Сколько церквей в кунгуре?

Содержание

Выпуск газеты в PDF

Свежий выпуск №109/2020 от Вчера

Поповке нужна вода
Ничего себе ход конем. Когда там земли покупают — почему то как бы не замечают что нет воды, газа, д…
26.10.2020 12:44:47 В селе Филипповке Кунгурского района исчезли мусорные баки
Вообще поддерживаю этого человека! На его места вообще бы поставил этот бак около дома наших «народн…
26.10.2020 12:41:31 В селе Филипповке Кунгурского района исчезли мусорные баки
Ничего удивительного не вижу. Баки без крышек, на площадке тоже ничего похожего, значит мусор раздув…
26.10.2020 10:02:35 Больницы Кунгура получают помощь от жителей города и района
Новость хорошая, люди молодцы! Только вот у меня возникает вопрос — а со стороны государства это все…
26.10.2020 09:50:07 В Кунгуре врачи вынуждены работать на пределе человеческих в…
Николай,все правильно,ВВП-сказал,но если нет даже тестов на ковид,то непонятно от чего и чем лечат.О…
23.10.2020 18:42:43

Городская справка

  • Экспресс-телефоны
  • Диспетчерские службы
  • Администрация города Кунгура
  • Культура
  • Медицинские учреждения
  • Социальные службы
  • Управляющие компании
  • Храмы
  • График вывоза ТКО из частного сектора Кунгура
  • Расписание автобусов
  • Пункты выдачи газеты «Искра»
  • Разное

Просмотры Рейтинг Комментарии

В Кунгуре врачи вынуждены работать на пределе человеческих возможностей в связи с резким наплывом пациентов

21.10.20206961511

Что построят вместо парковки рядом с ЦУМом в Кунгуре?

21.10.202046970 3

Ближайший к Кунгуру ковидный госпиталь будет открыт в селе Березовка

Вчера 3997 0 2

В Кунгуре обсудили объединение города и района

26.10.2020 2919 0 2

Больницы Кунгура получают помощь от жителей города и района

23.10.2020 2755 1 3

Архив новостей

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

В Кунгуре на месте, где сейчас Дворец культуры машиностроителей, стояла Скорбященская церковь. Ее снесли в 30-е годы, ДК возвели в 1957 году. По версии народного мастера Пермского края Надежды Гармановой, основная часть клуба в целях экономии построена на старой основе и сохранила структуру бывшей церкви.

— Когда строили ДК, рабочие наткнулись на два цинковых гроба, в одном из них были останки знаменитого кунгурского купца Алексея Чуватова, похороненного у Скорбященской церкви в 1902 году, — рассказывает его праправнучка Вера Неволина.

В ограде Тимхвинского храма: где-то здесь хоронили кунгуряков

Надгробие Т.И. Губкиной (стояло возле Никольского храма). Рисунок Андрея Шиловского

К нашей памяти взывают тысячи предков, похороненных возле церквей.

До революции Кунгур называли городом церквей. И не случайно: город украшали свыше 20 православных храмов, церквей и часовен! До 1772 года, когда Екатерина II издала указ о запрете похорон в городах, кунгуряки обретали последний приют возле церквей. Но и позже у храмов хоронили священнослужителей и именитых горожан. Остались ли следы могил, как увековечена память предков? Восстановить историческую справедливость попытался корреспондент газеты «Искра» Владислав Одегов. Фото автора.

На месте церкви – ДК

На месте, где сейчас ДК машиностроителей стояла Скорбященская церковь. Ее снесли в 30-е годы, ДК возвели в 1957 году. По версии народного мастера Пермского края Надежды Гармановой, основная часть клуба в целях экономии построена на старой основе и сохранила структуру бывшей церкви.

— В подвале клуба видела старую кирпичную кладку, — сказала Надежда Степановна.

Вместе с заместителем директора клуба Надеждой Мальковой обошли подвал. Некоторые стены действительно из красного кирпича, но от старой ли это церкви? Фотохудожник, художественный руководитель фотоклуба «Сылва» Андрей Поляков считает, что нет. С ним согласен ветеран труда Михаил Шнайдер, он утверждает, что церковь стояла «левее», там, где сейчас мемориальный комплекс воинам-машиностроителям.

Где были могилы, точно тоже никто не знает. Возможно, под клубом?

— Когда строили ДК, рабочие наткнулись на два цинковых гроба, в одном из них были останки знаменитого кунгурского купца Алексея Чуватова, похороненного у Скорбященской церкви в 1902 году, — рассказывает его праправнучка Вера Неволина.- Во втором – его старшей дочери Ольги. Младшая дочь купца Екатерина Лисинская перезахоронила останки на кладбище Всехсвятской церкви.

Больше о фактах перезахоронений мы не знаем, хотя могилы там остались. Наверное, плохо танцуется или поется, когда знаешь, что рядом под землей – кладбище. А Надежда Малькова на полном серьезе сказала нам, что рабочие в подвале клуба иногда видят женское привидение…

И базар…

Успенская церковь, Тихвинский и Преображенский храмы, к счастью, не разделили судьбу Скорбященской церкви и по-прежнему украшают город. Но следов могил, увы, тоже нет. Никто не может обрисовать и точные границы кладбищ.

— На планах города того времени стоят лишь кресты, точной выкопировки никто не делал, — поясняет зав. музеем истории купечества Ольга Ренева

Да и могли ли предположить наши предки, что когда-нибудь их потомки будут взрывать церкви, сносить церковные ограды, рушить и разворовывать памятники?!

— Знаете, что торгуете на могилах? – спрашиваем у продавцов, предлагающих товар на базаре возле Успенской церкви.

Одни смущенно пожимают плечами, другие говорят:

— Этого не может быть!

К сожалению, может. Первый предел Успенской церкви освятили в 1755-м, и таким образом, всех ее умерших прихожан хоронили здесь на законных основаниях, до указа Екатерины II, в течение 17 лет. А именитых горожан – и в XX веке.

— 22 декабря 1918 года в ограде Успенской церкви похоронены расстрелянные красноармейцами в сентябре того же года купцы Алексей Плоскирев, Николай Жебелев, Иван Носков, Петр Носков, Василий Елтышев, Семен Зырянов, — говорит директор Кунгурского музея-заповедника Сергей Мушкалов.

От старого-кусочек ограды

На территории Преображенского храма сохранился небольшой фрагмент старой церковной ограды из бутового камня и красного кирпича. Управляющий Василий Бартов рассказал, что при раскопках, которые делали здесь под контролем археологов, когда прокладывали теплотрассу, наткнулись не на старые могилы, а на четыре детских скелета младенцев до года; детские черепа нашли также в погребе. Как они тут оказались – загадка. По мнению Василия Борисовича, это произошло уже в советские времена, когда в здании церкви находились различные организации. Но где-то здесь должны быть могилы, в частности, жены известного краеведа Евгения Золотова, Лидии, умершей в возрасте 25 лет…

Выкопали и «потеряли»

Лет 15-20 назад в Кунгуре недалеко от Тихвинской церкви, возле здания по ул. Октябрьской, 25-а, при раскопках нашли надгробие придворного советника Николая Столбова.

— Его вот к этому дереву прислонили, — вспоминает Ольга Ренева, – но потом, к сожалению, оно бесследно исчезло.

По сведениям Сергея Мушкалова, в ограде покоятся родители знаменитого купца Алексея Губкина, его племянница Фекла Столбова (похоронена в ноябре 1912 года), дочь Столбовых Мария Николаевна (умерла в 1915-м). Хотелось бы сказать «и другие», но, к сожалению, мы этого не знаем.

— Ведь при советской власти все исторические данные были изъяты у церквей, — поясняет настоятель Тихвинского храма Олег Ширинкин. – Половина уничтожена, обрывки сведений хранятся в городском музее, архивах, в том числе Санкт-Петербурга. А кладбище тут, конечно, было. И находилось, скорее всего, за алтарной апсидой, где довольно внушительное пространство.

Не все утрачено

До последнего времени в городском архиве Кунгура хранились метрические книги кунгурских церквей, но только с 1865 года. Недавно они переданы в краевой архив.

— Архив создает систему объединенных данных «Поколения Пермского края», — говорит директор Кунгурского архива Любовь Долгорукова. — Все сохранившиеся «Метрические книги» и «Ревизские сказки» будут отсканированы и станут доступны каждому пользователю интернета.

И действительно, набрав в поисковой системе слова «Поколения Пермского края», я без труда нашел «Метрические книги» кунгурских церквей Благовещенского собора, Успенского, Преображенского и Тихвинского храмов, созданные ранее 1865 года. Правда, они лишь за несколько лет — 1795-1796, 1800-1801. Но все равно лучше, чем ничего.

Первое кладбище

Оно располагалось в районе современной Соборной площади, где с 1684 года стояла первая в Кунгуре деревянная Параскевинская церковь, а позже каменные красавцы-соборы: Благовещенский (освящен в 1704 году) и Богоявленский (в 1740-м). В 2003 году во время прокладки теплотрассы, недалеко от трибуны, обнаружили массовые захоронения. По оценке археолога Александра Жуковского, тут покоится не менее 2500 кунгуряков. Останки людей выкапывали здесь и в XIX веке. Краевед Евгений Золотов в своей рукописи «Церковно-приходская летопись г. Кунгура» (хранится в городском музее) пишет, что в 1884 году, «когда рыли канавы для бута ограды и часовни то находили много человеческих костей, которые собирали в одно место, а потом положили под Алексеевскую часовню и к Благовещенским воротам».

— Речь, скорее всего, идет об останках самых первых жителей Кунгура, а возможно, и деревни Сосновый мыс, на месте которой основан наш город, — считает зав. музеем истории купечества Ольга Ренева.

И купцы, и красноармейцы

Из 2,5 тысячи похороненных на площади историки и краеведы знают лишь несколько десятков имен.

— В ограде кунгурского Благовещенского собора (уничтожен в 1939 году – В.О.) похоронены протоиереи Иоанн Любимов, Михаил Холмогоров (1898), Петр Луканин (1856), — рассказывает Сергей Мушкалов. – Последние захоронения – 23 декабря 1918 года – «невинно расстрелянных крамольниками». Среди них братья Семовских, зав. мастерскими Губкинского технического училища Алексей Порозов. Под алтарем Богоявленского собора (взорван в 1937 году) – семья купцов-благоустроителей храма Пономаревых: Ивана Алексеевича (погребен в марте 1906 года), его мать Афанасья Дмитриевна (в декабре 1910).

Хоронили на площади своих героев и красноармейцы. На последних «Грибушинских чтениях», прошедших в Кунгуре, сотрудник Суксунского краеведческого музея Наталья Токарева обнародовала воспоминания Валентины Павловны Бунаковой (Стародумовой) о своем брате кунгурском комиссаре Анатолии Стародумове, которого в 1918 году похоронили в ограде памятника защитникам города (красные называли его памятником Пугачеву). «Похороны Анатолия были очень торжественные. И могила была в центре города, в ограде памятника Пугачеву, и были отданы воинские почести, и залпы взвода красноармейцев, и нарядный гроб, и много дорогих венков. И даже всю гимназию не учили: внедряли новый быт в сознание гимназисток. Ведь это были самые первые гражданские похороны в Кунгуре, и речи говорили его товарищи комиссары… Когда белые заняли Кунгур, тело Толи выкопали и увезли на кладбище, куда свозили все городские нечистоты».

Укор живым

В мае прошлого года при проведении земляных работ по улице Пролетарской, 6 строители нашли 500-килограммовое надгробие Елизаветы Губкиной, дочери известного купца-мецената, в память о которой он построил в Кунгуре рукодельную школу для девочек-сирот (в наши дни известно как педучилище). Как оно попало сюда?

Четырехлетнюю девочку похоронили в 1863 году в семейном склепе Губкиных на Иоанно-Предтеченском кладбище, первом загородном погосте, организованном в 1773 году (возле современного Никольского храма). В 1875 году там же упокоилась ее мать Татьяна Ивановна, 11 декабря 1883 года – знаменитый отец. К этому времени на кладбище были тысячи могил кунгуряков.

В 1884 году, когда внук Губкина Александр Кузнецов в память о деде затеял строительство нового храма (известен в народе как Никольский), были потревожены десятки могил. Что и зафиксировал современник событий корреспондент «Екатеринбургской недели: «Работы уже начались: передняя часть церкви (алтарь) сломана, копают рвы для закладки фундамента; приходится при этом разрывать массу могил, так как при настоящей церкви – кладбище».

Где могилы Губкиных?

По описаниям очевидцев, алтарная часть Никольского храма — на могиле Губкина, которая, к сожалению, до сих пор не найдена. Лариса Арапова, несколько лет работавшая управляющим делами Никольского храма, сказала, что были планы восстановить склеп Губкиных, но они не реализованы. Да это и трудно сделать. Где могилы Губкиных – никто точно не знает. По одной версии — они были в одном склепе. Но, судя по рисунку художника Андрея Шиловского, сделанному 2 августа 1918 года на Никольском кладбище, памятник Т.И. Губкиной

находился возле храма. Рядом, очевидно, стояло украденное надгробие ее дочери Лизы.

Но оно хоть дошло до нас, а вот памятник, привлекший свой красотой художника, как и сотни других, бесследно исчезли. 25 апреля 1972 года в кунгурской «Искре» опубликована заметка о том, что рабочие металлообрабатывающего завода (так прежде в СМИ называли заключенных ИК-30) на глубине полутора метров нашли чугунное надгробие Тимофея Ивановича Хлебникова, отца знаменитого путешественника, видного деятеля Российско-американской компании, исследователя Северной Америки Кирилла Хлебникова. Что стало с уникальной находкой дальше – тоже никому не ведано.

Чтобы помнили

В статье «Разгром Вознесенской обители» («Искра», 18 февраля 2006 года) я уже писал о причинах вандализма, жертвами которого стали храмы и погосты. Да, безусловно, виновата власть с ее фанатичной антирелигиозной пропагандой и безумными решениями. Ну, почему например, в 1940 году разместили танковое училище на старом Вознесенском кладбище?! Но часть вины кунгурякам нужно принять на себя. Ведь те же надгробия со старых могил утащил не один человек! В результате от старых погостов, где похоронены тысячи наших предков, практически мало что осталось: 15-20 памятников на Вознесенском кладбище и одна надгробная плита в Никольском храме. Вирусом забвения, поражена и часть современных жителей: обойдите Всехсвятское кладбище, и вы заметите массу заброшенных могил. Увидите и следы вандализма – крадут металлические оградки.

К счастью, не все из кунгуряков «иваны, родства не помнящие». К примеру, кунгурячка Вера Неволина с родными навещает на Вознесенском кладбище место, где была похоронена ее бабушка дочь священника Ольга Покровская. Отсчитывают от третьего окна храма 12 шагов и кладут цветы на асфальт. По инициативе директора музея-заповедника Сергея Мушкалова второй год реализуется проект «Вознесенский некрополь» — приводится в порядок старое кладбище.

Посетительница сайта «Искры» molekulka136 предлагает на месте уничтоженных церквей и кладбищ ставить поклонные кресты: «Когда едешь в Дивеево, к мощам преподобного Серафима Саровского по дороге стоят большие поклонные кресты, указано, что на этом месте были когда-то храмы. Почему-то в нашем городе никто об этом не задумывается. Читая «Кунгур Православный», обратите внимание, когда шел крестный ход из Кыласово, сколько было храмов. Можно долго говорить об этом, и махать руками, ничего не изменится. Паломничая по святым местам, видишь как на кладбищах, на могилках священнослужителей, монахов, святых людей теплятся лампадки, проводятся панихиды, паломники идут поклониться на могилку, прося святых молитв. У нас у Всехсвятского храма также захоронения святых людей! Вот вам история, которую мы все тихо забываем…»

Благочинный церквей Кунгурского округа протоиерей Олег Ширинкин также приводит в пример практику московских храмов:

— Если при раскопках находят черепа, устраивают братскую могилу и ставят крест в память о всех похороненных.

Зав. музеем истории купечества Ольга Ренева считает:

— Нужно ставить мемориальные доски.

— Цветники хотя бы разбить, — предлагает Вера Неволина.

— По генплану развития Кунгура возле ДК машиностроителей остается зеленая зона,- говорит главный архитектор Кунгура Владимир Смирнов. – Такая же зона будет создана возле Успенской церкви после передачи ее верующим. На Соборной площади будет установлена часовня. Два года назад прежний настоятель Тихвинской церкви обращался с просьбой об установке поклонного креста, но было отказано, потому что прежде нужно решить вопрос с переводом редакции телевидения в другое здание.

Генплан – лишь основа развития города. Что будет установлено на тех же зеленых пятачках в память о наших предках: поклонные кресты, мемориальные доски или ничего, как сейчас?

Последний приют – в центре города

До 1722 года, в котором Екатерина II в целях профилактики распространения заразных болезней запретила хоронить умерших в городах, в Кунгуре уже было четыре церкви. Кунгуряки обретали последний приют на погостах у Благовещенского собора – освящен в 1704 году, Богоявленского храма (1740), Тихвинской церкви (1758), Успенской церкви (1755). Еще раньше в Кунгуре были деревянные церкви: Параскевинская (известна с 1684 года), Успенская (в документах упоминается с 1716 года).

Метрические книги – через Интернет

Государственный архив Прикамья создает систему объединенных данных «Поколения Пермского края», — В ней будут собраны все сохранившиеся «Метрические книги» и «Ревизские сказки» . Их отсканируют, и они станут доступны каждому пользователю интернета.

Набрав в поисковой системе слова «Поколения Пермского края», вы найдете «Метрические книги» кунгурских церквей.

Прикоснуться к православной святыни древней языческой земли и взобраться на старейшую из сохранившихся на Урале колокольню. Помолиться перед образом Николая Угодника, подарком самого Ивана Грозного, и испить целебной воды из родника. Побывать на службе в монастыре, построенном пять с половиной веков назад, и полюбоваться живописными видами Уральского Афона.

В канун Рождества «АиФ-Прикамье» рассказывает о самых древних, величественных, неповторимых и уникальных храмах и монастырях Западного Урала, многие из которых действуют и поныне.

Богоявленская церковь: сторожевая башня — храм

Богоявленская церковь в селе Пянтег Чердынского района — самая древняя деревянная постройка на Урале. В прошлом году ей исполнилось 400 лет. Таких храмов в древнерусском деревянном зодчестве больше нет. Церковь возвели в 1617-м году на месте языческого поклонения. Рядом с храмом возвышаются красавцы-кедры, которые считаются остатком священной языческой рощи.

Центральная часть церкви построена в форме восьмигранника и напоминает сторожевую башню. В XVII веке у сооружения было двойное предназначение: религиозное и оборонительное. С верхнего яруса церкви хорошо просматривался изгиб Камы вверх и вниз по течению. К сожалению, за четыре столетия храм ни разу не реконструировался, поэтому он частично разрушен. Так, утерян деревянный шатёр, который венчал церковь. При желании можно взобраться внутрь древнего строения.

Адрес: Чердынский район, село Пянтег (44 км от Чердыни)

Крестовоздвиженская церковь в деревне Верх-Боровая и уникальная храмовая надпись

Крестовоздвиженская церковь или Церковь Воздвижения Честного Креста Господня в деревне Верх-Боровая Соликамского района — древнейшая из сохранившихся каменных церквей на Урале. Замечательный образец русского каменного зодчества XVII столетия. Крестовоздвиженская церковь построили в 1677 году, освятили годом позже.

Главная достопримечательность строения — надпись на старославянском языке, которая опоясывает храм по периметру в три яруса. Буквы изготовлены из кирпича, а строчки обрамлены особыми фигурными кирпичами — «верёвкой». Слова разделены рельефами – балясинами и изображением павлинов. Вряд ли где-то ещё на Урале можно встретить что-то подобное. Можно взобраться на колокольню храма, с которой открываются прекрасные виды на деревню и окрестности. Сегодня древнейшая Крестовоздвиженская церковь, как и Богоявленский храм в Пянтеге, находится в полуразрушенном состоянии.

Адрес: Соликамский район, деревня Верх-Боровая (около 20 км от Соликамска)

Богоявленская церковь в Соликамске и чудотворная икона Николая Угодника

Богоявленская церковь (1687-1695) — один из наиболее интересных и красивых храмов Соликамска. Храм имеет богатое наружное оформление, фасады украшают виртуозная каменная резьба. В церкви сохранилось великолепное собрание икон XVII — начала XIX веков. Это один из немногих храмов, где удалось сохранить подлинный иконостас и иконы.

Кроме того, здесь хранится особо почитаемый, признанный чудотворным складной образ Николая Чудотворца. Это самая примечательная по древности и известности икона соликамских храмов. С ней связано предание о чудодейственном избавлении города от нашествия неприятеля. Соликамцы просили царя Ивана Грозного прислать военную помощь в борьбе с нагайцами. Но в это время Иван IV отправлялся в поход на Казань, и лишних людей у него не было. Поэтому государь прислал соликамцам образ Николая Чудотворца и грамоту, в которой писал, что войска послать не может, но высылает образ святителя, который и защитит город от вражеского нашествия. На Соликамск в том году никто не нападал.

Адрес: Соликамск, ул. Набережная, 93

Никольская церковь в посёлке Ныроб и целебный родник с серебром

Никольская церковь или храм Николая Чудотворца (1704-1705 гг) — шедевр северного Урала, лучший образец архитектуры барокко. Богато украшенная каменными узорами Никольская церковь поражает своим великолепием.

Существует предание, что в этом месте в 1619 году (в начале царствования Романовых) произошло чудесное явление иконы Николая Чудотворца. Купцы, возвращаясь с Печоры, остановились отдохнуть неподалеку от Ныроба и увидели на пне икону. В то время церкви в Ныробе ещё не было, поэтому купцы увезли икону в Чердынь. Но на следующее утро икона снова была на этом пне. Её вновь увезли, но она опять вернулась. И тогда ныробцы решили построить на этом месте церковь, которую назвали Никольской. Свято берегли местные жители икону. Во время пожаров или вражеских набегов они спасали в первую очередь святыню, укрывая её в лесу. И на том месте забил родник, который назвали Никольским. Вода в нём обладает целебными свойствами. При случае обязательно умойтесь этой чудной ключевой водой, которая отличается ещё и изумительным вкусом. В начале XX века воду из родника подвергли анализу и выявили, что она содержит повышенное количество ионов серебра. К большому огорчению верующих в годы революции икона была утеряна.

Ещё одна особенность Никольской церкви — в ней сохранились фрагменты росписи. Одна из фресок храма изображает святого Христофора с собачьей головой. В Ныробе издавна поклонялись святому Христофору, он считается покровителем охотников. Эта фреска — одна из редчайших в России. Именно она вдохновила известного писателя Алексея Иванова создать роман «Псоглавцы».

Никольская церковь действующая.

Адрес: Чердынский район, посёлок Ныроб (48 км от Чердыни), ул. Октябрьская, 11.

Иоанно-Богословский мужской монастырь в Чердыни: 555 лет беспрерывной молитвы

Иоанно-Богословский мужской монастырь – первая православная обитель на Урале. В 1463 году в самом центре язычества епископ Иона Пермский основал монастырь, который назвал в честь апостола Иоанна Богослова. Именно святителю Ионе удалось христианизировать столицу Перми Великой, которой являлась Чердынь вплоть до XVII века. К слову, двух предшественников епископа — святителей Герасима и Питирима, убили язычники.

За пять с половиной веков Иоанно-Богословский монастырь почти не закрывался. Фото: Иоанно-Богословский мужской монастырь

В Иоанно-Богословском монастыре хранится удивительный рукописный синодик (первая четверть XVIII в.), богато иллюстрированный цветными миниатюрами. Он до сих пор используется при богослужении. Чудом сохранились великолепные резные иконостасы XVIII века. При монастыре возникли собственная иконописная, рукописная школы, повлиявшие на развитие церковного искусства всего Прикамья.

За пять с половиной веков Иоанно-Богословский монастырь почти не закрывался. Лишь с 1939-го по 1946 год в обители запретили богослужения, а в остальное время всегда действовала как приход. Сегодня настоятель монастыря игумен Герасим (Гаврилович). В 2018 году обитель празднует 555-летие.

Двери храма открыты ежедневно, с 8 до 18 часов.

Адрес: Чердынь, улица Мамина-Сибиряка, 17; телефон.: +7 (34240) 2‑91-29

Сайт: cherdyn1.cerkov.ru

Белогорский монастырь: обитель труда и веры

Самый главный и величественный монастырь Прикамья — Свято-Николаевский миссионерский мужской монастырь на Белогорье. За строгость устава и живописное расположение на высокой красивой горе обитель называют Уральским Афоном.

Почти 30 лет идёт восстановление самого грандиозного собора Пермской епархии — Крестовоздвиженского храма. Постепенно он приобретает первоначальный вид. Фото: АиФ/ Анастасия Переверзева

Сохранились воспоминания основателя Белогорской обители протоиерея Стефана Луканина: в три часа поутру 9 июня 1890 года отец Стефан взошёл на Гору. Он уже не сомневался, что это место создано для миссионерского монастыря. На горе поставили небольшой деревянный крест. Так было положено начало созданию Белогорской обители. Её начали строить, чтобы воцерковить местных старообрядцев.

По отчёту монастыря за 1909 год общая численность братии составила 401 человек. Они занимались хлебопашеством и скотоводством. Развивалось огородничество, пчеловодство и рыболовство. В это трудное для России время, когда шла война, белогорские насельники не только зарабатывали средства на строительство собора, но сами жертвовали на нужды Российской армии. Успех обители достигался строгим аскетическим укладом, отказом себе в самом необходимом, кропотливым изнурительным трудом. Некоторые из иноков несли самое строгое послушание — приняли обет молчания.

© АиФ / Софья Штин © АиФ / Софья Штин © АиФ / Софья Штин © АиФ / Софья Штин © АиФ / Софья Штин © АиФ / Софья Штин © АиФ / Софья Штин © АиФ / Софья Штин © АиФ / Софья Штин © АиФ / Софья Штин © АиФ / Софья Штин © АиФ / Софья Штин © АиФ / Софья Штин © АиФ / Софья Штин © АиФ / Софья Штин © АиФ / Софья Штин © АиФ / Софья Штин © АиФ / Софья Штин © АиФ / Софья Штин © АиФ / Софья Штин © АиФ / Софья Штин © АиФ / Софья Штин

Белогорский монастырь. Юбилейный 2017 год. | Фотогалерея

© АиФ / Софья Штин © АиФ / Софья Штин © АиФ / Софья Штин © АиФ / Софья Штин © АиФ / Софья Штин © АиФ / Софья Штин © АиФ / Софья Штин © АиФ / Софья Штин © АиФ / Софья Штин © АиФ / Софья Штин © АиФ / Софья Штин © АиФ / Софья Штин © АиФ / Софья Штин © АиФ / Софья Штин © АиФ / Софья Штин © АиФ / Софья Штин © АиФ / Софья Штин © АиФ / Софья Штин © АиФ / Софья Штин © АиФ / Софья Штин © АиФ / Софья Штин © АиФ / Софья Штин В годы террора вместе с настоятелем архимандритом Варлаамом мученическую кончину приняли более 45 насельников обители. Монахов ставили в два ряда и расстреливали на глазах у местных жителей Белой Горы. Кто пытался протестовать, расстреливали на месте. Хоронить не давали. В келье архимандрита Варлаама устроили отхожее место, а иконописную мастерскую превратили в театр, где монастырских мальчиков-певчих заставляли петь светские фривольные песни. Архимандрит Варлаам и 26 насельников Белогорского монастыря прославлены в лике святых новомучеников. 25 августа – День памяти убиенной братии. Сегодня в обители около 10 монашествующих, живут послушники и трудники. Обязанности наместника исполняет о. Дорофей.

Верующие могут поклониться чудотворной иконе Иверской Божией Матери, написанной монахами святой горы Афон, и припасть к ковчегу с мощами святых угодников, привезённому из Иерусалима.

Достопримечательности Белогорского монастыря:

  • Крестовоздвиженский храм

Один из красивейших и величественных соборов России. Строился 15 лет: с 1902 г. по 1917 г. В годы большевизма храм осквернили и разграбили. А в 80-е гг. во время сильного пожара сгорели почти все купола. Уже почти 30 лет идёт восстановление самого грандиозного собора Пермской епархии. Постепенно он приобретает первоначальный вид.

  • Царский Крест

Почти 30 лет идёт восстановление самого грандиозного собора Пермской епархии — Крестовоздвиженского храма. Постепенно он приобретает первоначальный вид. Фото: АиФ/ Анастасия Переверзева

«Царским» крест прозвали в народе. Он был сооружён в честь чудесного спасения Цесаревича Николая Александровича (будущего Императора Николая II). 29 апреля 1891 г. во время путешествия по Японии на него было совершено покушение. В 1930-е гг. на месте Царского креста поставили памятник Ленину. Сегодняшний Царский Крест уже третий по счёту. Его установили в 1998 г.

  • Источник-купель в честь святителя Николая. Расположен на южном склоне горы.

Часы работы зимой: с 12:30 до 16:00; летом: с 9:00 до 18:00. Купель работает только в летний период и зимой на Крещение (купель не отапливаемая).

  • Источник-купель на северном склоне в честь иконы Божией Матери, именуемой «Взыскание погибших» (здесь ежедневно читаются молебны Божией Матери);
  • Елизаветинский источник-купель в Серафимо-Алексеевском скиту
  • Звонница

В звоннице Белогорья 11 колоколов, искусству колокольного звона местных звонарей обучал известный на всю страну мастер Владимир Петровский. Фото: АиФ/ Анастасия Переверзева

Звонница оборудована 11 колоколами. Её освятили в 2014 г. – к 100-летию посещения Белогорского монастыря Святой Преподобномученицей Великой Княгиней Елизаветой Фёдоровной Романовой и 150-летию со дня её рождения.

Другие храмы Белогорья:

  • Церковь Спиридона Тримифунтского
  • Часовня Николая Чудотворца на источнике
  • Часовня-купель у пруда
  • Часовня «Взыскание погибших» иконы Божией Матери
  • Подворье Белогорского монастыря — храм Рождества Пресвятой Богородицы

Двери храма открыты ежедневно, с 8 до 18 часов.

Адрес: Кунгурский район, дер. Белая Гора, ул. Монастырская, д.1; телефон: +7 (34271) 5-75-35 Канцелярия

Сайт: уралафон.рф

Никольский храм в Кунгуре: тюрьма за колючей проволокой

Нарядный Свято-Никольский (Иоанно-Предтеченский) храм – украшение Кунгура. Трудно вообразить, что в 1990 г. он находился в полной разрухе. Сохранились только стены, даже двери отсутствовали.

Пятиглавый храм в псевдорусском стиле построили в 1894–1917 годах на месте почти полностью разобранной старой Иоанно-Предтеченской церкви. В советские годы жизнь храма была специфична. Недаром краеведы называют Никольскую церковь самой молодой и многострадальной в городе. В 1931 году храм закрыли. Местные власти хотели разрушить недействующий приход, но решили на территории храма устроить женскую тюрьму. Никольская церковь оказалась за высоким забором с рядами колючей проволоки. В 1990 году, когда храм вернули РПЦ, он оказался полностью разоренным. В 1996 году Никольскую церковь посетил патриарх всея Руси Алексий II. Сегодня здание церкви практически восстановлено, идут службы.

Адрес: Кунгур, ул. Гоголя, 5

Празднование Рождества в Перми | Фотогалерея

Верующие пермяки отмечают один из главных праздников православной церкви – Рождество Христово. © АиФ / Дмитрий ОвчинниковХрамы в канун торжества украшают цветами. © АиФ / Дмитрий ОвчинниковТакже внутри обителей расположились ёлки с игрушками. © АиФ / Дмитрий ОвчинниковА у входа в церковь устанавливают Рождественский Вертеп. © АиФ / Дмитрий ОвчинниковПо легенде, поклониться воплотившемуся Богу пришли пастухи, извещенные Ангелом. Вслед за ними пришли волхвы, узнавшие о свершившемся чуде по появлению на небе Вифлеемской звезды, которая привела их к месту Рождения Христа. © АиФ / Дмитрий ОвчинниковОсновные мероприятия прошли в ночь на 7 декабря. © АиФ / Дмитрий ОвчинниковПосетить городские храмы пришли тысячи пермяков. © АиФ / Дмитрий Овчинников Так, в центральном храме Перми, Свято-Троицком кафедральном соборе, было не протолкнуться. © АиФ / Дмитрий Овчинников Стоит отметить, что сотрудники правопорядка усилили охрану церквей во время рождественских гуляний. © АиФ / Дмитрий Овчинников Впервые у входа работали арочные металлодетекторы, а на въезде традиционно стояли наряды ДПС. © АиФ / Дмитрий Овчинников Вплоть до поздней ночи пермские храмы были переполнены. © АиФ / Дмитрий Овчинников Напомним, праздник Рождества символизирует примирение человека с Богом и предвещает искупительный подвиг Иисуса Христа и обновление человеческой природы, пораженной грехопадением прародителей. © АиФ / Дмитрий Овчинников

История

Впервые храм упоминается в XVIII веке, когда в 1773 году на месте кладбищенской часовни началось строительство новой каменной церкви — были построены холодный храм в честь Иоанна Предтечи, освящённый 29 мая (9 июня) 1787 года и тёплый придел в честь Николая Чудотворца, освящённый 2 (13) декабря 1792 года. Построенная церковь была небольшой — 9,5 сажени длины и 3,5 сажени ширины, причём большая часть площади была занята холодным храмом. Колокольня была маленькой и невысокой. Храм был также довольно беден и не располагал приличной утварью.

Новый храм приписали к Благовещенскому собору, и поэтому богослужения в нём вплоть до 1835 года проводились соборным причтом. Здесь также вели богослужения священники из других храмов Кунгура. Поскольку в силу тесноты храма для молящихся места не хватало, в 1867 года предполагалось начать перестройку храма с устройством двух приделов, но из-за бедности церкви и немногочисленности прихода было решено церковь отдать Кунгурскому женскому монастырю, а приход приписать к Тихвинской церкви. Из-за этого перестройка храма была приостановлена. Впрочем, в 1872 года приход Предтеченской церкви был всё же оставлен.

В 1873 года Пермское строительное отделение разработало проект по перестройке храма. Согласно плану главный Предтеченский придел храма должен был стать тёплым, соединённым аркой с Никольским приделом, кроме того, предполагалось построить ещё один придел с южной стороны, также соединённый аркой с главным приделом. Средства и материалы на эти работы в основном предоставил известный кунгурский меценат Алексей Семёнович Губкин. Работы начались в том же 1873 г. под руководством архитектора Н. А. Вознесенского: вначале на главном храме установили 4 новые главы, в 1874 г. построили новый Никольский придел, в 1876 г. снесли старую низкую колокольню и начали возводить высокую новую, к 1878 г. завершили внутреннюю перестройку Предтеченского храма. 5 (17) ноября 1878 г. Никольский придел и весь храм были освящены.

9 (21) мая 1886 года была заложена новая часовня в честь иконы Божией Матери и мученика Христофора с восточной стороны храма. В 1889 года на пожертвования купца А. П. Чулошникова храм был расписан живописью. В 1892 г. началась масштабная перестройка храма под руководством пермского архитектора А. Б. Турчевича, согласно которому главный Предтеченский придел должен был быть снесён, а вместо него построены 3 новых придела. Так было решено в силу желания внука А. С. Губкина мецената Алесандра Григорьевича Кузнецова возвести храм над могилой деда, бабушки и их рано умершей дочери Елизаветы. Вначале прихожане были против того, чтобы сносить самый старый Предтеченский придел, но в знак уважения к своему настоятелю, активному стороннику перестройки, Михаилу Холмогорову, 19 апреля (1 мая) 1892 г. это согласие было дано. В ответ А. Г. Кузнецов обязался не только финансировать все работы, но и взять на себя все расходы по дальнейшему содержанию храма. До завершения работ А. Г. Кузнецов не дожил — он умер в 1895 г.

27 апреля (9 мая) 1894 годы в Иоанно-Предтеченском приделе состоялась последняя Литургия, а 22 мая (3 июня) 1894 г. на месте снесённого Предтеченского придела были заложены новые приделы. Строительство, обошедшееся в гигантскую сумму 120 тыс. рублей серебром, длилось несколько лет, и 9 (22) ноября 1903 г. был освящён левый придел во имя Алексия, 16 ноября — правый придел во имя Святителя Николая Чудотворца, 20 июня — главный придел во имя Иоанна Предтечи. Поскольку в храме было два придела во имя Святителя Николая, то с тех пор храм в народе стал называться Свято-Никольским. Постепенно это название храма прижилось и стало основным.

После Октябрьской Революции 1917 года жизнь храма постепенно замирала, и 9 января 1931 года он был закрыт. Его помещения использовались для кузнечно-прессового и сварочного участков, много лет принадлежали близлежащей колонии. При этом были полностью переделаны внутренние интерьеры, а художественная роспись оказалась утраченной.

1 августа 1990 года здание храма было возвращено верующим, и в последующие годы оно постепенно ремонтировалось. В 1996 года храм посетил Патриарх Алексий II, в том же году для храма были отлиты 7 новых колоколов, 17 сентября 1997 года на колокольню был установлен шатёр.

Храм является действующим. Его здание является объектом культурного наследия регионального значения.

Описание

Свято-Никольская церковь имеет архитектурные формы «узорочного» стилистического направления, характерные для русской архитектуры середины XVII в. Здание имеет традиционную планировку: четверик основного храма, двухъярусная полукруглая апсида, трапезная с шатровой колокольней. С севера и юга к четверику храма примыкают приделы.

Престольные праздники

Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель — 22 мая, 19 декабря

Как добраться

Адрес: Пермская область, г. Кунгур, ул. Гоголя, д. 5

Паломнику

Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *