Слова Паисия Святогорца

Часть первая. О брани помыслов

«Видя всё посредством добрых помыслов, человек очищается и приемлет благодать Божию. А злыми, «левыми», помыслами человек осуждает и несправедливо обижает других, препятствует приходу Божественной благодати, после чего приходит диавол и терзает его».

Глава первая. О помыслах, добрых и злых

Сила доброго помысла

Геронда, в Ветхом Завете, в Четвёртой книге Маккавейской, говорится следующее: «Благочестивый помысел не искоренитель страстей, а их противник».

– Смотри: страсти глубоко укоренены у нас внутри, но благочестивый, добрый помысел помогает нам не попадать к ним в рабство. Когда человек, постоянно включая в работу добрые помыслы, делает своё доброе состояние твёрдым, устойчивым, его страсти прекращают действовать и их словно не существует. То есть благочестивый помысел не искореняет страсти, но борется с ними и может их одолеть. В Четвёртой книге Маккавейской описаны мучения, которые смогли перенести семь святых отроков, их мать святая Соломония и их учитель святой Елеазар, имея благочестивые помыслы. Я думаю, что писатель Священной Книги говорит об этом для того, чтобы ясно показать силу доброго помысла.

Один добрый помысел равен по силе многочасовому всенощному бдению! Он обладает великой силой. Сейчас есть такие противоракетные системы, которые лазерными лучами поражают ракету противника ещё на стартовой площадке и не дают ей взлететь. Так и добрые помыслы: они предупреждают взлёт злых помыслов с диавольских «аэродромов», на которых те базируются, и не дают им подняться в воздух. Поэтому, насколько можете, постарайтесь не дать диаволу успеть насадить в вас злые помыслы. Постарайтесь сами опередить его и насадить в себе помыслы добрые, чтобы ваше сердце стало цветником и вашу молитву сопровождало божественное благоухание вашего сердца.

Если человек держит в себе, пусть даже и немного, «левый», то есть злой, помысел о ком-то, то какой бы подвиг он ни совершал: посты, бдение или что-то ещё, – всё пойдёт насмарку. Чем поможет ему аскеза, если он не борется против злых помыслов, но принимает их? Почему он не хочет сначала очистить сосуд от грязного масляного отстоя, пригодного лишь на мыло, и только потом влить в него чистое масло? Зачем он смешивает чистое с нечистым и делает чистое ни на что не годным?

Один чистый, добрый помысел обладает силой большей, чем любой аскетический подвиг. К примеру, диавол воздвиг против юноши брань нечистых помыслов. Чтобы избавиться от них, юноша совершает всенощные бдения, постится, воздерживается от пищи и воды по три дня подряд. Однако один включённый им в работу чистый помысел обладает силой большей, чем все его бдения и пощения, и оказывает ему более существенную помощь.

– Геронда, говоря о «чистом помысле», Вы вкладываете в это слово узкий аскетический смысл или же употребляете его более широко?

– И широко тоже. Посредством добрых помыслов человек очищается и приемлет благодать от Бога. А посредством «левых», недобрых помыслов он осуждает и несправедливо обвиняет других. Делая это, он препятствует приходу Божественной благодати. А потом приходит диавол и терзает этого человека.

– То есть, геронда, осуждая других, человек даёт диаволу право его терзать?

– Да. Вся основа в добром помысле. Именно он возвышает человека, изменяет его к лучшему. Надо достигнуть такого уровня, чтобы видеть всё чистым. Это и есть то, о чём сказал Христос: Не суди́те на лица́, но пра́ведный суд судите. А потом человек входит в такое состояние, что видит всё не человеческим зрением, но духовными очами. Он всему находит оправдание – в хорошем смысле этого слова.

Нам надо быть внимательными, чтобы не принимать лукавых телеграмм диавола. Приняв их, мы оскверним храм Ду́ха Свята́го, от нас удалится благодать Божия, в результате чего мы духовно ослепнем. Увидев наше сердце непорочным, чистым, Святой Дух приходит и обитает в нём. Ведь Святой Дух любит непорочную чистоту. Поэтому Он и явился на Иордане в виде голубя.

Помыслы «слева» – величайшая болезнь

– Геронда, когда мне предстоит упорядочить какую-нибудь проблему, я сильно беспокоюсь и не могу уснуть.

– Твоя основная проблема – это многие помыслы. Если бы этих многих помыслов у тебя не было, то и на послушании, и в духовной жизни ты трудилась бы с гораздо большей отдачей. Но я научу тебя одному способу, с помощью которого ты сможешь избегать многих помыслов. Вот послушай. К примеру, если у тебя в уме появляется помысел о каком-то деле, которое тебе предстоит сделать завтра, говори своему помыслу так: «Это дело не на сегодня. Завтра я его и обдумаю». А в случае, когда тебе предстоит принять какое-то решение, не изводи себя мыслью о том, как лучше поступить, и не откладывай принятие решения всё дальше и дальше. Выбирай что-то, делай решительный шаг, а заботу о дальнейшем предоставь Богу. Постарайся избегать скрупулёзности, чрезмерной тщательности, чтобы не ломать себе голову. С любочестием делай то, что тебе по силам. При этом веди себя просто и с полным доверием Богу. Возлагая на Бога своё будущее и своё упование, мы, некоторым образом, обязываем Его нам помочь. От многих помыслов даже здоровый человек станет ни на что не годным. Если расстраивается больной и страдающий, то у него есть оправдание. Однако если кто-то, будучи здоровым, беспокоится и страдает от помыслов «слева», то на него впору надевать смирительную рубашку! Мыслимое ли дело – быть в прекрасном здравии и мучиться от собственных помыслов!

Самая тяжёлая болезнь нашей эпохи – это суетные помыслы мирских людей. У них может быть всё, что хочешь, кроме добрых помыслов. Они мучаются, потому что не относятся к обстоятельствам духовно. К примеру, человек едет куда-то на машине. В дороге начинает барахлить двигатель, и он приезжает на место назначения с небольшой задержкой. Имея добрый помысел, опоздавший скажет так: «Видимо, Благий Бог притормозил меня неслучайно. Кто знает: может быть, если бы не возникло этой задержки, я попал бы в аварию! Боже мой, как мне благодарить Тебя за то, что Ты уберёг меня от опасности!» И такой человек славит Бога. А тот, кто не имеет доброго помысла, отнесётся к происшедшему недуховно и начнёт обвинять и хулить Бога: «Да что ещё за невезуха! Мне надо было приехать раньше, а я опоздал! Всё наперекосяк! И где же этот Бог…»

Принимая то, что с ним случается посредством «правого» помысла, человек получает помощь. А работая «налево», он мучается, изводится, выходит из равновесия. Помню, как много лет назад мы приехали со Святой Горы в Уранополь и собирались ехать дальше – в Салоники. Нам подали грузовик, уже загруженный всякой всячиной: чемоданами, апельсинами, рыбой, пустыми грязными корзинами из-под рыбы… В тот же кузов стали забираться люди: дети из Афониады, монахи, миряне. Кто мог – усаживался на досках, остальные стояли на ногах. Один тучный мирянин втиснулся на скамейку рядом со мной. От тесноты ему было очень неудобно, и он стал громко возмущаться: «Что же это за безобразие!» А чуть подальше от него сидел монах, весь заставленный вонючими рыбными корзинками, – у бедняги оставалась снаружи только одна голова. Грузовик тронулся в путь по разбитой просёлочной дороге, его трясло и раскачивало на ухабах. Вставленные одна в другую корзины валились на монаха, и он, стремясь уберечь голову, отталкивал их руками. А мой тучный сосед по скамейке продолжал громко выражать неудовольствие тем, что сидел немного стеснённо. «Ну что ты всё кричишь? – урезонивал я его. – Посмотри, каково приходится твоему соседу! Как ты там, отец?» – спросил я монаха. «Здесь лучше, чем в аду, геронда», – с улыбкой ответил он. Один сидел и при этом мучался, а другой радовался, несмотря на то что на него сыпались горы вонючих рыбных корзин. А дорога была неблизкая – около двух часов езды. Ум мирянина представлял, насколько комфортной была бы поездка в автобусе, и он был готов разнести всё в пух и прах. А монах радовался, думая о тех страданиях, которые испытывал бы в аду. «Через два часа мы доедем до места и выберемся из этого кузова, – рассуждал монах. – А несчастные грешники мучаются в аду вечно. Да и мучения там адские – не чета всем этим корзинкам и людской давке. Слава Тебе, Боже, – здесь не так плохо, как там».

– Геронда, в чём причина того, что, к примеру, два послушника имеют разную степень доверия к своему старцу?

– Причина в помысле. Можно иметь повреждённый помысел в отношении чего угодно и кого угодно. Не имея доброго помысла и не убирая своего «я» из каждого своего действия, то есть действуя по своекорыстию, человек не получит пользы даже от святого. Если бы он даже имел святого старца или старицу, если бы даже его старцем был сам Антоний Великий – да что там говорить – даже все святые, будь они его старцами – не смогли бы ему помочь. Даже Сам Бог не может помочь такому человеку, несмотря на то что Он очень этого хочет. Если человек любит себя самого, то есть страдает самоугодием, то он истолковывает всё по нраву и вкусу своего «я». Одни истолковывают всё греховно, другие – как им это нравится. Постепенно нелепые истолкования становятся для такого человека «естественными». И как бы ты себя ни повёл – такие люди всё равно соблазняются. А некоторые, стоит лишь оказать им чуточку внимания, сказать какое-то доброе слово, взлетают, как на крыльях. Но, если не уделить им внимания, они очень огорчаются и бросаются в крайности. Эти крайности от врага. К примеру, такие люди замечают какой-нибудь пустяк и на основании его строят своё безосновательное предположение. А потом они доходят до уверенности в том, что дело обстояло именно так, как они предполагали. Например, увидев, что кто-то погружён в задумчивость, такие люди думают, что он на них за что-то сердит, хотя человек может быть задумчивым оттого, что чем-то озабочен. Несколько дней назад ко мне пришёл посетитель и спросил про одного из своих знакомых: «Почему раньше он со мной разговаривал, а сейчас нет? Может быть, причина в том, что недавно я сделал ему замечание?» – «Ты знаешь, – сказал я ему, – ведь он мог тебя увидеть и просто не узнать. Или же кто-то из его близких заболел, и он был поглощён мыслью о том, как найти врача. Или же он собирался ехать за границу и был озабочен обменом денег. Могло быть и что-то ещё». И оказалось, что человек, о котором шла речь, был действительно поглощён множеством забот в связи с болезнью одного из своих близких. А его знакомый хотел, чтобы тот во что бы то ни стало остановился и с ним поговорил, и в результате стал мучить себя помыслами.

Видя, что грех «вошёл в наши дни в моду», блаженной памяти Старец Паисий особенно подчёркивал необходимость покаяния и исповеди. То, какое огромное значение Старец придавал покаянию, видно из последней главы II тома его «Слов». «Покаяние и исповедь, — говорил нам Старец, — необходимы сегодня больше всего. Они нужны для того, чтобы диавол был лишён тех прав, которые дали ему люди. Люди дают диаволу права, и в результате этого он терзает мир».
С помощью Старца Паисия многие впервые приступили к Таинству Исповеди и изменили свою жизнь. Сейчас эти люди подвизаются как любочестные чада Божии и уже в сей жизни переживают райскую радость. «Ведь люди-то очень хорошие! — радостно делился с нами отец Паисий. — Ни разу не было такого, чтобы я посоветовал человеку поисповедоватъся и он этого не сделал». Конечно, этому способствовала и великая любовь Старца, изменявшая душу человека, с которым он соприкасался, и из бесплодного суглинка превращавшая се в пригодную к возделыванию землю.
Настоящий III том «Слов» Старца Паисия издаётся по благословению нового правящего архиерея нашей епархии Высокопреосвященнейшего митрополита Кассандрийского Никодима. В томе собраны наставления Старца, способные помочь измученному грехом человеку приобрести добрую обеспокоенность и начать духовную борьбу, чтобы освободиться от связавших его греховных пут. Живя в покаянии, христианин сможет совлечься своего ветхого человека, этого, по словам Старца, «живущего в нас злого квартиросъемщика». Отец Паисий говорил, что для изгнания злого постояльца мы должны «разрушить дом и начать возводить новое здание — строить нового человека».
По святоотеческому учению, начало греха — это злой помысел. Поэтому выбранные из духовного наследия Старца поучения о помыслах мы поместили в первой части настоящего тома. «Помыслы, — говорил Старец, — это показатель нашего духовного состояния». Добрый помысел обладает великой силой — он духовно изменяет человека. И напротив — помысел злой человека мучает. Когда человек изгоняет злые и возделывает добрые помыслы, его ум и сердце очищаются и в нём живёт Божественная Благодать.

Издательство «Святая Гора» впервые на русском языке публикует малоизвестные наставления афонского старца Паисия Святогорца (Эзнепидиса), записанные его ближайшими сподвижниками и учениками.

Старец Паисий с иконой «Достойно есть» Люди бедные, нуждающиеся и голодающие, если не будут роптать, получат такую же награду как пустынники, подвизающиеся на склонах вершины Святой Горы Афон. Монахи воздерживаются от пищи добровольно и это сильно облегчает их подвиг. Например, я, если делаю что-то делаю это по собственной воле и как следствие почти не чувствую тяжести аскезы. А эти бедняги голодают не по собственному желанию и поэтому страдают куда сильнее. Бог может наградить их даже большей наградой, чем подвижников отшельников.

***

Люди горделивые и восторженные должны находиться в послушании у кого-то (здесь старец имеет в виду прежде всего духовного отца), чтобы отсекать свою волю.

***

Благоговейные родители, желающие чтобы их дети стали монахами, не должны их к этому подталкивать, а должны сами вести подвижническую жизнь.

***

Каждый должен действовать сообразно своему духовному состоянию. Нельзя брать на себя подвиги, к которым человек ещё не готов.

***

Я встречал развращенных мужчин с «плотским мудрованием», которые женились на церковных девушках, ведущих духовную жизнь. Они так отчётливо ощущали их духовную чистоту, что не дерзали приблизиться к ним и вступить в плотские отношения. Как следствие, даже подумывали о разводе. Если простые девушки так повлияли на своих нецеломудренных супругов, то как описать то неизмеримо большее и неизгладимое впечатление, которое производила на людей наша Владычица Пресвятая Богородица.

***

Благодать священства это нечто особенное. Она подобна внешнему элементу питания, от которого священники получают энергию. Эта благодать не является их собственностью. Она не даётся как награда за какие-то духовные заслуги.

***

Сегодня диавол своей великой злобой невольно делает миру огромное благодеяние. Благочестивые люди, видя куда катится мир, сближаются с другими благочестивыми христианами и получают стимул в своей духовной брани с лукавым.

***

Если кто-то пал духом – его следует подбадривать и воодушевлять. Но когда он впал в гордыню и превозношение – ему полезно будет смириться.

***

Часто мы, монахи, становимся жестокосердными, потому что не видим боль других. А бедолажки миряне сострадательны, так как всё время видят вокруг боль и скорби. Поэтому мы должны боль других сделать своей и молиться за весь мир.

***

Старец Паисий Святогорец около своей кельи Если во время молитвы мы не чувствуем Божественного утешения – значит что-то неладно. Мы должны принести покаяние и в чём-то исправиться. Неправильно говорят некоторые, что это происходит из-за зависти и козней диавола. На самом деле Сам Господь словно говорит нам: «Я не понимаю того, как ты обращаешься ко Мне». Молитва как и Святое Причастие – это Таинство. К ней необходимо готовиться и иметь чистую совесть.

***

Пришёл ко мне как-то один паломник и рассказал, что прочитал несколько книг об Иисусовой молитве, и попытался понудить себя к её творению, но в результате у него лишь разболелось сердце. Тогда я спросил его: «Разве у тебя нет материала для смирения (грехов)? Смирись и ты почувствуешь, как тебе необходима милость Божия. Тогда молитва будет литься сама собой, без понуждения.

***

Бог не вмешивается в нашу жизнь, а ждёт, что мы попросим Его помочь нам, так как уважает нашу свободу.

***

Духовный человек чувствует намерения других (например, если его хотят использовать или обокрасть) но всегда относится к ним с добрым помыслом. Он не препятствует злоумышленникам, считая, что они имеют в том, что хотят отнять у него, бОльшую необходимость.

***

Если нет искреннего покаяния и смирения – предпосылок для того, чтобы человек почувствовал как ему жизненно необходима Милость Божия, одни только внешние подвиги и понуждение себя приведут человека к прелести.

***

Ум наш (насколько это возможно) должен быть рядом с Богом и не думать о злом.

***

Посеяв горсть пшеницы – мы получим урожай пшеницы, посеяв колючки – вырастим колючки. Добро, творимое человеком, порождает новые добродетели, а грехи влекут за собой новые прегрешения.

***

Одному женатому, который заявил мне, что монашество в отличие от брака это не таинство, я ответил, что иночество – это таинство Церкви Торжествующей, так как уже в земном существовании переживает ангельскую жизнь.

***

Несчастья, боль и поношения искупают нас от ада.

***

Старец Паисий Святогорец Мы не должны искать в молитве наслаждения, пусть даже и духовного. В противном случае мы уподобляемся детям, любящим своего отца только за то, что он даёт им карамельки и шоколадки. Искомое в молитве – это душевный мир.

***

Многие впавшие в прелесть, которых диавол сделал лжепророками, не положили в основу духовной брани покаяние и познание себя, а стремились к постам и бдениям, по своей гордыне желая великими подвигами достичь святости.

***

Как у каждого автобуса есть депо, так и беснование имеет какую-то первопричину. Не надо идти на отчитку, если прежде не найден повод ставший причиной духовного заболевания.

***

Настоящее смирение имеет тот человек, который сделанные им добрые дела сразу забывает, а любое сделанное ему благодеяние (даже самое незначительное) считает громадным и чувствует за него благодарность.

***

Обретение святости не зависит от того сколько времени мы подвизаемся, а зависит от любочестия и нашего смиренного подвига. В любочестии есть и смирение, и благородство, и жертвенность.

Старцы Иаков Эвбейский, Паисий Святогорец и Порфирий Кавсокаливит .

. ТОМ I. C БОЛЬЮ И ЛЮБОВЬЮ О СОВРЕМЕННОМ ЧЕЛОВЕКЕ_______Биографическая справка – 9
Предисловие – 11
Введение (из слов Старца) – 21_______ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. О ГРЕХЕ И ДИАВОЛЕ
Глава первая. О том, что грех вошёл в моду – 41
Глава вторая. О том, что в наши дни диавол разгулялся не на шутку – 49
Глава третья. О мирском духе – 67
Глава четвёртая. О великом грехе несправедливости – 85
Глава пятая. «Благословите, а не кляните…» – 105
Глава шестая. О том, что грех приносит несчастья – 119_______ЧАСТЬ ВТОРАЯ. О СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
Глава первая. О Божией Премудрости и окружающей среде – 137
Глава вторая. О том, что эпоха многих удобств равняется эпохе множества проблем – 155
Глава третья. О том, что надо сделать свою жизнь проще, дабы избавиться от душевной тревоги – 173
Глава четвёртая. О внешнем шуме и внутреннем безмолвии – 195
Глава пятая. О том, что многое попечение удаляет человека от Бога – 211_______ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. О ДУХЕ БОЖИЕМ И ДУХЕ МИРА СЕГО
Глава первая. О мирском образовании и знании – 227
Глава вторая. О рационализме нашего времени – 249
Глава третья. Новое поколение – 263
Глава четвёртая. О бесстыдстве и неуважении – 291
Глава пятая. О внутреннем неустройстве людей и об их внешнем виде – 309_______ЧАСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ. О ЦЕРКВИ В НАШУ ЭПОХУ
Глава первая. О просвещении – 327
Глава вторая. О духовенстве и Церкви – 345
Глава третья. О праздниках и нерабочих днях – 375
Глава четвёртая. О Православном Предании – 387_______УКАЗАТЕЛИ
Указатель ссылок на Священное Писание – 409
Предметный указатель – 412_______ТОМ II. ДУХОВНОЕ ПРОБУЖДЕНИЕ_______Предисловие переводчика – 9
Предисловие – 13
Введение (из слов Старца) – 21_______ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛЮБВИ
Глава первая. Равнодушное поколение – 33
Глава вторая. О том, что само присутствие христианина есть уже исповедание веры – 49
Глава третья. «Вся убо чиста чистым» – 67
Глава четвёртая. О том, что действовать подобает с благоразумием и любовью – 79_______ЧАСТЬ ВТОРАЯ. О ПОДВИЖНИЧЕСТВЕ И БЛАГОГОВЕНИИ
Глава первая. «Подвиг добрый» – 99
Глава вторая. О том, как действует диавол – 117
Глава третья. О пользе, происходящей от доброго общения – 129
Глава четвёртая. О том, что благоговением приводится в умиление Бог – 141
Глава пятая. О том, что даяние содержит в себе божественный кислород – 163_______ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. О ДУХОВНОЙ ОТВАГЕ
Глава первая. О знамениях времён – 187
Глава вторая. О том, что жертва доставляет человеку радость – 207
Глава третья. О том, что отвага рождается от доверия Богу – 229
Глава четвёртая. О том, что для человека верующего мученичество является торжеством – 115_______ЧАСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ. ЗАВИСИМОСТЬ ОТ НЕБА
Глава первая. О том, что Бог промышляет о человекем – 265
Глава вторая. О вере в Бога и доверии Ему – 281
Глава третья. О том, что Бог помогает там, где не хватает человеческих сил – 301_______ЧАСТЬ ПЯТАЯ. О ДУХОВНОМ ОРУЖИИ
Глава первая. О молитве, оружии крепком – 319
Глава вторая. О том, что монастыри – это крепости Церкви – 341
Глава третья. О глубочайшем смысле жизни – 355_______УКАЗАТЕЛИ
Указатель ссылок на Священное Писание – 380
Предметный указатель – 382_______ТОМ III. ДУХОВНАЯ БОРЬБА_______Предисловие – 9_______ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. О БРАНИ ПОМЫСЛОВ
Глава первая. О помыслах, добрых и недобрых – 19
Глава вторая. О хульных помыслах – 37
Глава третья. О доверии помыслу – 47
Глава четвёртая. О борьбе против помыслов – 63_______ЧАСТЬ ВТОРАЯ. О СПРАВЕДЛИВОСТИ И НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ
Глава первая. О том, как принимать несправедливость – 81
Глава вторая. О том, что самооправдание отгоняет от нас благодать Божию – 97
Глава третья. О справедливости Божественной и человеческой – 115_______ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. О ГРЕХЕ И ПОКАЯНИИ
Глава первая. О том, что грех мучает человека – 133
Глава вторая. О том, что необходимо попечение о совести – 147
Глава третья. О необходимости наблюдения за собой и познания себя – 161
Глава четвёртая. О том, что осознание нами своей греховности приводит Бога в умиление – 175
Глава пятая. О том, что покаяние обладает великой силой – 189_______ЧАСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ. ЧЁРНЫЕ СИЛЫ ТЬМЫ
Глава первая. О колдовстве – 207
Глава вторая. Об одержимых нечистым духом – 227
Глава третья. Страшные прелести – 249
Глава четвёртая. «Прельщающе и прельщаемы» – 271_______ЧАСТЬ ПЯТАЯ. О СИЛЕ ИСПОВЕДИ
Глава первая. О необходимости духовного руководителя – 289
Глава вторая. О том, как правильно исповедоваться – 305
Глава третья. О том, что духовник – это врач души – 321
Глава четвёртая. О работе духовника над душами людей – 331_______УКАЗАТЕЛИ
Указатель ссылок на Священное Писание – 350
Предметный указатель – 352_______ТОМ IV. СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ_______Предисловие – 9
Юные на жизненном распутье – 19_______ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. КАК СОЗДАТЬ КРЕПКУЮ СЕМЬЮ
Глава первая. О слаженной семье – 39
Глава вторая. О том, что терпение сохраняет семью от распада – 51_______ЧАСТЬ ВТОРАЯ. О РОДИТЕЛЯХ И ИХ ОБЯЗАННОСТЯХ
Глава первая. О рождении детей – 67
Глава вторая. О роли матери в воспитании детей – 87
Глава третья. Об ответственности родителей за воспитание детей – 101_______ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ДЕТИ И ИХ ОБЯЗАННОСТИ
Глава первая. О детях, их радостях и трудностях – 131
Глава вторая. Об уважении и любви детей к родителям – 147_______ЧАСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ
Глава первая. О духовной жизни в семье – 161
Глава вторая. Работа и духовная жизнь – 181
Глава третья. О воздержании в повседневной жизни – 195_______ЧАСТЬ ПЯТАЯ. ОБ ИСПЫТАНИЯХ В НАШЕЙ ЖИЗНИ
Глава первая. «Проидохом сквозе огнь и воду» – 211
Глава вторая. О болезни – 229
Глава третья. О том, что телесные увечья – это благословение Божие – 255
Глава четвёртая. О духовных законах – 267_______ЧАСТЬ ШЕСТАЯ. О СМЕРТИ И БУДУЩЕЙ ЖИЗНИ
Глава первая. Об отношении к смерти – 277
Глава вторая. «…да не скорбите, якоже и прочии, не имущие упования» – 289
Глава третья. О жизни после смерти – 297_______УКАЗАТЕЛИ
Указатель ссылок на Священное Писание – 312
Предметный указатель – 314_______ТОМ V. СТРАСТИ И ДОБРОДЕТЕЛИ_______Предисловие – 9_______РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. СТРАСТИ. БОРЬБА СО СТРАСТЯМИ
ЧАСТЬ 1. СЕБЯЛЮБИЕ – МАТЬ СТРАСТЕЙ – 19
Глава 1. Себялюбие и его последствия – 35
Глава 2. Свобода от рабства себялюбия – 45 _______ЧАСТЬ 2. ГОРДОСТЬ КОРЕНЬ ЗЛА
Глава 1. Гордость – генеральный штаб страстей – 55
Глава 2. Гордость многообразна – 61
Глава 3. Последствия гордости – 75
Глава 4. Ударим по гордости – 83 _______ЧАСТЬ 3. ОСУЖДЕНИЕ – ВЕЛИЧАЙШАЯ НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ
Глава 1. «Не судите, да не судими будете» – 95
Глава 2. Борьба с осуждением – 103_______ЧАСТЬ 4. ДЕТИ СЕБЯЛЮБИЯ И ГОРДОСТИ
Глава 1. Яд зависти – 113
Глава 2. Гнев – враг мира Божия – 123
Глава 3. Душевредная печаль – 131_______РАЗДЕЛ 2. ДОБРОДЕТЕЛИ. ВЗРАЩИВАНИЕ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ – 145
ЧАСТЬ 1. ЕСТЬ ОДНА ДОБРОДЕТЕЛЬ – СМИРЕНИЕ
Глава 1. «Бог смиренным даёт благодать» – 159
Глава 2. Труд по стяжанию смирения – 165
Глава 3. Смирение – великая сила духовной жизни – 177_______ЧАСТЬ 2. ЛЮБОВЬ ДУХОВНАЯ
Глава 1. Неисчерпаемая любовь Божия и наша любовь к Богу – 187
Глава 2. Любовь к ближнем – 199
Глава 3. Любовь ко всей твари – 219
ЧАСТЬ 3. БЛАГОРОДСТВО И ЛЮБОЧЕСТИЕ
Глава 1. Благородство – величие Божие – 231
Глава 2. Любочестие – любовь большой благодарности – 241_______ЧАСТЬ 4. ДЕТИ ЛЮБВИ И СМИРЕНИЯ
Глава 1. Простота и чистота – 251
Глава 2. Вера и надежда на Бога – 261
Глава 3. Спасительное терпение – 273
Глава 4. Духовная радость – 281
Глава 5. Рассуждение – венец добродетелей – 291_______ДОБРОЕ БЕСПОКОЙСТВО
Доброе беспокойство – добрая тревога о «добром подвиге» – 301_______УКАЗАТЕЛИ
Указатель ссылок на Священное писание – 313
Указатель ссылок на творения Святых отцов – 314
Указатель ссылок на богослужебные тексты – 316
Предметный указатель – 317_______ТОМ VI. О МОЛИТВЕ_______Предисловие – 9_______ПЕРВАЯ ЧАСТЬ. ОБЩЕНИЕ С БОГОМ
Глава 1. Молитва есть разговор с Богом – 19
Глава 2. Потребность молитвы – 25
Глава 3. Чтобы Бог слышал нас – 31
Глава 4. Подготовка к общению с Богом – 39_______ВТОРАЯ ЧАСТЬ. ПОДВИГ МОЛИТВЫ
Глава 1. Трудности в молитве – 47
Глава 2. Диавол воюет с молящимся – 59
Глава 3. Чтобы сердце согрелось в молитве – 63
Глава 4. «Приидите поклонимся…» – 73_______ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ. ХОДАТАИ ПЕРЕД БОГОМ И НАШИ ЗАЩИТНИКИ: ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА, АНГЕЛЫ И СВЯТЫЕ
Глава 1. Божия Матерь, наша нежная Мать – 81
Глава 2. Ангел-хранитель – 91
Глава 3. Святые — любимые дети Божии – 95_______ЧЕТВЁРТАЯ ЧАСТЬ. «ПРОСИТЕ, И ДАСТСЯ ВАМ»
Глава 1. Молитва о самих себе – 115
Глава 2. Молитва о других – 123
Глава 3. Молитва об усопших – 135
Глава 4. Псалтирь — гроза диавола – 143_______ПЯТАЯ ЧАСТЬ. МОЛИТВА И ТРЕЗВЕНИЕ
Глава 1. Сила молитвы – 153
Глава 2. Молитвенное делание – 159
Глава 3. Делание ума – 169
Глава 4. Соработничество ума и сердца – 177_______ШЕСТАЯ ЧАСТЬ. БОГОСЛУЖЕБНАЯ ЖИЗНЬ
Глава 1. Периоды церковного года – 185
Глава 2. Общая молитва – 195
Глава 3. Участие в Таинстве божественной евхаристии – 201
Глава 4. «Пойте Богу нашему, пойте» – 207_______СЕДЬМАЯ ЧАСТЬ. СОСТОЯНИЕ СЛАВОСЛОВИЯ
Глава 1. Славословие Бога – 219
Глава 2. Область славословия – 225
Глава 3. Дары Божии – 229_______ПРИЛОЖЕНИЕ
Псалтирь святого Арсения – 241
Молитва с Псалтирью святого Арсения – 261_______УКАЗАТЕЛИ
I. Указатель цитат из Священного Писания – 266
II. Указатель цитат из творений святых отцов – 268
III. Указатель цитат из богослужебных текстов – 270
IV. Предметный указатель – 273_______Список фотографий – 285

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *