Содержание
8 вопросов и ответов по технике молитвы
Мы подобрали вопросы и ответы по технике молитвы. Все они поступили на наш сайт от слушателей лекций Олега Геннадьевича. Надеемся, что эта подборка прояснит для вас спорные моменты и поможет в вашей духовной практике. О том, как правильно молиться, вы можете прочитать в нашей статье.
Вопрос 1: Скажите, пожалуйста, почему во время молитвы иногда очень хочется плакать?
Ответ: Это нормальное явление. Когда мы молимся и осознаем, что Господь нас слышит, и тем более, если мы внутренне чувствуем ответ, то приходят эмоции (благодарность, восхищение), которые проявляются так же как слезы.
В писаниях говорится, что, если воспевая имена Бога и произнося молитву, мы не испытываем эмоций, слезы не текут из наших глаз, то это значит, что наше сердце заковано в железо. Поэтому вам повезло, что вы испытываете эмоции, общаясь с Богом. Этому можно только порадоваться.
Искренний человек, даже если он и испытывает сильные переживания, не показывает это на людях, потому что это сокровенные вещи. Надо радоваться, что это есть, но это не нужно показывать. Также не нужно этим гордиться, потому что это не наша заслуга, а Бога.
Но если человек начинает этим гордиться, то это может привести к тому, что он будет свысока смотреть на тех, у кого этого нет, и Богу это не понравится. Гордыня никогда не нравится Богу. Она может привести к тому, что наши отношения с Богом будут не такими глубокими, и эти слезы пройдут. Будьте очень внимательны к этому.
Вопрос 2: Во время молитвы у меня часто происходит зевота. Подскажите, пожалуйста, что я делаю не так?
Ответ: Вы всё делаете правильно. В книгах, которые описывают практику йоги, описан этот феномен. Когда человек занимается духовной практикой, то он сталкивается с определенными препятствиями, которые по-разному проявляются. Одним из препятствий на духовном пути является гуна невежества, и она проявляется в том, что человек зевает. Ничего странного в этом нет. Это постепенно пройдет, если вы будете дальше заниматься духовной практикой.
Вопрос 3: Можно ли молиться про себя? Бывают ситуации, когда хочется молиться, но неудобно это делать вслух?
Ответ: Конечно, можно. Ведь молитва — это признание своей зависимости от Бога и выражение этого признания в словах или мыслях. Это можно делать вслух, потому что так просто удобнее сосредоточиться. Но если обстоятельства не позволяют, то же самое можно делать внутри, и будет такой же эффект.
Если расширить эту тему, можно отметить следующее. Хорошо, когда наша молитва состоит из нескольких блоков. В первой части обычно человек прославляет Бога, говорит о Его величии. Потом он благодарит Бога за то, что Он для него делает. После этого человек говорит о своем положении и зависимости от Бога, и только в конце просит.
Просьба — это элемент признания своей зависимости от Бога. Просить нужно всегда, но просить можно разное. Идеальный вариант, когда человек в конце молитвы всегда добавляет: «Господь, исполни эту просьбу, если это не помешает моему духовному развитию».
Вопрос 4: Очень люблю ходить пешком на работу. В среднем на дорогу уходит один час. По дороге читаю все молитвы, какие знаю. Вопрос: имеют ли силу молитвы, прочитанные на ходу?
Ответ: Это замечательно, что вы ищете любую возможность заниматься духовной практикой. Вы не теряете время и, просто идя на работу, думаете о том, как это время потратить на духовное развитие. Это очень хорошо. Господь, конечно же, ценит вашу искренность и усилия. Эти молитвы, несомненно, имеют силу. Он их слышит и обязательно на них ответит.
Я думаю, что одним из ответов на ваши молитвы будет то, что у вас появится больше возможностей, чтобы вы могли больше молиться в лучших условиях. Потому что, когда мы идем, не всегда получается сосредоточиться на молитве. Много отвлекающих факторов. Понятно, что другого времени у нас, может быть, нет, и мы стараемся использовать те возможности, которые у нас есть.
В ответ на вашу искренность у вас появится возможность погружаться в молитву больше. Например, появится свободное время, когда вы сможете сесть перед алтарем и спокойно сосредоточиться на молитве. Если у вас будет такая возможность, тогда вам нужно обязательно ею воспользоваться. Эффект от такой молитвы будет во много раз больше, потому что вы сможете погрузиться в нее более основательно.
Вопрос 5: Как правильно молиться за какого-то человека, ведь во время молитвы я концентрируюсь на святом человеке?
Ответ: Во время молитвы мы должны прославлять Бога. Концентрироваться на святом человеке означает, что мы концентрируемся на том, как он учит молиться Богу. Это не просто представлять картинку святого человека, хотя это уже неплохо. Но более глубокое понимание заключается в том, чтобы медитировать на учение и настроение святого человека, и в этом настроении обращаться к Богу.
Поэтому в ведической культуре человек обращается и к Богу, и к святому человеку (духовному учителю). Потому что духовный учитель несет сознание, в котором нужно обращаться к Богу. Когда мы молимся Богу под управлением духовного наставника, нужно медитировать на то, как он молится, и в том же настроении это делать. Но когда мы закончили свою молитву, после этого мы можем попросить благословения у Господа помочь человеку, которому мы хотим блага.
Если мы просим материальных благ для этого человека, то в конце нужно обязательно сказать: «Господь, я полагаюсь на Тебя. Если Ты считаешь, что это будет полезным для данного человека, пусть это произойдет. Если же это как-то повредит этому человеку, разрушит его духовный прогресс, тогда Ты сам решай, как будет лучше для него». Это очень благоприятно, если мы отдаем решение Господу. Это гарантирует то, что всё сложится наилучшим образом.
Вопрос 6: Скажите, пожалуйста, каким образом совершать молитву, если работа связана лишь с ночными сменами? Беспорядок в распорядке дня.
Ответ: Молиться можно в любое время и любых условиях, было бы желание. У нас всегда есть возможность погрузиться в молитву, обратиться к Господу и прочитать молитвы святых людей. Молитву не обязательно совершать только утром. Это можно делать в любое время.
Конечно, хорошо, когда есть возможность молиться с утра, потому что это наиболее благоприятно. Но это не значит, что в другое время суток нельзя этого делать. Молиться можно всегда, и ночные смены не могут быть препятствием в этом.
Я обратил внимание на то, что когда человек начинает свою духовную практику и искренне старается это делать в тех условиях, в которых он в настоящий момент находится, то постепенно у него появляется больше возможностей для практики.
Однако одни люди всё время говорят, что у них нет возможностей молиться, что они не могут этим заниматься и им постоянно чего-то не хватает, чтобы заниматься духовной жизнью. Другие же с благодарностью принимают те возможности, которые у них есть и делают то, что могут. В итоге Господь дает им еще больше возможностей для интенсивной духовной практики.
Вопрос 7: Как правильно молиться? Можно ли смешивать молитвы из разных религиозных традиций и фразу «Я желаю всем счастья»? Это заменит молитву?
Ответ: Фраза «Я желаю всем счастья» молитвы не заменит. Можно ли смешивать молитвы разных духовных традиций, я не знаю. Я не смешиваю. Но вы молитесь, как можете. Придет время, и какая-то духовная традиция вам приглянется больше, и вы будете в ней. Пока не пришло это время, не надо печалиться, надо жить, как живешь. У меня тоже было одно время: и одна традиция нравилась, и другая. Я выбрал одну, а мой друг тоже был между этими двумя и выбрал другую. И мы оба счастливы. Он в своей духовной традиции, я в своей.
Вы поймите, что когда веру в сердце получите, у вас не будет проблем с выбором. А если веру не получили еще в сердце, тоже не надо беспокоиться. Надо ходить на духовные программы, изучать всё, придет время и получите. Не надо беспокоиться ни о чем. Беспокойство — это признак неразумности. Надо просто жить той жизнью, которую вы имеете. Веды объясняют, что есть две функции разума: выбор и сомнение. Когда человек еще не выбрал веру, лучше подвергать всё сомнению и изучать. Но когда пришел выбор, чувствуете в сердце пришло, значит, сомнения надо закончить. Надо идти этим путем и терпеть.
Вопрос 8: Могу ли в качестве святого человека молиться Богородице? Я православная, она мне близка, и я всегда ей молюсь. Ведь она выше всех ангелов и святых. Не является ли это равнозначным молению Богу?
Ответ: Главным объектом поклонения всех верующих является Бог. Одной из форм поклонения Богу является молитва. Что такое молитва? Молитва — это признание своего подчиненного положения и проявление этого признания через слова.
Тогда возникает вопрос: а как же молитвы святым? Они ведь не Бог. Верующий человек обращается к Богу, признавая себя Его слугой, а к святым, в том числе к Богородице, обращается для того, чтобы научиться тому, как правильно обращаться к Богу.
Иногда люди неправильно обращаются к святым. Они обращаются к ним как к некой власти, параллельной Богу. То есть существует Бог, к которому надо обращаться, а есть святые, к которым тоже надо обращаться по каким-то отдельным проблемам, и они помогут. Но это не очень правильный подход.
Хотя в ведических писаниях говорится, что, если человек хочет добиться успеха в духовной жизни, он должен обращаться и к Богу, и к святому человеку. Но цель обращения к святому — научиться тому, как правильно обращаться к Богу.
Если человек напрямую обращается к Богу, то он делает это в рамках своего понимания. Но если он обращается к Богу, учась у тех, кто больше в этом разбирается, тогда его поклонение и молитва будут более могущественными, а результат — более сильным. Поэтому молиться святым можно о том, как научиться правильно обращаться к Богу.
Если вы обращаетесь к Богородице для того, чтобы она наставила вас на путь истинный, чтобы она помогла вам практиковать преданность Богу, то это очень хорошая и правильная молитва. Отвечая на ваш вопрос, можете ли вы в качестве святого человека молиться Богородице, да, вы можете это делать.
Также хорошо, если в вашем окружении будут те, кто живут сейчас и идут по стопам святых прошлого, стараются жить по их наставлениям и уже преуспели в этом. Если у вас есть возможность видеть таких людей, слушать их, то такое общение позволит вам быстрее получить благо и научиться правильной молитве Богу.
Фото из открытых интернет-источников
Если вы хотите использовать материал с нашего сайта, поставьте активную гиперссылку на страницу с публикацией. Спасибо.
Полное собрание и описание: при чтение молитва бегут слезы для духовной жизни верующего человека.
При чтение молитва бегут слезы
ПОМОГИТЕ ХРАМУ!
Азы православия
Мастерская
Чем отличается покаянный плач от плача истерики?
Истерический плач – неблагодатный, злой, горький. А когда человек кается о грехах и плачет, то в это время у него слезы сладкие, покаянные. Душа в это время омывается. Это можно наглядно объяснить на таком примере: едут две машины одна за другой; от первой машины летит грязь из-под колес и попадает на ветровое стекло второй машины, делает его непросматриваемым. Как очистить стекло, чтобы смотреть вперед на дорогу? Надо включить щеточки-дворники, и они очистят стекло. Но порой они не могут справиться с грязью. Тогда надо водички подлить. А как водичка попадет на стекло, смотришь – дворники быстро очищают стекло от грязи. Вот, точно так же на жизненном пути наша душа оскверняется грязью грехов. Когда мы начинаем каяться, то бывает мало пользы, если мы просто «насухую” рассказываем грехи, перечисляя их. Тут и слезы покаянные нужны, тогда душа быстро очистится.
Можно ли плакать во время молитвы?
Можно. Покаянные слезы – это не слезы зла и обиды, они омывают нашу душу от грехов. Чем больше мы плачем, тем лучше. Очень ценно во время молитвы плакать. Когда мы молимся – читаем молитвы – и в это время на каких-то словах мы задержались умом (они проникли в нашу душу), не надо их пропускать, ускорять молитву; вернитесь на эти слова, и читайте, пока душа не растворится в чувстве и не начнет плакать. Душа в это время молится. Когда душа в молитве, да еще со слезами- рядом с ней Ангел Хранитель; он молится рядом с нами. Любой искренне верующий человек из практики знает, что Господь его молитву слышит. Мы слова молитвы обращаем к Богу, а Он благодатью возвращает их нам на сердце, и сердце верующего чувствует, что Господь его молитву принимает.
У меня мама во время чтения утренних или вечерних молитв всегда плачет и вспоминает свои грехи от детства. Это ее мучает, и она расстраивается, и думает: «Что это за слезы, может, они от врага?”
Когда человек читает молитвы, акафист, Псалтырь и плачет покаянными слезами, чувствует, как велики его грехи перед Богом, то эти слезы благодатные.
Господь показал и мне, грешному, что значит покаянные слезы. Учился я в семинарии, а на каникулы поехал в Почаевскую Лавру. Встал на ранней литургии под клиросом – и вдруг на меня нашло такое. Никогда в жизни прежде не испытывал! Благодать Божия сошла, и я плакал. Плакал не только о своих грехах, но и о всем мире, лежащем во грехе, во тьме. Так вся литургия прошла. Конечно, мне хотелось, чтобы это состояние подольше продолжалось, но я учился, а на занятиях нигде не уединишься. Так прекратились мои слезы: кругом народ, а душа плачет, когда чувствует около себя только Единого Бога. Бог же приходит в тишине.
Пусть человек плачет, насколько хватит покаяния. Это особое состояние души, его надо хранить и ближним, и самому человеку. Слезы омывают, убеляют нашу душу от грехов. Человек молится и очищает себя от скверны, а молитва души его праведной будет хранить и его родных. И это тоже один из признаков смирения.
Переписка
Ответ отца Олега: В ПОМОЩЬ КАЮЩИМСЯ И ПЛАЧУЩИМ
Батюшка, я хочу спросить Вас о слезах во время Иисусовой молитвы. Батюшка, часто бывает так, что когда во время Иисусовой молитвы приходят слезы и ты плачешь и осознаешь, как бы в малой части, свою греховность, в это время со слезами и плачем благодаришь Бога за слезы, за все благое, и за все остальное, что Он тебе, грешнику, дает. Ты понимаешь, что если ты плачешь, то Бог невидимым для тебя образом присутствовал на твоей молитве. Ты как бы снова вспоминаешь то, как ты во время молитвы и предстояния перед Богом впадал в разные помыслы и потому понимаешь, что дарованный плач был у тебя не из-за каких-либо твоих заслуг, а просто по милости Божией ко тебе, воистину грешнику. Это приводит меня к слезам и плачу во время молитвы, и это снова подвигает на слезы и плач.
Батюшка, но после слез приходит как бы умиление, и как бы не получается молиться, молитва Иисусова как бы умиляется и я чувствую, что я Ее произношу более автоматически. Как бы приходит какое-то нечувствие. Простите, Батюшка, не могу правильно объяснить, но Вы лучше меня и опытнее, и знаете, какое это чувство.
Батюшка, прошу Вас, помогите понять, что это за чувство и что мне делать в это время, что бы не остаться как бы не благодарным Богу за милость, проявленную мне, грешнику, дарованными мне плачем и слезами во время молитвы.
ОТВЕТ ОТЦА ОЛЕГА
Умиление – это малое сокрушение. Это состояние растопленного сердца. Это состояние, производящее плач и слезы. Сильное умиление именуется сокрушением. Умиление – это благодатный дар Бога, а тем более сокрушение, плач и слезы из него.
Своим внимательным призыванием имени Иисуса Христа мы убодаем свое жесткое и каменное сердце, умягчаем его и сжимаем. Сила имени Бога сжимает наше сердце, и оно ждет расширения. Это наша подготовка к сокрушению. Наше дело – возжелать сокрушения и плача, понуждать себя к нему при всякой молитве и чтении Писания и писаний отцов, и просить о даровании его у Бога. Наше сердце при внимательном произнесении на поверхности его имени Иисуса Христа чувствует силу имени Бога, получает впечатление от этого имени и сжимается. Затем приходит миг, когда Бог, видя нашу готовность к сокрушению, посылает сокрушающий помысел-ключ. Это может быть краткая молитва. Часть молитвы и даже пару слов, например, «Отче наш». Это может быть краткое изречение из Писания, из писаний отцов, строчка из стихотворения или песни, которая соответствует твоему состоянию и может вывести тебя на предмет плача.
Например, ты произносишь начало молитвы «Отче наш» – всего два первых слова. А Бог помогает тебе духом увидеть и покаянно прочувствовать и пережить следующий открывшийся твоему духу предмет, который можно пространно выразить примерно так:
Бог – Небесный, Живой и всемогущий твой Отец, а ты, имея такого совершенного, чистого и святого Отца, мучаешься в этой жизни! Тебе плохо, дискомфортно и болезненно. Ты грязный, липкий, мерзкий, немощный и грешный, а имеешь такого Отца! И на этом контрасте – Кто Он, и кто ты – у тебя рождается сильное сокрушение, производящее плач и, часто, обильные слезы. Ты все время повторяешь только слова «Отче наш», а сам зришь и переживаешь то духовное понимание, которое они сейчас для тебя несут. Так ты поддерживаешь себя в плаче сколько только тебе возможно и Богу угодно тебе сегодня его даровать. Это Бог посетил тебя на твоей молитве! Это Он послал тебе сокрушающий помысел и открыл увиденное твоим духом, что привело его в плач и трепет пред Ним. При этом благодатном по происхождению плаче (хотя он дан тебе авансом, на время, взаймы) твое сердце расширяется, освобождается от бывшей тесноты и утешается плачем. Плач этот на время примиряет тебя с Богом, и ты чувствуешь надежду на помилование и спасение. Раз Твой Бог такое с тобой делает, значит, Он ведет тебя к очищению и спасению! Во время этого плача ты чувствуешь мягкость и оживление твоего сердца. Ты ощущаешь его чистоту. Оно во время плача становится впервые способным нелицемерно и безкорыстно любить Бога и ближних! Ты любишь Бога как Источник жизни и спасения. Ты в своем плаче впервые ощутил и ощущал настоящую жизнь. Это духовное чувство никак не передаваемо и оно никак не ощущается, кроме как в своем живом опыте. Испытав эту жизнь, ты выходишь из прежней прелести, понимая, что до сего мига у тебя не было жизни и даже понятия о ней! Ты понимаешь, что был мертв и погибал.
Но вот встреча с Богом закончилась, и Бог тихо и незаметно ушел, оставив тебя в покаянном настроении и смиренном состоянии. Теперь ты впервые узнал в своем опыте, что такое покаяние, которое принимает Бог. Ты познал также, почему Он его принимает и что оно дает тебе и делает с тобой. У тебя выправились все неправильные до того понятия о покаянии, плаче, сокрушении, слезах, жизни, духовности, плодах покаяния, чистоте ума и сердца и прочем. Ты познал Бога как милостивого и заботливого Своего Благодетеля, помощника. Источника твоей истинной жизни и важных для тебя даров – даров оправданий Божьих. Это об этом мы вслед святого царя Давида молимся «Научи мя оправданием Твоим», «Внегда расширил еси сердце мое» и многое другое.
Бог ушел, а ты продолжил понуждением свой плач. Но вскоре ты увидел разницу между состояниями, когда Бог был с тобой и когда ты, хоть и в благом состоянии, но остался один. Слезы высохли. Сердце выплакалось и успокоилось. Бог принял твое сегодняшнее покаяние – и это для тебя самое важное и главное. Мирное устроение, смиренное состояние и впечатление от пережитого остаются с тобой. Ты получил духовный опыт и личное ведение. Память о пережитом навсегда останется в твоем сердце, помогая приводить его в покаянное чувство. Ты духовно обогащен Богом и облагодетельствован. Не забудь от всего сердца поблагодарить Его за Его милость, великий дар и снисхождение к тебе, недостойному.
Бог ушел, вот почему умалилось молитвенное чувство и желание, прекратился плач размягченного и смиренного им сердца. Но это не безчувствие, а переживание нового последождевого состояния. Это состояние мягкости сердца, мира, благорасположенности ко всем и благодарности к Богу. Понятно, что мы не можем сразу переключиться на сугубо внимательную осознанную Иисусову молитву. Нам надо несколько побыть в этом состоянии, следя за собой. Напечатлеть пережитое. Вспоминать эту милость Божию и благодарить Бога, чтобы сохранить Его расположение и дарованное тебе сокровище. Это оазис, а впереди еще трудный путь по пустыне, от оазиса к оазису в землю обетованную. Впереди еще многие битвы и искушения.
Затем опять настают для тебя покаянные будни. Опять нужно тебе призывание имени Божия. Опять противление страстным помыслам и ощущениям. Опять борьба с духами за свое очищение и спасение. Опять молитвы на потребу дня. Опять подкрепление от церковных таинств и треб. Опять исповедь и исповедание состояния перед отцом духовным. Опять поиск Бога и встречи с Ним. Опять утеснение твоего сердца. Опять неожиданное, как всегда, посещение тебя Богом и дарование нового сокрушающего помысла-ключа. Опять очищение, смирение и ощущение жизни. Новое ведение, новый опыт, новое познание безграничного Бога. Опять сокрушение и плач по конкретному новому предмету, и продвижение к овладению своим сердцем – к состоянию присно сокрушенности и смиренности его, что и есть жертва, Богу угодная, которую Он не уничижит (т.е. не унизит и не отвергнет), но примет как благоуханную и приятную ему.
Так мы покаянно переделываем себя с Божьей помощью из ветхого в нового человека. Так мы приносим богоугодное покаяние Богу и продвигаемся в деле своего спасения. Так мы стяжеваем смирение и любовь. Так мы примиряемся и содружаемся с Богом! Так Бог познает нас, а мы – Его! Кто вне этого блаженного делания, тот может услышать грозный голос Бога: «Отойдите от Меня делатели беззакония и неправды, Я не знаю вас»! Он услышит этот приговор даже если и молился, постился, творил милостыню и прочие добродетели и исполнял заповеди Христа, и даже творил Его именем чудеса. Почему так? Да потому, что он все это делал не из сердца СОКРУШЕННОГО И СМИРЕННОГО! А значит, делал это лицемерно, корыстно, с самоудостоением, самомнением, гордостью и тщеславием, как не познавший блаженный плач и Бога, обретающегося в этом плаче. За это он и унижен, и отвержен Богом.
«Боже всемилостивый, покаяния не стяжах, ниже слез, сего ради молю Тя, даруй мне сердце присно сокрушенное и нищету же духовную! Да сие принесу Тебе, яко жертву приятную, единый Спасе!» (Из великого канона Андрея Критского, песнь 8).
Слёзы при чтении молитв. Почему?
Различные методы светлой магии. Чистки и защиты
Судя по вашему описанию чтением молитв вы занимаетесь недавно. Если при произнесении текста молитвы и посещении церкви вы не ощущаете негативных проявления (головная боль, дрожание конечностей и тела, тошноты и т.д.), то ни о каких порчах говорить не приходится.
А слезы при молитве – это благодать Божья. После этих слез вы, наверное, ощущаете легкость в теле, приходит чувство покоя и невероятного душевного равновесия. Со временем это, к сожалению, пройдет. А пока радуйтесь этому. Как вам скажут маги, происходит подключение к православному эгрегору, причем, очень полное. И вы ощущаете наполнение его энергией и так на нее реагируете.
Поздравляю! Вы нашли свой источник силы и он открыт для вас. Теперь любые ваши действия, не идущие в разрез с православными правилами, будут поддерживаться этим источником. Т.е. вам не нужно заряжаться от светил, стихий, искать места силы. Вы должны только молиться. С открытой душой, с любовью. И вам по плечу будет очень многое.
Всяческих, всяческих, всяческих удач вам.
Re: ПОДСКАЖИТЕ ПОЖАЛУЙСТА,МОЖЕТ КТО ЗНАЕТ.
Считайте что вам просто повезло.
прямопорционален тому что и как вы пережили.
Re: Слёзы при чтении молитв. Почему?
С религиозной мистикой никакой связи, просто вы человек чувствительный на определенные вибрации.
извеняюсь что влезаю в тему но я тоже плачю во время когда читаю молитвы,даже когда дома,на улице. неважно где.но в церковь я не хожу.может раз в год и то на пасху.
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 5 гостей
СЛЕЗЫ: почему люди плачут во время духовных практик
Джордано Лука «Слезы святого Петра»
Зачастую во время занятий духовными практиками многие люди начинают плакать. Плач может случаться как во время коллективной практики, так и при личной практике дома. Некоторых новичков удивляет и приводит в недоумение этот плач, который случается либо с ними самими, либо они наблюдают его со стороны у других людей. На самом же деле плач при молитве и созерцательных практиках, когда с душой человека начинает работать благодать Божия, — вполне естественный и даже желанный процесс.
Ясное объяснение слезам во время молитвы и созерцания дают христианские святые отцы. Они учат, что существуют несколько разновидностей слез.
- Плач по Боге (покаянный плач). Такой плач происходит тогда, когда сердце очищается от грехов и приобретает духовную чувствительность, избавляясь от ожесточения и окаменения. Покаянные слезы – лечение для больной души. Они струятся из кающегося и сокрушенного сердца, и этот процесс часто надсознательный, человек не может контролировать или сдерживать свои слезы – им управляет Дух Святой в нем. Такие слезы могут проявляться и внешне, но могут остаться незаметными в виде внутреннего плача. Святые призывают не пытаться сдерживать покаянные слезы, дать возможность сердцу очищаться.
Многие святые отцы настолько высоко ценили покаянный плач, что даже призывали молиться Богу о даровании слез. Они считали, что слезы – это признак возрожденного человека. Ведь мы не можем познать себя без слез, ибо если мы осознаем свою греховность (а это является следствием пребывания в нас благодати Божией), если приобретем дар самопознания и самоукорения, то сразу же начинаем плакать. Так покаянные слезы отверзают очи души. Опыт святых отцов говорит, что там, где присутствует плач, нет места греху, «как вода смывает буквы, так и слеза может смыть грехи, очищая нас и омывая от скверны».
- Слезы от Божественного умиления. Это слезы чистого сердца, слезы наслаждения и радости, приходящие при встрече с Божественной любовью. Если покаянные слезы «походят на реку, которая потопляет и разрушает все твердыни греха», то слезы от божественного умиления «бывают как дождь для нив и роса для злаков», принося сердцу радость и веселие.
- Слезы прелести. Святые отцы считают, что такие слезы производятся диаволом. Когда человек знает, что плакать – это хорошо, это определенный показатель некоторой духовности, то он может либо «выдавливать» из себя слезы, либо после плача превозноситься над другими (я плакал, а ты нет, значит — я выше тебя, у меня дар, я достиг и т.п.). Такой процесс слез от нашего эго, если его не пресечь, ведет к погибели, к падению. «Не возносись, проливая слезы в молитве твоей» (преп. Марк Подвижник).
Добрый Робот считает, что похожее по теме:
Один комментарий
Благодарю за просвещение.
Оставить комментарий Отменить ответ
Практический семинар в Киеве
«Освобождение сознания (души) через покаяние или осознание”
Приглашаем на 1 курс обучения нашей школы
с 16 по 25 марта 2018 года
для всех желающих
Новое на сайте:
– О счастье. Кто является счастливым
– Эфирное масло БЕРЕЗЫ: свойства на тонком плане
Православные иконы и молитвы
Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.
Почему зеваешь, когда читаешь молитву?
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться Вас на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день. Так же посетите нашу страничку в Одноклассниках и подписывайтесь на ее Молитвы на каждый день Одноклассники. «Храни Вас Господь!».
Зевание — это полезный физиологический процесс, который способен за несколько секунд насытить ваш организм положительной энергией и кислородом. Также зевота может носить и психологический характер, но поверьте, в этом нет ничего фантастического или мистического. Так что это значит?
Почему зеваешь, когда читаешь молитву в церкви?
Многие верующие люди могли даже заприметить в себе подобную привычку во время молитвословия. Многие даже задумываются: «Постоянно зеваю во время молитвы. Со мной все нормально?» Но мало кто не игнорирует тот факт, что очень часто в церковных помещениях очень душно.
Ведь, как известно, во время церковного служения не разрешено открывать окна. Как следствие, содержание кислорода уменьшается, что провоцирует зевоту.
Рефлекторный вдох-выдох способный нормализовать баланс кислорода и углекислого газа в крови человека. Резкий приток кислорода пробуждает работу мозга и всей нервной системы, что вызывает активный прилив сил и энергии. Кстати, это также является причиной, почему человек начинает зевать с утра, сразу после пробуждения.
В храме часто горят множество свеч, которые также сжигают достаточное количество кислорода, что усиливает нехватку воздуха. Поэтому не удивляйтесь, когда хочется зевать во время молитвы. Это нормальный и естественный процесс.
Почему когда читаешь молитву — начинаешь зевать?
Мы уже разобрали основные причины возникновения зевоты во время молитвословия в храме. Все они вполне логичны. Но какие могут быть причины для проявления такого обычного физиологичного процесса, когда читаешь молитвенное обращение в домашних условиях?
На самом деле все очень просто. Рассмотрим несколько причин:
- Возникновения такого процесса может быть в полном умственном напряжении и полной сосредоточенности молящегося человека. Ведь, как известно, при чтении длинной молитвы или псалма необходима огромная концентрация. Во время такого молитвословия задействуются практически все ресурсы памяти, а мозг работает в очень напряженном режиме. Именно все это и ведет к большей потребности кислорода;
- Кроме того, читая молитвословие, человек может находиться в одной позе (стоя или на коленях) на протяжении достаточно длинного времени. Во время этого замедляется дыхание, а как следствие возникает кислотное голодание и замедленность работы нервных окончаний;
- Также признаком зевоты могут быть психологические корни. Например, когда верующий читает молитву в душных помещениях, то может даже подсознательно связывать религию, церковь, духовную жизнь или молитву с зевотой. Как следствие человек при любом упоминании этого слова начинает зевать. Для того чтобы разрушить такую связь, человеку нужно осознать что причина этого физиологического процесса не в религии. Это всего лишь привычка.
Справиться с предстоящим зевком Вам помогут несколько резких глубоких вдохов. Психологическую причину победит установка «не зевать» и положительное, позитивное настроение. И всегда старайтесь проветривать комнату или помещение. Свежий воздух помогает бороться с этим конфузом.
Пусть хранит Вас Господь!
Смотрите еще и видео о зевании во время молитвы:
Читайте еще:
Никто не может словами исчерпать молитву, потому что она есть нечто совершенное, по сути принадлежащее не человеку, а ангелам, состояние по ту сторону мира сего; и ее нельзя ни выразить, ни описать. Человек может только что-то сказать о ней и более всего – о простом способе, каким она совершается, а об остальном его известит сама молитва.
Следует знать, что ни один человек не молится точно таким же образом, как другой, абсолютно ни один. Как ни один человек не говорит так же, как другой, никто не чувствует себя, как другой, никто не думает, как другой, и никто не таков, как другой. Точно так же и молитва, которая есть выражение человека, устремление всецелого человека к Богу, не может быть подобна молитве другого. Поэтому отцы Церкви всегда, давая определенные практические советы, предоставляют человеку применять их, и сама молитва становится наставником для человека. Если мы захотим предварительно определить какую-то схему молитвы, метод моления, то возникнет опасность свести все к методу и забыть о сути и цели, потому что молитва – не что иное, как средство, цель же – Христос, личность Иисуса Христа.
У молитвы нет абстрактной цели, она не какое-то неопределенное действие человека, а действие конкретное, определяющее, встреча, путь и встреча, единение Бога и человека – естественно, в той мере, в какой вы можете представить себе и понять это. Она такое сильное переживание, что никакое иное переживание в этом мире, каким бы глубоким оно ни было, не может устоять перед силой молитвы.
Потому сила и действие Церкви, которая реально изменяет, преображает и исцеляет человека, заключается по сути в молитве. Для нас, пребывающих внутри Православной Церкви, очень радостно, что мы – члены Христовой Церкви, Апостольской Церкви Христовой, верно сохранившей молитву. Православная Церковь – Церковь молящаяся, это Церковь, чьим высшим делом является богослужение. Тогда как на Западе, где апостольское предание утрачено, Церковь превратилась в светскую систему в светском государстве, молитва исчезла, и ее заменили дела: добрые дела, активность, проповедь, движения, благотворительность, социальное служение вытеснили это высочайшее дело Церкви –молитву.
В книге Деяний святых апостолов говорится именно об этом: первые христиане постоянно пребывали в молитве, учении апостолов и преломлении хлеба, то есть в Святой Евхаристии. Таковы три признака дела Церкви – молитва, апостольское учение, учение Церкви о молитве, и Евхаристия – наше участие в Господних Теле и Крови. Поэтому в нашей Церкви много богослужебных собраний, и она в первую очередь – служащая Богу Церковь.
В минувшие годы основания Церкви были расшатаны, поскольку к нам хлынули западные образцы и мы по ним судили обо всем. Мы перестали обращать внимание на богослужение, смотрели на дела, поэтому монашество отошло у нас на задний план, и развивалось только идеалистическое – на поверхности миссионерское – движение в Церкви, которое по сути было подражанием западным образцам; с добрыми намерениями, но по чуждым образцам.
Но в конце концов стало очевидным, что это явление не может удержаться в Церкви. Так все мы постепенно возвращаемся к истокам и учимся тому, что благодать черпается из молитвы, а содержание нашей христианской жизни – это благодать Святого Духа. Цель нашей жизни, как сказал русский святой Серафим Саровский, – это стяжание Святого Духа.
Если мы поймем это и передадим своему ближнему – ребенку, коллеге, тогда мы дадим ему нечто ощутимое; если же станем говорить ему о ценностях, идеалах, тогда мы будем говорить философски, а не богословски. Богословие – это опыт, а философия – это умозрение и идеи. Поэтому отцы Церкви, полностью, всеми силами посвятившие себя молитвенному деланию, говорили нам — естественно, сколько могли, — и передавали свой опыт и знание о молитве.
Для начала скажем о нескольких теоретических моментах. Всё в Церкви имеет целью исцеление человека, и поскольку исцеление это состоит в нашем возращении к состоянию до грехопадения – ибо грехопадение повредило нашу природу, исказило в нас образ Божий, извратило наши естественные энергии и помрачило красоту творения, – то сейчас Церковь как духовная лечебница заново воссоздает этот образ.
Главное, что было поражено грехопадением, – это наш ум, сердце. Когда мы говорим «ум», то в Церкви мы имеем в виду не мозг, разум, а совокупность душевно-телесных сил, духовных сил, то, что называется также сердцем. Грехопадением сердце человека было разбито, в него нахлынули страсти, и с тех пор человек страдает духовной шизофренией. Хочет одного, делает другое, думает о третьем, четвертого просит, он изменяется, переменяется, порой до такой степени, что сам себя понять не может и чувствует внутреннее замешательство.
Отцы Церкви, опираясь, разумеется, на философские знания своей эпохи, различают в душе человека части – разделение философское, однако вполне выражающее учение Церкви. Они учат, что у души имеются раздражительная, вожделевательная и разумная части. Первая – это сила гнева, справедливости, мужества. Вожделевательной частью являются желания человека – и телесные, и материальные, и даже духовные. Разумная часть – это рассудок, интеллект, как мы выражаемся сегодня.
После грехопадения эти силы в человеке рассредоточились, повредились и стали функционировать противоестественным образом, но все они должны вернуться в свое естественное состояние и соединиться, стать одним целым, человек должен стать несложным, каким его создал Бог. Поэтому вы иногда слышите, что в Церкви превозносятся простые люди.
Когда мы говорим «простые», «этот человек простой», «очень простой человек», то, по меньшей мере когда говорим среди духовных людей, имеем в виду не простоватого человека, иначе говоря – не глупого, и не какого-нибудь власть имущего человека, который выглядит очень демократично и весьма прост в своих манерах; всё это социологические схемы. Прост тот человек, который не думает лукаво: он как малый ребенок, сердце у него простое, доброе сердце, в нем нет хитрости, нет эгоизма, нет подозрительности, нет тайн за семью печатями. Соответственно, прост тот человек, который стяжал Божию благодать и все душевные силы его соединены.
Раздражительной части отцы противопоставляют Божию справедливость, Божию мудрость, Божее мужество. В качестве противоядия для разумной части они предлагают духовное чтение, духовное исследование, созерцание Божественных тайн, а для вожделевательной части – воздержание, аскезу и целомудрие, с крещением всего в купели молитвы. Иными словами, молитва – это движение всех сил человека к Богу. Это, однако, далеко не просто и не наступает неожиданно; к примеру, я сижу дома, занимаюсь всякой всячиной, в уме у меня самые разные представления, но я выключаю телевизор, иду молиться – и вот я уже в духовном состоянии. Так не бывает. Молитва нуждается в подготовке, она нуждается в среде, условиях, в которых ей можно было бы развиваться.
На уровне практики нам, прежде всего, необходимо правило. То есть у человека должно быть правило – каждый день совершать небольшое правило на несколько минут, небольшое, поскольку если он примется за большое, то не сможет удержать его. Как говорят отцы, лучше идти с малым, но постоянным трудом, чем с большим трудом и быстро остановиться. Лучше маленький труд, что-нибудь маленькое, но чтобы это было постоянно, чем что-то большое, что быстро завершится.
Надо начинать молиться по несколько минут — пять минут вечером, две утром. Затем постепенно увеличивать время – добавлять по две минуты за неделю, по минуте за неделю. Будете добавлять по минуте за неделю – через год придете к тому, что каждый вечер будете молиться по часу и более.
Однако, как я говорил ранее, нужны предпосылки, то есть ни один человек не сможет молиться правильно, если не постарается соблюсти всё, что говорится в Евангелии и о чем учит Церковь, потому что молитва – это «концентрат». Мы словно складываем все Христовы заповеди, всю борьбу, которую ведем, в один сосуд, выжимаем всё, и получается одна капля. Эта капля и называется молитвой.
Для большей конкретики поговорим о том, что всем более или менее известно. Я имею в виду так называемую монологичную молитву «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» – умную молитву. Эта молитва действительно является тайной Церкви, это очень страшная молитва. Она как бомба, которая с виду может быть такой маленькой, но пускает на воздух всё здание. И она действительно бомба, ибо стоит человеку стяжать и усвоить ее, он начинает видеть, как в глубине его сердца разверзается пролом, через который начинает вытекать вся грязь, все страсти, все грехи. Внутри человека происходит глубокое зондирование, и одновременно с этим Божественная благодать проникает в глубины его существа.
Надо знать, что только Бог входит в сердце человека, никто больше! Даже ум не входит в глубины нашего сердца, но только Бог, потому что Он создал сердце человека. Поэтому наши глубины, сердце глубоко, как говорится в Писании, ведомы только Богу, Святому Духу, и Святой Дух открывает Себя людям, которые молятся.
Человек начинает постепенно творить молитву, повторять ее, простым способом: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», – однако при некоторых предпосылках. Какая же из них первая? Крайнее смирение, то есть он должен понять, что обращается к Богу, а обращение к Богу не делается второпях. Бог – Тот, Кто создал небо и землю, Кто держит их в Своей руке, Кто привел нас из небытия в бытие; это Бог, Который нас ради в конкретный исторический момент стал Человеком, был распят, умер за нас, чтобы и мы получили спасение. Вот что первое – осознание того, к Кому мы обращаемся: к Богу.
А затем – «помилуй мя», то есть ощущение Божественной милости. Мы нуждаемся в Божией милости. Если мы будем так продолжать – с осознанием величия Божества и нашей крайней нужды в том, чтобы улучить Божию милость, – тогда можно сказать, что на уровне практики мы обрели два крыла, на которых подобает лететь, и сейчас мы начинаем заполнять свое время молитвой.
Вначале эта молитва произносится устно, вслух, в голос. Когда мы одни, нам нетрудно шептать или даже произносить вслух молитву много раз, исключительно много раз, поскольку каждая молитва – как удар по скале, закрывающей наше сердце, по скале, которой является нашей сердце. Потому что сердце человека иногда бывает таким твердым, что напоминает гранит, и человек, который молится, словно держит большой молот и бьет по этой скале, чтобы разбить камень сердца. Каждый раз, когда он наносит удар, откалывается кусок, камень рушится; он ударяет, ударяет, ударяет, пока сердце не разобьется; и когда оно разобьется, человек становится человеком. И так он заполняет свое пустое время (молитвой). Идет ли, ждет ли, ведет ли машину, едет ли – повсюду. Заполняет пустое время.
Сначала важно количество, а не качество. Он стремится произносить молитву много раз. Если может творить ее качественно – то есть с вниманием, умилением, – то хорошо, если же не может – не беда, пусть только творит молитву. И пусть не смотрит на свой ум: ум его может где-то витать, блуждать, думать о срамных вещах, думать о чем угодно и находиться где угодно – он же пусть продолжает творить молитву. Отцы даже говорят, что когда мы согрешаем – это нечто дерзновенное, но они так сказали, – в тот миг, когда человек согрешает, совершает самый ужасный грех, даже тогда он должен молиться. Иными словами, надо иметь дерзновение устремить ум свой к Богу и сказать:
— Вот видишь, что я делаю, но вопреки этому молюсь!
То есть я не могу делать что-то другое, но хоть уста мои взывают к Богу. И это уже что-то. Это как если кто-нибудь падает в бездну и ухватится за веревку. Держит он веревку, не выпускает, и придет час, когда Бог его помилует. Бог поможет, и он воспрянет.
Часто бывает так, что многие люди молятся, но погружены во мрак, они не видят просвета, не чувствуют утешения, не слышат ответа, их молитва – это духовный мрак и ад. Человек, который чувствует себя таким образом, должен естественно иметь дерзновение, потому что он похож на больного раком, который проходит через химиотерапию, волосы у него выпадают, его тошнит и прочие дела, но это тоже условие исцеления.
Человек должен углубиться внутрь себя, потому что там происходят две вещи. И первое вот что: в глубине души таится колоссальный эгоизм, скрытый для его глаз. Когда молитва ударяет внутри, выползает тьма, и эта тьма, живущая в нем, должна выйти. К сожалению, это самое тяжкое переживание для того, кто начинает молиться. Вместо того, чтобы обрести свет, он встречает мрак, вместо того, чтобы встретить Бога, он видит ад, вместо того, чтобы выплыть, он тонет, и те из вас, кто читал житие святого Силуана Афонского, помнят, что он тоже утопал в аду, в аду отчаяния, погибели, но Господь явился и сказал ему:
– Держи ум свой в аде, ты должен быть в аду, но не отчаивайся!
И вот человек продолжает копать и ударять, пробивая глубины своего бытия молитвой, проявляя терпение, он лелеет надежду, надеется, что действительно получит Божию милость.
Ведь Сам Христос в Евангелии говорит нам, что всё, чего мы ни попросим в молитве, получим. Невозможно, чтобы Христос изрек ложь! Он сказал нам: стучите, и отворят вам,– откроется дверь; просите, и непременно получите. Если вы не получаете, то это означает, что вам нужно еще просить, настаивать, быть терпеливыми, не терять дерзновения, – ударяйте в камень вашего сердца, и Святой Дух непременно разобьет его.
Не нужно отчаиваться, когда видите этот мрак, когда видите, что ум ваш не собирается. Многие молодые люди из подвизающихся говорят:
– Отче, я молюсь, но не могу собрать свой ум, он носится там и сям. Я вообще не могу его удержать!
Не бойтесь! Старец Паисий приводит следующий пример: ум может бежать, но клубок держит Христос. Он рассказывал, как в их селе дети ловили воробьев, привязывали им к лапке нитку – это было для них забавой – и отпускали, но клубок держали в руках. Они, бедняжки, летели и думали, что свободны, что-то чувствовали у себя на лапке, но поскольку летели, то их это не тяготило: крылья-то у них были свободны. Когда же через некоторое время дети принимались сматывать клубок, воробушки возвращались назад. Им старец Паисий уподобляет человека, который молится, а его ум носится там и сям. Он говорил:
– Это ничего, чадо мое! Клубок да будет у Христа, а он пусть себе летит! Куда он денется? Вернется назад в определенный момент.
Так бывает с человеком, который призывает Божию милость. В то время, как он утопает в этом пространстве, но проявляет терпение, в глубинах его бытия зарождается надежда – надежда на Божию милость. Эта надежда начинает рассветать исподволь, и по его труду, настоятельности и силе свет этот постепенно преодолевает мрак.
Плоды молитвы изобильны и бескрайни. Есть великие плоды молитвы, украсившие святых: великие благодатные дары, чудеса святых, которых мы, разумеется, достигнуть не можем, но хотя бы будем знать о них теоретически. Человек получает пророческий дар, становится прозорливым. Всё то, о чем Христос сказал нам в Евангелии, подтверждается в жизни людей, которые молятся. Но тут, в повседневности, мы – молодые люди с великими немощами, что же происходит с нами?
Кто действительно молится, тот достигает одного великого результата – он становится социальным, общительным человеком, поскольку молитва обладает этим свойством выводить человека из его индивидуализма и соединять в первую очередь с Богом. Когда она соединит его с Богом, то заодно с этим человек легко соединяется со всеми остальными и уже не страдает от одиночества. Если кто страдает от одиночества, это означает, что он не молится. Кто молится, тот может быть совсем один, он может быть отшельником, жить в глухой пустыне, он может быть один и в Никосии, Афинах и не иметь ни одного друга, но утешение молитвы пребывает в нем.
Кто молится, тот действительно общается с другими. Его сердце общается, он не чувствует себя одиноким, а потом и перестает иметь абсурдные претензии к другим, что являлось порождением его индивидуализма и эгоизма. Когда хочет, чтобы его понимали, он не говорит:
— Меня не понимают! Меня никто не понимает!
Эти болезненные слова говорит человек, не вкусивший того, что значит Святой Дух, что значит молитва. Потому что как ты можешь ждать, чтобы тебя поняли? Кто тебя должен понять? Давайте перевернем вопрос: а ты кого понял? Ты кого принял? Ты сам себя понял? Ты сам себя принял? Как же другой может понять тебя? А кто такой другой? Такой же человек, как и ты! Что такое другой человек? Почему ты ищешь у него того, чего он не может дать тебе? Ты хочешь, чтобы он понял тебя, принял. Поэтому и начинаются потом болезненные сентиментальности:
— Я люблю тебя, а ты меня нет! Я не могу жить без тебя!
И плачут несчастные девушки, и получаются все эти травмы и трагедии, которые мы порой наблюдаем. Почему? Потому что мы возлагаем завышенные надежды на людей.
В тот час, когда человек почувствует себя так, – и это очень естественно, чтобы вы, люди молодые, чувствовали подобные вещи, – он должен начать думать смиренно и молиться, по сути – направлять всё свое сердце, всё свое израненное сердце ко Христу, он должен научиться не ждать от других того, чего они не могут ему дать, потому что у них этого нет.
Что бы ни делал другой, он человек. Никакой человек не может совершенно утешить другого человека. Это ошибка – желать обрести покой в каком-нибудь человеке. Любой человек, как бы он ни любил вас и как бы ни любили его вы, – загляните внутрь себя, – имеет ограниченные возможности. Он человек, у него мало сил, у него малая вместимость, один только Бог дает всецелый покой человеку, и только Бог никогда не отталкивает человека и никогда нас не разочарует! И не предаст нас, не бросит.
Следовательно, то, чего мы ищем у других, надо искать у Бога; а перестав ждать этого от других, мы поймем, что другой существует не только для того, чтобы давать нам, но и чтобы брать у нас, и надо не только просить у него, но и давать ему. Мы хотим, чтобы он нас выслушал, чтобы мы выговорились перед ним. А почему бы тебе не дать другому выговориться перед тобой? Почему ты сначала не поговоришь с самим собой? Вот в чем дело. Ты не даешь ничего, а хочешь всё взять! Например: «Здесь и сейчас! Я хочу говорить с тобой здесь и сейчас!» И начинаются претензии, а после появляются болезни, психологические травмы, разрывы, всё то, во что мы впадаем и из чего потом вообще не можем выбраться; мы заходимся в плаче, становимся героями в собственном представлении из-за того, что страдаем от притеснения людей. А от нашего притеснения никто не страдает? Бог знает. Это мы воображаем себя героями.
Знаете ли вы, что молитва – это действительно самое эффективное средство от того, чем страдают сегодня молодые люди? Человек, который молится, не бывает борим всем этим. В противном случае он делает нечто другое – не молится, то есть не ищет Бога, а ищет другого – ищет человеческого утешения, он не научился искать Божией милости. Потому что возможно только так: или Бог лжец, или мы негодные. Бог не лжец. Значит, что-то не то с нами.
Что касается вопроса: означает ли тревога отсутствие веры?.. Даже то, что вопрос написан на таком листочке… уже признак тревоги. Потрепанный листок, который, если бы на нем и ничего не написали, дает повод для целой беседы. Вырванный наспех из какой-то тетрадки.
Тревога – это не только признак отсутствия веры, но и признак беспорядка. Не смейтесь. Знаете, ведь человека иногда видно в мелочах; и встретив святых, вы увидели бы, что они совершенны даже в частностях. Мы видели святых отшельников, людей, у которых в келье – там, где они жили, в их пустынных местах, – не было ничего: у них был такой чин жительства. И всё, что они делали, они действительно делали как можно лучше, даже самую простую вещь. Надо помидор порезать – они резали его отлично. Поэтому будьте внимательны к деталям. Особенно девушки.
Тревога побеждается и уничтожается молитвой, потому что тревога в сущности происходит от натиска среды, натиска событий мира сего: наваливаются уроки, спешка, наши немощи, страсти, всё – и нас охватывает тревога. Молитва обладает следующим свойством: как только она начнет совершаться в человеке, она выводит его из всего этого, дает ему другое ощущение времени, другое ощущение вещей мира сего. Она заставляет его подняться над всем этим – делает его не бесчувственным, а чувствительным, но неуязвимым для событий мира сего.
Первое, о чем говорят отцы: она освобождает ум и сердце от среды, и поскольку именно среда порождает тревогу, то молитва действительно освобождает от тревоги. Так человек, который молится, и молится с чувством, избавляется от всего этого, поскольку, что бы ни случилось в его жизни, даже смерть – во всех ее формах, не только как биологический факт, – он просвещается Христовым присутствием.
Скажу вот еще что: именно в Церкви, где человек проводит помногу часов, исчезает натиск среды, потому что Церковь подает человеку силу отстранить от себя вещи мира сего, особенно святая литургия. Поэтому важно научиться ходить в церковь. Церковь, богослужение похожи на самолет, ты действительно так чувствуешь себя: туда заходишь и хочешь – не хочешь, понимаешь – не понимаешь ты в самолетах, но летишь вместе с другими. Самолет взлетает вместе со всеми находящимися внутри. На это похоже богослужение.
Вот ты пришел на литургию и стоишь пень пнем. Пусть так, пусть даже ничего не понимаешь, но ты приди только, и будь ты хоть пнем, сухим бревном, и пусть ум твой, если хочет, витает, скитается и носится где-то там… Но и дерево в Церкви освящается, и камни, и пыль. Поэтому, когда мы в монастыре подметаем храм, мы не высыпаем пыль в мусорное ведро: у нас есть специальное место, куда мы ее выбрасываем, потому что в храме даже пыль священна. Точно так же и всякая вещь, которая была в храме, уже не используется для какой-нибудь общей цели. Этот стол ты уже не можешь взять и пойти с ним на шашлыки: он освящен.
Итак, мы говорим о практическом уровне: вот человек постоянно повторяет молитву и доходит до некоей точки – знаете до какой? Он научается плакать. Слезы – это признак молитвы. Через слезы действует молитва в человеке. Пока ты не плачешь, ты будешь страдать. Если же научитесь плакать, начнете отдыхать душой. Поэтому отцы исключительно много говорят о слезах.
Ты скажешь мне: «Что ж нам теперь, взрослым людям, начать плакать как дети?» Хорошо, женщины могут плакать, их слезы недорого стоят. Я говорю это не потому, что имею что-нибудь против женщин! Но дело действительно обстоит так, что им легко заплакать, и они могут употребить свои слезы на добро. То есть когда они плачут так, то эти слезы, что с легкостью катятся по женскому лицу, могут насадиться в молитве. Они действительно приносят большой плод. И поэтому женщины молятся исключительно много, с великой силой. Но и у мужчин тоже должно быть нечто подобное, потому что если человек не научится молиться со слезами, он не сможет обрести сущность своей молитвы.
Поэтому каждый день, каждый вечер, когда мы одни в своей комнате, нужно уделить немного времени себе и начать молиться с сознанием величия Бога и Его милости, и так, чтобы начать плакать. Когда научитесь плакать, тогда вы действительно вошли в духовную жизнь. Святой Исаак Сирин говорит, что духовная жизнь начинается со слез. Парадоксально, абсурдно звучит сегодня: «пойти молиться и заплакать». Но по-другому нельзя.
Вспомним-ка, как поступали старые люди, которые были так добры и мудры и так легко начинали плакать. Вы помните похороны в былые времена? Какие хорошие похороны тогда были! Идешь туда и слышишь рыдания, плач. Но вот закончилось погребение – и люди уже спокойно едят и спят. А сейчас: начинаются похороны – люди пьют антидепрессанты, закончатся – они идут к психиатру. 15 лир за 45 минут – бедные врачи, им тоже нужно на хлеб заработать, – и вот карманы у людей уже забиты таблетками. Потому что они не плачут, даже на похоронах сегодня не плачут.
Когда я в Солониках учился в университете, то узнал как-то, что произошла авария и два человека погибли. Я уже давно не слышал похоронных причитаний и сказал себе: пойду послушаю, как люди плачут, поплачу и я, так сказать. Пришел на отпевание в митрополичий храм во имя святителя Григория Паламы в Солониках и стал ждать, как на Кипре, когда появится гроб, чтобы услышать эти душераздирающие крики. И вот вносят гроб, и ничего. Не буду говорить, что было полно цветов и каких-то венков. Сначала я даже подумал, что тут будет свадьба. Но вот закончилось отпевание, священники назвали имя покойника, спели тропари – и всё. Это ужасно.
Не плачут, а потом и не смеются тоже. Кто не плачет, тот и не смеется. А если смеется, то как-то так, не в полную силу. Он не смеется от души, всем своим существом, так, чтобы лопнуть со смеху. Всё становится поверхностным: плачет он поверхностно, смеется поверхностно, любит другого поверхностно, всё происходит как-то так и не достигает глубины его бытия.
Куплет 1
Ночь – сообщница любви,
Чувства счастьем обрекаю,
Страсть моя, мой визави,
День молитвой оживляю.
Успокой мою любовь,
Утоли надеждой жажду.
Память лаской обескровь.
Сделай правдою неправду.
==
Припев
В твоих моих глазах любви
Слёзы льются как молитва.
В звёздном небе миражи,
Весна любви была красива.
В твоих моих глазах любви
Слёзы льются как молитва.
В звёздном небе миражи,
Мечта любви была красива.
==
Куплет 2
Не спеши, я помолюсь,
На душе живут порывы.
Да, люблю я и боюсь,
Твои молитвы были лживы.
Моё сердце горячей,
И любовь давно созрела.
Жадный взгляд твоих ночей
Вновь зажёг любовь умело.
==
Припев
В твоих моих глазах любви
Слёзы льются как молитва.
В звёздном небе миражи,
Весна любви была красива.
В твоих моих глазах любви
Слёзы льются как молитва.
В звёздном небе миражи,
Мечта любви была красива.
==
Припев
В твоих моих глазах любви
Слёзы льются как молитва.
В звёздном небе миражи,
Весна любви была красива.
В звёздном небе миражи,
Мечта любви была красива.
Ночь – сообщница любви,
Чувства счастьем обрекаю.