Существующие ворота построены около 520 г., но рядом с ними обнаружены остатки существенно более древних ворот периода Второго Храма.
Содержание
В Ветхом Завете
По иудейской традиции считается, что именно через эти ворота Мессия войдет в Иерусалим. Считается, что в этот момент камни, закрывающие Золотые ворота, рухнут и те, кто покоится на Западном склоне Елеонской горы, воскреснув, первыми увидят Мессию.
Книга пророка Иезекииля (44:1-3) говорит:
Золотые ворота Wilson44691, Public Domain
Распространённое представление о том, что через Золотые Ворота войдёт Мессия, привело к тому, что османский султан Сулейман Великолепный приказал в 1541 г. замуровать ворота.
Кроме того, перед воротами мусульмане расположили кладбище, в иудаизме считающееся нечистым местом, невозможным для прохода Мессии.
Праведные Иоаким и Анна
Вдохновленные апокрифическими описаниями жизни Богородицы, средневековые христианские художники часто изображали сцену встречи Иоакима и Анны (бабушки и дедушки Иисуса) у Золотых ворот после того, как ангел благовестил Иоакиму о том, что его сорокадневный пост-жертва принята Богом, и у него скоро будет дочь, Дева Мария:
Через какие ворота вошёл Иисус Христос?
Согласно христианскому преданию, именно через Восточные (Золотые) ворота, обращённые в сторону Елеонской горы, Вифании и Вифагии, Иисус Христос вошёл в Иерусалим в воскресенье, предшествующее Неделе Пасхи.
Золотые ворота. Вид со стороны Храмовой горыציון הלוי, CC BY-SA 3.0
Впрочем, имеются и критики, которые говорят, что ворот во времена Христа здесь не было, они были построены позже.
Некоторые исследователи считают, что Золотые ворота были построены при византийском правителе Ираклии в VII в., другие относят их к более позднему времени — периоду сооружения крепостных стен в XVI в. Сулейманом Великолепным.
Но, в любом случае, под существующими Золотыми воротами воротами найдены остатки древних ворот, периода Второго Храма, следовательно, Восточные ворота были во времена Христа, и с высокой степенью вероятности Он вошёл в Иерусалим через них.
Золотые ворота (вид со стороны Храмовой горы) на открытке 1925 г.Julius Hoffmann, Public Domain
Аргументом других критиков является то, что Восточные ворота использовались только для слива в Кедронскую долину воды от остатков храмовых жертвоприношений.
В ответ можно сказать, что в те времена все ожидали Мессию, который придет с востока и войдет в Храм с этой стороны. Странно было бы предположить, что при строительстве Второго Храма не предусмотрели эти ворот или их использовали для слива воды, смешанной с кровью жертвенных животных.
Портал в соборе Либфрауенкирхе в немецком городе Фрейберге (Саксония), возведенный в конце первой трети XIII века, служил главным входом в романский собор XII столетия. После пожара 1484 года он был перенесен на южную сторону нового здания. Формы так называемого «ступенчатого» портала с приземистыми пропорциями, полукруглыми арками еще романские, программа изображений опирается на принципы французской готики.
Главная тема скульптурного убранства портала – прославление Богоматери, культ которой достиг необычайного расцвета в XII–XIII веках. С одним из уподоблений Марии связано и название портала «Златые врата». Не исключено, что скульптуры, по средневековому обычаю, были позолочены.
Богоматерь восседает на троне в центре тимпана над входом, увенчанная короной как Царица Небесная. Как вторая Ева, она протягивает яблоко младенцу Христу – намек на искупление первородного греха. Справа к Марии приближается ангел Благовещения, здесь же изображен св. Иосиф. С другой стороны перед троном преклонили колени три волхва. Фигуры на откосах портала также связаны с темой Христа и Марии. Это библейские персонажи, которые, по средневековым представлениям, предсказывали пришествие Христа в мир, и чья жизнь намекала на его искупительную жертву. Это (слева направо) ветхозаветные пророк Даниил (он спасся, будучи брошенным в ров с голодными львами), царица Савская и царь Соломон (их встреча говорила о преклонении перед божественной мудростью) и Иоанн Предтеча, крестивший Христа. На другом откосе представлены любимый ученик Христа Иоанн Богослов, царь Давид и Вирсавия (их союз воспринимался как будущий союз Христа и Церкви), Аарон с проросшим жезлом в руке.
На полукруглых арочках-архивольтах над тимпаном (снизу вверх) – Коронование Марии. Далее изображения связаны с темой Страшного суда: это души в лоне Авраамовом, по сторонам четыре евангелиста и два ангела, выше – Святой Дух в виде голубя, рядом с ним два ангела и восемь апостолов. На последнем архивольте – ангел Господень и восставшие из гробов.
Почему они закрыты?
Иудейская традиция полагает, что Золотые ворота — те самые, что названы в пророчестве Йехезкеля. Врата, в которые вошел Господь, потому и затворенные, запретные для людей.
А когда явится Мошиах, именно через них Он вступит на Храмовую гору.
Знавший эту легенду султан Сулейман Великолепный, взявший Святой Город, потому и повелел в 1541 г. наглухо заложить их камнями: ему, положительно, только иудейского Мессии не хватало в «его» городе! По преданию, султан еще и приказал устроить непосредственно перед воротами кладбище: это уже была оборонительная мера против предшественника Мессии, который должен явиться чуть раньше, а именно — пророка Элияху. Тот происходил из рода Аарона — то есть являлся священником, коэном, для которого кладбище — осквернение ритуальной чистоты. К тому же, султан якобы полагал, что в день прихода Мессии османские воины, похороненные здесь, восстанут и защитят Иерусалим!
К прискорбию, все эти легенды о Сулеймане рисуют его суеверным и недалеким человеком. Мессию не остановят ни камни, ни мертвые турки. Мысль же о том, что коэн Элияху не может пройти по кладбищу, тоже не имеет отношения к реальности.
Христианская традиция
Христиане считают, что Иисус въехал в Иерусалим через Золотые ворота на ослике, и народ приветствовал его как сына Давидова и Мессию, роняя на дорогу пальмовые ветви.
Также ворота считаются местом встречи Иоакима и Анны — деда и бабушки Христа. После того, как Иоаким молился в пустыне, и ангел сообщил ему о том, что у его немолодой жены все же появится дитя, он вернулся в Иерусалим, и у Золотых ворот его встретила Анна, и сказала о том, что беременна.
Золотые ворота в искусстве
«Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот» — очень популярный сюжет христианской иконописи. Существует множество как католических, так и православных икон с таким названием (одна из православных, например, находится в Стокгольмском музее — это икона XVII в. Ярославской школы). Тот же сюжет — на иконе в монастыре Студеница в Сербии (1314 г.).
Трогательная тема встречи пожилых супругов, когда жена сообщает мужу о чуде, случившемся с ней (бездетная иудейка могла воспринять неожиданное успешное зачатие именно как чудо Господне) также была очень популярна у живописцев эпохи Возрождения и позже.
Ей посвящены работы Джотто ди Бондоне в капелле дель Арена, которую он расписывал с 1303 по 1306 г., Таддео Гадди (Базилика Санта Кроче во Флоренции, 1330 г.), Беноццо Гоццоли (1491 г.), испанского живописца Пабло де Сан Леокадио, жившего с 1447 по 1520 гг., немецко-швейцарского художника-новатора Конрада Витца (1400-1446).