Сходить в церковь

ПОЧЕМУ ЛЮДИ НЕ ХОДЯТ В ЦЕРКОВЬ?

Священник Михаил ВАСИЛЬЕВ, настоятель Патриарших подворий при штабе ВДВ и РВСН:
— Во-первых, потому, что это трудно. Во-вторых, потому что для современного, весьма прагматичного по своему мировосприятию человека это невыгодно. Приходится тратить свое время – у современного человека иллюзия, что времени ему не хватает, хотя это не мешает впустую тратить его, например, у телевизора. И человек все время живет тем временем, которое он на самом деле часто бездарно тратит. Он стоит в храме – и ему кажется, что у него много неотложных дел, что надо куда-то бежать. И действительно – это известно еще древним подвижникам благочестия – побыть наедине с собой уже бывает непривычно и трудно, а тем более придти к Богу и быть с тем Богом, в Которого хотя ты и веруешь, но еще не веришь достаточно. Наверное, все это в комплексе приводит к тому, что современный человек, бесцельно проводя значительную часть своей жизни, не может найти времени, чтобы побывать, или постоять, или даже, не побоюсь этого слова, помолиться за богослужением.

Игумен ПЕТР (Мещеринов), Свято-Данилов монастырь, г. Москва:
— Одна из причин того, что люди не понимают христианство и отталкиваются от Церкви – это подмена Евангелия – в буквальном переводе «благой вести», «благовествования» – неким зловествованием. Основание нашей веры – Воскресший Христос, пасхальная радость, которую может почувствовать любой человек, – подменяется проповедью о мировом масонском заговоре, о скором пришествии антихриста, о бесах, аде и вечных муках. Христос же является только средством, чтобы всего этого избежать. Причем даже не Христос, а внешняя церковность, исполнение обрядов, механическое выстаивание воскресных богослужений. В итоге религиозные запросы души не удовлетворяются. И поэтому многие искренне ищущие Бога люди стараются держаться подальше от такой Церкви. Она кажется им каким-то странным заведением, где люди помешаны на тайном масонстве и бесах. Безусловно, существуют и бесы, и «тайна беззакония», и антихрист, который в итоге явится. Но страшно не это, а то, что все сие служит основанием проповеди и почему-то называется Православием.

Священник Александр ЛАВРИН,клирик храма Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно:
— Думаю, причина здесь не в атеизме. Атеистов сейчас мало, убежденных же и раньше было немного. Людям, как правило, более свойственно религиозное равнодушие. И когда после падения атеистической идеологии оказалось, что многие не чужды признания духовного мира, – всплыла серьезная причина, почему люди не ходят в храм: само по себе признание «потустороннего» ничего не меняет в жизни человека. Настоящая религиозная жизнь начинается тогда, когда человек захочет, чтобы Бог стал в его жизни главным. А это всегда непросто, требует от человека напряжения: поиска, труда. Нельзя обойти стороной и горькую для нас, церковных людей, правду. Многие люди не ходят в храм, потому что мы, христиане, сами подаем к этому повод. В религиозной жизни был очень большой перерыв, многие традиции утеряны, прежде всего – традиции терпения и смирения. И, к сожалению, люди часто не находят в христианах примера евангельской жизни. Не последняя причина и в нас, священниках, пастырях. Мы вышли из той же среды «религиозного забвения» и так же учимся христианской жизни. Но цена наших ошибок гораздо выше, чем у прихожан, когда мы не являем сердечной теплоты и понимания. Я это хорошо знаю, замечая, порой, в себе небратское и лицеприятное отношение – при исповеди, в беседе с людьми … Поэтому сегодня Церковь видится не столько местом духовного подвижничества, сколько больницей, принимающей и целящей больных и инвалидов. Значит, и входят в нее те, кто признал свою болезнь и захотел лечиться.

Священник Николай ЕМЕЛЬЯНОВ, заместитель декана Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета:
— Самое удивительное, что люди в Церковь ходят. Это удивительно, потому что в России после целой эпохи гонений, религиозного бескультурья и безграмотности современному человеку казалось бы невозможно обрести традиционную духовную культуру и веру. Современная мода, массовая культура, жесткая пропаганда, иногда даже сегодняшняя государственная политика препятствуют этому. Однако вопреки всему многие эту духовную культуру обретают или хотя бы очень к ней стремятся. Это всегда процесс очень личный и очень трудный. Он требует работы над собой, много смирения и покаяния, что никому и никогда не было просто. В Евангелии Господь, обращаясь к ученикам, называет их «солью земли». Соль – это замечательный и очень древний религиозный символ. Кроме прочих, в нем есть и очень простой, можно сказать, бытовой смысл. Соли кладут в пищу всегда очень мало – одну ложку на большую кастрюлю, но без нее пища бывает безвкусной. Этой «соли» – тех, кто не просто «глядит издалека» или даже «заходит в Церковь», но живет по вере церковной жизнью, – всегда было и будет немного. С другой стороны, от самого общества и даже во многом от государства зависит, будет ли оно хотя бы обращено лицом к высокой духовной культуре – или его жизнь потеряет свою «соль», станет «безвкусной» и бессмысленной.

Священник Иоанн ОХЛОБЫСТИН, клирик храма святителя Николая в Заяицкой слободе:
— Когда только начиналось возрождение Православия, то сами верующие люди и священники невольно делали многое, чтобы отвратить людей от Церкви. Все эти старушки, шипящие на молодых девчонок, которые впервые зашли в храм в брюках. Все эти младостарцы и младостарицы, их «пророчества» и дикие полуязыческие «наставления». И странная кликушеская литература, называвшаяся «православной». Все эти запугивания в проповедях священников, что вы, мол, жуткие грешники, мерзавцы. Срочно раздайте все свое имущество, а сами – на колени, на горох. И все равно нет вам прощения… Как вспомню, просто дрожь берет. Дошло дело до того, что пришлось вмешаться самому Святейшему Патриарху. Многие, впервые зайдя в храм и столкнувшись с таким к себе отношением, подумали: а пойду-ка я лучше куда-нибудь в буддизм, там все не так мрачно. Ну и, конечно, с годами добавились темы для критики, среди них сотовые телефоны и машины у священников (интересно, а как без этого быть на связи, если понадобится, и посещать больных прихожан?) и так далее. К счастью, постепенно все эти перекосы в отношениях светских людей и Церкви сглаживаются. Народ перестали запугивать, в храм приходит все больше людей. Теперь мы можем лучше донести до прихожан, что главное в Православии не строгость, а любовь. Ведь Бог есть Любовь.

Иеромонах СЕРГИЙ (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище г. Москвы:
— Подлинная причина в том, что у человека просто нет особого желания ходить в церковь. Когда он молод, преисполнен оптимизма – ему не до того. Он смотрит на жизнь «сквозь розовые очки», «кует» свое светлое будущее… И только повзрослев, столкнувшись с реалиями жизни, он начинает задумываться, начинает знакомиться с христианскими ценностями – и в итоге нередко приходит в храм. Это обычно люди зрелого возраста, за сорок лет. Тем не менее, встречаются и молодые люди, которые с юности посвятили себя Богу. Либо они рано пережили какие-то трагедии, разочаровались в земных ценностях, либо это чистые души, призванные Богом. Я их достаточно часто встречал, хотя по нашим временам такой человек – просто чудо. Бывает, что и в тридцать лет воцерковляются, и в двадцать, хотя какой-то видимой причины – несчастной любви, жизненных трагедий и т.п. – нет. Кто имеет открытое сердце – к тому Бог приходит раньше.

Протоиерей Аркадий Шатов, председатель епархиальной комиссии по церковной социальной деятельности Москвы:
— Люди не ходят в Церковь по разным причинам. Некоторые – потому, что думают, что Бог христиан такой же, как сами недостойные христиане. Некоторые не ходят потому, что их привлекает этот мир, и внешняя мишура для них важнее, как для дикарей стеклянные бусы важнее, чем слиток золота. Некоторые не ходят по лени, а некоторые – потому что Бог их еще не призвал. Некоторые из тех, что не ходят в Церковь, бывают одержимы, некоторые – глупы… Некоторые не ходят в Церковь потому, что они предали Бога. Люди не ходят в Церковь, потому что, как говорится в Евангелии, один купил поле, за которым нужно смотреть, другой приобрел волов, которых надо испытать, третий недавно женился. Поэтому они не идут на брачный пир (Лк. 14, 1).

Иеромонах КАЛЛИСТРАТ (Романенко), настоятель храма во имя Святой Живоначальной Троицы в Антарктиде:
— Во-первых, люди в храм все-таки ходят. Даже в мой. Пусть не все и не часто. Но за тот год, что я здесь, нет ни одного человека из экипажа станции, который хотя бы один раз не пришел в храм. И не на экскурсию, а именно на службу, на Божественную литургию. Есть люди, которые ходят в храм, но нечасто. Они все равно верующие и православные. Я не могу сказать, что их вера хуже моей, хотя я священник и регулярно совершаю Божественную литургию. Другие не ходят в храм, потому что не знают, что здесь дом Божий. Это просто непросвещенные люди, не понимающие, зачем надо стоять по два часа на службе и слушать непонятные песнопения и молитвы. Но обычно это до тех пор, пока жареный петух не клюнет. Тогда начинают спрашивать: «Что я могу сделать, чтобы Бог услышал меня?» А некоторые не приходят, потому что видят, как живет священник – злее, корыстнее и похотливее иных неверующих. Я знал одного человека, который во многом исполнял заповеди Евангелия (ни разу при этом не читав самого Евангелия), но не стал ходить в храм, потому что там не самым лучшим образом вел себя священник. От священников сегодня требуется спокойно, шаг за шагом воспитывать и тех, кто приходит, пусть и нечасто, показывая им жизнь в Боге. Надо проповедовать, и, прежде всего, не на словах, а в себе, в своей жизни, исполняя слова Писания: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16).

Журнал «Фома»
№ 3(26) 2005 г.

Можно ли верить в Бога и не ходить в храм?

08.06.2020

Во многих местах понемногу облегчается карантинный режим, установленный в связи с пандемией коронавируса, люди, пусть и при соблюдении определенных ограничений, получают возможность вновь прийти в храм на богослужение. Для кого-то изоляция от храма оказалась тяжелым испытанием, а кто-то за время карантина, возможно, сделал для себя совсем другой вывод: оказывается, если не ходить на службу, небо не упадет. Так ли это? Не накажет ли Бог за нерадение? А если мы воздерживаемся временно от посещения службы, потому что просто беспокоимся о близких? Или все дело в том, что у некоторых вера слабая? В День Святого Духа, Который дышит, где хочет, давайте вновь обратимся к теме «Бога в душе́», но уже в посткарантинном ее аспекте, и попробуем разобраться в заданных вопросах при помощи священника Димитрия Паламарчука, настоятель Николаевского храма в селе Криворожье на Донбассе.

Таких случаев много

Не ходил в храм, и небо не упало? Могу сказать, что и не упадет, все будет хорошо. Однако стоит поговорить о том, почему сейчас людей снова беспокоит проблема необходимости ходить на службы. Вопрос «можно ли верить в Бога, но не ходить в храм» настолько не новый, что можно битый час говорить «о вере в душе́» и о том, как к этому относиться. Те, у кого Бог в душе́, пусть ответят на вопрос: что изменилось в их жизни после того, как они узнали, что Он у них в душе? А мы пока сосредоточимся на другом.

Если говорить о проблеме в целом, то случаи, когда человек верит, но в храм не ходит, совсем не редки. Например, он может быть прикован к постели – как моя мама, которая вот уже восемь лет пребывает в таком положении. Или же человек соблюдает требования карантина. У меня часть прихожан с самого начала добросовестно сидела в самоизоляции: это люди из зоны риска и те, у кого есть родственники пожилого возраста. Я сам сказал, что на их месте не ходил бы в храм и поберег близких.

Не надо искушать Бога

Если причина того, что человек не ходит в храм, заключается в лени – ему просто не хочется рано вставать и напрягаться – это одно. Это плохо. Но если для такого «нехождения» есть ряд объективных причин, если человек переживает за близких и не хочет стать причиной их смерти – что в этом плохого? Да, сейчас может набежать множество ультраправославных критиков со словами: «А как же воля Божия?», «что на роду написано, то и будет», «это малодушие» и так далее, но я отвечу им словами Христа: «Не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:7). Уповать на волю Божию надо, но и искушать Его не следует.

Нужно адекватно оценивать причины, по которым человек не ходит в храм. Вновь приведу в качестве примера мою маму. Она много лет очень переживала, да и сейчас переживает, что «не в церкви». Мы в прошлом году провели ей кабельное телевидение, и теперь она звонит мне со словами: «А я сегодня в Сретенском монастыре была». Понятно, что у нее было и есть желание ходить в храм, но оно неисполнимо. Хотя оказывается, что даже в такой ситуации можно найти компромисс.

Заложники ситуации

Среди людей, которые верят в Бога и не ходят в храм, и те, кто присматривает за своими больными родственниками. Таких людей тысячи. Приглашая к своим болеющим сродникам священника для совершения Таинства Причащения, они, как правило, причащаются тоже. Ведь для верующего человека евхаристическое общение очень важно, и если оно есть, как можно его в чем-то винить?

Мне кажется, здесь на первый план выходит вопрос общины. Если прихожанин не имеет возможности оставить свою бабушку или маму на три часа, потому что те не могут сами себя обслуживать, перестает ли он быть членом своего прихода? – нет. Почему же тогда эти люди так часто ощущают чувство вины и оставленности? Об этом надо поразмышлять. Я считаю, что такие заложники ситуации ни в чем не виноваты.

Достойный семьянин с разрушенной семьей

Даже если человек неправ, выбирая помощь близкому в ущерб посещению служб и частому причащению, я не вижу в том большого греха. Мне очень нравятся слова: «Лучше грешить в сторону любви, чем в сторону ее отсутствия». Я недавно читал статью Александра Филоненко, в которой он пишет, что мы очень часто в ущерб своей душе находим другие ценности – очень высокие и, безусловно, христианские. Например, ревность в посещении служб. Батюшка назначил двадцать пять литургий в месяц, значит, надо на всех быть. И неважно, что я могу этим повредить себе или своей семье. Окунаясь в вихрь приходских забот, забыть о своих родных.

Мы постоянно говорим, что семья – на первом месте, но статистика таких случаев просто ужасающая. Женщина может быть правой рукой настоятеля, прекрасным регентом или преподавателем воскресной школы, и никто не поверит, что ее семья разваливается.

Что значит «ходить в храм»?

Но вернемся к обсуждаемой проблеме. Мне всегда интересно, что значат для человека слова «ходить в храм»? Выстаивать службу от начала до конца? Причащаться за каждой литургией? Не пропускать воскресных служб? Допустим, у человека нет возможности или желания выстаивать службу полностью. Он бывает в храме небольшое количество времени. Он грешен? Но ведь мы знаем примеры подвижников прошлого, которые говорили: сколько времени у тебя есть – на столько и зайди в храм. А как часто бывает, что человек идет мимо храма, хочет зайти и помолиться, но не заходит, потому что у него одежда неподобающая – шорты, брюки, платка нет. Так вот, первая мысль (зайти помолиться) – от Бога, вторая (не та одежда) – нет, потому что Бог ждет нас всегда. Но можно ли осудить того, кто не зашел, постеснялся, прошел мимо?

Не допускать чувства вины

Православный человек не может чувствовать себя православным, не участвуя в Евхаристии. Но если ситуация не позволяет этого, всегда есть возможность пригласить священника домой. Первые христиане приносили Святые Дары тем, кто не мог попасть на литургию.

Посещение храма очень важно, но если нет возможности этого делать, не надо казнить себя. Если мы не идем туда не потому, что за себя боимся, а потому что переживаем за близких – это не малодушие и не страх, а проявление любви, которой сейчас так не хватает. Это то, о чем Господь говорит: «По тому узнают все, что вы Мои ученики» (Ин. 13:35). Поэтому не надо культивировать в себе чувство вины. Почему я говорю это? – потому что мы живем в век интернета, когда каждый, кто имеет камеру, может публиковать все что угодно. В том числе священники, проклинающие людей, которые боятся вируса или берегут своих родных. Неудивительно, что у этих людей возникает чувство вины.

Загляните в свое сердце

Господь зрит в наше сердце. Недавно мы вспоминали встречу Господа с самарянкой. Спаситель говорит: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:24). Если мы ходим в храм, и это для нас обязаловка, что в том хорошего? Если я иду в храм, испытывая чувство вины – зачем это Богу? Если я говорю детям: «Идите в храм, там радость!» – а сам не радуюсь, разве поверят мне дети? Нам кажется, если мы начнем ходить в храм, целовать там иконы и мощи, то станем более верующими, чем если останемся дома в силу обстоятельств. Это не так.

Есть люди, которые считают, что будут счастливы тогда, когда купят машину или уедут в другую страну. А Виктор Франкл был счастлив в концлагере и не считал себя несчастным человеком. Новомученики годами сидели в лагерях и не ходили в храм, но это не мешало им верить и молиться, более того: многие потом утверждали, что никогда после они не чувствовали такого духовного подъема и не молились так, как во время заключения. Вопрос ведь не в том, можно или нельзя не ходить в храм. Не хочешь – не ходи. Вопрос в том, почему ты не хочешь туда идти.

Не могу или не хочу?

Как определить, я не могу ходить в храм – или не хочу? Сложно ответить. Я понимаю тех, кому этого не хочется. Мне кажется, надо, прежде всего, научиться не врать себе. Человек привыкает к вранью, и чем больше он к нему привык, тем сложнее быть честным с собой. Тому, кто научился говорить себе правду, намного проще решать духовные проблемы. Как этому научиться? – так же, как учатся молитве. Святые говорят, что молитва дается молящемуся.

Усталость или кризис веры

Порой причиной нежелания ходить в храм может стать обычная усталость. Такому человеку не грех одно-два воскресенья остаться дома и отдохнуть. Другое дело, если человек просидел в карантине два месяца – и ему по-прежнему не хочется в храм ходить. Что сказать? – те, кто шел в храмы ко Христу и за Христом, туда вернутся непременно. Те, кто не попал на Пасхальную службу в этом году, тоже придут. Не придут те, кто не хочет. Надо разбираться, по какой причине так случилось. Господь касается сердца каждого человека. Кризис веры вполне может иметь место в жизни христианина, это нормально: вера не может быть статична. Духовная жизнь постоянно движется – или вперед, или назад.

Сменить обстановку

Когда человек устал и не хочет ходить на службы, возможно, он просто не хочет в какой-то конкретный храм. Знаю случай, когда у одних родителей дочь делала вид, что спит, пока те собирались на службу. После их ухода она шла в другой храм – ей хотелось помолиться отдельно от семьи, без бесконечных наставлений и контроля. Такое желание может возникнуть у каждого. В этом случае нужно позволить себе пойти на службу в другой храм, туда, где вас никто не знает, где нет ежеминутного: «Здравствуйте! Как поживаете? Почему сегодня без детей?» Возможно, кому-то надо позволить себе такое раз в месяц, кому-то – раз в полгода. У каждого – свои нужды. Но, как правило, это полезно. Даже я иногда чувствую потребность прийти на литургию в другой храм как обычный прихожанин. Я так отдыхаю.

Мы имеем право выбирать

Возможно, в меня полетят камни, но я убежден: мы имеем право и должны выбирать храм, в котором нам будет хорошо. То же касается и священника. Ищите близкого по духу. Мы можем недотягивать до настоятеля, и будет некомфортно. Мы можем перерасти настоятеля – и тоже будет некомфортно. Не надо бояться искать то, что близко, что вдохновляет и поддерживает. Ненужная борьба отнимает силы. Бог не запрещает нам быть счастливыми.

Почему у нас так много хмурых и нерадостных людей в храмах? – потому что быть серьезным и строгим намного проще. Устав снимает с человека необходимость принимать решения: он учит, как себя вести на службе, как питаться, но вот я улыбаюсь – а в Типиконе об этом ничего не написано. «Так правильно ли это? Лучше уж буду невозмутимым», – думает ответственный христианин. А потом удивляемся, что люди в наши храмы не хотят ходить. Может, это не случайно?

Беседовала Екатерина ЩЕРБАКОВА

Публикация сайта Горловской епархии

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓

«НЕ МОГУ ЗАЙТИ В ЦЕРКОВЬ!..» Рассказ

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Мы — христиане, поклоняемся иконам, как великой святыне! Мы кланяемся не дереву, или краскам, а изображению того, кто на них изображен. Еще при жизни, Пресвятая Богородица освящала Свои иконы, которые писал апостол и Евангелист Лука.

Икона является великой святыней, к которой мы должны прикладываться с великим благоговением.

В наших домах (квартирах) должно быть святое место, наподобие Красного угла. Это место, как небольшой кусочек храма, где мы можем останавливать время, сводить суету жизни на нет, и кормить свою душу молитвой к Богу, Пресвятой Богородице и святым угодникам Христовым.

Святые иконы также являются прекрасным духовным украшением жилища! Но, к сожалению, не все это понимают…

В книге протоиерея Валентина Бирюкова «На земле мы только учимся жить», есть поучительный рассказ, повествующий о молодом человеке, пренебрегшем святые иконы, за что было послано ему Божие наказание…

Сколько я повидал за годы моей службы различных паломников и исповедников — со всей России! С разными грехами приходят к священнику люди, но особенно горько бывает слышать о тяжких последствиях, какие бывают у тех, кто кощунствует или глумится над иконами.

Один такой случай произошел в Самарканде. Субботняя всенощная уже закончилась, народ расходился.

В это время в дверях храма появился молодой мужчина, очень больной даже с виду.

Лето, жара — а он в шапке, и все за голову держится. Прихожанка, которая прибиралась в храме, подошла к нему:

— Дяденька, освободите церковь, закрывать надо.

А он словно не слышит, к дверям прислонился. Усадил я его на лавочку, стал расспрашивать:

— Что с тобой? Ты болен?

— Голова болит, — ответил.

— Давно ли с тобой такое?

Он и рассказал свою печальную историю.

«Учился я в институте и очень стеснялся, что дома у нас были иконы — мама перед ними молилась каждый день. Я же не верил в Бога. Глупостью казалась «отсталость»матери. Сколько раз просил я ее:

— Мама, убери иконы!

— Да ты что, сынок, как можно говорить такое! Долго я спорил с ней, но мать — ни в какую! Наконец, я решил больше не упрашивать ее, а просто убрать иконы. Так их спрятал, что никто не найдет.

Мама пришла с работы, глядь — икон нету.

— Володя, где иконы ?

— Не спрашивай, мама, нету их.

— Куда ты их дел, Володя? Отдай, не бери греха на душу!

— Нету икон.

Как ни просила мать, не мог я ей сказать, что сделал с иконами. Она заплакала. Долго плакала. Умоляла:

— Отдай иконы!

Я молчал. Наконец, мать сказала сгоряча:

— Дурак ты, дураком и будешь!

Вот и все. Мне не по себе стало немного от этих слов. Но я храбрился, лег как ни в чем не бывало. Но в полвторого ночи проснулся от страшной боли в голове — так мне тяжко сделалось, что я схватился за голову и кричал во весь голос.

Мать вызвала «скорую помощь», увезли меня в «психушку». Шесть месяцев пролежал, как ни кололи — головные боли не проходят, и сам я вроде как умом повредился. Мать давай плакать, корить себя:

— Да зачем я так сказала на своего сынка?!

То в одну церковь бежит, то в другую — кается, просит прощения. А чего просить, если икон нет…

Наконец решилась, пошла в больницу, написала расписку, чтобы отпустили меня домой. А я дома больше половины месяца не спал. Не могу спать — и все тут. Никакие таблетки не помогают. Мне кто-то подсказал:

— Володя, ты в церковь пойди.

Вот я и пришел в церковь. Мне здесь легче — так спокойно стало. Можно у вас ночевать остаться?..»

Снял этот несчастный Володя шапку и стоит, упершись головой в дверной косяк. Все уже вышли из церкви, а он все стоит — будто уснул. Ему снова напоминают:

— Храм закрывается уже…

Он отошел на несколько шагов. А потом снова просит:

— Можно я у вас ночевать буду?

Ну, покормили его ужином, оставили на ночь. Потом еще на одну. И так он месяц жил при церкви — домой даже не думал появляться. В гараже ему постель устроили, поставили шифоньер, стол. Читал он много — ему книг надарили… А мать его потеряла совсем: и в «анатомичку», и в милицию, и в больницу обращалась — нигде нету. Опять плачет:

— Куда Володя девался?

В соседней церкви ей сказали, что сын в Георгиевском храме. Прибежала она к нам, залилась слезами:

— Володя, ты живой! Слава Богу! Я уж думала, что совсем тебя потеряла… Сыночек, прости меня!

— Мам, за все — слава Богу.

— Пойдем домой, сыночек.

— Нет, мама, не пойду. Мне тут хорошо. Поплакали они вместе, а потом мать снова спрашивает:

— А все-таки, Володя, куда ты иконы девал?

— Ох, мама, их нету — не спрашивай больше об этом! — снова помрачнел сын.

Так три года он и жил при нашем храме. Но в сам храм не заходил — не смел. Однажды я попросил его:

— Володя, пойдем, поможешь мне помянники читать. Он только через порог храма ступил — вздрогнул, будто его ударили, как за голову схватится:

— Ой!!! Батюшка, я не могу в церковь зайти!

И выбежал из храма. Только в церковной ограде мог ходить спокойно. Вот что значит — икона! Страшно не то что кощунствовать — без благоговения прикоснуться к ней.»

Данный рассказ призван быть для нас неким напоминанием о том, какие святыни хранятся в нашем доме, и с каким благоговением мы должны к ним относиться!

Читайте также другие рассказы:

Мы все ходим под Богом.

«Что ваш крест со мной сделает?!”

<< На главную страницу Непридуманные истории >>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *