Школа приемных

За прошлый год 879 кандидатов в приемные родители прошли обязательную подготовку в социальных центрах.

Кто знакомился с материалами национального проекта «Демография», тот обратил внимание, что в перечислении мер поддержки родителей с детьми после слов «при рождении» идет дополнение в скобках: «при усыновлении». Судьба поставила этих ребятишек в более сложные жизненные обстоятельства. А значит, им нужна усиленная поддержка. Чтобы не чувствовали себя ущемленными и обделенными, чтобы улыбнулось им счастье иметь дружную, любящую семью, где многому научат, многое объяснят и выведут на дорогу во взрослую жизнь.

По информации органов ЗАГС, за прошлый год в Самарской области был составлен 271 акт об усыновлении (удочерении). Региональное министерство социально-демографической и семейной политики дает такие цифры: за тот же период в 10 центрах социальной помощи семье и детям прошли курс обучения 879 кандидатов в замещающие родители. Они намерены взять в свою семью на воспитание детей, оставшихся без попечения биологических мам и пап. Многие это уже сделали, у ребятишек началась новая жизнь в новой семье.

Путь приемных родителей к такому благополучному финалу сопряжен с целой серией процедур. Они необходимы, чтобы ребенок не обжегся еще раз, чтобы новые мамы и папы были абсолютно уверены в своих силах, возможностях и психологической готовности к ответственной роли. Один из обязательных этапов — прохождение курса подготовки для приемных родителей. В одну из таких школ и отправилась журналист «Самарской газеты».

Кандидаты за партами

Приезжаем в подразделение Советского района «Комплексного центра социального обслуживания населения Самарского округа». Это одна из 10 площадок для занятий школы приемных родителей по области. Конкретно в Самаре их пять.

Среда, 16 часов, как раз попадаем на урок. Трехчасовые занятия в школе проходят раз в неделю.

— У нас школа приемных родителей работает с 2016 года. Так что опыт уже накоплен серьезный. Курс состоит из восьми занятий, девятое — собеседование. Ведут их социальный педагог и педагог-психолог, прошедшие специальный курс подготовки, — рассказывает заместитель директора районного подразделения Маргарита Шилова. — С 2016 года через программу школы у нас прошли 185 кандидатов в приемные родители, 60 процентов из них уже приняли детей на воспитание и успешно ими занимаются. За 2018 год было подано 75 заявлений на курсы, прошел обучение 71 человек. Наша главная задача — дать максимум информации об ответственном родительстве, проиграть непростые ситуации, которые могут возникнуть на разных этапах. Чтобы в дальнейшем не было отказов от уже взятых в семью ребят.

Мотив для поворота судьбы

Что движет людьми, которые решаются взять к себе в семью неродных ребятишек? Есть пары, которые не могут иметь собственных детей. Есть те, кто берет в семью детей умерших родственников или друзей. Но даже племянника надо знать, как повести по жизни. И кровное родство не поможет, если у новых мам и пап нет психологи ческой готовности к такому непростому и очень ответственному повороту судьбы. Потому прохождение курса подготовки для желающих принять в свою семью ребенка — одно из обязательных, непременных условий, чтобы органы опеки и попечительства в итоге дали свое добро на усыновление, опекунство.

После принятия ребенка на воспитание в замещающую семью профессиональная поддержка специалистов не сворачивается. На базе центров соцобслуживания населения продолжается непрерывное сопровождение приемных семей. Проводится мониторинг развития приемного ребенка, оказывается конкретная помощь по интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой коррекции. В 2016 году специалисты разработали форму оценки благополучия ребенка в приемной семье. Главная задача — снизить риск возвратов детей из приемных семей.

— У нас с женой трое своих детей. Но недавно скончался близкий нам человек, и мы решили взять к себе его восьмилетнюю дочку Ульяну, — рассказывает кандидат в приемные родители Владимир Дрыков. — Мы с женой выполняем обязательное условие — проходим весь курс обучения. Казалось бы, своих троих растим, воспитатели мы уже бывалые. Но привести в семью восьмилетнего ребенка, когда характер уже сформировался, — это совсем другое. На занятиях мы многое узнали, получили ответы на многие вопросы. Психолог дал очень хорошие наставления. Теперь мы уже понимаем, что можем себе позволить, а что — ни в коем случае. Главный настрой, конечно, такой: не делать разницы между детьми родными и неродными. Раз в одной семье — значит, все родные и любимые. Мы такими видим свои основные задачи: любить, уважать ребенка, обязательно приобщать его к здоровому образу жизни, помогать при возникновении трудностей, вместе искать ответы на самые разные вопросы.

Игра в жизнь

Идет занятие, предпоследнее в курсе обучения. Тема — «Жестокость в семье». Сначала группа из восьми кандидатов в приемные родители смотрит видеоролик с плачущим ребенком на экране, после этого начинается обсуждение ситуации. Вместе с педагогом и психологом ищут ответы на вопросы «Как воспитывать, не наказывая?», «Каковы жизненные перспективы у этого ребенка?», «Надо ли сдерживать себя от проявлений недовольства?» Следующее упражнение — перечисляем всем известные сказки, в которых обижали и ущемляли героев, и с удовлетворением вспоминаем их концовки: если был рядом добрый, заботливый помощник, герой в итоге выходил победителем. Так что сказка — ложь, да в ней намек.

В этой команде у всех «учеников» — своя история. Вот бездетная пара. Вот бабушка, желающая стать опекуном своего внука. Вот дядя, который решил стать опекуном племянника — сына умершей сестры. Все вместе они проходят психологический тест: по очереди, передавая друг другу условную путеводную нить, пробуют примерить на себя эмоции обиженного, оскорбленного ребенка и прийти к верным выводам.

879 кандидатов в замещающие родители за 2018 год прошли обязательную подготовку в 10 центрах социальной помощи семье и детям по всей губернии.

После лекционного курса, практических занятий и тренингов у группы будет что-то вроде экзамена, с ответами на вопросы билетов. Свой вердикт вынесет комиссия в составе специалистов по опеке, психологов и педагогов. Успешно прошедшие курс получат свидетельство. Кто пропустил три и более занятий, останутся без документа. Потому что упущены, выпадают из поля зрения важные темы, а в жизни могут возникнуть именно такие проблемы, заранее не оговоренные, не проанализированные. Так что со школой все строго, потому что ответственное приемное родительство — это не спонтанный и безотчетный порыв, а серьезная глубокая работа.

После выпуска нынешней группы будет недельный перерыв, после которого к занятиям приступит следующая команда кандидатов. Очередь желающих стать приемными родителями, усыновителями, опекунами не иссякает.

Темы занятий в школе приемных родителей (всего в обучающем курсе 12 тем):

• этапы развития ребенка, его потребности;

• мотивация приемных родителей;

• особенности поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению;

• последствия разрыва ребенка с кровной семьей;

• адаптация приемного ребенка в новой семье;

• навыки управления «трудным» поведением ребенка;

• основы законодательства РФ об устройстве детей, переданных на воспитание в семьи граждан;

• взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, иными организациями.

На базе Ресурсного центра «Спутник» проводится подготовка по программе «Школа приемных родителей», в виде социально-психологического тренинга в Очно-заочной форме. Основное её отличие от очной формы в том, что 70 процентов занятий идет в формате, вебинара с очным присутствием и общением слушателей, в режиме реального времени на интернет-платформе. На занятиях все участники видят друг друга на экранах, получают всю необходимую информацию и участвуют в интерактивном взаимодействии между собой и с тренерами, как это происходит в более привычной для слушателей, очной форме. Все собеседования с психологами в ходе тренинга проходят очно на базе Центра по адресу: Спартаковская площадь, дом 10, строение 3.

Обучение бесплатное.

Занятия проводят опытные ведущие школ приемных родителей, прошедшие обучение по проведению Очно-заочной Школы.

Время занятий – вечернее: с 18.00 до 22.00 по московскому времени.

Онлайн-занятия проходят два раза в неделю и длятся 4 астрономических часа, с небольшим перерывом.

Чтобы записаться в Очно-заочную Школу приемных родителей, необходимо прислать письмо на электронный адрес: vshpr19@mail.ru

ВНИМАНИЕ! На 2020 год записи в очно-заочную ШПР нет, все места заняты!

В заявке укажите полностью фамилию, имя, отчество, место проживания и причину выбора обучения именно в очно-заочной Школе (труднодоступность обычных школ, отдаленный район проживания и другие причины).

До начала занятий необходимо:

  1. Пройти собеседование на базе Центра по адресу: Спартаковская площадь, дом 10, строение 3. Дата и время собеседования согласуются заранее.
  2. Заполнить в ходе собеседования все необходимые документы.
  3. Пройти тестовое подключение к платформе ZOOM для видео-конференц-связи (инструкции отправляются по e-mail).

Процесс обучения включает четыре обязательных компонента:

  1. Онлайн-занятия проходят в режиме «все видят всех», на специальной конференц-платформе ZOOM. Каждому участнику необходимо иметь качественную видео- и аудио-связь и стабильное Интернет-соединение.
  2. Материалы для самостоятельного чтения и домашние задания высылаются после каждого занятия по e-mail. Домашние задания служат инструментом для более глубокой проработки темы.
  3. Для каждой группы создается закрытое сообщество, где размещается часть учебных материалов для обсуждения. Сообщество служит площадкой для дискуссий и общения участников.
  4. Прохождение очных собеседований на базе Центра.

Программа состоит из 14 занятий, включая одно юридическое, которое проводит опытный юрист, хорошо знакомый с тематикой. Темы занятий такие же, как в очной ШПР.

Основные темы курса

  • Введение, знакомство,
  • Страхи и ожидания от усыновления,
  • Мотивация к приему ребенка в семью,
  • Одной любви недостаточно (понятие воспитательских компетенций),
  • Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей на воспитание в семьи граждан,
  • Ребенок в развитии (возрастные особенности развития детей и роль привязанности в формировании личности),
  • Жестокое обращение и диспропорции в развитии, ребенок, разлученный с семьей,
  • Медицинские особенности развития детей, находящихся в учреждениях,
  • Дети с особыми возможностями здоровья,
  • Поиск ребенка, первая встреча,
  • Ребенок приходит в семью, адаптация и реабилитация ребенка в семье,
  • Тайна усыновления, кровные родственники ребенка,
  • Безопасное воспитание,
  • Трудное поведение ребенка,
  • Необходимость знать свою семью,
  • Итоговое занятие.

(В программе возможны незначительные изменения, в том числе с учетом ваших интересов и интересов других участников группы).

Присутствие на онлайн-занятиях, а также выполнение письменных и домашних заданий обязательно.

На основании договора во время обучения предусмотрены 2 собеседования (в середине обучении и в конце), которые проходят очно на базе центра.

По окончании обучения, при полном прохождении курса и выполнении всех требований к обучению, включая предоставление всех необходимых документов, участникам выдается Свидетельство о прохождении подготовки установленного образца.

Подготовка семей к приему детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на воспитание в семьи

Подготовка семей ведется на нескольких уровнях, выявляется возможность кандидатов быть приемными родителями.
Круг семей, обращающихся в Центр с просьбой об усыновлении, опеке, довольно широк: это представители различных регионов республики Коми, других регионов страны (Архангельская область, Башкирия, Санкт-Петербург). Различен статус семей: полные, неполные, бездетные — имеющие детей.
Следует отметить, что все кандидаты, особенно из сельских районов, очень волнуются при встрече. Поэтому специалист Центра начинает свою работу с того, что дает семье возможность освоиться, осмотреться, успокоиться, почувствовать себя более уверенно. Никогда нельзя предугадать, как будет проходить беседа, каждый раз это индивидуально и по времени и по содержанию. Но в одном психолог старается убедить сразу — супруги должны знать, что задача специалистов — не отказать, а помочь в решении вопроса об усыновлении. Все вопросы будут решаться совместно, только на доверии.
В работе используются такие критерии и методы как беседа, анкетирование, психологическое тестирование, некоторые техники семейного консультирования (техники рефлексивного общения, активного слушания, рефлексирование переживаний и чувств клиента), элементы игровой, семейной психотерапии.
Строить беседу помогает карта первичной консультации кандидатов на усыновление, опекунство или создание приемной семьи, разработанная специалистами Центра. Она включает в себя несколько блоков, характеризующих семью с разных сторон — социальный (сведения о кандидатах, их условиях жизни), психодиагностический блок (использование тестов), рекомендации и выводы.
Естественно, во время встречи ничего не записывается, кроме первичных данных (Ф.И.О., возраст, адрес, телефон), чтобы получился живой, доверительный разговор.
Позднее, при повторной встрече, с кандидатами проводится индивидуальное интервью, по которому складывается портрет кандидата в родители. Обязательно выясняются и проверяются следующие критерии: возраст, семейное положение, жилищные условия, профессия и род занятий, информация о членах семьи, информация об образе жизни, выясняются пожелания по полу и возрасту ребенка, отношение членов семьи к принятию ребенка, выясняется предпочтительный вид воспитания (опека, патронатный воспитатель, приемный родитель), каковы будут отношения к кровным родственникам ребенка.
Одновременно необходимо выяснить такие вопросы как истинная мотивация кандидата и его ожидания, серьезность намерений и степень его готовности к приему ребенка в семью, характер и личностные особенности потенциального родителя (гибкость, терпение, готовность к сотрудничеству в органами опеки) и пр.
Один из наиболее сложных моментов в работе с семьей – выявление сознательных и бессознательных мотивов усыновления. Для бездетных пар это удовлетворение естественной потребности — иметь ребенка, создать полноценную семью.
Возможно, это желание заполнить пустоту (смерть кого-то из близких), желание под старость иметь опору и родного человека рядом. У кого-то это стремление при помощи ребенка укрепить распавшуюся семью, самоутвердиться и изменить отношение с окружающими, изменить имущественное и жилищное положение (имущественный интерес), религиозная направленность и т.д.
Специалисты должен рассмотреть правильность мотивов решения. Иногда к приходят отчаявшиеся супруги, прошедшие не одну программу дорогостоящего лечения от бесплодия, решившиеся на искусственное оплодотворение и не получившие положительного эффекта. У таких пар заложено чувство неполноценности, прежде всего, они нуждаются в коррекции ложного чувства неполноценности, вины за себя. Затем необходимо принятие новой программы – программы усыновления. Мы убеждены, что наш путь прибавления семьи не самый плохой, а, возможно самый правильный для данной семьи.
Следует отметить наличие некой особенности, требующей изучения. Известны случаи, когда при усыновлении ребенка происходит внутренняя перестройка организма, всплеск физиологии, психики, если можно так сказать, – в семье появляется свой ребенок.
Когда обращаются семейные пары, имеющие детей, тем более необходимо выяснить мотивы их поступка. В одних случаях это желание реализовать себя еще раз в качестве родителя, высокий воспитательский, педагогический потенциал, желание иметь девочку (если в семье мальчик) и наоборот, иногда это попытка решить проблемы взаимоотношений с родными детьми за счет приемного.
Опыт работы подсказывает, что если в семье есть дети, именно они помогают понять мотивы усыновления, а, возможно, вскрыть проблемы семьи. Бывают обращения после семейной трагедии – смерти ребенка. Иногда семьи приходят сразу после несчастья, в состоянии явного открытого горя, с неадекватными желаниями, поступками. В таких случаях проводится психокоррекционная работа, предлагается отложить на время решение вопроса. По истечении времени мы находим общий язык с супругами – в семью помещается ребенок противоположного пола. Приходят супруги, обиженные собственными детьми, одинокие в душе, ждущие благодарности от приемного ребенка за то, что его возьмут в семью. В этом случае смеем предположить, что с приемным ребенком они тоже не найдут понимания. В последнее время чаще стал звучать как один из компонентов, а иногда, как и главный мотив – религиозный. Один, сам по себе, он не является правильным, но его можно рассматривать как дополнение к другим. В целом это направленность требует глубокого изучения и проработки.
Группа риска – одинокие женщины (мужчины). К сожалению, иной раз женщина – не чаша, полная любви к ребенку, а разбитые надежды, попытка таким образом стать как все, не понимая, что надломленная жизнью женщина не сможет дать ребенку чувство любви и защищенности. В этой ситуации необходима коррекционная работа, направленная на изменение отношения женщины к самой себе и окружающим, наработки позитивного отношения к жизни.
Есть и сильные, уверенные в себе женщины, которые, создавая семью посредством ребенка, представляют этого самого ребенка, как некий недостающий элемент или компонент в композиции жизни. Статистика: за 5 лет работы в Центр обратились 65 одиноких женщин, в 31 случае они стали любящими, понимающими, познавшими счастье материнства мамами.

Правильно выявленный мотив помогает правильно оценить ситуацию и дать рекомендации семье.
В процессе работы с семьей необходимо учитывать ряд нюансов:

  • Семейный стаж (учет кризисных периодов семейной жизни).
  • Возраст кандидатов (предполагает определенный возраст ребенка)
  • Образовательный уровень (большое значение в вопросах воспитания ребенка играет общая осведомленность в вопросах педагогики, медицины, психологии)
  • Умение быстро перестраиваться
  • Желание самообразования
  • Информация о родительской семье (место, которое каждый из супругов занимает среди братьев и сестер, для прогноза предполагаемого стиля поведения с учетом факторов сегодняшнего социального окружения – составляется генограмма семьи, определяется комплементарность брака, кто в семье занимает лидирующие позиции)
  • Стиль воспитания в родительской семье.
  • Ценностные ориентации супругов и еще многое другое.

Большую информацию о взаимоотношениях в семье, т.е. гармоничности семейных отношений можно получить, наблюдая поведение супругов: кто первый зашел, начал разговор, как и куда сели супруги, жесты, мимика и т.д. В беседе с семьей психолог старается почувствовать их «изюминку», их интересы, тогда общение проходит намного легче и эффективнее.
Среди вопросов, задаваемых при встрече, есть вопрос об опыте воспитания детей. В случае, если есть сомнения в педагогических возможностях семьи, предлагается поработать с педагогическими ситуациями.
Имеются трудности с разрешением вопроса о тайне усыновления. Кандидатам известно, что тайна усыновления охраняется законом, т.е. биологические родители не должны знать, в какую семью усыновлен ребенок. Все так же понимают, что от соседей, родных, знакомых утаить это трудно. Со временем встает другой вопрос – говорить или не говорить ребенку о том, что он усыновлен? Нужно ли скрывать от ребенка правду о его происхождении?
В период подготовки усыновителей этот вопрос обязательно обсуждается с будущими родителями. Принимается во внимание мотивы усыновления, возраст ребенка, возраст родителей, место их проживания и многое другое. Одни не видят в этом никакой проблемы, говорят так: «Скрывать нет смысла. У нас поселок маленький, уже все знают, куда и зачем мы поехали». Другие категоричны: «Никто не должен знать. Ребенку ничего не скажем, зачем его травмировать». Третьи сомневаются в принятом решении, просят совета.
Принимая во внимания такие разные мнения, будем очень осторожны в суждениях на эту тему. Все зависит от решения родителей.

Чем больше получено информации о семье, тем легче делать вывод об ее особенностях, составить психологический портрет, выявить воспитательный потенциал – дать прогноз на психологическую совместимость с ребенком.
Исходя из того, на каком этапе готовности находится семья, важную роль играет психокоррекционная работа. Кратко отметим некоторые, часто встречающие семейные проблемы, требующие коррекции. Зачастую кандидаты не представляют, какие трудности их ожидают. Уже с первых встреч появляется необходимость коррекции нереальных ожиданий.

  • Возрастная психокоррекция, т.е. возраст кандидатов предполагает и определенный возраст ребенка, тогда успешнее и эффективнее пойдет процесс адаптации и воспитания.
  • Психоккорекция нужна тогда, когда супруги приходят в состоянии не пережитого, острого горя. В большинстве случаях их желание не соответствует реальной действительности, они не осознают поспешности этого шага.
  • Одинокая женщина встает на учет с целью усыновления, например, двоих детей.

Позитивное отношении семьи к вопросу об усыновлении, желание исправить ситуацию, помогает совместно выработать тактику коррекционной работы. Здесь используются техники семейного консультирования. Коррекционной работа – это неоднократное проговаривание травмирующих ситуаций, реконструкция отношений, поведения, желаний, поддержка «я» в человеке (хочу, могу и сделаю). Стандартных решений в работе нет. Очень важен индивидуальный подход и творчество.

Диагностические мероприятия также направлены на решение профессиональных задач:

  • Получение «психологического портрета» семьи.
  • Выявление качеств кандидата, существенных для «воспитательного потенциала».
  • Получение прогноза стиля взаимоотношений с ребенком, создания прочных родительско-детских отношений.
  • Исключение отказа усыновителей, опекунов от взятых на воспитание детей.
  • Определение у супругов психопатологического профиля.

Анализируя информацию, можно получить ответы на вопросы:

    • Какой человек может взять на воспитание ребенка, будет ли он хорошим родителем.
    • Является ли эта семья конструктивной по отношению к ребенку, что она из себя представляет.
    • Воспитание ребенка — это цель, или средство личной реализации.

Диагностика на этом этапе работы носит экспертный характер, что ведет к актуализации психологических защит и, как следствие, испытуемые выдают желаемый результат, который не обязательно отражает ту реальность, в которой они живут. Работа будет эффективнее, если совмещать проективные методики с опросниками.
Следующий момент, с которым приходится постоянно сталкиваться на консультации – недостаточность знаний кандидатами особенностей ребенка из детского дома. Большинство представляют розовеньких, пухленьких, улыбающихся грудничков, постарше – милых, с бантиками (галстучками) детей, обязательно вежливых, умеющих говорить «здравствуйте» и «спасибо». Кандидаты, конечно, понимают, каковы причины сиротства, но не предполагают, как отражается на развитии ребенка отсутствие родителей. Поэтому, специалисты центров усыновления должны сказать о том, что большинство детей, которые испытали отлучение от матери до двухлетнего возраста, в более старшем возрасте переходят в разряд «трудных», но с этим можно справиться, если знать, что может быть.
Характерные, повторяющиеся ситуации при помещении ребенка в семью, позволяют говорить о «синдроме отторжения» или в другом варианте «синдром приемного ребенка». В общих чертах, это последствия эмоциональной травмы, сниженная самооценка, потеря чувства защищенности, трудности в общении, как со сверстниками, так и со взрослыми, беспомощность, плохая успеваемость и т.д.
Приемные родители не предполагают, как будет вести себя ребенок, попадая в новые условия.
Обнаруживая ограниченные знания об особенностях развития ребенка в разные возрастные периоды, не зная особенностей психофизического развития вообще, родители часто теряются и не видят выхода из затруднительной ситуации, предлагая ребенку вместо мудрого совета и решения вопроса только доброе отношение и любовь (хотя и это не мало). В связи с этим в программу подготовки к родительству, которая создана с учетом опыта многих регионов и имеющегося родительского опыта, включается разработка «Адаптация ребенка в приемной семье».
Тема «Яблоня от яблони» также часто волнует родителей. По научному – наследственный фактор. Необходимо правильно относиться к этой проблеме. Никто не отрицает, что наследственность есть, она обязана быть. Если рассматривать с философской точки зрения, вспомнить родословную не очень просто, еще не известно какая у большинства из нас наследственность. Важно спокойно принять тот факт, что наследственность (имеется в виду неблагополучная) останется нереализованной при положительном социальном окружении, если ребенок не будет испытывать частые эмоциональные стрессы и перегрузки. Многое зависит от того, кто рядом. В связи с этим, родителям предлагаются методические материалы на эту тему.
Обсуждаются медицинские проблемы детей. Не секрет, что в детских домах и домах ребенка здоровых детей практически нет. Надо быть готовыми при необходимости проводить обследование и лечение ребенка, организовывать правильное питание, режим, занятия спортом. Немаловажно и то, что сам ребенок «здоровеет», ощутив поддержку, внимание и любовь со стороны приемных родителей и на этом фоне происходит частичная компенсация нарушений психического и физического развития.
На весь процесс подготовки необходимо использовать несколько встреч. К сожалению, по многим причинам это не всегда удается. Учитывая удаленность некоторых районов республики, невозможность выезда на длительный период времени, нежелание руководителей отпускать работника, приходится решать вопросы не так последовательно и планомерно, как хотелось бы. В связи с этим специалисты Центра:
— поддерживают тесную связь со специалистами по охране прав детей, которые готовят пакет документов кандидатам, дают первичную информацию, посещают семью до и после помещения ребенка;
— консультируют приемных родителей по телефону;
— предлагают методички, педагогическую, психологическую, специальную литературу.

В случае успешного решения всех вопросов ведется беседа о конкретном ребенке (по анкете). Это характеристика, данные о биологических родителях, родственниках, здоровье ребенка, его местонахождении и т.д.
Акцентируется внимание кандидатов на то, что беседа будет продолжаться с руководителем учреждения, где находится ребенок, с психологом, медицинским работником, воспитателем, чтобы будущие родители имели полную информацию о ребенке.
Итогом работы является выдача направления на знакомство с конкретным ребенком – официального документа, на основании которого родители посещают детский дом и общаются с ребенком. Полагаю, что очень важно дать напутствие взволнованными супругам (попробуйте встать на их место) и обязательно пригласить после знакомства с ребенком встретиться еще раз – разобраться в тех вопросах, которые возникают после встречи.
Специалисты — психологи знают о том, что идеальных семей нет и, исходя из особенностей семьи, определения факторов обуславливающих потенциальные трудности усыновления (опеки), строят свою работу.

Многие приемные семьи, взявшие детей на воспитание, все-таки не имеют необходимого педагогического опыта, хотя имеют опыт общения с детьми родственников или знакомых. Совершенно очевидно, что приемный ребенок, отличается от родительского.
У детей зачастую наблюдается отставание в развитии. Они не имеют позитивного опыта проживания семьи. Наблюдается социокультурная депривация.
У родителей в процессе воспитания детей возникают проблемы психологической направленности. Вдруг откуда-то зарождается межличностный конфликт, происходит искажение детско-родительских отношений, возникает непонимание или негативное отношение к ребенку.
Испытывая трудности, семьи обращаются за психологической помощью уже после приема детей в семью. Проблемы случаются очень разные, поэтому перед тем, как устроить того или иного ребенка в семью, с родителями проводят дополнительные беседы. И все равно родители обращаются с просьбами о помощи, потому что бывают разные ситуации: отягощенная наследственность, дисгармоничность развития, нарушение познавательной и эмоциональной сферы, детская тревожность, вопросы выявления индивидуальных особенностей, темпераментальные особенности, выбор жизненного и профессионального пути, неврозы, неуспеваемость, трудности в обучении, поведенческие расстройства, трудности общения со взрослыми и со сверстниками, конфликтность, агрессивность, ранние сексуальные проблемы, задержка психического развития и т.д.

Можно отметить, что воспитание ребенка вне семьи часто сопровождается (90%) нарушениями социального, физического, психического развития. Только в семье ребенок получит поддержку и полноценное развитие, видя пример семейных отношений, сможет в дальнейшем создать полноценную семью.

Итак, ребенок, до вчерашнего дня «ничейный», обретает любящих родителей, бабушек, дедушек, других родственников, которые зачастую не представляют себе, с каким трудностями им придется сталкиваться.
Задача специалистов, которые готовят родителей к этому шагу – не напугать родителей, а научить правильно реагировать на ситуацию, быть готовыми к ней, постигать науку родительства. Зачастую ситуации и соответственно совет и рекомендации педагогов и психологов взяты из практического опыта приемных семей.

Знакомство с ребенком в детском доме
Этапы знакомства с ребенком можно разделить на две части:
Заочное знакомство с ребенком
На этом этапе каждый специалист, работавший с ребенком, предоставляет кандидату всю имеющуюся у него информацию. Рассказ о ребенке сопровождается показом фотографий. Кандидату нужно обеспечить все условия для возможности принятия взвешенного решения. Очень важно не утаивать и не приукрашивать информацию, но и слишком не драматизировать ее.
Социальный педагог — наиболее компетентный человек во всем, что касается биографии и социально-юридических дел ребенка. Он знакомит кандидата с личным делом и юридическим статусом ребенка, рассказывает все, что на данный момент известно об истории его жизни, о наличии или отсутствии у него родственников и возможности контактов с ними.
Психолог рассказывает о психологических особенностях ребенка, о том, как его прошлый травматический опыт может проявляться в поведении, предлагает конкретные рекомендации.
Детский врач рассказывает о состоянии здоровья ребенка и дает конкретные рекомендации по лечению, питанию, гигиене и т.д.
Воспитатели, которые наблюдали этого ребенка в условиях детского дома, рассказывают о характере ребенка и особенностях его поведения.
Педагоги, учителя, дефектологи, логопеды, педагоги дополнительного образования рассказывают об особенностях развития ребенка, его способностях, увлечениях, отношениях со сверстниками и взрослыми. Кандидату необходимо предоставить время для обдумывания полученной информации и принятия решения. Кандидат обычно советуется со своими членами семьи, близкими друзьями. Не следует торопить его с ответом, поскольку для принятия решения разным людям требуется разное время.
После получения и обдумывания информации кандидат имеет право на отказ. Если вся полученная информация о ребенке приемлема для кандидата, начинается очное знакомство с ребенком.
Очное знакомство с ребенком
Нет стандартной процедуры очного знакомства с ребенком. Этот процесс индивидуален и требует творческого подхода. Многое зависит от возраста и характера как ребенка, так и кандидата. Обычно, если ребенку не требуется срочного помещения в семью, этот процесс занимает достаточно длительное время, так как ребенку и кандидату необходимо присмотреться друг к другу, пообщаться.
Будущие родители должны знать, что дети ведут себя по-разному. Это зависит от возраста и особенностей нервной системы. Рекомендуем обязательно побеседовать со специалистами детского учреждения, как можно больше узнать о ребенке, записать всю необходимую информацию с тем, чтобы в первое время новым родителям легче было общаться с сыном или дочкой.
Иногда родители теряются, не знают, как начать общение, как познакомиться, о чем говорить и тогда сами дети приходят к ним на помощь.
В иных случаях помогают игрушки, книги, совместная прогулка, сладости. Возможна организация знакомства в естественной обстановке, в группе с другими детьми. Многие приемные мамы и папы говорят о своих ощущениях, отмечали, что сердце подсказало «своего» ребенка.
Родителям приемных детей потребуется много усилий, чтобы создать полноценную, счастливую семью. Не стоит ждать результатов сразу, нужно терпение и время. Чем больше вкладывать в воспитание ребенка сейчас, тем легче будет в будущем.
Кому нельзя отдавать детей
Наряду с требованиями Семейного кодекса к кандидатам на усыновление, патронатным воспитателям, опекунам, при их отборе, оценке учитываются многие факторы как объективные, так и субъективные. Конечно, в первую очередь важно, когда люди сами приходят с четкой целью усыновить или воспитывать сироту, при этом у них «правильная» мотивация.
Те, кто никогда не получит ребенка это люди, которые имеют собственные проблемы, которые классифицируются как объективные:
а) проблемы с алкоголем или наркотиками;
б) психическое нездоровье;
в) серьезные соматические заболевания, в соответствии с медицинской формой, утвержденной Министерством здравоохранения;
г) криминальное прошлое и настоящее;
д) отсутствие российского гражданства или соответствующей прописки;
е) недостаточная жилплощадь (для ребенка необходимо отдельное спальное место и место для занятий);
ж) несогласие одного из членов семьи, проживающих вместе с кандидатом.

Также учитываются и субъективные критерии, к ним относятся следующие ограничения:
а) особенности личности и характера кандидата (ярко проявляющиеся: недостаточная гибкость, отсутствие рефлексии, агрессивность и другие личностные проблемы);
б) проблемы семьи (явные неудачи в воспитании собственных детей, серьезные проблемы в супружеских отношениях или в отношениях с другими, совместно живущими родственниками и т.д.);
в) неготовность к сотрудничеству со специалистами учреждения;
г) неопределенная, расплывчатая и негативная мотивация.

Сейчас во многих регионах России практически в каждом городе и при большинстве детских домой действуют центры по усыновлению, опеке и попечительства, во многих детских домах есть «Школы приемных родителей», куда пары, осознавшие необходимость иметь ребенка приходят несколько месяцев и готовятся стать полноценными родителями. Примеров этому великое множество. Пройдя обучение в таких центрах и школах, новоявленные родители становятся более подготовленными к трудностям и испытаниям, которые их ждут, сюда они всегда смогут прийти и проконсультироваться со специалистами: педагогами, психологами, юристами.

Если вы решились взять ребенка в свою семью, будьте готовы предоставить в органы опеки следующие документы:
ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ УСЫНОВЛЕНИЯ
1. Заявление с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителем.
2. Краткая автобиография.
3. Справка с места работы с указанием должности и заработной платы, либо копия декларации о доходах.
4. Копия финансового лицевого счета.
5. Если жильё муниципальное — Выписка из домовой (поквартирной) книги. Если жильё приватизировано, то документы, подтверждающие право собственности на жилое помещение, обычно это Свидетельство о регистрации права собственности.
6. Справка органов внутренних дел об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.

7. Медицинское заключение государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица, желающего усыновить ребенка, оформленное в установленной форме (форма №164/у-96).
8. Копия свидетельства о браке. Если усыновитель в браке не состоит, предоставляется его копия свидетельства о рождении.
9. При усыновлении ребенка одним из супругов — заявление с выражением согласия другого супруга на усыновление. Согласие супруга может быть вписано в заявление усыновителя. Если супруги фактически прекратили семейные отношения, требуется документ, подтверждающий, что они не проживают совместно более года и место жительства другого супруга неизвестно (при невозможности приобщить к заявлению соответствующий документ в заявлении должны быть указаны доказательства, подтверждающие эти факты).
При усыновлении ребёнка возраста 10 лет и старше необходимо его согласие на усыновление и изменение личных данных (имени, фамилии, отчества, места рождения) согласие ребёнка получается усыновителями и визируется органом опеки, если ребёнок проживал в семье усыновителя, например, был до этого на опеке, является падчерицей/пасынком усыновителю. Если ребёнок проживает в учреждении, то получение такого разрешения не входит в компетенцию усыновителя и занимаются этим органы опеки и государственный опекун ребёнка (например, директор детского дома).
Никакие другие документы органы опеки требовать с усыновителей права не имеют т.к. этот список дан в пункте 6 Постановления Правительства от 29 марта 2000г. РФ №275 и не подлежит расширительному толкованию, при необходимости органы опеки могут и обязаны САМОСТОЯТЕЛЬНО запрашивать нужные им инстанции.
Суд при наличии оснований может потребовать предоставить иные документы.
Документы на ребенка, получаемые усыновителем:
Эти документы усыновителю передаёт администрация учреждения, в котором находится ребёнок или органы опеки по месту его пребывания.
1. Свидетельство о рождении.
2. Медицинское заключение на ребёнка, оформляющегося на усыновление, форма 160/у
3. Справка о состоянии здоровья матери и течении родов.
4. Сведения о родителях, подтверждающие возможность усыновления. Это могут быть:
5. Заявление родителей ребёнка с выражением согласия на усыновление;
6. Решение суда о лишении родительских прав родителей, признании их недееспособными;
7. Копия свидетельства о смерти родителя или решение суда об объявлении умершим;
8. Справка о розыске родителей;
9. Акт о подкидывании;
10. Если мать одиночка то справка из ЗАГСа, что у ребёнка единственный родитель, а отец записан со слов матери.
11. Заявление с выражением согласия на усыновление от ребенка, достигшего 10-ти лет.
12. Документы о закреплении жилплощади за ребёнком, наличия доли собственности на жильё: копия финансово-лицевого счета, выписка из домовой книги, договор о купле-продаже, дарения, другие документы.
13. Опись имущества, принадлежащего ребёнку и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность.

  1. Причины, по которым дети остаются без попечения родителей.
  2. Семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
  3. Банк данных.
  4. Процесс подготовки кандидатов в замещающие родители.
  5. Психолого-педагогическое сопровождение приемных семей.
  6. Требования к жилищно-бытовым условиям.
  7. Организация контроля за воспитанием ребенка в приемной семье.

Занятия в «Школе приемных родителей» предназначены для тех людей, которые уже стали или хотят стать прием­ными родителями. На них мы постараемся рассказать о некоторых моментах, с которыми сталкиваются приемные родители в своей новой жизни, о наиболее важных проблемах во взаимоотношениях в прием­ной семье. Мы хотим заранее предупредить вас, что иногда намеренно усиливаем ост­роту и выраженность многих затруднений в жизни приемной семьи. Для чего мы это делаем? Чтобы ярче проиллюстрировать опыт, который поможет вам получить более отчетливое представление о спосо­бах преодоления трудностей. Вам совсем необязательно ожидать подобных трудностей. Однако, совсем без проблем, увы, не обойдется. Ведь ребенок, попадая в совсем новую для него семью, должен приспо­собиться к вашим привычкам и жизненному укладу. Не надо забывать, что и вам надо приспособиться к его характеру. Помните, что как бы ни было вам сложно в какой-то трудной семейной ситуации, при­емному ребенку — еще сложнее. Ведь вы находитесь у себя дома, вы — зрелый взрослый человек, в отли­чие от него.

1. Несовершеннолетние дети могут остаться без попечения родителей в силу различных обстоятельств, указанных в п. 1 ст. 121 СК РФ:

  • смерть родителей;
  • лишение их родительских прав;
  • ограничение их в родительских правах;
  • признание родителей недееспособными;
  • болезнь родителей;
  • длительное отсутствие родителей;
  • уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию;
  • другие случаи отсутствия родительского попечения (например, случаи объявления родителя умершим либо пропавшим без вести).

Данные факты должны быть подтверждены официальными документами. Вместе с тем, причины, по которым ребенок остался без попечения родителей, выявляются в отношении каждого из родителей.

2. Семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

В Российской Федерации существует несколько форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей:

  • усыновление (удочерение);
  • опека (попечительство);
  • приемная семья;
  • учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (дома ребенка, детские дома, детские дома семейного типа, школы-интернаты, го­родские и частные приюты и т. д.).

Усыновление является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. С правовой точки зрения, усыновление — это установление между усыновителем и усыновленным ребенком правоотношений (личных и имущественных), аналогичных существующим между кровными родителями и детьми. Закон приравнивает усыновленного ребенка к родным детям усыновителя.

Процедура усыновления в России определена в Семейном кодексе РФ (статьи 124-144).

Согласно Семейному кодексу, усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

  • лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родитель­ских правах;
  • лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее вы­полнение обязанностей, возложенных на него законом;
  • бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
  • лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права;
  • лиц, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечи­вающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъ­екте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновитель;
  • лиц, не имеющих постоянного места жительства;
  • лиц, проживающих в жилых помещениях, не отвечающих установленным са­нитарным и техническим правилам и нормам;
  • лиц, имеющих на момент установления усыновления судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.

Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.

Усыновление настолько серьезно влияет на судьбу ребенка, что его согласие вой­ти в семью усыновителя приобретает первостепенную важность. Согласие ребенка, достигшего возраста десяти лет, является, безусловно,необходимым, без него усы­новление не может быть произведено. Мнение ребенка, не достигшего 10-летнего возраста, также должно быть рассмотрено с того момента, когда ребенок в состоя­нии его сформулировать и выразить.

Для передачи ребенка на усыновление в случаях, установленных законом, может потребоваться согласие его кровных родителей. Порядок изъявления родителями согласия регулируется статьей 129 Семейного кодекса РФ. При усыновлении ре­бенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста шестнадцати лет, необходимо также согласие их родителей или опекунов (попечителей), а при от­сутствии родителей или опекунов (попечителей) — согласие органа опеки и попе­чительства.

Факт усыновления составляет семейную тайну усыновителя и усыновленного. Усыновитель сам устанавливает, раскрывать эту тайну, или нет. Лица, разгласившие тайну усыновления ребенка против воли его усыновителей, привлекаются к уголов­ной ответственности в соответствии со ст. 155 УК РФ.

В течение трех лет после усыновления происходит постоянный контроль за про­живанием ребенка органом опеки и попечительства.

Таким образом, основным принципом, на котором строится весь институт усы­новления, является наилучшее обеспечение защиты интересов ребенка.

  • Усыновление как форма устройства ребенка-сироты являлась бы, безусловно, на­илучшим решением его дальнейшей судьбы. Но в связи со сложной экономической ситуацией в нашей стране количество случаев усыновления за последние годы со­кратилось при возросшем количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попече­ния родителей.
  • Опека и попечительство
  • Самой распространенной формой устройства ребенка на воспитание в семью ос­тается опека и попечительство. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство над несовершеннолетними — от 14 до 18 лет. Функции по опеке (попечительству) над несовершеннолетними могут выполняться граждана­ми, воспитательными, лечебными, образовательными и иными детскими учрежде­ниями, а также органами опеки и попечительства.
  • В силу того, что опека и попечительство устанавливаются над детьми разных воз­растов, опекун, в отличие от попечителя, имеет право и обязан совершать от име­ни подопечного сделки, за исключением тех, что должны быть совершенны только лично и нести имущественную ответственность за вред, причиненный подопечным. Попечитель же, в отличие от опекуна, имеет право и обязан давать согласие на со­вершение подопечным сделок. Кроме того, есть еще несколько отличий правового характера, зафиксированных в Гражданском Кодексе РФ.
  • Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. Не могут быть назначены опекунами (попечителями) лица, ли­шенные родительских прав. При назначении ребенку опекуна (попечителя) учиты­ваются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опеку­ном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попе­чителя), а также желание самого ребенка.
  • Не назначаются опекунами (попечителями) лица, больные хроническим алкого­лизмом или наркоманией, лица, отстраненные от выполнения обязанностей опеку­нов (попечителей), лица, ограниченные в родительских правах, бывшие усынови­тели, если усыновление отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.
  • На содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), установле­на выплата денежных средств. Размер денежной выплаты устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
  • Поскольку опека и попечительство над несовершеннолетними детьми назначается с целью обеспечения их права на семейное воспитание, опекуны и попечители обяза­ны проживать с ребенком одной семьей. Исключение из этого правила предусмотре­но только в отношении несовершеннолетних, достигших 16-летнего возраста. В этом случае орган опеки и попечительства может разрешить подростку проживать отде­льно, если такая необходимость связана с получением образования или работой.
  • Дети, находящиеся под опекой или попечительством, сохраняют право на обще­ние со своими родителями и родственниками, если это не противоречит интересам ребенка (это уже решает опекун или попечитель).
  • Для установления опеки или попечительства также необходимо согласие ребен­ка, если он достиг десятилетнего возраста.
  • Прекращение опеки происходит при достижении ребенком возраста 14 лет. При этом опека автоматически трансформируется в попечительство. Попечительство пре­кращается при достижении ребенком совершеннолетия, вступлении его в брак до 18 лет и в других случаях, например, в случае смерти опекуна или попечителя.
  • Приемная семья

Приемная семья представляет собой новый институт семейного законодательс­тва. Он возник и развился из идеи создания детских домов семейного типа. Таким образом, приемная семья является гибридной формой, содержащей в себе некоторые черты опеки и детского учреждения.

Помимо Семейного кодекса, регулирование отношений, возникающих в связи с воспитанием ребенка в приемной семье, осуществляется также специальным «По­ложением о приемной семье», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.07.1996 г. № 829.

Приемная семья образуется на основе договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Договор о передаче заключается между органом опеки и попечи­тельства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять ребенка на воспитание). Срок помещения ребенка в приемную семью определяется договором и может быть разным. Число детей, помещенных в прием­ную семью, включая и кровных, как правило, не должно превышать 8 человек.

На содержание ребенка регулярно выплачиваются средства. Кроме того, прием­ному родителю производится оплата труда за воспитание ребенка в размере, уста­новленном правительством РФ. Кроме того, время исполнения обязанностей при­емного родителя засчитывается в трудовой стаж.

При передаче ребенка в приемную семью орган опеки и попечительства руко­водствуется интересами ребенка. Помещение ребенка, достигшего возраста 10 лет, в приемную семью осуществляется только с его согласия. Безусловно, при подготов­ке заключения орган опеки и попечительства принимает во внимание личные ка­чества людей, желающих взять на воспитание ребенка в семью, их способность к выполнению обязанностей по воспитанию детей, взаимоотношения с другими чле­нами семьи, проживающими совместно с ними.

Особенности усыновления:

  • Сохраняются все личные и имущественные отношения между усыновителями и усыновленным (права наследования и др.), в том числе, по достижению ребенком совершеннолетия.
  • Возможность присвоить ребенку фамилию усыновителя, поменять имя, отчест­во и, в некоторых случаях, дату рождения.
  • Оформляется дольше, по сравнению с другими формами устройства, так как требуется решения суда.
  • Государство не оказывает никакой особенной помощи после усыновления за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых семьям, имеющим де­тей, на общих основаниях.
  • Самые жесткие, по сравнению с другими формами устройства, требования к канди­датам в усыновители, их материальному положению, жилищно-бытовым условиям.
  • Не каждый ребенок, лишенный родительского попечения, может быть усынов­лен (на усыновление передаются лишь дети, единственный родитель).
  • Орган опеки и попечительства осуществляет контроль в течение трех лет.

Особенности опеки и попечительства:

  • Ребенок имеет статус подопечного.
  • Опека устанавливается решением главы органа опеки и попечительства в тече­ние месяца после обращения.
  • На содержание подопечного ребенка в случаях, установленных законами субъ­ектов РФ, опекуну ежемесячно выплачиваются денежные средства.
  • По исполнении опекаемому 18 лет ему может быть предоставлено жилье, если его у него не было.
  • Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями жизни подопечного ребенка в семье опекуна (попечителя).
  • Не исключено появление кандидата в усыновители, поскольку усыновление яв­ляется приоритетной формой устройства ребенка.
  • Нет тайны передачи ребенка под опеку и контакты с кровными родственника­ми ребенка возможны, за исключением случаев, когда родители лишены родитель­ских прав.
  • Опека (попечительство) назначается на определенный срок, как правило, до со­вершеннолетия ребенка.

Особенности приемной семьи:

  • Требования к кандидатам такие же, как и при назначении опеки (попечительс­тва). Единственное отличие — желательно предварительное обучение.
  • На содержание ребенка выплачиваются ежемесячно денежные средства.
  • Предусмотрены различные меры социальной поддержки приемных семей, ока­зывается содействие в организации обучения, отдыха и лечения ребенка.
  • Могут выплачиваться целевые средства на ремонт, приобретение мебели и т.д.
  • По исполнении приемному ребенку 18 лет ему может быть предоставлено жи­лье, если его у него не было.
  • Постоянный контроль и отчетность перед органами опеки за воспитание и рас­ходование средств.
  • Приемный родитель должен заключить договор с органом опеки и попечительства о передаче ребенка на воспитание в приемную семью.
  • Возможны контакты с кровными родителями и родственниками ребенка, когда это не противоречит интересам ребенка.

3. Банк данных

Постановление от 4 апреля 2002 г. N 217 О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием

Познакомиться с Федеральным банком данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, можно здесь — http://www.usynovite.ru/db/

4. Процесс подготовки кандидатов в замещающие родители. Основные этапы прохождения инстанций при усыновлении:

  • знакомство с органами опеки по месту жительства;
  • сбор справок и подготовка документов для получения решения органов опеки о возможности быть усыновителями. Обучение в «Школе приемных родителей», получение Свидетельства о подготовке.

Перечень необходимых документов

Граждане Российской Федерации, желающие усыновить ребенка, подают в орган опеки и попечительства по месту жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителями с приложением следующих документов:

  1. краткая автобиография;
  2. справка с места работы с указанием должности и заработной платы либо копия декларации о доходах (действительна в течение 1 года со дня выдачи);
  3. копия финансового лицевого счета и выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства (действительны в течение 1 месяца) или документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение;
  4. справка органов внутренних дел об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан (действительна в течение 1 года);
  5. медицинское заключение государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица, желающего усыновить ребенка, оформленное в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (действительно в течение 3 месяцев);
  6. копия свидетельства о браке (если состоят в браке).

Лицо, обращающееся с просьбой об усыновлении, должно предъявить паспорт, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — иной документ, удостоверяющий личность.

Для подготовки заключения о возможности быть усыновителями орган опеки и попечительства составляет акт по результатам обследования условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка.

  • Подача документов в органы опеки, рассмотрение документов специалистом опеки и обследование жилищных условий. На основании заявления и приложенных к нему документов, а также акта обследования условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка, орган опеки и попечительства в течение 15 рабочих дней со дня подачи заявления готовит заключение об их возможности быть усыновителями, которое является основанием для постановки на учет в качестве кандидатов в усыновители.
  • Получение заключения о возможности быть усыновителями.
  • После постановки на учет граждан в качестве кандидатов в усыновители орган опеки и попечительства представляет им информацию о ребенке (детях), который может быть усыновлен, и выдает направление для посещения ребенка (детей) по месту жительства (нахождения) ребенка (детей).
  • Поиск ребёнка. Получение направления на знакомство с ребёнком (детьми). Если по месту собственного проживания нет детских учреждений или не удалось подобрать ребенка, то возможно обращение в любой другой орган опеки или к региональному оператору банка данных о детях оставшихся без попечения родителей.
  • Знакомство с ребенком, при желании, независимое медицинское обследование ребенка, проверка собственной решимости.
  • Подача заявления в суд, ожидание суда.
  • В это время орган опеки по месту проживания ребёнка готовит заключение о целесообразности усыновления конкретного ребёнка и документы на ребёнка для суда.
  • Рассмотрение заявления судом. Получение копии решения суда на руки.
  • Получение в загсе свидетельства об усыновлении, нового свидетельства о рождении, внесение записи о ребенке в паспорт. Регистрация ребёнка по месту проживания усыновителей.

Информация с сайта: http://www.mo-pv.ru/forms.html

5. Психолого-педагогическое сопровождение приемных семей.

Конечно, воспитание приемного ребенка (как и кровного, впрочем) — дело слож­ное. Вам потребуется много сил, иногда вам будет казаться, что вы совершенно из­мотаны, что у вас ничего не получается и никогда не получится. Именно в такие моменты вам и понадобится помощь. Вы должны помнить, что вы вправе рассчи­тывать на помощь специалистов. Конечно, не собираетесь же вы пройти весь этот путь в одиночку!

Где можно получить необходимую информа­цию, помощь и поддержку? К сожалению, литературы по воспитанию приемных детей не так уж много. Но в нашей стране ведут работу организации, которые участвуют в создании при­емных семей, организуют подготовку приемных родителей, помогают семье до и после принятия ребенка. С помощью таких организаций можно избежать лишних трудностей, неоправданных потерь времени и сил.

Для жителей Челябинска работает отделение «Школа приемных родителей» в МАУ СО «Кризисный центр», которое с 2008 помогает при­емным родителям и приемным детям найти общий язык, построить гармоничные отношения, создать семью в полном смысле этого слова. Наша организация может быть полезна замещающим родителям с разных точек зрения. Здесь мож­но пройти обучение в Школе приемных родителей, можно получить качественную юридическую, психологическую и социальную помощь. Представим Школу при­емных родителей, возможно, вы уже слышали о ней!

Школа приемных родителей

Занятия в Школе приемных родителей проводят специалисты: психологи, социальные работники, юрист. Обучение включает в себя тренинговые занятия, в которых каждый участник активно рабо­тает наравне с другими, и лекционные встречи, цель которых — донести до слушате­лей как можно больше необходимой информации. Пройдя обучение в Школе при­емных родителей, вы сможете:

  • стать более восприимчивыми к чувствам и реакциям других людей, прежде все­го, детей;
  • осознать реальные проблемы, с которыми предстоит столкнуться, что даст воз­можность в полной мере оценить свою ответственность и не бояться неизвестности; стать более уверенным в себе, узнать свои слабые и сильные стороны;
  • узнать о механизмах взаимодействия служб в системе социальной защиты детей, что позволит ощущать себя членом команды и чувствовать себя более уверенно.

Родители, прошедшие обучение в Школе приемных родителей и затем взявшие ребенка в семью, говорят, что Школа оказала им огромную поддержку, что без нее им было бы намного труднее справиться с проблемами.

Слово приемным родителям

  • Школа родителей обязательно нужна!
  • Я сначала была очень против Школы: не хотелось зря тратить время и силы. Но потом поняла, что поддержка и знания необходимы.
  • Школа очень поддерживает!
  • Мы словно живем в вакууме — должен быть союз родителей!
  • Встречи с другими родителями очень помогают: всегда перед глазами живой пример, как кто с трудностями справляется, у кого какие радости..

Школа является для ее участников не только источником знаний, но и обществом людей, которые в дальнейшем будут своеобразной группой поддержки. Обычно те, кто обучались в одной группе, становятся друзьями, с которыми можно поделиться своими переживаниями. Школа также помогает внутренне подготовиться к пред­стоящим переменам, заранее проиграть некоторые проблемные ситуации, про­жить их.

Телефон Школы приемных родителей в нашем центре 8-351-263-51-23.

Одно из самых важных прав каждого ребенка — право на воспитание в семье. Именно поэтому детям, оставшимся без попечения родителей, лучше жить в при­емной семье, чем в детском учреждении. Семейные формы устройства ребенка довольно разнообразны: усыновление (удочерение), опека (попечительство), при­емная семья, патронат, семейно-воспитательная группа и другие. Каждая форма имеет свои особенности.

Существует много мифов относительно приемных детей, которые следует осознать пред тем, как взять в свою семью приемного ребенка. Кроме того, непременно надо подумать о следующем:

Согласие семьи. Очень важным условием принятия в свою семью ребенка явля­ется согласие на это всех членов семьи. Если вы подойдете к этому недостаточно от­ветственно, то в будущем это может привести к сложностям во взаимоотношени­ях.

Время, терпение и постоянная забота. Помните, что для построения теплых и до­верительных отношений с приемным ребенком требуется время. Постоянное вни­мание очень важно для приемных детей, по крайней мере, первое время. Поэтому лучше всего, если у вас будет возможность много времени проводить дома.

Школа приемных родителей. Воспитание приемного ребенка отличается от вос­питания собственных детей. Вам могут потребоваться дополнительные знания и навыки, поэтому необходимо пройти обучение в Школе приемных родителей. И, кроме того, важно помнить, что Школа — это одно из мест, где вы можете получить поддержку специалистов и других приемных родителей. А на поддержку и помощь вы всегда имеете полное право!

6. Требования к жилищно-бытовым условиям

Проверка жилищно-бытовых условий проводится по формальным признакам и фактическому состоянию.

Для уточнения формальных данных усыновители предоставляют:

  • выписку из домовой книги
  • копию финансово-лицевого счёта, свидетельства либо другие документы, подтверждающие права собственности на жильё, в которых указаны основные параметры квартиры/дома,
  • количество зарегистрированных на данной жилплощади людей и кто является владельцем какой доли жилья или ответственным квартиросъемщиком.

Фактическая часть проверки жилищно-бытовых условий осуществляется при обследовании жилищно-бытовых условий кандидатов органом опеки и попечительства. Поскольку желающие взять ребёнка в семью не обязаны предоставлять никаких других справок, кроме указанных выше, то обследование является основным элементом проверки. Обследование должно выявить фактическое состояние жилья, количество проживающих в нём людей, материальное положение семьи, санитарное состояние, наличие места для размещения ребёнка – место для занятий, сна, игр, оценить готовность будущих родителей создать нормальные условия для проживания и развития ребёнка. Специалисты органов опеки, либо социальный педагог школы, общественный инспектор — эти лица могут проводить обследование по поручению ООП — обязаны осмотреть жильё, и дать оценку его пригодности для проживания ребёнка. При возникновении спорных ситуаций или выявленных серьёзных несоответствий санитарным нормам или неудовлетворительного технического состояния ООП имеют право привлечь для проведения дополнительной экспертизы состояния жилого помещения специальные службы: Санэпиднадзор (СЭС), Бюро технической экспертизы (БТИ), Гостехнадзор, Госстройнадзор за свой счёт и своими силами. Требовать предъявления справок из этих организаций у усыновителей они не имеют права.

Не могут быть усыновителями лица, проживающие во временных строениях, общежитиях с временной регистрацией и помещениях (частных домах), признанных в установленном порядке непригодными для постоянного проживания.

Если ребенок находится под опекой нужно учитывать, что детям-сиротам или оставшимся без попечения родителей, если они не являются собственниками жилого помещения или им не может быть возвращена жилая площадь, которую они занимали ранее по выходу из-под опеки (попечительства) по достижению совершеннолетия, предоставляется жилое помещение социального найма.

Более подробно читайте на сайте: http://www.baby.ru/community/view/126541/forum/post/7385813/

7. Организация контроля за воспитанием ребенка в приемной семье

При проведении плановых и внеплановых проверок осуществляется оценка жилищно-бытовых условий подопечного, состояния его здоровья, внешнего вида и соблюдения гигиены, эмоционального и физического развития, навыков самообслуживания, отношений в семье, возможности семьи обеспечить потребности развития подопечного.

Контроль за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье осуществляется в соответствии с Правилами осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423. (http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=135255)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *