Синагога не только оказала решающее влияние на формирование иудаизма. Традиция придает синагоге огромное значение в еврейской жизни.
Талмуд считает, что она уступает по святости только Храму, и называет её микдаш меат — «малое святилище», как сказано:
Содержание
- Происхождение синагоги
- Устройство синагоги
- Функции синагоги
- Синагогальная служба
- Синагог у евреев много, а храм — один
- В синагоге нет священника
- В синагоге нет алтаря, но есть шкаф и стол для Торы
- В ортодоксальной синагоге женщины молятся отдельно от мужчин
- 5. Наконец, на церквях — кресты, а на синагогах — магендавид!
Происхождение синагоги
Большинство историков полагают, что синагоги появились около двадцати пяти веков назад в Вавилоне, после разрушения Первого Храма и начала Вавилонского пленения.
Евреи, изгнанные в Вавилон, стали собираться в домах друг друга, чтобы вместе молиться и учить Тору.
Позднее были построены специальные здания для молитвы — первые синагоги.
В начале периода Второго Храма еврейские законоучители постановили, что молиться следует в общине.
Каждая община должна построить «дом собрания» (бейт-кнессет или синагога по-гречески), где бы евреи собирались на молитву в Шаббат, праздники и будни.
Устройство синагоги
Хотя внешне синагоги отличаются друг от друга, в основе их внутреннего устройства лежит конструкция Храма, который в свою очередь повторял устройство Скинии, построенной евреями в пустыне.
Это было огороженное прямоугольное пространство.
Внутри находился умывальник, где священнослужители омывали руки и ноги перед началом службы, и жертвенник для жертвоприношения животных.
Вслед за этим располагалось нечто вроде шатра, называемого Святилищем. Туда могли входить только священнослужители.
В глубине Святилища, скрытая особым занавесом (парохет), находилась Святая святых.
Там стоял Ковчег Завета, содержавший Скрижали Завета с высеченными на них Десятью Заповедями.
Когда царь Соломон построил Храм, он воспроизвел устройство Скинии, добавив прилегающий двор, где могли молиться женщины.
Синагоги строятся так, что их фасад всегда обращён к Израилю, по возможности, к Иерусалиму, где стоял Храм (для европейских синагог это означает ориентацию на восток).
Во всяком случае, стена, у которой стоит арон кодеш (шкаф, в котором хранятся свитки Торы), всегда направлена в сторону Иерусалима, и в любом месте земного шара еврей молится, обратясь лицом к нему.
По правилам необходимо стремиться к тому, чтобы синагога располагалась на самом высоком месте в городе.
Синагога имеет обычно прямоугольную форму, для мужчин и женщин есть раздельные помещения (это может быть балкон, боковой или задний придел).
У входа помещается раковина, где можно помыть руки перед молитвой.
В той части синагоги, которая соответствует местоположению Святилища в Храме, устанавливается большой шкаф (иногда в нише), покрытый занавесом, называемым парохет.
Такой шкаф называется синагогальным ковчегом (арон кодеш) и соответствует Ковчегу Завета в Храме, в котором хранились скрижали с Десятью Заповедями. В шкафу находятся свитки Торы — самое священное достояние синагоги.
В центре синагоги находится возвышение, называемое бима или алмемар.
С этого возвышения читается Тора, на нём установлен стол для свитка. Это напоминает помост, с которого в Храме читали Тору.
Над ковчегом располагается нер тамид — «неугасимый светильник». Он горит всегда, символизируя Менору, масляный светильник Храма.
В меноре было семь фитилей, один из которых горел постоянно, как сказано:
Рядом с нер тамид помещается обычно каменная плита или бронзовая доска, с выгравированными на ней Десятью заповедями.
Функции синагоги
Время молитв в синагоге совпадает со временем ежедневных жертвоприношений в Храме, тем не менее, молитва не является заменой жертвоприношения.
В отличие от православной церкви, синагога не является храмом, а лишь помещением для общественной молитвы.
Еврейский Храм может быть построен только на одном месте — на Храмовой горе в Иерусалиме.
В эпоху Второго Храма функцией синагоги было поддержание тесной связи между евреями, где бы они ни жили, и Храмом в Иерусалиме, никак, разумеется, с Храмом не конкурируя.
После разрушения Храма синагога призвана возрождать во всех еврейских общинах дух Храма.
Функции синагоги очень широки. Часто при синагогах имеются школы, в которых дети и подростки изучают Тору.
Талмуд рассказывает, что в Иерусалиме было 480 синагог и при каждой две школы — начальная (бет-сефер) и средняя (бет-талмуд). В бет-сефер преподавали Писание, а в бет-талмуд — Мишну.
По традиции синагоги обеспечивают общину библиотекой. Считается весьма благочестивым делом купить для такой библиотеки книги.
В любой синагоге можно найти Пятикнижие с комментариями, Мишну, Талмуд, сотни, а иногда и тысячи других книг. Любой член общины вправе пользоваться ими.
В синагоге проводят празднование обрезания (Брит Мила), совершеннолетия (Бар Мицва), выкуп первенца и другие религиозные обряды. Также в синагоге может заседать бейт-дин — местный религиозный суд.
Синагоги абсолютно независимы. Любая группа верующих может организовать синагогу.
Для управления синагогой верующие сами выбирают руководителей. Правление синагоги распоряжается средствами для помощи нуждающимся, устраивает на ночлег приезжих и т. д.
Синагогальная служба
Новые формы богослужения в синагогах основывались на концепциях, развившихся из храмовой службы и благодаря Храму они стали частью религиозной жизни еврейского народа.
Синагога находилась в храмовом дворе, а молитвы и чтение Торы были частью храмовой службы.
Многие храмовые ритуалы, как например, биркат-коханим, помахивание лулавом в праздник Суккот, трубление в шофар и другие, пришли в синагогальную службу из храмового ритуала и получили распространение в синагогах в Земле Израиля и в диаспоре ещё в период существования Храма.
С течением времени к изучению Торы было добавлено также чтение Торы в Храме.
В субботу и в праздники Синедрион собирался в Храме в качестве бет-мидраша; в храмовом дворе законоучители преподавали народу законы Торы.
Хранившиеся в Храме древние списки Священного Писания и произведения национальной исторической литературы были эталоном канонического текста, и по просьбе общин диаспоры храмовые писцы делали для них копии с этих книг.
Несмотря на развитие новых форм богопочитания, в народном сознании Храм продолжал оставаться местопребыванием Шхины и единственным местом жертвоприношения Богу.
Путём храмового жертвоприношения и сопровождающего его очищения искуплялись прегрешения как частных лиц, так и всего народа, что способствовало духовному очищению и моральному совершенствованию Израиля.
Храмовый культ рассматривался как источник благословения не только для евреев, но и для всех народов мира.
После разрушения Храма синагога призвана возрождать во всех еврейских общинах дух Храма.
Почему раввин не священник, кто такой шац и при чем тут коэны — объясняет историк Владимир Левин
Синагог у евреев много, а храм — один
Шествие с трофеями из Иерусалима. Рельеф на арке Тита. Рим, 82 год © Hulton Archive / Getty Images
Когда мы говорим «храм», то можем иметь в виду целый ряд мест, созданных для молитвы или совершения обряда. Для иудеев храм — это конкретное здание в Иерусалиме, разрушенное римлянами в 70 году и до сих пор не восстановленное. Именно там специальные священники коэны могли проводить богослужения, совершая жертвоприношения Богу. Иудейский храм может быть построен только на прежнем месте — и, как верят иудеи, лишь с приходом Мессии.
Синагога (от греч. συναγωγή — «собрание») — это не храм, а место для молитвы и ритуального чтения Торы. Там собирается иудейская община, там можно изучать священные тексты и отмечать праздники. Храмом синагогу иудей никогда не назовет: она не заменяет храм, а лишь напоминает о том, что он будет восстановлен. При этом в убранстве всех синагог присутствует множество аллюзий, отсылающих к Иерусалимскому храму. Например, шкаф для хранения свитков Торы (арон а-кодеш) напоминает о Ковчеге Завета Ковчег Завета — величайшая святыня иудеев, ящик с десятью заповедями, манной и посохом первосвященника Аарона, хранившийся в Иерусалимском храме., а возвышение в центре зала (бима) — о жертвеннике во дворе храма.
В синагоге нет священника
Раввин Гааги Саул Галеви. 1764 год Rijksmuseum
В христианстве основа богослужения — таинство евхаристии, причастие. Совершать его имеет право только священник, то есть человек, рукоположенный епископом — членом церковной иерархии, восходящей по прямой линии к Иисусу Христу. Таким образом, в церкви полноценное богослужение без священника невозможно.
Раввин — это не священник, а знаток еврейского религиозного законодательства. Его знания подтверждены другими раввинами. Раввины не объединены в какую-либо иерархию и не обязаны подчиняться друг другу. Их авторитет зависит от глубины знаний и неформальной оценки коллегами. В этом институт раввинов очень похож на институт мусульманских богословов. Для общественного богослужения в синагоге раввин не нужен. Нужен миньян — кворум из десяти евреев-мужчин старше 13 лет (это возраст религиозного совершеннолетия), а также свиток Торы — текст Пятикнижия, написанный на пергаменте особым способом. Богослужение в синагоге состоит в произнесении установленных молитв, а в субботы, праздники, посты и по понедельникам и четвергам к молитвам добавляется чтение свитка Торы.
Молитва в синагоге на праздник Йом-Киппур. Картина Мауриция Готтлиба. 1878 год Tel Aviv Museum of Art
Примерно до XIX века в традиционных еврейских общинах Центральной и Восточной Европы раввин выступал с проповедью два раза в год. Позже, сначала в Германии — по образцу протестантских пасторов, — а потом и в других европейских странах раввины начали произносить проповеди регулярно. В современных синагогах России и Америки общественная деятельность раввина сближается с ролью священника.
В синагоге нет алтаря, но есть шкаф и стол для Торы
Единственные непременные атрибуты любой синагоги — место для хранения Торы и стол, на котором свиток можно развернуть для чтения. Все остальные детали синагогальной архитектуры сильно разнятся в разных странах. Так как большинство евреев России (за исключением бухарских, грузинских и горских евреев) — ашкеназы, то есть выходцы из Германии, ниже мы рассмотрим организацию ашкеназских синагог.
По еврейским религиозным законам молящийся должен быть обращен лицом в сторону Иерусалима. Поэтому ашкеназские синагоги ориентированы на восток или юго-восток, а место для хранения свитков Торы, арон а-кодеш, находится обычно у восточной стены. Традиция ориентации синагоги на восток большей частью сохранилась даже с распространением ашкеназских общин в Восточную Европу и Азию, по отношению к которым Иерусалим находится на юге или юго-западе. К примеру, Хоральная синагога в Санкт-Петербурге и синагоги в Томске и Иркутске ориентированы на восток. В то же время Хоральная синагога в Москве ориентирована на юго-запад, а синагога во Владивостоке — на запад, в соответствии с реальным местонахождением Иерусалима.
1 / 6 Арон а-кодеш и амуд в синагоге города Пьятра-Нямц. Румыния, 1904 год© Центр еврейского искусства / Зев Радован 2 / 6 Арон а-кодеш в Большой синагоге в Сатанове. Украина, 1721 год © Центр еврейского искусства / Владимир Левин 3 / 6 Арон а-кодеш в Хоральной синагоге в Вильнюсе. 1903 годWikimedia Commons 4 / 6 Арон а-кодеш в синагоге Биробиджана. 1957 год© Центр еврейского искусства / Владимир Левин 5 / 6 Арон а-кодеш. Германия, XVIII век© The Jewish Museum, New York 6 / 6 Арон а-кодеш в Испанской синагоге в ПрагеWikimedia Commons
Рядом с арон а-кодешем располагается амуд — специальный пюпитр, на котором человек, ведущий молитву, размещает молитвенник. Такой человек называется «представитель общества» (шалиах цибур, или сокращенно шац), и им может быть любой из молящихся. В том случае, когда община нанимает для ведения богослужения профессионала с музыкальным образованием, его обычно называют кантор (хазан на иврите).
1 / 4 Амуд в синагоге в Мишкольце. Венгрия, 1863 год© Центр еврейского искусства / Екатерина Олешкевич 2 / 4 Амуд в Малой синагоге в Санкт-Петербурге. XIX век © Центр еврейского искусства / Зев Радован 3 / 4 Амуд в бейт-мидраше ребе Леви в Романе. Румыния, около 1900 года© Архив Зуси Эфрона / Центр еврейского искусства 4 / 4 Амуд в Старой синагоге в Кракове. Польша, XVIII век© Центр еврейского искусства / Борис Хаймович
Стол, за которым читают Тору, обычно стоит на помосте, который называется бима (дословно «возвышение»). В ашкеназской традиции биму принято располагать в центре молитвенного зала, в то время как, например, в Италии она находится у стены, противоположной арон а-кодешу.
1 / 3 Бима в синагоге в Ансбахе. Германия, 1746 год© Центр еврейского искусства / Владимир Левин 2 / 3 Бима в синагоге в Ланьцуте. Польша, 1761 год© Владимир Левин 3 / 3 Бима в синагоге в Алба-Юлии. Румыния, 1840 год© Центр еврейского искусства / Владимир Левин
Большую часть времени молящиеся сидят или стоят лицом к арон а-кодешу, но, когда из него вынимают свитки Торы и переносят их на биму, все внимание переключается на нее. Этим синагога также отличается от церкви, в которой все священнодействие происходит в одном месте: у алтаря (у католиков) или в алтарной части церкви (в православии). Такая двухполюсность не способствует поддержанию тишины, поэтому почти во всех синагогах мира можно увидеть таблички с надписью «Запрещено разговаривать во время молитвы и чтения Торы».
Большая хоральная синагога Санкт-Петербурга© Александр Демьянчук / ТАСС
В XIX веке в Германии, а позже и в других европейских странах стали появляться реформированные синагоги, которые заимствовали у христианских церквей внешние формы богослужения: хоровое пение в сопровождении органа, еженедельную проповедь раввина, кантора со светским музыкальным образованием и запреты для молящихся читать молитвы в полный голос. В Российской империи такие синагоги получили название хоральных. Для придания богослужению более упорядоченного характера биму в реформистских синагогах стали располагать не в центре зала, а прямо перед арон а-кодешем.
Таким образом, организация пространства в реформистской синагоге стала похожа на организацию пространства в католической или протестантской церкви, с одной фокусной точкой в виде арон а-кодеша, перед которым находится и стол для чтения Торы, и место для кантора и проповедника. В постсоветское время хоральные синагоги перешли в руки ортодоксальных общин, и бима во многих из них была передвинута в центр зала.
В ортодоксальной синагоге женщины молятся отдельно от мужчин
1 / 2 Женщины в синагоге. Гравюра Жана Батиста Пьера Михельса. XIX векRijksmuseum 2 / 2 В синагоге. Нью-Йорк, 1871 год© Kean Collection / Archive Photos / Getty Images
Еще одно важное отличие синагоги от церкви — разделение молящихся по гендерному признаку. Во время молитвы мужчины не должны видеть женщин, чтобы не отвлекаться от служения Всевышнему. В средневековых ашкеназских синагогах отделение для женщин находилось обычно в пристройках, связанных с молитвенным залом через небольшие окошки. Начиная с XVIII века в Центральной Европе появляются женские галереи внутри зала. В строго ортодоксальных синагогах женские галереи имеют специальные решетки или занавески, называемые мехица, которые не позволяют молящимся мужчинам видеть женщин, в то время как в хоральных синагогах таких решеток и занавесок нет. Однако в реформистских синагогах Америки уже с XIX века женщины сидят в молитвенном зале рядом с мужчинами.
5. Наконец, на церквях — кресты, а на синагогах — магендавид!
1 / 4 Фасад синагоги в Страсбурге. 2009 год © Sean Gallup / Getty Images 2 / 4 Мозаика в синагоге на Рикештрассе в Берлине, 2007 год © Sean Gallup / Getty Images 3 / 4 Ограда синагоги на Рикештрассе в Берлине. 2002 год© Ulrich Baumgarten / Getty Images 4 / 4 В Московской хоральной синагоге. 1990 год© Peter Turnley / Corbis / Getty Images
Также как купола церквей увенчаны крестами, а минареты мечетей — полумесяцами, на многих зданиях синагог можно увидеть изображение шестиконечной звезды, называемой щитом Давида (магендавид) Давид (ок. 1035–965 до н. э.) — царь народа Израиля.. В современном мире магендавид ассоциируется с иудаизмом и евреями и даже размещен на флаге Государства Израиль. Однако однозначная связь между шестиконечной звездой и иудаизмом возникла лишь в XIX веке. До этого шестиконечная звезда была широко распространена в разных культурах как солярный символ Солярные символы в разных культурах изначально символизировали солнце. Их значение связывалось с жизнью, щедростью и изобилием.. В процессе адаптации еврейского богослужения и синагог к европейским христианским нормам возникла потребность найти символический знак для иудаизма, подобно тому как крест является символом христианства, а полумесяц — мусульманства. В первой половине XIX века в качестве такого символа зачастую использовались скрижали Завета, однако ближе к концу XIX века их окончательно вытеснил магендавид.
Изображение меноры из синагоги в Эштемоа. III–IV века н. э.Wikimedia Commons
Другой символ иудаизма — это храмовый семисвечник, менора. Его изображения в синагогах появились еще в Античности и выражали мессианскую надежду на восстановление Иерусалимского храма. Однако семисвечник никогда не использовался в качестве отличительного знака синагог. Сегодня менора изображена на гербе Государства Израиль.
другие материалы на эту тему 11 вопросов про иудаизм Чем Талмуд отличается от Библии, а бар-мицва от брит-милы Как кипа держится на голове? И еще 7 вопросов о еврейской традиции Что значит шестиконечная звезда Еврейский символ, амулет от демонов и вывеска для пивной Зачем евреям делают обрезание? И еще 6 вопросов об иудаизме Курс «История евреев» Курс «Идиш: язык и литература» ПАРТНЕРЫ ПРОЕКТА
Фото со страницы в соцсети Синагоги на Большой Бронной /www.bronnaya.ru
Еврейский общинный центр на Большой Бронной в Москве 22 марта продлил полный карантин и дезинфекцию помещений, так как здесь был выявлен источник инфекции. Как стало известно «НГ», у прихожанина обнаружен COVID-19, и ранее, во время празднования Пурима, он мог контактировать с неопределенным кругом лиц. Всего в еврейском сообществе у четверых тест на коронавирус нового типа дал положительный результат, 11 человек госпитализированы.
«Есть человек, у которого обнаружен коронавирус, также в целом в еврейской общине Москвы есть еще три подтверждения, – рассказал «НГ» представитель еврейского центра на Большой Бронной Иосиф Коган. – В связи с этим мы закрыли синагогу на карантин и попросили людей соблюдать режим домашней самоизоляции».
Собеседник «НГ» затруднился с ответом на вопрос, сколько человек могло контактировать с зараженным. Он сообщил, что тот в последнее время точно не выезжал за границу.
Носитель коронавируса имеет раввинское звание, при этом он не служитель этой синагоги, но только ее прихожанин. До того как у него проявились симптомы вирусного поражения, он не только посещал празднование Пурима, но и принял участие в субботнем богослужении и мог присутствовать на коллективном изучении Торы. Сейчас он госпитализирован в одну из столичных больниц. По сообщениям членов общины, его состояние стабильно.
Всего еврейское сообщество заявляет о положительном тесте на коронавирус у четырех человек. 11 верующих госпитализированы в целях изоляции в связи с подозрениями на инфицирование COVID-19. Эти люди посещали разные синагоги, однако это не исключает, что все они могли побывать в пуримские дни и на Большой Бронной.
Празднования Пурима проходили в общинном центре 8 и 9 марта, а спустя некоторое время руководство религиозной организации разместило в соцсетях объявление: «Информируем вас, что в связи со сложившейся обстановкой с 18 до 22 марта синагога на Бронной закрывается на полный карантин и дезинфекцию. Это относится как к молитве в миньяне (богослужебный кворум из 10 взрослых мужчин. – «НГ»), так и без. В эти дни будут закрыты: молельный зал, женская и мужские миквы (бассейны для ритуальных омовений. – «НГ»), столовая и ресторан, включая доставку». 22 марта этот режим был продлен.
Напомним, что по распоряжению главного раввина России Берла Лазара 18 марта был полностью закрыт еще и общинный центр в Марьиной Роще. Здесь провели полную дезинфекцию. Сейчас обсуждается вопрос о том, возможно ли будет проведение пасхальных застолий. Первая и главная трапеза на еврейскую Пасху (Песах) должна пройти 8 апреля. Как правило, в пасхальных торжествах принимает участие множество людей. Несмотря на сопротивление некоторых верующих, руководство Федерации еврейских общин России склоняется к тому, чтобы отменить общинные пасхальные собрания, сообщил источник «НГ» в синагоге. Немаловажно, что раввин Берл Лазар родился на севере Италии, в Милане, и до сих пор у него там остаются родственники. Вероятно, поэтому духовный лидер осознает важность карантинных ограничений.