись» над каждым священником, чтобы они только служили…
В согласии со своей совестью… решительно не могу признать правильными действия комиссии Священного синода, которая находилась в Хабаровске с 1 по 5 марта 1991 года для проведения расследования. Если бы не моя настойчивость, то комиссия не сочла бы необходимым даже встретиться со мной. Во время беседы мне не было показано ни одного письма, все было только на словах. Мне не предоставили ни одной встречи с так называемыми жертвами… Словом, ни одного доказательного обвинения членами комиссии предоставлено не было».
В письме названы имена тех самых «жертв», изложен инцидент в Уссурийске, где Гавриил жестко разбирался с отступником от Русской православной церкви в пользу зарубежной.
Некоторые из священнослужителей, кто оклеветал Гавриила и хотел его свержения с поста, и поныне служат в храмах. Их имена, действия названы в этом письме. Если хотят, могу помочь с их воспоминаниями.
«Ваше Святейшество! Будущее покажет, прав я или нет, но хочу заверить Вас, что моя архирейская совесть чиста. Все два с половиной года я добросовестно трудился, возрождая епархию на Дальнем Востоке, и свое послушание с честью выполнил… Епископ Гавриил (Стеблюченко). 6 мая 1991 года».
Так заканчивается письмо.
Александр ЧЕРНЯВСКИЙ.
Р. S. Публикуя этот материал, автор готов принять все возможные возражения.

9 мая 1996 год.

В 1991 году после долгих лет запустения вновь был открыт Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской епархиальный монастырь. С 1991 по 1994 года наместником обители был Игумен Ефрем (Виноградов-Лакербая). С 2003 года отец Ефрем является насельником Валаамского монастыря. В Великий пост 2017 года начальник подворья Валаамского монастыря игумен Ефрем (Виноградов-Лакербая) принял постриг в великую схиму с наречением имени схиигумен Гавриил (Игумен N).

– Недавно в одной из телевизионных передач мне очень понравилось слово главного психиатра области Скоморохова, который сказал: «Как у человека возникает потребность мыться в бане, таковой должна быть потребность очищать душу». Отец Ефрем, что вы по этому поводу скажете?

– Действительно, доктор привел хорошее сравнение, потому что на самом деле грехи наши, т.е. поступки, которые не соответствуют заповедям Божиим, накапливаются, словно грязь, отягощая душу, лишая ее внутреннего мира, светлой радости, покоя и доброты. Естественно необходимо эту грязь смыть. Но есть коренное отличие телесной грязи, которая накапливается постоянно и независимо от нас, и грязи душевной. Издавна замечено, что чем чаще благодатью Божией на исповеди люди смывают свои грехи, чем искреннее покаяние человека и желание избавиться от собственных грехов и недостатков, тем всё меньше и меньше накапливается этой грязи, тем легче ему бороться в другой раз с теми же самыми пороками. Именно таким способом человек может, укрепляясь силой божественной благодати, подаваемой Богом верующим в церковных таинствах, совершенно избавиться от большинства своих греховных качеств, очистить и усовершенствовать свою душу.

– Кстати, правильно ли говорят в народе, что болезни – это наши грехи?

– Безусловно. Причем здесь мы имеем дело не просто с метким народным выражением, а с многовековым опытом миллиардов людей, живших до нас и живущих ныне. Этот опыт обнаруживает непосредственную связь болезни, да и вообще всевозможных несчастий с грехами человека. Грех является причиной болезни, а болезнь – его следствием или, как говорят в народе, расплатой за грех. Это один из объективных духовных законов человеческой жизни. Так установил Творец: нарушение духовных (как, впрочем, и физических) законов всегда приводит к дурным последствиям, к беде в той или иной форме. Это фундаментальный закон, действующий как в физическом, так и в духовном мире, причем независимо от нашей воли или нашего желания. Более того, даже незнание законов материальной или духовной природы, данных Творцом, не освобождает людей от всегда негативных последствий нарушения этих законов. Избежать отрицательных последствий на духовном плане возможно только с помощью искреннего покаяния пред Богом в таинстве исповеди. Думаю, что именно этот смысл вкладывал в свои слова доктор Скоморохов, когда говорил о необходимости очищения души.

На вопросы отвечает Игумен N: «Помогите! Мой сын стал наркоманом… За что мне такое наказание?» Другой, еще более важный смысл имеет очищение души от греха, потому что он непосредственно связан со смыслом жизни человека вообще. Этот смысл открыл нам Бог, когда пришел из мира невидимого, духовного, в наш материальный мир. Он заключается в том, что через нравственное очищение и самосовершенствование с помощью заповедей Божиих мы, проходя через строгий отбор или «экзамен» (т.е. Суд Божий), избираемся из множества других людей для Жизни Вечной. Этот «экзамен» неизбежно предстоит пройти всем людям по выходе души из тела в момент смерти точно так же, как после окончания школы старшеклассники сдают государственный экзамен перед выходом в «большую жизнь». А для нас, людей, вся земная наша жизнь и является такой школой, из которой мы выходим (хотим этого, или не хотим) в Вечность. Итак, главная задача, для решения которой нам выделено небольшое, но достаточное время нашей жизни, заключается именно в исправлении и очищении себя от грехов в соответствии с Евангельскими заповедями, иначе говоря, в нравственном самосовершенствовании.

Сложность решения этой задачи состоит в том, что вследствие прародительских грехов у нас у всех – чрезвычайно слабая воля. Особенно это заметно, когда необходимо удержать себя от дурной привычки или греховного, эгоистического поступка. Очень трудно бороться со своими недостатками. Но если человек поймет, что его жизнь – это время самоподготовки к экзамену, на котором решится самый кардинальный вопрос: «войду я в жизнь вечную (потому, что душа бессмертна) или нет?», то, начиная работать над собой и чувствуя недостаток сил, он вынужден будет обратиться за помощью к Богу.

Именно для того, чтобы помочь в этой борьбе Христос основал Свою Церковь, которая является общностью верующих, хранящих неискаженное учение, полученное от Бога. Все эти люди объединяются божественной силой – благодатью Святого Духа, который живет, накапливается и действует в них при условии добровольного подчинения своей жизни божественным законам добра и братской любви. Церковь имеет и свою внешнюю структуру, свою иерархию, в которой священнослужители поставлены учителями своего народа, ведущими людей по пути к совершенству, а, значит, и к вечной жизни. Им сообщается особая сила – благодати Святого Духа для совершения священнодействий. Эти действия, иначе говоря – Таинства, совершаются через них силой благодати Святого Духа. Смысл всякого священнодействия (Таинства) заключается в том, чтобы передать людям ту божественную силу Духа Святого, без которой наша душа бессильна в борьбе со своими пороками, греховными привычками и наклонностями.

В деле самосовершенствования особенно большую роль играют два таинства. Первое из них, это таинство исповеди – своего рода духовная баня, омывающая душу. Для совершения исповеди необходимо осознание своих грехов, их раскрытие перед Богом в присутствии третьего лица (священника). При условии искреннего раскаяния, через того же священника, который является как бы проводником Божественной энергии, смывающей греховную грязь с человеческой души, исповедующийся получает прощение от Бога. Без очищения души от грязи, без исповеди и прощения грехов самосовершенствование невозможно, т.к. необходимая для этого благодать Святого Духа не может войти в человека с грязной душой.

Через второе таинство – Причастие Святых Христовых Тайн, верующие и получают тот огромный «заряд» благодати Святого Духа, без которой мы бессильны в борьбе с грехом. Войдя в нас, эта божественная сила, как огонь постепенно выжигает из наших душ греховные привычки, приносит душе мир и радость, она же защищает ее от всех демонических, колдовских влияний, сохраняя не только наше духовное, но и телесное здоровье.

– На Руси изначально была одна вера – православная, а сегодня много всякого рода течений, сект, представления о которых мы просто-напросто не имеем. Все они, якобы, проповедуют Христа, называются христианскими. Так и в нашей газете появилось объявление, на которое многие обратили внимание: «Новоапостольская христианская церковь приглашает на нравственную проповедь». Как к этому относиться? Что это за церковь?

– Прежде всего нужно понять причины возникновения множества «церквей», понять почему помимо единой Церкви, основанной Господом Иисусом Христом и оставшейся в течении 10 веков единственной, появилось впоследствии такое множество новых учений и сект, назвавших себя «церквами».

Начну я с того, о чем сегодня знает уже немалое число наших современников – о том, что душа бессмертна. Это подтвердили многие врачи-реаниматологи из разных стран и теперь об этом известно всему миру. На эту тему написаны диссертации и множество книг. Правда, средства массовой информации о подобных фактах стараются умалчивать.

Душа – самая великая ценность из всего, что существует в этом мире. Душа – это разумная личность, а, значит, человек – это, в первую очередь, его душа. Все в мире тленно, быстро разрушается и исчезает. Все, кроме человеческой души. Именно за эту бессмертную душу ведут жестокую борьбу на протяжении многих веков падшие ангелы во главе с Люцифером – сатаной. Им помогают люди – служители сатаны, которые обожествляют этого падшего херувима, считая его своим богом. Они объединены в тайные международные общества (масонские ложи) с главной штаб-квартирой в штате Южная Каролина (США).

Церкви сатаны давно свободно и активно работают как в Америке, так и во всех западных странах, а с февраля 1992 года официально зарегистрированы и действуют в Петербурге, Москве и других городах нашей страны. Служители сатаны хорошо знают, что защитить человека от демонического воздействия, научить путям спасения, помочь в очищении и совершенствовании своей души может только та Церковь, которую основал 2000 лет тому назад Сам Христос. Они знают: чтобы оторвать душу от Бога, лишить ее вечной жизни, необходимо либо оторвать ее от Православной Церкви, либо уничтожить саму эту Церковь.

Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской епархиальный монастырь. Визит приснопоминаемого Святейшего Патриарха Алексия II 13—14 августа 1992 года.

На международном Базельском конгрессе сатанистов в 1897 году, в Швейцарии, был разработан план борьбы с Православием и, в частности, план уничтожения Церкви в России. Вся последующая история нашей Родины является следствием строжайшего следования и выполнения этого плана, благодаря которому в России была разрушена вера и почти уничтожена Церковь. Однако этот страшный план включает в себя не только физическое уничтожение Православной Церкви, но также заманивание и уловление душ человеческих сетями различных лжеучений, которые насаждаются и щедро финансируются сатанистами. Свою поистине «адскую работу» они осуществляют с помощью проповедников любых лжехристианских и нехристианских учений, засылаемых в Россию из Америки, Европы и даже из Индии. Сатанистам неважно в кого будут верить люди: в Брахму, Кришну, Марию Дэви или во Христа, важно лишь то, чтобы они не были членами Церкви, основанной Христом, не были бы православными Христианами.

Оригинальную тактику избрали служители сатаны на современном этапе борьбы с Православием. Они пытаются внедрить в сознание людей различных стран, народов и религиозных верований мысль, будто на самом деле все люди веруют в одного и того же бога, но только каждый по-своему. Лживость этой мысли видна хотя бы из того, что все религии мира разделяются на две большие группы. К первой из них относятся христианские вероисповедания, которые принимают заповеди Создателя Вселенной – Господа Иисуса Христа, с помощью которых должна быть выполнена главная задача, поставленная Богом пред каждым человеком: получить избрание для жизни вечной. Ко второй группе относятся все остальные религии, которые отрицают Христа, не принимают Его как своего Создателя, пришедшего на землю, чтобы, во-первых, научить людей пути спасения, а, во-вторых, искупить нас Своей смертью от наших собственных грехов и грехов наших предков.

Итак, если Христос для них – не Бог, не Творец Вселенной, не Законодатель и не Судья, то, значит, они веруют в какого-то другого бога, который ко Христу не имеет ни какого отношения. Кто же этот бог, Единый для всех других религий мира? Кому покланяются те, которые не веруют во Христа как в Истинного Бога и Творца? Этим богом является сатана, один из многих разумных существ невидимого духовного мира, который будучи первоначально ангелом Божиим, отрекся от Него и на протяжении многих тысячелетий ведет против своего Создателя ожесточенную борьбу. Эта борьба, в первую очередь, заключается в том, чтобы оторвать от Бога людей – самое любимое творение Божие, испачкать, замарать души их грехами, заставить их отречься от добра, правды и христианской любви, забыть заповеди Творца, забыть Самого Бога. Сегодня демонизм становится одной из самых популярных религий. Членами церкви сатаны являются миллиардеры и средние бизнесмены, политические лидеры и звезды рок-музыки, киноактеры и люди науки. Они открыто покланяются Люциферу (одно из многих имен сатаны) как воплощению зла.

На вопросы отвечает Игумен N: «Наркомания. Есть ли надежда на исцеление?» Но не всех людей можно привлечь таким открытым поклонением злу, поэтому у противников Истины возникла необходимость создания таких религий, где зло было бы замаскировано рассуждениями о добре и справедливости. Все религии мира, не признающие Христа Истинным Богом, изобретены именно для того, чтобы поймать душу в ее естественном стремлении найти Бога, а затем увести совершенно в другую сторону.

Но все же, самую ожесточенную войну ведет враг рода человеческого с Церковью, которую создал Христос для помощи людям в деле очищения душ от всего греховного и нечистого, для руководства в жизни тех, кто стремится к Добру и Правде Божией, к указанной Богом цели. Только одна эта Церковь имеет Божественную силу – благодать Святого Духа, способную исцелить, очистить и освятить человеческую душу. Только эта сила Духа Святого способна сохранить душу от порабощения ее злой волей других разумных существ, т.е. демонов, которые могут, в случае отступления благодати Божией от человека, внедриться в его тело и паразитировать на нем, делая из человека зомби, покорно исполняющего волю вселившегося в него нечистого духа. На языке медицины такое кататоническое состояние, переживаемое как подчинение чужой воле, действующей изнутри человека, именуется синдромом Кандинского-Клерамбо. Этим синдромом (а точнее – одержимостью) в той или иной степени страдает большинство людей современного общества, отступившего от созданной Христом Церкви.

Понятно, что разрушение Церкви Христовой, мешающей овладеть волей всего человечества, – это главная задача всех сил зла как космических (демонов или злых духов), так и земных служителей сатаны. Раздробить духовное тело Церкви, исказить учение, данное Самим Христом Богом и тем самым духовно уничтожить оторванные части Церкви – вот стратегический план ее видимых и невидимых врагов.

Вначале от Вселенского Православия отпала западная ее часть во главе с римским епископом (Папой), причем это случилось после тысячи лет совместного существования в едином церковном теле. А в XVI веке протестантизм и реформация дробят уже римское католичество на лютеранство, кальвинизм и англиканское исповедание. Дробление и искажение веры бурно продолжается в последующие века.

9 мая 1996 год. Павло-Обнорский монастырь.

Но прежняя, неискаженная вера Вселенского Православия, пребывая незыблемой, светом своей истины привлекает к себе новый народ, возникший на основе единой Православной веры из различных славянских и фино-угорских племен – Русский народ.

Возникшие на основе лютеранства и кальвинизма в XVII — XX веках новообразованные секты, начиная с баптистов и кончая адвентистами седьмого дня, являются, таким образом, мертвыми ветвями христианства, оторвавшимися от своего корня. Корнем же является та вера, которую принес на землю Господь Иисус Христос, и то учение о спасении и грядущем Суде, которое до сего дня пребывает неискаженным только в Церкви, изначально созданной Христом – в Церкви Православной.

Всё множество лжеучений и сект, обильно расплодившихся в Америке и на Западе за последние 300 лет, вместе со всеми видами индуизма и ламаизма являются ни чем иным, как только сетью сатаны, раскинутой по всему миру для уловления душ неопытных, далеких от желания познать Истину людей. Именно об этом предупреждали апостолы – ближайшие ученики Господа Иисуса Христа, еще в первые годы жизни Церкви, т.е. 2000 лет тому назад. «И у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси… и многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении, – пишет апостол Петр и продолжает далее, – итак, вы, возлюбленные, будучи предупреждены об этом, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения». (2Петр., 2;1– 2/ 3, 17).

Что же касается самозванных «новых апостолов», уместно вспомнить слова настоящего апостола, великого Павла, написанные им еще в 49 году после Рождества Христова: «…если бы даже Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал., 1; 7).

Продолжение статьи читайте

Список использованных источников:

1. Растлевает «опиум безверия» интервью наместника Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря, игумена Ефрема, корреспонденту газеты «СОКОЛЬСКАЯ ПРАВДА» Татьяне Пушниковой / Т. Пушникова, Игумен N // Сайт Игумена N.

2. Пушникова, Татьяна. «Опиум безверия» / Т. Пушникова // Сокольская правда. – 1993. – 20–24 июля (№ 110–113).

См. епископат РПЦ в целом. Персоналии.

Благовещенская и Тындинская епархия

Стеблюченко Юрий Григорьевич

Родился 31 июня 1940 года в г. Херсоне. В 1958 году по окончании средней школы поступил в Одесскую духовную семинарию, затем — в Ленинградскую духовную академию, которую окончил в 1966 году со степенью кандидата богословия за работу «Взаимоотношения Русской и Англиканской Церквей в свете исторической литературы». 15 июня 1966 года митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым; + 1978) пострижен в монашество с наречением имени Гавриил — в честь Архангела Гавриила (память 13/26), 19 июня рукоположен во иеродиакона и назначен на служение в г. Выборг, с 20 января 1967 года по 15 августа 1968 года был секретарем Русской духовной Миссии в Иерусалиме. В 1968 году митрополитом Никодимом рукоположен во иеромонаха, награжден набедренником и назначен настоятелем Спасо-Преображенского собора в Выборге. 19 августа 1971 года награжден наперсным крестом. 22 января 1972 года назначен настоятелем Троицкого кафедрального собора в г. Пскове. 7 апреля 1974 года возведен в сан игумена и награжден палицей. 7 апреля 1975 года по благословению Святейшего Патриарха Пимена назначен наместником Псково-Печерского монастыря с возведением в сан архимандрита. Определение Св. Синода от 19 июля 1988 года о назначении епископом Хабаровским и Владивостокским. Хиротония состоялась 23 июля 1988 года. Определением Св. Синода от 31 января 1991 г. временно отстранен от управления епархией. Определением Св. Синода от 25 марта 1991 г. уволен за штат и направлен для полного раскаяния в Псково-Печерский монастырь под наблюдение местного архиерея. В течение 3-х лет не разрешено совершать церковного служения. 25 февраля 2003 г. возведен в сан архиепископа.

Из книги: Митрохин Н., Тимофеева С. Епископы и епархии Русской Православной Церкви по состоянию на 1 октября 1997 г. М.: Панорама, 1997.

ГАВРИИЛ (Стеблюченко), епископ Благовещенский и Тындинский

В миру — Юрий Григорьевич Стеблюченко.

Родился 30 июня 1940 года в г.Херсон Крымской АССР. С юных лет посещал Свято-Духов собор в г.Херсоне, за богослужениями прислуживал в алтаре.

В 1958 году окончил среднюю шко-

ЛУ-

В 1958-1962 годах учился в ОДС.

Одновременно с поступлением стал послушником Успенского монастыря г.Одессы. Осенью 1958 года пострижен в рясофор. В 1962-1966 годах учился в ЛДА, окончил со степенью кандидата богословия за сочинение «Взаимоотношения Русской и Англиканской Церквей в свете исторической литературы».

15 июня 1966 года митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым, f!978) пострижен в монашество, 19 июня 1966 года рукоположен во иеродиакона и направлен на служение в Спасо-Преоб-раженский собор г.Выборг.

В августе 1966 года участвовал в работе съезда христианской молодежи в г.Лохья, Финляндия. В 1967 году входил в состав делегации на торжествах по случаю 40-летия Покровского и Никольского общин МП в Г.Хельсинки.

С 4 апреля 1967 года по 15 августа 1968 года — секретарь РДМ в Г.Иерусалиме.

В 1968 году митрополитом Никодимом (Ротовым) рукоположен во иеромонаха и назначен настоятелем Спасо-Преображенского собора в г.Выборге.

По просьбе митрополита Псковского и Порховского Иоанна (Разумова, fl990) переведен в Псков и 22 января 1972 года назначен настоятелем Свято-Троицкого кафедрального собора.

7 апреля 1974 года возведен в сан игумена.

7 апреля 1975 года назначен наместником Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. 20 апреля 1975 года митрополитом Иоанном (Разумовым) возведен в сан архимандрита.

Правление архимандрита Гавриила запомнилось монахам пьянством настоятеля, издевательством над старцами, избиениями паломников. В 1976 году на него подавал в суд за оскорбление следователь Псковской районной прокуратуры, а в 1977 году архимандрит Гавриил избил на территории монастыря офицера Советской Армии. В обоих случаях уголовные дела были закрыты. В 1978 году Патриарх Пимен (Извеков, f!990) издал приказ об отстранении архимандрита Гавриила, однако вскоре под давлением Совета по делам религий отменил это решение1.

8 1983 году монахи направили в Москву делегацию с просьбой разобраться с ситуацией в монастыре, однако комиссия во главе с митрополитом Харьковским Никодимом (Руснаком) оправдала архимандрита Гавриила. Монастырь за 13 лет его настоятельства покинуло 60 насельников2.

19 июля 1988 года на заседании Священного Синода определен быть епископом Хабаровским и Владивостокским. Хиротонисан 23 июля 1988 года.

31 января 1991 года временно отстранен от управления Хабаровской епархией на основании многочисленных жалоб прихожан на моральный облик Владыки и способы управления епархией. 28 февраля 1991 года в Хабаровск была направлена Комиссия Священного Синода под председательством архиепископа Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова, ныне митрополит).

25 марта 1991 года по результатам расследования, проведенного Комиссией Священного Синода, и после объяснений епископа Гавриила

1 РПЦв советское время. М., 1995. Т. II. ее. 173-174, 191-192.

Священный Синод признал его виновным в нарушении архиерейской присяги (принятие запрещенного клирика другой епархии и предоставление ему права священнодействовать), нарушении церковного мира и недостойном деспотическом отношении к клиру и мирянам, в отсутствии заботы об устроении епархиальной и приходской жизни, в превышении полномочий правящего архиерея (награждал клир патриаршими наградами), в поведении, порочащем высокое звание епископа. Епископ Гавриил был уволен за штат, запрещен в священное лужении на три года — а затем, «если раскается и исправится, подумать о дальнейшем церковном служении»1. Местом пребывания ему был определен Успенский Псково-Печерский монастырь — «под духовным наблюдением» архиепископа Псковского и Великолукского Владимира (Котлярова, ныне митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский)2.

После отстранения епископа Гавриила за его восстановление боролись прихожане Христорождественского собора г.Хабаровска. В епархии считали, что отстранение епископа Гавриила — следствие «борьбы за власть в церковных сферах», а также следствие поддержки Владыкой демократических сил в крае. Генеральный прокурор РСФСР Валентин Степанков, рассмотрев депутатский запрос по этому поводу, сообщил, что отстранение епископа Гавриила от дел неадекватно обстоятельствам, доложенным Синоду. Он направил письмо Патриарху с просьбой пересмотреть решение Синода как «слишком суровое»3.

18 июля 1991 года епископ Гавриил был переведен в более строгие условия содержания — в открывшийся 25 марта того же года Коневецкий монастырь Ленинградской епархии, расположенный на о-ве Коневец в Ладожском озере.

С 21 апреля 1994 года — епископ Благовещенский и Тындинский.

19 января 1996 года в газете «Амурская правда» (г.Благовещенск) выступил со статьей «Духовная агрессия», направленной против сект.

Награды:

светские — почетная медаль ВООПИК (1986), почетная медаль «Борцу за мир» (1988), золотая звезда СФМ (1991).

1 ЖМП, 1991, №6.

2 Там же.

3МД, 14.12.1991.

Московский Патриархат

/он решал такие сложные вопросы церковной жизни, какие никто из при-:нимавших в них участие не мог решить, чему я не раз был свидетель»1. 7 октября 1967 года на заседании Священного Синода определен быть епископом Смоленским и Вяземским. В речи при наречении 21 октября поблагодарил митрополита Никодима (Ротова). Хиротонисан 22 октября 1967 года.

2 февраля 1972 года назначен епископом Новосибирским и Барнаульским.

В 1974 и в 1986 году временно управлял Омской епархией. 2 сентября 1977 года возведен в сан архиепископа. В 1977 году — глава президиума Новосибирского областного комитета защиты мира. | С 2 сентября 1987 года — митрополит Новосибирский и Барнаульс-

•кий.

13 сентября 1989 года получил разрешение Священного Синода по-|строить храм-памятник в новой части Новосибирска к 100-летию города.

*. С 26 января 1990 года — митрополит Ставропольский и Бакинский. С 26 февраля 1994 года — митрополит Ставропольский и Владикавказ-it ский.

1 октября 1990 года вошел в состав Синодальной комиссии по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности.

В 1994-1996 годах вместе с епископом Новосибирским Тихоном (Емельяновым, ныне Бронницкий) и митрополитом Санкт-Петербургским Иоанном (Снычевым, f!995) входил в редсовет приложения к газете «Советская Россия» — «Русь православная». В июне 1996 года митрополит Гедеон в письме на имя главного редактора «Советской России» В.Чикина опроверг факт своего участия в редсовете приложения «Русь Православная»2, а в апреле 1997 года — окончательно порвал с этой газетой, выступив с открытым письмом в защиту митрополита Никодима (Ротова), обвинявшегося газетой в «ереси экуменизма»3.

28 августа 1996 года получил звание почетного гражданина г.Махачкала и Республики Дагестан.

Награды:

светские — награды Новосибирского областного комитета защиты мира (1975), почетная серебряная медаль СФМ (1980), орден Дружбы Народов (1996).

1 Гедеон, митрополит. Кто поставил Вас судией? // Советская Россия, 3.4.1997.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *