Слова Николая гурьянова

Когда уходят из земной жизни праведники, мы стремимся узнать их завещание. Приснопоминаемый старец Николай оставил нам свое завещание в книге «Слово жизни».

Бледными устами

Священник Слово пел,

Печальными очами

Он на мир глядел.

И клавиши, сроднившись

С недужными перстами,

В тиши уединившись,

Как будто пели сами.

О, сколько в этих звуках

Невысказанной боли…

Таким видели старца, протоиерея Николая Гурьянова, его ближние. Отец Иоанн Миронов вспоминает, как любил старец попеть вместе с кем-то из паломников духовные песнопения, сам аккомпанируя на фисгармонии. «И поплачем вместе, и помолимся – и так хорошо на душе, – рассказывает отец Иоанн. – Батюшка всю жизнь собирал псалмы. Просил, чтобы ему привозили все, что услышишь или найдешь в дореволюционных книгах для народного пения. Многие песнопения он сам положил на ноты. Показывал я рукопись батюшки профессору ЛДА Н. Д. Успенскому – литургисту. Он одобрил. Батюшка потом благословил издать книгу «Слово жизни». Вот уже три раза она переиздавалась. В ней – вся жизнь батюшки. Ни одной минуты он не пропускал, как мы, грешные, вся жизнь его – с Богом и ради Бога прожита».

После этих слов отца Иоанна мы попробовали по-новому перечесть «Слово жизни».

И дерзнуть написать о том, что открылось в этом молитвенном чтении. Да, книгу старца нельзя читать как обычную книгу стихов, вникая в эстетические достоинства. Вообще эту книгу не стоит – как это делают некоторые – оценивать с точки зрения художественности. Не для этого она собрана, составлена и издана. А для чего же?

Вот что сказал духовный сын старца иеромонах Нестор (Кумыш): «Вы замечали, что отец Николай часто спрашивал: «А у вас есть моя книга?” Дарил ее, если у человека ее нет. И добавлял: «А ты пой по ней”. Я на себе это испытал – какую благодатную помощь оказывают песнопения из «Слова жизни”. Каждый человек, живущий духовной жизнью, знает периоды уныния. Это тяжелейшее состояние, когда даже молиться не можешь. И вот именно тогда помогает пение этих бесхитростных, простых на первый взгляд кантов. Через них получаешь благословение старца, его помощь. Потому что они отражают ту борьбу, которую перетерпел он сам, и дают приобщиться к его опыту преодоления немощи человеческой благодатию Божией».

…Ступи ж Божественной стопой

На волны сердца моего,

Оно умолкнет пред Тобой

И вкусит мира Твоего.

…Дух, скорбию стесненный,

Сдавила грусть свинцом,

И в плоти моей бренной

Под тяжким я крестом.

Все собранное в «Слове жизни» – это свидетельства о Божьей благодати. Это рассказ, от страницы к странице, о том, что такое благодать и как она действует в человеке. Поэтому эти стихи не сопоставимы ни с какой светской поэзией: там на первом месте стоит «я» автора, а здесь – благодать Божия. И даже включенные в сборник хрестоматийные произведения М. Лермонтова, Г. Державина, А. Хомякова, Ф. Глинки, Я. Смелякова преображаются – они становятся в иной ряд, не в тот, в каком существуют обычно (творческий путь того или иного поэта). В «Слове жизни» важно не то, кто написал эти стихи, а о чем они. Эта книга составлена как памятник соборного творчества. Вспоминаю, как вместе с детьми мы пели «О, дивный остров Валаам» на палубе теплохода, заходя в монастырскую бухту. Было чувство, что через это пение мы общались с отшедшими поколениями, с теми, кто до нас пел эти слова на том же самом месте. С теми же чувствами поют паломники кант «Гора Афон, Гора Святая», подплывая к Пантелеимонову монастырю на Святой Горе. «Прощай же, обитель святая» – этот кант пели старушки-монахини, поминая закрытый монастырь, и этим пением приобщали молодое поколение к тем переживаниям, которые выпали на долю исповедников Христовых в нашей стране в начале ХХ века.

Низкий-низкий поклон батюшке Николаю за то, что он собрал все эти воздыхания народной души и соединил их под одной обложкой. Они – правда о Руси народной, о той, которую так старательно уничтожают уже почти столетие. В «Слове жизни» звучит бесхитростный, чистый народный голос простых прихожан, которых так мало осталось… Ведь мы – молодое поколение – в основном все «умники», сухие рационалисты, эстеты, «богословы» и прочие специалисты. И нам так нужно напоминание, что главное в жизни – не эти «достижения», а ласка, тепло, любовь, всепрощение, родственное внимание к людям.

Все эти песнопения – дар нам, плененным «окамененным нечувствием». Они – если их петь, а не читать, как обычную книгу стихов – могут расшевелить душу, разбудить ее, размягчить. В «Слове жизни» перед нами предстает картина народных бедствий: сиротства, вдовства, бесприютности, пьянства. Мы видим образы великих страданий Богочеловека, Его Матери, Его святых. Мы слышим слова утешения ко всем страждущим и унывающим, призыв стремиться «от тленности земной к вечности небесной». И так хорошо, когда прихожане во внебогослужебное время поют все вместе… Для того, чтобы петь стихиры, каноны, тропари, нужно понимать нотную грамоту, да и церковнославянский язык неплохо знать – не всем это под силу, а вот эти простые слова, подобранные к несложной мелодии, для всякого доступны.

Дух книги отца Николая можно сравнить с духом писаний преподобного Силуана Афонского – это то же предстояние Творцу за весь страждущий мир, это «Адамов плач» за всех и за вся, это оплакивание земной жизни перед лицом грядущей смерти и Суда.

Прошел мой век, как день вчерашний,

Как дым, промчалась жизнь моя,

И двери смерти страшно тяжки,

Уж недалеки от меня.

Часто повторял старец эти строки приезжающим к нему паломникам. Посылал их помолиться на кладбище, что напротив его домика, где могилка его мамы, а теперь и его могила. Там на память приходит песнопение «И мы будем такими…».

Познай, откуда ты и кто,

Зачем пришел, куда идешь.

Что ты велик, и ты – ничто,

Что ты бессмертен, и умрешь.

Перелистывая «Слово жизни», мы как будто слышим беседы старца с Господом. Они рождены желанием воспеть, прославить то, что дорого, выплакать то, что тяготит, – в них живая душа. Они нам показывают, что такое живая душа, душа, которая «скучает по Богу и слезно ищет Его». Душа, которая «бегает бессловесия», которой недостаточно только «выполнять правила», она живет жаждой выразить Творцу и Создателю все свои движения – и скорбные, и угнетающие греховным наваждением, и радостные. «Слово жизни» – это разговор со своей душой, это, как сказано в предисловии к книге, – «проповедь самому себе».

Вот он, блаженный пустынник, взыскующий

Века грядущего благ неземных.

Вот он, в скорбях, как мы в счастье, ликующий,

Душу готовый отдать за других!

…Силою он одарен благодатною:

Чуткой душой прозревает он вдаль,

Видит он язвы людские, невнятные,

Слышит он вопли – и всех ему жаль…

Учит искать он богатство нетленное,

Чтоб не владела душой суета, –

Ибо все мира сокровища бренные

Нашей душе не заменят Христа!

Когда поешь или читаешь это стихотворение Леонида Денисова о преподобном Серафиме из книги «Слово жизни», видишь не только во славе Отчей пребывающего преподобного, но и нам на утешение данного смиренного старца Николая с Талабского острова. Сам он о себе в конце книги говорил:

А я? Лишь утро наступает,

Стою пред образами.

Вам в помощь Бога призываю,

С надеждой, верой и слезами.

Прошу я Необъятного,

Не познанного Вами,

Спасти от неприятного

Семью и Вас с друзьями.

«Отец Николай для нас как скорая помощь, – сказал мне один паломник, – и не только при личной встрече он помогал, но помогает и через вылившиеся из его души слова, положенные на ноты в «Слове Жизни”». Помогает и после блаженной кончины своей.

Благодатный Старец Русской Православной Церкви Николай (Николай Алексеевич Гурьянов)- большинству паствы известен как протоиерей Николай, священник Псковской епархии, духоносный праведник и молитвенник.

СВЕТЛОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ

Весть, что люди стали мучить Бога,

К нам на север принесли грачи…

Потемнели хвойные трущобы,

Тихие заплакали ключи.

На буграх каменья обнажили

Лысины, прикрытые в мороз,

И на камни стали падать слезыЗлой зимой ощипанных берез.

И другие вести, горше первой,

Принесли скворцы в лесную глушь:

На кресте, распятый, всех прощая,

Был убит Спаситель наших душ.

От таких вестей сгустились тучи,

Воздух бурным зашумел дождем.

Поднялись, морями стали реки,

И в горах пронесся первый гром.

Третья весть была необычайна:

Спас воскрес, и смерть побеждена!

Эту весть победную примчала

Богом воскрешенная весна…

И кругом луга зазеленели,

И теплом дохнула грудь земли,

И, внимая трелям соловьиным,

Ландыши и розы зацвели.

Я.П. Полонский

МОЛИТВА «ГОСПОДИ, ПОМИЛУЙ»

Из всех молитв, какие знаю,

Пою в душе иль вслух читаю,

Какою дышит дивной силой

Молитва «Господи, помйлуй».

Одно прошенье в ней, не много!

Прошу лишь милости у Бога,

Чтоб спас меня Своею силой,

Взываю: «Господи, помилуй».

Плыву в житейском бурном море,

Встречаю радости и горе;

От бурь какой спасался силой?

Молитвой «Господи, помилуй».

И горе таяло, и радость

Мне приносила вдвое сладость,

И всё то было дивной силой

Молитвы «Господи, помилуй».

Когда лились от горя слезы

Иль страстные смущали грезы,

Тогда с особой сердца силой

Твердил я: «Господи, помилуй».

Уж близок я к последней грани,

Но все ж с горячими слезами,

Хотя с увядшей тела силой

Молюсь я: ‘Тосподи, помилуй».

Душа, окончив жизнь земную,

Молитву эту, не иную,

Тверди и там ты, за могилой,

С надеждой: «Господи, помилуй».

МЫСЛИ О ПОСЛЕДНЕМ ЧАСЕ

Скажи мне, Господи, кончину

Мою и час последний мой,

Когда житейскую пучину

Преплыв, предстану пред Тобой!

О, как явлюсь я пред Тобою,

Владыка мой и Судия?!

Грехов моих передо мною

Лежит раскрыта хартия!

Ее читая, ужасаюсь

И осужденья трепещу;

Лишь на Пречистый Крест взирая,

Душе отраду нахожу.

На нем Тебя, Христе мой, вижу,

Распятого за грех людской,

И Твой сладчайший голос слышу

К Отцу Небесному с мольбой.

На сем Кресте и мне прощенье

Грехов моих Ты даровал,

И Своей Кровию Священной

То обещанье подписал.

О, верую, Христе, и знаю,

Твои заслуги велики!

Я каюсь, слезно умоляю,

Ты ради их меня прости!

Не то мне страшно, что грехами

Повинна муке всякой я,

Ты правосуден, Боже, с нами, —

Того достойна — грешна я;

Но то мне страшно, то мне мука,

И не оплакать морем слез, —

С Тобою вечная разлука,

С Тобой, Сладчайший мой Христос!

Но помяни Твои заслуги

Меня прости и оправдай,

Избавь одной ужасной муки:

С Тобой меня не разлучай.

ЛУКАВЫЙ ПУТЬ

Опасен путь мой и уныл;

С невольным трепетом вступаю;

По нем еще я не ходил,

И той страны еще не знаю.

Никто не знает и меня,

И утешенья ждать напрасно!

Ведущих же… боюся я,

Мне и взглянуть на них ужасно.

А Он, зовущий для суда!

Как на Него потом взгляну я?!

Царь жизни, смерти, Он туда

Зовет нас властно. Аллилуйя!

ТЕРПЕНИЕ

Не печальтесь, не грустите:

Время счастья вновь придет;

Подождите, потерпите, —

Есть награда тем, кто ждет!

Тем из нас, кто здесь страдает,

За страданья есть венец;

Кто здесь слез не проливает?

Но и им придет конец!

Всё, что в жизни — всё на время,

Нам на краткий миг дано:

Счастья сладость, горя бремя —

Всё мгновение одно.

Жизнь сама — одно мгновенье,

Радость — светлая мечта,

Скорби — призрак сновиденья,

Все заботы — суета!

Подождите, потерпите, —

Есть награда тем, кто ждет;

Не печальтесь, не грустите;

Время мчится — всё пройдет.

НЕ РОПЩИ

Не ропщи, человек,

Что ты мал и не знатен,

Что прожитый твой век

Для людей непонятен.

Он назначен тебе

Тем, Кто жребий служенья

Раздает на земле;

То Его назначенье.

Не ропщи, беднота,

Без угла и без хлеба,

Знай — твоя тягота,

Дар особенный неба…

Не ропщи ты, больной

Долголетним недугом,

Через Крест тот святой

Будешь Господу другом.

Не ропщи, что хула

Твою жизнь отравляет,

Знай — земли похвала

Мзду небес уменыпает.

Не ропщи, что друзья

Тебя бросили в горе, —

Бог не бросит тебя

В этом жизненном море.

Бедность, зло и недуг —

Все закроет могила,

Сбереги чистым дух —

В этом истины сила.

Верь, надейся, терпи

Чашу бед — без сомнений,

И спасешь душу ты

Для небесных селений.

НАПОМИНАЮ ВАМ…

О дети, братья и друзья!

Я вам еще напоминаю:

Не забывайте вы меня —

Прошу, молю вас, уповаю…

Молитесь пламенно Творцу

И мне спасения просите;

Внимайте грустному певцу

И песнь надгробную твердите;

И плачьте день и ночь о мне –

Ко всем, как Иов, говорю я,

И пойте, верные, вполне,

Над тихим гробом: аллилуйя!

ВСЕСВЯТАЯ ДЕВА

О Приснодево Всесвятая

И Матерь Света! Пред Тобой

Во умилении взывая,

Прошу, молюся всей душой:

Продли, продли Твои моленья,

Продли их к Сыну Твоему

О мире, милости, прощеньи

Рабу усопшему сему!

Да по Твоей молитве чудной,

Надеждо грешных всех веков,

Пощаду встретит он в день судный

И оставление грехов.

Ты, Сыну.в кротости ревнуя,

Всегда, Владычице, пред Ним

Со дерзновением благим Молиться можешь: аллилуйя!

ЛАМПАДА

Гори ясней, моя лампада,

Молись теплей, душа моя,

Я раб страстей, стяжанье ада,

И вечных мук достоин я.

Смотрю в жизнь прошлую с боязнью,

В ней тщетно добрых дел ищу.

И как преступник перед казнью

Молюсь, страдаю, трепещу.

Хочу я пламенно молиться,

Хочу я плакать и рыдать,

Но сердце к миру лишь стремится,

И нет слезы в моих очах.

Душа моя охолодела —

Не внемлет истине святой,

Живая вера оскудела,

И с ней сокрылся мой покой.

Чертог Твой вижу обновленный —

Обитель дивную Твою.

И нет одежды драгоценной,

И я в преддверии стою.

Но Ты Всеблаг, перед Тобою

Спешу колени преклонять,

Предстать, Спаситель мой, с мольбою,

Услышь, наставь, спаси меня!

О, утоли мои страданья,

Нечистоту грехов омой;

И дай мне слёзы покаянья:

Они людей мирят с Тобой.

Епископ рязанский Иустин

ПОКАЯННАЯ МОЛИТВА

Господи, помилуй,

Господи, прости.

Помоги мне, Боже,

Крест свой донести.

Ты прошел с любовью

Свой тернистый путь,

Ты нес Крест безмолвно,

Надрывая грудь.

И за нас распятый,

Много Ты терпел,

За врагов молился,

За врагов скорбел.

Я же слаб душою,

Телом также слаб,

И страстей греховных

Я преступный раб.

Я — великий грешник

На земном пути,

Я ропщу, я плачу…

Господи! Прости.

Помоги мне, Боже!

Дай мне крепость сил,

Чтоб свои я страсти

В сердце погасил…

Помоги мне, Боже!

Щедрою рукой

Ниспосли терпенье,

Радость и покой.

Грешник я великий

На земном пути…

Господи, помилуй,

Господи, прости!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *