Сколько стоит свечка в церкви?

Журналист Sobesednik.ru выяснила подробности о том, как осуществляется свечной бизнес РПЦ в различных храмах России.

Приезжая в России в известный православный монастырь или посещая обычную церковь «на районе», верующие покупают свечи, иконы, масло и другую атрибутику – так положено. При этом цены в храмах сильно отличаются, а в туристических местах и вовсе заставляют округлять глаза…

Почему в Греции бесплатно?

Несколько лет назад в известном Боголюбовском монастыре под Владимиром меня больше всего поразили дорогущие свечи, кажется, от 40 рублей за штуку. В самом поселке грязь, нищета, один светофор через трассу Москва – Казань, а в монастыре клумбы с пышными цветами и цены до небес.

Оказалось, местные в монастырский храм давно не ходят: слишком дорого, ставят свечи в нем только туристы, паломники и сами монахини. Кстати, в Боголюбово тогда был имущественный скандал: по закону о реституции церковного наследия Боголюбовский монастырь претендовал и в итоге получил здание, которое занимала больница. Тогда Владимиро-Суздальская епархия собиралась устроить в этом помещении гостиницу для паломников, то есть по сути открыть бизнес.

В московских храмах ситуация с ценами на церковную атрибутику такая же. Чем ближе к историческому центру, тем стоимость икон, свечей (особенно больших) и прочего выше. Апогея цены достигают в храме Христа Спасителя, который называют гигантской торговой площадкой. В нем на огромной территории коммерческую деятельность ведут разные ООО.

В православных и католических храмах Западной и Восточной Европы свечи не продают, они, как правило, лежат в свободном доступе. Можно взять бесплатно, если уж совсем беден, можно оставить пожертвование, размер которого каждый определяет сам либо он указан рядом со столиком, на котором лежат свечи. В России бесплатные свечи я лично видела только в подмосковной Троице-Сергиевой лавре. Люди брали их и клали в коробку деньги, халявщиков я не заметила. Почему у нас другая традиция?

– Многое зависит от степени сознательности верующих людей, – объясняет протодиакон и церковный ученый Андрей Кураев. – В Греции могут себе такое позволить. В некоторых московских храмах пробовали перенести этот опыт и прогорали. Деньги, потраченные на приобретение свечей, не возвращались.

Андрей Кураев // Фото: Global Look Press

В Троице-Сергиеву лавру, по словам Кураева, люди едут с определенным духовным настроем, поэтому свечи за пожертвования окупаются.

Священники говорят, что цены на церковную атрибутику определяет самостоятельно каждый приход. Парадокс в том, что цифра, нарисованная на бумажке, по факту – ценник, фиксированный прайс, но церковь считает это пожертвованием. Как говорят священники, храм – не магазин. И это так: РПЦ не платит никаких налогов в государственную казну со своих доходов – то есть пожертвований.

Прибыль – 300%

Отец Федор Востриков из «12 стульев» не зря лелеял мечту о свечном заводике в Самаре. Дело это суперприбыльное. Себестоимость трехграммовой свечи примерно 20–40 копеек. Ведь этот товар состоит не из чистого воска (самый дорогой при свечном производстве материал закупается у пасечников по 250 рублей за килограмм), его там может быть всего несколько процентов. Нам их продают в храмах по 20–40 рублей. Как вам такая накрутка?

Большинство свечей изготовлено на заводе «Софрино». В России есть и другие производства. Но духовенство обязывают закупаться именно у «Софрино», которое принадлежит РПЦ, чтобы деньги не утекали из церковного кармана в чужой.

Это крупнейшее производство находится в одноименном поселке в Пушкинском районе Подмосковья. На заводе изготавливают иконы, храмовую мебель, церковную одежду, киоты, ювелирные изделия, печатную продукцию и многое другое. Духовенство закупает там свечки оптом. Набор из 100 маленьких свечей стоит 630 рублей, то есть по 6 рублей 30 копеек за штуку (значит, средняя прибыль – 300%). Своими пожертвованиями храмы обязаны делиться с епархиями (от 50 до 70 процентов), а те в свою очередь делают отчисления в патриархию.

Судить о прибыли «Софрино» можно по размаху, с которым несколько лет назад праздновали день рождения его директора Евгения Пархаева. Начался он со службы, которую возглавил Патриарх Кирилл, и банкета в храме Христа Спасителя, продолжился в ресторане «Европейский» и закончился фейерверком на даче у виновника торжества.

Кроме «Софрино», есть также небольшие мастерские, где свечи отливают из огарков. По идее свеча должна сгорать до конца, символизируя тем самым жертву, но это не дают им делать милые бабушки-служительницы – гасят раньше. Эти остатки отправляют в мастерские, в которых себестоимость свечей еще меньше.

В тему

Свечи – это, конечно, главный заработок церкви, но есть еще иконы, книги, благовония, крестики, и они тоже стоят недешево. В Греции икона ручной работы (10–12 сантиметров высотой), вырезанная на куске дерева, стоит 10–12 евро, в России за эти же деньги можно купить только наклеенное на деревяшку цветное изображение. Даже на святой воде в наших храмах делают деньги. Сама по себе она бесплатная, но если нужна бутылка, извольте поделиться рублями. Скажем, в Новоиерусалимском монастыре придется отдать 30 рублей за литровую тару, которая после использования полетит в ведро. И попробуйте спросить: а можно принести жертву поменьше? Да бог с вами!

Храмовая свеча – это духовное богатство каждой Православной церкви. Она является знаком нашего внутреннего объединения со святой Матерью-Церковью. Приобретая свечи, верующие устанавливают их в подсвечники в храме, которые находятся в близости иконами за здравие или упокой.

Свечка есть также доказательство религии, причастности человека к Духовному миру. Она высказывает собою теплоту и пыл любви человека к Богу, Матери Божией, Ангелу либо святому, у ликов святых которых верящий устанавливает собственную свечу. Полувосковые церковные свечи используются во время богослужений и домашней молитвы.

Особенности полувосковых свечей

  • Изготовляются из смеси парафина с воском в равных пропорциях.
  • Так же как и восковые свечи, при горении источают приятный запах.
  • Более безопасны, чем свечи из парафина.
  • Устойчивая и однородная основа устойчива против механических повреждений.

Применение полувосковой свечи

Когда то давно свечи из пчелиного воска очень дорого стояли, украшать свои дома или храмы позволить себе могли только те, кто имел на это достаточно средств. В наше время полувосковые свечи стали все доступны, и их используют, во время многочисленных богослужений, церковных праздников или дома зажигая их перед иконами.

От начала и до конца жизни верующего человека сопровождает она, от момента крещения младенца до погребения человека, свеча своим пламенем символизирует большую любовь к Богу и неугасимую человеческую веру в высшие силы. Много таинств заключено в свечу, очень много смысла несет она своим сиянием в каждое сердце, которое смогло ощутить на себе ее тепло и узреть ее свет.

Так как свечи богослужебные покупаются в основном в церковной лавке, деньги с их продажи в основном идут на нужды храма, они есть знаком добровольной пожертвования прихожанина церкви Господу и храму Его, отражение готовности человека к повиновению Господу (легкость воска), его устремление к обожению, превращению в новую тварь (огонь свечки).

Применение полувосковой свечи не ограничивается богослужениями, ее ставят за упокой усопшего и за здравие живого человека. Сретенская Свеча послужить большим оберегом в любом доме, который способен еще и исцелят от хворей и недуга. При желании свечи полувосковые купить можно практически в любой лавке при храме или специализированном магазине.

Где купить полувосковые свечи?

Купить полувосковые свечи в Киеве недорого Вы всегда можете на нашем сайте по самым доступным ценам, доставка осуществляется по всей территории Украины. Мы гарантируем высокое качество наших изделий, перед тем как попасть на витрину магазина они проходят ряд тестов, на качество и горение.

Для оформления заказа достаточно позвонить нам или же оформить заявку на сайте. Во время производства церковных свечей полувоск мы не используем никаких химический соединений, только натуральный пчелиный воск и фитиль.

Таинство крещения, миропомазания, покаяния, причастия, брака, священства и елеопомазания – всего в православной церкви насчитывается семь таинств. В нашей рубрике мы подробно расскажем о каждом из них. Мы уже писали о крещении, теперь поговорим об исповеди и покаянии.
Как проходит исповедь
Таинство исповеди – это таинство, через которое Господь отпускает людям грехи.
Как правило, исповедь совершается утром перед божественной литургией, по вечерам во время и после вечернего богослужения. Также в некоторых случаях можно договориться со священником об индивидуальном времени.
Перед началом исповеди выходит священник и читает общую молитву, во время которой в определённый момент исповедники называют свои имена. Подходя к аналою – высокому наклонному столику, на котором лежат крест и евангелие, человек ещё раз называет своё имя и кается в совершённых грехах.
Существует множество брошюр, рассказывающих о том, как правильно готовиться к исповеди, в которых также публикуются списки грехов. К подобным руководствам надо относиться осторожно. Так как на исповеди верующие должны каяться не в вычитанных в книжке грехах, а в том, о чём нам говорит совесть.
Если же человек ощущает потребность в некотором духовном руководстве для своего покаяния, то можно обратиться к опыту и наставлениям святых и опытных пастырей. Кроме того, очень важно не забывать, что верующий исповедуется Богу, незримо присутствующему во время таинства, а священник выступает только в роли свидетеля (о чём он напоминает в молитве), посредством которого Господь отпускает грехи.
Когда исповедь завершена, прихожанин склоняет голову, священник накрывает его епитрахилью и читает разрешительную молитву. Затем целуются крест и евангелие и берётся благословение у священника.
Подготовка к исповеди ребёнка
Дети до семи лет (в церкви детей в таком возрасте называют младенцами) приступают к причащению без предварительной исповеди. Главное же: нужно помнить, что нет ничего более действенного для ребёнка, чем личный пример родителей.
Начиная с семи лет, дети (отроки) уже приступают к причащению, как и взрослые, только после предварительной исповеди. Ребёнок должен понять, что исповедь – это таинство, очищающее от грехов душу при искреннем, чистосердечном покаянии и желании не повторять их более.
Таинство причастия
Во время божественной литургии совершается таинство святой евхаристии – хлеб и вино таинственным образом превращаются в тело и кровь Христову и причастники, принимая их во время причастия, соединяются с Христом.
Во время выхода священника со святыми дарами причастники делают один земной (если день будний) или поясной – (если день воскресный или праздничный) поклон и внимательно слушают слова читаемых священником молитв, повторяя их про себя. После прочтения молитв причастники, сложив руки на груди крестообразно (правая поверх левой), подходят к святой чаше. Сложился обычай: первыми к чаше пропускать детей, затем подходят мужчины, после них – женщины. У чаши креститься не следует, чтобы случайно её не задеть. Вслух назвав своё имя, причастник принимает святые дары. По причащении диакон или пономарь обтирают причастнику уста специальным платом, после чего он целует край святой чаши и отходит к специальному столику, где принимает запивку (теплоту) и съедает частицу просфоры.
После чего причастники из храма не уходят и молятся со всеми до конца богослужения. В день после причащения не совершаются земные поклоны, при благословении у священника к руке не прикладываются. Прикладываться можно лишь к иконам, кресту и евангелию.
В случаях болезни причащаться можно на дому. Для этого приглашается священник. В зависимости от своего состояния болящий в должной мере подготавливается к исповеди и причастию. Причащаться он может только натощак (за исключением умирающих).
Каждый христианин либо сам определяет время, когда ему необходимо исповедаться и причаститься, либо делает это по благословению своего духовного отца.
Существует обычай причащаться не реже пяти раз в год – в каждый из четырёх многодневных постов и в день своего ангела (день памяти святого, имя которого носишь).
Как приготовиться к причастию
Дни говения (подготовки к причастию) длятся обычно неделю, в крайнем случае, три дня. В эти дни предписывается пост. Из рациона исключаются мясные, молочные продукты, яйца, а в дни строгих постов – и рыба. Супруги воздерживаются от физической близости. Семья отказывается от развлечений. Если позволяют обстоятельства, в эти дни следует посещать богослужения в храме. Необходимо накануне причащения посетить вечернюю службу.
Поскольку принято приступать к причащению натощак, с двенадцати часов ночи уже не едят и не пьют (курящие – не курят). Исключение составляют младенцы (дети до семи лет).
Утром также ничего не едят и не пьют и, естественно, не курят. После прочтения утренних молитв читаются молитвы ко причащению. Если в храме исповедь совершается утром, необходимо прийти вовремя, до начала таинства. Если исповедь была накануне вечером, то приходить нужно к началу службы и молиться со всеми.

Автор фото: Ирина Чернявская

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *