Скальд

Ярицлейв Мудрый и другие

«Пошли послы за море к варягам к Руси, как зовут тех варягов русью, как иные зовутся свеями (шведами), иные — урманами (германцами), иные — англами, иные готами. Так и эти сказали Руси, чудь, словяне, кривичи и все: «земля наша велика и обильна, а порядку в ней нет. Придите княжить и владеть нами»», —

сообщает Лаврентьевская рукопись.

Но вот и продолжение Нестора:

«И избрались от немцев («от немцев» либо «от варяг» стоит в большинстве списков и только в одном — «от варягов и немцев») три брата с родными своими и взяли себе всю Русь и пришли прежде к славянам и срубили город Ладогу. И сел в Ладоге старший Рюрик, второй — Синеус на Белом Озере, а третий Трувор в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля Новгород».

Событие это традиционно относят к 862-му году.

Название «немцы», приведенное в летописи, мало смутило историков, Бог весть почему решивших, что немцами русские летописцы называли всех тех, кто не говорил на русском языке (отчего бы тогда и венгров не звать немцами?). А для определения национальности трех пришедших княжить и владеть Русью поступили так: Рюрик, — говорили, — скандинавское имя, значит, все они были скандинавами. Синеус переводится как «родственники» (sine hus), а Трувор как «дружинники» (thru voring). Если это так, то получается, что родственников князь поселил от себя подальше (молодец!); однако он отделил и дружину, войско свое, а это было бы очень глупо и недальновидно. Так что весь перевод весьма сомнителен.

Мы еще вернемся к истории реального призвания варягов, а пока отметим, что и в самом деле между русскими и скандинавскими князьями были необычно крепкие связи, в том числе семейные. Т. Н. Джаксон приводит отрывок одной из скандинавских саг, посвященный «русским» делам:

«На Гюде, дочери конунга Харальда (Английского) женился конунг Вальдимар, сын конунга Ярицлейва в Хольмгарде и Ингигерд, дочери конунга Олава Шведского. Сыном Вальдимара и Гюды был конунг Харальд, который женился на Кристин, дочери конунга Инги, сына Стейнкеля. Их дочерьми были Мальфрид и Ингибьерг. На Мальфрид был сначала женат конунг Сигурд Крестоносец, а затем Эйрик Эймун, конунг данов, сын Эйрика. На Ингибьерг, дочери Харальда, сестре Мальфрид, женился Кнут Лавард, брат Эйрика Эймунда. Их детьми были конунг Вальдемар и Кристин, и Катерин, и Маргарета. Вальдемар, конунг данов, женился на Софии, дочери Валада, конунга в Пулиналанде, и королевы Рикизы. Их детьми, конунга Вальдимара и Софии, были конунг Кнут и конунг Вальдимар, и королева Рикиза».

На основании этой и других саг выстраивается следующая «брачная» схема, где первыми приведены скандинавские имена русских князей.

1. Вальдамар Старый — он же Владимир Святославич (Красно Солнышко), великий князь киевский (ум. в 1015). Его скандинавская жена — Аллогия (Арлогия), чье имя вытеснено в устной передаче именем Ольга.

Их сын Бурицлав, он же Святополк Владимирович (Окаянный), князь туровский, в 1015 и 1019 великий князь киевский. Был женат на дочери польского короля Болеслава I Храброго (992–1025).

2. Ярицлейв, сын Вальдамара — Ярослав Владимирович Мудрый, князь новгородский (1010–1016), великий князь киевский (1016–1018). Женат на Ингигерд, дочери Олава Шведского.

Виссивальд, сын Ярослава, Всеволод, великий князь киевский в 1077 и 1078–1093. Его жена — дочь византийского императора Константина Мономаха.

Елизавета (Элизабет), дочь Ярослава, выйдя замуж за Харальда Жестокого, была королевой норвежской, затем датской. Дочь Анна — королева французская, дочь Анастасия — венгерская.

Ярослав Мудрый находился в родстве с царственными домами Англии, Франции, Германии, Польши, Венгрии, Византии. Его дети говорили на нескольких европейских языках. Например, Всеволод Ярославич, отец Владимира Мономаха, владел пятью языками.

3. Владимир (Вальдамир) Всеволодович Мономах, сын Виссивальда (Всеволода) Ярославича, князь киевский (1113–1125), был женат на Гюде (Гите), дочери Харальда Английского, последнего англосаксонского короля, покоренного Вильгельмом Завоевателем. Харальд, его сын, названный в честь деда, он же Мстислав, великий князь киевский (1125–1132). Женат на Христине (Кристин), дочери Инги, сына Стейнкеля, конунга свеев (короля шведов).

4. Вальдемар Датский был женат на Софии, дочери Володаря Глебовича Полоцко-Минского и Риксы, дочери Болеслава III и Сбыславы, правнучки Ярослава Владимировича.

И так далее, и так далее, и так далее. Уж если исландские Королевские саги ставят в один ряд со скандинавскими конунгами русских князей, то, следовательно, их значение в Европе было достаточно велико. Но «Саги красноречиво молчат о скандинавском происхождении русских князей» (Т. Н. Джаксон). Да! Скандинавы, щепетильные в династических вопросах, отдавая своих девчонок замуж за русских князей, нигде и никогда не упоминают о происхождении самих этих князей. Спрашивается, рассматривали ли они их как русских — захудалых, периферийных князьков, нуждающихся в оправдательной родословной, или полагали земли к востоку, населенные финно-славянскими охотниками и крестьянами, за земли скандинавские, принадлежащие скандинавским же вполне правомочным князьям Вальдамиру, Ярицлейву, Харальду и прочим?

Легко сделать вывод, что легенда о «призвании» варягов на княжение и в Лаврентьевской, и в Несторовой летописях — домысел переписчика поздних времен. Князь, при котором трудился писец, знал устную легенду о скандинавском происхождении своего княжеского рода. Летописец просто досочинил призвание руси из варягов, руководствуясь поиском «престижных» основателей государства и княжеского рода.

Так и в литовских хрониках выводят родословную своих правителей прямо от римского императора Августа. Легенда о призвании варягов на Русь подобна и ветхозаветной истории, изложенной в 1-й Книге Царств: сначала были судьи, но судили плохо и просили пророка Самуила дать им царя. И им дали Саула. В «Деяниях саксов» послы бриттов говорят саксам: «Обширную, бескрайнюю свою страну, изобилующую разными богатствами готовы вручить вашей власти». И это не единственный случай в истории Западной Европы! Нечто подобное мы видим и у эрзя (мордва); когда народ умножился и начались смуты, они избрали достойного правителя.

Во Франции от племенного названия германского племени франков сначала получила свое наименование маленькая область Иль-де-Франс (Французский остров). Эта область стала ядром объединения будущей Франции, принявшей свое имя уже не от франков, а от Иль-де-Франс. У нас определение Русь имело смысл «те, кто принадлежит к роду Русов», то есть Русь — династическое имя. Поэтому в узком смысле слова Русская земля есть наследие только германских князей, названых в летописи Рюриковичами.

Следующая глава >>

Мудрый старик

Мудрый старик Ехал однажды знатный бий с тремя визирями, осматривал свои владения и увидел старика, жнущего пшеницу.– Эй, старик! – крикнул бий. – Я вижу, вершина твоей горы белым снегом покрылась.– Что гора! – откликнулся старик. – Уже и равнину, мой бий, белая мгла

12 Македонянин и Мудрый (867–912)

12 Македонянин и Мудрый (867–912) Освободившийся наконец от мертвого груза в лице своего соправителя, Василий в кратчайший срок резко изменил курс империи. Тело Михаила еще не успело остыть, когда Фотий был изгнан из патриархата. К Фотию в Византии относились неоднозначно. Он

Другие виды спорта, другие герои

Другие виды спорта, другие герои Наряду с этими тремя необычайно популярными видами спорта следует упомянуть также теннис и гольф, баскетбол, велосипедный спорт, плавание, хоккей на льду (родина его — Канада). Звездой среди пловцов был Джонни Вейсмюллер, завоевавший

КАРЛ V МУДРЫЙ

КАРЛ V МУДРЫЙ Дофин Карл, сын знаменитого короля-рыцаря Иоанна II Доброго, казался полной противоположностью своего отца. Он был худ, бледен, слабосилен; имел длинное лицо и впалые щёки. Ум у него был серьёзный и осмотрительный, враждебный всяким химерам. Его постоянно

Ярицлейв Мудрый и другие

Ярицлейв Мудрый и другие «Пошли послы за море к варягам к Руси, как зовут тех варягов русью, как иные зовутся свеями (шведами), иные — урманами (германцами), иные — англами, иные готами. Так и эти сказали Руси, чудь, словяне, кривичи и все: «земля наша велика и обильна, а

Ярослав Мудрый

Ярослав Мудрый Речь пойдет о правителе, которого исключительно высоко ценили в Древней Руси, о чем свидетельствует уже хотя бы само определение «Мудрый», — притом Ярослав был единственным государственным деятелем, удостоенным такого эпитета. Наиболее выдающийся внук

Мудрый хромец

Мудрый хромец Ярослав Владимирович остался в русской истории с прозвищем Мудрый. Следует заметить, однако, что при жизни его так никто не называл. Вообще большинство прозваний древнерусских князей — плод размышлений значительно более позднего времени. Они были

Ярослав Мудрый Путь Ярослава, сына Владимира и Рогнеды, к великому княжению был еще более труден и опасен, чем у его отца.»Повесть временных лет» сообщает, что его сводный брат Святополк, сын вдовы убитого в угоду Владимиру Ярополка (та была в то время беременна и взята

12 Македонянин и Мудрый (867–912) Освободившийся наконец от мертвого груза в лице своего соправителя, Василий в кратчайший срок резко изменил курс империи. Тело Михаила еще не успело остыть, когда Фотий был изгнан из патриархата. К Фотию в Византии относились неоднозначно. Он

Лев VI Философ (Мудрый)

Лев VI Философ (Мудрый) (866–912, сопр. с 870, имп. с 886)19 сентября 866 г. у Евдокии Ингерины родился сын Лев. Так как всей столице было известно о ее конкубинате с императором Михаилом III, вопрос об истинном отце Льва достаточно щекотлив, и вполне вероятно, что по крови императоры

Ярослав Мудрый До Ярослава княжил брат его Святополк. По обычаю своего времени Святополк начал с убийства братьев, желая заслужить уважение народа.Но ему не повезло! Потому ли, что он перехватил меру, убив слишком много братьев; потому ли, что убийство брата перестало быть

Ярослав Мудрый Речь пойдет о правителе, которого исключительно высоко ценили в Древней Руси, о чем свидетельствует уже хотя бы само определение «Мудрый», — притом Ярослав был единственным государственным деятелем, удостоенным такого эпитета. Наиболее выдающийся внук

8. Ярослав Мудрый

8. Ярослав Мудрый Латинская церковь, в отличие от русской, добивалась в любой обращаемой стране быстрого и поголовного крещения. Методика была уже отработана. У епископов имелись собственные войска, а короли и князья придавали на усиление своих воинов. Отряды планомерно

Скальд (ориг. Skald the Elder) — персонаж в игре The Elder Scrolls V: Skyrim.

Биография

Скальд — ярл Белого Берега на протяжении последних тридцати пяти лет. Питает особую неприязнь к Имперскому легиону и часто спорит со своими людьми на эту тему. Открыто поддерживает Братьев Бури, о чём свидетельствуют разговоры между ним и Йордом — его хускарлом. Не все жители уважают и любят своего ярла из-за его слишком большой уверенности в силах Ульфрика. Также он считает, что все беды Скайрима, такие как нашествие драконов, закончатся, когда Империя и Талмор покинут земли Северного Королевства.

Квесты

  • «Доставка» — доставить Скальду записку от Эйри.
  • «Убить великана» — Скальд попросит уничтожить чудовище в одном из их лагерей. Квест доступен после повышения расположения ярла к Довакину. Единственный легальный вариант такого повышения — завершение задания «Ходячий кошмар».
  • «Завоёвываем друзей и влияем на людей» — ярл просит оказать помощь трём жителям его владения (засчитывается и помощь, оказанная до старта квеста). Квест доступен после убийства великана.
  • «Тан Белого Берега» — квест на получение титула тана, завершить который можно, только выполнив предыдущие два задания. По выполнении этого задания протагонист получает титул тана, церемониальное зачарованное оружие, а при установленном Hearthfire — хускарла Грегора.

Примечания

  • Скальд — в старонорвежском языке означает — поэт, бард, рассказчик.
  • Скальд является единственным ярлом, который не имеет управителя.
  • Часто спорит с жителями Данстара.
  • Если Довакин завершил гражданскую войну на стороне Империи, то Скальд будет находиться в Королевском дворце, в Виндхельме под арестом в ожидании переправки в Сиродил для суда.

Баги

  • В старых версиях игры может «застрять» в троне, и через некоторое время его труп упадёт около входа в его дом.
  • Из-за того, что у Скальда нет управителя, указы о награде, выдаваемые на территории Белого Берега, могут быть подписаны «—…(…)». Это не должно вызывать беспокойства.

Скальдическая поэзия – одна из форм скандинавской поэзии, наряду с эддической. Многие образцы скальдической поэзии дошли до нас как стихотворные фрагменты, включенные в саги, как повествующие о самих скальдах («Сага о Гуннлауге», «Сага о Бьёрне», «Сага о Халльфреде», «Сага об Эгиле», «Сага о Гисли», «Сага о Кормаке» и др.), так и упоминающие скальдов вскользь («Сага о Стурлунгах», «Сага об оркнейцах», «Гнилая кожа», «Сага о битве на Пустоши», «Сага о Ньяле», «Сага о людях с Песчаного берега» и др.). Традиция скальдической поэзии сложилась в первой половине IX века.

Авторы скальдической поэзии – скальды. Они жили и сочиняли при дворах скандинавских конунгов. Более всего искусство скальдов распространилось в Исландии. Скальды сами исполняли свои песни, без музыкального сопровождения. Известно порядка 350 авторов скальдических песен, среди них наиболее известны: Браги Боддасон (IX в.), Эгиль Скаллагримссон (X в.), Кормак Эгмундарсон (X в.), Снорри Стурлусон (XII-XII в.), а также Эйвинд Финнсон, Гисли сын Торбьёрна Кислого, Халльфред Трудный Скальд, Гуннлауг Иллугасон, Бьёрн Арнгейрссон, Тормод Берасон, Харальд Сигурдарсон.

В поэзии скальдов отсутствует художественный вымысел. Они пели только о тех событиях, свидетелями которым были. Функция такой поэзии – фиксация события и его прославление. Особенность скальдических песен – изощренная, гипертрофированная форма. В скальдической поэзии авторской является прежде всего форма, а не содержание.

В основе скальдического стиха – строгая аллитерация, регламентированные внутренние рифмы, количество слогов в строке и строк в строфе. Своеобразный учебник скальдической поэзии – «Перечень размеров» Снорри Стурлусона, где он иллюстрирует 102 варианта аллитерации, внутренних рифм и количества слогов. Самый распространенный стихотворный размер скальдических стихов – дротткветт. Также использовались и другие размеры: квидухатт, тёглаг, хрюнхент и рунхент.

Выделяют несколько жанров скальдической поэзии. Самый распространенный – хвалебная песнь (делится на драппу и флокк). Другой жанр – отдельная виса. Это отрывки, цитаты в сагах, где они приводятся как сказанные кем-то из героев. Другой распространенный жанр – ниды, т.е. хультельные стихи.

В отличие от континентального устного творчества скальдическая поэзия долго сохраняла устойчивость и медленно трансформировалась под влиянием письменности.

Исторические источники:

Боувульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибилунгах. М., 1975;

Сага о Гуннлауге // Библиотека всемирной литературы. Т.8. М.: Художественная литература, 1979;

Стурлусон С. Круг земной = Heimskringla / под. ред. А. Я. Гуревича, Ю. К. Кузьменко, О. А. Смирницкой, М. И. Стеблин-Каменского. М., 1980;

Стурлусон С. Младшая Эдда / под. ред. О. А. Смирницкой, М. И. Стеблин-Каменского. М., 1970.

Иллюстрации:

Скальд Эгиль Скаллагримссон. Иллюстрация из исландской рукописи XVII века.

Автор статьи: Перепечкин К. В.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *