Сколько церквей в ельце?

16.10.2016 На Божественную литургию мы ехали в село Паниковец Группа Тульского епархиального паломнического центра была в паломничестве по святым местам г. Ельца и с. Паниковец Елецкого района. Фото
На Божественную литургию мы ехали в село Паниковец. Небольшое село расположено в зеленой долине, в низине. При спуске первое, что бросается в глаза — золоченые маковки куполов и кресты местного храма Покрова Пресвятой Богородицы, которые радовали глаз в это дождливое и хмурое утро. У нас было прекрасное настроение, все ожидали встречи с чудотворной иконой Божьей Матери «Праворучица».
Молились на Божественной литургии в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Паниковец Елецкого района Липецкой области. Главной святыней этого храма является икона Божией Матери «Праворучица». Здесь туляки познакомились с удивительным батюшкой – иеромонахом Алексием, слова проповеди которого обладают чрезвычайной силой воздействия.
Батюшка служил один. Храм был полон молящимися. Мы в полном смысле этого слова приняли участие в Божественной литургии. Батюшка служил с хорошим молитвенным настроем, который передался и нам. Это надо видеть и слышать!
Желающих исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн оказалось очень много. Батюшка принял исповедь всех желающих и благословил к Причащению. А какую проповедь он произнес перед исповедью! Многие плакали, его слова бередили наши огрубевшие души. Все мы причастились, всем желающим предложили святую воду. Мы прикладывались и прикладывались к иконе Пресвятой Богородицы, именуемой «Праворучица», молясь о себе и близких нам людях.
После литургии батюшка отслужил молебен и панихиду. Затем всех паломников пригласил в трапезную.
Такой чин службы в этом храме каждое воскресенье. Мы уезжали после службы счастливые и умиротворенные. Быть в храме на службе, которая осталась в твоем сердце, дорогого стоит.
— …В Греции, на Пелопоннесе, находится монастырь Мега Спилеон (в переводе – Великая Пещера). Сюда стремятся паломники, чтобы поклониться чудотворному образу Матери Божией, созданному, по преданию, апостолом и евангелистом Лукой и названному «Праворучница», — рассказали нам в храме. — Название это объясняется тем, что на образе Божия Матерь держит Богомладенца на правой руке, в то время как в округе были более распространены образы, где Младенец восседает на левой руке Богородицы.
Считают, что икона «Праворучица» («Владимирская») была первой иконой Божией Матери, вышедшей из-под руки святого апостола Луки, и что именно к ней были сказаны слова Богородицы: «Благодать Рожденного от Меня и Моя пребудет с образом сим». В Афинах построен большой храм в честь иконы Божией Матери «Праворучница», в котором хранится список (копия) первообраза.
…У нас в России много великолепных, красивых и незабываемых мест. Мы посетили храмы и соборы города Ельца.
Сердце Ельца – Вознесенский собор, гордость и украшение не только города, но и всей митрополии. Мы были поражены его величием и красотой.
В соборе мы приложились к ковчегу с частицами св. мощей свт. Митрофана Воронежского, свт. Тихона Задонского.
У северной стены Вознесенского собора в церковной ограде стоит часовня в виде древнерусского шлема, устроенная, по преданию, над братской могилой ельчан, погибших при нашествии Тамерлана в 1395 году. Восточнее часовни расположено несколько захоронений священнослужителей.
Затем поехали в Знаменский епархиальный женский монастырь на Каменной горе.
Главная святыня обители — чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Знамение», благополучно сохранившийся после пожара еще в восемнадцатом веке. Прихожане молились в те далекие годы перед этой иконой, и сильный пожар прошел стороной, обошел обитель.
По молитве перед чудотворным образом, как раньше, так и сейчас, исцеляются прихожане и паломники, страдающие различными недугами и болезнями.
К числу наиболее почитаемых икон относился и образ Христа Спасителя, также чудесным образом уцелевший в огне пожара 1769 года. Лишь на иконе сохранились в нескольких местах следы ожогов.
На территории монастыря находится могилка послушницы Мелании, которая, как рассказывают, при жизни творила чудеса и после ее смерти многие верующие приходят к ней с просьбами и мольбами. Монахиня монастыря рассказала об истории обители и жизни девицы Мелании, затворницы Елецкого монастыря, могила которой почитается верующими.
История Мелании Затворницы заслуживает особого внимания. Ее жертвенность, аскетизм, духовные подвиги, борьба с искушениями, высокая нравственность могут послужить поучительным примером для нас.
На обратном пути из монастыря омылись в купели святого источника.
Далее наш маршрут был в Собор Елецкой Божьей Матери. На образе Елецкой Божией Матери изображена «стоящая на облаках Царица Небесная с распростертыми руками, окруженная небесным воинством и со всеми святыми, идущая по воздуху на устрашение Тамерлана, который стоял лагерем на Аргамач-горе».
— Мы все, кто ездил в эту чудесную паломническую поездку, хотим выразить признательность и сказать слова благодарности ее организаторам, за ту благодать, которую мы получили после посещения Православного Ельца, — сказала паломница Кристина Сафронова. — В этом городе тридцать три храма, большая их часть работает, но сразу увидеть все и помолиться в них, приложиться к святыням – это дело не одного дня.
— В Елец надо возвращаться много, много раз, — так говорили паломники в автобусе.
После посещения святых мест этого города нас всех наполняет спокойная внутренняя радость, любовь, милосердие, терпение.
И мы, надеемся, что Господь сподобит нас, еще не один раз, ощутить и получить все то, что мы приобрели и ощутили в этой благодатной поездке.
Паломница Тамара Муравцова

Знаменский Елецкий женский монастырь, Елец

Женский монастырь создан в 1683 вместо скита мужского Троицкого монастыря в урочище «Каменная гора», где, по преданию, в XIV в. стоял город. В 1764 упразднен, в 1822 восстановлен. К нач. ХХ в. многолюден. Территорию окружала ограда с башнями (1820-е) и многоярусной колокольней (1840-е — 1861). После революции преобразован в артель, окончательно закрыт в 1929, строения заняты под жилье. В 1970-80-х постройки в основном заброшены. Восстановление начато в кон. 1990-х, вновь открыт в 2004. СЕЗЁНОВСКИЙ ИОАННО-КАЗАНСКИЙ ЕПАРХИАЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В Лебедянском районе зарождается иноческая жизнь еще в одной обители нашей епархии — в 2010 году был зарегистрирован Иоанно-Казанский Сезеновский женский монастырь. Благодаря стараниям жертвователей и благотворителей построен келейный корпус для сестер обители, восстанавливается Троицкий собор монастыря. В 2008 году было совершено освящение престола нижнего храма собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы и возвращены мощи местночтимого подвижника — блаженного Иоанна, затворника Сезеновского. Расположена обитель в с. Сезёново Лебедянского района, на высоком правом берегу р. Сквирня, в 12 км от Лебедяни. История возникновения Сезеновского монастыря тесно связана с именем блаженного Иоанна, затворника Сезеновского (1791-1839). С его именем связывают пророчество о том, что рядом с его кельей будет построен монастырь. Иоанн с самого рождения являл собой нечто дивное и необычайное: грустное выражение его лица поражало всех, кто видел его. Когда он подрос, то отличался особым незлобием и кротостью, не принимал участия в детских играх и больше всего любил одиночество. Будущий подвижник часто совершал паломничества, особенно — в Киево-Печерскую Лавру, где он даже прожил два года послушником. Еще юношей Иоанн начал проявлять черты Христа ради юродства — мнимого безумия, с помощью которого скрывал от окружающих свои подвиги. В Задонском монастыре, где Иоанна приветили старец обители иеросхимонах Агапит (келейник свт. Тихона Задонского — ред.) и иеромонах Анатолий, он провел 1816-1817 годы. На исходе 1817 года по благословению архиепископа Воронежского Епифания и старца Агапита блаженный Иоанн избирает безмолвный путь к спасению. В сопровождении Дарии Кутуковой он отправляется к старцу Илариону. Встреча Иоанна с известным подвижником Иларионом Троекуровским явилась для него решающей. Иларион благословил его на затворническую жизнь в селе Сезеново Тамбовской губернии. Здесь начались затворнические труды Иоанна. В 1833 году один из его почитателей выстроил для блаженного Иоанна рядом с сезеновской церковью двухэтажную келью в виде столба, где незадолго до смерти подвижник велел в подполье сделать склеп.В 1838 году давний замысел Иоанна стал сбываться: было получено разрешение на основание монастыря. В сентябре того же года подвижник заложил новый каменный храм. Строительство его шло быстро. Безукоризненная жизнь затворника привлекла в Сезеново много женщин, главным образом стариц. Они собирали средства на храм и сами работали на строительстве. К сожалению, Иоанну не довелось увидеть окончания строительства храма. Сезеновский блаженный старец Иоанн окончил свой земной путь 14 декабря 1839 года. Ему было в то время 48 лет, из которых 22 года он прожил в затворе. В 1842 году храм в честь Казанской иконы Божией Матери был в основном закончен, а в октябре 1849 года освящен. В этом же году пришло Высочайшее соизволение на открытие «Сезеновской Иоанновской женской общины», руководительницей избрана Дария Кутукова. В 1853 году Сезеновскую общину переименовали в заштатный трехклассный монастырь, который получил название «Иоанно-Казанский», игуменьей по настоянию старицы Дарии стала Евфимия Моргачева. В том же году она приняла постриг с именем Серафима. Между тем, строительство обители продолжалось. В 1849 году старицей Дарией начато строительство второго каменного храма в честь Рождества Христова, вести же и заканчивать строительство довелось уже игуменье Серафиме. Христо-Рождественский храм был освящен в 1860 году епископом Тамбовским Феофаном (свт. Феофаном Затворником — ред.) и закончен «общим строением» в 1863 году. После смерти подвижника Иоанна его келья в 1853 году была обращена в маленький храм в честь Преображения Господня. В 1864 году храм был разобран. Вместо него к 1868 году был выстроен и в 1875 году освящен каменный двухэтажный шестипрестольный храм во имя Святой Троицы. В нижнем «пещерном» храме покоились затворник Иоанн, старица Дария и игумения Серафима. Рядом с левым алтарем строящегося Троицкого храма располагался колодец глубиной до 50 метров, находившийся под арочными сводами. Близ святого колодца плодоносил монастырский сад. Храмы были окружены кельями монахинь, отдельно стояла трапезная. На территории монастыря разместился сиротский приют, где детей обучали по курсу уездного училища трех классов. За оградой монастыря возвышались две двухэтажные гостиницы для паломников. В иконописной мастерской трудились 20 монахинь. Они писали не только иконы, но и портреты священнослужителей, благочестивых мирян, а также натюрморты, пейзажи. Сестры также расписывали храмы и золотили купола. Существовала здесь мастерская, где изготавливали ковры изящной работы. Среди насельниц были искусные портнихи и золотошвеи. Монастырю принадлежало 700 десятин земли, каменная ветряная мельница, имелось большое животноводческое хозяйство. В середине 1910-х годов число инокинь и послушниц Сезеновского женского монастыря доходило до 550 человек. В начале 1920-х годов, когда начались гонения на Церковь, сестры монастыря вывезли мощи святого Иоанна и спрятали их под полом в часовне села Мечнянка (Тульская область). В 1930 году монастырь был окончательно ликвидирован, а его здания использованы для местного «центра коллективизации». Монахинь выселили, к 1937 году многие из них были репрессированы. В 1932 году взорвали Казанский храм, завалили мусором Святой колодец, растащили на кирпич стены монастыря. Троицкий храм полстолетия использовали для содержания скота: нижний — под загон для овец, верхний — под конюшню. В церкви Рождества Христова устроили овощехранилище. После создания в 2003 году самостоятельной Липецкой и Елецкой епархии появилась возможность начать возрождение обители: в 2005 году произвели первичную расчистку Троицкого храма, и 30 октября того же года в обитель прибыли первые насельницы. За пять лет (2005-2010 гг.) здесь произошли большие изменения: вновь засиял золотыми куполами Троицкий храм, восстановлена его нижняя церковь с престолом в честь Рождества Богородицы. В верхнем храме идут реставрационные и отделочные работы, подведено отопление, изготовлены и установлены новые оконные блоки. На всю глубину расчищен колодец, начаты работы по восстановлению спуска и возведению арочных сводов над ним. В Христо-Рождественском храме укрепляется кровля, ведутся консервационные работы, строители практически готовы к началу полномасштабных работ. Построен новый келейный корпус. Восстанавливаются главные врата монастыря и дом священника. На месте Казанского храма расчищены и специально отреставрированы его фундаменты, пока как напоминание и предостережение ныне живущим. По благословению Патриарха Алексия II в 2007 году мощи основателя обители — блаженного Иоанна, затворника Сезеновского, — были возвращены в Липецкую и Елецкую епархию. Ведь пророчеством и молитвами именно этого святого благодатная обитель, пережив столько испытаний и потерь, поднимается из руин. В монастырском храме снова идут богослужения, а прихожане имеют возможность приложиться к мощам святых блаженных Иоанна и Дарьи и святой игуменьи Серафимы. Юридический адрес: Липецкая область, Лебедянский район, с. Сезёново. Органы управления Настоятельница монастыря — монахиня Феофания (Проценко) Казначея монастырь — инокиня Николая (Стародубцева) Источник: http://www.le-eparchy.ru/node/754 ЗНАМЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В Г. ЕЛЕЦ Елецкий Знаменский Епархиальный женский монастырь Московской патриархии, Русской православной церкви, Липецкой и Елецкой епархии находится в городе Ельце Липецкой области (ул.Слободская,2а). Монастырь был основан на месте скита Троицкого мужского монастыря, устроенного в 1629 году на Каменной горе. Трудами святителя Митрофана, епископа Воронежского, скит в 1683 году преобразован в женский монастырь. В 1764 году Знаменский монастырь упразднили указом Екатерины II, однако монахини его не покинули. В 1769 г. во время большого пожара в Ельце, монастырь сгорел. На пепелище остались только две старицы, они жили в уцелевшем погребе и неустанно молились. Постепенно росло число сестёр. В 1778 г. в отшельническую обитель была принята будущая местночтимая блаженная затворница Мелания, великая подвижница, прожившая в монастыре 58 лет и скончавшаяся с затворе в 1836 году. Святитель Тихон, бывая в Ельце, навещал отшельницу. В 1779 г. он последний раз посетил Елец, благословил монахинь и выбрал место для будущего каменного храма. В период с 1804 по 1813 год велось строительство собора в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение». Монастырь оставался на нелегальном положении, но хлопоты ельчан о восстановлении обители не прекращались. Второе официальное открытие монастыря состоялось в 1822 году по указу императора Александра I. Были восстановлены строгие правила монашеского общежития, начато строительство колокольни, тёплой трапезной, новой кирпичной ограды вокруг монастыря с четырьмя башнями и тремя воротами. В 1841 году с южной стороны устроили спуск к святому источнику в виде широкой лестницы. К 1861 году была завершена постройка трёхъярусной колокольни. К середине 19 века территория монастыря и принадлежавшие ей земли продолжали расширяться, обитель благоукрашалась. К началу 20 века в стенах монастыря проживало 400 человек, на его территории насчитывалось 150 построек. Главными святынями обители стали чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Знамение» и образ Христа Спасителя, благополучно сохранившиеся после пожара 1769 года. В монастыре находились почитаемые иконы: «Троеручница», написанная на Афоне, и подаренная святителем Феофаном Затворником Казанская икона Божьей Матери. В Знаменском монастыре хранился прижизненный портрет святителя Тихона Задонского. После революции 1917 года монастырь закрыли, но богослужения продолжались ещё некоторое время, а монахини во главе с игуменьей Антонией не покидали святую обитель. Островок церковного благолепия просуществовал недолго. В 1929 г. наступил делёж монастырского имущества, монахинь начали выгонять из келий, многие из них были отправлены в тюрьмы, вывезены в лагеря. Настоятельницу монастыря, отказавшуюся покинуть обитель, зверски замучили. Территория монастыря стала официально именоваться Рабочим городком. В годы богоборческого режима постройки монастыря пришли в упадок. Знаменский собор был разрушен в 1937 году. К 2004 г. сохранились в сильно разрушенном виде лишь несколько келий, монастырские стены и спуск к святому колодцу. Ни одного храмового здания не было. По решению священного синода Русской Православной Церкви Знаменский женский монастырь вновь открыт в 2004 году. Восстановление поруганной святыни становится делом реальным и осуществимым. В 2005 г. построена часовня над святым источником, в этом же году началось восстановление Знаменского собора. В январе 2005 г. Знаменской обители был передан для совершения службы Спасовский-Христорождественский храм, находящийся на другой стороне Ельчика и хорошо видимый с территории монастыря. Он в короткое время был приведён в надлежащий вид внутри, и сегодня в храме постоянно совершаются богослужения для насельниц Знаменского монастыря и прихожан. В 2006 г. был выстроен деревянный храм во имя Святителя и Чудотворца Николая и освящён Владыкой Никоном 31 декабря того же года. Окончена реставрация колокольни, частично восстановлена монастырская ограда, построены новые трапезная и келейный корпуса, выкуплены и приведены в порядок несколько бывших келий. Идёт возрождение славной своей историей и духовными подвигами Знаменской обители. ЛЕБЕДЯНСКИЙ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ ЕПАРХИАЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Древнее народное предание об основах образования будущего Лебедянского монастыря повествует нам о строительстве храма в честь святого пророка Илии в дремучем лесу на поляне, называвшейся «Яблоновая», боярином Тяпкиным в XIV веке во времена великого князя московского Иоанна Данииловича Калиты. Боярин Тяпкин был послан с данью в Орду к хану Узбеку. Соблазнившись золотом и серебром, забрав богатство, он собрал шайку вольницы, стал их атаманом, поселился на высоком берегу Дона. Но религиозный дух русского народа был присущ и вольным людям. В одном из набегов ими был захвачен в плен священник-монах, который впоследствии совершал богослужения в выстроенном двухэтажном каменном храме в честь святого пророка Илии. Духовное руководство священника-монаха принесло добрые плоды — он стал духовным пастырем и наставником атамана с товарищами, а сам Тяпкин под конец своей жизни удалился в созданную им монашескую обитель, называемую «Яблонова пустынь», и принял пострижение в монашество. Многое претерпела обитель: разорение татарами, грабежи разбойников, но промыслом Божиим не осталась забытой. В 1621 году по благословению патриарха Филарета, в царствование первого великого государя из династии Романовых, в монастыре вновь была возобновлена иноческая жизнь. Первый великий государь из династии Романовых — Михаил Федорович — издал указ о юридическом закреплении за обителью всего принадлежащего ей имущества. Это означало признание за монастырем официального статуса. Случилось это в 1628 году. Мужская иноческая обитель называлась «Яблонова пустынь». В течение XVII века монастырь переживает период строительства храмов и мощной монастырской стены-ограды из кирпича на случай военных действий. Центральное место монастыря занимает Троицкий собор, сооруженный в 1642-1666 гг., рядом с ним — Успенский храм, построенный в том же столетии. Но самый загадочный и легендарный храм монастыря — бывший надвратный храм в честь св. пророка Илии, в котором по бытовавшей долгие годы красивой легенде скрывался от преследования Бориса Годунова боярин Федор Никитович Романов — будущий патриарх Филарет. Троицкий монастырь в 1680 году был пожалован в Патриарший дом Патриарху Иоакиму, и потому долгое время народная память считала его «Патриаршим». В стенах обители было много почитаемых верующими святынь, главная из которых — чудотворная икона «Живоначальная Святая Троица в явлении трех ангелов Патриарху Аврааму». По переписной книге 1702 года в монастыре значилось: «…церковь Живоначальныя Троицы, каменная о пяти главах. Главы опаяны железом. У церкви с трех сторон рундуки каменные, паперти деревянные. Церковь Успения Божией Матери… Около всего монастыря ограда каменная без башен… перед ней каменная стена… а в этой стене ворота… По правую сторону святых ворот колокольня деревянная, по левую сторону церковь Илии Пророка. Под церковью палата каменная — кладовая». На богатые царские пожертвования благолепно украшенный Троицкий храм стал соборным храмом монастыря, и обитель получает новое название — Свято-Троицкая. Начало XVIII столетия — период процветания Троицкой обители. В числе ее владений: значительные земельные угодья, две водяные мельницы на реке Дон, сады, рыболовный пруд, подворье в Москве. Но случившийся пожар в 1764 году почти полностью уничтожил богатый монастырь. После пожара остались лишь обгорелые стены монастырских строений и немного церковной утвари, которую успели спасти от огня монашествующие. Из-за пожара было принято решение закрыть Лебедянский монастырь. Небольшая икона Пресвятой Троицы, присланная в монастырь царем Алексеем Михайловичем в 1665 году, была обнаружена на следующий день после пожара стоящей на яблоне в саду, рядом с Илиинским храмом. Икону пытались относить в другие монастыри, но она чудесным образом вновь являлась на прежнем месте. Благодаря этому чудесному явлению и по ходатайству святителя Тихона Задонского было принято решение о восстановлении святой обители. Свое новое рождение и процветание монастырь переживает с 1812 года при игумене Досифее, которому удалось собрать средства и восстановить все храмы обители, обновить всю церковную утварь. Почитание чудотворного образа Пресвятой Троицы, крестные ходы с иконой помогали монашествующим и всем жителям города Лебедяни в тяжелые годы эпидемий холеры, опустошительных городских пожаров. Великолепный ансамбль Свято-Троицкого монастыря, расположенный в живописном уголке районного города Лебедяни и огороженный от мира высокой кирпичной стеной, — едва ли не самая замечательная достопримечательность города. Правда, о нем, удаленном от центральных городских магистралей и утопающем весной в яркой зелени и белизне цветущих яблонь, последние десятилетия забыли совсем, будто и не было этой святыни вовсе. Время неумолимо: монастырская стена рассыпается, словно песочная, рушатся церковные постройки, чудом сохраняя лишь внешнее достоинство и величие. На территории монастыря в настоящее время еще располагается сельскохозяйственный техникум. К великой радости не только верующих, но и людей не равнодушных к памяти своих предков, русским православным традициям, началось возрождение монашеской обители. 27 декабря 2005 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято постановление об открытии Свято-Троицкого женского епархиального монастыря. Как символ нового возрождения святой обители рядом с Троицким собором, на месте уничтоженного в советское время братского кладбища, установлен скульптурный образ ангела. Отрадно, что пришло время для воссоздания одного из самых интересных в историческом отношении и замечательных наших монастырей — Троицкой обители в городе Лебедяни. В 2005 году мощные крепостные стены Троицкой обители вновь стали оплотом монашеского духа. В отремонтированном келейном корпусе с домовой церковью во имя Покрова Пресвятой Богородицы поселилось 7 насельниц во главе с игуменьей. И теперь здесь все, как и подобает быть в монастыре: длительные богослужения, монашеские черные одеяния, смирение в светлых лицах насельниц. Восстановлен главный храм монастыря — Троицкий собор, престол которого освящен архиерейским чином 6 ноября 2005 года. В нем регулярно проводятся богослужения. Идут работы по восстановлению Успенского и Ильинского храмов. Ведется строительство гостиницы для паломников и восстановление монастырской ограды. Все реставрационно-восстановительные работы в обители проводятся с помощью предпринимателей, руководителей районов и города Лебедяни, особенно депутата городской думы Николая Борцова. Богослужения в монастыре совершаются священнослужителями Казанского собора города Лебедяни. Неукоснительно соблюдается монастырский устав, совершаются требы. В праздник Пресвятой Троицы соборный храм монастыря переполняется верующими. После богослужения совершается крестный ход вокруг собора. Духовная радость наполняет сердца всех его участников. С восстановлением Троицкого собора увеличилось число его прихожан — жителей города Лебедяни. В соборе совершаются архиерейские богослужения, в которых принимают участие паломники из других городов и селений епархии. После архиерейских богослужений в обители традиционно проводятся встречи с благотворителями монастыря и осмотр территории в сопровождении священнослужителей обители. Насельникам обители и ее благотворителям предстоит ещё много потрудиться для процветания монастыря, но сестры монастыря надеются на помощь Божию и на участие многих организаций, предприятий и просто добрых людей в восстановлении их обители, а значит, и в духовном возрождении России. Отрекшись от мирской жизни, насельницы монастыря любят людей, неустанно молятся, благодарят Господа за великую милость и такое быстрое возрождение одной из прекраснейших обителей нашей епархии. Источник: http://www.le-eparchy.ru/node/753 БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В С. ОЖОГА Благовещенский епархиальный монастырь — женский монастырь, основанный в селе Ожога Воловского района Липецкой области, на левом берегу Олым. В центре обители возвышается Благовещенский храм монастыря, изобилующий иконами, среди которых две чудотворные — Казанской Божией Матери и святителя Николая. При храме устроена звонница. В начале XIX века в селе Ожога была возведена церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. В 80-х годах в храме образуется небольшая женская община, живущая по строгому монастырскому уставу. 26 января 1983 года решением исполнительного комитета Липецкого областного Совета народных депутатов за номером 51 Благовещенская церковь признаётся региональным памятником архитектуры. 16 июля 2005 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято постановление о преобразовании Благовещенского прихода села Ожога Воловского района Липецкой области в Благовещенский епархиальный женский монастырь. 23 сентября 2005 года в Благовещенском храме была совершена Божественная Литургия, после которой объявлено об учреждении нового монастыря. Настоятельницей новообразованного монастыря была назначена монахиня Серафима, в миру имевшая опыт серьезной руководящей работы и более 8 лет находившаяся под духовным руководством отца Серафима. В апреле 2006 году монастырь обрёл святой источник, названный в честь святителя Николая. Святой источник был уничтожен в 1917 году и на протяжении 90 лет попытки найти источник не давали результатов. Были проведены работы по расчистке территории источника от кустарника, деревьев, вырыт котлован, построена купальня. Монастырь входит в Тербунское благочиние Липецкой и Елецкой епархии. В настоящее время на территории обители располагается отреставрированный расписанный храм со звонницей, двухэтажная богадельня для престарелых людей, трапезная и кухня, прачечная, хозяйственные постройки: амбары, сараи, погреба, подвалы, скотный двор, мастерские. К комплексу примыкают поля и огороды. В обители 49 монахинь, из них 26 схимниц. Монахини занимаются выпечкой хлеба просфор, изготовлением одежды и Богослужебных облачений, обновлением и реставрацией икон, заготовкой дров. Работают на скотном дворе, весной и осенью обрабатывают сад, огород и поля, заготавливают корм для коров, лошадей и коз. Паломничество в храм началось при настоятеле Серафиме, ставшего для многих «духовным отцом». В настоящее время паломники посещают сам монастырь и место погребения старца Серафима, расположенное при входе на территорию монастыря. Елец (Липецкая область.) Елец — город в России, административный центр Елецкого района Липецкой области. Образует самостоятельную административную единицу в составе области — «городской округ «город Елец»». Железнодорожная станция Юго-Восточной железной дороги. С 1946 года Елец — центр отделения дороги. Находится в 65 км к западу от Липецка. Расположен на берегах реки Быстрой Сосны при впадении в неё реки Ельчик. В городе есть несколько пересыхающих ручьёв, в частности Лучок, давший название одному из районов города. Высота над уровнем моря: минимальная — 108 м — урез воды в Быстрой Сосне у Ольшанского карьера; максимальная на поверхности земли — 201 м у въездного знака со стороны Москвы на автодороге «Дон»; максимальная на зданиях — 274 м на вершине трубы недостроенной котельной в 7-м микрорайоне; высота в историческом центре города — около 140 м; для метеорологических целей высота города принимается равной 170 м. 8 октября 2007 года Ельцу присвоили звание «Город воинской славы». Во второе воскресенье сентября отмечается День города. История города уходит глубоко в века. Сейчас проводятся археологические раскопки, которые, возможно позволят окончательно установить возраст города. Но уже сейчас понятно, что он гораздо старше, чем принято считать сейчас. Пока что в соответствии с правилами исторической науки годом основания города считают 1146, в котором Елец был впервые упомянут в Никоновской летописи. По сложившейся в Ельце традиции, закреплённой в уставе города, день города отмечается во второе воскресенье сентября. В 1395 году город вступил в неравное сражение с Тамерланом, после которого завоеватель отказался от дальнейшего завоевания Руси. После многочисленных разорений Елецкая крепость была отстроена заново в 1592 году одновременно с другими крепостями на южных рубежах Московского государства и стала ядром современного Ельца. В 1618, во время похода польского королевича Владислава на Москву, был взят и разорен войсками украинского гетмана Конашевича Сагайдачного. В 1928 — 1930 годах Елец был административным центром Елецкого округа Центрально-Чернозёмной области. В 1933 году открыт первый постоянный автомобильный мост через реку Сосну — Каракумский. Во время Великой Отечественной войны Елец был оккупирован немецкой армией с 4 по 9 декабря 1941 года; освобождён в ходе Елецкой наступательной операции, ставшей важной частью Московского сражения. В 1969 году построен второй мост через Сосну. После этого Каракумский становится пешеходным. В 1972 году открылся кинотеатр «Россия» (сегодня носит название кинотеатр «Луч»). В 1975 году был открыт ДК завода «Эльта». В 1978 году построили второй мост через реку Сосну. Главная площадь Ельца — Ленина. Она создана по проектам В. Х. Соломина, Г. М. Александрова и А. А. Шашина. В 1988 году на ней установили памятник В. И. Ленину (ск. Г. М. Александров, арх. В. Х. Соломин). Новейшая история В 1996 году в сквере с фонтаном на улице Свердлова установлен памятник И. А. Бунину (арх. А. В. Новосельцев). В 2005 году началось строительство окружной дороги вокруг Ельца протяженностью 52 км. Основной объект — мост через реку Сосну (до сих пор не построен). Планируется, что двухполосная дорога с расчетной скоростью движения 120 км/ч должна быть построена к ноябрю 2010 года. 15 августа 2008 году в Ельце открыт памятник уроженцу города композитору Т. Н. Хренникову. Он был выполнен скульптором А. М. Таратыновым. Частью памятника стал бюст работы Л. Е. Кербеля, который долгие годы находился в кабинете композитора. 12 сентября 2008 года в Ельце открыт памятник художнику Н. Н. Жукову. Сайт: http://www.elets-adm.ru СОБОР ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ В ЗНАМЕНСКОМ ЕЛЕЦКОМ МОНАСТЫРЕ Кирпичная двухэтажная церковь в стиле классицизма. Прямоугольное в плане двусветное здание с куполом, прорезанным крупными арочными окнами, над восточной частью, было заложено в 4-й четв. XVIII в., окончено в 1813. В главном храме имелись приделы Димитрия Ростовского и Варлаама Хутынского, внизу помещалась тёплая трапезная с приделами Тихона Задонского и Митрофана Воронежского. Закрыта в 1929, в кон. 1930-х — нач. 1940-х разрушена. В кон. 2000-х восстановлена в формах, в целом повторяющих облик храма в нач. ХХ в. ЧАСОВНЯ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК ПРИ ЗНАМЕНСКОМ ЕЛЕЦКОМ МОНАСТЫРЕ Кирпичная кубическая часовня в стиле классицизма над почитаемым источником у подножия горы, на которой стоит Знаменский монастырь. Прежняя часовня 1-й пол. XIX в. в сер. ХХ в. была разрушена, в 2005 на ее месте выстроена новая с купальней. ЦЕРКОВЬ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА В ЗНАМЕНСКОМ ЕЛЕЦКОМ МОНАСТЫРЕ Небольшая деревянная церковь, состоящая из двух убывающих по размерам четвериков под шатром, охваченная галереей. Сооружена в 2006.

Много где побывал Елец не сходя со своего места — и в Азовской, и в Воронежской, и в Курской, и в Орловской губерниях, а сейчас пришвартовался в Липецкой области. Но в своей карьере максимум чего он достиг — это стать в 1719-м году центром провинции. Провинция была большая, по площади больше нынешней Липецкой области, и Липецк входил в состав Елецкой провинции в ранге уездного города. А очень хотелось Ельцу стать губернским городом, и основания у него для этого были. По легенде, отправили ельчане к царю делегацию из самых знатных купцов, чтобы попросили те царя сделать Елец губернским городом. Но царь тот был опытным бюрократом, напрямую купцам не отказал, а поставил условие — как будет в городе 33 храма, так и сделаю его губернским. И принялись строить храмы, причём с расчётом, что будут они украшать уже губернский город. Поэтому храмы ставили большие, не мелочились. К 1917-му году успели построить 31 храм и 15 часовен. Было ещё два монастыря, но они в зачёт не шли. Немного не успели…
А начну я свой рассказ о елецких храмах не с самого большого и административно главного, а с самого интересного.
Церковь Михаила Тверского и Александра Невского, она же Великокняжеская.

Храм сооружён обществом хоругвеносцев на средства купца Заусайлова в память о посещении Ельца Великим князем Михаилом Александровичем. Там же стоит и памятник самому Заусайлову.
2. Храм построен по проекту архитектора Вильфарата как продолжение царской часовни в память Александра II, убитого народовольцами в знак благодарности за отмену крепостного права.

3. Под церковью в 1913-м году устроили ещё и пещерный храм, а возле был открыт дом призрения в честь 300-летия дома Романовых.

Сам храм выполнен в византийском стиле, как было модно в начале прошлого века, да и внутри чем-то он напомнил мне греческие церкви.
4. Главный храм Ельца — Вознесенский собор. Он хорошо виден с противоположного берега Сосны.

5. С другой стороны в него упирается въездная в город улица Коммунаров

6. Храм строился 44 года, с 1845 по 1889. Собор является кафедральным, в нём проводит службы епископ елецкий и лебедянский.

7. Храм построен архитектором Тоном на месте старого, который стоял здесь, на Красной площади с 17-го века.

8. При советской власти до 1947-го года в храме было зернохранилище, кулинарный цех, бондарная мастерская.

9. Вознесенская часовня рядом с собором построена намного раньше него, в 1801-м году на месте братской могилы горожан, погибших при нашествии Тамерлана в 1395-м году.
При строительстве фундамента собора землю не вывозили, а рассыпали вокруг, поэтому часовня получилась такой заглублённой.
10. Введенская церковь расположена на улице Шевченко, рядом с собором. Считается самой древней церковью Ельца.
11. Немного севернее собора, на улице Маяковского находится Покровская церковь. Вернее, то, что от неё осталось.
12. Колокольня церкви в своё время была самой высокой в Ельце, сейчас от неё остались только руины, но вроде пытаются восстановить. А в центральной части уже проходят богослужения.
13. Дальше на север по улице Маяковского. Церковь Владимирской иконы Божией Матери в Чёрной слободе.
14. Здесь всё ещё хуже.
15. Церковь вернули верующим только в 2010-м. Что-то накрыли, поставили леса, похоже что давно.
Получится ли её восстановить?
По одному из старинных преданий, на месте нынешней Владимирской церкви находилась ставка Тамерлана, который совершил набег на Елец и собирался пойти на Москву. Предание гласит, что именно в районе Владимирского храма, в то время как в Москву перенесли икону Владимирской Божией матери, в Ельце Богородица явилась Тамерлану. Божья Мать велела захватчику покинуть пределы России и отказаться от своих военных амбиций по отношению к нашей стране. Легенда легендой, но место это находится в низине, и я на месте Тамерлана ставку бы там не расположил.
Ещё одна легенда говорит, что в декорировании этого храма принимали участие французы, оставшиеся в плену после Отечественной войны 1812 года, которые ранее работали над созданием царских дворцов.
16. Церковь Рождества Христова на улице Ярославского.
17. Ещё один грандиозный по своим размерам храм, а внутри, кроме бабушки, которая продаёт свечки, никого.
18. Успенская церковь на углу Советской и Карла Маркса. Тоже достаточно большая.
19. Памятник победе в Отечественной войне 1812-го года.
20. Колокольню ещё предстоит восстановить.
21. Церковь Преображения Господня на углу Октябрьской и Льва Толстого. 18-й век, колокольня пристроена в 1871-м.
22. Переместимся в южную часть города. Ещё один грандиозный храм — иконы Елецкой Божией Матери.
Храм был построен по случаю 500-летнего юбилея сражения с войсками Тамерлана, а одолеть его как раз и помог образ с иконы Богоматери, обративший вражеских воинов вспять. Восстановлен же храм был уже к 600-летию сражения.

24. Этот храм один из самых молодых в Ельце, да и от коммунистов пострадал не сильно.
.
Как-то не попал в объектив моего фотоаппарата храм Михаила Архангела — ещё один большой храм на углу Свердлова и Октябрьской.
Не смотря на такое количество храмов, не скажешь, что Елец — город религиозный, или что сюда едут паломники. Мы заходили в несколько храмов, но только в одном из них — Вознесенском было более или менее людно, да и то, почти половину составляли туристы типа нас. Конечно, хорошо было бы восстановить полуразрушенные храмы, внешний вид города от этого только выиграл бы. А с другой стороны — для кого? Прихожан мало. Второй вопрос — за какие средства? Меценатов там не густо, прихожан, повторюсь, мало, за государственные деньги нельзя по нашим законам. Сделать в восстановленных храмах музеи? Не те сейчас времена, да и музеев в Ельце тоже достаточно. И сносить нельзя. Так и стоят полуразрушенные церкви, ждут решения этой очень непростой задачи.
Есть в Ельце и небольшие церквушки.
25. Казанская церковь на старом городском кладбище начала свою историю в виде небольшого деревянного приходского храма в центре Ельца.
Впервые церковь Казанской иконы Божией Матери была построена на месте современного Михаило-Архангельского храма на средства донского казака Иосифа Лося в 1680-х годах. Просуществовавшую почти сто лет и пришедшую в ветхость деревянную церковь в 1771-м году года заменил Михаило-Архангельский храм. А новая Казанская церковь построена была в камне на вновь отведённом кладбище в полуверсте от города.
Первоначально была выстроена небольшая часовня для отпевания, освящённая в 1781 году как храм. В то время церковь прихода не имела и использовалась лишь с целью отпевания умерших. В 1789 году Казанская церковь была расширена: с запада к ней пристроили притвор и колокольню, чтобы придать часовне вид церковного здания.
26. Рядом с кладбищем ещё одна небольшая действующая церковь — Иоанна Златоуста.
Церковь была построена в 1872 году. До революции она выполняла роль домашнего храма для жителей городского мужского приюта, расположенного рядом с храмом. В приюте, организованном по инициативе управления Общественного банка, жили сироты и дети из бедных семей, а также пожилые люди, оставшиеся в одиночестве. Важнейшей частью воспитания подопечных приюта стало их религиозное просвещение. Чтобы у жителей социального учреждения появилась возможность посещать храм регулярно, местные купцы-меценаты решили сообща построить для них домовую церковь. На месте бывшего приюта и сейчас действует интернат.
27. Раз уж мы оказались в этом районе, посмотрим и на Троицкий Елецкий мужской монастырь. Вернее на то, что от него осталось.
На территории монастыря расположилась автобаза.
28. Стены и башни монастыря продолжают разрушаться.
После революции здесь размещалась коммуна люмпен-пролетариев с кожевенных заводов. 31 августа 1919 года часть коммунаров была расстреляна мамонтовцами за попытку оказать сопротивление и вандализм по отношению к зданиям монастыря. Эх, некому наказать за вандализм автоколонну.
Из культовых зданий осталась только колокольня, храмы разрушены до основания. А на старых фотографиях были два величественных храма. Монастырь был перенесён из центра города на это место подальше, от городской суеты, в середине 19-го века.
29. Братский корпус спасло только то, что он был превращён в многоквартирный дом.
В 2008 году часть квартир в бывшем братском корпусе с церковью святого Пантелеймона и колокольней монастыря переданы монашествующим.
30. Но есть в Ельце и действующий монастырь — Елецкая Знаменская епархиальная женская обитель, расположенная на левом берегу Ельчика.
31. Монастырь построен на «языке», образованном двумя оврагами, и добраться до него непросто.
Несколько раз, пытаясь подъехать на машине, мы упирались в овраги. И даже несмотря на такую территориальную обособленность монастыря, в 1769 году, когда почти весь город был уничтожен страшным пожаром, он тоже полностью сгорел. Нескольким послушницам удалось спасти часть церковной утвари. Помимо этого, было найдено несколько монастырских икон совершенно не тронутых огнем, в том числе, чудотворная икона Знамения Божией Матери. Несмотря на то, что находиться на территории монастыря было опасно, и все кельи сгорели, две инокини отказались покидать территорию монастыря. Вместо келий, они поселились в погребе, спасаясь от холода, ветра и влаги подручными средствами. Весть об их подвиге достигла Тихона Задонского. Святитель Тихон стал инициатором и организатором сбора средств на строительство новых келий для послушниц.
32. Во время одного из визита в монастырь он определил место, на котором надлежит построить новый каменный собор, получивший имя Знаменский в честь спасённой иконы.

Известен факт, что именно святитель Тихон стал одним из духовных наставников самой известной послушницы монастыря – блаженной Мелании Затворницы Елецкой.
34. Памятник Мелании рядом с храмом Николая Чудотворца (2006 год).
35. Колокольня Знаменского монастыря.
36. Ещё много что предстоит сделать.
37. Но большая часть территории имеет ухоженный вид.
38. Всё-таки монастырь женский, как тут без цветов.
39. И даже кошки здесь ухоженные и ласковые.
40. Купальня над источником у подножия холма.
Ещё на нашем пути встретились три часовни, хотя в городе их несколько больше.
41. Троицкая часовня на железнодорожном вокзале.
42. Часовенка на месте бывшей городской стены.
43. Часовня во имя святителя Алексия на берегу Сосны. Здесь митрополит сказал, что «Будет на месте этом великий город».
Не до всех елецких храмов мы дошли, но про большинство из них я рассказал.
Другие отчёты по этой поездке:
Пальна-Михайловка
Задорный Первомай в Ельце
Елец воинский
Задонск светский
Задонск. Монастыри и храмы
Задонск. Рождество-Богородицкий монастырь
Елец железнодорожный
Богородицк. Парк, дворец, город
Воргольские скалы
Елец. Храмы и монастыри
Елец деревянный
Елец краснокирпичный
Елец туристический

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *