Сказка об аленьком цветочке

Проверочная работа по литературному чтению в 4 классе: С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»1. Кто автор сказки «Аленький цветочек»?
А. В. Ф. Одоевский
Б. С. Т. Аксаков
В. П. П. Бажов
2. Какими словами начинается эта сказка?
а) «Три девицы под окном…»
б) «За горами, за лесами, за широкими морями…»
в) «В некоторомм царстве, в некотором государстве…»
3. Кого купец любил больше всего?
А) дочерей
Б) младшую дочь
В) старшую дочь
4. Куда собрался купец?
А) в Африку
Б) за тридевять земель
В) в путешествие по всему миру
5. Какой гостинец попросила старшая дочь?
А) наряд из золотой и серебряной парчи
Б) меха черного соболя
В) золотой венец из камениев самоцветных
6. Какой гостинец попросила средняя дочь?
А) золотой венец из камениев самоцветных
Б) тувалет из хрусталю восточного
В) ожерелье из жемчуга бурмицкого
7. Где нашёл купец аленький цветочек?
А) в лесу дремучем
Б) на острове;
В) в чаще зелёной.
8. Какой волшебный предмет дал зверь лесной, чудо морское, чтобы купец мог быстро очутиться дома?
а) медный браслет
б) изумрудное ожерелье
в) золотой перстень
9. С каким условием чудище мохнатое отпустило купца?
а) если он отдаст аленький цветочек
б) если заплатит за цветочек золотом
в) если он пришлет вместо себя одну из дочерей
10. Как жилось девушке во дворце у зверя лесного, чуда морского?
а) исполнялись все ее желания
б) ей приходилось работать с утра до ночи
в) она пребывала в постоянной тоске и печали
11. Кем оказался зверь лесной, чудо морское?
а) заколдованным принцем
б) злым колдуном
в) карликом
Ответы:
1. Б
2. В
3. Б
4. Б
5. В
6. Б
7. А
8. В
9. В
10. А
11. а

Рекомендуем посмотреть:

Дидактические материалы по литературному чтению, 1 класс. Устное народное творчествоТест с ответами, 4 класс. Литературное чтение. Булычёв «Путешествие Алисы»

С / Сергей Тимофеевич Аксаков /
Детские годы Багрова-внука

ного целым часом со минуточкой».
Ни ответа, ни привета не было, тишина стояла мертвая; в зеленых садах птицы не пели песни райские, не били фонтаны воды и не шумели ключи родниковые, не играла музыка во палатах высокиих. Дрогнуло сердечко у купецкой дочери, красавицы писаной, почуяла она нешто недоброе, обежала она палаты высокие и сады зеленые, звала зычным голосом своего хозяина доброго — нет нигде ни ответа, ни привета, и никакого гласа послушания; побежала она на пригорок муравчатый, где рос, красовался ее любимый цветочек аленький, и видит она, что лесной зверь, чудо морское, лежит на пригорке, обхватив аленький цветочек своими лапами безобразными.
И помстилось ей, что заснул он, ее дожидаючись, и спит теперь крепким сном.
Начала его будить потихоньку дочь купецкая, красавица писаная: он не слышит; принялась будить покрепче, схватила его за лапу мохнатую, и видит, что зверь лесной, чудо морское, бездыханен, мертв лежит… Помутилися ее очи ясные, подкосилися ноги резвые, пала она на колени, обняла руками белыми голову своего господина доброго, голову безобразную и противную, и завопила источным голосом: «Ты встань, пробудись, мой сердечный друг, я люблю тебя как жениха желанного…» И только таковы словеса она вымолвила, как заблестели молоньи со всех сторон, затряслась земля от грома великого, ударила Громова стрела каменная в пригорок муравчатый, и упала без памяти молодая дочь купецкая, красавица писаная. Много ли, мало ли времени она лежала без памяти — не ведаю; только, очнувшись, видит она себя во палате высокой, беломраморной, сидит она на золотом престоле со каменьями драгоценными, и обнимает ее принц молодой, красавец писаный, на голове со короною царскою, в одежде златокованой, перед ним стоит отец с сестрами, а кругом на коленях стоит свита великая, все одеты в парчах золотых, серебряных, и возговорит к ней молодой принц, красавец писаный, на голове со короною царскою: «Полюбила ты меня, красавица ненаглядная, в образе чудища безобразного, за мою добрую душу и любовь к тебе; полюби же меня теперь в образе человеческом, будь моей невестой желанною. Злая волшебница прогневалась на моего родителя покойного, короля славного и могучего, украла меня, еще малолетнего, и сатанинским колдовством своим, силой нечистою, оборотила меня в чудовище страшное и наложила таковое заклятие, чтобы жить мне в таковом виде безобразном, противном и страшном для всякого человека, для всякой твари божией, пока найдется красная девица, какого бы роду и званья ни была она, и полюбит меня в образе страшилища, и пожелает быть моей женой законною, и тогда колдовство все покончится, и стану я опять по-прежнему человеком молодым и пригожиим; и жил я таковым страшилищем и пугалом ровно тридцать лет, и залучал я в мой дворец заколдованный одиннадцать девиц красныих, а ты была двенадцатая.
Ни одна не полюбила меня за мои ласки и угождения, за мою душу добрую. Ты одна полюбила меня, чудище противное и безобразное, за мои ласки и угождения, за мою душ

2 марта 2013, 16:00 Казакевич Лариса

Любимую многими сказку «Аленький цветочек» читатели впервые увидели в 1858 году в приложении к книге Сергея Аксакова «Детские годы Багрова-внука». И с тех пор, полюбили всей душой. Вот уже 155 лет ей зачитывается не одно поколение. На основе чудесной сказки только в нашей стране были сняты два мультфильма и художественная лента.

Многие считают, что «Аленький цветочек» — плагиат, заимствование из сказки мадам де Бомон «Красавица и чудовище». Это мнение ошибочно. Такие сюжеты были во все времена, начиная с античности: вспомните миф об Амуре и Психее.

Сказка о заколдованном юноше, обращенном в чудовище и девушке, которая силой самоотверженной любви спасает его и возвращает ему человеческий облик, встречается практически у всех народов. На пути любви — препятствия. Счастье можно обрести только верностью, самоотверженностью и добротой.

В Италии такая сказка называется «Зелинда и страшилище». В Швейцарии — «Сказка про принца-медведя», в Англии — «Большая собака с мелкими зубами». В Германии — «Летний и зимний сад», в России — «Зачарованный царевич», на Украине — «Уж-царевич и верная жена». В Турции есть сказание о дочери падишаха и свинье, в Китае — о волшебной змее, в Индонезии — о муже-ящерице. Такой же сюжет встречается в сказках южных и восточных славян. Названия различны, но везде Чудовище и самоотверженная Красавица. Все побеждающая и всех спасающая любовь.

Многие историки считают, что этот сюжет является отзвуком древности, когда заключались ритуальные браки с тотемными животными.

По словам самого Аксакова, сюжет он впервые услышал от ключницы Пелагеи в детстве, когда болел. В повести «Детские годы Багрова-внука» сам писатель поведал следующее: «Скорому моему выздоровлению мешала бессонница… По совету тетушки, позвали один раз ключницу Пелагею, которая была великая мастерица рассказывать сказки и которую даже покойный дедушка любил слушать… Пришла Пелагея, немолодая, но еще белая, румяная… села у печки и начала говорить, немного нараспев; «В неком царстве, в неком государстве…» Нужно ли говорить, что я не заснул до окончания сказки, что, напротив, я не спал долее обыкновенного? На другой же день выслушал я в другой раз повесть об «Аленьком цветочке». С этих пор, до самого моего выздоровления, Пелагея ежедневно рассказывала мне какую-нибудь из своих многочисленных сказок… «

Читайте также: Старик Хоттабыч сталинского периода

Пелагея была дочерью крепостного крестьянина Оренбургской губернии. Из-за злобы и жестокости хозяина она вместе с отцом убежала в Астрахань. Там она прожила 20 лет, вышла замуж, овдовела. Служила в купеческих домах, даже у персидских купцов, где слышала восточные сказки — в том числе знаменитую «Тысячу и одну ночь». Узнав, что старый хозяин умер, а новые хозяева — Аксаковы, она вернулась в поместье. У Пелагеи был особый дар рассказывать сказки, она их «литературно перерабатывала» и создавала свои. У Аксаковых Пелагее вручили ключи от всех кладовых — она стала главным человеком в доме. А за мастерство сказочницы ее полюбили господа. Маленький Сережа Аксаков несколько лет постоянно слушал сказку «Аленький цветочек» — так она ему нравилась.

Став взрослым, он рассказывал ее сам — со всеми прибаутками, оханьем, вздыханием Пелагеи. Переложил устную, истинно народную речь в повесть, сохранив напевность говора.

Современники считали Аксакова «чародеем сладостной русской речи». Сам Гоголь много раз советовал ему взяться за перо. А великий Пушкин восхищался образностью и поэтичностью аксаковского слога.

В те времена литературы для детей не было (был только детский журнал «Детское чтение для сердца и разума» — что-то похожее на серию «Хочу все знать»), психологией ребенка всерьез никто не занимался. Считалось, что ребенок должен быть послушен и удобен, как кукла. Аксаков первый смог обратить внимание на едва уловимые движения детской души.

Литературный критик, поэт, знаток театра оказался тончайшим детским психологом. Тургенев восклицал, что до Аксакова таких книг не было.

Писатель переложил простонародную сказку на доступный для аристократии слог, умудрившись сохранить при литературной обработке песенность и поэтику народного языка. Сохранил обороты, эпитеты, лирику русской речи. Заворожил пресыщенную публику банальной легендой о самоотверженной любви, благородстве и преданности.

Отголосок светского отношения к воспитанию детей в пересказе Аксакова проскальзывает — купец обещает привезти подарки дочерям только в том случае, если они будут себя хорошо вести.

Обогатил Аксаков сказку и другими незначительными деталями, например: чудище не взяло заручной — в те времена так называли расписку, скрепленную подписями и печатями.

Но в целом писатель рассказал сказку так, как сказывала ее сама Пелагея.

Само название «Аленький цветочек», слова, окрашенные добротой и лаской, настраивает на счастливое окончание. А самое главное в сказке — обратить внимание на то, что красота души бывает прикрыта неказистостью и некрасивостью. Чудище на самом деле доброе, ласковое и щедрое существо. Оно по-настоящему полюбило младшую дочь купца. Когда она поняла это, то ответила на любовь любовью. Всепобеждающей и воскрешающей даже мертвых.

Какие бы времена и нравы не господствовали, люди всегда тянутся к сказке, к торжеству добра. «Аленький цветочек» — иллюстрация торжества света над тьмой, добра над злом, любви над ненавистью. Сказка учит тому, что цели необходимо добиваться добротой и человечностью. Только они должны быть вознаграждены. А подлость и зависть не могут воздаться счастьем и удачей.

Читайте самое интересное в рубрике «Культура»

В полдень ученик 10-го класса с оружием в руках ворвался на урок географии, взял в заложники более 20 своих одноклассников, застрелил учителя, который попытался оказать ему сопротивление, а затем открыл стрельбу по полицейским, приехавшим на вызов.

Спустя час в результате переговоров школьника убедили отпустить заложников, после чего задержали. Уже установлено, что подозреваемый Сергей, по отзывам, — бесконфликтный подросток из благополучной семьи, отличник, шедший на золотую медаль. И сейчас один из главных вопросов: что заставило его взяться за оружие и совершить страшное преступление?

Как сообщает корреспондент НТВ Георгий Гривенный, возле школы и через несколько часов после трагедии по-прежнему дежурит автобус с полицией.

Недавно из школы вышли ученики, их родители, учителя. Все они были шокированы, некоторые не сдерживали эмоции и рыдали. Действительно, такое в российской истории произошло впервые. В школах, конечно, раньше бывали драки, распыляли и баллончики со слезоточивым газом, но так, чтобы стрельба, да еще с погибшими…

Застрелен учитель географии, сотрудник полиции, еще один сотрудник полиции — в крайне тяжелом состоянии находится в НИИ скорой помощи имени Склифосовского. Ему провели сложнейшую многочасовую операцию. В Институт сегодня приехали министр внутренних дел Владимир Колокольцев и глава столичного главка МВД Анатолий Якунин.

Владимир Колокольцев, глава МВД РФ: «Они сделали все грамотно. Четко отреагировали на тревожное сообщение, буквально в считаные минуты приехали. И мы еще не знаем те последствия, которые могли бы быть, если бы они не вмешались в эту ситуацию».

В школе №263 в районе Отрадное еще долго будут вспоминать подробности этого кровавого учебного понедельника.

Такие сообщения во время четвертого урока своим родителям писали ученики 10-го «А», и это действует посильнее любого сигнала тревоги. На видео, снятом сразу же после первой серии выстрелов, мама одного из взятых в заложники учеников бежит к дверям школы.

За несколько минут до этого в те же двери входит ученик того же 10-го «А» Сергей. При нем мелкокалиберная винтовка и охотничий карабин. Он требует у безоружного охранника отвести его в один из учебных кабинетов на первом этаже. Там идет урок географии. Сотрудник ЧОПа повинуется, но успевает нажать «тревожную кнопку». Полиция реагирует мгновенно. Наряд прибывает в школу уже через четыре минуты после вызова. Но учитель географии Андрей Кирилов к этому времени мертв.

Он пытался вступить с вооруженным учеником в диалог, но тот сразу открыл огонь. Первый выстрел — в живот, потом, по свидетельствам очевидцев, юноша подошел к лежащему на полу учителю, словно хотел проверить, жив ли он? И, как бы сам себе отвечая, выстрелил жертве в голову.

Одноклассник Сергея: «Сначала все обрадовались, что он пришел. Как бы никто не знал. Потом пара выстрелов, учитель уже на полу лежит. И потом он . Он сказал, что он нам ничего не сделает, но только будет пугать».

Почти сразу после второго выстрела Сергей открывает огонь вновь. Он замечает прибывших полицейских и атакует их прямо через приоткрытую дверь. Не менее 10 нажатий на курок. Полицейские в бронежилетах, но старший сержант вневедомственной охраны Сергей Бушуев умирает от ран на руках врачей. В школьном коридоре — кровавый след. На других кадрах видно, как медики экстренно эвакуируют второго стража порядка — тяжело раненного Владимира Крохина.

Подробнее — в репортаже НТВ.

Подписаться на уведомления Отписаться от уведомлений

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *