Ширков погост

Каменный остров, лежащий на севере Петербурга, с 1765 принадлежал вел. кн. Павлу Петровичу, наследнику престола и генерал-адмиралу флота. По его повелению в следующем году здесь была начата постройка , героев Чесмы. 17 мая 1776 напротив богадельни была заложена по проекту Ю. М. Фельтена, занятого поблизости возведением (автором которого был И. Е. Старов), церковь в ложно-готическом стиле. В ее возведении участвовал каменных дел мастер М. Кьеза.
Кирпичные стены здания прорезаны высокими стрельчатыми окнами (в них первоначально были витражи), колокольня увенчана острым шпилем, в интерьере устроены «готические» своды. Небольшой храм строился недолго, и уже 24 июня 1778 его освятил митрополит Московский Платон в присутствии Цесаревича, который финансировал строительство и очень любил эту приходскую церковь: управлял в ней хором, а 1 августа самолично участвовал в крестном ходе.
По воле Павла I, главы Мальтийского ордена, в декабре 1799 при церкви было основано мальтийское кладбище, через восемь лет — когда было закрыто и православное кладбище — перенесено на .
Ежегодно, 19 января, в храме проходило торжественное богослужение по случаю основания инвалидного дома. Крестных ходов в нем устраивалось четыре: три — в Богоявленье, Преполовенье и первый Спас для водосвятия на М. Невку и один 18 августа, в день мчч. Флора и Лавра, по приходу в память о холере 1892 г.
В церкви были крещены дети Пушкина: в июле 1833 — Александр, в мае 1835 — Григорий, в июне 1836 — Наталья.
В церкви хранилась икона свв. Адриана и Наталии в богатом окладе, которой Екатерина II благословила Цесаревича на первый брак, а также пожертвованная Александром I Толгская Божия Матерь в золотом окладе, бывшая с ним в походе против Наполеона (подарок в 1812 фрейлины А. О. Смирновой). Очень интересными были круглая, ажурной резьбы иконка с изображением пророков и праотцев, древняя Иверская Божия Матерь в золотой ризе, большой образ «Христос на престоле славы», а также несколько крестов: резной из кипариса в серебряной оправе, один уникальный — из янтаря, другой из золота с частицей Животворящего Древа, украшенный драгоценными камнями и принадлежавший Павлу I. Вензель Павла красовался на многих церковных сосудах. Многие из ценных предметов в октябре 1917 были эвакуированы в Москву.
В 1895 арх. Д. Д. Соколов произвел в приходской церкви ремонт, заменив часть сводов.
Последним перед революцией священником в ней служил прот. Иоанн Васильевич Сыренский.
Церковь закрыта в конце 1937 и передана под мастерскую скульптору И. В. Крестовскому. Одно время здание хотели снести для перепланировки улицы. Иконостас после войны передан в . В 1960-е церковь переделана под спортзал военного санатория, занявшего .
В Покров 1990 возвращенная (официально — 10 июня 1991) церковь была освящена, и в ней возобновились богослужения. В 2002 соседнее с храмом небольшое стилизованное здание, выстроенное после войны В. С. Васильковским, освящено как . (. 2020 г.и. С.182-183; добавил: Наталия)

Одновременно со строительством возникла необходимость в постройке церкви в уединенной части острова. 17 мая 1776 г. церковь была заложена. Строительством, законченным за два года, руководил архитектор Ю. М. Фельтен. Первоначально церковь предполагали освятить во имя апостолов Петра и Павла и в честь Чесменской баталии. Но освящение храма произошло 24 июня, в день Рождества Св. Иоанна Крестителя. Следует отметить, этот день был также праздником масонов, к ложам которых принадлежал вел. кн. Павел Петрович. Изящное сооружение, решенное с использованием готических форм, возвышалось в зелени парка. Основной объем церкви прорезан стрельчатыми окнами. Колокольня и круглый барабан завершались шатрами. Угловые части здания укреплены контрфорсами, которые венчались над карнизом небольшими шпилями. Кирпичные фасады не были оштукатурены. Стрельчатые окна выделены белыми наличниками. Во время позднейших перестроек открытый арочный проем под колокольней был заложен. Изменились очертания шатров. Барабан перекрыли коническим завершением, а колокольню — четырехскатным пирамидальным. Для ограждения церкви в 18о8 г. установили 47 каменных тумб, соединенных железными цепями. Рядом посадили кленовые деревья, «наподобие как в Аптекарском саду кругом пруда». Церковь имеет крестообразный план. Сомкнутые своды внутренних перекрытий напоминали интерьеры готических европейских храмов. В восточной части центрального придела был устроен алтарь с четырьмя колоннами и двумя пилонами. Стены внутри церкви «разделали» под мрамор и декорировали орнаментом. Ажурная решетка ограждала устроенный на хорах балкон. В храме хранились исторические достопримечательности: икона святых пророка Елисея и мучеников Адриана и Наталии, которой Екатерина II благословляла вел. кн. Наталью Алексеевну в день бракосочетания в 1773 г. с вел. кн. Павлом Петровичем, икона Богоматери, преподнесенная императору Александру I в качестве Чудотворной, а также частица животворящего древа Господня. Постановлением ВЦИК от 20 марта 1935 г. церковь взяли под государственную охрану, через два года ее закрыли. В ней устроили мастерскую скульптора И. В. Крестовского, затем склад, а позднее оборудовали под спортивный зал. Богослужение возобновилось в 1990 г.

(Николаева Т. И. Церковь Рождества Св. Иоанна Предтечи // Памятники архитектуры и истории Санкт-Петербурга.

Петроградский район. 2004. С. 134-136; добавил: )

Ширков погост (Россия, Тверская область, Пеновский район, Ширково, Верхне-Волжское водохранилище, озеро Вселуг)

Как добраться? На автомобиле из г. Осташкова: из Осташкова нужно по шоссе выехать на запад, пересечь ж/д ветку на границе города. Далее на всем пути следования нам попался 1 или 2 указателя, в том числе и на Ширково. Не смотря на то, что с имеющейся картой он плохо согласовался, мы все же рискнули, и свернули с главной дороги — было это не доезжая нас. пункта Починок. Дорога как мне показалось новая, утрамбованная щебнем и с песчаным покрытием. Её не развезет в непогоду — проверили на личном опыте, т.к. с погодой не повезло… По дороге в Ширково будет еще один указатель в забытой богом деревушке — будьте внимательны, не пропустите его…

Сохранились: церковь Рождества Иоанна Предтечи (1694), каменный храм Рождества Иоанна Предтечи (1912), надкладезная часовня (нач. XX в.)

Тверская земля просто кладезь высокохудожественных памятников. Непролазная глушь с затерянными на ней шедеврами сочетается с провинциальными городами, где архитектура ни много ни мало — высокого столичного уровня. Недавним моим открытием является Осташков и его окрестности. Два огромных водных бассейна Селигера и Верхневолжского водохранилища делают эту местность неподражаемо красивой и в то же время труднодоступной.

Описание Ширкова погоста

Ландшафты сменяются стремительно. Сейчас обычный лес средней полосы (сырой и тёмный), заросший подлеском, а через 10 км — почти тайга, светлый сосновый бор с покровом из мха, брусники и черники. (Оттого здесь и продают ягоду у трассы ведрами.) А как чудесны берега Селигера или водохранилища, в его неповторимых изломах, с песчаными косами и тихими заводями. Мы добирались до Ширкова погоста по таким безлюдным местам, что невольно в душу закрадывался страх… Деревни отстоят друг от другой на довольно приличном расстоянии. В них по 7-9 домов, половина из которых брошены…
Сады ломятся от яблок, ветви, огруженные спелыми плодами, опираются под их тяжестью на покосившиеся заборы, в пустых оконницах — чернота, посвистывает ветер и колышутся на ветру обрывки паутины… Кажется здешние места вымерли вместе с жителями, в деревнях на улице не встретить ни души… Звонкая тишина на многие километры …леса, топи болот… огромные пространства воды… и одиночество, сладко сжимающее грудь…







Небо заволокло тучами, посыпал мелкий дождик, а когда добрались до Ширкова, с уникальной ярусной деревянной церковью Рождества Иоанна Предтечи (1694), посыпал приличный дождик… Вся местность вокруг покрылась непроницаемой пеленой дождя… От воды поднимался белесый туман — вселенская печаль окутала все кругом… Я забралась под лестницу — всход старого храма, что б не мочил дождь, и снимала оттуда — краснокирпичный храм, что напротив, Вселуг покрытый мелкой водяной рябью, домишки с крашеными крышами и мокрыми подсолнухами в огородах… Я закатала повыше брюки (ноги уже промокли насквозь) и отправилась в каменный храм — там шла служба, мерно горели свечи, сверху лилось песнопение и было тепло…

Из искусствоведческих источников

«Церковь Иоанна Предтечи 1694 г. на Ширковом погосте – единственный сохранившийся образец многоярусной постройки из трех поставленных один на другой четвериков По проекту реставрации А.В. Ополовникова (1964 г.) предполагалось вернуть памятнику первоначальный облик, в том числе освободить сруб от обшивки и восстановить покрытие главы осиновым лемехом. Колокольню, пристроенную к церкви в XIX в. Следовало разобрать и вновь собрать на другом месте поблизости. Неудачно начатая Б.П. Зайцевым реставрация памятника в конце 1960-х гг. привела к полному уничтожению колокольни.
С 1973 по 1975 гг. работа на храме проводилась под руководством И.Н. Шургина. Из-за тяжелого технического состояния памятника нижние венцы заменялись, два верхних четверика перебирались
После проведения реставрационных работ была восстановлена конструктивная прочность сруба и памятнику в целом возвращен первоначальный облик. Однако, чтобы продлить срок службы кровли , её тёс покрыли оцинкованной жестью. Все конструкции памятника были обработаны химическими консервантами под руководством профессора С.Н. Горшина» — Архитектура и ландшафты России. Белая книга. Обретение. 2003, 169-170.

Схема проезда

Ширков погост

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Ширков погост 57.107203, 32.638187 Ширков погост

Иоанно-Предтеченская Рощенская

Церковь Иоанна Предтечи, находящаяся на юго-восточной стороне площади Революции, – единственный сохранившийся памятник большого храмового комплекса бывшей Сенной площади дореволюционной Вологды. Три других храма – Афанасия Александрийского, Спасо-Всеградский собор и церковь Николы на Сенной – были разобраны в период с 1924 по 1972 год.

Церковь Иоанна Предтечи названа по главному престолу холодного храма, освященного во имя усекновения главы Иоанна Предтечи. Вторая часть названия – в Рощенье (встречается написание в Рощении) – происходит от местности, которая простиралась от нынешней площади Революции до церкви Кирилла Белозерского в Рощеньи (створ Советского проспекта и улицы Первомайской). Название свидетельствует о наличии на этом месте в древности каких-то рощ. Часть историков убеждена, что этот топоним возник еще в дохристианские времена, так как речь может идти о священных рощах-капищах язычников.

Точная дата возникновения храма неизвестна. Ряд исследователей связывает постройку церкви со временем правления Ивана Грозного. Первое ее официальное упоминание датируется 1618 годом. Согласно сведениям, указанным в окладных книгах XVII века, храмовый ансамбль включал в себя зимнюю деревянную церковь Алексия, митрополита Московского, холодную деревянную Иоанно-Предтеченскую церковь и отдельно стоящую колокольню. Приход церкви, насчитывающий 77 дворов, принадлежал к числу одних из самых богатых в Вологде. О внушительности церковных строений прихода можно судить по челобитной Вологодскому архиепископу Гавриилу 1618 года, где церковь именуется монастырем.

Деревянная зимняя церковь Алексия сгорела во время грозы 26 мая 1698 года. Летнюю Иоанно-Предтеченскую церковь удалось отстоять от огня. Во избежание дальнейшего распространения пожара колокольня была специально растащена. «И как та колокольня упала, и в то число чуть не убило главой бывшаго твоего архиерейскаго подьяка Никитку Христофорова. А из церкви Божии святыя иконы и книги и ризы и всякую церковную утварь вынесли все в целости. А которые, государь, около монастыря дворы, и те дворы отстояли, только кровли и верхи сломали».

23 мая 1710 года состоялась закладка каменной церкви, о чем сохранилась надпись в простенке между окнами у левого клироса: «Во славу святыя, единосущныя, животворящия и нераздельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, зачата бысть сия святая церковь каменным строением, тщанием и радением сея церкви всех приходских людей, во имя святаго славнаго Пророка и Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и иже во святых отца нашего Алексия Митрополита Московскаго и всея России Чудотворца, на память преподобнаго отца нашего Михаила, Епископа Синадскаго и обретения честных мощей иже во святых отца нашего Леонтия Епископа, Ростовскаго Чудотворца, лета 1710, Маия 23 дня». Дата окончания строительства и освящения храма во имя Иоанна Предтечи неизвестна. В ряде краеведческих работ называется 1728 год.

А вот дата росписи четверика известна точно – 1717 год. На клеймах не сохранилось имен художников. Существует предположение, что руководил росписью знаменщик Федор Игнатьев, ученик Дмитрия Плеханова, автора фресок вологодского Софийского собора. Фрески представляют большой интерес. Они поновлялись (реставрировались) в 1856-1859 годах, вследствие чего появились тона, не свойственные росписи начала XVIII века.

Здание каменной Предтеченской церкви состоит из двух одноэтажных отделений: холодного и теплого. Колокольня, пристроенная к теплой части храма, до середины XIX века была невысокой и заканчивалась шатровым верхом. В 1865 году на средства прихожанина купца В. А. Леденцова она была разобрана до звона и значительно надстроена, а шатровый верх заменен высоким остроконечным шпилем. Ранее – в 1851 году – деревянная ограда вокруг церкви была заменена каменной с железными решетками и двумя небольшими, но массивными восьмиугольными башнями на западных углах.

В холодной церкви располагался престол во имя усекновения главы Иоанна. В теплой церкви было два престола: на северной стороне – во имя Святого Алексия, митрополита Московского, на южной – во имя Святого Иннокентия Иркутского. Сооружен Иноккентиевкий престол в 1832 году на средства представителей известного вологодского купеческого рода Свешниковых. Как-то один из Свешниковых, находившийся в зимнее время по торговым делам в Иркутске, возвращался в Вологду вместе с женой и грудным младенцем. По дороге ребенок случайно выпал из повозки. Через некоторое время Свешниковы обнаружили пропажу и стали горячо молиться святителю Иннокентию Иркутскому о спасении чада. Развернув лошадей, они помчались обратно. Ребенок был найден живым и невредимым…

Первоначально Иннокентиевский придел помещался в тесном юго-восточном углу теплой церкви. В 1860 году на средства купца Мешинникова теплая церковь с южной стороны была увеличена каменной пристройкой, и в 1863 году престол Иннокентия Иркутского перенесен туда. Этот придельный храм освящен 19 января 1864 года преосвященным Христофором, епископом Вологодским и Устюжским.

В 1920-е годы прихожане Иоанно-Предтеченского Рощенского храма одними из первых в Вологде начали сбор средств в фонд Помгола (Помощи голодающим). В феврале 1924 года церковь Иоанна Предтечи была закрыта вместе с Софийским собором и храмами площади Революции – Спасо-Всеградским собором, Николы на Сенной, Афанасьевским. Причиной закрытия церквей послужил переезд советских партийных учреждений в здания, примыкающие к площади Революции, а также предстоящее сооружение по соседству с храмом памятника В. И. Ленину. Вместе с тем, уже тогда Иоанно-Предтеченский Рощенский храм был признан большой исторической ценностью и передан Главнауки. По этой причине вопрос о разрушении церкви не поднимался.

В 1930 году в бывшем храме был открыт антирелигиозный музей, позднее в нем находился детский театр. Известно также, что в разное время в нем располагались архив ЗАГСа, склад кинофикации (вероятно потому, что храм находился недалеко от кинотеатра имени Горького), билетная касса аттракционов.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 «Церковь Иоанна Предтечи в Рощенье с фресками, 1710 г., каменная, Детский парк (ныне Советский пр., 1)» была взята на государственную охрану как объект историко-культурного наследия федерального значения. В 1960-1970-х годах проводилась реставрация памятника.

В 2006 году церковь Иоанна-Предтечи в Рощенье возвращена верующим. 7 июля 2006 года, в день празднования Рождества Иоанна Предтечи, здесь был отслужен первый молебен, который возглавил архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан.

Наверняка вы слышали про Кижский погост на Онежском озере. Это архитектурный ансамбль, состоящий из деревянных церквей и колокольни. Располагается он в Республике Карелия – далековато. А так хотелось бы полюбоваться монументальностью и эстетической составляющей. Но не спешите расстраиваться: у жителей Тверской области есть свои Кижи — Тверские или, как их еще называют краеведы, Селигерские. Речь идет об уникальном Ширковом Погосте.

Фото: Церковь Преображения Господня в Кижах (источник: ru.wikipedia.org)

В 250 километрах от областной столицы, в Пеновском районе, есть нетронутое цивилизацией место – деревня Ширково (ранее Наумово – ред.). Стоит она на берегу озера Вселуг и известна уникальной в своем роде многоярусной деревянной церковью Рождества Иоанна Предтечи. Именно по этой постройке место и называют «Тверскими Кижами». В этом году ей исполняется 325 лет, и специально к юбилею «МК в Твери» подготовил подборку интересных фактов.

1. Выше деревянной церкви в Карелии

Церковь Рождества Иоанна Предтечи – магнит для взглядов. Туристы, стоя у ее подножия, раскрывают рты и смотрят вверх. Ее высота составляет 45 метров, что на несколько метров выше «оригинальной» Преображенской церкви в Карелии. А дата постройки, напомним, аж 1694 год.

2. Строили на реке, теперь стоит на озере

Сам Пеновский край – неповторимое место хотя бы потому, что много лет назад здесь была иная местность. Если покопаться в истории Ширкова Погоста, выявляется тот факт, что он основан у протоки между озерами Стерж и Вселуг. Эта протока и является рекой Волгой, где проходили основные торговые пути между центром России и Новгородом.

В 1943 году уровень воды на плотине Верхневолжских озер поднялся, и воды Вселуга добрались до холма, на котором стоит Ширков Погост.

3. Ученые до сих пор не могут объяснить выбор места постройки

Историки предлагают два варианта появления церкви на этом месте: согласно первой легенде, она была построена в ознаменование победы над литовцами на месте разгрома, а по второй – в результате прохода купцов из Новгорода с двумя иконами Иоанна Предтечи. Отдохнув на берегу озера Вселуг, купцы не смогли поднять иконы, поэтому оставили их там. Позже братья Ширковы возвели здесь церковь на средства прихожан.

4. Стоит на валунах

Самое время рассказать о «высоких» технологиях возведения храма. На севере подобные постройки устанавливались не на фундаменте, потому что земля из-за климата промерзает глубоко, а на большие валуны. Это образует между землей и полом подклет с воздушной прослойкой, из-за чего тепло удерживается, а фундамент – «не плывет». Но и это еще не все.

5. Без единого гвоздя и из уникальных бревен

При возведении стен использовались бревна необычной толщины – до 70 сантиметров. В результате деревянная церковь была построена без единого гвоздя ввиду дефицита железа по принципу «четверик на четверике» и завершается восьмискатными кровлями. Подобные храмы и церкви были в Торжке и Ниловой пустыни, однако давно исчезли.

6. Чуть не снесли до революции

Простояла эта церковь, построенная, казалось бы, по немыслимым технологиям более трехсот лет. Она повидала многое. В начале XX века состояние церкви было удручающим: стало неудобно и тесно, не было печи. Да и приход увеличился почти до трех тысяч человек. В результате в 1913 году рядом с деревянной церковью был построен каменный храм, действующий до сих пор. Естественно, необходимость деревянной церкви отпала, поэтому власть хотела продать ее под снос, а на вырученные деньги улучшить новый. Тогда встревоженные местные жители предприняли попытку сохранить наследие: в апреле того же года священнослужитель Илья Ильинский и диакон Михаил Голубев отправили в Императорскую Археологическую комиссию прошение с подписью еще двадцати двух уполномоченных прихода ширковской церкви. В письме говорилось: «Продать ее под снос – невозможно. Это было бы непростительным грехом по отношению к такому памятнику старины». Результат налицо: церковь стоит, а ведь могла исчезнуть…

Фото: каменная Церковь Рождества Иоанна Предтечи (источник: temples.ru)

7. Вернулся из небытия

Тем не менее, на несколько десятилетий об уникальном сооружении словно бы забыли. Хотя, как мы уже знаем, церковь избежала сноса еще в дореволюционную эпоху, в советское время ее долго считали утерянной.

Например, известный живописец Игорь Грабарь в послевоенные годы писал в своем альбоме «История русского искусства» об этой церкви как утраченной. Но впоследствии оказалось, что это не так.

8. Восстановлением занимался тот же специалист, что реставрировал Кижи

Лишь в 60-е годы архитектор Александр Ополонников снова «открыл» России «Селигерские Кижи». Тогда же, в 1960-е, именно Александр Ополонников и занялся реставрацией деревянной церкви Рождества Иоанна Предтечи.

Стоит отметить, что он же занимался и реставрацией Кижей на Онежском озере.

9. Был тюрьмой для пленных

В период Великой Отечественной войны, во время оккупации Пеновского района немецко-фашистскими войсками, церковь стала местом содержания советских военнопленных и гражданского населения. В подвале здания погибали люди от голода и изнеможения…

Но святыня смогла пережить и эти безбожные времена, хотя не раз попадала под прицел немецких летчиков.

10. В честь Ширкова Погоста назвали деревню, а не наоборот

Под конец XX века произошли изменения в Ширковом Погосте. Историческое название деревни Наумово поменяли по наименованию расположенного рядом Ширкова Погоста в село Ширково. И словно кара небесная на деревню в 1991 году обрушился ураган. Сильными ветрами снесло двухвековую колокольню, а чуть позже – рухнул крест. Уникальная церковь несколько лет переживала трудные времена: сыростью она пропиталась изнутри, а гниль проела углы. Местные жители поддерживали как могли «достояние» Пеновского края.

Бонус: активно реставрируется в настоящее время

Более века храм находился в ненадлежащем состоянии и был закрыт для посещения. Вести о плачевном состоянии «Тверских Кижей» дошли и до региональной власти. Три года назад по инициативе губернатора Игоря Рудени из бюджета было выделено почти 5 млн. рублей на разработку проекта по восстановлению уникальной церкви, также ее включили в федеральную целевую программу «Культура России». Тогда же на куполе снова появился крест и возобновились богослужения.

Очарование – вот что испытываешь, находясь в Ширкове. Очарование тишиной, просторами и природой, историей этих мест и неповторимой, от лишних глаз скрытой, многоярусной деревянной церкви Рождества Иоанна Предтечи.

Максим ИВАНОВ

Читайте «МК в Твери» на Google News

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *