Сила воскресения

Remember, remember: вся правда о Гае Фоксе

5 ноября 2014

Помню не зря пятый день ноября И заговор пороховой. Проходят века, но грусть и тоска Всегда остаются со мной.

Маску Гая Фокса знают все, кто смотрел (или, конечно, читал) «V значит Вендетта». Имя Фокса знают все, кто читал (или, конечно, смотрел) «Гарри Поттера» — феникс Дамблдора, ставший в отечественном переводе Фоуксом, был назван именно в его честь.

Мегакраткий пересказ событий: 5 ноября 1605 года был раскрыт заговор, позже названный Пороховым. Заговорщики заготовили бочки с порохом под зданием Парламента и хотели поджечь их во время тронной речи Якова I на открытии паламентской сессии. В результате были бы убиты король, обе палаты парламента, представители судебной власти.

Исполнитель — Гай Фокс — был схвачен на месте преступления, под пытками выдал остальных участников. Они были осуждены за государственную измену и казнены в конце января 1606 года. С тех пор в Британии отмечается «ночь Гая Фокса» — британцы радостно запускают фейерверки и сжигают чучело неудавшегося цареубийцы.

В популярной культуре Гай Фокс стал гораздо известнее после публикации графического романа Алана Мура «V — значит Вендетта». Главный герой, V, носит маску Гая Фокса и борется с тоталитарным режимом.

В результате Гай Фокс (не герой комикса, не герой фильма, а историческое лицо) почему-то стал тоже считаться борцом с тоталитаризмом и революционером (в том смысле, какой в это слово стали вкладывать в XX веке). Что, в принципе, не очень справедливо по отношению к жившему когда-то человеку.

Давайте же вспомним настоящего Гая Фокса.

Гай Фокс был против тоталитаризма! И за анархию!

Гай Фокс (как и все остальные участники Порохового Заговора) был вполне себе за королевскую власть, так что об анархии речи не шло. Целью Порохового Заговора, действительно, было убийство короля Якова I — но никто не призывал вместо королевства замутить анархо-синдикалистскую коммуну.

У Якова I было к тому времени четверо детей, и заговорщики решили не идти на смену династии. Старший сын, Генри, должен был быть в Парламенте с отцом — так что он, скорее всего, погиб бы; младшему сыну, Карлу (будущему Карлу I) было всего четыре, и это тоже не отвечало задачам заговорщиков. Но вот старшая дочь Якова, девятилетняя Елизавета — это было самое то.

Нужно было её похитить (Елизавета жила в аббатстве Кумб, под опекой лорда Харрингтона), обратить в католичество и вуаля — готовая королева.

Гай Фокс был против короля, потому что король был тиран!

Гай Фокс был против короля по двум причинам. Фокс был англичанин и католик; Яков Стюарт был протестант и, что куда хуже, шотландец.

Католики в Британии на тот момент вели полулегальное существование. После Реформации для того, чтобы занимать любую государственную или церковную должность (или, скажем, чтобы учиться в университете), нужно было принести клятву верности королеве — как верхновному главе англиканской церкви (католик этого сделать не мог). За отказ это сделать следовало обвинение в государственной измене.

Каждую неделю следовало ходить в церковь (англиканскую, конечно), или же платить штраф размером в шиллинг: для конца XVI века это были очень серьезные деньги. Католические священники в Британии не могли вести службы (ни в церкви, ни приватно); к концу XVI века сам факт нахождения священника на британской земле был основанием для смертного приговора.

Королева Елизавета (по крайней мере, в начале своего правления) довольно терпимо относилась к католикам — до тех пор, пока папская булла «Regnans in Excelsis» не объявила её еретичкой и не освободила всех католиков от службы ей. Это уже было не религиозной терпимостью; это было государственной изменой.

Чтобы понять отношение власти к католикам, надо вспомнить так называемый The Bloody Question: если, не дай бог, епископ Римский (то есть Папа) нападет на Британию, кого поддержат католики? Главу их церкви или главу государства?

При приходе к власти Якова Стюарта британские католики воспряли: они сочли, что сын казненной Марии Стюарт, католички, немедленно всё вернет назад — ну, или, по крайней мере, разрешит католикам сохранять не только свою веру, но и свою религию. Увы, хитро уходящий от прямых ответов до коронации Яков и сам католицизм не принял, и на многие попытки своих подданных призвать пересмотреть положение католиков не отвечал.

В общем, более чем понятно, что заговор был именно католическим — но, кроме желания вернуть католицизму утраченные позиции, никаких либеральных свобод Пороховой Заговор не отстаивал.

Как всякие революционеры, католические заговорщики в Британии действовали по модели «враг моего врага — мой друг» и обращались за поддержкой к испанскому королю Филиппу III.

Испания в это время находилась в тяжких раздумьях. С одной стороны, с Британией испанцы до сих пор находились в состоянии войны. С другой стороны, идея поддерживать британских католиков была не так чтобы очевидной: согласно докладу испанского посланника Хуана де Тассиса, посетившего Лондон в 1603 году, британские католики вряд ли подняли бы восстание, а число их было сильно преувеличено.

Но вот в 1604 году Испания и Британия подписывают Лондонский договор — и наступает конец длившейся 19 лет войне и конец испанским попыткам помочь британским католикам. Нет, Испания продолжает выплачивать взятки «сочувствующим» католицизму при британском дворе; но вопрос вооруженного мятежа уже не стоит.

Фокс, как и многие заговорщики, ездил в Испанию с целью получить денег на мятеж — и ничего, конечно, не получил. В испанских архивах хранится его рукой написанный меморандум, в которых король Яков обвиняется не только в том, что он еретик и называет Папу антихристом, но и в том, что «между англичанами и шотландцами — природная враждебность. Даже если в Англии будет одна религия, примирить две нации на долгий срок будет невозможно».

Гай Фокс единолично и собственноручно хотел убить короля!

Собственноручно — да, поскольку именно Фоксу было поручено поджечь фитиль у пороховых бочек, складированных под Парламентом.

Единолично — нет, поскольку в группу заговорщиков входили по меньшей мере 13 человек (по крайней мере, именно тринадцать человек было осуждено по делу).

Почему именно Фоксу поручили поджечь бочки? Он не был террористом-смертником — в дальнейшем он, предполагалось, спасся бы, уплыв по Темзе от Парламента.

Когда Фокса представили Томасу Винтуру, одному из основателей заговора — его представили именно как хорошего солдата. До того Фокс более десяти лет провел, будучи наемником, во Фландрии и сражаясь на стороне Испании; он начал младшим офицером, а в 1603 году его хотели представить к капитанству. Он не был единственным участником заговора с военным опытом (к примеру, Томас Винтур сражался в той же Фландрии) — но, несомненно, был заговорщиком с самым большим военным опытом. И с самыми крепкими нервами: ему полагалось поджечь фитиль у 36 бочек с порохом и при этом ухитриться выжить.

Ладно, тогда Гай Фокс был главой заговора, и это его идеи!

Увы, тоже нет: к заговору Фокс присоединился, а не придумал всё сам. «Сердцем» заговора был Роберт Кэтсби — католик, которого удача (и штраф в 4 тысячи марок — 6 миллионов фунтов на современные деньги) спасли от казни за участие в заговоре Эссекса в 1601 году.

Вообще Пороховой Заговор был заговором родственников и одноклассников: Кэтсби, Трэшем и Уинтур были кузенами, Джек и Кит Райты — братьями, Кит Райт и Гай Фокс учились в одной школе.

В Великобритании до сих пор официально празднуют день неудавшегося заговора!

Да и нет. Да — потому что 5 ноября традиционно празднуют ночь фейерверков, в которую превратилось ежегодное сожжение чучела Гая Фокса.

Нет — потому что официальным государственным праздником это перестало быть в 1859 году.

А чем всё кончилось?

Гай Фокс был арестован 5 ноября на месте преступления, представился придуманным именем и заявил, что действовал один, и целью его было «взорвать вас, шотландских нищих». Король был восхищен его «римским упорством», однако на следующий же день приказал применить пытки для допроса, вплоть до дыбы. 7, 8 и 9 ноября Фокс продиктовал (как было положено) три признания. 27 января 1606 года он был предан суду, признан виновным и осужден быть «повешенным, выпотрошенным и четвертованным».

31 января состоялась казнь; Фокс спрыгнул с эшафота, сломал шею и, таким образом, избежал остатка казни (хотя бы при жизни; труп его, тем не менее, был разделен на куски и разослан по королевству в назидание).

Подпись Гая Фокса — до пыток и после.

Remember, remember!

Дорогой друг!

Прежде всего, хочу поздравить тебя с замечательным праздником воскресения Христа. Мы воскресли вместе с Ним, а потому и жить будем с Ним. Желаю, чтобы с воскресением Христа в тебе воскресли все мечты, радость, вкус жизни и всё самое доброе.

Библия учит нас: «Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном» (НЗ, послание к Колоссянам, 3:1,2).Осознаём ли мы силу воскресшего Христа, что это значит для нас, как нам в этом жить? На эти и другие вопросы я попытаюсь ответить в этом письме.

Во-первых: воскресение это победа над смертью. Смерть не смогла удержать Сына Божьего в могиле, так как Дух Святой, дух жизни вошёл в безжизненное тело Иисуса. Смерть – это тьма, где нет никаких ощущений, чувств, нет будущего, ничего не возможно изменить, одним словом, это отсутствие жизни. В Библии есть несколько примеров, когда кто-то молился и умерший воскресал: пророки воскрешали мёртвых, Апостолы Иисуса Христа воскрешали мёртвых, Сам Господь это делал много раз. Вот только об Иисусе никто из людей не молился, а Он воскрес, как и написано: Бог воскресил Иисуса из мёртвых.

«то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых…» (НЗ, книга Деяния Апостолов, 4:10).

В воскресении Христа есть огромная сила, которую стремился познать Апостол Павел (НЗ, послание к Филиппийцам, 3:10). Если бы Христос не воскрес, то мы до сих пор были бы в грехах своих, не имели бы никакой надежды, никакой силы, шли бы в погибель, и ожидали бы излияния гнева Божьего. Как Бог воскресил Христа из мёртвых, так же Он воскресил и нас с Ним для того, чтобы нам жить с Ним и побеждать с Ним. В послании к Ефесянам сказано, что мы были мертвы в грехах наших, но Бог оживотворил нас со Христом. Когда мы были мертвы в своём духе, мы не видели и не понимали духовной реальности. Мы не могли понимать того, что от Духа Святого, что хорошо, а что плохо, мы не видели пути жизни, и нам казалось, что живём вполне прилично. Смерть, действующая в нас, не позволяла нам видеть, слышать и понимать духовную жизнь. Воскресая с Христом, перед нами открывается широкая и пространная дверь в духовный мир, в котором нет ничего невозможного, где смерть уже не имеет над нами власти, где есть будущность и надежда, где нет страха и сомнения. Бог очень хотел вернуть человеку духовное зрение, слух и восстановить с ним прежние взаимоотношения, потерянные в Эдеме. А для этого кто-то должен был забрать власть у имеющего власть над смертью, то есть у дьявола.

«Так и должно было быть, чтобы Бог, цель и источник всего бытия, приведший множество сынов в Свою славу, сделал Его, Зачинателя их спасения, совершенным через страдания. Ведь и Тот, кто освящает, и те, кого освящают, все они от одного Отца. Вот причина, по которой Иисус не стыдится называть их Своими братьями. Он говорит: «Я Имя Твое возвещу Моим братьям, при всем собрании воспою Тебя». И еще Он говорит: «Буду и впредь доверяться Ему». И еще: «Вот Я и дети, которых дал Мне Бог». А поскольку эти дети одной плоти и крови, то и Он, подобно им, стал сопричастен человеческой плоти и крови, чтобы Своей смертью лишить силы того, у кого есть власть причинить смерть, то есть дьявола, и освободить их, потому что из страха смерти они всю жизнь были в рабстве» (НЗ, послание к Евреям, 2:10-14, совр. перевод).

Таким образом, Бог освободил нас от рабства и страха смерти, и дал нам способность жить другой, сверхъестественной жизнью, где нет ограничений, только веруй, где слово действует сильнее молота и меча. Благодаря своему воскресению, мы имеем власть над всеми силами ада, мы имеем дерзновение приходить к Богу, к престолу благодати и получать благовременную помощь.

Что значит победить смерть? Это значит жить вечно, но кто хотел бы жить вечно без надежды, без радости, в болезнях, в проблемах, в бедности? Вряд ли кто захотел бы вот так провести вечность. Поэтому Бог знал, что в вечности должно быть все по-другому, послал в мир Сына Своего, который и приобрел для нас вечное искупление от всякого зла. Поэтому ранами Его мы исцелились, поэтому Он обнищал ради нас, чтобы мы обогатились, поэтому Он воскрес, чтобы грех не царствовал в нашей жизни. Воскреснув с Христом, мы больше не умрем, а пока мы на земле, то готовим свои души к вечности, где не будет ни слез, ни боли, ни страдания, но вечная слава и любовь нашего небесного Отца. Аминь.

Я верю, что это послание может вдохновить тебя в размышлениях о вечности, о любви Божьей и поможет тебе справиться со многими трудностями земной реальности.

С любовью и молитвами о тебе пастор Вадим Шипилов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *