Скандинавская сага

практическая часть

10 класс

Новомосковск

уч. г.

Индивидуальный тематический план работы.

Тема №1. Древнерусское государство в IX — начале XII вв.

ПРАКТИКУМ№1.

Тема №2: Русские земли и княжества в XII — середине XV вв.

ПРАКТИКУМ №1. Феодальная раздробленность.

ПРАКТИКУМ №2. Борьба Руси с нашествиями и установление монголо-татарского ига.

ПРАКТИКУМ №3 Объединение русских земель вокруг Москвы и становление единого Российского государства в XIV – XV вв. Противостояние Орде

Тема №3.Российское государство во второй половине XV — конце XVI вв.»

ПРАКТИКУМ №1. Дмитрий Донской. Иван3.

ПРАКТИКУМ №2: РОССИЯ ПРИ ИВАНЕ ГРОЗНОМ.

Тема №4. Россия в конце XVI — начале XVII вв.

ПРАКТИКУМ №1.

Тема №5. Россия в XVII в.

ПРАКТИКУМ №1. Смутное время в России.

ПРАКТИКУМ №2 РОССИЯ В 17 веке. Первые Романовы.

Тема №6. Россия в XVIII в.

ПРАКТИКУМ №1. Россия при Петре1.

ПРАКТИКУМ №2. Эпоха дворцовых переворотов. Просвещенный абсолютизм Екатерины2.

Тема №7. Россия в первой половине XIX в.

ПРАКТИКУМ №1. Правление Александра1.

ПРАКТИКУМ №2. Восстание декабристов 1825г.

ПРАКТИКУМ №3. Фасадная империя Николая1.

Тема №8. Россия во второй половине XIX в.

ПРАКТИКУМ №1.

Тема №1. Древнерусское государство в IX — начале XII вв.

ПРАКТИКУМ№1.

№1. Из исторического источника.

«В год 6370 изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси… Сказали руси чудь, славяне, крнвичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И набрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».

С1. Приведите название документа и имя его автора. О событиях какого века говорится в документе?

С2. О каком событии идёт речь в отрывке? Что послужило его при­чиной? Укажите не менее двух причин.

СЗ. Каковы были последствия описанного в историческом источнике события? Назовите не менее трёх последствий.

№ 3. Из шведской саги «Круг земной» Снорри Стурлусона.

«Из письма Ингигерды, конунговой дочери, он узнал, что к конунгу шведов Олаву прибыли с востока из Хольмгарда послы Ярицлейва конун­га, чтобы сватать дочь конунга даведов Олава за Яриилейва, и что Олав конунг хорошо принял их сватовство…

Следующей весной в Швецию прибыли послы Ярицлейва конунга из Хольмгарда узнать, собирается ли Олав конунг сдержать обещание, дан­ное предыдущим летом, и выдать свою дочь Ингигерду за Ярицлейва ко­нунга. Олав конунг сказал об этом Ингигерде и заявил, что он хочет, что­бы она вышла замуж за Ярицлейва конунга. Она отвечает: «Если я выйду замуж за Ярицлейва конунга, то я хочу получить от него как вено все владения ярла Альдейгьюборга и сам Аль-дейгьюборг «. Послы из Гардарики согласились от имени своего конунга. …

Тем же летом они вместе отправились на восток в Гардарики. Ингигер-да вышла замуж за Ярицлейва конунга. Сыновьями их были Вальдамар, Виесивальд и Хольти Смелый.

Ингигерда, конунгова жена, пожаловала Рёгнвальду ярлу Альдейгью-борг, и он стал ярлом всей той области».

С1. О событиях какого века говорится в документе? О каком русском князе идёт речь в отрывке?

С2. Какая страна названа в тексте Гардарикой? Используя текст, определите, каким правом обладали женщины Гардарики в ука­занный период?

СЗ. С какой целью к королю Олаву прибыли русские послы? Исполь­зуя текст документа, укажите условия, которые выдвигала Инги-гердэ для того, чтобы согласиться с требованием отца — короля Олава.

№4. Из исторического источника.

«Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите, и подавайте сироте, и вдовицу оправдывайте сами, а не давай­те сильным губить человека. Ни правого, ни виноватого не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души…

А теперь поведаю вам, дети мои, отруде своем, кактрудился я в разъез­дах н на охоте с тринадцати лет. Сначала я к Ростову пошел сквозь землю вятичей; послал меня отец, а сам он пошел к Курску…

И на весну посадил меня отец в Переяславле выше всей братии… и по пути к Прилуку-городу встретили нас внезапно половецкие князья, с вось­мью тысячами, и хотели было с ними справиться, но оружие было отослано вперед на возах, и мы вошли в город…

И потом Олег на меня пошел со всею Половецкую землею к Чернигову, и билась дружина моя с ними восемь дней за малый вал и не давала им войти в острог; пожалел я христианских душ, и сёл горящих, и монастырей и сказал: «Пусть не похваляются язычники». И отдал брату отца его стол, а сам пошел на стол отца своего в Переяславль…

А из Чернигова в Киев около ста раз ездил к отцу, за один день проез­жая до вечери. А всего походов было восемьдесят и три великих, а осталь­ных и не упомню меньших. И миров заключил с половецкими князьями без одного двадцать, и при отце и без отца…

Не осуждайте меня, дети мои или другой, кто прочтет: не хвалю ведь я ни себя, ни смелости своей, но хвалю Бога и прославляю милость за то, что он меня, грешного и худого, столько лет оберегал от смертельных опасно­стей, и не ленивым меня создал, а на всяческие дела человеческие годным».

С1. К какому веку относится произведение, из которого взят данный отрывок? Как оно называется? Кто его автор?

С2. Используя знания из курса истории, укажите, чем знаменит ав­тор произведения. Укажите не менее трёх положений

СЗ. Используя текст отрывка, назовите, не менее двух проблем ко­торые волнуют автора. Какие черты характера он прославляет? Приведите не менее двух черт характера.

ЗАДАНИЯ С4-С6.

№6. С5. Ниже приведены две точки зрения на вопрос о происхождении Древнерусского государства: 1. Государственность на Руси была привнесена извне, варягами (так считают сторонники «норманнской теории»).

2. Древнерусское государство возникло в результате внутреннего раз­вития общества, социальных и хозяйственных сдвигов; к образованию Древнерусского государства привела необходимость регулирования отно­шений между людьми, проживающими на одной территории, а также защиты своей земли от внешних врагов.

Приведите не менее трех фактов, положений, ко­торые могут служить аргументами, подтверждающими каждую точку зрения точку зрения.

№7.С4.. Рассмотрите историческую ситуацию и выполните задания.

Владимир Святославич стремился укрепить единство Древнерусского государства пу­тем создания общерусского пантеона богов, однако вскоре он изменил свое намерение.

Укажите не менее двух причин изменения религиозной политики великого князя. Укажите не менее двух последствий принятия новой религии.

Тема №2: Русские земли и княжества в XII — середине XV вв.

ПРАКТИКУМ №1. Феодальная раздробленность.

№1. Из сочинения историка B.O. Ключевского.

«С этого времени становятся заметны признаки запустения Киевской Руси. Речная полоса по среднему Днепру с притоками, издавна так хоро­шо заселенная, с этого времени пустеет, население её исчезает куда-то…. В числе семи запустелых городов Черниговской земли мы встречаем один из самых старинных и богатых городов Поднепровья — Любеч. Одновре­менно с признаками отлива населения из Киевской Руси замечаем и сле­ды упадка её экономического благосостояния: Русь, пустея, вместе с тем и беднела, …Отлив населения из Поднепровья шел в двух направлениях, двумя противоположными струями. Одна струя направлялась на запад, на Западный Буг, в область верхнего Днестра и верхней Вислы, вглубь Гали­ции и Польши. Так южнорусское население из Поднепровья возвращалось на давно забытые места, покинутые его предками. …Другая струя колони­зации из Приднепровья направляется в противоположный угол Русской земли, на северо-восток, за реку Угру, в междуречье Оки и Верхней Вол­ги. …Она — источник всех основных явлений, обнаружившихся в жизни Верхневолжской Руси. …Из последствий этой колонизации сложился весь политический и общественный быт этой Руси».

С1. Используя текст документа и знания курса истории, укажите, как назывался период в истории России, о котором идёт речь в документе. Каковы его хронологические рэмки?

С2. Как оценивает историк последствия отмеченных в документе яв­лений? Используя знания из истории и текст документа, укажите, какую роль сыграла Верхневолжская Русь в дальнейшей россий­ской истории. Назовите всего не менее трех положений.

СЗ. О каких явлениях, характерных для данного периода, и их при­чинах свидетельствует документ? Для ответа используйте текст документа и знания курса истории. Укажите всего не менее трёх положений.

№2. Из работы известного историка 20 века Б. Рыбакова:

» Необходимо обратить внимание на то, что начальная фаза феодальной раздробленности (до того, как в нормальное развитие вмешался фактор завоевания) характеризуется не упадком культуры, как можно было бы ожидать, а наоборот, бурным ростом городов и ярким расцветом русской культуры 12-нач.13 вв во всех ее проявлениях. Из этого следует, что новая политическая форма, очевидно, содействовала (может быть, на первых порах) прогрессивному развитию».

С1. Укажите название и временные рамки исторического периода, о котором говорится в отрывке.

С2. Почему автор считает этот период прогрессивным?

С3. Приведите собственные аргументы, которые могут опровергнуть точку зрения автора ( не менее 3)

№ 3. Из «Слова о полку Игореве».

«…Тогда великий Святослав изронил золотое слово, со слезами сме­шанное, и сказал: «О племянники мои, Игорь и Всеволод! Рано начали вы Половецкой земле мечами обиду творить, а себе славы искать. Но без че­сти вы одолели, без чести кровь поганую пролили. Ваши храбрые сердца из крепкого булата скованы и в отваге закалены. Что же сотворили из моей серебряной седины?

А уже не вижу власти сильного, и богатого, и обильного воинами брата моего Ярослава, с черниговскими боярами. Но сказали вы: «Помужеству-ем сами: прошлую славу себе похитим, а будущую сами поделим»…

Великий князь Всеволод! Не думаешь ли ты прилететь издалека, отчий золотой престол поблюсти? Ты ведь можешь Волгу веслами расплескать, а Дон шлемами вычерпать.

Галицкий Осмомысл Ярослав!… 1роэы твои по землям текут, отворя­ешь Киеву ворота, стреляешь с отцовского золотого престола салтанов за землями. Стреляй же, господи, Кончака, поганого раба, за землю Русскую, за раны Игоревы, буйного Святославовича!».

С1. Какое историческое событие легло в основу «Слова…»? К како­му времени относится это событие?

С2. Что послужило автору «Слова…» поводом для горьких разду­мий о судьбах Русской земли? В чём он упрекает князей Игоря и Всеволода? Укажите не менее трёх положений.

СЗ. В чём суть призыва автора ко всем князьям? Приведите не менее двух положений.

ЗАДАНИЯ С4-С6.

№4. С4. Раскройте причины государственной раздробленности Древней Руси (XII–XIII вв.). Раскройте не менее трех причин. Назовите не менее трех крупнейших политических центра этого периода.

№5. С-5.Некоторые историки считают, что период феодальной раздробленности является временем регресса, движения истории вспять. Другие считают, что это естественный процесс в развитии государства, имеющий прогрессивные черты. Назовите факты и положения, которые могут аргументировать каждую точку зрения ( не менее 4 положений в каждой точке зрения).

Тема: Нашествия на Русь 13 века.

ПРАКТИКУМ №3. Борьба Руси с нашествиями и установление монголо-татарского ига.

№1. Из «».

«…Много потрудившись за землю Русскую, за Новгород и Псков, за все великое княжение, отдавая живот свой и за православную веру».

Из исторического труда СМ. Соловьёва.

«Александр Невский, став великим князем Владимирским, должен был унижаться перед татарами, чтобы спасти родную землю от гибели; дол­жен был уговаривать народ, чтоб снес терпеливо иго, позволил татарам переписать себя для наложения дани. При помоши князя были подавлены восстания против Орды. Итогом было запрещение вечевых порядков в го­родах. Однако политическая деятельность князя позволила предотвратить новый разгром городов».

С1. Какие две победы Александра Невского имелись в виду при упо­минании Новгорода и Пскова? Приведите обоснование, доказы­вающее, что князь «отдавал живот свой за православ­ную веру».

С2. Как объяснял СМ. Соловьёв мотивы действий Александра Нев­ского? Как оценивал историк действия князя? Назовите не менее двух положений.

СЗ. О каких личных качествах Александра Невского свидетельствуют приведенные источники? Укажите не менее трёх качеств.

№ 2. Из Симеоновской летописи.

«Князь же великий поставил войско на Чудском озере на Узмени, у Во­ронья камня, и, приготовившись к бою, пошел против них. Войска сошлись на Чудском озере; было тех и других большое множество. Был же тут с Александром и брат его Андрей со множеством воинов отца своего, было у Александра множество воинов храбрых, сильных и крепких, все напол­нились они воинственным духом, и были у них сердца подобны львиным. И они сказали: «Княже, ныне пришло время положить свои головы за тебя».

Был же тогда день субботний, и на восходе солнца сошлись оба войска. И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что и лед на замерзшем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью. И сам я слышал об этом от очевидца, бывшего там.

И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по возду­ху, и некуда им было убежать, били их 7 верст по льду Суболицкого берега

и пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 луч­ших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна. А другие убежали тяжело раненными».

С1. В каком года происходила агрессия немецких рыцарей против русских земель, описанная в тексте? Чем завершилась битва на Чудском озере? Назовите не менее двух итогов.

С2. Какие действия предпринял князь Александр для отражения

немецкой агрессии? Назовите не менее двух действий.

СЗ. Привлекая знания из курса истории, укажите не менее трёх поло­жений, раскрывающих историческое значение побед князя Алек­сандра Ярославича.

№3. С-5.

В исторической науке существуют разные оценки монголо-татарского ига.

1) монголо-татарское нашествие отбросило Русь намного назад, существенно подорвав производительные силы древнерусского общества.

2) Монголо-татарское нашествие вместе с отрицательными последствиями, не желая того принесло на Русь идею сильной единоличной власти .

Приведите положения, факты, которые аргументируют каждую тоску зрения точку зрения ( не менее 3-х фактов)

№4. С4. В середине 13 в. Великий князь владимирский Александр Невский стремился поддерживать мирные отношения с ордынскими ханами, избегать конфликтов и не давать поводов для новых вторжений.

Назовите не менее двух попыток русских княжеств и земель проводить в середине 13 века отличную от охарактеризованной выше политику в отношении Орды. Какие причины предопределили выбор, сделанный князем Александром Невским? Приведите не менее трех причин.

Тема: Объединение русских земель вокруг Москвы и становление единого Российского государства в XIV – XV вв. Противостояние Орде

Даты, термины, персоналии (знать наизусть):

МОСКВА — ЦЕНТР ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ. ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ

1325—1340 гг. — княжение Ивана Калиты.
1327 г. — восстание в Твери.
1378 г. — битва на реке Воже.
1380 г. — Куликовская битва.
1382 г. — набег хана Тохтамыша на Москву.

Волостель — глава волости, исполняющий административные, финансовые и судебные функции.
Кормление — система местного управления, когда кормленщики-наместники (управитель уезда) и волостели (управители волостей), имевшие штат чиновников, содержались за счет населения. В их ведении находились суд, сбор налогов. Кормленщики находились под контролем царя.
Наместник — должностное лицо на Руси в XII—XVI вв., возглавлявшее местное управление.
Централизация — процесс объединения земель, результатом которого становится формирование единой верховной власти, устанавливающей единый административный аппарат, подконтрольный центру, единые законы, общие вооруженные силы и др. Закономерный и прогрессивный этап в экономическом и социально-политическом развитии общества.
Иван I Калита (?—1340 г.) — князь московский, великий князь владимирский. Сын Даниила Александровича Московского. Заложил основы политического и экономического могущества Москвы. Добился у Золотой Орды права сбора монголо-татарской дани на Руси. При Иване I резиденция русского митрополита была перенесена из Владимира в Москву.
Семен (Симеон) Гордый (1316—1353 гг.) — великий князь московский и владимирский, старший сын князя Ивана I Калиты. Успешно воевал с Новгородом и Литвой.
Иван II Красный (1326—1359 гг.) — великий князь владимирский и московский, второй сын Ивана I Калиты. Продолжал объединение русских земель.
Дмитрий Иванович Донской (1350—1389 гг.) — великий князь владимирский и московский, сын Ивана II Красного, внук Ивана I Калиты. При нем в 1367 г. построен белокаменный Кремль в Москве. Возглавил вооруженную борьбу русского народа против монголо-татарского ига; руководил их разгромом в битве на реке Вожа в 1378 г. В Куликовской битве 1380 г. проявил выдающийся полководческий талант, за что был прозван Донским. В его княжение Москва утвердила свое руководящее положение в русских землях. Дмитрий Донской впервые передал великое княжение своему сыну Василию I без санкции Золотой Орды. Канонизирован Русской православной церковью.

ПРАКТИКУМ №3 Объединение русских земель вокруг Москвы и становление единого Российского государства в XIV – XV вв. Противостояние Орде

№ 1. Из сочинения историка .

«На стороне тверских князей были право старшинства и личные доб­лести, средства юридические и нравственные; на стороне московских были деньги и уменье пользоваться обстоятельствами, средства материальные и практические, а тогда Русь переживала время, когда последние средства были действительнее первых. Князья тверские никак не могли понять ис­тинного положения дел и в начале XIV в. все ещё считали возможной борь­бу с татарами.

Московские князья иначе смотрели на положение дел. Они пока во­все не думали о борьбе с татарами; видя, что на Орду гораздо выгоднее действовать «смиренной мудростью», т. е. угодничеством и деньгами, чем оружием, они усердно ухаживали за ханом и сделали его орудием своих замыслов. Никто из князей чаще Калиты не ездил на поклон к хану, и там он был всегда желанным гостем, потому что приезжал туда не с пустыми руками… Благодаря тому московский князь, по генеалогии младший среди своей братии, добился старшего великокняжеского стола».

С1. Как оценивает историк политическую линию тверских князей?

Назовите не менее трёх положений.

С2. Какие факты свидетельствуют о более дальновидной политике московских князей? В чём видит историк преимущества москов­ских князей? Укажите а обшей сложности не менее трёх положе­ний.

СЗ. Какие черты политики московского князя Ивана Калиты отме­чает историк? Приведите не менее трёх черт.

№2. Из Летописной повести о побоище на Дону.

«Соединившись со всеми князьями русскими н со всею силою, пошел он против Мамая скоро из Москвы, намереваясь оборонять свою отчину, и пришел в Коломну, и собрал воинов своих 150 тысяч, кроме войска кня­жеского н воевод местных. От начала мира не бывало такой силы русских князей, как при этом князе…

В то время Мамай стал за Доном, буйствуя, возгордившись и гневаясь со всем своим царством, и стоял три недели…

Пришли они к Дону, стали тут и много раздумывали. Одни говорили: «Пойди, князь, за Дон», а другие сказали: «Не ходи, так как умножились враги наши, не только татары, но и Литва, и рязаицы»… Князь сказал бра­ту своему и всем князьям и воеводам великим: «Подошло, братья, время битвы нашей»… И велел мосты мостить и о бродах разузнать в ту ночь. На следующий день, в субботу рано, 8 сентября, в самый праздник не было света с утра до третьего часа… Князь же великий приготовил свои полки великие, и все его князья русские свои полки подготовили, и великие его воеводы оделись в одежды праздничные… Когда князь перешел за Дон в чистое поле, в Мамаеву землю, на устье Непрядвы, Господь Бог вёл его…».

С1- Назовите год, к которому относятся описанные события, и имя великого князя, с которым они связаны.

С2. Чем закончилась описанная в повести битва? Какие причины именно такого исхода битвы указывает автор? Назовите не менее двух причин.

СЗ. Как автор произведения относится к событиям, о которых по­вествует? Кого он поддерживает? Приведите два аргумента для обоснования своего мнения.

№ 3. С4.

Рассмотрите историческую ситуацию и выполните задание. В 1327г. в Тверь прибыл ордынский баскак Чол-хан с большим отрядом. Притеснения, насилия, творимые ими, вызвали восстание горожан. Ордынцы были перебиты. В ответ хан Узбек организовал карательную экспедицию против Твери, в которой принял участие московский князь Иван Калита.

Укажите не менее 3-х причин, которыми можно объяснить выступление Ивана Калиты на стороне ордынцев. Каковы были последствия восстания в Твери для московских князей и для всей Руси? Укажите не менее 3-х последствий.

№4. С-4.

Назовите не менее трех основных итогов Куликовской битвы.

№5. С4. Сравните политику Ивана Калиты и Дмитрия Донского. Укажите, что было общим, а что — различным.

Тема №3. Российское государство во второй половине XV — конце XVI вв.»

Даты, термины, персоналии (знать наизусть):

ОБРАЗОВАНИЕ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВА — РОССИИ. ИВАН III

1425—1453 гг. — феодальная война.
1462—1505 гг. — княжение Ивана III.
1478 г. — окончательное присоединение Новгорода к Москве.
1480 г. — стояние на Угре.
1485 г. — присоединение Твери к Москве.
1497 г. — принятие Судебника Ивана III.
XV — начало XVI в. — создание ансамбля Московского Кремля.

Автокефальная церковь — самостоятельная в административном отношении церковь в православии.
Боярская дума — высший совет при князе (с 1547 г. — при царе) в Русском государстве X — начала XVIII в. Деятельность Боярской думы носила законосовещательный характер. В Киевской Руси Боярская дума была совещанием князей с дружинниками (княжьими мужами, думцами) и старцами градскими (земскими боярами, потомками местной знати), иногда присутствовали и высшие представители духовенства. В Московском государстве членами Боярской думы были: бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки.
Местничество — система распределения служебных мест в Русском государстве в XIV—XV вв. с учетом происхождения, служебного положения предков человека и его личных заслуг. Отменено в 1682 г.
Пожилое — пошлина в России конца XV—XVII в., которую уплачивал крестьянин при уходе от своего владельца за неделю до и неделю после Юрьева дня (осеннего).
Поместье — владение, получаемое князьями — дворянами за службу.
Помещики — держатели поместий, дворяне.
Приказы — центральные правительственные учреждения, ведающие отдельными отраслями великокняжеского управления.

Василий II Темный (1415—1462 гг.) — сын Василия I, великий князь московский с 1425 г. Одержал победу в феодальной войне (1425—1453 гг.). Ослеплен в ходе войны в 1446 г. князем Дмитрием Шемякой (отсюда прозвище). Ограничил самостоятельность Новгорода и Пскова.
Василий Косой (?—1448 гг.) — удельный князь звенигородский. Вместе с братом Дмитрием Шемякой вел долголетнюю феодальную войну с Василием II Темным. Пытался захватить власть в Москве, но был побежден в 1436 г. и ослеплен.
Дмитрий Шемяка (1420—1453 гг.) — сын Юрия Дмитриевича, князь Галича-Костромского. В ходе феодальной войны в 1446 г. взял в плен и ослепил Василия II Темного, после ряда поражений бежал в Новгород.
Юрий Дмитриевич (1374—1434 гг.) — князь звенигородский и Галича-Костромского, сын Дмитрия Донского. С 1425 г. вступил в борьбу с Василием II Темным. В 1433—1434 гг. дважды захватывал великокняжеский стол.
Иван III (1440—1505 гг.) — сын Василия II, великий князь московский с 1462 г. Женат первым браком на княжне тверской Марии Борисовне, вторым — на Софье Палеолог. В правление Ивана III сложилось территориальное ядро единого Российского государства, началось складывание центрального государственного аппарата. Были присоединены Ярославль, Новгород, Тверь, Вятка, Пермь и др. При нем было свергнуто монголо-татарское иго (стояние на Угре в 1480 г.), составлен Судебник 1497 г., развернулось большое строительство в Москве, вырос международный авторитет Российского государства, произошло оформление титула — великий князь всея Руси.

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7

Хакон I Добрый

норв. Håkon Adalsteinsfostre


Хакон Добрый, картина Петера Николая Арбо

король Норвегии

934/935 — 961

Предшественник

Эйрик Кровавая Секира

Преемник

Харальд II Серая Шкура

Вероисповедание

скандинавское язычество

Рождение

920
Норвегия

Смерть

961
Норвегия

Место погребения

  • Seim, Hordaland

Род

Хорфагеры

Отец

Харальд I Прекрасноволосый

Мать

Тора Жердинка

Хакон I Добрый на Викискладе

Хакон I Добрый (норв. Håkon Adalsteinsfostre; 920—961) — король Норвегии с 934/935 года; младший сын Харальда I Прекрасноволосого, единокровный брат Эйрика Кровавая Секира.

Биография

Хакон вырос под покровительством английского короля Этельстана, что было частью мирного договора, заключённого его отцом. Английский король воспитал Хакона в христианском духе (скорее всего, отдал на обучение в аббатство Гластонбери в Уэссексе), крестил, а когда пришло известие о смерти его отца, снабдил его кораблями и воинами для похода против Эйрика Кровавой Секиры, провозгласившего себя королём. По прибытии в Норвегию Хакон заручился поддержкой многих знатных людей, пообещав упразднить налоги на унаследованную собственность, взимавшиеся его отцом.

Свергнутый Эйрик Кровавая Секира бежал из Норвегии на Британские острова, где и был убит. Его сыновья заключили с датчанами союз против Норвегии, но потерпели ряд поражений от Хакона, который был успешным полководцем. Хакону удалось перезаключить договоры с ярлами Хладира, Мёре, Румсдалира, по которым был признан конунгом. Около 950 учредил Гулатинг и Фростатинг (два из четырех главных тинга страны). Реформировал лейданг (систему военно-морского ополчения) в регулярный флот.

Неудачными стали попытки введения христианства. Строительство первых в Норвегии церквей вызвало сильное сопротивление у норвежской знати, которому Хакон не смог противостоять. В 961 году в битве у Фитьяра, в которой была добыта решающая победа над сыновьями Эйрика, Хакон был смертельно ранен. Его ближайшее окружение было настолько далеко от его христианской веры, что его придворный скальд Эйвиндр Скальдаспиллир сочинил стихотворение под названием Hákonarmál, в котором описал встречу и прощение Хакона богами его предков в Вальхалле.

Наследником престола после братоубийственной войны стал третий сын Эйрика Харальд II Серая Шкура. Однако норвежцы, ненавидевшие его после долгих лет кровопролитных усобиц, несколько лет спустя приветствовали высадившихся в Норвегии датчан под предводительством короля Харальда I Синезубого, под покровительством которого Норвегией стал управлять ярл Хакон II Могучий.

Литература

  • Агишев С. Ю. Теодорик Монах и его «История о древних норвежских королях». М., 2013. С. 456.
  • Снорри Стурлусон. Круг земной. М., 1980.

Тематические сайты

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

BIBSYS: 96011188 · VIAF: 69145970233232251796

Независимая Норвегия (872—1387)
Иностранные правители и правители
некоролевской крови выделены курсивом;
монархи, чьё правление является
спорным, даны в скобках.

Кальмарская уния (1387—1523)

  • Маргрете дш
  • Эрик III дш
  • Кристофер III дш
  • Карл I ш
  • Кристиан I дш
  • Иоганн дш
  • Кристиан II дш

Датско-норвежская уния (1524—1814)

Независимая Норвегия (1814)

Шведско-норвежская уния (1814—1905)

  • Карл XIII ш
  • Карл XIV ш
  • Оскар I ш
  • Карл XV ш
  • Оскар II ш

Независимая Норвегия (с 1905)

  • р регент
  • д также король Дании
  • а также король Англии
  • ш также король Швеции

Старшая ветвь Хорфагеров

  • Харальд I Прекрасноволосый (ок. 872—930)
  • Эйрик I Кровавая Секира (930—934/935)
  • Хакон I Добрый (935—961)
  • Харальд II Серая Шкура (961—970)

В 970—995, 1000—1015 и 1028—1035 годах Норвегией правили ярлы Ладе от имени датских королей

«Викенская ветвь» Хорфагеров
(дом Олава I и Олава II)

  • Олав I Трюггвасон (995—1000)
  • Олав II Святой (1015—1028)
  • Трюггви Претендент (претендент в 1033)
  • Магнус I Добрый (1035—1047)

«Дом» Харальда Сурового («Хардрады»)

  • Харальд III Суровый (1047—1066)
  • Магнус II Харальдссон (1066—1069)
  • Олав III Тихий (1066—1093)
  • Хакон Воспитанник Торира (1093—1094)
  • Магнус III Голоногий (1093—1103)
  • Олав Магнуссон (1103—1115)
  • Эйстейн I Магнуссон (1103—1123)
  • Сигурд I Крестоносец (1103—1130)

Гражданская война в Норвегии (1130—1217):
«Дом» Харальда Гилли

  • Харальд IV Гилли (1130—1136)
  • Сигурд II (1136—1155)
  • Инге I Горбун (1136—1161)
  • Эйстейн II Харальдссон (1142—1157)
  • Хакон II Широкоплечий (1157—1162)

Гражданская война в Норвегии (1130—1217):
«Дом» Харальда Сурового

  • Магнус IV Слепой (1130—1134)
  • Сигурд Слембе (претендент в 1135—1139)
  • Магнус Эрлингссон (1161—1184)
  • Йон Ингессон Кувлунг (1186—1188)

Гражданская война в Норвегии (1130—1217):
Короли от партии биркебейнеров

  • Эйстейн III Девчушка (1176—1177)
  • Сверрир Сигурдссон (1184—1202)
  • Хакон III (1202—1204)
  • Гутторм I Сигурдссон (1204)
  • Инге Бардссон (1204—1217)

Гражданская война в Норвегии (1130—1217):
Короли от партии баглеров

  • Сигурд Магнуссон (претендент в 1193—1194)
  • Инге Магнуссон (1196—1202)
  • Эрлинг Стейнвегг (1202—1207)
  • Филипп Симонссон (1207—1217)

После Гражданской войны:
«Дом» Сверрира (потомки Хакона III Сверрессона)

  • Хакон IV Старый (1217—1263)
  • Магнус VI Лагабете (1263—1280)
  • Эйрик II Магнуссон (1280—1299)
  • Хакон V Святой (1299—1319)

курсивом выделены претенденты на престол

Информация о дополнении

Total War™: ATTILA — дополнение «Культура кельтов»
О дополнении:
Дополнение «Культура кельтов» добавляет в Total War™: ATTILA три новые фракции для игры. Пиктов, каледонцев и эбданов можно использовать в одиночных и сетевых кампаниях, а также в настраиваемых битвах и сражениях по сети.
По мере того как влияние Западного Рима на Британских островах ослабевает, эти яростные племена готовы провозгласить независимость и вернуть земли своих предков. Но в то время, как империя отступает, другие начинают заглядываться на Касситериды (Оловянные острова). Военачальники Германии и северных регионов посматривают на северо-запад и видят трофей, за который стоит сразиться…

• Кельтские войска особенно хороши в нападении из засады и обладают «Автономностью».
• Новый набор войск кельтов с уникальными видами войск для каждой фракции.
• Новые престижные здания, для открытия которых потребуется совершить великие деяния.
• Новая уникальная цепочка зданий для налетов и кельтские технологии.
• Обещанные деревья умений полководцев.
• Уникальная кампания с единым сюжетом «Сага о короле-олламе» и новые кельтские миссии для каждой фракции.
Культурные особенности (кельты)
Войска кельтов специализируются в нападении на врагов из засады и обладают особенностью «Автономность». Она позволяет кельтам размещать любые свои войска почти где угодно на поле боя – даже в тылу врага. Кельтские воины — узкие специалисты, так что не ждите, что они справятся в любой ситуации. Но опытный полководец даст им проявить свои сильные стороны и нанесет смертельный удар.
Где лучше всего применить эти особенности, как не в разбоях, грабежах и налетах? Для кельтов это основные источники дохода, что находит отражение во многих аспектах стиля игры за них и в получаемых бонусах.
Эбданы
Помимо общих для кельтов особенностей, связанных с налетами, эбданы наделены талантом к грабежам и разбоям. Такое сочетание обеспечивает уникальный стиль игры и непревзойденную возможность наживаться на врагах.
Пикты
Именуемые «Сыновьями Ночи», пикты по праву завоевали репутацию опытных ночных бойцов на земле и на море и всегда могут нападать ночью. Пикты получают бонусы к боевому духу в темноте и полагаются на тяжелых воинов нападения и берсерков. Нападая из засады, они становятся для противника настоящим кошмаром.
Каледонцы
Красноречивые, коварные и искушенные в деле диверсий и устранения лидеров, каледонцы воспитывают воинов, обладающих невероятной харизмой и грозными, смертоносными навыками. Все агенты этой фракции горят желанием выполнить свой долг, более эффективно выполняют возложенные на них обязанности и обладают намного большими шансами на успех.
Уникальная кампания с единым сюжетом: Сага о короле-олламе
При игре за эти фракции игрок получает доступ к новой серии событий с единым сюжетом. «Сага о короле-олламе» во многом основывается на кельтской мифологии, и в ней вы управляете действиями прославленного героя, периодически делая выбор по ходу повествования. Ближе к финалу истории король-оллам становится доступен вам как полководец вашей армии, причем принятые ранее решения определяют особенности, которые он получает.
Кельтские войска
Все три фракции обладают единым для кельтов списком войск, состоящим из различных типов войск трех рангов. Это, к примеру, копейщики с гончими (грозными военными псами), тяжелая конница мормэров и служительницы Скатах — элитная легкая пехота.
В дополнению к общему списку, у каждой фракции есть свои войска:
Эбданы
• Галлогласы: сверхтяжелая пехота ранга 2, вооруженная мечами
• Королевский отряд: сверхтяжелая пехота ранга 3, вооруженная мечами
• Эбданские налетчики: легкие застрельщики ранга 2, вооруженные дротиками
• Керны: легкие застрельщики ранга 2, вооруженные дротиками
• Ригдамна: легкие застрельщики ранга 2, вооруженные дротиками
• Эбданские конные налетчики: легкие конные застрельщики ранга 2
• Отборные налетчики: легкие конные застрельщики ранга 3
• Королевская фиана (полководец): сверхтяжелая конница ближнего боя ранга 3
Каледонцы
• Катеран: сверхтяжелая пехота ранга 2, вооруженная копьями
• Заклинатели коней: сверхтяжелая пехота ранга 3, вооруженная копьями
• Каледонские топорники: сверхтяжелая пехота ранга 2, вооруженная топорами
• Горцы-лучники: легкая пехота ранга 1, вооруженная луками
• Отборные лучники-горцы: легкая пехота ранга 1, вооруженная луками
• Знатные лучники (полководец): средняя пехота ранга 2, вооруженная луками
• Царские лучники (полководец): средняя пехота ранга 3, вооруженная луками
Пикты
• Пиктские топорники: легкая пехота ранга 2, вооруженная топорами
• Пиктские мечники: средняя пехота ранга 2, вооруженная мечами
• Черные клинки: легкая пехота ранга 3, вооруженная мечами
• Пиктские берсерки: легкие пешие берсерки ранга 2, вооруженные топорами
• Служители Морриган (полководец): сверхтяжелая пехота ранга 3, вооруженная топорами
Уникальные здания
Находчивые кельты извлекают выгоду из уникальной сельскохозяйственной цепочки, которая не зависит от плодородия. Загоны можно улучшить до Скотных дворов, а затем и до Летнего пастбища, получая самодостаточные стада скота.
Еще одна особенность кельтских фракций проявляется в новой цепочке для налетов, которая обеспечивает неповторимый стиль игры. Место сбора налетчиков улучшается до Собрания налетчиков, Лагеря налетчиков и наконец Чертогов налетчиков. Эта быстрая цепочка (1 ход на ранг) дает значительные бонусы для налетов на соседние регионы и обеспечивает бонусы, связанные с общественным порядком и гарнизонами, что как нельзя лучше подходит для недавно завоеванных регионов.
Новая механика: престижные здания
Дополнение «Культура кельтов» добавляет три новых здания ранга 5, которые открываются посредством новой игровой механики. Чертог бардов, Храм Белена и Центральный рынок дают значительные бонусы, и поэтому для их открытия, наряду с технологическими требованиями, игрок должен выполнить определенные требования игрового процесса, совершив великие деяния в области религии, торговли и военного дела.
История фракций
Эбданы
Эбданы приходят к власти в смутные времена, когда наступает подходящий момент. Первые упоминания об этих обитателях острова, который греки и римляне называли «Гибернией», можно найти у греческого писателя Птолемея, жившего в Египте во II веке до н. э., в его трактате «Руководство по географии». Выбрав в качество дома восточное побережье, это племя обосновалось в устье двух рек: Бувинды и Обоки — приблизительно в том месте, где теперь располагается город Дублин.
Именно взаимоотношения между кланами оказали влияние на культуру и общество варварских племен, так как между ними постоянно имели место браки, торговые сделки и войны. Основой жизни племен гэльской Ирландии был клан: большая семья, построенная на принципах родства, верности и, в основном, происхождения от общих предков. Считалось, что гибернийские кланы произошли от одного предка, а право правления в них переходило по мужской линии. Это означает, что большинство представителей клана были одной крови, хотя усыновление и воспитание чужих детей было так же широко распространено, как и в других частях света. Кланами руководили вожди, бывшие верхушкой четкой иерархической социальной структуры.

Подобно пиктам в Каледонии, гибернийские племена никогда не подвергались завоеваниям Римской империи, хотя вели с ней торговлю, о чем свидетельствуют римские монеты, найденные на острове. Из своей столицы, расположенной в выгодном и легкообороняемом месте, эбданы сами строят свою судьбу. У них есть шанс стать правителями всего кельтского мира, и никто из обитателей этих славных островов — и не только — не сможет им помешать!
Каледонцы
Каледонцы стали первой линией обороны северной Британии от Римской империи и преградой проникновению на север для любых возможных завоевателей. Хотя об их истинном происхождении ведутся жаркие споры, считается, что каледонцы возникли из объединения пиктских племен и спасшихся бегством воинов римского авангарда, прибывшего в Британию. Жили они в основном в многочисленных городищах и на фермах, раскинувшихся в горной Шотландии.
К сожалению, большинство исторических источников, повествующих о каледонцах, имеют римское происхождение, и им присуща обычная римская предвзятость описаний; например, Тацит отказывается использовать термин «король» в описании предводителя каледонцев Калгака, хотя причиной этого может быть его неточная осведомленность об их внутренней иерархии. Тацит впервые упоминает об этом племени в рассказе о битве у Граупийских гор, которую каледонцы проиграли. Легионы заставили их спуститься с холмов и принять бой в открытом поле, что было непривычно для жителей скалистой местности, всегда применявших тактику партизанских войн. Упоминая каледонцев, Тацит также не отходит от стереотипного описания их как рыжих, длинноногих «северян» — неистовых и диких.
В столетия, последовавшие за битвой у Граупийских гор, каледонцы оставались источником раздражения для империи, поскольку они постоянно наведывались в Британию с набегами, причем зачастую успешными. Несмотря на настойчивые попытки империи, этих варваров никак не удается запугать и они противостоят темному миру, вознамерившись забрать то, что принадлежит им по праву.
Пикты
Пикты — решительные защитники своей родины, расположенной далеко на севере Британских островов. Многие годы римляне пытались установить над ними власть, а императоры Адриан и Антоний даже решились построить стены через всю страну, чтобы контролировать проход и торговлю между подданными империи и дикими, упрямыми «северянами». Усиленное внимание к обороне во времена правления Адриана привело некоторых историков к мнению, что его стена была чем-то большим, чем простые торговые ворота, — она предназначалась для сдерживания пиктов и прочих народов Каледонии.
Если не вдаваться в детали, то пикты остаются загадочным народом, не оставившим письменных свидетельств. Однако мы знаем, что они ожесточенно сражались с завоевателями, поскольку римский историк Тацит оставил особые упоминания касательно их неповиновения в своих «Историях». Также вполне вероятно, что латинское название Picti было просто общим термином, используемым римлянами по отношению к многочисленным северным племенам, которых они считали «разрисованными», исходя из общего для кельтских племен обычая наносить татуировки и раскрашивать тело перед битвой.
Пикты были частью печально известного Великого заговора 367-368 гг. до н. э., когда налеты варваров были согласованы с дезертирством римского гарнизона вдоль вала Адриана и им почти удалось вырвать власть у империи в Британии и северной Галлии. Теперь, на рубеже V века до н. э., пиктам необходимо возобновить старые союзы, если они хотят отвоевать свою страну. Британия, как и большая часть самой империи, ожидает, чем все закончится. Возможно, это начало новой кельтской империи на севере, которая сбросит римское иго раз и навсегда?

В одной из самых интересных своих статей Арон Гуревич убедительно доказывал, что «Сага о Сверрире» принадлежит к числу документов, которые способны дать нам ценную информацию о средневековой личности и возможностях ее развития1. Я в данном случае попытаюсь пойти немного дальше, предположив, что начальную часть «Саги о Сверрире» можно рассматривать как первую автобиографию в древнескандинавской литературе.

Такое утверждение может показаться абсурдным в свете того факта, что жанр автобиографии открыто не культивировался ни в одной из скандинавских стран до окончания Средневековья, да и тогда главным образом в форме религиозной, полной самоупреков и в высшей степени эмоциональной исповеди от первого лица, в соответствии с традицией «Исповеди» св. Августина. По сравнению с благочестивыми сочинениями подобного рода «Сага о Сверрире» определенно представляет собой явление совершенно иного порядка. Внешне это в основной своей части «объективная» биография в типичном для саги стиле, рассказ от третьего лица о выскочке с крутым нравом и сомнительной репутацией, главаре шайки, сумевшем завоевать норвежский трон и сохранить власть над страной, несмотря на ожесточенное сопротивление церкви, в течение многих лет – до своей смерти в 1202 г.2 И все же кажется очевидным, что конунг Сверрир сам был инициатором создания саги о себе – по меньшей мере, ее первой части. И несмотря на очевидную «объективность» повествования, его главная цель явно заключалась в том, чтобы представить собственный взгляд Сверрира на поразительную историю его жизни – историю восхождения незнатного уроженца Фарерских островов на королевский трон Норвегии. Таким образом, автор саги последовательно стремится показать, что Сверрир был не безжалостным выскочкой и узурпатором, как утверждали его враги, но законным норвежским королем, rex iustus, избранным Богом. В прологе саги об истории ее создания говорится следующее:

Обычно это переводят так:

«Здесь начинается повесть о тех событиях, которые недавно произошли и еще не изгладились из памяти людей, рассказывавших о них, – повесть о Сверрире конунге, сыне Сигурда конунга сына Харальда. Начало повести списано с той книги, которую писал аббат Карл, сын Иона, а сам Сверрир конунг сидел рядом и говорил, что писать. Но этот рассказ доведён не далеко. В нем говорится о некоторых его битвах. Дальше в книге рассказывается о том, как росла его мощь, и эта мощь предвещает великие события. Поэтому эту часть книги назвали Страшилищем. Остальная часть книга написана со слов людей, которые помнят события потому, что были их очевидцами или слышали о них, или даже участвовали в битвах вместе со Сверриром»3. (Сага о Сверрире / Изд. подг. М. И. Стеблин-Каменский, А. Я. Гуревич, Е. А. Гуревич, О. А. Смирницкая. М., 1988. С. 74.)

В настоящей статье я попытаюсь – в порядке эксперимента – предложить альтернативный и, по моему мнению, более естественный перевод предложения, начинающегося со слов «Ok svá sem á líðr bókina…», так, что оно будет читаться следующим образом: «Дальше в книге рассказывается о том, как росла его мощь, и именно эта мощь диктует (segir fyrir) ее бóльшую часть (ina meiri hluti)». В таком случае смысл предложения заключается в том, что конунг Сверрир не только определил, что следует писать Карлу Йонссону, но и фактически продиктовал большую часть текста (хотя, возможно, не весь текст) под названием «Grýla», «Страшилище». Загадочное имя Grýla тогда может быть объяснено как шутливый намек на волевую и до некоторой степени устрашающую личность конунга, чья точка зрения доминирует в первой части саги. Все же я не стану настаивать на своем альтернативном переводе, допуская, что более привычный вариант является правильным.

Так или иначе, по мнению большинства исследователей, автор пролога хочет сказать, что сага состоит из двух частей; первая из них, короткая, названная (по какой бы то ни было причине) «Grýla», были продиктована исландскому аббату Карлу Йонссону лично конунгом Сверриром, тогда как вторая, более обширная часть основана на свидетельствах (других) людей, видевших описанные события своими глазами и в некоторых случаях участвовавших в битвах вместе с конунгом. При этом не говорится, что вторая часть была написана не Карлом Йонссоном, а кем-то еще, или что конунг Сверрир не влиял на ее содержание, но тем не менее именно таково мнение многих исследователей, поскольку, согласно источникам, исландский аббат посетил Норвегию между 1185 и 1188 гг., а затем вернулся в свой монастырь Тингейрар, в то время как конунг Сверрир продолжал править страной до самой смерти в 1202 г.4

Таким образом, считается, что «Сага о Сверрире» объединяет по сути два разных сочинения. Первое из них, «Grýla», было написано, как полагают, Карлом Йонссоном при непосредственном участии самого Сверрира и повествует о детстве и ранней юности конунга – до того как он приобрел широкую известность. Второе сочинение, рассказывающее о битвах, в которых принимал участие конунг, и о том, как он правил Норвегией, предположительно было написано значительно позднее – вероятно, намного позже смерти Сверрира – и вряд ли было задумано как способ представить его точку зрения, поскольку автор саги, кажется, использовал свидетельства не только конунга и его последователей, но и его оппонентов и врагов.

Однако исследователи не смогли прийти к единому мнению по вопросу о том, где именно заканчивается «Grýla» и начинается вторая часть саги. Это обстоятельство само по себе указывает нам, что, возможно, следует попытаться прочитать «Сагу о Сверрире» как одно сочинение, а не два. Кроме того, исландский филолог Торлейвур Хаукссон, в течение долгого времени работающий над новым научным изданием текста для серии «Íslenzk fornrit», недавно убедительно показал, что «филологические доказательства независимого существования «Grýla» отсутствуют» и что в целом стиль и композиция саги позволяют считать ее цельным произведением, вероятно, написанным всего одним человеком5.

Я нахожу доводы Торлейвура Хаукссона убедительными; таким образом, кажется правдоподобным, что Карл Йонссон в действительности написал всю сагу от начала до конца и завершил ее задолго до своей смерти в 1213 г. Также представляется наиболее вероятным, что конунг Сверрир был его основным источником при работе над первой частью саги, в которой речь идет о детстве и ранней юности правителя – до того как он приобрел широкую известность. Эта часть, «Grýla», была по-видимому, закончена задолго до 1188 г. Работая над второй частью, продолжающей повествование до 1202 г., Карл Йонссон, должно быть, имел возможность пользоваться другими источниками – в том числе свидетельствами норвежцев, входивших в близкое окружение конунга Сверрира в позднейший период его правления.

В таком случае, в какой степени возможно расслышать собственный голос конунга Сверрира в тексте (первой части) саги? Ответ на этот вопрос зависит от того, что имеется в виду под «голосом конунга». Существует по меньшей мере четыре различных типа фрагментов, о которых можно сказать, что они отражают реальную речь конунга:

1. Публичные выступления и официальные заявления Сверрира. Есть много таких примеров, не только в первых главах, но и по всему тексту саги. Сверрир, очевидно, был искусным оратором, который любил произносить запоминающиеся речи, и автор саги – так же, как и Снорри Стурлусон – любил их записывать. Однако сага в то же время содержит речи, которые вложены в уста врагов Сверрира, поэтому само по себе включение в текст выступлений конунга не является доказательством того, что он лично продиктовал их Карлу Йонссону и что аббат не мог познакомиться с их содержанием из какого-нибудь другого источника. На самом деле, кажется вполне вероятным, что некоторые из речей Сверрира были записаны достаточно рано и стали доступны автору саги только в письменном виде.

2. Прямые цитаты или косвенные указания на слова Сверрира, якобы оказанные им разным людям в тех или иных обстоятельствах. Многочисленные примеры подобного рода разбросаны по всему тексту, но, хотя они вполне могут быть аутентичными, автор саги также мог узнать о них не от конунга, а из другого источника.

3. Фрагменты, содержащие явные ссылки на высказывания самого Сверрира о своей жизни, своем детстве, своих снах и т. д. Такие ссылки особенно часто встречаются в первых главах саги и в действительности свидетельствуют о его влиянии на текст. В качестве примера мы можем взять главу пятую, рассказывающую читателю о сне, который конунг видел в юности и в котором к нему явился Олав Святой. Глава начинается так:

«Сверрир так рассказал о сне, который ему однажды приснился. Ему привиделось, что он приехал в Норвегию с запада из-за моря, чтобы получить какой-то сан, и он думал, что избран епископом. Но в стране, как ему виделось, было большое немирье из-за распри между конунгами, конунг Олав Святой боролся против Магнуса конунга и Эрлинга ярла, и Сверрир колебался, к кому из них примкнуть». (Там же. С. 9).

Хотя рассказ об этом сне ведется от третьего лица, он недвусмысленно приписывается Сверриру и, по очевидным причинам, не может восходить ни к кому иному. Теоретически, кто-то еще, помимо конунга, мог пересказать содержание сна автору саги, но поскольку не дастся ссылки на какой-либо другой источник, кажется более вероятным, что текст отражает слова, действительно сказанные конунгом Карлу Йонссону, когда он, «сидел рядом и говорил, что писать».

4. Утверждения по поводу чувств или невысказанных мыслей Сверрира в тот или иной момент его жизни. Подобные утверждения тоже встречаются довольно часто, но почти исключительно – в первых главах саги; они представляют особый интерес ввиду того, что считаются нетипичными для стиля исландских саг. Как хорошо известно, для саг характерен строгий «бихевиоризм», т. е. они сообщают лишь о тех поступках, которые могли видеть или о которых могли слышать свидетели, а не о том, что якобы происходило у кого-то в уме или на сердце. Однако в «Саге о Сверрире» есть несколько примеров вроде нижеследующего, из главы четвертой, где мать рассказывает Сверриру, что его настоящим отцом был конунг Сигурд:

«Это известие заставило Сверрира сильно задуматься, и он очень колебался, он понимал, как трудно бороться за власть против Магнуса конунга и Эрлинга ярла, но ему казалось недостойным ничего не предпринять, как будто он был сыном простого бонда, а не конунга. И он вспоминал, как мудрые люди толковали ему его сны. Эти сны воодушевили его к мести за родичей». (Там же).

Хотя о мыслях и чувствах юного Сверрира здесь, как и всегда, сообщается от третьего лица, все, безусловно, выгладит так, как будто первоначально о них было рассказано от первого лица: «Это известие заставило меня сильно задуматься, и я очень колебался…» и т. д. Такие фрагменты, на мой взгляд, являются особенно весомым доказательством того, что конунг в данном случае говорит автору текста, что писать, и тем самым делает различимым свой собственный голос в саге.

Другой пример – менее очевидный, но по-своему даже более показательный – нижеследующий фрагмент из главы двенадцатой, повествующей о походе Сверрира в Ярнбераланд в Швеции и о его встрече с отсталыми жителями этой области, которые все еще оставались язычниками:

«Можно сказать, что там нельзя было найти человека, который понимал бы, что такое конунговы люди, или знал бы, люди они или звери. Идти походом среди такого глупого народа было большим испытанием». (Там же. С. 16).

Здесь почти слышен презрительный вздох конунга Сверрира, вспоминающего свои трудности в общении со шведами, которые оказашлись настолько глупы, что даже не знали, как вести себя с таким великим человеком, как он. Надменный и саркастический тон этих двух предложений весьма далек от обычного для саги повествовательного стиля, но, вероятно, типичен для конунга Сверрира, который выражается подобным образом в нескольких из своих речей, особенно когда говорит о своих противниках.

Как показал Людвиг Хольм-Ульсен, пассажи, которые могут быть отнесены к категориям три и четыре, встречаются преимущественно в первых тридцати главах саги, описывающих ранний этап жизненного пути Сверрира, до его главных побед в сражениях с врагами. В последующих главах, или по крайней мере начиная с главы тридцать третьей, повествование становится более объективным в том смысле, что оно отражает точку зрения не только Сверрира, но и конунга Магнуса, ярла Эрлинга и прочих его противников. Так, при описании битв с этого момента часто чередуются эпизоды, действие которых происходит в лагерях обеих противоборствующих сторон, появляются признаки использования автором саги свидетельств других людей помимо Сверрира – не обязательно испытывавших к Сверриру симпатию. Стиль тоже становится менее эмоциональным и более «саговым», реже упоминаются вещие сны, чудеса и прочие сверхъестественные элементы, доказывающие, что Бог – всегда на стороне Сверрира. На основании всех этих фактов Хольм-Ульсен и большинство исследователей вслед за ним пришли к выводу, что «Grýla» заканчивается где-то в районе тридцатой главы, после которой конунг больше не диктовал Карлу Йонссону, что тот должен писать6.

Однако несколько интересных примеров, относящихся к третьей и четвертой категориям, есть и в последующих, более «объективных» главах саги. В главе тридцать третьей, например, прямо посреди описания битвы, выполненного отчасти с точки зрения врагов Сверрира, мы – после того как узнаем об отданном Сверриром своим людям приказе быстро покинуть корабли, оставив все, кроме оружия и того, что на них надето, – обнаруживаем такой комментарий:

«Сверрир конунг с гордостью сказал, что мало кто, уходя от неприятеля, так расставался со своим добром и своими кораблями, как они это сделали, но, добавил он, еще неизвестно, кто чьим добром и одеждой овладеет» (Там же. С. 37).

Это несомненно похоже на победное замечание, которое вполне мог сделать конунг, рассказывая о битве автору саги. Еще более показателен рассказ о вещем сне Сверрира в главе 42, когда некий божественный посланник попросил его отведать мяса человека, поджаренного на костре. Этот сон, как сказано, предвещал смерть ярла Эрлинга и побудил Сверрира решительно атаковать ярла в битве при Нидаросе в 1179 г.:

«Сверрир конунг потому побуждал свое войско войти в город, что толковал свой сон так: человек, который жарился на огне, – это Эрлинг ярл, он очень состарился, а Магнус конунг и его люди выдыхаются и на краю гибели. Поэтому Сверрир конунг со своим войском уничтожит большую часть его лендрманнов и дружинников, а Магнус конунг спасется, поскольку голова осталась недоеденной» (Там же. С. 45-46).

Автор саги здесь явно основывает свое повествование на том, что, рассказал ему о своем сне конунг Сверрир, на его интерпретации событий и на сообщенных им мотивах собственного поведения перед сражением. Однако в целом у рассказа о битве должны были быть и другие источники. Вывод, который я делаю из этого, состоит в том, что автор, Карл Йонссон, в данном случае все еще использует автобиографические свидетельства конунга, но дополняет их сведениями, полученными от других людей, пытаясь тем самым придать «Саге о Сверрире» более объективный и «саговый» характер.

Нет сомнений, однако, что вся сага в целом, а не только первая ее часть, представляет жизнь Сверирра такой, какой ее хотел бы сохранить в памяти потомков сам конунг. Даже в заключительных главах саги нам дают понять, что Сверрир был rex iustus, которого поддерживал Бог. В главе 180 мы читаем, что конунг видел последний вещий сон незадолго до своей смерти в 1202 г. В этом сне, который он, как сообщается, рассказал некоему Пэтру Чёрному, к конунгу приходит человек и говорит: «Готовься к воскресению, Сверрир» (Búsk þú við upprisunni einni, Sverrir). Эти слова истолковываются как обещание воскресения, и после смерти конунга его тело прекрасно выглядит, как у истинного святого, подтверждая тем самым, что он действительно был правителем, которого избрал Бог, а не злым узурпатором, как утверждали его враги.

Когда Карл Йонссон описывал смерть конунга, он, вероятно, снова находился в Исландии и к тому моменту не видел Сверрира в течение многих лет. Должно быть, работая над последними главами, он основывался на рассказах свидетелей вроде Пэтра Чёрного. Однако аббат, похоже, продолжал верно исполнять поручение, данное ему конунгом более двадцати лет назад. Мы можем задаться вопросом о том, как он сумел собрать все необходимые сведения для написания заключительных глав саги. Нет свидетельств, что он вторично посещал Норвегию, поэтому приходится допустить, что нужные ему материалы – возможно, в письменном виде – каким-то образом доставлялись к нему в монастырь особыми посыльными. Наиболее логичное объяснение состоит в том, что либо сам конунг, либо его наследники организовали такую доставку необходимых материалов, чтобы «Сага о Сверрире» могла быть завершена после его смерти.

Если это действительно так, то Сверрир сохранял по крайней мере частичный контроль над текстом саги о себе до самого конца работы над ней. Возможно, Карл Йонссон, стремясь сделать повествование менее тенденциозным, дополнял его какими-то сведениями, полученными им благодаря поездкам исландцев в Норвегию от независимых источников при норвежском королевском дворе, но он, вероятно, не мог слишком сильно уклоняться от предварительного плана, который был намечен конунгом или двором. И, очевидно, именно автобиографический рассказ самого Сверрира, полный странных снов, политической пропаганды и эгоцентрических откровений, стал вдохновляющим и определяющим фактором для всего текста от начала и до конца.

Изначальные границы и структуру текста, названного некогда «Grýla», определить теперь нельзя, потому что Карл Йонссон после возвращения в Тингейрар, по-видимому, переработал и значительно дополнил первый вариант, чтобы создать полную, добротную биографию в стиле настоящей саги, основанную на множестве различных источников. Тем не менее, если мы внимательно прислушаемся к тому, о чем говорится в первых главах, мы все же сможем услышать, надменный голос конунга Сверрира, этого выдающегося эгоцентрика, ощутить его авторское присутствие за «объективным» повествованием непосредственного автора саги.

ПРИМЕЧАНИЯ

2. Ср.: Bagge S. From Gang Leader to the Lord’s Anointed: Kingship in Sverris saga and Hákonar saga Hákonarsonar. Odense, 1995.

3. Sverris saga. Prologus. Я использую пока не опубликованную редакцию оригинальною текста с нормализованной орфографией, подготовленную Торлейвуром Хаукссоиом для «Íslenzk fornrit», английский текст – это (с некоторыми незначительными исправлениями и изменениями) перевод Дж. Сефтона (L., 1899).

4. Перевод немного изменен – добавлены слова «сидел рядом» (yfir sat), которые есть в приведённом исландском тексте, но опущены в процитированном русском издании. (Примеч. пер.)

5. К наиболее важным работам, в которых рассматриваются эти проблемы, относятся: Holm-Olsen L. Studier i Sverres saga. Oslo, 1953; Nygaard Brekke E. Sverre-sagaens opphav. Oslo, 1958; Blöndal L. Um uppruna Sverrissögu. Reykjavík, 1982. См. также мою статью и статью Фредрика Карпентьера Юнгквиста в очередном выпуске «Scripta Islandica» (Uppsala, 2007).

Эйрик был сыном конунга Норвегии Харальда Прекрасноволосого.

Из всех своих сыновей Харальд любил больше всего Эйрика. Когда любимому сыну едва исполнилось 12 лет Харальд дал ему 5 боевых кораблей и он отплыл поход на целых 4 года. Он отправлялся и в Восточные страны и в Данию, в Страну Фризов, в Страну Саксов.

Потом, еще совсем юный Эйрик воевал в Шотландии и Бретланде (Бретань), Ирландии и Валланде и тоже 4 года. После того он отправился в Финнмёрк (Финляндию) и дальше в страну Бьярмов (а это уже на территории Киевской Руси, там, где нынешняя Пермь), где произошла кровопролитная битва в которой он одержал победу. Когда Эйрик опять вернулся в Финнмёрк, его люди в одной хижине нашли женщину, которая была невероятно красива.

Звали красавицу Гуннхильд.

— Я живу здесь для того, чтобы учиться ведовству у двух финнов, которые здесь в лесу самые мудрые — сказала Гуннхильд, — они сейчас ушли на охоту, они оба хотят меня в жены. Оба они такие хитрые, что находят след, как собаки, и по талому, и по смерзшемуся снегу, они так хорошо ходят на лыжах, что ни человеку, ни зверю не убежать от них, и они всегда бьют без промаха, во что бы не стреляли. А рассердятся они, то земля вертится под их взглядом и, если попадается им на глаза что живое, то сразу же падает замертво. Так что вам никак нельзя попадаться им навстречу. Но я вас спрячу здесь в хижине. Попробуем, не удастся ли нам убить их.

Эйрик и его викинги с благодарностью согласились на ее предложение, и Гуннхильд их спрятала. Вскоре вернулись финны и спросили, кто приходил. Она ответила, что никто не приходил. Затем они развели огонь, приготовили еду, поели и Гуннхильд принялась стелить себе постель. Когда финны крепко уснули, Гуннхильд взяла два больших тюленьих меха, надела им на головы, крепко завязала и дала знак людям конунга.

Немедленно они схватили оружие и убили спящих. Лишь под утро смогли воины добраться до корабля, прихватив с собой Гуннхильд. Они отправились Халоголанд. Там, у отца Гуннхильд, Эйрик попросил согласие на свадьбу. Эцур — отец Гуннхильд дал согласие. Так Эйрик женился на Гуннхильд и они отправились вместе с ней на юг.

Харальд конунг сделал Эйрика единовластным правителем страны. У Эйрика и Гуннхильд родился сын. Харальд конунг окропил его водой, дал ему имя и сказал, что тот будет правителем после своего отца Эйрика.

Эйрик был человек статный и красивый, могучий, очень отважный, воинственный, привыкший одерживать победу во всем. Но при этом он был необузданный, жестокий, неприветливый и неразговорчивый.

Гуннхильд, жена его, была женщина красивейшая, умная и, к тому же, сведущая в колдовстве. Но она была жестока, коварна и сладкоречива. Все дети Эйрика были невероятно красивыми и многообещающими.

Гуннхильд была жестока в отношениях с людьми.

Самая знаменитая история о жестокости Гуннхиль связана с именем Скальда Эгиля Скаллагримсона.

Когда Гуннхильд со своим мужем прибыли на пир на остров Атлей, сын Скаллагрима Эгиль случайно забрел на этот остров.

После долгого путешествия людей Эгиля и его самого очень мучила жажда. Во время пира он очень много пил и никак не мог напиться, тогда слуга по имени Бард, который прислуживал им, сказал Гуннхильд о том, что Эгиль их не уважает — очень много пьет и говорит, что никак не может напиться.

Гуннхильд велела влить в рог яда и напоить этим Эгиля, но тот разгадал обман и убил Барда.

После того убийства Эйрик распорядился, чтобы Эгиля больше не принимали в его владениях, а когда Эгиль все-таки прибыл во владения Эйрика в гости к своему другу Ториру, который являлся хорошим товарищем конунга, тот принялся упрашивать его разрешить принять Эгиля как гостя.

Эйрик дал свое согласие, но коварная жена Гуннхильд начала подговаривать мужа:

-Я думаю, Эйрик, что ты слишком легко поддался уговорам, как это с тобой не раз бывало и раньше. Ты уже не помнишь зла, которое тебе причинили. Ты до тех пор будешь щадить сыновей Скаллагрима, пока они не убьют еще каких-нибудь твоих близких родичей. Но хоть ты и считаешь, что убийство Барда — это пустяки, я на это смотрю иначе.

На что мудрый Эйрик ответил:

— Ты, Гуннхильд, больше всех подбиваешь меня быть жестоким. Но я не возьму обратно своего слова, которое я дал Ториру.

Так и остался Эгиль в гостях на владениях Эйрика.

Но позже, в Англии, Эгиль попался в руки Эйрика и Гуннхильд и был приговорен к смерти. За ночь он написал хвалебную песнь в честь Эйрика.

Конунг за эту песнь даровал ему жизнь, а произвеледие Эгиля так и дошло до нас под названием ‘Выкуп головы’.

Образ жены Эйрика Гуннхильд в истории различен. Она слишком часто предстает перед нами как расчетливая, жестокая и упорная в своей любви и ненависти женщина — разрушительница, чьи сыновья были буйны, самовольны, вероломны и храбры. ЕЕ прозвали Мать Конунгов, потому что все ее сыновья стали правителями.

Но, из-за своих постоянных амбиций, она стала проклятием для мужа, сыновей и для всей Норвегии.

Как и любая красавица-колдунья, Гуннхильд очень часто влюблялась и влюбляла в себя прекрасных молодых юношей-исландцев, многие из них платили за эту любовь своим благополучием, надеждами и иногда и головами.

Гуннхильд — зловещая фигура, но, однако, она воистину дама королевского достоинства.

Конунг Эйрик Кровавая Секира на какое-то время стал королем в Йорке.

В 948 году подданные изгнали его, признав власть англосаксонского короля Эадреда. В 952 году Эйрик вернулся, но в 954-м вновь отправился в изгнание и вскоре погиб вместе с пятью другими норвежскими конунгами в битве у Стейнмора в Нортумбрии.

Литература:

Снорри Стурлусон ‘Круг Земной’

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *