Синопсис 1674

Переплет: доски, кожа. Одна застежка утрачена, вторая приложена отдельно. Надрыв корешка, следы жучка.

Титульный лист отходит от блока, в наборной рамке. Остальные страницы в линейных рамках. Ошибки в пагинации на л. 40-60. Реставрация некоторых листов (в основном, первых и последних).

Синопсис, или «Краткое собрание от разных летописцев…» впервые был издан в 1674 г. и является первой печатной книгой по истории Руси. Спорным остается вопрос об авторе этого произведения. Им принято считать архимандрита Киево-Печерской Лавры Иннокентия Гизеля. Но чаще всего его называют редактором книги.

Книга вызвала большой интерес и с дополнениями была переиздана в 1678 г. Окончательный текст «Синопсиса» появился в трех киевских изданиях, датированных 1680 г. Они вышли в промежутке между 1681 и 1700 гг. В XVII-XVIII веках книга была весьма популярна, поскольку до появления трудов и сочинений Ломоносова, изданий по истории России, кроме вышеописанного, и вовсе не было. Книга была переведена на греческий, а затем, по приказу Петра I, и на латынь.

«Синопсис» охватывал значительный период истории России. Центральное место заняли рассказ о древнем происхождении славянского народа, рассмотрение деятельности крестителя Руси князя Владимира, описание Куликовской битвы по «Сказанию о Мамаевом побоище» и повествование о войне с турками 1677–1679 гг., что было весьма актуально в момент выхода книги.

«Начаша к нему приходити Посланники из различных царств и княжений, всяк хвалящи свою веру. В начале приидоша Махометаны: их же Владимир вопроси о вере, а они отвещаша: веруем Богу, а махомет нам изволяет жен имети елико кто хощет, и всякие сласти употребляти, точию обрезоватися, свиного мяса не исти, и Вина не пити, и прочия неблагообразия прелагаху, иже и писати нелепо. Владимир же женолюбив был, прилежнее о женах послушаше, но обрезание, и непитие вина, невозлюбилися ему, и рече к ним: не можем мы пребывати без вина, понеже в Россианех все веселие и приятельство в попитии бывает».

Древние книгивідкриті джерела

  • Украинские историки XVI–XVIII вв. считали, что казацкая Украина – это продолжение древней княжеской Руси. Такого же мнения были и авторы первого учебника украинской истории – «Киевского Синопсиса» (1674 г.).
  • Книга, о которой пойдет речь, имеет красноречивое название, хотя и несколько продиктованное тогдашними политическими реалиями: «Синопсис Киевский, или Краткий сборник от разных летописцев о начале славено-рóссийского народа и первоначальных князей богоспасаемого града Киева, о житии святого благоверного Великого князя Киевского и всея Руси, первого самодержца Владимира, и о наследниках благочестивого государства его Рóссийского, вплоть до пресветлого и благочестного государя нашего царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великой и Малой, и Белой Руси самодержца».

Киевский Синопсисвідкриті джерела

  • Несмотря на специфическое наименование, в книге было мало московского содержания: она имеет раздел «О переселении Митрополита Киевского в Москву», но заканчивается «возвращением обратно на первое царственное бытие богоспасаемого града Киева».
  • Книга задумывалась как энциклопедия, а не хроника или летопись. Ни одно украинское историческое писание XVII в. не имело такой сложной истории и не подвергалось такой беспощадной критике, как «Синопсис».

Вид на Киево-Печерскую лавру и лаврскую типографию (слева) – 1880-е годыoktv.ua

  • В XVII–XIX вв. он переиздавался около 30 раз. Известно и об огромном количестве рукописных копий книги.
  • «Синопсис Киевский» – описывает события от древнейших времен до тогдашней современности. Происхождение славян, крещение киевлян в реке Почайна во времена Владимира, борьба против турок и татар – это еще не все, рассказанное автором.
  • «Синопсис» был определенным этапом в развитии украинской науки. Он использовался как учебник по истории Украины вплоть до середины XIX в.
  • Был переведен на греческий, латинский и румынский языки.

Киевский Синопсисвідкриті джерела

Украинская наука, которая когда-то была полностью зависима от советской, переняла российский взгляд на эту историческую книгу. Собственно, в последние десятилетия «Синопсис» особо никого не интересовал.

Поэтому можно лишь надеяться на оживление интереса не только к украинской истории как таковой, но и к хроникам и научным изысканиям древних исследователей.

Автором «Синопсиса» считают архимандрита Киево-Печерской лавры Иннокентия Гизеля

Иннокентий ГизельВікіпедія

Иннокентий Гизель (ок. 1600–1683) – украинский православный деятель, ученый-богослов, философ, историк.

Родом из Восточной Пруссии. Принял постриг в монашество в Киеве.

Гизель был одним из самых образованных людей Украины в XVII веке. Чаще всего именно ему приписывают авторство «Синопсиса», где, в частности, описана жизнь тогдашнего общества.

В другой своей работе «О народе Роксоланском и его наречии» он характеризовал украинцев как носителей высокой и оригинальной культуры, которые рано изобрели письменность и приняли христианство. Гизеля за его ум даже называли «украинским Аристотелем».

Киево-Печерская лавра

Будучи архимандритом Киево-Печерской Лавры, боролся за независимость УПЦ, которую активно поглощала Московская патриархия. Считал подчинение Киевской митрополии Московскому патриархату неканоническим и греховным.

В 1667 г. он вместе с прочим киевским духовенством отказался поднять бокал за здоровье киевского воеводы П. Шереметьева и ставленника Москвы гетмана Брюховецкого, назвав последнего злодеем.

Первую историю Украины мог написать эконом Киево-Печерской лавры

Пантелеймон Кохановский (точные даты жизни неизвестны) – украинский монах, иеромонах, эконом Киево-Печерской лавры, писатель. О нем известно мало, и даже его портрета найти не удалось.

Был первым руководителем Радомышльской папирни (фабрики, производившей бумагу для Киево-Печерской лавры).

Производство бумаги в Радомышле, 17 в.Вікіпедія

Первый руководитель Киево-Печерской лавры, который отказался присягать на верность московскому царю в 1654 году.

Ему приписывают авторство не только «Синопсиса» 1674 г., но и «Обширного русского Синопсиса» (1681–1682 гг.). По другим данным, он не писал упомянутого произведения, а только редактировал его.

Киевский Синопсисвідкриті джерела

Киевский синопсис

История наша была бы неполна, если б мы не коснулись еще одного сюжета, связанного с мифом, нам уже знакомым: малороссийское духовенство как инициатор объединения Украины с Россией, воссоединения Руси западной и Руси восточной. И здесь перед читателем из глубины столетий поднимается величественная фигура Иннокентия Гизеля.

Историк М. В. Дмитриев в журнале «Вопросы истории» задолго до нынешней войны и даже до первого «майдана» написал: «Гизель – Гоголь XVII века, не столько конструировавший проекты «общерусской” идентичности, сколько выражавший уже прочно и широко утвердившиеся представления». Какие «проекты «общерусской» идентичности» конструировал Николай Васильевич Гоголь, мы скоро увидим, а вот об Иннокентии Гизеле надо рассказать.

В 1674 году в типографии Киево-Печерской лавры вышло сочинение, которое ждала долгая жизнь и совершенно незаслуженная слава. Называлось сочинение довольно витиевато: «Синопсис, или Краткое собрание от различных Летописцов о начале Славенороссийского Народа и первоначальных Князех Богоспасаемого града Киева». Это только часть заглавия, оригинал в три раза длиннее. Для краткости его называют обычно «Киевскими синопсисом» или просто «Синопсисом». Автором считается Иннокентий Гизель, человек интересный, примечательный даже для своего, богатого на ярких и неординарных людей, времени. Он был не русином, не русским и, видимо, вообще не славянином, а немцем. Происходил из города Кёнигсберга. Родился в протестантской семье и был крещен в соответствии с обрядами «реформатской» (протестантской) религии. О его молодости почти ничего не известно. Неясно, что привело его в Киев, что побудило сменить веру, приняв православие, но каким-то образом немец-неофит понравился самому Петру Могиле. Митрополит Киевский послал Гизеля учиться, совершенствоваться в науках, чтобы тот со временем стал профессором в Киевском коллегиуме. Об учебе Гизеля также известно немного. Видимо, он учился во Львове, только неизвестно, во Львовской иезуитской коллегии (католической) или во Львовской братской школе (православной). Возможно, постигал науки и в каком-то из европейских университетов. Святой Дмитрий Ростовский (Туптало) утверждал, будто Гизель учился «в разных школах, до которых и через моря путешествовал».

Учеба за границей в католических коллегиях и университетах нередко вела к смене веры. Православные переходили в католичество, а затем, вернувшись, вновь перекрещивались в православие. Так поступит, скажем, Феофан Прокопович. Но сведений о хотя бы временном переходе Гизеля в католичество нет. Зато хорошо известна его деятельность после возвращения. Он читал лекции и проповеди в Киевском коллегиуме, а в 1647 году был уже ректором коллегиума, а также игуменом Киевско-Братского монастыря, что следует из его «подписи под актом избрания митрополита Сильвестра Коссова». Со временем, однако, он оставит преподавание и в 1656 году станет архимандритом Киево-Печерской лавры – одного из самых славных и почитаемых монастырей православного мира. Этот высокий пост Гизель будет занимать до своей смерти в 1683 году.

Современники высоко ценили ученость Гизеля. О нем с уважением отзывались Иван Выговский и Богдан Хмельницкий. Архиепископ Черниговский Лазарь Баранович называл Гизеля «украинским Аристотелем» и отдавал ему редактировать собственные сочинения. Гизеля превозносил св. Дмитрий Ростовский.

Тем удивительнее, что «Киевский синопсис», написанный (а возможно, только отредактированный) Гизелем, получился книгой, составленной не просто плохо, но откровенно халтурно. «Синопсис» – краткий пересказ летописей: «Хроники польской, литовской, жомойской и всей Руси» Матвея Стрыйковского, написанной на Черниговщине Густынской летописи и Хроники, составленной игуменом Киевского Михайловского Златоверхого монастыря Феодосием Сафоновичем (Софоновичем) в 1672–1673 годах. Но и эта хроника была компиляцией киевских и волынских летописей. То есть «Синопсис» – компиляция, составленная на основе других компиляций.

События до взятия Киева Батыем (1240) изложены относительно связно, дальше – хуже. Из 124 страниц первой редакции «Синопсиса» 111 посвящены домонгольской эпохе. Вся последующая история уместилась на нескольких страницах, напечатанных очень крупным шрифтом. Литовскому завоеванию Западной Руси посвящены две страницы, превращению княжества Киевского в воеводство Речи Посполитой – две с половиной страницы. Последняя глава, посвященная восстановлению величия «богоспасаемого града Киева» и его переходу под власть русского государя, – две неполные страницы. Завершалось первое издание «Синопсиса» славословием в честь государя Алексея Михайловича, «всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, и многих Государств и Земель восточных и западных и северных отчича и дедича и наследника и Государя и Обладателя». Возвращение «богоспасаемого града Киева» под власть этого государя служит эффектным финалом всей истории народа «славенорусского», изложенной в «Синопсисе».

Два года спустя Алексей Михайлович умер, а на престол взошел Федор Алексеевич. И в 1678-м появляется новое издание, где уже говорится и про государя Федора Алексеевича, «Всея Великия, и Малыя, и Белыя России Самодержца». В этом издании страниц больше – целых 136. Добавлено оглавление, до семи с половиной страниц расширена последняя глава. Там рассказывается уже о событиях «новейшей» истории – походе Ромодановского и Самойловича на Чигирин.

Наконец, в 1680-м выходит третья, последняя при жизни Иннокентия Гизеля, редакция «Синопсиса». Редакция расширенная. Гизель добавил пространное (до четверти объема книги) повествование о Куликовской битве и несколько глав, которые рассказывали о походах русских и запорожских войск под Чигирин. Тяжелые и кровопролитные войны против турок и татар окончились разрушением Чигирина и отступлением войск Самойловича и Ромодановского. В России радовались, что бессмысленная война за далекий пограничный город окончена. На Украине тяжело переживали потерю первой гетманской столицы. В «Синопсисе» Чигиринские во?йны представлены как блистательная победа. Но эти вставки не исправили всех недостатков «Синопсиса».

В нем по-прежнему ничего не говорилось о походе Тохтамыша на Москву в 1382-м, о завоевании Новгорода Москвой, об историческом стоянии на реке Угре. Покорение Казани и Астрахани Иваном Грозным было лишь упомянуто в одной из вводных глав. Больше о его царствовании ничего не было сказано, равно как и о Смутном времени. Но и важнейшие события западнорусской истории были в «Синопсисе» просто пропущены. Поразительно, но даже о создании Острожской Библии, о борьбе против унии, о походах Сагайдачного, о восстании Хмельницкого (не говоря уж об Острянице, Наливайко и прочих) ничего не говорилось. И великому Петру Могиле, благодетелю Гизеля, тоже места в сочинении не нашлось. Вся история восточной и западной Руси за два с половиной века скомкана в несколько абзацев, написанных весьма небрежно.

Академик Александр Лаппо-Данилевский, выдающийся русский источниковед, считал, что такой образованный человек, как Иннокентий Гизель, просто не мог быть автором «Синопсиса». Если б Гизель в самом деле его писал, то «счел бы нужным подвергнуть его более наукообразной переработке и придать ему более литературную форму».

Наш замечательный историк С. М. Соловьев назовет «Синопсис» «первым младенческим несвязным лепетом русской историографии», но вряд ли это сочинение достойно даже таких слов. «Синопсис», составленный явно в спешке, не давал хоть сколько-нибудь связного представления об истории Руси ни восточной, ни западной.

Выдающийся немецкий русист Август Людвиг Шлёцер писал о «Синопсисе» точнее и жестче: «Это жалкое сочинение, извлеченное не непосредственно из русских летописей, а из их переписчиков, из Стрыйковского…»

Книга, «исполненная ошибок и неисправностей», – так напишет о ней русский историк митрополит Евгений (Болховитинов).

В самом деле, читатель «Синопсиса» узнавал, что слово «Москва» происходит от Мосоха, сына Иафета (Яфета), внука Ноя, славяне получили имя от своих славных дел, а русские, россы – от того, что рассеялись по разным странам. Александр Македонский дал славянам «привилей или грамату на пергамене златом написанную в Александрии».

Но дело даже не в бесчисленных нелепостях, ошибках, фантазиях – историческая мысль XVII века еще не знала критики источника. Хуже другое. Летописцы стремились последовательно и подробно изложить историю, а у Иннокентия Гизеля и этого стремления не было. Между изданиями 1674-го и 1680-го прошло достаточно времени, чтобы хоть сколько-нибудь подробно и последовательно рассказать о событиях восточно– и западнорусской истории, пропущенных в первом издании. Но Гизеля, если не автора, то, несомненно, редактора и заказчика «Синопсиса», последовательное и подробное изложение истории не интересовало. Он уделил внимание не истории, а идеологии. Идеология эта сводится в основном к трем идеям.

1. Народ славянороссийский очень древний, и с древности славный бесчисленными подвигами.

2. Московский царь – единственный законный правитель всех русских земель.

3. Славенороссийский (он же русский, российский) народ един и неделим с древних времен, со времен того самого мифического Мосоха, «прародителя славенороссийского».

Кроме того, Гизель не стал заботиться о том, чтобы рассказать о славных деяниях Ивана III, о правлении Ивана IV и других великих князей и царей, но особое внимание уделил восхвалению современных ему государей – Алексея Михайловича и Федора Алексеевича. По-своему Гизель оказался прав. На Московской Руси «Синопсис» оценят. Он выдержит до тридцати изданий – «Киевский синопсис» можно было легко найти и в монастырской библиотеке, и в лавке книготорговца. Николай Иванович Новиков «считал «Синопсис” одной из любимых книг в мещанской среде». Академия наук больше ста лет печатала «Синопсис», и тиражи расходились. Убыток от издания научных книг академия долгие годы покрывала прибылью от изданий «Синопсиса». Но и этих тиражей, по всей видимости, не хватало. Читатели старательно переписывали «Синопсис» в тетради, заказывали для тетрадей дорогие кожаные переплеты.

Успех «Синопсиса» понятен: долгие десятилетия это была единственная печатная (а потому – общедоступная) книга по истории России. Между тем русский народ хотел знать о собственном историческом прошлом. Шлёцер писал о колоссальном интересе русских людей именно к отечественной истории: они собирали и переписывали летописи и хроники, передавали их из рук в руки. «Все монастыри, частные библиотеки, даже многие ветошные лавки были полны рукописных летописей; но ни одна не была напечатана».

Пересыпанный полонизмами язык «Синопсиса» был архаичен и мало понятен уже в XVIII веке. Но, как считал наш ученый Александр Формозов, это не отталкивало, а как будто привлекало читателя. Человек неискушенный полагал, что в его руках оказалась настоящая древняя летопись, а потому старательно вчитывался в рассказ про славеноросского князя Одонацра, который завоевал древний Рим.

Это печаталось и читалось в стране, где уже выходили труды Татищева, князя Щербатова, академика Миллера. Увы, даже «Краткий российский летописец» Михаила Ломоносова, сочинение тоже «чудно?е», но всё же более связное, не сумел вытеснить «Киевский синопсис». После 1760-го «Краткий российский летописец» не переиздавался, а новые тиражи «Синопсиса» выходили и в начале XIX века. Только издание карамзинской «Истории государства Российского» положило конец господству «Киевского синопсиса».

Иннокентий Гизель при всей своей эрудиции и европейском образовании не был ученым, исследователем. Труд добросовестного летописца был ему, видимо, тоже неинтересен. Хроника Феодосия Софоновича закончена в 1672–1673 годах, а «Синопсис» вышел из печати в 1674-м. Значит, работа над ним велась не более года. Прежде Гизель интереса к истории и летописанию не проявлял. В Европе он, несомненно, изучал схоластическую философию, ее же и преподавал, разумеется, на латыни. Сохранилась его рукопись 1645–1647 годов «Opus totius philosophiae» («Сочинение о всей философии»), которая состоит из трактатов по диалектике и логике, физике и метафизике. В 1669 году он издал богословское сочинение на церковнославянском «Мир с Богом человеку», однако неясно, был ли Гизель автором этого сочинения или только вдохновителем и редактором. Но и схоластическая философия, и преподавание не были важнейшими занятиями в его жизни.

Должность архимандрита Киево-Печерской лавры, с ее немалыми богатствами и большим хозяйством, требовала времени, сил и навыков не профессора, а хозяйственника, администратора, даже дипломата. С дипломатическими поручениями Гизель еще при Хмельницком ездил в Москву, где мог изучить взгляды и настроения и бояр, и русского духовенства. Изучить, учесть, использовать в своих интересах.

Гизель не был беспринципным приспособленцем. Напротив, дошедшие до нас сведения о его жизни показывают, что Гизель стал настоящим патриотом своего нового отечества – Украины, Малой Руси. Твердо и последовательно боролся он против подчинения Киевской митрополии Московскому патриархату, хотя могущественный Никон в середине 1650-х годов уже именовал себя «патриархом Великiя, Малыя и Б?лыя России». Гизель грозился даже, что закроет ворота Лавры и будет сидеть там вместе со всеми монахами, но не подчинится митрополиту, поставленному Москвой. И его оппозиция не ограничивалась делами церковными. Гизель называл промосковского гетмана Брюховецкого «злодеем», а в Москве, в свою очередь, хорошо знали, что Гизель «не продаст малорусские вольности не за какие сорок соболей».

Как видим, «Киевский синопсис» не отражал настоящих взглядов Гизеля, не был его идеологической программой. Очевидно, издание такой явно «промосковской» книги было лишь дипломатическим ходом архимандрита Киево-Печерской лавры. В сущности, его поведение мало отличалось от поведения других представителей высшего духовенства Киевской митрополии. Еще в марте 1654 года митрополит Киевский Сильвестр Коссов в письме поздравлял Алексея Михайловича с рождением наследника: «боговенчанного вашего царского величества сына, нашего же российского роду». Конфликты начались, когда в Киев прибыли русские воеводы и «московские ратные люди». Они по решению государя начали строить новый острог рядом с Софийским собором. Когда русские воеводы напомнили Сильвестру, что он находится под властью русского царя, то митрополит отвечал, что был прежде под властью польского короля, а теперь будет под той властью, под чьею Бог велит быть: «Вы только видите начало, подождите конца», – сказал он, а затем еще и пригрозил: «Почекайте, почекайте! Скоро вам конец будет!»

Малороссийское духовенство не только не стало идеологом объединения Украины и России, но всеми силами ему препятствовало, а если и шло на уступки и даже выпускало промосковские сочинения, то с целями больше дипломатическими.

Историю делают люди, а не бумажки.

Следующая глава >>

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком на Litres.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *