Собор Святой Софии в Стамбуле
На территории Турции расположено огромное количество древних православных церквей и монастырей. Многие бывшие церкви стали мечетями. Так произошло со зданием, которое некогда было главным православным храмом мира – Святой Софией в Константинополе (Стамбуле). Строительство храма продолжалось пять лет — с 532 по 537 год. Святая София является признанным шедевром средневекового зодчества. Именно по образцу этой церкви строились русские Софийские храмы в Киеве и Новгороде. Ее огромный купол диаметром в 31 метр на протяжении многих веков восхищал путешественников, а сама церковь на протяжении примерно тысячи лет была самым высоким зданием в мире, не считая египетских пирамид. Церковь украшена бесценными мозаиками, которые считаются наиболее значительными примерами византийской монументальной живописи.
В 1453 году султан Мехмед II Завоеватель, сразу же после взятия Константинополя, велел обустроить в церкви мечеть. Святая София была главной мечетью столицы Османской империи на протяжении почти пяти веков. В 1935 году основатель современного турецкого государства Мустафа Кемаль Ататюрк распорядился сделать Святую Софию музеем.
Мечетью стала и древняя церковь святых Сергия и Вакха. Эта церковь датируется VI веком. До 1506 года здание было православным храмом, а потом его превратили в мечеть: фрески и мозаики были закрашены. В XVIII веке к мечети пристроили новый минарет (нынешний минарет заменил старый в пятидесятых годах прошлого века). Этот храм занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Еще древнее церковь святой Ирины – она была построена в IV веке. Когда-то на этом месте стоял храм Афродиты, но Константин – первый император, принявший христианство – повелел разрушить святилище и поставить на этом месте церковь. Именно в этой церкви прошел Первый Вселенский собор (325).
Сохранившееся до настоящих времен здание было построено в VI веке.
Церковь Святой Ирины в Стамбуле
Фото flickr.com/John Picken
После завоевания Константинополя в 1453 году церковь не была переделана в мечеть и значительных изменений в ее внешнем виде не происходило. Благодаря этому храм Святой Ирины является единственной византийской церковью, сохранившей до наших дней свой первоначальный атриум (просторное высокое помещение при входе в церковь).
На протяжении XV–XVIII веков церковь использовалась османами в качестве оружейных складов, а начиная с 1846 года храм был превращен в Археологический музей. В 1869 году церковь Святой Ирины была преобразована в Императорский Музей. Через несколько лет, в 1875 году, его экспонаты из за недостаточного количества места были перевезены в Изразцовый павильон. Наконец, в 1908 году в церкви был открыт Военный музей.
Сегодня церковь служит, главным образом, как концертный зал из за превосходной акустики и внушительной атмосферы.
Самая известная действующая церковь Стамбула – церковь Влахернской Богородицы. Храм был построен в V веке над источником, который издавна считался святым и целебным, и знаменит тем, что когда-то здесь хранились риза, головное покрывало и часть пояса Пресвятой Богородицы.
Построил храм император Лев Великий специально для хранения этих святынь. В 860 году риза Богородицы спасла Царьград от атаки славянских кораблей, появившихся в Босфоре под предводительством князя Аскольда. В честь этого события был установлен праздник Положения ризы – 2 июля.
Здесь же, во Влахернском храме, в 910 году произошло чудо Покрова Богородицы. Тогда Константинополь осаждали сарацины мусульмане. 1 октября во время всенощного бдения юродивый Андрей и его ученик Епифаний увидели идущую по воздуху Пресвятую Богородицу с ангелами и сонмом святых. Пресвятая Дева молилась за христиан, а затем распростерла Свой Покров над всеми молящимися в храме. Вскоре сарацинские войска отступили. В XV веке храм сгорел, но на его месте построили новый.
На территории Вселенского (Константинопольского) Патриархата расположена церковь Великомученика Георгия, построенная в начале XVIII века. Здесь хранятся драгоценные христианские святыни. Справа от иконостаса помещена колонна; к ней, по преданию, был прикован Иисус Христос во время предкрестных истязаний. Из колонны до сих пор торчит остаток кольца, к которому и приковали Христа. Считается, что эту святыню привезла в 326 году из Иерусалима св. царица Елена.
Недалеко от Патриархата расположена церковь Марии Монгольской. Церковь построена в XIII веке, а своим современным обликом и названием обязана дочери императора Михаила VIII Палеолога Марии Монгольской. Царевну из дипломатических соображений выдали замуж за монгольского хана, но и после этого она не прервала связей с родиной и пожертвовала деньги на строительство храма Богородицы, который впоследствии стали называть храмом Богородицы Монгольской. Церковь знаменита тем, что она единственная в городе никогда не закрывалась и не переходила в руки турок. Такой милости храм удостоился благодаря его прихожанину, греческому зодчему Христодулу, который построил для султана Мехмеда Завоевателя множество мечетей, и в частности мечеть Фатих. Грозный владыка издал особый фирман (указ), который запрещал закрывать церковь или превращать ее в мечеть.
Недалеко от Константинополя с древних времен почитали еще один целебный источник. Византийский историк XIV века Никифор Каллист пересказал предание о воине Льве, будущем императоре Льве Маркелле (V век), которому Сама Богородица указала на чудотворный источник и повелела построить на этом месте храм. Храм был построен и высоко чтился благодаря многочисленным чудесам, происходившим в нем. С Живоносным Источником связана и соответствующая иконография: Богородица с Младенцем на руках в купели, из которой изливаются струи воды. Ежегодно в Светлую пятницу к храму Живоносного Источника совершался крестный ход. В Россию же, по мнению исследователей, праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник» пришел приблизительно в XVI веке.
Храм Живоносного Источника находится в монастыре Балыклы, что в переводе с турецкого означает «красная рыбка». Есть народное предание, что рыбы, водившиеся когда то в купели Живоносного Источника, были необычно красного цвета. Монастырские здания, которые сейчас стоят над источником, построены в XVIII XX веках, а к самому источнику пускают редко: на Светлой седмице (первая неделя после Пасхи) и в другие особые дни. Зато пузырьки с водой из Живоносного Источника стоят в большом количестве в притворе храма. Отсюда же, из притвора храма, можно попасть в небольшой внутренний дворик, в последние два века ставший местом упокоения константинопольских патриархов.
Город Эфес, Турция
Фото flickr.com/Veyis Polat
Местом паломничества в Турции является и древний город Эфес (в окрестности города Сельчук). Именно здесь находился один из первых мировых центров христианства. В Эфесе проповедовал любимый ученик Христа, апостол Иоанн, которому церковная традиция приписывает авторство одного из четырех канонических текстов Евангелия. Из Эфеса он руководил жизнью христианских общин в городах Малой Азии – Смирне, Пергаме.
Согласно легенде, апостол Иоанн окончил свои дни в Эфесе, когда ему исполнилось 99 лет. Как то в воскресенье он по заведенному порядку собрал людей в церкви, построенной в его честь. После проповеди Иоанн попросил выкопать яму рядом с алтарем, а вырытую землю вынести из храма. Когда его пожелание было исполнено, он спустился в яму, простер руки к небу и прочитал молитву. Внезапно на Иоанна снизошел небесный свет, и он исчез.
На месте кончины Иоанна действительно существовала небольшая базилика, перестроенная в VI веке по приказу императора Юстиниана. Развалины храма сохранились до наших дней. Их можно увидеть в близлежащем городе, Сельчуке, у холма, на вершине которого высится крепость византийских времен.
Еще одним местом паломничества в районе Эфеса является домик Девы Марии. Он находится в 4 км от древнего Эфеса, на высоте 358 м. По преданиям, сохранявшимся с давних времен у жителей Эфеса, именно в этих местах завершила свой земной путь Богоматерь. У местных христиан существовал обычай посещать спрятанную в горах часовню в день праздника Успения Пресвятой Богородицы.
История распространения христианства оставила в Эфесе еще одно свидетельство. Это памятник христианским мученикам, который называют часто «Семь спящих юношей». В легенде рассказывается, как при императоре Деции в Эфесе семь юношей были брошены в подземелье на долгую мучительную смерть. Когда через 200 лет, при Феодосии II, темницу открыли, то обнаружили, что юноши остались живы. Все это время они спали.
Настоящим гигантским музеем христианских святынь является историческая область Каппадокия. Одно из самых примечательных мест в регионе — пeщepы дoлины Гёpeмe, ведущие свою историю со времен ранних христиан. Уникальный комплекс поселений создавался на протяжении многих веков, начиная с I тыс. до н. э. Пещеры пoчти пoлтopы тыcячи лeт были пpиcтaнищeм гpeчecкoй xpиcтиaнcкoй oбщины. От этoй нeбoльшoй кoлoнии остались килoмeтpы пoдзeмныx кoмнaт, пepexoдoв и цepквeй, cкaльныe xpaмы и oбopoнитeльныe coopужeния, фpecки, дocтoйныe лучшиx музeeв миpa.
Сaмыe извecтныe xpaмы Гёpeмe – двe бoльшиe купoльныe цepкви – Тeмнaя (Кapaнлык Килиce) и Яблoчнaя, пpocлaвившиecя caмыми дpeвними и xopoшo coxpaнившимиcя oбpaзцaми фpecoк. Цepкoвь Святой Вapвapы и Тoкaлы Килиce нaибoлee coxpaнившиecя цepкoвныe coopужeния peгиoнa.
Всего в Каппадокии не менее 500 скальных церквей. Чаще всего встречаются пещерные церкви с крестовокупольным сводом, колоннами и алтарями. Некоторые из них расположены в простых помещениях, другие представляют собой целые сооружения со сводами и куполами. Стены расписаны интересными фресками со сценами из Ветхого и Нового Заветов.
Национальный парк Гёреме и пещерные поселения Каппадокии входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
РИА Новости
Мiръ Турция
Ту́рция (тур. Türkiye), официально Туре́цкая Респу́блика (тур. Türkiye Cumhuriyeti) — государство, расположенное главным образом в Юго-Западной Азии, а частично (около 3 % территории, 20 % населения) — в Юго-Восточной Европе (Восточная Фракия). Образовалось в 1923 году в результате раздела Османской империи после её поражения в Первой мировой войне и последовавшей национально-освободительной войны турецкого народа, упразднения монархии и превращения территории с преобладанием турецкого этноса в турецкое национальное государство. Государственный язык — турецкий.
Содержание
Крупнейшие города
- Стамбул
- Анкара
- Измир
- Бурса
- Адана
- Анталья
- Конья
Православие в Турции
Христианство (а после церковного 1054 года и собственно православие) — основная религия на территории современной Турции в III-ХV веках. Бывшее до XX века значительным православное меньшинство (греки, а также арабы) с 1920-х годов претерпело резкое сокращение и ныне сохраняется в Стамбуле и островах. Вся территория Турции находится в пределах церковной юрисдикции Константинопольского патриархата (Хатай прежде входил в Антиохийский патриархат).
История
В регионе, ставшем впоследствии территорией Турции, в I и II веках проповедовал ряд апостолов и мужей апостольских, в частности Андрей Первозванный, который почитается как основатель Константинопольской церкви; здесь проходили заседания всех церковных соборов, признаваемых в православии вселенскими. Согласно новозаветной книге Деяния (11:26), впервые именование христиан в отношении последователей Христа было применено в Антиохии (ныне Турция, близ города Антакья).
К началу ХХ века в Малой Азии, равно как и в Восточной Фракии уже преобладали мусульмане, хотя православное большинство (71 %) сохранилось в районе Айдына (г. Смирна/современный Измир) и Трапезунда (Трабзона); православные также составляли значительное меньшинство населения Константинополя (столицы Османской империи).
По условиям греко-турецкого обмена населением 1923 года православные греки обязаны были покинуть Турцию, а мусульмане — Грецию; исключения составляли мусульмане Западной Фракии в Греции, с одной стороны, и православные греки в Константинополе — с другой. Бо́льшая часть последних покинула страну после погрома 1955 года.
Современное положение
На 2011 год по оценкам некоторых исследователей число православных в Турции составляет 0,008 % от численности населения страны (т. е около 5897 человек).
На территории Турецкой Республики в настоящее время имеется 5 епархий Константинопольской Православной Церкви:
- Константинопольская архиепископия, возглавляемая Патриархом: Стамбул и окрестности;
- Халкидонская митрополия: азиатская часть Турции
- Имврская и Тенедская митрополия: острова Имврос и Тенедос
- Принкипонисская митрополия: Принцевы острова
- Деркская митрополия.
Святые
- св. ап. Павел
- св. ап. и ев. Иоанн Богослов
- св. ап. Филипп
- св. свт. Николай Мирликийский
- св. прав. Иоанн Русский
- св. прп. Феодор Студит
Святыни
СТАМБУЛ (КОНСТАНТИНОПОЛЬ).
Кафедральный собор Св. Георгия Победоносца Константинопольской Православной Церкви. Мощи и икона:
Монастырь Богоматери Балыклы Константинопольской Православной Церкви:
- икона Божией Матери «Живоносный Источник»,
- икона Божией Матери «Благовещение Пресвятой Богородицы».
РУИНЫ ЕФЕСА. Разрушенный храм Св. Иоанна Богослова:
- могила ап. Иоанна Богослова.
ДРЕВНИЙ ИЕРАПОЛИС (Памуккале):
- гробница ап. Филиппа, обнаруженная в 2011 году
Святые места и храмы
- Влахернская церковь
- Собор святой Софии (Стамбул)
- Храм святой Ирины (Стамбул)
- Студийский монастырь (Стамбул)
- Церковь святых Сергия и Вакха (Стамбул)
- Церковь Божией Матери Паммакаристос (Стамбул)
- Пещерные поселения исторической области Каппадокия
- Дом, где жил святой Иоанн Русский (город Югрюп)
- Храм святых Константина и Елены (Мустафапаша)
- Миры Ликийские
- Древний Иераполис / Памуккале (место проповеди и кончины ап. Филиппа)
- Могила ап. Иоанна Богослова (Эфес)
- Грот семи эфесских отроков
- Древний театр — место бичевания ап. Павла
- Храм святой Софии, где проходил Первый Вселенский собор (Никея)
- Церковь монастыря Спасителя в Хоре
- Церковь Пресвятой Богородицы во Влахерне
- Живоносный Источник Пресвятой Богородицы и храм в Балыклы
- Болгарская церковь святого Стефана (Стамбул)
- Мидикийский монастырь в Зейтинбагы
- Монастырь Панагия Сумела на скале Трабзона
- Бывший храм на месте первоначального погребения свт. Николая (Демре)
Монастыри
- Монастырь Святой Троицы на острове Хейбелиада (действующий)
Видео
Ссылки
- Ефес и Иераполь. Фоторассказ о. Константина Пархоменко
- Святыни Малой Азии: Стамбул
- Святыни Малой Азии: Стамбул (часть 2)
- Святыни Малой Азии: Миры Ликийские и Памуккале (гробница апостола Филиппа)
- Святыни Малой Азии: Каппадокия
- Святыни Малой Азии: Каппадокия (часть 2)
- Святыни Малой Азии: Эфес
- Турецкие зарисовки
- Арх. Августин (Никитин). У святынь Константинополя
- На берегах Босфора, часть 1. Фотоотчет (священник Филипп Парфенов)
- На берегах Босфора, часть 2. Фотоотчет (священник Филипп Парфенов)
- Хождение в Иерусалим и Царьград черного дьякона Троице-Сергиева монастыря Ионы по прозвищу Маленького
- Странствия Василья Григоровича-Барского по Святым местам Востока с 1723 по 1747 г. Часть I
- Странствия Василья Григоровича-Барского по Святым местам Востока с 1723 по 1747 г. Часть II
- Странствия Василья Григоровича-Барского по Святым местам Востока с 1723 по 1747 г. Часть III
- Странствия Василья Григоровича-Барского по Святым местам Востока с 1723 по 1747 г. Часть IV
Турция экскурсионная 4 дня в Стамбуле
1 день
Вечерний вылет из Москвы. Прибытие в Стамбул, размещение в отеле. Свободное время.
2 день
Завтрак. Обзорная экскурсия по Стамбулу:
Прогулка по Босфору — легендарному проливу, разделяющему Европу и Азию, по берегам которого среди кипарисов расположились очаровательные деревянные особняки и крепости времен Османской империи. Холм Эдитепе — одна из самых высоких точек Стамбула. Со смотровой площадки открывается живописная панорама города. Переезд по Босфорскому мосту и знакомство с Галатской частью Стамбула.Дворец Топкапы — центр власти Османской империи XV – XIX веков. Дворцовый комплекс состоит из множества павильонов, кухни, гарема, библиотеки, сокровищницы и т.д. В нем представлены уникальные изделия из фарфора, золота, серебра и драгоценных камней, бесценная коллекция древних рукописей и реликвий. Площадь Ипподром — 2-ой по величине ипподром после Римского, одно из важнейших мест во времена Римской, Ви-зантийской и Османской империй, ставшее музеем под открытым небом. Мечеть Султана Ахмеда — одна из самых больших мечетей в мире с возвышающимися вокруг шестью минаретами, названная Голубой мечетью из-за великолепной облицовки голубыми фаянсовыми изразцами.
Храм Святой Софии — 4-ый в мире по величине христианский храм, построенный в IV веке, уникальное творение византийской архитектуры с древними фресками и византийской мозаикой.
* Во время экскурсионной программы обед – за доп. плату (~ 10 €), выбор традиционных турецких блюд на любой вкус.
3 день
Завтрак. Автобусная экскурсия по Стамбулу:
Дворец Долмабахчие – восхитительный дворцовый комплекс, состоящий из множества роскошных комнат и окруженный великолепным садом. Предметы интерьера дворца представляют уникальную коллекцию ручной работы. Этот дворец был резиденцией Ататюрка, где он провел последние минуты жизни.
Музей Карие — второе название музея — Церковь Хора. Византийская церковь, построенная на месте древнего монастыря. На мозаиках и фресках, датируемых началом XIV века, изображены сцены из жизни Богоматери и Христа.
Бухта Золотой Рог и церковь Св. Стефана — Кафедральный собор Болгарской Церкви в Стамбуле.
Церковь Влахерна — одна из самых почитаемых церквей древнего Константинополя. Церковь Богоматери Влахернской, построенная на месте чудодейственного источника, в которой в древнии времена хранились риза и пояс Богоматери, и чудотворная икона Богоматери с младенцем.
4 день
Завтрак. Свободное время. Во второй половине дня — трансфер в аэропорт.
Вечерний вылет в Москву (ВНУКОВО).
(*) — (по желанию оплачивается дополнительно каждым туристом отдельно)
Допускается изменение порядка проведения мероприятий.
Возможно изменение графика движения, позднее прибытие, сокращение времени пребывания в отелях в связи с задержками на границе, тяжелой транспортной ситуацией на дорогах и т.п.
Указанные в программе раcстояния являются приблизительными.
В стоимость поездки входит: проживание в отеле выбранной категории в центральной части города (фирма оставляет за собой право предоставлять любой отель в рамках выбранной категории и района), питание – завтрак, медицинская страховка, групповой трансфер, услуги русскоговорящего гида, входные билеты в музеи.
Дополнительно оплачивается:
виза (оплачивается самостоятельно в аэропорту Стамбула, 20 $); дополнительные экскурсии; чаевые гиду, водителю и работникам гостиниц(по желанию).
Доплата за одноместное размещение: 145 евро
Доплата за резмещение в отеле 4* (по желанию): 100 евро
«Нами направлено исковое заявление в суд, в котором мы указали на то, что это дело политическое и далекое от религии»,— приводит «РИА Новости» слова пресс-секретаря Турецкой православной церкви Севги Эренерол.
Также Эренерол подчеркнула, что у патриарха Варфоломея нет полномочий направлять свои экзархов на Украину, а также предоставлять автокефалию. По Лозаннскому соглашению от 1923 года, он может решать вопросы, связанные с потребностями греческого меньшинства в Стамбуле и на островах в Мраморном море.
«Варфоломей, превысив свои полномочия, стал вмешиваться в политические отношения между государствами, в их внутренние дела. И если он пошел на такое, то ему нельзя будет оставаться в Турции», — отметила пресс-секретарь.
Ранее Синод Русской православной церкви также назвал «политическим» решение об отмене Константинопольским патриархатом акта 1686 года о переходе Киевской митрополии в юрисдикцию Московского патриархата. По словам главы отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополита Илариона, Константинополь утратил право называться координирующим центром православия.