Синодальный период 1721 1917

или Синодальный строй — в протестантской церкви так называется организация, при которой церковная община получает представительные органы в Синодах и пресвитериях, или церковных (приходских) советах старейшин. Совет представляет собою орган управления местной общины и состоит из священника ее (обыкновенно председательствующего в совете) и нескольких членов общины. Он заведует церковным имуществом, наблюдает за церковным и школьным зданиями, за кладбищами, равно как и за религиозно-нравственною жизнью в общине, имеет попечение о больных, дает согласие на изменения в богослужении, на введение новых катехизисов и сборников церковных песен, принимает участие в выборе пастора, если только назначение последнего не зависит всецело от высшей церковной власти. Синоды бывают окружные, диоцезальные, или провинциальные, и государственные, или генеральные; окружные Синоды подчинены провинциальным, а провинциальные — генеральным Синодам. Составляются они из священников и мирян, или в равном количестве, или с перевесом голосов мирян. В окружных Синодах имеют право голоса все пастыри округа и выборные депутаты церковных советов. В высших Синодах допускается лишь определенное число выборных священников с соответственным числом депутатов из мирян, избираемых в окружных или провинциальных Синодах. В Берлине окружные Синоды через известные периоды времени соединяются в городской Синод, имеющий очень большие права, особенно в делах финансовых. В некоторых Синодах допускаются и члены по назначению: так, напр., в Пруссии король, как представитель верховной власти в церкви, имеет право назначать часть членов провинциальных и генеральных Синодов. Генеральный Синод является высшим представительным учреждением в церкви какого-либо государства. Ему вместе с представителем верховной власти принадлежит право церковного законодательства; в большинстве случаев он через постоянно заседающую комиссию принимает участие и в более важных административных мерах. В Пруссии такая комиссия именуется правлением, или бюро, генерального Синода (General-synodalvorstand) и избирается генеральным Синодом к концу каждой сессии. Комиссия частью имеет собственный круг деятельности, частью действует совместно с высшим государственным учреждением по управлению церковными делами. Самостоятельные функции комиссии следующие: обсуждение дел, предлагаемых высшею церковною властью, рассмотрение недостатков церковной администрации и законодательства, временное утверждение неотложных постановлений высшей церковной власти до обсуждения этих постановлений в Синоде, подготовка сессии генерального Синода, исполнение постановлений предыдущей сессии, администрация или надзор за администрациею Синодальной кассы. Совместно с высшим государственным учреждением по управлению церковными делами (оберкирхенратом) комиссия решает в качестве последней инстанции вопросы о догматическом направлении того или иного назначаемого или назначенного священника, рассматривает вносимые в генеральный Синод законопроекты, предложения о замещении высших церковных должностей и вообще все дела, которые, по особой их важности, государственное учреждение в роде оберкирхенрата не может решить самостоятельно. Верховная власть по делам церковного управления находится обыкновенно в руках главы государства или особых созданных им учреждений (верховный церковный совет, высшая консистория, государственная консистория, провинциальная консистория). В настоящее время в большинстве евангелических церквей введено пресвитериальное или Синодальное управление. Это совершилось, несомненно, под влиянием реформатских воззрений, по которым общинный строй церкви входит в число догматов (см. Пресвитерианство). Реформатские советы старейшин во времена Кальвина представляли собою, впрочем, церковно-аристократические корпорации, пополнявшиеся кооптациею и, кроме заведования внецерковными делами, наблюдавшие лишь за церковною дисциплиною. В настоящее время С. управление в протестантской церкви представляется в большинстве случаев попыткою перенесения принципов конституционного управления в область церкви. Проведение С. управления в евангелических церквах существенно содействовало подъему церковного духа в среде мирян. Наиболее последовательным типом С. управления является управление прусской церковью, введенное в 1873—76 гг. (некоторые дополнения — в мае 1894 г.). Ср. ст. «Kirchengemeinde» в «Wörterbuch des Verwaltungsrechts» Stengel’я. В англиканской церкви С. управление выражается в так называемой конвокации (см.).

Устав Русской Православной Церкви. Глава V. Священный Синод

1. Священный Синод, возглавляемый Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем), является органом управления Русской Православной Церкви в период между Архиерейскими Соборами.

2. Священный Синод ответственен перед Архиерейским Собором и через Патриарха Московского и всея Руси представляет ему отчет о своей деятельности за межсоборный период.

3. Священный Синод состоит из председателя — Патриарха Московского и всея Руси (Местоблюстителя), девяти постоянных и пяти временных членов — епархиальных архиереев.

4. Постоянными членами являются: по кафедре — митрополиты Киевский и всея Украины; Санкт-Петербургский и Ладожский; Крутицкий и Коломенский; Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Белоруссии; Кишиневский и всея Молдовы; Астанайский и Казахстанский, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан; Ташкентский и Узбекистанский, глава Среднеазиатского митрополичьего округа; по должности — председатель Отдела внешних церковных связей и управляющий делами Московской Патриархии.

5. Временные члены вызываются для присутствия на одной сессии, по старшинству архиерейской хиротонии, по одному из каждой группы, на которые разделяются епархии. Вызов епископа в Священный Синод не может последовать до истечения двухлетнего срока его управления данной епархией.

6. Синодальный год распределяется на две сессии: летнюю (март-август) и зимнюю (сентябрь-февраль).

7. Епархиальные архиереи, руководители синодальных учреждений и ректоры духовных академий могут присутствовать в Священном Синоде с правом совещательного голоса при рассмотрении дел, касающихся управляемых ими епархий, учреждений, академий или несения ими общецерковного послушания.

8. Участие постоянных и временных членов Священного Синода в его заседаниях является их канонической обязанностью. Отсутствующие без уважительных причин члены Синода подлежат братскому вразумлению.

9. В исключительных случаях кворум Священного Синода составляют 2/3 его членов.

10. Заседания Священного Синода созываются Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем). В случае кончины Патриарха не позднее, чем на третий день, Патриарший Наместник — митрополит Крутицкий и Коломенский — созывает заседание Священного Синода для избрания Местоблюстителя.

11. Как правило, заседания Священного Синода являются закрытыми. Члены Священного Синода рассаживаются по протоколу, принятому в Русской Православной Церкви.

12. Священный Синод работает на основании повестки дня, представляемой председателем и одобряемой Священным Синодом в начале первого заседания. Вопросы, требующие предварительного изучения, председатель заблаговременно направляет членам Священного Синода. Члены Священного Синода могут вносить предложения по повестке дня и поднимать вопросы с предварительным уведомлением о том председателя.

13. Председатель руководит заседаниями в соответствии с принятым регламентом.

14. В случае, если Патриарх Московский и всея Руси по какой-либо причине временно не может осуществлять председательские обязанности в Священном Синоде, обязанности председателя исполняет старейший по архиерейской хиротонии постоянный член Священного Синода. Временный председатель Священного Синода не является каноническим Местоблюстителем.

15. Секретарем Священного Синода является управляющий делами Московской Патриархии. Секретарь ответственен за подготовку необходимых для Священного Синода материалов и составление журналов заседаний.

16. Дела в Священном Синоде решаются общим согласием всех участвующих в заседании членов или большинством голосов. При равенстве голосов решающее значение имеет голос председателя.

17. Никто из присутствующих в Священном Синоде не может воздерживаться от участия в голосовании.

18. Каждый из членов Священного Синода в случае несогласия с принятым решением может подать отдельное мнение, которое должен заявить на том же заседании с изложением своих оснований и представить в письменной форме не позднее трех дней со дня заседания. Отдельные мнения прилагаются к делу, не останавливая его решение.

19. Предложенные в повестке дня дела председатель не в праве своею властью снимать с обсуждения, препятствовать их решению или приостанавливать претворение таковых решений в жизнь.

20. В тех случаях, когда Патриарх Московский и всея Руси признает, что принятое решение не принесет пользы и блага Церкви, он заявляет протест. Протест должен быть сделан на том же заседании и затем изложен в письменном виде в семидневный срок. По истечении этого срока дело вновь рассматривается Священным Синодом. Если Патриарх Московский и всея Руси не найдет возможным согласиться и с новым решением дела, то оно приостанавливается и передается на рассмотрение Архиерейского Собора. Если отложить дело невозможно и решение должно быть принято незамедлительно, Патриарх Московский и всея Руси действует по своему усмотрению. Принятое таким образом решение выносится на рассмотрение чрезвычайного Архиерейского Собора, от которого и зависит окончательное разрешение вопроса.

21. Когда в Священном Синоде рассматривается дело по жалобе на членов Священного Синода, заинтересованное лицо может присутствовать на заседании и давать объяснения, но при решении дела обвиняемый член Священного Синода обязан оставить зал заседаний. При рассмотрении жалобы на председателя он передает председательствование старейшему по архиерейской хиротонии иерарху из числа постоянных членов Священного Синода.

22. Все журналы и определения Священного Синода подписываются сначала председателем, затем всеми присутствующими на заседании членами, хотя бы некоторые из них были и не согласны с принятым решением и подали о том отдельное мнение.

XVII век для православной Церкви в России оказался крайне тяжелым испытанием. Пройдя вместе с русским народом сквозь годы Смуты, во второй половине века она прошла через церковный раскол, чувствующийся незаживающей раной до сих пор. Именно в таком ослабленном состоянии Церковь встретила настоящую революцию, которой стали для нее церковные реформы, проведенные Петром I, закрепленные в Духовном регламенте. Синодальный период характеризуется подчинением Церкви государству, которое параллельно с тем проводило политику секуляризации. У монастырей изымались земли, священство обособлялось в особое «духовное» сословие, церковная жизнь народа сводилась к соблюдению ритуальных отправлений, а почитание новых святых или тем более их канонизация не поощрялись и даже подавлялись как явления неугодные.
Вместе с тем именно в синодальный период в России вновь расцвело старчество, стала развиваться церковная наука, просияли на весь свет святые. Синодальный период Русской Церкви крайне противоречив. Закончился он вместе с правлением династии Романовых и началом новых, доселе невиданных гонений на веру и Церковь. Чтобы понять и оценить это время, нужно видеть общую картину положения, в котором находилась Русская Церковь на протяжении двух веков своего существования.
Широкий и детальный обзор развития Церкви, положения ее епископата и священства, просветительской и миссионерской деятельности нам старается дать в своем курсе кандидат исторических наук, заместитель заведующего кафедрой истории Церкви исторического факультета МГУ им. Ломоносова Глеб Запальский.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *