Сказкотерапевт

Одним из самых популярных методов решения наших проблем в современной практической психологии (и пси­хотерапии) является метод сказкотерапии.

С древних времён (до психотерапии) люди рассказывали друг другу сказки у костра или у очага, для того, чтобы каждый член данного сообщества (особенно юный) мог успешно выжить и не погибнуть раньше времени. Расска­зывание сказок было древнейшей психотерапией, древнейшей практической психологией.

Но с развитием цивилизации подлинная роль сказок была забыта.

Психотерапия, Сказкотерапия и другие звери…

Но вот пришла вторая половина ХХ века… А поскольку 20 век (его вторая половина) это эпоха возрождения всего прочно забытого в предыдущие века — века торжества узко понятого рационализма и узко понятой «науки» — то пришёл черёд и сказок, пришёл их черёд напомнить людям, зачем они существуют. (Понимайте в обоих смыслах — «зачем существуют люди» или «зачем существуют сказки»).

Сказкотерапия началась с того, что молодая наука психология (а точнее, её младшая сестра — психотерапия) обра­тились к сказочному наследию, собранному писателями-романтиками 19 века, и попытались увидеть в хорошо знакомых нам детских сказках ответы на волнующие их серьёзные «недетские» вопросы.

С тех пор, одно из уважаемых направлений в сказкотерапии — это вдумчивая работа с уже существующими, «ли­тературными» сказками.

Вот это направление сказкотерапии, в основном, поддерживает юнгианская психология, хотя сказкотерапия вся целиком вообще тесно связана с юнгианством.

Ведь именно в сказках собраны и сохранены все основные Жизненные Роли, которые мы, люди, передаём друг другу из поколения в поколение. Именно в сказках можно встретить все маски нашей личности и познакомиться со всеми аспектами своей души, со всеми её возможностями.

В жизни мы играем от силы только одну-две рольки… Но ведь душа наша способна сыграть весь репертуар миро­вого «театра»! Если не выпускать её на сцену в разных ролях, она захиреет и начнёт болеть. Но как узнать, на какие роли вообще может претендовать наша душа? Кем мы можем себя ощущать? Кем можем быть? Ответы на эти вопросы содержатся в сказках… А сказкотерапия только суммирует опыт и предлагает ещё и «практические упражнения». А это уже куда интересней, не так ли?!

Психология юнгианства (и сказкотерапия, на ней базирующаяся) подробнейшим образом разбирают каждую сказку. Ведь любая сказка — это карта внутреннего мира каждого человека, считает эта самая психология юнги­анства.

Сказкотерапия как арт-терапия

Но есть и ещё один способ работы со сказками в сказкотерапии. Это сочинение своих собственных незамыслова­тых историй-сказок.

Это занятие, этот метод сказкотерапии имеет две цели:

  1. диагностическую
  2. терапевтическую.

С одной стороны, написанная Вами своя сказка, помогает (если знать метод) увидеть, что с Вами не так, с точки зрения психологии.

А с другой стороны, каждая написанная Вами сказка на один шаг приближает Вас к самоисцелению. Верный признак прогресса в сказкотерапии — это переживание состояния психотерапевтического инсайта, который в пси­хотерапии называется ещё по-другому: «Ага-эффект!». Это момент, когда в тёмной комнате зажигается свет и Вы, наконец, видите то, что искали.

И именно при написании собственных сказок, в процессе сказкотерапии, нас чаще всего посещают подобные «ага-эффекты».

Сказкотерапия вскрывает неправильные (неработающие) жизненные сценарии, которым мы с упорством поче­му-то следуем. Метод сказкотерапии позволяет быстро победить стресс, снять последствия фрустрации. Сказко­терапия лечит застарелые обиды, не дающие нам двигаться дальше — во всей практической психологии нет мето­да, который бы лучше справлялся с этой задачей.

На нашем сайте есть много материалов, которые посвящены сказкотерапии.

«Сказкотерапия для детей» это чтение детям настоящихсказок, неадаптированных в викторианскую эпоху.

Ведь смотрите, что получается. Знаменитая викторианская эпоха (которая породила эпидемию неврозов и жен­ской истерии в Европе) давно осуждена как время, которое максимально закрепощало человека, не позволяя ему ничего человеческого. Весь двадцатый век это своеобразный «нюрнбергский процесс» над преступлениями вик­торианства. Преступлениями тихими и совершавшимися зачастую «в белых перчатках».

Отношение к женщине, к детству — мы уже давно пересмотрели. Отношение к сексу — и подавно заменено с викто­рианского, на более современный подход. «Вопросы» образования давно уже нашли свои новые, отнюдь не вик­торианские «ответы».

А сказки? Про сказки-то мы и забыли… А ведь они тоже нуждаются в модернизации и «рестайлинге». Поменяв круто всю свою жизнь, похоронив викторианство с его удушливой атмосферой, мы … всё ещё пользуемся именно викторианскими сказками, точнее их викторианскими адаптациями!

В Англии издавался «Шекспир для девственниц». Считалось, что неадаптированные тексты Шекспира непозво­лительно читать приличным девочкам из приличных семей — слишком они грубы и непристойны.

Эту проблему (только на материале русских сказок) освещает материал на нашем сайте, который называет­ся «Скромное обаяние неадаптированных сказок».

Там объясняется, почему детям нужны сказки, истории про смерть, насилие и прочие «Недетские Ужасы» и что бывает с детьми, которых искусственно от этого ограждают…

В статье «Что такое «Образ успеха»? (Сказкотерапия для родителей и педагогов)», Вы узнаете, как, читая психотерапевтическую сказку, можно вычленять уникальную информацию о системе ценностей человека, об Образе его Цели, для того чтобы не мешать развиваться ему в его же направлении, не вы­ступать фактором дополнительного стресса для человека. Это сказкотерапия для детей и сказкотерапия для взрослых.

В статье «Сказкотерапия» (базовой статье этого цикла) Вы узнаете подробней об этом методе практической пси­хологии и научитесь связывать сказкотерапию с психодрамой. Вы узнаете, как связаны между собой сказко­терапия и арт-терапия.

В статье «Игры со сказками: как развить воображение ребёнка с помощью сказкотерапии» рассматривается сказкотерапия для детей. В этой статье также приводятся четыре (4) замечательнейших упражнения из копилки практической сказкотерапии как для индивидуальных занятий, так и для занятий в группе.

Начиная работу со сказками, Вы не только работаете со своей собственной психологией, превращая её из психо­логии невротика в психологию здорового человека. Вы ещё и развиваете в себе Автора, пробуждаете дремавшие способности к творчеству. Вы пробуждает в себе Внутреннего Ребёнка, который один только и способен испыты­вать это странное ощущение бытия, которое мы называем «счастьем».

Елена Назаренко

Открытая встреча «Сказкотерапия как инструмент коррекции поведенческих проблем у детей и подростков» полезна воспитателям, учителям, психологам, социальным работникам, заинтересованным родителям и другим специалистам помогающих профессий, а также тем, кому интересна детская психология.
Почему мы так любим сказки? Любим их в виде давно знакомых нехитрых народных сказок, в виде толстых фантастических книжек, длинных сериалов? Думаю ответов на это «почему” множество, и каждый из нас даст свой собственный ответ. Мой ответ – «Потому что в сказках возможно всё!» Возможно преодолеть непреодолимое, превратить неудачу в успех, труса в храбреца, злодея в героя, а Золушку — в принцессу.
На открытой лекции «Сказкотерапия как инструмент коррекции поведенческих проблем у детей и подростков” мы поговорим о том, как можно использовать любимую сказку детства в работе с детьми. Как сочинять полезные сказки вместе с детьми для коррекции нежелательных форм поведения. А ещё — как сочинять терапевтические сказки для своих детей, учеников, воспитанников, взрослых и маленьких клиентов, даже если раньше вы никогда этого не делали.
На открытой встрече прозвучали темы:

  1. Что такое сказкотерапия?
  2. Диагностические и коррекционные возможности метода.
  3. Базовые аспекты использования инструмента терапевтической сказки для работы с поведенческими проблемами детского и подросткового возраста.

Мастер-класс «Моя сказка — моя сила! Сочиняем сказку для профилактики эмоционального выгорания».

Сказка, рассказанная к месту и ко времени, учит, лечит, успокаивает, развлекает, помогает. А что будет, если сочинить сказку лично для себя? Чем поможет такая сказка? А вот чем:

  • Ответить на вопрос, чего я хочу на самом деле?
  • И понять, как можно достичь то, чего очень хочется достичь.
  • Соединиться с собственными сокровенными эмоциями и заглянуть в бессознательное.
  • Найти ресурсы, о которых забыли или не подозревали.
  • И, что тоже немаловажно, осознать собственные препятствия и ограничения.
  • Почувствовать себя творцом — сказочником, сочинителем, писателем.
  • И творцом собственной жизни! И восхититься своим творением.
  • Подняться в воображении над днём сегодняшним и посмотреть на свой жизненный путь, на развилки и параллельные дороги.
  • Увидеть в себе героя собственной истории, активного и целеустремлённого.
  • Найти способы справиться с огорчениями, тревогами, усталостью и другими негативными состояниями.

На мастер-классе мы будем не только говорить обо всём этом, но и создадим то, чего до нас не было.

Политика публикации отзывов

Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:

1. Мы хотим увидеть ваш уникальный опыт

На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.

2. Мы за вежливость

Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.

3. Ваш отзыв должно быть удобно читать

Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.

4. Отзыв не должен содержать сторонние ссылки

Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.

5. Для замечаний по качеству изданий есть кнопка «Жалобная книга»

Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».

Недовольны качеством издания?
Дайте жалобную книгу

Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.

6. Отзыв – место для ваших впечатлений

Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.

7. Мы не отвечаем за работу розничных и интернет-магазинов.

В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.

8. Мы уважаем законы РФ

Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *