Скорбященский монастырь нижний тагил

Павел Павлович Демидов – князь Сан-Донато – выделил 2 десятины земли под женскую богадельню, которую благословил епископ Пермский Ефрем (Рязанов). Официально богадельня была преобразована в женскую общину Указом Священного Синода 4 апреля 1902 г., а 5 ноября 1904 г. община была признана монастырем.

Единственная настоятельница дореволюционного монастыря – игумения Мария (в миру Феозва Константиновна Крузе) – родилась в 1857 г. в г. Перми в семье бедного портного. После смерти матери с 6 до 12 лет воспитывалась в Пермском приюте, а после смерти отца – в семье старшей сестры Марии Константиновны Кожевниковой, переехавшей в Нижнетагильский завод. Поступила в Скорбященскую богадельню 16 сентября 1885 г. и скоро благодаря организаторским способностям встала в ее главе. В течение 17 лет являлась регентом. Официально назначена начальницей Скорбященской женской общины 4 июля 1902 г. В монашество пострижена 2 мая 1903 г. Преосвященным Михеем, епископом Екатеринбургским и Ирбитским. Назначена настоятельницей монастыря 22 сентября 1904 г. Указом Священного Синода за № 2280/5221 15 августа 1909 г. возведена в сан игумении. Награждена золотым наперсным крестом 1 апреля 1913 г. В 1919 г. была благословлена иконой Всемилостивого Спаса «во внимание к весьма полезному и ревностному исполнению обязанностей настоятельницы при трудности переживаемого времени». После закрытия монастыря жила в городе на частных квартирах. Лишена избирательных прав в 1930 г. Арестована 8 февраля 1932 г., обвинялась по статье 58-10, 11 УК РСФСР. 23 марта переведена из нижнетагильского в ирбитский домзак. 20 мая 1932 г. дело в ее отношении было прекращено «в силу болезненного состояния». Дальнейшая судьба неизвестна. Предположительно умерла в тюрьме во время следствия по массовому на Урале уголовному делу «Историческая гниль».

Расцвет монастыря приходится на 1910-е гг. 26 мая 1905 г. – в праздник Вознесения Господня – при стечении большого числа жителей Нижнетагильского завода архиепископ Владимир (Соколовский) освятил место и заложил первый камень второго трехпрестольного храма: центральный престол – Вознесенский, правый придел – в честь свт. Николая Чудотворца и св. прав. Симеона Верхотурского, левый – в честь св. прп. Серафима Саровского. Каменные работы были закончены к 1911 г., в последующие два года проводились кровельные работы на крышах и куполах и оштукатуривание . 6 августа 1913 г. – в праздник Преображения Господня – на храм были подняты 8 крестов . Кирпич для храма сестры делали сами на собственном кирпичном заводике, располагающемся на Корабельном мысе

В 1898 г. на средства тагильского купца Железкова А.А. было построено двухэтажное каменное здание, в котором располагалась церковно-приходская школа для девочек-сирот, воспитывающихся при монастыре, и квартира священника. В 1911 г. тагильский купец Семенов Я.Е. построил двухэтажное каменное здание для богадельни, странноприимного дома и больницы. Всего до революции монастырю принадлежали 11 зданий. Во время Первой мировой войны монастырь взял на воспитание не менее 36 девочек-сирот. Перед закрытием монастыря в 1920 г. в нем было 150 насельниц, из которых 6 монахинь и 38 рясофорных послушниц.

Автор проекта Скорбященского кладбищенского храма неизвестен. Храм однопрестольный, имеет в плане правильный восьмигранник с двойным светом, перекрытый коробовым сводом с рядом киелевидных закомар, увенчан двумя главками: одна над центральным сводом, другая венчает алтарь. Над заподным притвором храма возвышалась звонница, которая была разрушена в советское время, до сих пор не восстановлена. Вознесенский собор был создан по проекту главного губернского архитектора Артемова Е.А. в неорусском стиле. Собор трехпрестольный, система его сводов крестово-купольная; имеет 8 куполов, декоративное убранство его фасада выполнено из тесаного кирпича, использованы мотивы средневековой русской архитектуры: закомары, кокошники, пилястры, византийский ордер, кресты в кладке, сухарики, декоративное оформление окон и др. Западный притвор обрамлен двумя башенками, стоящими по диагонали, увенчанными куполами на декоративных барабанах. Вместимость храма 1500 человек.

В 1914 г. вторым священником обители стал Леонид ( в монашестве Лев) Черепанов, 19 декабря 1922 г. на собрании представителей приходских советов храмов города он был избран епископом Нижнетагильским. Хиротония состоялась 8 февраля 1923 г. в г. Уфе. Владыка Лев объединил староцерковнические приходы Екатеринбургской епархии и др. территорий, которые остались без архипастырского руководства. Трижды подвергался арестам: в 1923, 1929 (на Алма-Атинской кафедре) и 1934 (на Ставропольской кафедре) гг. Последнее место заточения – Соловки. В составе 509 человек из второго соловецкого этапа приговорен к расстрелу 8 декабря 1937 г. Похоронен в братской могиле в Левашовской пустоши под Ленинградом вместе с о. Павлом Флоренским.

Скорбященский и Вознесенский храмы переданы Русской Православной Церкви в 1993 г. и восстанавливались как приходские. Официально Скорбященский монастырь восстановлен 9 июня 1998 г. При первой настоятельнице новейшего периода – игумении Кирилле (Суворовой) – были воссозданы разрушенные в советское время западный придел, барабан большого купола и сам купол Вознесенского храма. В 2000-е гг. в обители подвизались 7 монахинь. В течение 22 лет работала воскресная школа для детей детского дома.

С декабря 2011 г. при настоятельстве игумении Марии (Сташевской) монастырю передано здание школы детского дома, где сегодня размещается сестринский корпус, возвращены 2 здания, в которых до революции размещались церковно-приходская школа, квартира священника, богадельня, странноприимный дом и больница. Продолжаются реставрационно-строительные работы в Вознесенском храме – была перекрыта кровля, установлено 6 куполов, храм внутри частично оштукатурен, устроена галерея с западной стороны, произведена полная реставрация фасадов храма. В монастыре подвизаются 8 сестер.

В настоящее время в монастыре формируется православная библиотека (около 6,5 тысяч экземпляров книг, журналов и газет), создается музей церковной истории г. Нижнего Тагила, ведется изучение истории монастыря и экскурсионная работа. Были изданы 2 книги, посвященные истории монастыря и храмов Нижнего Тагила послереволюционного времени.

Традиционным становится празднование дня памяти св. блгвв. кнн. Петра и кн. Февронии Муромских чудотворцев 8 июля. В монастыре проводится епархиальный праздник с архиерейским богослужением. В этот день проходят ярмарка, концерт, народные гуляния, игры для детей. Каждое воскресение в обители служатся попеременно молебны перед чтимыми иконами Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость (Нижнетагильская)», мощами и иконой свв. блгвв. кнн. Петра и кн. Февронии Муромских (Нижнетагильской).

О правилах монастыря .

Меру молитвенного подвига и вообще порядок духовной жизни для каждой насельницы индивидуально определяет игумения монастыря. В монастыре есть духовник, но духовной жизнью сестер руководит игумения. В монастыре практикуется откровение помыслов. Приходя в монастырь, сестры по мере духовного возраста, сокращают свое общение с миром. В монастыре не благословляется пользоваться мобильными телефонами. Общение с родными благословляется не чаще 1 раза в месяц.

Утренний подъем для каждой сестры индивидуальный. В 5.15 звон в колокольчик для общего подъёма и чтения Иисусовой молитвы (сотницы) келейно. К 6.00 все сестры собираются в храм на полунощницу. В те дни, когда совершается богослужение со священником, все сестры остаются на службе. (Такое богослужение совершается 3-5 раз в неделю.) В те дни, когда богослужение совершается без священника – остаются инокини и монахини, послушницы уходят на послушания. Богослужение в такие дни включает в себя утреню, часы, изобразительные с чтением рядовых Апостола и Евангелия.

Послушание в монастыре разнообразны: чтение Псалтири, уход за храмом, иконописная мастерская, швейная, золотошвейная, кухня и трапезная, цветоводство.

1-я трапеза бывает в обители сразу после богослужения. С 13.30 до 15.30 благословляется келейное время. В 17.30 — 2-я трапеза.

В обители пока нет гостиницы для паломников, но обитель принимает для проживания тех девушек и женщин, которые определились с жизненным выбором и находятся в поиске монастыря, в котором бы могли подвизаться. Такие паломницы живут рядом с сестрами – молятся, несут послушания.

От богадельни до монастыря

В № 9 «Екатеринбургских епархиальных новостей» от 2 мая 1902 года было опубликовано определение Святейшего Синода о преобразовании богадельни при Нижнетагильской Скорбященской церкви в женскую общину.

«16 июня состоялось открытие Скорбященской женской общины в Нижне-Тагильском заводе. Накануне, 15 июня, в Скорбященской кладбищенской церкви Благочинным монастырей Архимандритом Арефою, в сослужении Протоиерея Иоанна Флавианова и священников Иоанна Двинянинова, Александра Сахарова и Александра Хохлова, было совершено всенощное бдение, а 16 — Божественная Литургия. После Литургии Архимандрит Арефа прочитал указ Святейшаго Правительствующего Синода об открытии общины, а затем был отслужен благодарственный молебен с возглашением многолетия, между прочим, сестрам вновь открытой общины, и совершен крестный ход вокруг обители. Сестры общины много потрудились над ее устройством и много приложили неустанных хлопот к ее открытию. Пожелаем развития и процветания новой обители!»

Через два с небольшим года в том же издании — в «Екатеринбургских епархиальных ведомостях» (в официальном отделе № 23 за 1904 год) — опубликован Указ Священного Синода о преобразовании Скорбященской женской общины в женский общежительный монастырь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *