Скит параклит

Пустынь Святого Духа Параклита (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

Сергиев Посад славится в России и за ее рубежами своими священными местами. Возле поселка Смена, километрах в шести от лавры, находится примечательное духовное место Сергиева Посада — пустынь в честь Св. Духа Параклита.

В 1858 г. государем Александром II в связи с рождением сына Сергея Александровича была пожалована земля монахам Гефсиманского скита при Троице-Сергиевой лавре. В 1919 г. в результате борьбы власти с религией лавру закрывают, но скит, считающийся трудовой артелью, еще восемь лет был действовавшей обителью. Осенью 1927 г. здесь появляется Сергей Михайлович Извеков, известный скитский насельник, будущий патриарх Московский и всея Руси Пимен. Позже скит упразднили и в нем поместили сельскую школу, затем клуб. Это длилось несколько десятков лет, пока в 1992 г. пустынь не возвратили православной церкви и не начали возрождать. Такова история известной пустыни.

Параклитова пустынь в наши дни переживает второе рождение.

Сегодня в пустыни Св. Духа Параклита, существующей как приходская церковь при Троице-Сергиевой лавре, сохранились строения храма Св. Духа Утешителя — Параклита (середина 19 века) и надвратной колокольни (граница 19—20 столетий), выстроенной зодчим Александром Афанасьевичем Латковым. Храм построен в 1861 г. на свои средства купцом из Москвы Иваном Кирилловичем Королевым. Все иконы в великолепном иконостасе храма недавние, с прошлых лет ничего не осталось. Одна-единственная старая икона — икона Казанской Божией Матери, и еще в святилище уцелели под слоем штукатурки Параклитовские росписи — настенные образы Божией Матери, Спасителя и Бога-отца с ангелами.

Параклитова пустынь в наши дни переживает второе рождение. «Параклит» с греческого — «дух-утешитель». И действительно, в Пустыни сегодня многие прихожане находят утешение в ее особенной благостной тишине. Никакой коммерческой деятельностью в пустыни не занимаются, в храме не продаются ни книги, ни свечи, ни иконы. Пустынь живет на пожертвования прихожан.

Пустынь в честь Святого Духа Параклита

В пустыни уцелела аллея с липами, где может идти только один человек, чтобы прогулки были безмолвными. А за рекой монахи в 1927 г., покидая скит, когда его закрыли, посадили на капустном поле березовый и еловый лес. И молвили монахи, что как только лес вырастет, жизнь в монашеском скиту возобновится, что и произошло на самом деле.

Сюда все чаще наведываются автобусы с туристами, которые, конечно, нарушают божественную умиротворенность пустыни. Но монахи со смирением относятся к этому.

В 11 км от пустыни Параклита (по Ярославскому шоссе) находятся Малинники, живописнейшая местность, куда на святые источники преподобного Сергия уже более шести столетий едут паломники со всей России. Они были открыты молитвами великого старца. В наши дни сделаны удобные подходы к источникам, мостики с прочными ступенями и красивой ветвистой оградой. Наверху возведен небольшой сруб часовни.

Как добраться до пустыни в честь Св. Духа Параклита

От привокзальной площади Сергиева Посада до поселка Смена ходит автобус № 38, а дальше — пройти в южном направлении около километра пешком между гаражами и по шоссе.

Пустынь Святого Духа Утешителя – иное название: скит Параклит (греч. Параклит – «Утешитель», так называется Третье Лицо Пресвятой Троицы, Дух Святой, в Священном Писании). Основана в 1858 г. близ Гефсиманского скита Лавры попечением ее наместника преп. Антония Радонежского. В январе 1929 г. скит был закрыт. В настоящее время возрождается как подворье Троице-Сергиевой Лавры.

Пустынь была создана на месте древнего Свято-Николького монастыря. Землю под новую пустынь пожаловал Лавре Александр II по случаю рождения в 1857 году великого князя Сергея Александровича.

В 1861 году выстроено старейшее из сохранившихся зданий скита — церковь, построенная на средства московского купца Королева, двухэтажная, с престолом в честь Сошествия Святаго Духа в верхнем этаже и с престолом в память обретения главы Иоанна Предтечи в нижнем этаже (архитектор — П. Миронов; по другим сведениям — И. Малышев).

В конце XIX — начале XX веков в духе псевдорусского стиля выстроены кирпичная ограда (не сохранилась), самое высокое сооружение монастыря — кирпичная надвратная колокольня (1896—1898 гг., архитектор — А.А. Латков), несколько корпусов; храм был расширен пристройками.

После закрытия Троице-Сергиевой лавры (1919 г.) скит Параклит некоторое время действовал как самостоятельный монастырь (официально значился как трудовая артель). В 1924 году в пустыни принял постриг будущий Патриарх Московский и Всея Руси Пимен (Извеков). В 1929 году пустынь упразднена. До середины 1960-х годов в храме Святого Духа Параклита размещался сельский клуб.

Пустынь возвращена РПЦ в 1992 году.

Параклит-Тарбеева пустынь (Параклитова пустынь) (Россия, Московская область, Сергиево-Посадский район, пос. Смена)

Как добраться? На автомобиле до Сергиева посада и затем до посёлка Каляевский. От него или от Гефсиманского скита идёт прямая дорога в пос. НИИ РП, в котором нужно повернуть направо, в гаражи. Через несколько минут пути, оказавшись на открытой местности, вы заметите колокольню Параклитовой обители.

Храмы и постройки: церковь Параклита, настоятельский корпус, дома старцев, кельи, жилые корпуса, надвратная колокольня, конный двор, баня

Параклит в переводе с греческого Дух — Утешитель. Монастырь был основан архимандритом Антонием в 1858 г. и приписан к Троице-Сергиевой Лавре. Землю под пустынь Лавре пожаловал государь-император Александр II, по случаю рождения в 1857 г. великого князя Сергея Александровича. Как раз в это время старцы Черниговской обители искали тихое уединённое место для пустынножительства.

Описание Параклит-Тарбеевой пустыни

Оно нашлось — на подаренной государем земле, недалеко от существовавшего в древности Свято-Никольского монастырька. Созданная вначале как скит для отшельников, со временем она была преобразована в общежительный монастырь, каковым ныне и является. Архитектурный ансамбль пустыни скромен, ещё более он был обеднён разборкой кирпичной ограды. В безлесом, не застроенном антураже — высотная доминанта монастыря — колокольня, смотрится сиротливо. Первые постройки — деревянные домики-кельи и каменная церковь св. Параклита относятся к началу 1860-х годов.
Окончательно комплекс сформировался к 1900-му г. В этот период было полностью обновлено деревянное жильё, сооружена колокольня и каменные жилые корпуса, призванные служить угловыми башнями в монастырской ограде.
Двухэтажная церковь была выстроена в 1861 г. по проекту П.Я. Миронова и во многом своеобразна. Невысокий одноглавый храм с одной апсидой под двускатной кровлей близок клетским деревянным храмам.
После Великой Октябрьской революции и до 1927 г., скит, сохранялся в качестве «трудовой артели». Позже он стал пристанищем для монахов, изгнанных из закрытой Лавры. Наконец, скитские здания передали коммуне. До середины 60-х в храме св. Параклита размещался сельский клуб. Лишь в 1992 г. Параклит-Тарбеева пустынь была возвращена Церкви.

Схема проезда

Параклит-Тарбеева пустынь

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Параклит-Тарбеева пустынь 56.318262, 38.237132 Параклит-Тарбеева пустынь

Скит с необычным названием Параклит был основан в 1861 году как пустынь для молитвенного уединения иноков Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры. Параклит находится недалеко от реки Торгоши и Торбеевского озера, в окрестностях которых в XIX веке проходила граница Московской и Владимирской губерний. Всего в четырех километрах от Параклита стоит Черниговский скит – богатая монашеская обитель с великолепным собором Черниговской иконы Божией Матери и величественной колокольней. Пустынь Параклит – это, наоборот, скромное и бедное на внешние украшения место. Небольшой храм в честь Святого Духа и колокольня будто затерялись среди частных домов деревни Смена Сергиево-Посадского района.

Иеродиакон Харлампий в очерке «Общежительная пустынь св.Параклита близ Свято-Троицкой Сергиевой лавры» связал чудесное видение преподобного Сергия Радонежского с появлением новых обителей, выросших вокруг Троицкого монастыря. Видение в житии святого описано так: «С неба просиял яркий свет, более яркий, чем дневной, который разогнал ночную тьму, и ночь стала светлее дня. Вновь раздался голос: «Сергий! Ты молишься о своих духовных детях – Господь принял твою молитву. Смотри внимательно и ты увидишь, какое множество иноков собрано тобой под твое руководство во имя Святой и Живоначальной Троицы». И Сергий увидел перед собой множество прекрасных птиц, летавших не только по монастырю, но и вокруг него».

В XVIII -XIX веках вокруг Троицкого монастыря на расстоянии восьми верст рядом друг с другом появились пять монашеских скитов-обителей, для которых Лавра считалась, как писал иеродиакон Харлампий, «Матерью и Иерусалимом». В 1783 году московский митрополит Платон Левшин основал вблизи Лавры Спасо-Вифанский монастырь. В 1844 году его преемник митрополит Филарет Дроздов и лаврский наместник Антоний Медведев построили Гефсиманский скит, а затем недалеко от него еще две пустыни: пещерное отделение, ставшее Черниговским скитом, и Боголюбскую киновию. В 1861 году Филарет и Антоний основали последний из лаврских скитов – пустынь святого Параклита.

Основание скита Параклит было связано с рождением в 1857 году в семье императора Александра II пятого сына – великого князя Сергея Александровича, названного в честь радонежского преподобного. В благодарность Богу за рождение ребенка царь подарил Троице-Сергиевой лавре участок леса, находившийся рядом с монастырским владением. В этот же год от пещер Гефсиманского скита к Боголюбской киновии прокладывалась дорога. Путь должен был пройти через места, где среди деревьев стояли небольшие кельи пустынников. Наместник лавры Антоний Медведев предложил этим пустынникам переселиться от линии строящейся дороги в более тихое место, каким был подаренный императором лес. В 1858 году наместник вместе со схимниками Иларионом, Феодотом и иеромонахом Агапитом отправились в этот лес, чтобы найти подходящее место для постройки уединенных келий. Так появилась пустынь, ставшая впоследствии скитом св. Параклита.

Изначально наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Антоний предполагал построить в лесу только несколько деревянных келий для пустынников и сруб-часовню. На богослужения отшельники должны были ходить почти за четыре версты в церковь Гефсиманского скита. Однако вскоре к наместнику Антонию обратился московский почетный гражданин Иван Кириллович Королев с просьбой построить для отшельников свою церковь. Благотворитель узнал, что схимникам приходилось «в жестокие морозы зимой, и в дождливую погоду летом… по колену в грязи или снегу» брести в Гефсиманский скит на литургию.

Архимандрит Антоний не сразу принял предложение Королева. Он боялся, что своя церковь будет привлекать паломников, нарушая уединение монахов. Наместник собрал совет скитских старцев, а затем в часовне иноки прочли акафист Богородице и молитвы Господу Иисусу Христу, преподобному Сергию и Святому Духу Параклиту. После молитвы иноки решили согласиться на строительство каменного храма, а свой скит назвать во имя Святого Духа-Параклита, что в переводе с греческого означает Утешитель. В 1862 году новая церковь была освящена московским митрополитом Филаретом Дроздовым.

Каменная двухэтажная церковь Святого Духа простой архитектуры сохранилась, однако в1920-е годы была переделана под клуб и овощехранилище, утратив свои реликвии. В нижнем этаже храма, освященного в честь Иоанна Крестителя, до революции хранилась икона этого святого предположительно XI века. Пророк был изображен на иконе со свитком в руках и словами на греческом языке: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство небесное». Эту икону привез из Дионисиатского монастыря горы Афон знаменитый путешественник, миссионер и писатель XIX века игумен Парфений, возглавлявший Спасо-Преображенскую Гуслицкую обитель. В нижнем храме хранился высокий шестиконечный дубовый крест из Стефановой часовни, которая стояла на Троицкой дороге на месте заочной чудесной встречи просветителя коми-зырян Стефана Пермского и преподобного Сергия Радонежского.

В скиту помимо канонизированных святых архимандрита Антония Медведева и святителя Филарета Дроздова почитают трех старцев-основателей: Илариона, Феодота и Александра. Иларион прежде был жителем Молдавии и строгим приверженцем старообрядчества. До перехода в синодальную церковь он жил в известном раскольничьем скиту Мануиловке и слыл там за великого постника. Обращение Илариона произошло после приезда в Молдавию упоминавшегося миссионера инока Парфения, который дал прочитать ему сочинение святителя Дмитрия Ростовского «Пращица», направленное против раскола.

Другой старец – Феодот Захарович Кольцов – был пострижеником Оптиной пустыни. Он стал первым начальником скита Параклит. В последние годы жизни Феодот вернулся в Оптину пустынь. Старец был знаком с Николаем Васильевичем Гоголем. Известно письмо Гоголя в Оптину пустынь, которое адресовано Феодоту Кольцову – в схиме Филарету.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *