Рече безумен в сердцы своем: несть Бог. Растлеша и омерзишася в начинаниих: несть творяй благостыню
Когда оскорбляется господин, добрый раб, из чувства преданности ему, негодует. Точно также, когда отвергается Бог, пророк Божий вразумляет безумного, говоря то, что ты слышал: «Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога». Как раб, преданный господину, узнав, что сорабы его отвергают своего господина, по чувству преданности спешит уладить дело и собственными руками наказывает дерзкого, или бесславит его, делая для всех ненавистным, или для вразумления и устрашения других доносит господину и старается, чтобы он понес жесточайшее наказание, одним словом – вооружается против возмутителя, как против настоящего врага, так и пророк, узнав, что Создатель бесчестится тварью, что горшечник оскорбляется брением и Бог отвергается безбожным, и, будучи поражен в самое сердце, от нестерпимой боли восклицает, «Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога». Посмотри, какое строгое соответствие с предыдущим псалмом. После того как там с неудовольствием говорил (псалмопевец): «доколе, Господи, будешь забывать меня до конца?» (Пс.12:2), и не много спустя: «доколе будет возноситься надо мною враг… мой?» (Пс. 12:3), – враг, т.е. безумный, утверждающей, что нет Бога (потому что возносящийся пред Богом, тем более будет возноситься пред пророками Божиими, и гордящийся пред Господом будет гордиться и пред сорабами своими), – будучи спрошен: почему он терпит болезни в сердце своем днем и ночью? он отвечает следующими словами: почему я болею сердцем? потому, что «сказал безумный в сердце своем: «нет Бога».
Самое общение с безбожником я принимаю за отвращение от меня Бога. Мне приходится жить с безбожником, и я считаю это знаком того, что Бог забыл меня, – потому что нечестие безбожных есть огорчение и мучение для святого. Так и о Павле сказано: «В ожидании их в Афинах (Тимофея и спутников его) Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов» (Деян.17:16). «Почему беззаконные живут» (Иов.21:7)? Исторически же известно, что этот псалом произнесен Давидом о Сауле – по поводу его чревовещательства, равно как псалом пятьдесят второй – с тем же самым содержанием – относится к Доику. Сказал безумный Саул: «сыщите мне женщину волшебницу» (1Цар.28:7). Он делается вторым Адамом, обольщаем женщиной. И говорит ей: «поворожи мне» (1Цар.28:8); оставив пророчество, он низвергается к прорицанию. «Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога». Будем остерегаться, братие, чтобы нам не потерпеть крушения подобно безумному, исповедуя Бога на словах и отвергаясь Его делами: называя Его благим и милостивым, но, не оказывая милости ни больному, ни бедному, ни притесняемому. Что можно отрицать Бога не только словами, но и делами, и нося имя христианина, говорить точно так же, как и безумный: «нет Бога», об этом свидетельствует апостол, говоря: «они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются» (Тит.1:16). Насколько дела сильнее слов в отношении убедительности, настолько тяжелее – отвергаться Бога на деле, чем отрицать Его устами или в сердце. «Сказал безумный». А говорящий устами: возлюблю Тебя, Господи, и в сердце ненавидящий брата своего, как он любит Бога, оказываясь ослушником Его слов: «и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими, и люби ближнего твоего, как самого себя» (Второз.6:5; Лев.19:18)? Господь говорит: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» (Ин.14:23). Значит, кто не соблюдает, тот не любит. Устами называет Бога, а в сердце говорит: «нет Бога». Свидетель Господь, говорящий: «приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня» (Ис.29:13). «Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога». Что тот, кто ненавидит брата своего, и Бога ненавидит, хотя бы устами взывал и кричал, что любит Бога, об этом говорит евангелист Иоанн в послании: «кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1Ин.4:20)? Итак, когда такой человек признает Бога на словах, не отрекаясь явно, он кует нечестие в сердце. «Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога». Подтверждая эту мысль, пророк ниже говорит: «неужели не вразумятся все делающие беззаконие», исповедающие Бога на словах и отрицающие его делами своими, «поедающие народ Мой, как едят хлеб?… Господа они не призывали» (Пс. 13:4). Бога исповедают и признают, но так как делами отвергались Его, то, призывая, не призвали. Сам Господь сказал: что Меня зовете: «Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?» (Лк.6:46)? «Всякий согрешающий не видел Его» (1Ин.3:6), говорит Иоанн.
Когда добродетель изгоняется грехом, падает вместе с тем и благочестие, существование которого зависит от отсутствия греха.
Так поступали дети Илия, сыны погибели, не знавшие Господа – не в том смысле, чтобы отрицали Его устами, но в том, что свои постыдные дела совершали в Скинии. Так и ростовщики не знают Бога. Он говорит: «по коварству они отрекаются знать Меня» (Иер.9:6), – Меня, сказавшего: «Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста» (Исх.22:25), – «нет Бога». Как же то, что после Бога? нет «Бога». Как же то, что от Бога? «нет Бога». Как же всякий человеческий язык называет Бога? Неужели же все мириады людей ошибаются, утверждая бытие Божие, а безумный один только считает себя правым, оставаясь одиноким в своей лжи? И пять или семь свидетельств желающий оспаривать в завещаниях, как только дело предстанет на суд истины, изобличается сопоставлением: как же вселенную, язык всех народов мира, желает опровергать один безумец? Не жалок ли, в самом деле, он и не бессмысленнее ли он самого себя? Безумен он уже потому, что отвергает Бога, и еще более безумен потому, что бесстыден. Ведь хотя у различных народов вселенной образовались различные понятия о Боге, однако самого основания имени никто не колебал.
«Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога». Нет основания, а как стоит здание? Нет дна, на чем держится судно? Нет кораблестроителя, а как строится корабль? Нет строителя, а как же дом? Нет зодчего, а кто устроил город? Нет земледельца, а как поля приносят жатву? Нет музыканта, а откуда является гармония на лире мира? Нет промыслителя, а как все подчиняется промыслу? Нет возницы, а как движутся колесницы четырех стихий? Нет ваятеля, а как люди как живые изваяния наполняют мир? Нет делателя сводов, а кто раскинул над тобой свод небес? Нет золотых дел мастера, а кто положил пред тобою на небе солнце, как будто блюдо чистого золота на столе? Нет устроителя светильников, а кто как серебряную лампаду дал тебе луну ночью? Нет светодавца, а кто дал тебе светила, служащие источником света и сияния? Нет единого, творящего светила великие, а кто дал тебе блеск звезд в высоте, как говорит пророк: «Он Един сотворил великие светила,… солнце – для управления днем и луну и звезды… для управления ночью» (Пс.135:7–9)? Нет создателя, а как красота создания свидетельствует о созданиях: «ибо от величия красоты созданий сравнительно познается Виновник бытия их» (Прем. 13:5)? «Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога». Все, что бывает в мире, и делается и производится, имеет установителя и совершителя, и только мир не имеет управителя? Если нет Бога, что ты делаешь в его владениях? Ты остаешься в доме Божием и не признаешь его хозяина? Или будь благодарен за жилище, или уходи из дома. Зачем и дом позоришь, отрыгая хулу? Безумцем псалмопевец называет здесь не лишившегося рассудка, помешанного или слабоумного, но человека, развращенного умом, не потерявшего прирожденного и общего всем человеческого рассудка, но утратившего одну из четырех добродетелей – разум, светильник души, царя помыслов, учителя прекрасного, о котором приточник говорит: «кто приобретает разум, тот любит душу свою; кто наблюдает благоразумие, тот находит благо» (Притч. 19:8); и в другом месте: «приобретай мудрость, приобретай разум: не забывай этого» (Притч. 4:5). Разве поврежденному в главном начале, утратившему природный разум и окаменевшему умом мог он сказать «приобретай мудрость, приобретай разум»? Конечно, утративший природный орган, хотя бы и желал, не может приобретать премудрости. А что называемый здесь безумцем не был по природе лишен умственных дарований, обрати внимание, как он был силен в сообразительности: «нет Бога» – он не сказал языком, не разболтал устами, но скрыл зло в сердце, потому что знал, что, сказавши это в слух, он подвергнется опасности, так как в то время хуливший Бога или отрицавший его побивался камнями, чему свидетель Навуфей, осужденный за богохульство. Чтобы не подвергнуться этой участи, злоумный запечатлел свое безбожие в сердце, сделав свое сердце храмом нечестия. «Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога». Если бы он был скудоумен и лишен разума по природе, и сказал бы это не в сердце только, но и устами: «нет Бога», то ни от Бога, ни от людей не подвергся бы он опасности, потому что если нередко царь, возница вселенной, оскорбляемый безумным и глупым, снисходит, будучи милостив по природе, – конечно, не под влиянием гнева, – то тем более когда богохульствует безумный по природе, ни Бог, ни человек не вооружаются против него, но снисходят ему, как человеку, болтающему вздор. Поэтому и одержимые бесами или беснующиеся за хулу не осуждаются.
И всякий чтитель многобожия говорит: «нет Бога», потому что как при многомужии (ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе) (Ин.4:18) (нет мужа), так и многобожие безбожно. Введение многих богов есть отрицание единого Бога. И что многобожники называются безбожными, послушай, что пишет апостол Ефесянам: «помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками, что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире» (Ефес.2:11–12). Какие же безбожники ефесяне? Оттуда идолы, там статуи; здесь блюстительница (храма) Артемида, здесь Димитрий среброковач, делающий золотые капища Артемиды; такое множество богов, и как же после этого ефесяне не безбожны? Да, именно потому и безбожны, что, избравши себе многих богов, отпали от Единого. «Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога». От первого безумного (это безумие) перешло уже к его ученикам. Первый безумец-диавол, он – первый распространитель безумия, первый вестник безбожия. «И вы будете, как боги» (Быт.3:5). Говоря о многих богах, он отвергнул Единого. Безумен и народ иудейский. В безумии он поносил имя Господне, говоря о Христе, что он не Бог: «если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница» (Лк. 7:39). Не признававшие Его пророком, как могли признать Его Богом? «Кто может прощать грехи, кроме одного Бога»? Христос же: «для чего так помышляете в сердцах ваших?» (Мк. 2:7–8)? «Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога». Везде есть Бог, а в сердце безумного Его нет. Так говорил Бог и синагоге: «Меня перестала помнить и хранить в твоем сердце, Меня же отбросил назад» (Ис.57 и 3Цар. 14:9).
Первый безумный, породивши безумие из самого себя – диавол, потому что, будучи безумным, затеял безумное дело; а змей был даже мудрейший. И чего он захотел? Захотел быть равным Богу, говоря: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой,… буду подобен Всевышнему» (Ис. 14:13–14). Отверг имя – «Бог» и употребил название – «Всевышний», стыдясь назвать Того, Которого не признавал. Так и всякий ярый еретик – во время гонения, – беседуя с епископом, не называет его ни архиереем, ни архиепископом, ни благочестивым, ни святым, но как? Твоя честность, твоя благоразумность, твоя рассудительность, твоя справедливость, и (другие) общие имена к нему прилагает, избегая имени, свойственного его сану. Так именно и диавол поступил тогда по отношению к Богу. «Буду подобен Всевышнему»: не Богу, но «Всевышнему». И, заметь, прошу, каким точным обвинителем диавола является здесь пророк. «Сказал безумный в сердце своем». Не сказал: говорит, но: «сказал». Однажды осмелился, и сказал. А после того как, сказав это, был низвергнут как возмутитель с неба, не решается уже более говорить этого сам. После того как однажды только сказал: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, буду подобен Всевышнему», и, отвергая Бога, попробовал быть Богом, низринутый свыше и внизу попираемый людьми, более уже не дерзал сказать: «нет Бога», но называет Бога притворно и прикровенно. «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева?» (Быт. 3:1) «Знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий» (Лк. 4:34). «Сии человеки – рабы Бога Всевышнего» (Деян. 16:17). Итак, однажды высказав безбожную мысль, более уже не решался выразить ее, потому что знал, что потерпел (за то). Не: «говорит» безумный, но: «сказал безумный в сердце своем: «нет Бога». Не говорит уже этого непосредственно и сам по себе, но сказал «в сердце своем» и (говорит) чрез всякого нечестивого человека, подобного ему умом и сердцем. Сказал чрез фараона: «я не знаю Господа» (Исх.5:2), и бездну морскую сделал его могилой. Сказав чрез Сеннахирима ассирийского, что Езекию Бог «не может вас спасти от руки моей» (4Цар. 18:29), и предать его на заклание в руки сыновей его, cказал чрез Навуходоносора трем отрокам: «какой Бог избавит вас от руки моей?» (Дан. 3:15) – и могущественнейший из людей унизился до поедания травы подобно волу (Дан.4), чтобы научиться что, «вол знает владетеля своего» (Ис. 1:3), а он отверг. Иуду, отвергнувшего бытие Бога, погубил (диавол) петлей, заставив его предать Бога как человека: «диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его» (Ин. 13:2). «Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога». Ведь если бы называл Его тогда Богом, не предал бы на смерть и не научил бы иудеев богоубийству, так как он убедил их, что Иисус не есть Бог: «Сего же не знаем, откуда Он» (Ин. 9:29).
Все они предприняли невозможное, и потому были преданы погибели. Пророк со скорбью говорит: «они развратились и гнусны стали в делах». Научившись от диавола, они испытали его участь; как тот с небес, так они (были низвергнуты) с царских престолов. Кому кто следует, того и участь разделяет. «Они развратились и гнусны… стали в делах»; «развратились», потому что поставили тление против нетленного, «и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку» (Римл.1:23). Не только развратились люди в уме своем: «развратились», но и гнусны… стали. Почему? Потому что водворили нечестие в храме сердца своего, как мерзость запустения. «В делах». Почему? Потому что то, чего не установила природа, то изобрело злое расположение. «Развратились», как фараон и Навуходоносор. «Развратились», потому что израненные, разлагающиеся, смердящие, истекающие кровью – не искали врача. «Гнусны… стали», сделались мерзкими, валяясь в грехах, как свиньи в грязи (2Петр. 2:22), и как псы, возвращаясь на свою блевотину (Притч.26:11), – потому что написано: «грешнику же страх Господень ненавистен» (Сир.1:25). И так как они сделали мерзким свое богопознание, то и сами сделались мерзостью для чтителей Бога. «Развратились», сделались как одежда съеденная молью, и как железо, разъедаемое ржавчиной, «гнусны… стали», как оскверняются от прикосновения к костям трупов и умирающих. Закон объявлял нечистым того, кто прикасался к трупу (Числ.19:2), в силу чего осквернился и Иуда, постоянно осязавший Христа как мертвеца и не видевший Его живым. «Погубил ты себя, Израиль, ибо только во Мне опора твоя» (Ос.13:9). Чтобы показать, далее, плоды нечестия и безбожия, псалмопевец прибавляет: «нет творящего добро». Кто отвергнул Бога и не признает промыслителя, тот, конечно, не принимает ни смерти, ни совершенства, ни воскресения, ни суда, ни воздаяния, и поэтому не делает ничего ни доброго, ни хорошего. Как верноподданный подчиняется законам и распоряжениям царя и принявший сторону мятежника не исполняет царских повелений, так отрицающий Бога отвергается заповедей Божиих и делается бесполезным и вредным для общества. «Нет творящего добро»: ни Ирод, избивающий невинных младенцев в Вифлееме, ни иудей, называющий Вельзевулом изгоняющего бесов, ни законник – искуситель, ни гордый архиерей, ни книжник отрицающий, ни фарисей высокомерный или ругающийся, ни саддукей спорящий, ни Иуда продающий и слуга заушающий, ни Пилат осуждающий, ни народ кричащий: «возьми, возьми, распни Его!» (Ин.19:15), ни солдаты связывающие, ни народ плюющий, наносящий побои тростью и пощечины, сплетающий терновые венки, распинающий, дающий в питье уксус и желчь. «Нет творящего добро». Заметь тщательно, что это изречение исполнилось в особенности при распятии Христа. В самом деле, при Давиде, когда это говорилось, были делающие благостыню, блаженные пророки, сподвижники Давида. И во время рождения Христа были праведные в лице, напр., Иосифа, Захарии, Симеона, а также апостолов, – делающие благостыню, одни преклоняющиеся, другие принимающие в объятия. Только при кресте не было делающего добро. Не сказал также (псалмопевец): нет говорящего доброе, потому что сотник и разбойник говорили о Нем хорошее. «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!»; «истинно человек этот был праведник» (Лк.23:42, 47; Мф.27:54). «Нет творящего добро», так как и ученики все, оставивши Его, разбежались. Иоанн уходит нагой, Петр отрекается, ученики убегают, душу матери его Марии пронзает меч сомнения. Следовательно, при страдании никто не обнаружил плода любви, «нет творящего добро, нет ни одного» (Пс. 13:3), – включая и того воина, который уже после Его смерти пронзил копьем Его ребро. Но почему, о, пророк, до пришествия Своего во плоти и вочеловечения не призрел (Господь), как врач, болящего мира? Нет, призрел, искал помочь, хотел исцелить, но никто не пожелал быть исцеленным.
Беседа на псалом 13.