Много веков назад, когда еще не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, загадки, поговорки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни.
В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа. Просто и убедительно говорит сказка о победе добра над злом, правды над ложью, о торжестве справедливости. Положительный герой сказки всегда побеждает. Сказка показывает труд как основу жизни, трудолюбивый герой награждается, ленивый наказывается. В сказке прославляется разум, находчивость, отвага.
Действие народной сказки развертывается на фоне родной природы. Ребенок видит и чистое поле, и дремучий лес, и быструю речку. Природа как бы сочувствует положительному герою: яблонька, речка укрывают девочку от погони гусей-лебедей, звери и птицы помогают преодолеть препятствия. Картины природы помогают усилить эмоциональное воздействие произведения. Сказка способствует воспитанию любви к родной природе, к Родине.
Высоко ценил народную сказку великий русский педагог К. Д. Ушинский. Он писал о сказке: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».
Кроме сказок, народом создано большое количество песенок, прибауток, потешек, считалок. Разнообразные по содержанию, они уточняют представления ребенка об окружающем, незаметно направляют его поведение. Так, в песенке «Сорока-ворона» каши не получает тот, кто не работал: дров не пилил, воду не носил.
Песенки забавляют ребёнка, сопровождают его игры, развивают чувство юмора, учат его мыслить. С первых месяцев жизни ребенок прислушивается к звукам мелодичной колыбельной, которую напевает ему мать, вкладывая в нее много теплоты и ласки. Веселые песенки, потешки связаны с движением и отличаются бодрым ритмом. Очень близки детям песенки о животных.
В народных песенках имеется большое разнообразие ритмов в зависимости от содержания – это или речитативная считалка, или плясовая потешка, или спокойная колыбельная песня. Первые музыкальные восприятия ребенок получает именно от напевов своих песенок.
Сказка создает благоприятные условия для возникновения у детей сопереживания герою, у некоторых из них одно прослушивание художественного текста еще не вызывает соответствующих эмоциональных переживаний. Чтобы лучше понять и более глубоко прочувствовать смысл сказки, детям необходимо воспроизвести сюжет произведения и взаимоотношения его героев в развернутой внешней форме. Хорошей почвой в данном случае является насыщенность сказки диалогами, динамизм действия, характерные роли-маски.
Таким образом, сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как интересное времяпровождение, как приятное, доступное ребенку занятие. С помощью сказок можно метафорично воспитывать ребенка, помогать преодолеть негативные стороны его формирующейся личности.
Пугливому и робкому ребёнку полезно почитать сказку «О трусливом зайце», жадному, эгоистичному — «О рыбаке и рыбке», «Три жадных медвежонка», капризной девочке — «Принцесса на горошине» и т.д. Если у вашего ребёнка эмоциональные проблемы (он тревожен, агрессивен или капризен), попробуйте сами сочинить для него сказку, где герои и их приключения будут помогать решать ребёнку его проблему (страх, неуверенность, одиночество, грубость и т.д.). Можно придумать такое существо, которое немного внешне (глазами, волосами, ушами) и характером (драчун, робкий, капризный) похоже на вашего ребёнка и у которого по сюжету придуманной сказки появляется много возможностей и выборов для того, чтобы преодолеть препятствия. Ребёнок сам найдёт выход из травмирующей его ситуации. Но рассказывая сказку ребёнку, обязательно закончите её сразу. И говорите обычным голосом, к которому ребёнок привык в реальной жизни.
Сказки детям необходимы, особенно народные. Маленькие дети это интуитивно чувствуют, только родителям надо помнить, что сказка должна соответствовать возрасту.
Произведения устного народного творчества – большое искусство слова. Четкая, стройная композиция, увлекательная фантазия волшебной сказки, яркие образы героев, выразительный и предельно лаконичный язык, ритмичность, законченность сюжета короткой песенки делают эти произведения высокохудожественными по форме. Они всегда будут пользоваться большой любовью детей.
Иванова Анастасия Альбертовна
<<<< ДРУГИЕ СТАТЬИ
Содержание
- В Вашем городе нет центра «ВундеркиндикИ» ? нажмите СЮДА , поможем открыть !
- «Папаша», 1880 г.
- «Устрицы», 1884 г.
- «Не в духе», 1884 г.
- «Отец семейства», 1885 г.
- «Кто виноват?», 1886 г.
- «Событие», 1886 г.
- «Житейская мелочь», 1886 г.
- «Накануне поста», 1887 г.
- «Старый дом», 1887 г.
- «Отец», 1887 г.
- «Моя жизнь», 1896 г.
- «Дома», 1887 г.
В Вашем городе нет центра «ВундеркиндикИ» ? нажмите СЮДА , поможем открыть !
Ольга Антипова
История о том, как непослушание может привести к беде. Сказка
Сказки тёти Моти.
История о том,как непослушание может привести к беде.
В одном большом волшебном лесу жила замечательная большая божья коровка тётя Мотя. И был у неё сыночек-непоседа Федя. Был он весёлым,жизнерадостным и,иногда,даже непослушным. Но он очень старался быть хорошим,потому что очень любил свою мамочку.
Однажды утром тётя Мотя занималась своими делами по дому,как вдруг услышала крик:
-Тётя Мотя,тётя Мотя!
Это кричал друг Феди,лягушонок Квакунчик.
Тётя Мотя встревожилась и спросила Квакунчика:
-Что ты так кричишь,что случилось?
Квакунчик стал быстро рассказывать,подпрыгивая на месте от волнения. Утром они с Федей решили отправиться к лесному озеру. Было оно очень большим,глубоким. И,конечно мамы не разрешали малышам ходить туда без взрослых-это было очень опасно.
Но Федя и Квакунчик убежали к озеру одни и попали в беду. Когда они стояли на берегу и любовались на своё отражение в воде,вдруг откуда-то прилетела огро-о-омная стрекоза. Она была очень страшной и громкой. Федя спрятался под листочек,а Квакунчик побежал за помощью.
Тётя Мотя очень быстро отправилась к озеру и прогнала наглую стрекозу. Виноватый Федя вылез из-под листочка,обнял свою мамочку и прошептал ей на ушко:
Я больше никогда не буду убегать без тебя,мамочка
Наши сказки отличаются от обычных. В них Ваш малыш является главным героем. Вам нужно только вписать имя ребёнка в каждую сказку.
Каждый вечер перед сном Вы просто читаете малышу сказки, в которых главный герой проявляет себя как нельзя лучше: совершает хорошие поступки, помогает людям, защищает слабых… В реальной жизни ребёнок сам захочет подражать своему сказочному образу!
Сказок существует много, но сказка, рассказанная Вами о самом малыше, станет любимой и запомнится на всю жизнь. Кроме сказок книга содержит методические рекомендации, которые помогут Вам научиться правильно рассказывать сказки и стать лучшим другом для Вашего малыша!
Книга «Как воспитать ребёнка лидером» содержит 30 сказок для воспитания 7 черт лидерства:
Оптимизм – ребёнок верит в успех, заражает этой верой окружающих.
Уверенность – ребёнок с лёгкостью преодолевает трудности, не сомневается в своих силах.
Честность – ребёнок говорит правду и берёт на себя ответственность за свои поступки.
Решительность – ребёнок взвешенно принимает решения, идя на риск.
Ситуационное лидерство – ребёнок принимает нужные решения в сложных ситуациях.
Поддержка – ребёнок помогает другим стать увереннее.
Делегирование — ребёнок распределяет задачи между другими.
Книга «Как воспитать ребёнка добрым» содержит 30 сказок для воспитания 7 черт доброты:
Дружелюбие – открытое и доверительное отношение к людям.
Честность – искренность и правдивость в поступках и мыслях.
Отзывчивость и щедрость – готовность помочь другим людям.
Совесть – нравственная ответственность за свои поступки.
Сострадание – умение чувствовать боль другого человека.
Благородство – высокая нравственность, самоотверженность и честность.
Любовь – глубокое сердечное чувство.
Книга «Как воспитать ребёнка сильным» содержит 30 сказок для воспитания 7 черт воли:
Вера – умение справляться с неудачами.
Смелость – умение вести себя достойно в стрессовых ситуациях.
Трудолюбие – нежелание сидеть без дела.
Настойчивость – терпение и выдержка при достижении цели.
Обязательность – умение держать слово.
Оптимизм – вера в успех, увлечённость, душевный подъём.
Целеустремленность – умение определять цель и настойчиво добиваться её выполнения.
Книга «Как воспитать ребёнка умным» содержит 30 сказок для воспитания 7 черт разума:
Любознательность – стремление к приобретению новых знаний.
Наблюдательность – умение подмечать малозаметные особенности предметов и явлений.
Память – способность запоминать, хранить и воспроизводить информацию.
Логика – умение мыслить логично, последовательно.
Беглость – умение быстро генерировать поток идей и решений.
Оригинальность – умение придумывать нестандартные идеи и решения.
Дальновидность – умение думать наперёд.
Книга «50 сказок от 33 капризов» содержит 50 целевых сказок для исцеления 33 капризов:
Не хочет засыпать Не хочет есть Стесняется Не хочет ходить в садик Боится темноты Не убирает игрушки Требует покупок в магазине Дерется Не расстается с компьютером Не любит умываться Огрызается на родителей |
Обожает сладкое Не любит рано вставать Не любит одеваться Обманывает родителей Много смотрит телевизор Не хочет подстригать ногти Берет чужое без спроса Грызет ногти Отбирает чужие игрушки Дразнит других Не садится на горшок |
Не желает спать отдельно Рождение второго ребенка Развод родителей Жадничает Не заправляет кровать Просится на руки на улице Упрямится Командировка мамы Боится боли Ябедничает Мучает животных |
«В детстве у меня не было детства», — эта известная фраза, которой охарактеризовал Антон Павлович Чехов годы своего взросления, во многом объясняет, откуда в его рассказах довольно часто возникает тема взаимоотношений отцов и детей. Отец великого писателя воспитывал детей деспотично и строго. Лучшие качества он пытался привить им насильно. И размышления об отцовском воспитании, о бесценных и неповторимых впечатлениях детства, о непонимании между взрослым и ребенком стали одной из тем творчества Чехова.
Вслед за своим героем мальчиком Гришей, двух лет и восьми месяцев от роду, который считает, что «папа – личность в высшей степени загадочная», Чехов задается в своих рассказах вопросом: «для чего существует папа»? Каким он должен быть, что должен делать?
В записных книжках Чехова есть фраза: «Жуйте как следует, – говорил отец. И жевали хорошо, и гуляли по два часа в сутки, и умывались холодной водой, всё же вышли несчастные, бездарные люди». Как правильно заботиться и воспитывать ребенка, чтобы он ни в настоящем, ни в будущем не чувствовал себя несчастным?..
Эти вопросы были и остаются актуальными. Герои Чехова жили почти полтора столетия назад, но черты их живы и узнаваемы и сегодня. Кто-то из чеховских отцов жесток, другие — невежественны, третьи — слишком мягки и слабовольны… Истории, увиденные и запечатленные писателем в конце XIX века, происходят и в нашем XXI веке.
«Батя» выбрал двенадцать рассказов Антона Павловича Чехова об отцах и о воспитании.
«Папаша», 1880 г.
Пятнадцатилетнего двоечника не допускают к экзаменам, и его папаша отправляется к учителю арифметики, чтобы уговорами, взяткой или навязчивостью вытребовать у него исправления двойки на тройку. Чехов описывает бесцеремонного и самоуверенного отца, который, делая медвежью услугу своему великовозрастному необразованному сыну, уверен, что блестяще выполняет свои родительские обязанности.
«Устрицы», 1884 г.
Совершенно противоположный образ создан Чеховым в рассказе «Устрицы». Нищий отец с сыном, который почти уже в беспамятстве от голода, пытается просить милостыню на улице. Обессиленный ребенок начинает бредить, и его бред забавляет богатых прохожих. Ради развлечения они покупают ребенку устрицы и со смехом наблюдают, как он их ест. Но даже в этой унизительной ситуации отец не находит для себя возможным попросить у этих сытых и довольных людей денег хотя бы в долг.
«Не в духе», 1884 г.
Рассказ этот можно было бы назвать юмористическим, тем более что невежество героя вызывает невольную улыбку, если бы суть его не была такой горькой. Не выдержав неприятное чувство в себе, желая «излить на чем-нибудь свое горе» от проигрыша в карты, отец зовет сына: «Ваня! Иди, я тебя высеку за то, что ты вчера стекло разбил!»
А ведь согласитесь, нередко дети получают именно за то, что что-то не ладится у их родителей…
«Отец семейства», 1885 г.
Проснувшись в «необычайно пасмурном настроении» (обычно после попойки или проигрыша в карты), герой рассказа всем недоволен, поучает своих домашних, обзывает семилетнего сына «скотиной»… Он видит себя правдорубом, но, как метко отмечает его супруга, «горькие истины он говорит только когда болит печень». Внутреннее свое неустройство отец семейства выплескивает на окружающих, а на следующий день, проснувшись в отличном настроении, даже не замечает и не помнит, как обидел их накануне.
«Кто виноват?», 1886 г.
Это рассказ не про отца, а про дядю, но в нем очень наглядно показан распространенный метод воспитания, приучения к прекрасному и его результаты.
Котенок, которому суждено было стать мышеловом, в результате обучения его этому занятию, даже уже став взрослым, боится мышей и малодушно бежит от них. «Иногда и я чувствую себя в смешном положении бегущего кота, — признается лирический герой рассказа. – Подобно котенку, в свое время имел я честь учиться у дядюшки латинскому языку. Теперь, когда мне приходится видеть какое-нибудь произведение классической древности, то вместо того, чтоб жадно восторгаться, я бледнею, волосы мои становятся дыбом, и, подобно коту, я ударяюсь в постыдное бегство».
«Событие», 1886 г.
В жизни каждого ребенка наступает такой момент, когда он сталкивается с жестокостью. Наступил он и у героев рассказа – четырехлетней Нины и шестилетнего Вани. В их доме произошло событие, которое затмевает для детей все вокруг, – у кошки родились котята. Но когда с котятами случается несчастье, все взрослые, включая отца, который почему-то с самого начала не разделял восторг дочери и сына по поводу слепых пушистых комочков, остаются безучастными к детскому горю. Более того, отец смеется. И возможно, главная беда даже не в том, что погибли котята, а в этом равнодушном смехе.
«Житейская мелочь», 1886 г.
Восьмилетний Алеша беседует с сожителем своей мамы, и вдруг, доверившись ему, рассказывает о тайных встречах с отцом, который продолжает любить свою семью даже в отдалении от нее. Мальчик рассказывает и о том непонятном, что говорит ему и сестре отец: «Вы, говорит, несчастные, я несчастный и мама несчастная. Молитесь, говорит, Богу и за себя и за нее». Сожитель матери обещает не рассказывать матери тайну мальчика, но, обидевшись на слова о том, что именно он виновник этих несчастий, как только женщина появляется в дверях, предает Алешу.
Отец в этом чеховском рассказе показан с лучшей стороны: он не забывает детей, как может, пытается объяснить им, что произошло с семьей, призывает их любить мать. Но, находясь в отдалении и лишь тайно встречаясь с ними в кондитерской, он не может защитить их от несправедливости, и его нет рядом, когда дети сталкиваются с ней.
«Накануне поста», 1887 г.
В рассказе очень ярко отображена царящая в доме героев атмосфера безделья и распущенности. Куда важнее для семьи становится соблюдение каких-то глупых традиций, даже вопреки желаниям и возможностям, чем реальная помощь ребенку в учебе и общение с ним. Отец разглагольствует, предается воспоминаниям, читает еще в детстве выученные непонятные латинские стихи, а уроки сына так и остаются несделанными…
«Старый дом», 1887 г.
Это рассказ домовладельца об одной из семей, жившей некогда в его доме. Он описывает отца – порядочного, работящего, способного даже в бедности и духоте дать своим детям покой и мир. Но вот умирает его жена – и все рушится. Пропив пальто сына, отец еще делает попытку остановиться, очнуться, но сил ему не хватает, а своим падением он превращает жизни собственных детей в беспросветное и серое существование.
«Отец», 1887 г.
Интересно, что в том же 1887 году Чеховым был написан и другой рассказ про погрязшего в нищете и пьянстве отца. В нем нетрезвый родитель приходит к взрослому сыну, чтобы в очередной раз попросить денег. Дети героя смогли устроиться в жизни, и пусть они небогаты, но все-таки стоят на ногах. Видя низость и подлость спившегося отца, они стараются относиться к нему с пониманием и жалостью…
Отец то хорохорится и важничает, то просит прощения у детей, кается в своих отцовских ошибках и стыдится своего нынешнего положения. Сын с болью смотрит на это, и, видимо, находит в себе силы за все простить отца.
«Моя жизнь», 1896 г.
Эта небольшая повесть затрагивает многие темы, в том числе, немало страниц в ней посвящено общественно-политическим вопросам. Но также одним из важнейших пластов произведения стали отношения героев с отцом. Вся первая часть посвящена описанию отношений в семье уважаемого в городе архитектора с сыном и дочерью. Возможно, в портрете этого непримиримого, единственного знающего, как нужно жить его детям, родителя можно обнаружить и черты отца писателя.
Описывая жестокого, гордого, неспособного принять даже свою умирающую дочь человека, Чехов пишет о том, что где-то в глубине сердца главного героя повести, несмотря на разрыв, остается сыновняя любовь и трогательное отношение к отцу. К отцу, воспитание которого и уверенность которого в собственной правоте, стали основополагающими звеньями в сломанной судьбе его дочери.
***
Но не все так безнадежно у чеховских отцов. Есть у писателя рассказ, в котором размышления о воспитании детей приобретают другой оттенок.
«Дома», 1887 г.
Не так давно овдовевший отец пытается объяснить своему сыну, что курить нельзя. Прокурор, умеющий четко формулировать свои мысли, доказывать и обличать, оказывается бессилен перед детской непосредственностью. Любовь к сыну не позволяет ему быть жестким. Герой рассказа рассуждает о том, как правильно воспитывать детей, и в конечном итоге находит способ донести до мальчика свое требование на понятном ему языке.