Шиманский гермоген Иванович

Гермоген Иванович Шиманский родился в марте 1915 г. в семье железнодорожного служащего на станции Бирзула (ныне город Котовск Одесской области). Он был третьим, младшим ребенком в семье. В крещении он был наречен Гермогеном — в честь священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси.

Отец Гермогена Шиманского, самоотверженно трудясь во время Первой мировой войны, умер рано, когда его сыну было всего два года. После смерти мужа мать Шиманского переехала с тремя сыновьями к себе на родину в Молдавию, в село Флеры, где «занималась хлебопашеством и в честном вдовстве вырастила, выучила и воспитала всех … троих сыновей» .

Даже скупые строки официальных документов говорят о том, что Гермоген Шиманский обладал незаурядными способностями. Но на стезю богословия он вышел не сразу, что вполне объясняется обстоятельствами жизни тех лет. До поступления в 1945 г. в Богословский институт в Москве Шиманский проделал путь обыкновенного советского человека. После окончания средней школы он поступил в техникум механизации в городе Ананьеве. Успешно окончив техникум, он поступил в 1934 г. в Харьковский машиностроительный институт.

Этот институт он окончил с отличием в 1939 г. и был оставлен аспирантом и научным сотрудником на кафедре тракторостроения. За два года пребывания в аспирантуре Шиманский сдал почти весь кандидатский минимум, в который входил и ряд гуманитарных предметов, таких, как философия, диамат, истмат, английский и немецкий языки.

В связи с началом Великой Отечественной войны работа в институте была прервана. В июле 1941 г. в числе других аспирантов Шиманский был откомандирован на временную работу на Харьковский завод им. Коминтерна. Осенью 1941 г. вместе с заводом переехал в Нижний Тагил, где работал инженером-конструктором. Его однокурсники по Московской духовной академии вспоминали, что Шиманский был причастен к разработке проекта легендарного танка Т–34. В начале 1943 г. талантливого инженера из Нижнего Тагила перевели в подмосковные Мытищи.

«С раннего детства приучала нас мать неотменно ходить в храм к праздничному и воскресному богослужению, — писал Шиманский в автобиографии перед поступлением в Богословский институт. — Частое пребывание с юности в храме и особенно в алтаре при богослужении (начиная с десятилетнего возраста я прислуживал священнику в сельском храме, а затем епископу Молдавскому иподиаконом) еще тогда заронило в душе любовь к богослужению Православной Церкви, его красоте и великой духовной преобразующей и укрепляющей силе на верующих и молящихся (так в оригинале — и. Е.), заронило стремление быть служителем алтаря. Шли годы учебы, работы. Это стремление не заглохло, но более окрепло несмотря на все превратности жизни. И сейчас, осознавая все свое недостоинство сего великого и тяжелого подвига пастырского служения, решаюсь вступить на этот путь служения Богу и людям в одном уповании на помощь и укрепление благодати Божией, силу Свою в нашей немощи совершающей».

Молодой инженер, с отличием окончивший не только престижный технический вуз, но и аспирантуру, и имевший, конечно, все возможности для жизни «нормального советского человека», тем не менее стремился к другому. В своем прошении о зачислении на первый курс Богословского института он писал: «Имея только высшее гражданское образование, знания в области духовных наук получил путем самостоятельного чтения и изучения святоотеческих писаний, духовно-назидательной и богословской литературы. Надеюсь, что с помощью Божией, при всем моем горячем стремлении и желании учиться, если и имеются какие пробелы в подготовке для слушания курса института, они в первые же месяцы учебы будут мною ликвидированы».

Среди документов, собранных для поступления в Богословский институт, находится и рекомендация, данная Гермогену Шиманскому настоятелем московского храма святых мучеников Адриана и Наталии протоиереем Михаилом Кузнецовым. «Шиманский Гермоген Иванович — прихожанин церкви святых мучеников Адриана и Наталии. Его нравственные качества прекрасны. Он достоин принятия в Богословский институт, в котором проситель ищет восполнения своих знаний, необходимых ему для будущего служения Церкви Христовой. Надеюсь, что Шиманский оправдает как данную рекомендацию, так и высокое звание студента Богословского института, ибо он действительно православный христианин. Тот святой огонек, который теплится в его чистой душе при воспитательном воздействии Богословского института несомненно возгорится ярким огнем чистого служения Богу и во славу Святой Церкви, и в пользу ближним».

В 1945 г. Гермоген Шиманский был принят на первый курс Богословского института и ревностно взялся за изучение богословских наук. Уже с первых месяцев учебы у него проявился интерес к изучению богослужения и богослужебных книг. Он был уставщиком академического хора и знал церковный устав до мельчайших подробностей. По воспоминаниям митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева), он был образцовым студентом: не только его успеваемость, но и его духовная жизнь была очень высокой. Он был самым глубоким из студентов и всегда носил в кармане четки. Он был весь — система, и в то же время был душой курса. Конспекты Шиманского, написанные каллиграфическим почерком, были образцом для всех.

Литургику в Богословском институте, а затем в академии, преподавал протопресвитер Николай Колчицкий, который был, по воспоминаниям учившихся у него студентов, выдающимся совершителем богослужения. Свой предмет он преподавал по «Закону Божию» для светских учебных заведений, в котором содержались, конечно, только самые элементарные, предварительные сведения о богослужении. Отец Николай восполнял недостающее рассказами из собственной практики, делясь со студентами своим богатым литургическим опытом, а благоговейной и величественной манерой совершения богослужения умел пробуждать к нему любовь студентов. Гермоген Шиманский неизменно был первым на курсе по литургике, которая стала одним из его любимых предметов.

Но к сожалению, здоровье одаренного студента не позволяло ему с полной силой отдаваться учебе. Как явствует из сохранившихся документов, вскоре после поступления он перенес туберкулез в тяжелой форме. Болезнь на долгое время оторвала Гермогена Шиманского от учебы и впоследствии постоянно напоминала о себе. В своем прошении от 22 октября 1948 г. на имя ректора академии, епископа Гермогена (Кожина), Шиманский просит «ввиду состояния здоровья (после перенесенной болезни)… разрешить жить на частной квартире». В 1950 г., через пять лет после поступления в Богословский институт, Шиманский числился только на третьем курсе Московской духовной академии, и в этом же году он перенес еще одну тяжелую болезнь и операцию.

2 мая 1950 г. он просил ректора академии, протоиерея Александра Смирнова, о переводе без экзаменов на 4 курс академии «в связи с … необходимостью дальнейшего хирургического и консервативного лечения». В августе того же года он просит отца ректора позволить ему проживать на частной квартире ввиду того, что «после перенесенной болезни жить в общежитии по медико-санитарным условиям … временно не показано». Резолюция, положенная на прошении Шиманского протоиереем Александром Смирновым, гласила: «Необходимо пойти навстречу лучшему студенту МДА».

В 1951 г. Гермоген Шиманский успешно защитил кандидатскую диссертацию «Православное учение о спасении по богослужебным книгам», которую он написал под руководством профессора протоиерея Сергия Савинского. Ученый Совет МДА дал этой работе высокую оценку. Ректор МДА, протоиерей Александр Смирнов, в своей характеристике, данной выпускнику МДА Гермогену Шиманскому, писал: «В нравственном отношении характеризуется высокими моральными качествами, безукоризненным поведением, строгою дисциплинированностью. Глубоко религиозен. Обладает незаурядными умственными способностями и хорошим общим развитием. По успешности в проходимых курсах является лучшим студентом. Вследствие слабого здоровья и периодического обострения туберкулеза он был переведен с 3 на 4 курс по некоторым предметам без экзаменов. Оставить его профессорским стипендиатом нельзя, так как усиленная умственная работа и неподходящие климатические условия Загорска могут надорвать и без того слабые физические его силы. Можно было бы рекомендовать на духовно-педагогическую работу на юг (Одесса, Киев)». Пожелание ректора было учтено: Шиманского направили на преподавательскую работу в Киевскую духовную семинарию. Там же, в Киеве, жили самые близкие ему люди: духовник, мать и старший брат.

Именно в Киеве, преподавая Литургику, Шиманский активно работал над составлением пособия по этому предмету. Его главный интерес как богослова лежал в области исследования православного богослужения. В работе над этим курсом он пользовался советами выдающегося литургиста, профессора Киевской духовной академии М. Н. Скабаллановича.

В письме от 18 января 1952 ректору академии, протоиерею Константину Ружицкому, Шиманский писал: «Тема эта (имеется в виду тема кандидатской диссертации — и. Е.) настолько меня увлекла и пришлась по душе, что я и сейчас не оставляю мысли ее разрабатывать дальше. Правда, для богословствования на такую тему и самому богослову надо много иметь сил духовных и телесных. И даже и теперь я всегда вспоминаю и чувствую всю высоту слов св. Иоанна Златоуста, сказавшего, что «кто хочет быть богословом, в том должны соединиться все добродетели». И здесь полагаюсь только на милость, благую волю и благодать Божию, «немощная врачующую и оскудевающая восполняющую».

К этому же письму было приложено прошение на имя ректора академии, протоиерея Константина Ружицкого, в котором Шиманский ходатайствует перед советом академии об утверждении своей темы как темы магистерской диссертации и обосновывает необходимость ее дальнейшей разработки: «Прошу Вас и Ученый совет академии утвердить к разработке в качестве магистерской тему по кафедре догматического богословия в следующей формулировке: «Учение о спасении по богослужебным книгам Православной Церкви (Праздничной и Месячной минеям, Постной и Цветной Триодям, Октоиху, Требнику и Литургиям древним и ныне совершаемым)». В 1950–1951 учебном году я окончил Московскую духовную академию магистрантом. Темой написанного мной кандидатского сочинения было: «Учение о спасении по службам двунадесятых праздников, Постной и Цветной Триоди и Октоиха (воскресным и св. Кресту, среды и пятка)».

Дальнейшая разработка этой темы как магистерской имеет в виду заполнить существующий большой пробел в православном отечественном богословии в части изучения православного богослужения как важнейшего источника научно-богословского ведения и еще мало использованной сокровищницы богословия.

Литургическое богословие, находимое в богослужении, менее всего разработано в центральном своем вопросе, а именно в учении о спасении, что и выдвигает необходимость постановки такой темы для дальнейшей углубленной разработки как магистерской. По сравнению с выполненным кандидатским сочинением в выдвигаемой магистерской теме расширяется список основных первоисточников и таким образом охватывается основной круг богослужебных книг Православной Церкви в той своей части, которая дает материал к теме.

При разработке темы автор полагает основной своей задачей дать углубленно-научное, приведенное в стройную систему изложение учения о спасении по богослужебным книгам Православной Церкви, а также показать тесную связь его с учением святоотеческим. При этом намечается к более углубленной разработке на основе первоисточников ряд вопросов, а именно: Об обожении человека и кенозис Сына Божия в Его воплощении. О земной жизни Спасителя и тайне спасения. О Кресте Христовом, сошествии во ад, воскресении, вознесении Иисуса Христа и сошествии Святого Духа и тайне спасения и др.». Эта тема была утверждена советом академии на заседании 31 марта 1952 г. Характерно, что Шиманский просил закрепить свою тему по кафедре догматического богословия, что говорит о том, что изучение богослужебных текстов помогало восходить ему на высоты богословия, открывало глубину православных догматов. К сожалению, автору не удалось воплотить свой замысел в жизнь. Не известно, в каком состоянии осталась работа над магистерской диссертацией. Известно лишь, что степень магистра богословия он так и не получил — определенную роль в этом, очевидно, сыграли непростые обстоятельства церковно-государственных отношений в те годы.

После закрытия Киевской духовной семинарии Шиманский продолжал свою педагогическую деятельность в Волынской духовной семинарии. А после того как и эта духовная школа была закрыта, он жил в Киеве, вплоть до самой кончины работая над обширным трудом «Учение святых отцов и подвижников Церкви о главных страстях и борьбе с ними, и о главнейших христианских добродетелях: любви, смирении, кротости, терпении, воздержании и целомудрии». Вскоре болезнь подорвала силы талантливого богослова, он скончался 8 марта 1970 г. в Киеве.

Золотой страницей в историю русского флота вписано имя видного русского кораблестроителя генерал-адъютанта (1871 г.), адмирала (1891 г.) Андрея Александровича Попова. Он родился 21 сентября 1821 года в Петербурге в квартире при Охтинской верфи, которой в то время управлял его отец, помощник корабельного мастера Александр Андреевич Попов, впоследствии — генерал-майор Корпуса корабельных инженеров. В 1830 г. поступил в морскую роту Александровского кадетского корпуса, в 1831 г. был переведен в морской корпус, который окончил в 1838 г. с производством в мичманы. С 1838 г. служил на Черноморском флоте. Во время Крымской войны 1853-1856 гг. состоял офицером по особым поручениям при вице-адмирале В.А. Корнилове и адмирале П.С. Нахимове. За участие в обороне Севастополя награжден орденами Св. Анны II степени, Св. Владимира IV степени с бантом и Золотым оружием.
В 1855 г. Попов назначен флигель-адъютантом и командиром 32-го флотского экипажа. В 1856 г. был в командировке в Англии, где познакомился с главным кораблестроителем Британского флота Джоном Эдуардом Ридом. В том же году, командуя отрядом клиперов, перешел из Архангельска в Кронштадт. В 1857 г. исполнял должность начальника штаба Кронштадтского порта. В 1858-1860 гг., командуя отрядом из 3 вымпелов, совершил переход из Кронштадта к берегам Японии. В 1861 г. назначен одновременно членом Морского ученого и Кораблестроительного комитетов. Под его наблюдением были построены первые 12 винтовых клиперов и 14 корветов, ставших основой быстроходного парового крейсерского флота. В 1861 г. произведен в контр-адмиралы.
В 1862 г. он снова побывал в командировке в Англии, где опять встретился с Д.Э. Ридом. В 1863 г. назначен командиром Тихоокеанской эскадры. За отличия в службе награжден орденом Св. Станислава I степени.
В 1863-1864 гг. командовал Тихоокеанской эскадрой в Американской экспедиции русского флота. Находился с визитом в Сан-Франциско во время гражданской войны в США. С 1865 г. занимался научной работой в области военного кораблестроения и разработал целую серию проектов принципиально новых типов и классов кораблей, что способствовало созданию в России броненосного и крейсерского флота. В 1867 г. награжден орденом Св. Анны I степени.
Попов разработал проект мореходного броненосца, который на конкурсе с участием более 20 иностранных и отечественных кораблестроителей получил первую премию. В 1869 г. в Петербурге на верфи Галерного острова (ныне ФГУП «Адмиралтейские верфи») состоялась торжественная церемония закладки броненосца, получившего название «Крейсер». Осенью 1872 г. броненосец был спущен на воду и при этом переименован в ознаменование 200-летия со дня рождения Петра I в «Петр Великий». В 1876 г. мореходный броненосец «Петр Великий» вошел в строй Балтийского флота. В то время по своим тактико-техническим данным «Петр Великий» был сильнейшим кораблем в мире.
Признавая выдающуюся роль А.А. Попова в развитии военного кораблестроения, видный английский кораблестроитель Э.Д. Рид писал 9 сентября 1872 г. в газете «Таймс»: «Русские успели превзойти нас как в отношении боевой силы, так и в способах постройки. «Петр Великий» совершенно свободно может идти в английские порты, так как представляет собой судно более сильное, чем всякий из наших собственных броненосцев» (Там за Невой моря и океаны. История Высшего военно-морского ордена Ленина, Краснознаменного, ордена Ушакова училища имени М.В. Фрунзе. Коллектив авторов. М., Воениздат, 1976, с.92). По проектам А.А. Попова были построены первые в истории броненосные крейсера типа «Генерал-адмирал», полуброненосные фрегаты. Он — автор проекта плавбатареи, корпус которой имел форму круга («поповка»).
Андрей Александрович Попов — член Адмиралтейств-совета (1876 г.), председатель кораблестроительного отделения Морского технического комитета (1880 г.), почетный член Английского общества корабельных инженеров (1874 г.). Награжден орденом Белого Орла (1876 г.), орденом Св. Александра Невского (1879 г.), орденом Св. Владимира I степени (1892 г.), автор многих статей в «Морском сборнике». Скончался 6 марта 1898 года, погребен рядом с отцом на Смоленском кладбище в Петербурге. Его именем названо несколько географических пунктов.
Известный русский писатель К.М. Станюкович, хорошо знавший А.А. Попова, запечатлел его для потомков в образе главного героя в повести «Беспокойный адмирал». Выдающийся ученый-кораблестроитель А.Н. Крылов писал в своих мемуарах: «…Моим предшественником и единственным русским почетным членом Общества был «учитель нашего флота» адмирал А.А. Попов, избранный в почетные члены Общества инженеров-кораблестроителей около 70 лет назад» (Академик А.Н. Крылов. Мои воспоминания, АН СССР, 1945, с.518).
Большой вклад в строительство отечественного флота внес видный русский инженер-кораблестроитель, один из создателей первого в России Опытового бассейна Морского ведомства генерал-лейтенант Корпуса корабельных инженеров Эраст Евгеньевич Гуляев (1846-1919 гг.). Он с отличием окончил кораблестроительное отделение морского инженерного училища (1868 г.), затем служил в Новом Адмиралтействе, участвовал в постройке ряда броненосных кораблей (броненосного фрегата «Адмирал Грейг», броненосца «Петр Великий»). Под руководством адмирала А.А. Попова принимал участие в проектировании и испытаниях судов круглого типа («поповок») и броненосного крейсера «Генерал-адмирал». В 1870 году назначен адъютантом к великому князю генерал-адмиралу Константину Николаевичу. В том же году направлен для совершенствования образования в Англию в Кенсингтонскую школу корабельной архитектуры и пароходной механики.
В 1875 г. был вновь направлен в Англию как представитель Морского ведомства при заказе и постройке плав. дока для Черного моря. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. являлся наблюдающим за строительством первых миноносок для русского флота в Англии и их серийной постройкой на отечественных заводах. В 1879-1880 гг. разработал чертежи и спецификацию царской яхты «Ливадия» оригинальной конструкции, предложенной адмиралом А.А. Поповым; был представителем заказчика во время ее постройки и испытаний в Англии, после чего совершил на ней переход в Черное море.
В 1880 г. назначен членом кораблестроительного отделения Морского технического комитета. С 1881 г. — адъютант генерал-адмирала великого князя Алексея Александровича. В 1896-1904 гг. — помощник главного инспектора кораблестроения. В 1897 г. в качестве члена Английского общества корабельных инженеров представлял Россию на 1-м Международном конгрессе корабельных инженеров, проходившем в Лондоне. В 1900 г. впервые в мире обосновал необходимость конструктивной защиты кораблей от подводных взрывов. С 1904 г. — член правления Балтийского судостроительного завода. В 1908 г. уволен по болезни с награждением орденом Святой Анны I степени.
Автор свыше 50 научных трудов по вопросам теории, технологии и практики судостроения. Среди них — «Заметки о боковых килях» (1885 г.), «О средствах для уменьшения качки судов» (1887 г.), «Значение боковых килей на современных броненосцах» (1896 г.), «Новейшие и будущие броненосцы» (1898 г.), «Новейшие плавучие доки» (1900 г.), «Защита подводных частей от самодвижущихся мин и таранов» (1900 г.) и другие. Неоднократно выступал с докладами в научных обществах России и Великобритании. Эраст Евгеньевич Гуляев скончался в 1919 г. в Петергофе на 69-м году жизни.
В блестящей плеяде русских теоретиков и практиков кораблестроения особое место занимает «адмирал корабельной науки» Алексей Николаевич Крылов. Выдающийся русский и советский ученый-кораблестроитель, механик и математик. Полный генерал флота (1916 г.), академик Петербургской Академии наук (1916 г.), Академии наук СССР, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1939 г.), Герой Социалистического Труда (1943 г.).
Алексей Николаевич Крылов родился 15 (2) августа 1863 г. в д. Висяга Алатырского уезда Симбирской губернии (ныне — с. Крылово, Порецкого района в Чувашии). Вся военная служба, научная и педагогическая деятельность А.Н. Крылова связана с Петербургом-Ленинградом. Первым по списку окончил Морское училище (1884 г.) и кораблестроительное отделение Николаевской Морской академии (1890 г.). С 1885 г. служил в компасной мастерской Главного гидрографического управления Морского ведомства.
С 1890 г. занимался разработкой теории корабля и преподавал в Морском училище. С 1896 г. — штатный преподаватель Николаевской Морской академии. В 1896 г. принят в члены Английского общества корабельных инженеров после того, как на заседании этого общества прочитал на английском языке доклад о килевой качке корабля на волнении. В 1899 г. первым из иностранных ученых награжден золотой медалью Английского общества корабельных инженеров. Почетный член Английского королевского астрономического общества (1924 г.), а также Английского общества корабельных инженеров (1942 г.).
5 сентября 1944 г. академику А.Н. Крылову в Москве был вручен диплом на звание почетного члена Английского общества корабельных инженеров. Диплом был вручен на торжественном заседании научной секции Всесоюзного общества культурной связи с заграницей. Председатель общества В.С. Кеменов и британский посол в СССР сэр Арч. Керр произнесли при этом речи о научных заслугах А.Н. Крылова и о влиянии его идей на развитие мировой техники. В ответной речи «Об обществе инженеров кораблестроения» А.Н. Крылов дал высокую оценку деятельности этой общественной организации. «Я никогда не забуду, — говорил он, — таких знаменитых членов Общества инженеров-кораблестроителей, как Э. Рид, профессор Байлс, Р. Фруд, братья Денни и особенно, Г. Хольмс, который боле 25 лет был секретарем Общества инженеров-кораблестроителей и издателем трудов этого Общества» (А.Н. Крылов. Мои воспоминания.., с. 518).
В 1900-1908 гг. Алексей Николаевич — заведующий Опытовым бассейном для испытания моделей судов. В 1908-1910 гг. — главный инспектор кораблестроения, председатель Морского технического комитета. С 1910 г. — почетный член Морского технического комитета и ординарный профессор Николаевской Морской академии, консультант Адмиралтейского и Балтийского заводов. В 1911-1913 гг. — экстраординарный профессор Института инженеров путей сообщения. С 1911 г. состоял генералом для особых поручений при Морском министерстве. Почетный член Петербургского отделения Общества морских инженеров (1910 г.) и Союза морских инженеров (1915 г.), Президент Русского физико-химического общества (1914 г.). В 1915-1916 гг. — председатель правительственного правления Путиловских заводов. В 1916-1917 гг. — директор физической обсерватории и начальник Главного военно-метеорологического управления.
После Октябрьской революции 1917 г. активно участвовал в строительстве советского ВМФ. В 1918 г. — консультант комиссии особых артиллерийских опытов. В 1919-1920 гг. — начальник Морской академии. В 1921-1927 гг. находился в длительной заграничной командировке. Наряду с возобновлением научных контактов с зарубежными учеными принимал непосредственное участие в возвращении на Родину из Парижа пушкинского архива, владельцем которого был русский эмигрант Онегин (Отто). В конце 1927 г. архив был передан в институт русской литературы (Пушкинский дом), где хранится и в настоящее время.
В 1928-1931 гг. — профессор Военно-морской академии и директор Физико-математического института АН СССР. В 1932-45 гг. — председатель Всесоюзного Научного инженерно-технического общества судостроения (ВНИТОСС) (ныне — НТО судостроителей имени А.Н. Крылова). Автор 12-томного (18 книг) собрания научных трудов, посвященных проблемам девиации компасов, теории корабля, вибрации и качки судов, баллистики, мореходной астрономии и т.д., а также автобиографической книги «Мои воспоминания», выдержавшей десять изданий. Награжден 3 орденами Ленина, лауреат Сталинской премии (1941 г.). Скончался 25 октября 1945 года. Похоронен на Литераторских мостках Волковского православного кладбища в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Именем А.Н. Крылова названы несколько географических пунктов, научных учреждений и судов. В Военно-морской академии после смерти ученого решением Наркома ВМФ Н.Г. Кузнецова был учрежден мемориальный кабинет-музей А.Н. Крылова, который был открыт 15 августа 1947 года.
Огромный вклад в теорию и практику кораблестроения внес Юлиан Александрович Шиманский — видный русский и советский ученый-кораблестроитель. Профессор (1938), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1941), член-корреспондент (1933), академик АН СССР (1953). Он родился 5 (17) декабря 1883 г. Окончил морское инженерное училище в Кронштадте (1905), Николаевскую морскую академию (1910). После успешного окончания училища и получения звания корабельного инженера был зачислен на должность помощника судостроителя и откомандирован в Севастополь, где принимал участие в постройке крейсера «Очаков» (1905).
В 1907 г. Ю.А. Шиманскому было присвоено звание поручика корпуса корабельных инженеров, он принимал участие в постройке броненосца «Иоанн Златоуст», плавал на броненосце «Три святителя» и на миноносце «Завидный». В 1910-1912 гг. под руководством И.Г. Бубнова работал помощником строителя линкоров «Петропавловск» и «Севастополь» на Балтийском судостроительном и машиностроительном заводе. В 1912-1916 гг. — помощник инспектора классов в Морском инженерном училище, на кораблестроительном отделении читал лекции для будущих инженеров по строительной механике корабля. В последующие годы — начальник судостроительной технической конторы Северной судостроительной верфи Путиловского завода. Руководил разработкой рабочих чертежей легких крейсеров типа «Бутаков» и миноносцев типа «Новик», а также переделкой крейсеров типа «Светлана» в нефтеналивные суда.
В 1920-1934 гг. — старший руководитель циклов кораблестроительных дисциплин и начальник кораблестроительного факультета Военно-морской академии. В 1925-1927 гг. — начальник кораблестроительного отдела Технического управления РККФ. В 1927-1932 гг. был начальником кораблестроительной секции научно-технического комитета РККФ, в этот же период преподавал кораблестроительные дисциплины в военно-морском инженерном училище им. Ф. Э. Дзержинского. В 1930 г. Ю.А. Шиманский избран членом президиума правления Всесоюзного научного инженерно-технического общества судостроения, а также членом редколлегии журнала «Судостроение» и «Трудов ВНИТОСС».
В 1932-1938 гг. являлся начальником секции прочности научно-исследовательского института военного кораблестроения (НИИВК), в 1936-1938 гг. был начальником отдела прочности Центрального научно-исследовательского института, а также председателем комиссии по бронированию кораблей.
Активная общественная деятельность в научно-техническом обществе ВНИТОСС, других организациях и учреждениях неизменно сочетались у Ю.А. Шиманского с большой научно-исследовательской работой. Он — автор двухтомного «Справочника по судостроению» (1934), в котором изложена методика расчета судовых конструкций. Инженеры-кораблестроители назвали это ценное пособие «Справочником Шиманского». Его монография (на правах рукописи) «Расчет прочности корпуса подводных лодок» (1935) стала основным учебным пособием по одноименному разделу курса строительной механики корабля. За капитальный труд «Динамический расчет судовых конструкций», в котором освещены теоретические и практические вопросы расчета, Ю.А. Шиманский в 1941 г. был удостоен Сталинской премии I степени.
В период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Ю.А. Шиманский вместе с институтом эвакуировался в Казань, где продолжал вести научно-исследовательскую работу. После возвращения из эвакуации в 1944-1949 гг. возглавлял кафедру строительной механики в Ленинградском кораблестроительном институте.
В 1948-1962 гг. являлся председателем Центрального правления научно-технического общества судостроительной промышленности и его почетным членом, а с 1954 г. — председателем совета Ленинградского Дома ученых. 11 октября 1956 г. Ю.А. Шиманский был избран членом Английского общества корабельных инженеров. Награжден орденами Св. Станислава III степени, Св. Анны III степени, орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени (дважды). Скончался 11 апреля 1962 г. Похоронен на Академическом участке Волковского кладбища в Ленинграде.
Его именем названы сухогруз и улица в Приморском районе Санкт-Петербурга.
Большой научный авторитет среди инженеров, конструкторов судостроительной промышленности имел Виктор Иванович Першин (1902-1968 гг.) — известный ученый-кораблестроитель, специалист в области прочности и броневой защиты кораблей, контр-адмирал (1951).
Окончил Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф.Э. Дзержинского (1927) и Военно-морскую академию (1931). После окончания академии работал в Николаеве в Комиссии по наблюдению за постройкой кораблей. Участвовал в разработке, в организации постройки и натурных испытаниях первых цельносваренных подводных лодок. Одновременно вел учебный процесс и руководил кафедрой строительной механики корабля Николаевского кораблестроительного института. В 1935 году переведен в научно-исследовательский институт военного кораблестроения, где занимался вопросами прочности. В 1938 г. назначен начальником отдела прочности и корабельных конструкций Научно-исследовательского института (ныне — Центральный научно-исследовательский институт имени академика А.Н. Крылова), в 1940-1963 гг. — директор этого института.
Принимал активное участие в научном обеспечении проектирования и постройки кораблей на отечественных судостроительных заводах по предвоенным судостроительным программам. Особое внимание обращал на необходимость повышения прочности и увеличения остойчивости эсминцев и лидеров типов «Гневный», «Сторожевой», «Ленинград», «Минск», а также довооружения крейсеров типа «Киров».
В 1942-1944 г. находился в командировке в США, где занимался приемкой кораблей и боевой техники для СССР, изучал опыт поточной постройки судов. В 1944-1945 гг. возглавлял комиссию по противоминной защите кораблей. В 1951 г. во главе правительственной комиссии осуществлял комплексные натурные и прочностные испытания кораблей в условиях предельных штормовых нагрузок. Разработал новейшие методы оценки и прогнозирования прочности и мореходности кораблей и судов, что позволило обеспечить переход к постройке цельносваренных корпусов кораблей и судов. В 1959 г. назначен начальником 5-го Управления государственного комитета Совета Министров СССР по судостроению. Автор ряда научных трудов, в том числе (совместно с Ю.А. Шиманским) книги «Расчет подкреплений под палубные артиллерийские установки».
В 1956 г. был избран членом Английского общества корабельных инженеров. Лауреат Ленинской премии (1959). Награжден тремя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени. Именем В.И. Першина назван морской тральщик (1970). Скончался в Ленинграде. Похоронен на Богословском кладбище.
Игорь Анатольевич Титов — последний из советских морских инженеров, которые были избраны в Английское общество корабельных инженеров. Родился в 1919 г. Известный специалист в области гидродинамики, доктор технических наук (1963 г.), профессор (1965 г.), лауреат Ленинской премии (1965).
После окончания Ленинградского кораблестроительного института работал в ЦНИИ им. Академика А.Н. Крылова. В 1949-1950 гг. находился в командировке в Австрии, где знакомился с технологией производства крыльчатых движителей. С 1950 г. начальник сектора, начальник отдела, а с 1960 г. — начальник отделения гидродинамики. В 1975 г. был избран членом Английского общества корабельных инженеров. С 1992 г. почетный член НТО им. академика А.Н. Крылова. Награжден орденами Ленина, «Знак Почета». Скончался 4 апреля 2004 г.
В заключение хотелось бы отметить, что в городе на Неве прошли лучшие годы жизни и творческой деятельности русских и советских инженеров-кораблестроителей — членов Английского общества корабельных инженеров. Они жили и работали в Петербурге, Петрограде, Ленинграде. Их жизненный и творческий путь — яркий пример для молодежи, и каждое новое поколение военных моряков может гордиться славными делами своих предшественников, талантливых морских инженеров, беззаветно служивших нашему Военно-Морскому Флоту.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *