Синагога, это что?

Синагога не только оказала решающее влияние на формирование иудаизма. Традиция придает синагоге огромное значение в еврейской жизни.

Талмуд считает, что она уступает по святости только Храму, и называет её микдаш меат — «малое святилище», как сказано:

Происхождение синагоги

Большинство историков полагают, что синагоги появились около двадцати пяти веков назад в Вавилоне, после разрушения Первого Храма и начала Вавилонского пленения.

Евреи, изгнанные в Вавилон, стали собираться в домах друг друга, чтобы вместе молиться и учить Тору.

Позднее были построены специальные здания для молитвы — первые синагоги.

В начале периода Второго Храма еврейские законоучители постановили, что молиться следует в общине.

Каждая община должна построить «дом собрания» (бейт-кнессет или синагога по-гречески), где бы евреи собирались на молитву в Шаббат, праздники и будни.

Устройство синагоги

Хотя внешне синагоги отличаются друг от друга, в основе их внутреннего устройства лежит конструкция Храма, который в свою очередь повторял устройство Скинии, построенной евреями в пустыне.

Это было огороженное прямоугольное пространство.

Внутри находился умывальник, где священнослужители омывали руки и ноги перед началом службы, и жертвенник для жертвоприношения животных.

Вслед за этим располагалось нечто вроде шатра, называемого Святилищем. Туда могли входить только священнослужители.

В глубине Святилища, скрытая особым занавесом (парохет), находилась Святая святых.

Там стоял Ковчег Завета, содержавший Скрижали Завета с высеченными на них Десятью Заповедями.

Когда царь Соломон построил Храм, он воспроизвел устройство Скинии, добавив прилегающий двор, где могли молиться женщины.

Синагоги строятся так, что их фасад всегда обращён к Израилю, по возможности, к Иерусалиму, где стоял Храм (для европейских синагог это означает ориентацию на восток).

Во всяком случае, стена, у которой стоит арон кодеш (шкаф, в котором хранятся свитки Торы), всегда направлена в сторону Иерусалима, и в любом месте земного шара еврей молится, обратясь лицом к нему.

По правилам необходимо стремиться к тому, чтобы синагога располагалась на самом высоком месте в городе.

Синагога имеет обычно прямоугольную форму, для мужчин и женщин есть раздельные помещения (это может быть балкон, боковой или задний придел).

У входа помещается раковина, где можно помыть руки перед молитвой.

В той части синагоги, которая соответствует местоположению Святилища в Храме, устанавливается большой шкаф (иногда в нише), покрытый занавесом, называемым парохет.

Такой шкаф называется синагогальным ковчегом (арон кодеш) и соответствует Ковчегу Завета в Храме, в котором хранились скрижали с Десятью Заповедями. В шкафу находятся свитки Торы — самое священное достояние синагоги.

В центре синагоги находится возвышение, называемое бима или алмемар.

С этого возвышения читается Тора, на нём установлен стол для свитка. Это напоминает помост, с которого в Храме читали Тору.

Над ковчегом располагается нер тамид — «неугасимый светильник». Он горит всегда, символизируя Менору, масляный светильник Храма.

В меноре было семь фитилей, один из которых горел постоянно, как сказано:

Рядом с нер тамид помещается обычно каменная плита или бронзовая доска, с выгравированными на ней Десятью заповедями.

Функции синагоги

Время молитв в синагоге совпадает со временем ежедневных жертвоприношений в Храме, тем не менее, молитва не является заменой жертвоприношения.

В отличие от православной церкви, синагога не является храмом, а лишь помещением для общественной молитвы.

Еврейский Храм может быть построен только на одном месте — на Храмовой горе в Иерусалиме.

В эпоху Второго Храма функцией синагоги было поддержание тесной связи между евреями, где бы они ни жили, и Храмом в Иерусалиме, никак, разумеется, с Храмом не конкурируя.

После разрушения Храма синагога призвана возрождать во всех еврейских общинах дух Храма.

Функции синагоги очень широки. Часто при синагогах имеются школы, в которых дети и подростки изучают Тору.

Талмуд рассказывает, что в Иерусалиме было 480 синагог и при каждой две школы — начальная (бет-сефер) и средняя (бет-талмуд). В бет-сефер преподавали Писание, а в бет-талмуд — Мишну.

По традиции синагоги обеспечивают общину библиотекой. Считается весьма благочестивым делом купить для такой библиотеки книги.

В любой синагоге можно найти Пятикнижие с комментариями, Мишну, Талмуд, сотни, а иногда и тысячи других книг. Любой член общины вправе пользоваться ими.

В синагоге проводят празднование обрезания (Брит Мила), совершеннолетия (Бар Мицва), выкуп первенца и другие религиозные обряды. Также в синагоге может заседать бейт-дин — местный религиозный суд.

Синагоги абсолютно независимы. Любая группа верующих может организовать синагогу.

Для управления синагогой верующие сами выбирают руководителей. Правление синагоги распоряжается средствами для помощи нуждающимся, устраивает на ночлег приезжих и т. д.

Синагогальная служба

Новые формы богослужения в синагогах основывались на концепциях, развившихся из храмовой службы и благодаря Храму они стали частью религиозной жизни еврейского народа.

Синагога находилась в храмовом дворе, а молитвы и чтение Торы были частью храмовой службы.

Многие храмовые ритуалы, как например, биркат-коханим, помахивание лулавом в праздник Суккот, трубление в шофар и другие, пришли в синагогальную службу из храмового ритуала и получили распространение в синагогах в Земле Израиля и в диаспоре ещё в период существования Храма.

С течением времени к изучению Торы было добавлено также чтение Торы в Храме.

В субботу и в праздники Синедрион собирался в Храме в качестве бет-мидраша; в храмовом дворе законоучители преподавали народу законы Торы.

Хранившиеся в Храме древние списки Священного Писания и произведения национальной исторической литературы были эталоном канонического текста, и по просьбе общин диаспоры храмовые писцы делали для них копии с этих книг.

Несмотря на развитие новых форм богопочитания, в народном сознании Храм продолжал оставаться местопребыванием Шхины и единственным местом жертвоприношения Богу.

Путём храмового жертвоприношения и сопровождающего его очищения искуплялись прегрешения как частных лиц, так и всего народа, что способствовало духовному очищению и моральному совершенствованию Израиля.

Храмовый культ рассматривался как источник благословения не только для евреев, но и для всех народов мира.

После разрушения Храма синагога призвана возрождать во всех еврейских общинах дух Храма.

Почему раввин не священник, кто такой шац и при чем тут коэны — объясняет историк Владимир Левин

Синагог у евреев много, а храм — один

Шествие с трофеями из Иерусалима. Рельеф на арке Тита. Рим, 82 год © Hulton Archive / Getty Images

Когда мы говорим «храм», то можем иметь в виду целый ряд мест, созданных для мо­литвы или совершения обряда. Для иудеев храм — это конкретное зда­ние в Иерусалиме, разру­шенное римлянами в 70 году и до сих пор не восста­новленное. Именно там специальные священ­ники коэны могли про­водить богослужения, совершая жертвопри­ношения Богу. Иудейский храм может быть построен только на прежнем месте — и, как верят иудеи, лишь с приходом Мессии.

Синагога (от греч. συναγωγή — «собрание») — это не храм, а место для мо­литвы и ритуаль­ного чтения Торы. Там собирается иудейская община, там можно изучать священные тексты и отмечать праздники. Храмом синагогу иудей никогда не назовет: она не заменяет храм, а лишь напоминает о том, что он будет восстановлен. При этом в убран­стве всех синагог присутствует множе­ство аллюзий, отсылаю­щих к Иеруса­лимскому храму. Например, шкаф для хра­нения свитков Торы (арон а-кодеш) напо­минает о Ковчеге Завета  Ковчег Завета — величайшая святыня иуде­ев, ящик с десятью заповедями, манной и посохом первосвященника Аарона, хранив­шийся в Иерусалимском храме., а возвышение в центре зала (бима) — о жертвеннике во дворе храма.

В синагоге нет священника

Раввин Гааги Саул Галеви. 1764 год Rijksmuseum

В христианстве основа богослужения — таинство евхаристии, причастие. Совершать его имеет право только священник, то есть человек, рукополо­женный епископом — членом церковной иерархии, восходящей по прямой линии к Иисусу Христу. Таким образом, в церкви полноценное богослужение без священника невозможно.

Раввин — это не священник, а знаток еврей­ского религиозного законо­да­тель­ства. Его знания подтверждены другими раввинами. Раввины не объеди­нены в какую-либо иерархию и не обязаны подчиняться друг другу. Их авто­ритет зависит от глубины знаний и неформальной оценки коллегами. В этом инсти­тут раввинов очень похож на институт мусульманских богословов. Для обще­ственного богослужения в синагоге раввин не нужен. Нужен минь­ян — кворум из десяти евреев-мужчин старше 13 лет (это возраст религиозного совершен­нолетия), а также свиток Торы — текст Пятикнижия, написанный на перга­менте особым спосо­бом. Богослужение в синагоге состоит в произ­несении уста­новленных молитв, а в суббо­ты, праздники, посты и по поне­дель­никам и четвергам к молитвам добавляется чтение свитка Торы.

Молитва в синагоге на праздник Йом-Киппур. Картина Мауриция Готтлиба. 1878 год Tel Aviv Museum of Art

Примерно до XIX века в традици­онных еврей­ских общинах Центральной и Восточ­ной Европы раввин выступал с проповедью два раза в год. Позже, сначала в Гер­мании — по образцу протестантских пасторов, — а потом и в других евро­пейских странах раввины начали произносить проповеди регулярно. В совре­мен­ных синагогах России и Америки общественная деятельность раввина сближается с ролью священника.

В синагоге нет алтаря, но есть шкаф и стол для Торы

Единственные непременные атрибуты любой синагоги — место для хранения Торы и стол, на котором свиток можно развернуть для чте­ния. Все остальные детали синаго­гальной архитектуры сильно разнятся в разных странах. Так как большинство евреев России (за исключением бухарских, грузинских и горских евреев) — ашкеназы, то есть выходцы из Германии, ниже мы рас­смотрим организацию ашкеназских синагог.

По еврейским религиозным законам молящийся должен быть обращен лицом в сторону Иерусалима. Поэтому ашкеназские синагоги ориен­тиро­ваны на восток или юго-восток, а место для хранения свитков Торы, арон а-кодеш, находится обычно у восточной стены. Традиция ориентации синагоги на восток большей частью сохранилась даже с распро­странением ашкеназских общин в Восточную Европу и Азию, по отно­шению к которым Иерусалим находится на юге или юго-западе. К примеру, Хоральная синагога в Санкт-Петербурге и синагоги в Томске и Иркутске ориентированы на восток. В то же время Хоральная синагога в Москве ориентирована на юго-запад, а синагога во Владивостоке — на запад, в соответствии с реальным местонахождением Иерусалима.

1 / 6 Арон а-кодеш и амуд в синагоге города Пьятра-Нямц. Румыния, 1904 год© Центр еврейского искусства / Зев Радован 2 / 6 Арон а-кодеш в Большой синагоге в Сатанове. Украина, 1721 год © Центр еврейского искусства / Владимир Левин 3 / 6 Арон а-кодеш в Хоральной синагоге в Вильнюсе. 1903 годWikimedia Commons 4 / 6 Арон а-кодеш в синагоге Биробиджана. 1957 год© Центр еврейского искусства / Владимир Левин 5 / 6 Арон а-кодеш. Германия, XVIII век© The Jewish Museum, New York 6 / 6 Арон а-кодеш в Испанской синагоге в ПрагеWikimedia Commons

Рядом с арон а-кодешем располагается амуд — специальный пюпитр, на кото­ром человек, ведущий молитву, размещает молитвенник. Такой человек называется «представитель общества» (шалиах цибур, или сокращенно шац), и им может быть любой из молящихся. В том случае, когда община нанимает для ведения богослужения профессионала с музыкальным образованием, его обычно называют кантор (хазан на иврите).

1 / 4 Амуд в синагоге в Мишкольце. Венгрия, 1863 год© Центр еврейского искусства / Екатерина Олешкевич 2 / 4 Амуд в Малой синагоге в Санкт-Петербурге. XIX век © Центр еврейского искусства / Зев Радован 3 / 4 Амуд в бейт-мидраше ребе Леви в Романе. Румыния, около 1900 года© Архив Зуси Эфрона / Центр еврейского искусства 4 / 4 Амуд в Старой синагоге в Кракове. Польша, XVIII век© Центр еврейского искусства / Борис Хаймович

Стол, за которым читают Тору, обычно стоит на помосте, который называется бима (дословно «возвышение»). В ашкеназской традиции биму принято распо­лагать в центре молитвенного зала, в то время как, например, в Италии она находится у стены, противоположной арон а-кодешу.

1 / 3 Бима в синагоге в Ансбахе. Германия, 1746 год© Центр еврейского искусства / Владимир Левин 2 / 3 Бима в синагоге в Ланьцуте. Польша, 1761 год© Владимир Левин 3 / 3 Бима в синагоге в Алба-Юлии. Румыния, 1840 год© Центр еврейского искусства / Владимир Левин

Большую часть времени молящиеся сидят или стоят лицом к арон а-кодешу, но, когда из него вынимают свитки Торы и переносят их на биму, все внимание переключается на нее. Этим синагога также отличается от церкви, в которой все священнодействие происходит в одном месте: у алтаря (у като­ликов) или в алтар­ной части церкви (в право­славии). Такая двухполюсность не способ­ствует поддержанию тишины, поэтому почти во всех синагогах мира можно увидеть таблички с надписью «Запрещено разгова­ривать во время молитвы и чтения Торы».

Большая хоральная синагога Санкт-Петербурга© Александр Демьянчук / ТАСС

В XIX веке в Германии, а позже и в других европейских странах стали появлять­ся реформированные синагоги, которые заим­ствовали у христианских церквей внешние формы богослужения: хоровое пение в сопровождении органа, ежене­дельную проповедь раввина, кантора со светским музыкальным образованием и запреты для молящихся читать молитвы в полный голос. В Российской импе­рии такие синагоги получили название хоральных. Для придания богослуже­нию более упорядо­ченного характера биму в реформистских синагогах стали располагать не в центре зала, а прямо перед арон а-кодешем.

Таким образом, организация пространства в реформистской синагоге стала похожа на организацию пространства в католи­ческой или протестантской церкви, с одной фокусной точкой в виде арон а-кодеша, перед которым находится и стол для чтения Торы, и место для кантора и проповедника. В постсоветское время хоральные синагоги перешли в руки ортодоксальных общин, и бима во многих из них была передвинута в центр зала.

В ортодоксальной синагоге женщины молятся отдельно от мужчин

1 / 2 Женщины в синагоге. Гравюра Жана Батиста Пьера Михельса. XIX векRijksmuseum 2 / 2 В синагоге. Нью-Йорк, 1871 год© Kean Collection / Archive Photos / Getty Images

Еще одно важное отличие синагоги от церкви — разделение молящихся по ген­дерному признаку. Во время молитвы мужчины не должны видеть женщин, чтобы не отвлекаться от служения Всевышнему. В средневековых ашкеназских синагогах отделение для женщин находилось обычно в пристрой­ках, связан­ных с молитвенным залом через небольшие окошки. Начиная с XVIII века в Центральной Европе появ­ляются женские галереи внутри зала. В строго ортодоксальных синагогах женские галереи имеют специальные решетки или занавески, называемые мехица, которые не позволяют моля­щимся муж­чинам видеть женщин, в то время как в хоральных синагогах таких решеток и занавесок нет. Однако в реформистских синагогах Америки уже с XIX века женщины сидят в молитвен­ном зале рядом с мужчинами.

5. Наконец, на церквях — кресты, а на синагогах — магендавид!

1 / 4 Фасад синагоги в Страсбурге. 2009 год © Sean Gallup / Getty Images 2 / 4 Мозаика в синагоге на Рикештрассе в Берлине, 2007 год © Sean Gallup / Getty Images 3 / 4 Ограда синагоги на Рикештрассе в Берлине. 2002 год© Ulrich Baumgarten / Getty Images 4 / 4 В Московской хоральной синагоге. 1990 год© Peter Turnley / Corbis / Getty Images

Также как купола церквей увенчаны креста­ми, а минареты мечетей — полу­месяцами, на многих зданиях синагог можно увидеть изображение шестико­нечной звезды, называемой щитом Давида (магендавид)  Давид (ок. 1035–965 до н. э.) — царь народа Израиля.. В современном мире магендавид ассоции­руется с иудаизмом и евреями и даже размещен на флаге Государства Израиль. Однако однозначная связь между шести­конечной звез­дой и иудаизмом возникла лишь в XIX веке. До этого шести­конечная звезда была широко распространена в разных культурах как соляр­ный символ  Солярные символы в разных культурах изна­чально символизировали солнце. Их значе­ние связывалось с жизнью, щед­ростью и изобилием.. В про­цессе адаптации еврейского богослужения и синагог к европейским христианским нормам возникла потребность найти симво­ли­ческий знак для иудаизма, подобно тому как крест является символом христи­ан­ства, а полу­месяц — мусульманства. В первой половине XIX века в качестве такого символа зачастую использовались скрижали Завета, однако ближе к концу XIX века их оконча­тельно вытеснил магендавид.

Изображение меноры из синагоги в Эштемоа. III–IV века н. э.Wikimedia Commons

Другой символ иудаизма — это храмовый семи­свечник, менора. Его изображе­ния в сина­гогах появились еще в Античности и выражали мессианскую надежду на вос­становление Иерусалимского храма. Однако семисвечник никогда не использовался в качестве отличительного знака синагог. Сегодня менора изображена на гербе Государства Израиль.

другие материалы на эту тему 11 вопросов про иудаизм Чем Талмуд отличается от Библии, а бар-мицва от брит-милы Как кипа держится на голове? И еще 7 вопросов о еврейской традиции Что значит шестиконечная звезда Еврейский символ, амулет от демонов и вывеска для пивной Зачем евреям делают обрезание? И еще 6 вопросов об иудаизме Курс «История евреев» Курс «Идиш: язык и литература» ПАРТНЕРЫ ПРОЕКТА

Фото со страницы в соцсети Синагоги на Большой Бронной /www.bronnaya.ru

Еврейский общинный центр на Большой Бронной в Москве 22 марта продлил полный карантин и дезинфекцию помещений, так как здесь был выявлен источник инфекции. Как стало известно «НГ», у прихожанина обнаружен COVID-19, и ранее, во время празднования Пурима, он мог контактировать с неопределенным кругом лиц. Всего в еврейском сообществе у четверых тест на коронавирус нового типа дал положительный результат, 11 человек госпитализированы.

«Есть человек, у которого обнаружен коронавирус, также в целом в еврейской общине Москвы есть еще три подтверждения, – рассказал «НГ» представитель еврейского центра на Большой Бронной Иосиф Коган. – В связи с этим мы закрыли синагогу на карантин и попросили людей соблюдать режим домашней самоизоляции».

Собеседник «НГ» затруднился с ответом на вопрос, сколько человек могло контактировать с зараженным. Он сообщил, что тот в последнее время точно не выезжал за границу.

Носитель коронавируса имеет раввинское звание, при этом он не служитель этой синагоги, но только ее прихожанин. До того как у него проявились симптомы вирусного поражения, он не только посещал празднование Пурима, но и принял участие в субботнем богослужении и мог присутствовать на коллективном изучении Торы. Сейчас он госпитализирован в одну из столичных больниц. По сообщениям членов общины, его состояние стабильно.

Всего еврейское сообщество заявляет о положительном тесте на коронавирус у четырех человек. 11 верующих госпитализированы в целях изоляции в связи с подозрениями на инфицирование COVID-19. Эти люди посещали разные синагоги, однако это не исключает, что все они могли побывать в пуримские дни и на Большой Бронной.

Празднования Пурима проходили в общинном центре 8 и 9 марта, а спустя некоторое время руководство религиозной организации разместило в соцсетях объявление: «Информируем вас, что в связи со сложившейся обстановкой с 18 до 22 марта синагога на Бронной закрывается на полный карантин и дезинфекцию. Это относится как к молитве в миньяне (богослужебный кворум из 10 взрослых мужчин. – «НГ»), так и без. В эти дни будут закрыты: молельный зал, женская и мужские миквы (бассейны для ритуальных омовений. – «НГ»), столовая и ресторан, включая доставку». 22 марта этот режим был продлен.

Напомним, что по распоряжению главного раввина России Берла Лазара 18 марта был полностью закрыт еще и общинный центр в Марьиной Роще. Здесь провели полную дезинфекцию. Сейчас обсуждается вопрос о том, возможно ли будет проведение пасхальных застолий. Первая и главная трапеза на еврейскую Пасху (Песах) должна пройти 8 апреля. Как правило, в пасхальных торжествах принимает участие множество людей. Несмотря на сопротивление некоторых верующих, руководство Федерации еврейских общин России склоняется к тому, чтобы отменить общинные пасхальные собрания, сообщил источник «НГ» в синагоге. Немаловажно, что раввин Берл Лазар родился на севере Италии, в Милане, и до сих пор у него там остаются родственники. Вероятно, поэтому духовный лидер осознает важность карантинных ограничений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *