Сколько богов в Египте?

1. Общее законодательство

Фрагмент камня из Палермо.

гипет был высокоразвитым государственным устройством во всех сферах, в том числе и правовой. Однако ни одного полного свода законов до нас не дошло.

Можно вспомнить «Палермский камень» — плита из черного базальта (диорита), содержащая запись о периоде истории Древнего Египта в несколько веков, начиная с додинастического времени (запись о правлении фараона Тиу, не оставившего письменных свидетельств о себе, является первым упоминанием о правлении фараонов вообще). С 1877 года фрагменты этой плиты находятся в музее г. Палермо (Италия), отсюда и название «Палермский камень». Один фрагмент камня есть в музее Питри Лондона. Вся плита, видимо имела более 2 м в высоту и свыше 60 см в ширину. Несколько незначительных кусков этой плиты — в музеях Каира и Лондона. Текст анналов был высечен при V династии (2400 г. до н. э.) и охватывает период в 6—7 столетий, начиная с 0-ой династии (это конец 4-го тыс. до н. э.). «Палермский» камень является важнейшим источником по хронологии Древнего Египта, содержит ценные сведения об экономической, военной и религиозной политике фараонов.

Первая строка камня указывает на семь додинастических фараонов, среди них возможные имена: Вазнер (правил между 3100 и 3050 годами до н. э.), Хсекиу, Теш, Тиу правившие Нижним Египтом в конце IV тысячелетия до н. э. Кроме имен фараонов, ничего больше о них не известно.

Возможно, «Палермский камень» и содержал некие правила поведения. Но здесь надо сказать о полном авторитаризме фараонов, который решал все экономические, финансовые и вопросы в государстве.

Так продолжалось на протяжении всей истории Древнего Египта вплоть до последней 33-й династии египетских фараонов, в которой, к тому же и последней царицой эллинистического Египта из македонской династии Птолемеев (Лагидов), была прекрасная и обаятельная Клеопатра VII Филопатор (др.-греч. Κλεοπάτρα Φιλοπάτωρ, 69 — 30 гг. до н. э.). То есть до тех пор, пока Египет не превратился в римскую провинцию.

Но вернемся к фараонам. Например, с царствования фараона Сети I, правившего приблизительно в 1290 — 1279 годах до н. э. из XIX династии (сын Рамсеса I и царицы Сатра), начинается новая эпоха блестящих побед фараона и воспевания славы его царствования.

Сохранилось несколько декретов фараона Сети I в пользу храма Осириса, в которых устанавливаются суровые наказания за расхищение достояния храма.

Существует изображение одного из величайших фараонов Древнего Египта Рамсеса II (его правление зафиксировано приблизительно в 1279 — 1212 годах до н. э.). Он происходит из XIX династии и был сыном Сети I и царицы Туйи. Рамсес II, сидя на троне, говорит своему хранителю печати:

Призови знатных, которые ждут перед , чтобы я услышал их мнение об этой стране. Я сам рассмотрю это дело».

И вот рисуется такая картина. Советников тут же представляют перед лицом живого бога, как самых простых смертных, так как даже им не разрешалось смотреть на божественный лик фараона. Они целуют перед ним землю и узнают, о чем идет речь. Но высказывать прямо свое мнение и поделиться опытом, не только грубейшее нарушение этикета, но и возможность поплатиться своей собственной жизнью. Поэтому они дают весьма корректные ответы, связанные с сообщением фараона о намерении завершить строительство храма в Абидосе: «Если ты сам скажешь отцу твоему Хапи, отцу Богов, чтобы он поднял воду на гору, он сделает все согласно твоим замыслам, о которых ты нам поведал, ибо твои божественные предки любят тебя больше всех царей, что были до тебя со времен Ра».

Кстати, на гранитной стеле, впоследствии, зафиксируют, успех этого мероприятия.

Птолемей II Филадельф

Птолемей II (царь Египта в 283-246 годах до н. э.) не только укрепил экономическое и политическое положение Эллинистического Египта, но и в 273 г. до н. э. заключил союз Птолемеев с Римом. Птолемей II успешно проводил политику раздачи земельных участков крупным вельможам. Запретил обращать свободных в рабство. Положил начало обожествлению фараонов птолемеевской династии, основав культы своих родителей Птолемея I и Береники I, а также своей второй жены и родной сестры Арсинои II, вдовы Лисимаха (женитьбе на ней он обязан именем Филадельфа).

Поэтому, можно сделать заключение, что главным судьей всего Египта был фараон. Хотя говорить с определенной уверенностью о том, что фараон занимался законодательством, нельзя. Были у фараона многочисленные помощники. Визири – одни из немногих, которые выполняли административные функции.

Визирь, или, по-египетски,– чати, был правой рукой фараона. В истории Древнего Египта были нередки случаи, когда визири были фактическими правителями всего Египта. Но даже в те времена, когда власть царя Египта – его бога была сильна, визири были очень могущественными фигурами. Так, Херихор был визирем Рамсеса XI и сумел узурпировать власть и поделить Египет со Смендесом.

Рахотеп II – визирь Рамсеса II, являлся Высшим жрецом Ра, Высшим жрецом Птаха.

А жрецы, в свою очередь, служители храма и хранители его имущества, вели учет храмового имущества, осуществляли контроль за возделыванием храмовых полей и снабжением продуктами.
Предполагаем, что визирь в Древнем Египте выполнял не только обязанности, связанные с хранением священных тайн, но и был светским администратором. Его функции сводились к следующему: издание законов, повышение в чинах, установление пограничных знаков, обязанности судьи, осуществление высших полицейских функции. Кроме того, визирь являлся и председателем шести судебных палат.

Еще одним главным сановником государства являлся главный казначей, который управлял всем материальным движимым и недвижимым имуществом, осуществлял надзор за соблюдением всех экономических указов фараона и контроль за налоговым сбором.

Следующий по статусу и рангу были «начальник работ» и сановник, управляющий «домом оружия». Должность первого предполагала наблюдение за оросительной и ирригационными системами. В обязанности управляющего «домом оружия» входило комплектование и обеспечение армии фараона. Кроме того, он нес ответственность за строительство всевозможных оборонительных сооружений и крепостей.

Для ознакомления с состоянием дел на местах главными лицами государства проводились ежегодные или ежемесячные смотры — объезды областей и переписи населения.

Вся власть в египетских провинциях была сосредоточена в руках номарха. Еще в период Древнего царства ном представлял собой небольшие сельские общины и сельские поселения (номы), во главе которых стояли общинные старосты и советы — джаджаты. Однако с образованием единого государства главы номов фактически потеряли свою самостоятельность. Номархи назначались самим фараоном или главными управленцами государства.

Рельеф номарха Мечена из его гробницы в Саккаре. Берлинский музей

Особая роль в административном аппарате отводилась писцам. От них требовались особая точность и безупречное знание египетского делопроизводства. Они проводили регулярные переписи и два раза в год составляли кадастр земельного фонда фараона.

Наказание осужденных преступников назначалось фараоном, и поэтому относящиеся к делу документы отсылались к нему для резолюции, в то время как жертвы ожидали своей участи в заточении.

Однако, по информации, содержащейся в папирусах Древнего царства, (ныне хранятся в Берлинском Новом музее; Санкт-Петербурге в Государственном Эрмитаже (№ 1116А); в московском Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (№ 4658); в Копенгагене (папирус Карлсберг, VI-С) можно сделать вывод о том, что апеллировать к фараону можно было всегда.

Исторически складывалось так, что спорящие наследники также проходили непосредственно через «руки» фараона. К тому же, все земли, пожалованные фараоном, передавались на основании царских декретов, заносившихся в «царские писания» в канцеляриях визиря.

2. Охрана порядка

При последних Рамсесах невероятные события происходили в Фивах и, несомненно, по всему Египту. Кражи, злоупотребления властью, прочие преступления случались во все времена и даже при лучших из фараонов, но еще никто никогда не видел организованных банд, которые грабили гробницы и храмы, где таились огромные богатства, охраняемые главным образом наивностью и суеверием народа. Начиная с Древнего царства египтяне высекали на видном месте большими иероглифами предупреждение тому, кто будет вести себя недостойно в гробнице, кто ограбит или повредит статую, росписи, надписи или любой предмет погребального культа. За это ему обещали жестокие кары:

Того, кто содеет подобное против того-то, да сожрет его крокодил в воде, да укусит его змея на земле! Никогда ему не совершат церемоний. Сам бог осудит его».

Позднее один номарх Сиута, который весьма опасался, что его гробницу могут осквернить, тем более что он сам захватил более древнюю гробницу, приказал в ней высечь более подробное предупреждение:

Любой человек, будь он писец, мудрец, горожанин или из простых людей, если он возвысит голос в этой гробнице, если он повредит надписи или разобьет статуи, испытает на себе гнев Тота, самого строгого из богов, испытает на себе ножи палачей фараона, пребывающего в великих дворцах. Его боги не получат хлеба».

И напротив, номарх благословляет почтительного посетителя, который доживет до старости в его городе и станет «имаху», почитаемым в его номе.

Египтяне Нового царства не утратили доверия к этим предупредительным надписям. Когда Менмаатра нашел воду в пустыне, поблизости от золотых рудников, он построил там святилище, посвященное Амону-Ра и другим божествам, не только им в благодарность, но главным образом для того, чтобы они защищали тех, кто моет золото и кто доставляет его в царскую казну. Если будущие правители исполнят волю Менмаатра, Амон, Хорахти и Татенен ниспошлют им сладостное царствование на земле и победу над всеми чужеземными странами и над Землей Лука. Но если какой-нибудь царь нарушит его планы, он ответит в Оне перед уже более страшным судом. «Князя», который угонит рудокопов и пошлет их на другие работы, ожидает еще более страшная кара:

Пламя сожжет его плоть! Сияющая растерзает его члены. И всякий человек, который останется глух к его повелениям, увидит: Осирис встанет за его спиной, Исида — за спиной его жены, Хор — позади его детей вместе с владыками Та-джесер, исполняющими свои долг».

Верховный жрец Амона, Херихор, поставил свою статую в храме, чтобы она была поблизости от бога и народ приветствовал ее на торжественных процессиях. Горе тому, кто сдвинет ее с места, даже через многие годы! «Он познает гнев Амона, Мут и Хонсу. Его имя больше не будет существовать на земле Египта. Он умрет от голода и жажды».

Аменхотеп III издал указ, определяющий статус дворца Ка его фаворита Аменхотепа, сына Хапу: святилище будет находиться под покровительством Амона-Ра, царя богов, пока оно стоит на земле. На любого, кто повредит его, обрушится ярость Амона:

Он предаст их огню царя в день его гнева. Его урей извергнет пламя им в лицо, сожжет их плоть, растерзает их тела. Они станут подобны Апопи утром дня Нового года. Они не смогут проглотить жертвоприношения покойным. Им никто не нальет воду реки. Их сыновья не займут их место. Их жен изнасилуют у них на глазах… Они погибнут от ножа в день побоища. Тела их истощатся и ослабнут, потому что они будут голодать и у них не будет пищи».

Вход в гробницу KV39, приписываемую Аменхотепу I. Долина Царей

Так было раньше. Страх перед богами, ужас перед загробными карами оберегали храмы и гробницы, пока честная и бдительная стража охраняла некрополь к западу от Фив. Но вот пришел день, когда стража забыла о своем долге. С этого дня все угрожающие надписи утратили свое могущество.

Первые ограбления некрополя произошли, как нам известно, на четырнадцатом году правления Рамсеса IX, однако в действительности они были далеко не первыми. Гробницы грабили годами, но отвечавший за некрополь «князь Запада», которому подчинялись стража, меджаи и многочисленные сторожа, не шевелил и пальцем, чтобы положить конец этим преступлениям. Только Пасер, «князь Города», которого такие дела в общем-то не касались, раскрыл этот скандал в донесении везиру и комиссии из высших чиновников. Донесение было тревожным. «Князь Запада», глава меджаев Паура, под давлением прямых улик был вынужден провести расследование силами своих стражей. Проверили ряд гробниц в северной части некрополя, начиная с гробницы Аменхотепа I, добрую память о котором хранили все жители левого берега. «Князь Города» в своем донесении утверждал, что гробница осквернена. Но он ошибся. Гробница оказалась в полной сохранности, как и гробница вблизи храма того же Аменхотепа, пользовавшегося большой популярностью, потому что там стояла статуя фараона Интефа с его собакой Бахика у ног. Грабители пытались ограбить две соседние гробницы, но им не удалось проникнуть в погребальные комнаты. Зато им удалось ограбить дочиста гробницу фараона Сехемрашедтауи, сына солнца Себекемсафа. Камера, где покоился фараон со своей супругой, царицей Небхас, оказалась совершенно пустой. Пять других царских гробниц уцелели, однако из четырех гробниц певцов храма Амона-Ра, царя богов, две были вскрыты. Что касается соседнего некрополя, где покоились певцы, их предки и простые горожане, то он представлял собой плачевное зрелище. Здесь все гробницы были ограблены. Преступники вытащили мумии из деревянных и каменных гробов и бросили на землю, сняв золотые и серебряные украшения и прихватив всю погребальную утварь. Кое-кого из грабителей удалось задержать. Протокол их допроса Паура тоже отослал следственной комиссии.

И ему, и судейским чиновникам нечем было гордиться, им следовало думать, как поскорее переловить грабителей и как наказать всех тех, кто по своей нерадивости или по сговору с ворами допустил все эти ужасные преступления. Вместо этого они обрушили свой гнев на «князя Города» Пасера, который пробудил их от сонного бдения, а теперь собирался послать доклад самому фараону, что грозило им всем арестом. Чтобы избавиться от этого возмутителя спокойствия, ему подсунули фальшивого свидетеля, медника Пахара, который рассказал, как он со своей шайкой грабил великие жилища предков. «Князь Запада» Паура, прекрасно зная, чего стоят эти россказни, провел по ним следствие и доказал свою полную невиновность в данном деле. Затем собралась комиссия во главе с везиром. Она вызвала медника Пахара с его мнимыми сообщниками, обвинителя и всех, кого он хотел притянуть к ответу. Везир изложил суть дела и выводы следствия:

И вот, когда я… проверял эти великие гробницы, относительно которых «князь Города» сказал, что их достигли медники храма Усермаатрамериамона, да будет он жив, невредим и здоров, в доме Амона, мы нашли их целыми и мы нашли ложным все, что он сказал. Вот эти медники стоят перед нами; дайте им сказать все, что случилось»

(перевод И. М. Лурье).

Наказание провинившегося слуги или крестьянина. Фреска из гробницы Менна в Шейх-Абд-эль-Курна. XVIII династия

Работников допросили и устроили им очную ставку с Пасером. Выяснилось, что они не знали ни одного вечного жилища в некрополе фараона, о которых говорил «князь Города». Таким образом, Пасера уличили во лжи. Работники, принадлежавшие верховному жрецу Амона-Ра, царю богов, кстати личности весьма подозрительные, были освобождены.

Стражники хотели бы вообще закрыть глаза на преступления грабителей, но им в руки попались воры, которые обчистили гробницу фараона Себекемсафа. Благодаря дошедшим до нас отрывкам их допроса мы можем представить, как они действовали. Каменотес по имени Аменпанефер из владений Аменхотепа, верховного жреца Амона-Ра, царя богов, сговорился с семью другими ремесленниками, такими же каменотесами, как он, или пленниками и одним перевозчиком, весьма необходимым для их дела, потому что без него невозможно было многократно пересекать Нил с награбленной добычей, не возбуждая подозрений любопытных горожан. Они работали вместе уже четыре года и наконец решились ограбить пирамиду Себекемсафа:

Она не была похожа на пирамиду и гробницы знатных, которые мы обычно грабили».

С помощью медных орудий они прорубили в пирамиде узкий лаз. На это ушло много дней, но они смогли все-таки добраться до подземных покоев. Они зажгли светильники, убрали последние препятствия и очутились в помещении, где стояли саркофаги фараона и его супруги. Однако грабители проникли сюда вовсе не для того, чтобы заниматься кропотливыми археологическими исследованиями. Не медля ни минуты, они сбросили крышки саркофагов и увидели в них деревянные позолоченные гробы. Грабители их вскрыли. Благородная мумия фараона покоилась в гробу, рядом с нею лежал меч, должно быть украшенный пальметками и охотничьими сценами, как меч царицы Аххетеп. Золотая маска закрывала лицо. На шее висели ожерелья и амулеты. Вся мумия была покрыта золотом. Грабители забрали все золото, серебро, медь и драгоценности. Гробы они сожгли. Золото потянуло 160 дебенов (14,5 килограмма). Они разделили его на восемь равных частей и переправились через Нил. Возможно, кто-то из них не умел держать язык за зубами, а может быть, они возбудили подозрение у городской стражи; так или иначе, Аменпанефера схватили и повели к Насеру. Однако грабитель дал писцу квартала гавани двадцать дебенов золота, и тот отпустил его без лишних разговоров. Аменпанефер отыскал своих сообщников, и они по-честному снова разделили добычу. На сей раз каждому досталось только по семнадцать с половиной дебенов. Надо было возместить такую потерю, и шайка опять принялась за свои дела, которые шли вполне успешно, пока их наконец не схватили. Но грабитель заявил:

Многие жители страны воровали так же, как и мы, и не менее виновны, чем мы!»

Какое-то время восемь грабителей содержались под стражей. Затем решили передать их верховному жрецу Амона, но к моменту перевода из городской тюрьмы в храмовое узилище их осталось всего трое, да еще один вор из другой шайки, насчитывавшей семнадцать человек. Все остальные сбежали. Судьи рассудили, что теперь их должен искать сам верховный жрец.

Украшенная иероглифами стена со следами разрушений, оставленных грабителями. Изображение из книги П. Элебрахта ‘Трагедия пирамид: 5000 лет разграбления египетских усыпальниц’

Три месяца спустя каменотеса Аменпанефера, чья мать уже была выслана в Нубию, все-таки поймали, и он предстал перед судом. После того как его попотчевали как следует палками, преступник дал новые показания. Вместе со своими сообщниками он ограбил гробницу третьего пророка Амона. Их было пятеро. Они вынесли наружу позолоченный деревянный саркофаг, бросив мумию в углу усыпальницы. Переправившись на остров Амонемипет, они взяли все золото, поделили его, а гроб сожгли. Аменпанефер продолжал свои гнусные дела, его ловили, отпускали, и вот наконец новый арест поставил его перед судьями.

Гробницы фараонов и частных лиц вначале привлекали только работников каменоломен, каменотесов и ремесленников некрополя. Но вскоре к их шайкам присоединились мелкие чиновники западных храмов и самого некрополя, а также низшие жрецы. Бандиты шайки, в которой были жрец Пенунхеб и его четверо священнослужителей, Хапиур, его сын Паисем, Семди и Панхар, ухитрились снять ожерелье со статуи Нефертума, посвященной великому богу, фараону Усермаатра-сетепенра. Эта драгоценность, после того как ее переплавили, потянула на четыре дебена и шесть китов золота. Хапиур сам поделил добычу между сообщниками, видимо, как старший по возрасту.

Другая шайка, в которой были жрецы, писцы и погонщики волов, ограбила «дом золота» фараона Усермаатра-сетепенра. Мы не знаем, что такое этот «дом золота» и где он точно находился. Его внешняя дверь из гранита с острова Абу запиралась медными засовами. Створки были обшиты золотом. Наверное, эту гробницу плохо охраняли. Жрец Кер и четверо его собратьев наведывались сюда не раз и уносили золото, которое обменивали в городе на зерно. Однажды один из соучастников, пастух, затеял с ними ссору: «Почему вы мне даете так мало?»

Они вернулись к своей неистощимой сокровищнице и принесли еще пять китов золота. Купив за эти сорок пять граммов золота быка, они отдали его пастуху. Но писец царских документов Сетимес, услышав перебранку между жрецами и пастухом, сказал им:

Я пойду и доложу верховному жрецу Амона!»

Жрецы поняли с полуслова. За две вылазки в гробницу они вынесли четыре с половиной кита золота и этим купили молчание писца царских документов.

Жрец Тутуи, один из служителей «дома золота», решил расширить район своих операций. Вместе со жрецом Несиамоном он добрался до небесных врат, взял оттуда все золото, а остальное предал огню. Точно так же погибло огромное количество драгоценной утвари. Однажды грабители утащили носилки верховного жреца Амона Рамсеснахта, который был совсем недавно погребен. А вскоре другая шайка похищает такие же носилки великого бога Усермаатра-сетепенра и сорок «домов» фараона Менмаатра Сети, хранившиеся в сокровищнице дворца Усермаатра.

Донесения и допросы по поводу этих грабежей составили довольно толстый том. Однако они касаются только второстепенных дел, потому что в этих записях упомянута лишь одна ограбленная гробница фараона. А на самом деле почти все гробницы в Долине царей и в Долине цариц были вскрыты и ограблены в начале царствования XXI династии, то есть менее чем за тридцать лет.

Гробница Тутанхамона на момент обнаружения в 1922 году. Одна из немногих, которой удалось остаться необнаруженной древними грабителями.

Чтобы спасти мумии фараонов, везиры и великие жрецы Амона решили извлечь их из саркофагов и захоронить без всяких украшений и золотых масок, в одних только пеленах и в простых гробах в каком-нибудь тайном месте.

Грабители, промышлявшие в этом районе, не добрались только до гробницы Тутанхамона и гробницы царицы Аххетеп. Мне кажется, гробницы Аменхотепов, Тутмосов, Сети и Рамсесов были ограблены работниками некрополя, хотя стражники могли бы легко покончить с этими бандами. Но при последних Рамсесах Египет раздирали междоусобные войны между приверженцами Амона и приверженцами Сетха, особенно многочисленными и активными в Коптосе, Оксиринхе, Телль-Модаме и Пер-Рамсесе. Наверное, во время этой жестокой гражданской войны сторонники Амона и Сетха, поочередно или все вместе, грабили великие гробницы под предлогом того, что противнику не должны достаться захороненные в них сокровища.

Пример был подан сверху, и маленькие люди с маленькими средствами последовали ему, тем более что в эти смутные времена жизнь неимоверно вздорожала. Продуктов не хватало, и меняли их только на золото или серебро. За быка просили сорок пять граммов золота. Сообщники некоего Бухафа признаются, что за свою часть добычи приобрели кто поля, кто зерно и ткани, кто рабов. Покупка раба не могла остаться незамеченной, потому что подобные сделки регистрировались в официальных конторах. Поэтому судья, узнав, что люди малого достатка купили раба, интересуется, откуда такие средства.

Судебный писец спрашивает фиванку по имени Иринефер:
— Что ты скажешь о серебре, которое принес Панехси, твой муж?
— Я его не видела.
Писец настаивает:
— На какие средства приобрела ты вместе с ним этих слуг?
— Я не видела серебра. Он приобрел их, когда он был далеко, когда он был там.
Судьи задают последний вопрос:
— Откуда серебро, которое Панехси велел переплавить для Себекемсафа?
— Я его выменяла на зерно в год гиен, когда все голодали».

Суд не нашел нужным уточнять, что подразумевала обвиняемая под «годом гиен». Это было общепринятое выражение, однако нас оно немного смущает. Некоторые египтологи думают, что речь идет о тех годах, когда гиены забредали в Фивы, точно так же как волки иногда появлялись в предместьях наших больших городов в голодное время. Но другие полагают, что это всего лишь образное выражение. Возможно, «год гиен» — год, когда враги Амона захватили Фивы и разграбили все храмы и некрополи. Все были в панике. Один из грабителей кричит отцу одной женщины, который входил в шайку Бухафа:

Старый дурак, ни к чему не годный, если бы ты покончил с собой и бросился в Нил, кто бы тебя искал?».

Рамсес III имел все основания молить богов, чтобы они даровали его сыну благополучное царствование. Он был провидцем и предчувствовал надвигающуюся катастрофу. Она произошла примерно через три четверти века после его смерти. Через четверть столетия или чуть больше Египет вышел из междоусобицы, потеряв почти все завоеванные земли, и обнаружилось то, чего не видывали со времен гиксосов, — разграбление вечных жилищ мертвых, но теперь этим занимались сами египтяне — ремесленники, писцы и жрецы.

3. Суд в Древнем Египте

Сцены загробного суда Осириса из ‘Книги Мертвых’

Когда порядок был восстановлен, начались репрессии. Несомненно, уже при Рамсесе IX следственная комиссия под председательством везира, первого лица в Египте после фараона, занялась подсчетом убытков. Нам кажется, она не столько стремилась узнать истину, сколько старалась ее замолчать. Грабителей хватают. За малую толику золота их отпускают, и они снова берутся за свое дело. Они пользуются переводом из тюрьмы «князя Города» в тюрьму верховного жреца, чтобы преспокойно улизнуть. Но после того как в последние годы царствования Рамсеса IX ограбления гробниц возобновились, была создана новая следственная комиссия, в которую помимо везира входили царские кравчие, хранитель казны, два носителя опахал, писцы и глашатаи. На этот раз они действовали решительно. Довольно часто истцы обращались к статуе обожествленного царя, чтобы вернуть украденное или получить соответствующее вознаграждение. Однако дело слишком серьезное, поэтому священную статую оставляют в покое, а судьи, чтобы узнать истину, прибегают к испытанным средствам.

В начале судебного заседания, на котором происходил допрос главных обвиняемых по делу об ограблении великих жилищ, везир говорит пастуху Бухафу:

Ты был с шайкой. Бог тебя схватил. Он привел тебя сюда. Он отдал тебя во власть фараона. Назови мне всех людей, которые побывали вместе с тобой в этих великих жилищах!»

Обвиняемый не заставляет себя долго просить и называет шестерых сообщников. Но суду этого мало. Бухафа бьют палками. Он клянется сказать всю правду. Его допрашивают снова:

Скажи, каким путем ты добрался до великих жилищ, столь священных?»

Бухаф говорит, что гробница, куда он проник, уже была вскрыта, и его снова бьют палками, пока он не сдается:

Довольно, я скажу!»

У него вырывают признание: он называет еще тринадцать имен и заявляет:

Как существует Амон, как существует правитель! Если будет обнаружен человек, который был вместе со мной, и я утаил его, я приму наказание вместо него!».

Суд в Древнем Египте. Реконструкция

И вот начинается долгий допрос сообщников, которые тоже называют во время следствия новые имена. Обвиняемые клянутся говорить только правду под страхом высылки в Нубию или быть изувеченными, или «поставленными на дерево». Это выражение мы уже встречали неоднократно. Многие из тех, кто что-то замышлял против Рамсеса III, были «поставлены на дерево». Египтологи думают, что это означает «посадить на кол». Но мы в этом не уверены. На ассирийских рельефах мы видели посаженных на кол, но на египетских — ни разу. Зато иногда на них изображены привязанные к столбу преступники, избиваемые палками.36) Поэтому я думаю, что преступника, которого «ставили на дерево», просто привязывали к столбу и, наверное, забивали палками насмерть. Иногда на вопросы судьи обвиняемый отвечал: «Горе мне, горе моей плоти!» Судья хладнокровно повторял вопрос и, если ответ, как обычно, его не удовлетворял, снова переходил к палкам. Били тремя способами, потому что в египетском языке для этого наказания было три термина: «беджен», «неджен» и «менини». Некоторые последовательно получали наказание всех трех сортов, но мы точно не знаем, чем они отличались. Били по спине, по ладоням и стопам. Это энергичное средство хорошо развязывало языки, однако не всегда. Часто судейский писец отмечает, что даже после второго и третьего битья обвиняемый ни в чем не признался. По-видимому, и после этого обвиняемого не отпускали. Иногда вставший в тупик судья, не получив от несчастного ни признаний, ни сведений, требовал, чтобы тот назвал свидетеля, который мог бы подтвердить правдивость его показаний. Освобождали обвиняемых редко.

Перед судом предстал трубач по имени Амонхау. Везир его спрашивает: «Каким способом ты вместе с возжигателем благовоний Шедсухонсу проник в великое жилище и вынес оттуда серебро, после того как там побывали воры?»

Тот отвечал:

Горе мне! Горе моей плоти! Это все Перипатау, трубач, с которым я поссорился и сказал ему: «»Ты будешь предан смерти за кражи, совершенные тобой в некрополе…»»

Его продолжали допрашивать, подвергнув битью палками по ладоням и стопам. Он сказал:

Я не видел никого, кроме того, кого уже назвал».

Его подвергли битью «неджен» два раза и битью «менини». Он сказал:

Я ничего не видел. О том, что видел, я уже сказал».

Допрос возобновился на десятый день четвертого месяца сезона «шему». Амонхау признали неповинным в этих кражах. Ему вернули воздух (свободу). Несчастный, право же, это заслужил.

Благодаря подобным документам мы присутствуем на многих допросах, однако решения суда до нас не дошли. Мы не знаем, какие были вынесены приговоры. Может быть, несчастные погибли под пытками, а может быть, окончили свои жалкие дни в рудниках или каменоломнях.

12.02.2011class=»anons_date»> id=»razdel»>

История эммигрантки из Обнинска.

Внимание всего мира на прошлой неделе было приковано к событиям в Египте. Тысячи туристов метались в сомнениях: продлевать свой отпуск или как можно быстрее вылететь из страны на ближайшем самолете. Но есть в этой южной стране группа людей, которые и рады бы ее покинуть, но не могут.

Это наши соотечественницы, которые вышли замуж за граждан Египта, обзавелись там собственностью и теперь мечутся между семьей, имуществом и банальным инстинктом самосохранения.

ИСТОРИЯ ЛЮБВИ И ЭМИГРАЦИИ

Тридцатипятилетняя Катерина уехала из Обнинска три года назад. Причина самая банальная — вышла замуж. Надо сказать, что и здесь женщина не была обделена мужским вниманием, а если говорить совсем уж честно, то со своим египетским мужем она познакомилась как раз тогда, когда отдыхала с супругом во всесоюзной арабской здравнице. Утомленный солнцем, муж залег отдыхать и категорически отказался двигаться на ночь, глядя в сторону дискотеки.

Катерина, недолго думая, прихватила новую подружку и пустилась во все тяжкие. На ближайшей дискотеке Катя и нашла свою новую любовь: полуараб-полуфранцуз поразил россиянку в самое сердце. И уже с утра незадачливому супругу объявили об отставке.

Дальше все понеслось со скоростью урагана: развод, свадьба в Египте, продажа однокомнатной квартиры в Обнинске и покупка недвижимости в Хургаде. Родственники и знакомые пугали страшными историями, но Катя гнула свою линию и скоро стала собственницей роскошной трехкомнатной квартиры.

И НА СОЛНЦЕ БЫВАЮТ ПЯТНА

Особой проблемы с работой тоже не было: средняя зарплата в гостиничном бизнесе в Хургаде для женщин из России — тысяча долларов, а в Шарм-эль-Шейхе — две тысячи. В общем, все было прекрасно и в первые полтора года Катюшу заботило только одно: сухой воздух и ветер пустыни слишком сушил кожу. Паранджа, или что-то в этом роде, стали казаться единственным способом сохранить внешность. Да и египетский супруг стал доставать своим вечным нытьем про то, как нужно одеваться порядочной женщине. Катя даже отказалась от голого живота, потом прикрыла рвущийся наружу бюст и оголенные плечи. «Боевая раскраска» тоже полиняла.

Слегка напрягало то, что египетский мачо взял моду при каждом удобном случае названивать теще в Обнинск и жаловаться на супругу. Но мама Катерины мужественно терпела и даже давала по «скайпу» рекомендации своей взрослой дочери, как лучше одеваться. Мамино терпение закончилось только тогда, когда египетский родственник стал жаловаться на Катерину, когда та расцарапала ему физиономию, поймав на какой-то очередной туристке из России.

Биться с соотечественницами за свое супружеское счастье Кате приходилось все чаще и чаще, потому как повышенная сексуальность супруга оказалась итогом принятия каких-то местных наркотиков. Причем порыв страсти накатывал на «мачо» недалеко от места выкуренного с травкой кальяна. Когда весь этот бесконечный бордель Кате надоел, она выставила свою половинку из дома и подала на развод. Вот тут уж завыли все египетские родственники супруга и муж взмолил о пощаде. Но, увы! На горизонте Кати нарисовался еще один мачо, который и спустил пару раз с лестницы всю бывшую родню.

Личная жизнь нашей эмигрантки снова налаживалась, да и с работой все становилось лучше и лучше: новый бой-френд владеет небольшим отелем, поэтому сразу предложил место старшего администратора. И это в туристическое межсезонье! И надо же тому случиться, чтобы как раз сейчас в Египте начались бунты.

ХУРГАДА ПРОТИВ РЕВОЛЮЦИИ

Связаться с Катериной оказалось непросто: в дни волнений и телефонная связь и Интернет прерывались через 3-5 минут после начала разговора. Но кое-что выяснить все-таки удалось. Поначалу туристы даже не думали разъезжаться, поскольку все волнения были на другом конце страны. Хургада не связана с другими городами дорогами — вокруг одна пустыня, а сами местные жители живут только за счет туристов, поэтому особой прыти для социальных волнений никто не демонстрировал. Катя была полна оптимизма и задора. Однако через неделю отдыхающие стали неспешно, но покидать страну, а поток туристов из России стал совсем жалким. Наличные деньги закончились.

— Пока я питаюсь при отеле, — растеряно сообщала Катерина матери, — но если так дальше пойдет, готовить будет не для кого и отель закроется.

Катя со своим новым другом стали подсчитывать убытки и совсем загрустили. Уезжать из страны, бросив недвижимость — невозможно. Хотя в Хургаде и не было мародерства, но оставленное имущество вряд ли долго останется без хозяина во времена беспорядков.

СТОИТ ЛИ ЕХАТЬ В КУРГАДУ?

Туристы притихли и все больше с достоинством, но жались к стенам отелей. Впрочем, были и такие, кто с еще большим азартом отплясывал на дискотеках. Местные жители, по словам Катерины стали слегка путаться в своих чувствах: с одной стороны арабы готовы простить туристам все, пусть только едут, но с другой стороны в стране горе — а эти дикие русские пляшут на костях. Как это для нас ни странно звучит, но смерть десятков человек и революционные волнения в стране расцениваются как бедствие. И разгул туристов на этом фоне не всем по душе.

Согласитесь, если бы во время какого-нибудь путча или теракта какая-нибудь многотысячная группа иностранцев вопила и плясала, вряд ли бы нам это сильно понравилось. Нужно отдать должное нашим соотечественникам, у большинства из них очень хорошо развито чутье, поэтому даже без слов многие поняли, что перегибать палку в такое время не стоит и стали вести себя поскромнее. Все-таки, пир во время чумы — это не совсем российская традиция.

— Стоит ли ехать в Хургаду? — спросили мы Катерину.

— Конечно, стоит! — радостно ответила бывшая обнинчанка, — К лету все успокоится. Да у нас уже все хорошо!

Хотелось бы верить, но вот только мама, которая собиралась в марте к дочери, почему-то не торопиться покупать билеты. Впрочем, и без мамы найдутся любители экстрима, которые радостно полетят навстречу жаркому египетскому солнцу.

— Да, чего бояться! — философски вздыхают обнинские туристы. — У нас и в России не знаешь, доживешь ли до следующих выходных: то грипп, то теракт, то сосулька на голову упадет!

Рената БЕЛИЧ

НА ЕГИПЕТ БИЛЕТОВ НЕТ!

Менеджер туристического агентства «Омма» Нина РИГАС:

— Продажа туристических путевок в Египет приостановлена до 28 февраля. Крупные туроператоры, с которыми мы работаем, «Пегас», «Коралл», «Тез-тур» закрыли это направление. Никто никаких приказов не издавал, просто в базе появились отметки: «нет билетов». Конечно, мы очень волновались за своих клиентов, все они, к счастью, вернулись в воскресенье.

Впрочем, у туристов проблем с вылетом нет, сложности есть у тех, кто работал в Египте и сейчас пытается вернуться на родину. По нашим данным ко вторнику в стране осталось всего 4,5 тысячи российских туристов.

Привели к Исходу евреев из Древнего Египта.

Описание

Согласно книге Исход, Моисей именем Бога требует от фараона отпустить его народ, обещая, что в противном случае Бог накажет Египет. Фараон не послушался, и на Египет были обрушены 10 бедствий, причём каждый раз после нового отказа фараона отпустить евреев следовало очередное бедствие:

  1. Наказание кровью
  2. Казнь лягушками
  3. Нашествие кровососущих насекомых (мошки, пухоеды, вши, клопы)
  4. Наказание пёсьими мухами
  5. Мор скота
  6. Язвы и нарывы
  7. Гром, молнии и огненный град
  8. Нашествие саранчи
  9. Необычная темнота (тьма египетская)
  10. Смерть первенцев

Наказание кровью

Вся вода в Ниле, других водоемах и емкостях превратилась в кровь, но оставалась прозрачной для иудеев (и даже та, которая была у иудеев, превращалась в кровь, если египтяне пытались ее отобрать). Пить египтяне могли только ту воду, за которую они платили деньги евреям.

Первая казньДжеймс Тиссо (1836–1902), Public Domain

Тогда, согласно преданию, колдуны фараона купили у евреев воду и стали колдовать над ней, им удалось-таки превратить ее в кровь, и фараон решил, что наказание кровью — не наказание Господне, а всего лишь колдовство, и не отпустил евреев.

Казнь лягушками

Как было обещано фараону: «они выйдут и войдут в дом твой, и в спальню твою, и на постель твою, и в домы рабов твоих и народа твоего, и в печи твои, и в квашни твои» (Исх.8:3). Жабы наполнили всю землю египетскую.

Вторая казнь Египетская — жабы. Иллюстрация из иллюстрированной библейской энциклопедии архимандрита Никифора (1891 год)Г.Н. Петров, Public Domain

Египетские колдуны снова принялись колдовать, и им удалось сделать так, что лягушек стало еще больше, однако они сказали фараону, что не знают такого колдовства, которое позволило бы убрать лягушек. Тогда фараон сказал Моисею, что поверит, что Египет наказал Бог, и отпустит его народ, если Бог уберет всех лягушек. После исчезновения лягушек фараон решил отказаться от своего обещания.

Нашествие мошек

В качестве третьего наказания на Египет обрушилось полчище мошек, которые нападали на египтян, облепляли их, лезли в глаза, нос, уши.

На этот раз колдуны не смогли помочь фараону и сказали, что не знают такого колдовства, и что, должно быть, это все и впрямь наказание Господне, и следует отпустить евреев. Однако фараон и на этот раз оказался непреклонен.

И тогда Бог обрушил на Египет четвертую казнь:

Наказание песьими мухами

Тучи этих мух покрыли людей и наполнили дома египтян. «По словам Филона, насекомое, послужившее орудием четвертой казни, совмещало свойства мух и собак, отличалось лютостью и неотвязчивостью. Издали, как стрела, неслось оно на человека или животное и, стремительно нападая, впивалось жалом в тело и как бы прилипало к нему» (Толковая Библия Лопухина). Скорее всего, под пёсьими мухами подразумеваются оводы, не дававшие покоя египтянам и стадам их животных.

Главный урок этой казни заключался в том, что Бог открыто явил фараону и всем египтянам различие между ними и иудеями. Пёсьи мухи были везде, кроме области Гесем, в которой жили евреи; они были во всех домах, кроме домов израильтян: стихи 22-23 «…отделю в тот день землю Гесем, на которой пребывает народ Мой, и там не будет песьих мух, дабы ты знал, что Я Господь среди земли; Я сделаю разделение между народом Моим и между народом твоим».

Такое разделение между двумя народами и областями их обитания в Египте показало фараону, что Бог Израиля является Господом, наславшим египетские казни, и что именно Он есть Бог над Египтом, превосходя по силе и могуществу всех египетских божеств и идолов. Позвал тогда фараон к себе Моисея и вновь пообещал отпустить иудеев, а после исчезновения диких зверей, вновь нарушил свое обещание.

И постигла Египет пятая казнь:

Пятая казнь: поражение скота (Исх. 9:2-3)Доре (1832–1883), Public Domain

Мор скота

У всех египтян вымер скот, находившийся в поле, напасть не коснулась лишь евреев. И понял тогда фараон, что Бог заботится о евреях, но заупрямился и евреев все же не отпустил (Исх.9:3-7).

Язвы и нарывы

После этого Господь повелел Моисею и Аарону взять по пригоршне печной сажи и подбросить ее высоко вверх перед фараоном. Так они и сделали, и покрылись тела египтян и животных их страшными язвами и нарывами.

И испугался фараон, что всю оставшуюся жизнь будет мучиться и чесаться из-за язв и нарывов и решил отпустить-таки евреев. Но Бог укрепил сердце его и дал ему смелость поступать согласно своим убеждениям, ибо хотел, чтобы отпустил фараон евреев не из страха, но из осознания того, что ни один земной царь не может спорить с Богом. И вновь не отпустил иудеев фараон (Исх.9:8-11).

Тогда Бог поразил Египет в седьмой раз:

Гром, молнии и огненный град

Началась буря, загремел гром, засверкали молнии и на Египет обрушился огненный град.

Увидели египтяне, что в каждой градине горит пламя и ужаснулись, так как поняли, что это гнев Того, Кто может менять природу вещей.

Седьмая казнь. Джон Мартин, 1823John Martin (1789–1854), Public Domain

Повинился тогда фараон перед Моисеем и Аароном, попросил их помолиться Богу, чтобы град прекратился, обещав, что отпустит евреев. Помолился Моисей Богу, и град прекратился. Но вновь не сдержал своего обещания фараон.

И постигла Египет казнь восьмая:

Нашествие саранчи

Подул сильный ветер, а за ветром налетели на Египет полчища саранчи, сожрав всю зелень вплоть до последней травинки на земле египетской.
И вновь просил фараон Моисея вымолить пощаду у Бога, и вновь обещал отпустить евреев. Воззвал Моисей к Богу, и подул ветер в другую сторону, и унес он всю саранчу. Но вновь укрепил Бог сердце фараона, и снова тот не отпустил сынов Израилевых.
И началась девятая казнь: Исх.10, 13-15

Необычная темнота

Темнота, павшая на Египет была необычной, она была густая и плотная, так что ее можно было даже потрогать; а свечи и факелы не могли рассеять темноту. Лишь у евреев было светло, а египтяне же вынуждены были передвигаться наощупь. Однако вскоре темнота стала сгущаться, сковывая движения египтян, и вот уже те не могли даже пошевелиться.

И позвал фараон Моисея, и сказал ему, что отпускает евреев, только скот свой те должны оставить. Однако Моисей сказал фараону, что не оставят евреи свой скот. Тогда фараон велел Моисею уйти и не приходить больше, пообещав, что если тот придет, то будет казнен. И сказал тогда Моисей, что не придет он больше, но что постигнет Египет казнь, страшнее всех предыдущих вместе взятых, ибо погибнут в Египте все сыновья первенцы.

И в полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской (Исх. 12:21-29)

Тип и синтаксические свойства сочетанияПравить

еги́петская казнь

Устойчивое сочетание (фразеологизм). Используется в качестве именной группы.

ПроизношениеПравить

  • МФА:

Семантические свойстваПравить

ЗначениеПравить

  1. невыносимо тяжёлое положение; бедствие ◆ Несколько месяцев спустя сказались результаты особого совещания: над эскадрой совершилась поистине египетская казнь, а тот, кому Россия вверила свою судьбу и на кого вся армия возлагала надежды, сам на миноносце «Бедовый» сдался в плен. А. С. Новиков-Прибой, «Цусима», 1932-1935 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Да, это была настоящая египетская казнь охотнику, величайшее испытание терпения человека. М. М. Пришвин, «Дневники», 1927 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

СинонимыПравить

АнтонимыПравить

ГиперонимыПравить

    ГипонимыПравить

      ЭтимологияПравить

      Первоначально: казни египетские — десять бедствий (моровая язва, невыносимо удушливый ветер пустыни — самум и т. п.), которые, по библейскому рассказу, постигли население Египта в наказание за отказ фараона отпустить евреев из плена.

      ПереводПравить

      Список переводов

  • Итальянскийit: piaghe d’Egitto
  • Китайский (упрощ.): 极大的天灾; 极大的灾难
  • Польскийpl: plaga egipska

БиблиографияПравить

  • Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. — М., 1960. — С. 196.

Статья нуждается в доработке.

Это незаконченная статья. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.
В частности, следует уточнить сведения о:

  • семантике
  • этимологии

(См. Общепринятые правила).

Древнеегипетский иероглиф отражает типичную позу писца: он сидит, скрестив ноги, и готов записывать, его взгляд напряжен. Но в жизни писцы вели себя далеко не так канонически смиренно — они собирали налоги, командовали строительством, оценивали урожаи. Неплательщиков они пороли, нарушителей убивали, а государство, если была такая возможность, обворовывали.

На фото: писцы подсчитывают собранный урожай. Роспись XIV века до н.э. из гробрицы Менны в Фивах

См. также: «Пришел, увидел, заплатил», «Солидарность» № 9, 2019

ВСЕГДА НАЧАЛЬНИК

В Древнем Египте слово «писец” стало нарицательным для всех должностных лиц. Выделялось три основных ведомства: военное, налоговое и общественных работ. Наиболее многочисленны были писцы так называемых «белых домов” — центров по переработке, хранению и распределению продуктов сельского хозяйства.

Эта профессия считалась престижной и всегда востребованной. Причем нужда в писцах только возрастала. От них зависело, будут ли содержаться в порядке каналы и дороги, набережные и склады. В папирусах нередко встречаются наставления такого рода:

«Смотри, нет другой должности, кроме должности писца, где человек всегда начальник” или «Будь писцом! Это освободит тебя от податей, защитит тебя от работ всяких, удалит тебя от мотыги… и не будешь ты носить корзину… Не будешь ты под владыками многими и под начальниками многочисленными”.

Технически работа писцов сводилась к составлению списков, но бюрократией она не ограничивалась — приходилось выполнять и другие обязанности. К примеру, сборщики налогов подвергали неплательщиков поркам и пыткам, которые иногда заканчивались смертельным исходом — провинившихся связывали, бросали во рвы или топили.

Ремесленники и земледельцы страшились представителей закона даже самого низкого ранга. Их появление обычно предвещало битье палками или конфискацию скромного имущества. Поэтому до наших дней дошли увещевания, в которых чиновников призывали проявлять умеренность и милосердие:

«Не ленись при сборе налогов, но и не будь слишком суров. Если найдешь в списке большую задолженность бедняка, раздели ее на три части. Уступи две, чтобы осталась только одна часть”.

А визирь Птахмос, верховный жрец Амона и градоначальник Фив, приблизительно в 1390 году до н.э. похваляется мягкосердечием:

«Я делал то, что хвалят люди и что угодно богам. Я давал хлеб голодному. Я кормил того, кто ничего не имел”.

«А”-СПРАВКА

Преимущества профессии

Талантливый, амбициозный писец мог претендовать на хорошую должность — при дворе царя, в штате визиря, в профессиональной гильдии, в поместье высокопоставленного чиновника. Но этим возможности не исчерпывались. Он мог:

— записывать ход работ и количество материалов на строительной площадке;

— копировать религиозные тексты в храме;

— набирать учеников;

— готовить иероглифические тексты для резчиков по камню и художников, работавших над украшением гробницы или обелиска;

— руководить движением торговых судов;

— управлять строительством ирригационных систем, дорог, каналов и общественными работами;

— сопровождать торговые и геологические экспедиции в Нубию, Ливан или на Синайский полуостров, ведя переговоры, составляя дневники, выполняя топографическую съемку, заключая торговые и дипломатические договоры;

— стать инженером, архитектором, астрономом, математиком или врачом.

ИЕРАРХИЯ И НАИВЫСШИЕ ЧИНОВНИКИ

Пьер Монтэ в книге «Египет Рамсесов: повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов” приводит следующие сведения об общественной иерархии. Первую ступень занимали боги и божества, сам царствующий фараон, его жена, мать и дети. Затем — судьи и советники, включая визиря, важные сановники и крупные военачальники, а также носильщики опахала (это был особый титул и привилегия). Недалеко от них ушли «рядовые” писцы, подчинявшиеся, как правило, сановникам. Они служили в царской библиотеке, были глашатаями, сборщиками налогов, управляющими, особо выделялись начальники «белого дома” и главный писец верховного суда.

Каждый «дом”, выполнявший функцию министерства, нуждался в обширном штате грамотных работников, состоявших в свите того или иного сановника. Всякий писец при этом мог рассчитывать на особое звание, зависящее от рода его деятельности, поэтому внутренняя иерархия чиновничества выглядит запутанной.

ОБУЧЕНИЕ

Становиться писцами могли как мужчины, так и женщины, хотя последние гораздо реже занимали эту должность. Частым явлением были династии писцов. Тем не менее смышленого крестьянского мальчика тоже могли отобрать для обучения в школе.

Школы возникали при храмах, дворцах царей и вельмож. Детей туда отдавали в возрасте 4 — 5 лет, и обучение длилось около 10 — 12 лет. Вначале учили читать, правильно и красиво писать, а затем и составлять деловые бумаги. Для освоения грамоты необходимо было «запомнить около 700 иероглифов, различать беглое, упрощенное и классическое письмо”. В итоге ученик должен был «освоить деловой стиль для светских нужд и уставный для составления религиозных текстов”.

Уоллис Бадж в книге «Жители долины Нила” пишет, что в таких школах «мальчиков учили всему, что могло им пригодиться во время работы, которую им выбрали отцы”, и добавляет, что родители были практичными и не хотели, чтобы дети получали нечто похожее на «общее образование”. Таким образом, школы давали достаточную базу, чтобы подготовить ребенка к профессии писца и открыть перед ним достойное будущее.

Александр Джуринский в работе «История педагогики и образования” описывает и письменный набор, полагавшийся ученикам: «Чашечка для воды, деревянная дощечка с углублениями для краски из сажи и охры, а также тростниковая палочка для письма. Почти весь текст писали черной краской. Красную краску использовали для обозначения пунктуации и выделения отдельных смысловых фраз. Папирусы использовали многократно, поэтому написанное ранее смывали”.

Занятия начинались с раннего утра. В перерыв ученики съедали по три куска хлеба и выпивали по две кружки пива (по рецептуре оно похоже на современное нубийское пиво, бузу, примерно 8% по крепости). Ребенок, которому не хватало такого рациона, считался прожорливым. Власть преподавателя над учениками была абсолютной, и дети нередко подвергались жестоким телесным наказаниям.

«Уши мальчика — на его спине, если ты будешь бить его, он будет слушаться” — это известное выражение, пришедшее из Древнего Египта, отражает бытовавшее тогда отношение к педагогике. Ту же точку зрения разделяли родители:

«Вставай на свое место! Книги уже лежат перед твоими товарищами. Читай прилежно книгу. Люби писание и ненавидь пляски. Целый день пиши твоими пальцами и читай ночью. Не проводи дня праздно, иначе горе твоему телу. Спрашивай совета того, кто знает больше тебя. Мне говорят, что ты забрасываешь ученье, ты предаешься удовольствиям, ты бродишь из улицы в улицу, где пахнет пивом. А пиво совращает душу. Ты похож на молельню без бога, на дом без хлеба. Тебя учат петь под флейту. Ты сидишь перед девушкой, и ты умащен благовониями. Твой венок из цветов висит у тебя на шее. Я свяжу твои ноги, если ты будешь бродить по улицам, и ты будешь избит гиппопотамовой плетью”.

ЛЬГОТЫ И ОПЛАТА ТРУДА

В ранние периоды монет в Египте не существовало, они вошли в обращение при Птолемеях около 300 года до н.э. Платили преимущественно продуктами питания, вещами и услугами. Для примера: каждому из тысячи человек, перевозивших памятник для Сети I (1290 — 1279 годы до н.э.), давали по 1,8 кг хлеба и два пучка овощей в день. Также рабочие получали по два льняных одеяния в месяц.

Денежные отношения в Древнем Египте описал Пьер Монтэ, обращаясь к Великому папирусу Харриса, датируемому примерно 1200 годом до н.э. Так, стоимость товара измеряли в весе золота, серебра, меди или драгоценных камней. Мера называлась «дебен” и равнялась примерно 90 граммам. Бытовал и «кедет” — «кольцо”, оценивавшееся в девять грамм. Мешок пшеницы стоил один медный дебен, быка можно было купить за 30 — 130 медных дебенов или один серебряный.

Как выглядел дебен — неизвестно, но археологам удалось найти относящийся к той эпохе кувшин со слитками серебра и золота в виде палочек — возможно, так «вживую” выглядела эта мера веса. А на стенах храма в Фивах, датированного 1300 годом до н.э., изображен мужчина, кладущий кольца на весы. Однако Монтэ уточняет: «На практике покупатель почти никогда не мог предъявить дебен меди, а тем более золота или серебра. Расчеты драгоценными металлами начали производить лишь при последних Рамсесах, когда массовое ограбление храмов и гробниц вернуло в оборот довольно большое количество этих металлов, которые веками хранились под землей или в храмах”.

Таким образом, продавцы и покупатели оценивали «вес” своих предложений в дебенах умозрительно, и на основе этих выводов совершали сделки. Натуральный обмен был повсеместной формой не только торга, но и оплаты труда. В том числе это касалось писцов.

Монтэ пишет: «Во владениях фараона и великих богов велся строжайший учет всех поступающих за день продуктов, изделий и всего, что расходовалось на содержание работников. Это был замкнутый цикл. Закрома и склады ломились от продуктов и товаров, но они предназначались лишь для незначительной части населения. Удовлетворив потребности этой привилегированной прослойки, излишек товаров можно было пустить в торговый оборот”.

Писцы были частью государственной системы и освобождались от уплаты налогов и службы в армии. Им предоставляли жилье, землю, еду и хорошую одежду. Их не привлекали к тяжелой физической работе, но часто отправляли «в командировки”. В почтенном возрасте им давалась должность в храмах, что делало их жизнь более обеспеченной. Кроме того, в качестве награды они получали часть собранных налогов.

ПРЕСТУПЛЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ

Вместе с развитым бюрократическим аппаратом в Египте появилась и коррупция. Папирус, который хранится в Турине, описывает так называемый «скандал на Элефантине”. Храм бога-овна Хнума на этом острове получал официально около 700 мешков ячменя в год. В течение девяти лет, однако, были присвоены 5000 мешков дополнительно. Наряду с этим была раскрыта обширная сеть коррупции, мошенничества, краж.

По закону, провинившегося чиновника лишали должности и сурово наказывали. Его, как и его детей, лишали привилегий и низводили до положения простых ремесленников или слуг.

Как пишет Монтэ, в годы смуты после религиозной революции Эхнатона (примерно 1350 — 1336 годы до н.э.) писцы, сборщики налогов и все представители власти, до самых незначительных, беспощадно притесняли простых людей, обкрадывая и народ, и фараона. Судьи брали взятки, оправдывали преступника и осуждали невинного, слишком бедного, чтобы заплатить. Только фараон Хоремхеб (примерно 1319 — 1292 годы до н.э.) положил этому конец. Он издал суровый указ — любой судья, уличенный в злоупотреблениях служебным положением, подвергался позорной казни: ему отрезали нос и ссылали в своего рода «каторжный лагерь” в Силе, на Суэцком полуострове.

Сети I обвинял алчных чиновников в том, что они насильно уводят его пастухов, рыбаков, земледельцев и ремесленников, ловят рыбу в его прудах и охотятся в его угодьях, конфискуют суда, особенно идущие из Нубии с грузом товаров из южных стран. В документе было обещано, что каждого чиновника, завладевшего имуществом храма, накажут сотней палочных ударов, заставят вернуть все захваченное и заплатить штраф в стократном размере убытков казны. В отдельных случаях наказывали двумястами ударами и пятью «ранами”. Особо провинившихся отдавали в храмы на земледельческие работы, предварительно отрезав нос и уши.

Впрочем, желающие стать писцами не переводились. И, кстати, только благодаря их трудам мы узнали все эти истории.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *