Шуя колокольня воскресенского собора

Воскресенский собор в Шуе (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Воскресенский собор в Шуе

Несмотря на драматичность своей истории, небольшая Шуя сумела сохранить сразу несколько замечательных храмов. Главным из них считается Воскресенский собор, чей сегодняшний облик — результат совместной работы русских зодчих и итальянского архитектора Гауденцио Маричелли, которые в конце 18-начале 19 веков занимались восстановлением сгоревшей в 1710 г. небольшой каменной церкви и строительством рядом колокольни.

Что посмотреть

Воскресенский собор расположен в северной части Шуи на высоком левом берегу Тезы. Храм выполнен в стиле классицизма, но с традиционными русскими куполами-луковицами. Стены церкви оштукатурены, выбелены и украшены лепниной, а прилегающая территория обнесена кирпичной оградой с коваными решетками. Интерьер впечатляет масштабом пролетов между центральной и боковыми арками, делая пространство очень светлым. Усиливает «воздушность» минимальное количество росписей, выполненных во время последней реставрации. Роскошный деревянный иконостас также был возведен уже в наши годы.

Колокольня собора — одна из самых высоких в Европе.

Главным сооружением шуйского Воскресенского собора считается расположенная в 40 м от него массивная четырехъярусная колокольня. Ее высота — 106 м, и это одна из самых высоких отдельностоящих звонниц в Европе. После возведения в начале 19 века колокольня стала символом города, а ее изображение появилось на логотипах местных мануфактур.

В свое время на колокольне было установлено 11 колоколов, среди которых выделялся инструмент весом в почти 21 т. Сегодня их уже поменьше, но гулкий звон все так же растекается по Шуе.

С площадью у колокольни связано одно печальное воспоминание горожан: именно там в 1922 г. шуяне попытались защитить собор от разграбления большевиками. В результате жестокого подавления протеста погибли 4 человека, и это событие послужило толчком к массовому изъятию церковных ценностей и репрессиям против священнослужителей. В 2007 г. на месте расстрела горожан появился памятник погибшим за веру.

Практическая информация

Адрес: Шуя, пл. Зеленая, 4.

Ежедневные богослужения в будние дни совершаются в 8:00 и 16:00, по воскресеньям и праздникам — в 6:00 и 21:00.

В Шуе издавна стояло несколько храмов. Один из них был посвящён Воскресению Господню. Эта деревянная церковь ничем особо не выделялась до тех пор, пока не случилась эпидемия чумы. Как потом напишет архидиакон Пётр Алеппский, ставший свидетелем страшных событий: «То было нечто ужасающее, ибо являлось не просто моровою язвой, но внезапной смертью…» Спасла город икона Божией Матери «Смоленская», написанная всего за неделю в надежде на избавление от эпидемии. Стоит отметить, что после того как болезнь отступила, а по молитве перед образом Богородицы стали происходить исцеления, шуяне отправили на имя царя Алексея Михайловича донесение о совершаемых чудесах. Тогда патриарх направил в Шую архиепископа Суздальского и Торусского Стефана для того, чтобы тот засвидетельствовал эти чудеса. В итоге Церковь установила день прославления иконы — 2 ноября, а приходской Воскресенский храм получил статус собора. Вскоре после этих событий местные жители перестроили собор в камне. Однако простоял этот пятиглавый храм недолго — вскоре сгорел. Пламя тогда уничтожило почти весь город, уцелело всего полтора десятка дворов. Чудесным образом была спасена и Шуйская Смоленская икона Божией Матери. Пожары свирепствовали в Шуе на протяжении всего ХVIII века. Последний произошёл в 1792 году, и после него горожане решили возвести новый соборный храм в честь Воскресения Христова. На строительство ушло шесть лет. А 19 сентября 1799 года епископ Владимирский и Суздальский Виктор совершил чин освящения нового собора. В 1831 году в Шуе случилось новое горе — эпидемия холеры. Шуяне снова решили обратиться к своей заступнице. Они наложили на себя недельный пост, а после этого, в день чествования Смоленской иконы Божией Матери, вместе с образом прошли крестным ходом вокруг всего города. Болезнь отступила, а крестный ход стал ежегодным. Сохранились сведения о том, что он всегда продолжался почти два часа. На него неизменно собиралось всё городское духовенство с хоругвями и чтимыми иконами. Начинали звонить колокола всех церквей. Во время хода делалось несколько остановок для совершения молебнов.

Что касается Воскресенского собора, то его в начале ХХ века решено было расширить. Появилась просторная и светлая трапезная; над западным входом воздвигли трёхглавие. Прихожане говорили, что при входе в собор «дух захватывало» от его убранства. Оштукатуренные побелённые стены украшала лепнина. У храма было три входа, а двери везде тоже были тройные — железные, дубовые с зеркальными стёклами и третьи — «окрашенные под дуб». Южный вход украшало чугунное крыльцо с десятью колоннами, железной крышей и вызолоченными крестами. А в середине фронтона помещался образ Шуйской Смоленской Богоматери — он был выполнен на листовом железе в греческом стиле. Главный престол собора тоже был роскошен. В издании «Воскресенский собор города Шуя и чудотворный Шуйско-Смоленский образ Богоматери» (составитель Н.И. Никонов) он описан так: «Престол в центральном алтаре был из цареградского кипариса в серебряном чеканном облачении. Возвышение у престола было из итальянского мрамора, за престолом находился деревянный крест с изображением на нём рапятия Господня. Пол в алтаре, на солее и амвоне был изготовлен из подольского мрамора, а подоконники во всём храме — из итальянского. Пятиярусный иконостас был украшен резьбой и колоннами, с царским вратами из вызолоченного чеканного серебра. Чудотворная Шуйско-Смоленская икона Божией Матери находилась в иконостасе по левую сторону царских врат».

Стоит отметить, что храм продолжал функционировать до конца 1930-х годов. Большевики в 1922 году не тронули православные святыни, изъяв только драгоценные ризы. Когда же храм решили закрыть, то начали с того, что стали сбрасывать колокола. Очевидцы вспоминали, что осколки разлетались во все стороны, ранили людей и нанесли ущерб близлежащим зданиям. Кому-то пришло в голову лишить колокольню креста, но два молодчика, решившихся на это святотатство, смогли добраться только до середины шпиля, а потом сошли с ума. Причём одного из них не могли спустить несколько дней: он ни кому не разрешал к себе приближаться, размахивал руками и орал благим матом. Что касается чудотворной Шуйской Смоленской иконы, то искусствоведы признали её ценным памятником старины и даже поставили на баланс Третьяковской галереи. Но это не помогло, при закрытии храма образ исчез; найти его не удалось до сих пор. После закрытия церковь долгое время пребывала в запустении. Одно время в её стенах был склад.

Лишь в 1990-е годы Воскресенский собор вернули верующим. Тогда же он стал подворьем Свято-Николо-Шартомского монастыря. Несмотря на историческую принадлежность Владимирской земле, культурно Шуя и окрестности столь же сильно тяготели к Костроме. Не удивительно, что костромская архитектурная школа оставила на территории нынешней Ивановской области значительное наследие. «Законодателем стиля» в строительстве храмов «соборного типа» в данном регионе надолго стал собор Николо-Шартомского монастыря в селе Введеньё под Шуей. Трёхсветный основной объём — вот главное отличие Шуйского храма от исторических прототипов ХVII века! Конечно, зодчие допетровской эпохи о таких архитектурных решениях могли только мечтать. Огромные, полностью раскрытые внутри объёмы — это уже достояние эпохи барокко, как и богатейшее остекление: три ряда по четыре огромных окна, и это только в основном храме, а ведь есть ещё и окна трапезной и западной пристройки! Трапезная и трёхглавие появились над западным входом после капитальной переделки собора в 1912-1913 годах. Большой двухэтажный объём пристройки позволил разместить внушительные хоры; три главы «с перетяжками» перекликаются с основным пятиглавием, но по сравнению с ним главки трапезной выглядят миниатюрными. В трапезную — с севера и юга от главного входа — ведут входы, оформленные в виде двух открытых часовенок-сеней. Их фронтоны, опирающиеся на простейшие подобия тосканских колонн, представляют собой точную копию декоративного фронтончика над западным входом, задавая горизонтальную тему в вертикальной в целом конструкции собора, визуально придавая ей устойчивое основание. Собор «увенчан пятью главами, крытыми латунью, вызолоченною чрез огонь. Кровля покрыта железом, выкрашенным ярью», — писал в 1884 году исслеледователь Шуйских храмов, священник Евлампий Правдин. Такие крупные главы с перетяжками — «шейками» надолго стали визитной карточкой храмостроителей Шуйского, Кинешемского и даже Суздальского уездов. Золотиться могли все или только центральная — по желанию зодчих или прихожан; но изящные «шейки», даже у «большеглавых» соборных храмов, — повсеместно встречающаяся локальная особенность!

Внутри Воскресенский собор грандиозен. Благодаря постройке в начале ХХ века новой трапезной с обширной западной пристройкой, получилось отказаться от традиционной интерьерной антитезы «низкая трапезная -высокий храм». Трапезная двухсветная, она по сути немногим ниже трёхсветного основного храма, и таким образом два приближённых по высоте объёма визуально сливаются в один, распространённый как по вертикали, так и по горизонтали. Иными словами, от традиционного визуального и компоновочного разделения храма и трапезной отказались в пользу огромного, раскрытого и единого внутреннего пространства. Эффект получился и впрямь — дух захватывает! У основного храма два несущих столпа, с севера и с юга от светового барабана; это ещё одна традиционная черта, роднящая Шуйский кафедральный собор с региональными «большими соборами» ХVII века, следовавшим в костромской архитектурной традиции — те тоже по большей части были двустолпными. Из пяти барабанов внутрь раскрыт только один — центральный световой. Барабаны боковых глав — это, фактически, поставленные поверх свода незастеклённые ротонды, которые могли использовать как звонницы до постройки отдельно стоящей колокольни. Иконостас высокий, пятиярусный, позолотой украшен весьма сдержанно и с большим вкусом. Золото прекрасно смотрится на строгом белом фоне иконостаса; белые и пастельно-сиреневые тона преобладают в цветовом решении интерьера, что при условии богатого остекления зрительно расширяет внутреннее пространство, делает его лёгким и воздушным. Отдельного упоминания заслуживают высокин хоры, размещённые в западной пристройке над входом в собор. Во внутреннее пространство храма они раскрываются тремя разновысокими арками (центральная больше боковых). Каждой арке соответствует окно западного фасада. Узкие лестницы на хоры располагаются у стен, справа и слева от дверей в храм.

Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №233, 2017 г.

Адрес объекта:
г. Шуя, Ивановская обл.
Сроки проведения обмерных работ на объекте:
май – июнь 2013 г.
Работы, проводимые на объекте:
лазерное сканирование, архитектурные обмеры.
Историческая справка:
Колокольня Воскресенского собора — сооружение уникальное по своему архитектурному облику, сделавшееся символом города Шуя Ивановской области. В шуйской колокольне собраны лучшие достижения архитектуры того времени — гигантские размеры, лаконичная пластика форм, контрастное противопоставление стройной, «прозрачной», башенной части массивному основанию — все это делает колокольню выдающимся памятником церковной архитектуры.

Колокольню Воскресенского собора начал строить итальянский архитектор Я. Маричелли в 1810 году, однако он просто сбежал, когда на третьем ярусе конструкция не выдержала и обрушилась (убытки составили 100 тысяч рублей, а это огромная по тем временам сумма).
Завершено же строительство колокольни было лишь через 22 года — талантливым мастером-самоучкой крестьянином Владимирского уезда Михаилом Саватеевым под руководством губернского архитектора Петрова к концу 1832 года.

106-метровая колокольня православного храма (Воскресенского собора) в г. Шуя стала первой в Европе среди звонниц, возведенных как отдельно стоящее от храма строение. Это самая высокая из отдельно стоящих колоколен в Европе. Высота колокольни — 106 метров, высота шпиля — 35 метров, высота креста — 3,64 метра.
В 1891 году в день рождения Российского Императора Николая II на третий ярус колокольни был поднят седьмой по величине колокол в России (весом 1270 пудов), что был отлит в Москве мастером Ксенофонтом Верёвкиным на средства крупного фабриканта М. А. Павлова (почетного шуйского гражданина, фабриканта-миллионера и бывшего старосты Воскресенского собора) .
История большого колокола, отлитого в честь спасения Государя Императора Александра III и его семьи 17 октября 1888 г. во время железнодорожной катастрофы под Харьковом, была не проста. Колокольный завод обязался не только отлить колокол и доставить его в Шую, но и установить его на колокольню. Доставили его в Крещенские морозы, но побоявшись, что не выдержит мост, стали переплавлять через Тезу по льду. Лед не выдержал и 4 января 1891 года колокол затонул посередине реки. Нашелся человек, который нырнул в воду, продел в «уши» колокола канат. Так большой колокол удалось достать с дна реки и 8 января 1891 года доставить к соборной колокольне, где он и стоял, покрытый тесовым навесом, до тех пор, пока на колокольне вели подготовительные работы для его подъема. 19 мая при огромном скоплении народа (порядка 20 000 человек) после торжественного молебна, колокол быстро и слажено подняли на третий ярус колокольни и через полтора часа уже стали пробовать звон. В четыре часа вечера шуйские граждане услышали благозвучный звон нового колокола к вечерне.

Подъем большого соборного колокола. 19 мая 1891 года.
В 1933 году большой колокол был уничтожен : сброшен с колокольни и разбит рабочим водопровода Карауловым при помощи кувалды. Та же участь постигла и остальные колокола. Тогда же были попытки снять и крест с колокольни, но они не увенчались успехом.
2 октября 1937 года собор был закрыт постановлением Ивановского облисполкома.
В 1990 году Воскресенский собор вновь передан Русской Православной Церкви.
В 1991 году храм был передан в качестве подворья Свято-Николо-Шартомскому мужскому монастырю Иваново-Вознесенской епархии.
В 2001 — начале 2002 года в монастырской литейной мастерской был отлит новый большой соборный колокол взамен утраченного в советское время. Он, конечно же, уступает прежнему дореволюционному колоколу — его вес составляет около пяти тонн.
В сентябре 2013 года было объявлено о предстоящей реставрации уникальной колокольни Воскресенского собора в Шуе Ивановской области.
К концу 2014 года планируется завершить все реставрационные работы общей стоимостью более 100 млн. рублей. Финансироваться они будут за счет Министерства культуры РФ и благотворителей.
Работы, проведенные на объекте ООО НПП «Фотограмметрия»:
— архитектурные обмеры и создание обмерных чертежей: планы, разрезы, фасады, интерьеры, цветные ортофотопланы.





10 августа в г. Шуе Ивановской области Шуйской епархии состоялись торжества в честь Шуйской-Смоленской иконы Пресвятой Богородицы.

Божественную литургию в Воскресенском кафедральном соборе г. Шуя совершили митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф, митрополит Астраханский и Камызякский Никон, архиепископ Воркутинский и Усинский Марк, епископ Кинешемский и Палехский Иларион, епископ Уржумский и Омутнинский Иоанн, епископ Шуйский и Тейковский Матфей, епископ Савватий (Перепелкин) в сослужении духовенства Ивановской митрополии.

За богослужением пели хор Воскресенского кафедрального собора, воспитанницы православной школы имени свт. Тихона Задонского.

На богослужении присутствовали губернатор Ивановской области С.С. Воскресенский, глава г. о. Шуя Н.В. Корягина, глава Шуйского муниципального района С.А. Бабанов, председатель городской думы г.о. Шуя И.В. Кузьмин, директор Шуйского филиала ИвГУ А.А. Михайлов.

По окончании богослужения был совершен крестный ход с Шуйской-Смоленской иконой Пресвятой Богородицы, прошедший по главным улицам Шуи. В крестном ходе приняли участие священнослужители Ивановской митрополии, монашествующие, воспитанники православных учебных заведений, волонтеры, представители органов государственной власти, многочисленные богомольцы.

Митрополит Иосиф в Архипастырском слове поздравил всех собравшихся с праздником и подчеркнул, что крестный ход в этом году был особым — на всем его протяжении шел дождь. Однако это обстоятельство не умалило радость праздника. Митрополит Иосиф напомнил также об истории явления Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери, когда наши благочестивые предки во время страшной эпидемии чумы, выкосившей более половины населения города, обратились к Пресвятой Богородице, покаялись в своих грехах и не остались неуслышанными. Он также поблагодарил митрополита Астраханского и Камызякского Никона, благодаря многолетним трудам которого на Шуйской земле возродились храмы и монастыри.

Продолжением праздника стал концерт православного ансамбля «Казаченька» (г. Астрахань), который состоялся в Доме культуры г. Шуя.

По материалам сайта Шуйской епархии

Напомним, что епископ Иоанн с 2009-2011 гг. нёс послушание благочинного Воскресенского собора г. Шуи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *