Сион, это что?

Вопрос: Что такое Сион? Что такое гора Сион? Какое библейское значение Сиона?
Ответ: Псалом 86:2–3 говорит: «Этот город на Сионе любит Господь больше всех селений Иакова.  Разнеслась о тебе слава, Божий град!». Встречающееся более 150 раз в Библии слово «Сион», по сути, означает «укрепление». В Библии Сион является и городом Давида, и градом Божьим. Со временем слово «Сион» переходит из обозначения физического города к духовному понятию.
Первое упоминание слова «Сион» в Библии мы находим во 2 Царств 5:7: «Но Давид захватил крепость Сио́н; это теперь Город Давидов». Сион, таким образом, первоначально являлся названием древней крепости Иевусеянина в города Иерусалим. Сион обозначал не только крепость, но и город, в котором она была расположена. После того как Давид захватил «крепость Сион», она тогда стала называться «Городом Давида» (3 Царств 8:1; 1 Паралипоменон 11:05; 2 Паралипоменон 5:2).
Когда Соломон построил храм в Иерусалиме, слово Сион расширило свое значение и начало включать храм и площадь вокруг него (Псалом 2:6; 48:2, 11–12; 132:13). Слово Сион, в конечном счете, стало использоваться как название города Иерусалим, земель Иуды и народа Израиля в целом (Исаия 40:9 Иеремии 31:12; Захарии 9:13).
Самое важное использование слова «Сион» имеет богословское значение. Сион используется в переносном смысле относительно Израиля как народа Божьего (Исаии 60:14). Это значение Сиона продолжает употребляться в Новом Завете, где оно обретает смысл духовного царства Бога, Небесного Иерусалима (Евреям 12:22; Откровение 14:1). Петр говорит о Христе как о краеугольном камне Сиона: «Вот Я кладу на Сио́не камень краеугольный, избранный, драгоценный. Всякий, кто верит в него, не будет посрамлен» (1 Петра 2:6).

Зион

Гора Сио́н (ивр. צִיּוֹן‎, Цийон; этимология неясна, возможно, «цитадель» или «укрепление на холме») — юго-западный холм в Иерусалиме, на котором стояла городская крепость. Для евреев Сион стал символом Иерусалима и всей «Земли Обетованной», к которой еврейский народ стремился со времени рассеяния после разрушения Иерусалимского храма.

Местоположение

Сион со всех четырёх сторон окружён долинами: на западе — долиной Гихон, на юге — Гинном, на севере и востоке — Тиропеон. Последняя в настоящее время вся застроена, а в прежнее время, начинаясь от теперешних Яффских ворот, шла через город с запада на восток, отделяя Сион с вышним городом от холма Акры, на котором лежит нижний город; потом, огибая гору храма с юга к востоку, отделяла здесь Сион от Храмовой горы и, простираясь на юг, входила в главную долину, образуемую соединением долины Гиннома с долиной Кедрон.

Сион в Библии

В Библии Сион называется просто Сионом, «городом Давидовым», «горою святою», «жилищем и домом Божиим», «царственным городом Божиим», в переносном смысле обозначает сам Иерусалим, колено Иудино и царство Иудейское, всю Иудею и весь народ иудейский. Пророки именем Сион часто называют царство Божие во всей его полноте, на земле и на небе, до окончательного совершения всего в вечности. Наконец, в преобразовательном смысле Сион представляется как место жительства Божия на небесах, как место высочайшего откровения славы Его. Оттуда приходит спасение Израилю (Пс.8:7; 52:7), оттуда является Бог во славе Своей (Пс.49:2—4); туда придут искуплённые Господа, и радость вечности на главе их (Исаия).

Сион в иудаизме

Плакат вербовки времен Первой мировой войны. Дочь Сиона: «У Вашей Старой Новой Земли должны быть Вы! Присоединитесь к еврейскому движению.»

Образ Сиона с древних пор вдохновлял поэтов (в библейские времена — пророков, для которых «дщерь Сиона» олицетворяла население Иерусалима или всей Иудеи). Знамениты «Сиониды» Иехуды ха-Леви.

Сионизм

Основная статья: Сионизм

Как основной символ древней родины Израиля слово «Сион» породило понятие сионизм и вошло в названия ряда еврейских организаций.

Сиону посвящены многие поэтические произведения новой литературы на иврите, в том числе стихотворение Н. Г. Имбера «Ха-Тиква», ставшее гимном Государства Израиль.

Сион в христианстве

Сионом также называется предмет церковной утвари — хранилище просфор, повторяющее в миниатюре архитектурный облик Храма.

Сион в растафарианском движении

Основная статья: Растафарианство

Сион в культуре и кинематографии

Сион в трилогии «Матрица»

В кинотрилогии «Матрица» (Матрица (фильм)) Сионом называется последний человеческий город, уцелевший в условиях войны против армии машин. Прослеживается прямая аналогия с библейским Сионом: место спасения людей, их последний оплот. Этимология слова также раскрывается в «Матрице»: город сильно укреплён, является защитной цитаделью.

Литература

  • Солярский, П., прот., Опыт библейского словаря собственных имен, т. IV, СПб., 1884.

Ссылки

  • Статья «Сион» в Электронной еврейской энциклопедии
  • Статья «Сион, гора». Брокгауз, Ф. А., Ефрон, И. А., Энциклопедический словарь
  • Статья «Сион». «Иллюстированный словарь по иконописи» на сайте Несусвет

Общий · Социалистический · Ревизионистский · Реформистский · Религиозный · Культурный · Федеративный
Антисионизм · Постсионизм · Неосионизм · Гиперсионизм · Христианский · Мусульманский · Каханизм

История Сионизма · Хронология Сионизма · Список сионистских деятелей
История Израиля · История Палестины · Арабо-израильский конфликт · Палестино-израильский конфликт

Ховевей Цион · Всемирный еврейский конгресс · Всемирная сионистская организация

Гистадрут · Еврейский национальный фонд · Еврейское агентство · Ваад Леуми
Сионистская организация Америки · Религиозные сионисты Америки · Антидиффамационная лига · ВИЦО Сионистский форум
Бейтар · Еврейское движение сопротивления · Хагана · Иргун · Лехи · Беад Арцейну
Поалей Цион · Авода · Ликуд · Бней Акива · Ха-шомер ха-цаир · Ха-ноар ха-овед ве-ха-ломед

Сионизм

Сион · Земля Израиля · Иерусалим · Ишув · Израиль · Закон о возвращении · Алия · Территориализм · Великий Израиль

Харедим и сионизм · Еврейская эмансипация · Хома у-мигдал · Еврейские поселения · Обвинения Израиля в апартеиде

Идеологические направления
История Сионизма
Сионистские организации
Выдающиеся деятели
Иехуда Алкалай Хаим Арлозоров Ахад-хаАм Абба Ахимеир Давид
Бен-Гурион
Давид Баазов Меир
Бар-Илан
Менахем Бегин Хуго Бергман Дов Бер
Борохов
Макс Боденхеймер Макс Брод Хаим Вейцман Феликс Вельч Роберт Вельч Нахум Гольдман Аарон Давид
Гордон
Дов Грюнер Теодор Герцль Артур Герцберг
Мозес Гесс Ури Цви Гринберг Владимир Жаботинский Людвик Лазарь
Заменгоф
Израэл Зангвилл Меир Кахане Берл Каценельсон Авраам Ицхак
Кук
Цви Иехуда
Кук
Моше Лейб
Лилиенблюм
Голда Меир Шмуэль Мохаливер Макс Нордау Леон Пинскер Давид Разиэль Артур Руппин Пинхас Рутенберг Нахман Сыркин Ицхак Табенкин Иосиф Трумпельдор
Орд Чарльз
Уингейт
Менахем Усышкин Моше Шарет Соломон Шехтер Авраам Штерн Натан Щаранский Абба Эвен Исраэль Эльдад

Одним из священных мест для еврейского народа является гора Сион – зеленый холм, по вершине которого проходит южная стена Старого города Иерусалима. Сион дорог сердцу каждого еврея не только как место с древними историческими памятниками, но и как символ единения и богоизбранности еврейской нации. К горе Сион уже много веков не иссякает поток паломников и туристов. Люди разных вероисповеданий съезжаются сюда, чтобы поклониться святыням или просто прикоснуться к древней истории Святой земли.

Общие сведения

Гора Сион в Иерусалиме находится с южной стороны Старого города, на ее вершину выходят Сионские ворота крепостной стены. Пологие зеленые склоны холма спускаются к долинам Тиропеон и Гиннома. Высшая точка горы расположена на высоте 765 м над уровнем мирового океана и увенчана колокольней монастыря Успения Пресвятой Богородицы, видимой из разных точек Иерусалима.

Здесь находятся несколько важнейших исторических памятников, среди которых – гробница царя Давида, места проведения Тайной вечери и успения Божьей матери, а также другие святыни.

Расположение горы Сион на карте Иерусалима.

Историческая справка

Название Сион имеет более чем трехтысячелетнюю историю, причем в разные эпохи гора Сион на карте изменяла свое положение. Первоначально так назывался восточный холм Иерусалима, то же название носила крепость, построенная на нем иевусеями. В Х веке до н.э. крепость Сион была завоевана царем Израиля Давидом и переименована в его честь. Здесь, в скальных пещерах были захоронены цари Давид, Соломон и другие представители царской династии.

Давид

В разные исторические периоды Иерусалим завоевывали римляне, греки, турки, и название Сион переходило к разным возвышенностям Иерусалима. Его носили холм Офель, Храмовая гора (II-I век до н. э.). В I веке н. э. это название перешло к западному холму Иерусалима, по предположению историков, это было связано с разрушением Иерусалимского храма.

К настоящему времени название Сион закрепилось за южным склоном западного холма, граничащим с южной крепостной стеной Старого Иерусалима, которая была возведена турками в XVI веке. Сионские ворота крепостной стены находятся на вершине горы. Здесь же расположена большая часть достопримечательностей этого святого места.

Для еврейского народа, который в силу исторических причин был разбросан по всему миру, название Сион стало символом Земли Обетованной, родного дома, в который они мечтали вернуться. С созданием государства Израиль эти мечты осуществились, теперь евреи могут вернуться туда, где находится гора Сион, и вновь обрести утраченную исторической родину.

Что посмотреть на горе

Не только для евреев является святыней гора Сион. Здесь тесно переплелись исторические корни иудаизма и христианства. Название горы Сион упоминается и в государственном гимне Израиля, и в известной христианской песне «Гора Сион, гора святая», написанной в начале ХХ века. Достопримечательности горы Сион связаны с именами, дорогими каждому христианину и иудею.

Храм Успения Пресвятой Богородицы

Этот католический храм на вершине Сиона принадлежит монастырю Успения Пресвятой Богородицы. Он был воздвигнут в 1910 г. на историческом месте – остатках дома Иоанна Богослова, в котором, по церковному преданию, жила свои последние годы и преставилась Пресвятая Богородица. Начиная с V века на этом месте возводили христианские храмы, которые впоследствии разрушались. В конце XIX века этот участок был выкуплен германскими католиками и за 10 лет ими был построен храм, в облике которого переплелись черты византийского и мусульманского стилей.

Храм украшен мозаичными панно и медальонами. Святыня храма – сохранившийся камень, на котором, согласно преданию, преставилась Пресвятая Богородица. Он находится в крипте и расположен по центру зала. На камне возлежит скульптура Богородицы, ее окружают шесть алтарей с изображениями святых, подаренных разными странами.

Храм открыт для посещения:

  • Понедельник-пятница: 08:30-11:45, затем 12:30-18:00.
  • Суббота: до 17:30.
  • Воскресенье: 10:30–11:45, затем 12:30–17:30.

Вход свободный.

Армянская церковь

Неподалеку от монастыря Успения Пресвятой Богородицы находится Армянский монастырь Спасителя с церковью, построенной в XIV веке. Согласно преданию, при жизни Иисуса Христа здесь был расположен дом, где его арестовали перед судом и распятием. Это был дом первосвященника Каиафы.

Хорошо сохранившееся убранство церкви доносит до нас уникальную армянскую керамику, которой обильно украшены пол, стены, своды. Расписные изразцы со всевозможными орнаментами выполнены в яркой, и в то же время очень гармоничной цветовой гамме. За семь веков, прошедших с времени строительства церкви, они не потеряли насыщенности красок.

В армянской церкви находятся Великие гробницы Армянских патриархов, которые в разные периоды возглавляли Армянскую церковь в Иерусалиме.

Армянская церковь открыта для посещения ежедневно 9-18, вход свободный.

Церковь Петра в Галликанту

Церковь св. Петра расположена за стеной Старого Иерусалима на восточной стороне горы. Она была построена католиками в начале 30-х годов ХХ столетия на месте, где, по преданию, апостол Петр отрекся от Христа. Слово Галликанту в названии означает «крик петуха» и отсылает к тексту Нового завета, где Иисус предсказывал троекратное отречение Петра от него, прежде чем прокричат петухи. Позолоченной фигуркой петуха украшен синий купол церкви.

Раньше на этом месте неоднократно возводились и разрушались храмы. От них сохранились каменные ступени, ведущие в долину Кедрон, а также крипта – подвальное помещение в виде пещер, в которых Иисуса содержали перед распятием. Нижняя часть церкви одной из стен пристроена к скальному уступу. Церковь украшена мозаичными панно библейской тематики и витражами.

В церковном дворике находится скульптурная композиция, воспроизводящая события, описанные в Евангелии. Недалеко находится смотровая площадка, с которой можно сделать красивые фото с видами на гору Сион и Иерусалим. Внизу имеются остатки древних построек.

Гробница царя Давида

На вершине Сиона находится готическое здание, датированное XIV веком, в котором размещены две святыни – иудейская и христианская. На втором этаже расположена Сионская горница – помещение, в котором походила Тайная вечеря, было явление Святого Духа апостолам и некоторые другие события, связанные с воскресением Христа. А на нижнем этаже работает синагога, в которой размещена гробница с останками царя Давида.

В небольшом помещении синагоги стоит покрытый покрывалом каменный саркофаг, в котором покоятся останки библейского царя Давида. Хотя многие историки склоняются к тому, что место захоронения царя Давида находится в Вифлееме или в долине Кедрон, ежедневно поклониться святыне приходит множество иудеев. Входящих разделяют на два потока – мужской и женский.

Вход в синагогу бесплатный, но служители просят внести добровольные пожертвования.

Горница Тайной вечери открыта для посетителей ежедневно.

Время работы:

  • Воскресенье-четверг: – 8-15 (летом до 18),
  • Пятница – до 13 (летом до 14),
  • Суббота – до 17.

Могила О. Шиндлера

На горе Сион в Иерусалиме есть католическое кладбище, где похоронен Оскар Шиндлер, известный всему миру по художественному фильму «Список Шиндлера». Этот человек, будучи немецким промышленником, в годы Второй мировой войны спас от смерти около 1200 евреев, выкупая их из концлагерей, где им грозила неминуемая гибель.

Оскар Шиндлер умер в возрасте 66 лет в Германии, и по его завещанию был похоронен на горе Сион. Потомки спасенных им людей и все благодарные люди приходят поклониться его могиле. По еврейскому обычаю в знак памяти на могильную плиту кладут камни. Могила Оскара Шиндлера всегда усыпана камешками, свободными остаются только надписи на плите.

Узнайте ЦЕНЫ или забронируйте любое жилье с помощью данной формы Booking.com

Интересные факты

  1. Самое раннее упоминание о городе Иерусалим встречается не в Библии, а на керамических табличках древних египтян в перечне других городов, написанном почти 4 тысячи лет назад. Историки считают, что это были тексты проклятий, адресованных городам, недовольным египетским царствованием. Эти надписи имели мистическое значение, египетские служители культа записывали на керамике тексты проклятий для своих врагов и совершали над ними ритуальные действия.
  2. Хотя Петр после отречения от Христа был прощен, он всю жизнь оплакивал свое предательство. По древнему преданию, его глаза всегда были красными от слез раскаяния. Каждый раз, когда он слышал полуночный крик петуха, он падал на колени и каялся в своем предательстве, обливаясь слезами.
  3. Оскар ШиндлерОскар Шиндлер

  4. Царь Израиля Давид, гробница которого находится на горе, является автором Псалмов Давида, которые занимают одно из главных мест в православном богослужении.
  5. Оскар Шиндлер, погребенный на горе Сион, спас 1200 человек, но спасенных им людей гораздо больше. 6000 потомков спасенных евреев считают, что они обязаны ему своей жизнью и называют себя «евреи Шиндлера».
  6. Фамилия Шиндлер стала нарицательной, ею называют всех, кто спасал много евреев от геноцида. Одним из этих людей является полковник Хосе Артуро Кастельянос, которого называют сальвадорским Шиндлером.

Гора Сион в Иерусалиме – культовое место для евреев и христиан, она обязательна к посещению для всех верующих и тех, кто интересуется историей.

Вероника Приречная

Дщерь

«Бирона нет, а у нас ныне царствует дщерь Петрова, кроткая Елисавет», — пишет Сергей Григорьев в своем романе «Александр Суворов». Для описания образа императрицы Елизаветы Петровны он использует церковнославянское слово «дщерь», что в переводе означает «дочь». О слове «дщерь» мы сегодня и поговорим.

Слово «дщерь» неоднократно встречается на страницах церковнославянской Библии. «Дщерью Сиона», то есть дочерью Сиона (центра еврейской цивилизации) в пророчестве Михея именуется Пресвятая Богородица. В книге Екклесиаста «дщерями пения» называются плакальщицы, которые на Ближнем востоке исполняли траурные песнопения на похоронах. Иисус Христа просит об исцелении своей дщери, дочери, язычница-хананеянка. И получает просимое. Спаситель называет дщерью женщину, которая тайком дотронулась до него в толпе и получила исцеление от своей многолетней болезни. «Дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя», — говорит Христос. Церковнославянское слово «дщерь» образовано от старославянского «дщи» и греческого «тюгатер», каждое из которых обозначает «дочь». В современном русском языке «дщерь», если и используется, то только в возвышенном стиле. Зато слово «дщерь» в немного измененном виде имеется в иных славянских языках. Например, в болгарском есть слово «дщеря», а в чешском – «дцера». Таким образом, церковнославянское слово «дщерь» продолжает жить.

Итак, запомним, что церковнославянское слово «дщерь» переводится на русский язык как «дочь».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *