Содержание
Слово о полку Игореве в музыке
Александр Порфирьевич Бородин //100 опер: история создания. — Л.: Музыка, 1976. — С. 248-252.
Бородин А.П. (1833—1887)
Бородин — выдающийся композитор, видный ученый-химик, неутомимый научно-общественный деятель. Его музыкальное наследие невелико, но разнообразно по содержанию. Интерес композитора к богатырским образам русского героического эпоса отразился в опере и 2 симфониях, впечатляющих могучей силой, величавым размахом. Бородин создал неувядаемые образцы вокальной лирики. Его музыкальный стиль отмечен гармонической ясностью, тяготением к монументальности и классической завершенности. Щедрый мелодический дар композитора питался как русской народной песней, так и восточной музыкой.
Александр Порфирьевич Бородин родился 31 октября (12 ноября) 1833 г. в Петербурге. В 1856 г. окончил Медико-хирургическую академию, а через 2 года получил степень доктора медицины. Интерес к музыке пробудился у Бородина рано. В детские и юношеские годы увлекался игрой на виолончели, флейте, фортепиано и сочинял как любитель. Творческая активность композитора возросла благодаря сближению с Балакиревым и участию в деятельности его кружка, который получил впоследствии наименование «Мог.кучки». В Первой симфонии (1867) Бородин выступил как убежденный приверженец новой русской музыкальной школы. В те же годы появилась серия его романсов эпического и лирического склада.
Исполнение Первой симфонии (1869) принесло композитору общественное признание. Тогда же были задуманы 2 монументальных сочинения — опера «Князь Игорь» и Вторая симфония, которую В. В. Стасов впоследствии метко назвал «Богатырской» (завершена в 1876 г.). Иная, лирическая сфера настроений преобладает в камерных произведениях — Первом (1879) и Втором (1881) струнных квартетах, а также романсах начала 80-х гг. (среди них— элегия «Для берегов отчизны дальной»). Последние крупные сочинения Бородина— программная симфоническая картина «В Средней Азии» (1880) и незаконченная Третья симфония (1887).
Бородин скончался 15 (27) февраля 1887 г. в Петербурге.
КНЯЗЬ ИГОРЬ
Опера в 4 актах с прологом. Либретто А. Бородина
История создания. В апреле 1869 года. В. В. Стасов предложил Бородину в качестве оперного сюжета замечательный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» (1185—П87). По словам композитора, сюжет пришелся ему «ужасно по душе». Чтобы глубже проникнуться духом старины, Бородин побывал в окрестностях Путивля (под Курском), изучал исторические источники: летописи, старинные повести («Задонщина», «Мамаево побоище»), исследования о половцах, музыку их потомков, былины, эпические песни. Большую помощь композитору оказывал Стасов, крупнейший знаток русской истории и древней литературы.
Текст и музыка «Игоря» сочинялись одновременно. Опера писалась в течение 18 лет, но не была завершена. После смерти Бородина А. К. Глазунов по памяти восстановил увертюру и на основе авторских эскизов дописал недостающие эпизоды оперы, а Н. А. Римский-Корсаков инструментовал большую ее часть. Премьера прошла с большим успехом 23 октября (4 ноября) 1890 года в Петербурге, на сцене Мариинского театра.
«Слово о полку Игореве» повествует о походе князя Новгород-Северского Игоря Святославича на половцев. Из тщеславия он захотел добиться победы без помощи других князей и потерпел поражение. Осуждая междоусобные распри, неизвестный создатель поэмы страстно призывал русских князей к единению. Композитор подчеркнул в опере не столько политическую направленность «Слова», сколько его народно-эпические черты. Игорь в опере близок по духу к образам былинных богатырей. Чтобы оттенить облик Игоря, Бородин по совету Стасова противопоставил ему фигуру князя Галицкого, олицетворяющего собой стихию княжеских раздоров.
Сюжет. В древнем русском городе Путивле князь Игорь собирается с дружиной в поход на половцев. Народ торжественно славит князя. Внезапно землю окутывает мрак — начинается солнечное затмение. Видя в этом недоброе предзнаменование, народ и бояре отговаривают Игоря; умоляет князя остаться и его жена Ярославна. Игорь непреклонен. Поручив заботы о жене ее брату Владимиру Галицкому, он ведет дружину на битву с врагом.
Галицкий воспользовался отъездом Игоря. Вместе с челядью он бражничает, бесчинствует; разгульным пиром верховодят захмелевшие гудочники Скула и Ерошка, бежавшие из Игорсва войска. Галицкий лелеет мечту сесть в Путивле князем, а пока всячески притесняет жителей. Дерзко похитив девушку, князь прогоняет подружек, явившихся просить о ее освобождении. Защиты от наглого обидчика девушки ищут у Ярославны. Но, несмотря на решительность и твердость, княгиня не в силах справиться с братом. Бояре приносят недобрую весть: в неравном бою полегла вся рать, Игорь ранен и вместе с сыном взят в плен, а к Путивлю подходят полчища половцев. Слышен тревожный набат, возвещающий о вражеском нашествии.
Вечер в половецком стане. Девушки-половчанки песнями и плясками развлекают дочь хана Кончаковну. Но лишь радостное свидание с полюбившимся ей княжичем Владимиром развеяло грусть красавицы. В тяжком раздумье Игорь. Верный Овлур предлагает ему побег. Игорь мечтает вырваться из плена, но колеблется — не пристало русскому князю бежать тайно. Его благородством и отвагой восхищен воинственный хан Кон-чак. Он принимает Игоря как почетного гостя. Хан готов отпустить его, если Игорь даст слово не поднимать меча против половцев. Но Игорь смело заявляет, что, обретя свободу, он снова соберет на хана полки. Чтобы рассеять мрачные думы князя, Кончак велит невольницам петь и плясать.
С богатой добычей возвращается ханское войско. Узнав от них о беде, постигшей родной Путивль, Игорь решается на побег и, когда стражи засыпают, договаривается с Овлуром. Кончаковна, подслушавшая этот разговор, умоляет Владимира не покидать ее. Но любовь борется в душе княжича с чувством долга. Тогда Кончаковна будит спящий стан и задерживает Владимира; Игорю удается бежать. Разгневанные ханы требуют смерти княжича, но Кончак объявляет Владимира своим зятем.
Ранним утром в Путивле на городской стене горько плачет Ярославна. Она обращается к ветру, солнцу, Днепру с мольбой вернуть ей милого Игоря. В отдалении показываются всадники. Это Игорь, сопровождаемый Овлуром. Их видят ошеломленные Скула и Ерошка. Изворотливый Скула предлагает ударить в колокол, чтобы первыми оповестить народ о возвращении князя. Хитрость удается. На радостях гудочники прощены. Вместе с народом они приветствуют Игоря.
Музыка. «Князь Игорь» — народно-эпическая опера. Эпический склад «Игоря» проявляется в богатырских музыкальных образах, в масштабности форм, в неторопливом, как в былинах, течении действия.
В большой увертюре, основанной на мелодиях оперы, противопоставлены образы русских и половцев. Средний эпизод рисует картину ожесточенной битвы. Могучий хор пролога «Солнцу красному слава» (на подлинный текст из «Слова») сродни суровым, величественно-строгим напевам древних эпических песен. Этим хором обрамлена зловещая оркестровая картина затмения и речитативная сцена, в которой обрисованы испуганные бояре, встревоженная, любящая Ярославна, грубоватый Галицкий и мужественно-непреклонный Игорь.
Музыка 1-й картины (I акт) своим бесшабашным, разгульным характером резко контрастирует настроениям пролога. Песня Галицкого «Только б мне дождаться чести» напоминает залихватскую пляску. В хоре девушек «Ой, лихонько» тонко воспроизведены особенности жалобных народных причитаний. С напускной важностью звучит грубовато-комическая песня скоморохов «Что у князя да Володимира». Во 2-й картине рельефно очерчен образ обаятельно женственной, но волевой Ярославны. В ариозо «Немало времени прошло с тех пор» выражена ее тоска и тревожные предчувствия; целомудренно-сдержанная, строгая по характеру музыка постепенно приобретает страстно-взволнованный характер. Далее действие драматизируется, достигая наибольшей напряженности в сцене Ярославны с боярами. Хоры бояр «Мужайся, княгиня» и «Нам, княгиня, не впервой» полны суровой, грозной силы.
II акт посвящен картинам половецкого стана. В каватине Кончаковны «Меркнет свет дневной» слышатся любовные призывы, страстное томление, чувственная нега. Поэзией юношеской любви, очарованием роскошной южной ночи овеяна каватина Владимира «Медленно день угасал». Ария Игоря «Ни сна, ни отдыха» — многогранный портрет главного героя; здесь запечатлены и горестные думы о судьбах родины, и страстная жажда свободы, и чувство любви к Ярославне. Властным, жестоким и великодушным предстает хан Кончак в арии «Здоров ли, князь?». Акт завершается ослепительно красочными сценами плясок, сопровождаемых хором. Контрастно чередуются плавная женская пляска, необузданная, исполненная стихийной силы мужская и стремительная, легкая пляска мальчиков. Постепенно все группы вовлекаются в буйно-темпераментный вихревой танец. В III акте в изображении половцев на первый план выступают воинственность и жестокость. В IV акте музыка развивается от скорби ко всеобщему ликованию. Глубокая, неизбывная печаль слышится в ариозо Ярославны «Ах, плачу я», близком народным причитаниям. Ариозо выливается в народный плач — хор поселян «Ох, не буйный ветер завывал», который звучит как подлинная русская протяжная песня. Празднично-торжествен финальный хор «Знать, господь мольбы услышал».
История произведения
Рукописный оригинал «Слова» обнаружен А.И. Мусиным-Пушкиным, известным собирателем русских древностей, в сборнике, который был получен им из Спасо-Ярославского монастыря. Находка его заинтересовала, он изучил текст рукописи и показал его директору Московского архива Коллегии иностранных дел, историку Н.Н. Бантыш-Каменскому и его помощнику А.Ф.Малиновскому. Консультантом стал известный историк Н.М. Карамзин. По их совету, граф в 1800 году издал «Слово».
Сей факт стал неординарным событием в культурной жизни России начала 19 века. Многие известные историки начали изучать этот литературный памятник. Сам оригинал рукописи сгорел в московском пожаре 1812 г.
Подробнее: История создания «Слово о полку Игореве»
- Герои произведения:
- Князь Святослав
- Олег Гориславич
- Ярославна
- Князь Всеволод
- Князь Игорь
- Цитаты произведения
- Заключение
Содержание произведения
Произведение «Слово о полку Игореве» относится к жанру поэма, является своим родом памятником древнерусской литературы. Оно посвящено событиям 1185 г. и описывает поход князя Игоря Святославича Новгород-Северского против половцев. События развивались следующим образом. За год до этого похода объединённые русские полки под руководством князя киевского Святослава Всеволодовича на реке Ореле нанесли поражение наступавшей на Русь большой орде половцев. Игорь не смог тогда принять участие в сражении, о чём тяжело переживал, так как не смог продемонстрировать свою преданность союзу русских князей. Поэтому через год он решил сам пойти на половцев, чтобы открыть дорогу к Чёрному морю, которая уже более ста лет закрыта половцами для Руси.
Воинская честь, желание доказать приверженность новой общерусской политике — вот основные причины организованного Игорем похода. Подробности этого похода есть в древних летописях. Однако личное мужество в решении подобных вопросов может принести только вред. Что, в итоге, и произошло. Кратковременная победа над передовым отрядом половцев закончилась встречей с основными силами противника, в результате чего войско Игоря было разгромлено, а сам он, раненый, попал в плен. Это поражение русских войск спровоцировало новое нападение половцев на Русь. Объединённые русские войска отбросили половцев в степь. Князю Игорю с помощью крещёного половца Овлура удалось бежать из плена и добраться до Новгород-Северского. На основе этих исторических событий и было написано неизвестным автором «Слова о полку Игореве».
Подробнее: «Слово о полку Игореве»: краткое содержание произведения
Анализ произведения
Основная идея «Слова»
Это призыв к русским князьям объединяться. Феодально раздробленная Русь страдала от междоусобиц князей и от постоянных нападений внешних врагов. Основныыми противоборствующими силами являлись потомки Маномаха и князя Олега, потомком коего и является Игорь. Автор мечтает об объединении русских земель под властью Киева. Современные исследования практически доказывают, что автор «Слова» принадлежал к «Олегову гнезду».
У него была довольно сложная задача, ведь он должен был, с одной стороны, возвеличивать своего князя. С другой осудить за необдуманный шаг. Поэтому образ князя так неоднозначен. Но, подлинным мерилом всех ценностей является Русская земля. Именно она и является главным героем произведения и его идейно-композиционным центром. История Русской земли является составной часть образа. Автор постоянно сравнивает прошлое и настоящее, делает выводы устами Святослава о необходимости единения русских князей перед лицом врага.
Все страницы проникнуты патриотизмом, который выражает основную идею автора. «Слово» это пламенная речь патриота. Иногда гневная и скорбная, взволнованная и лирическая, но, всегда полная веры в Русь и её светлое будущее. Основная тема «Слова» скорбь о постигшей родину беде, поиск выхода из ситуации. Анализируя политическую ситуацию, автор приходит к выводу, что поражение Игоря, следствие разобщённости между князьями.
Герои произведения
Образы основных персонажей в «Слове о полку Игореве» Стиль произведения символичен. Каждый герой являет собой образ-символ, который выражает какое-то одно качество.
Князь Святослав
Например, образ киевского князя Святослава несколько идеализирован. Он показан во главе всех Русских княжеств в традиционном представлении идеального правителя. Старый князь грозен, мудр и опытен. Автор отзывается о нём, как о соколе «в мытех». Именно в «золотом слове» Святослава автор раскрывает свои мечты о единении Руси. Он призывает князей забыть распри и обиды, встать на защиту родной земли от грозного врага, «вступить в золотое стремя и затворить ворота степи своими острыми стрелами». Старый князь порицает мужественных, но безрассудных князей, которые в одиночку выступили против сильного врага.
Подробнее: Князь Святослав: характеристика и образ героя
Олег Гориславич
Следующий герой, Олег Гориславич, представляет образ князя-крамольника, провоцирующего на Руси раздоры среди князей.
Подробнее: Олег Гориславич: характеристика и образ героя
Князь Всеслав Полоцкий
Ничуть не лучше непоседливый князь Всеслав Полоцкий, ищущий жизни получше и власти побольше. В характеристике автора это «хитрый, гораздый», даже «вещий». Но и он дождался «суда Божьего», то есть смерти.
Боян
Боян олицетворяет символ образ «вещего» певца, берущего своё начало от языческих богов. Для автора он тот, кто волею свыше должен прославлять тех, кто избран Богом, русских князей.
Ярославна
Образ Ярославны это символ любящей и преданной жены, обобщённый образ русских женщин, их героические характеры. Любовь её спасает Игоря в бою. Она скорбит не только об Игоре, но и о всех русских воинах. Её плач — заклинание, обращение к силам природы спасает Игоря от верной смерти, помогает ему спастись из плена. С момента опубликования «Слова» образ Ярославны ассоциируется с образом преданной и любящей жены.
Подробнее: Ярославна: характеристика и образ героини
Князь Всеволод
Буй-тур Всеволод сильный и храбрый воин. Однако в бою может быть безрассуден и забыть об осторожности, даже о жизни. Он — есть символ воинской доблести русских воинов, так же, как, впрочем, и его дружинники.
Половецкие князья Кончак и Гзак являют собой символы зла и олицетворение черной силы.
Подробнее: Князь Всеволод: характеристика и образ героя
Князь Игорь
Лишь один герой «Слова» в «движении» образа — князь Игорь. Он отважен, честолюбив. Но «молод и буен». В этом он противопоставляется опытному Святославу. Но, в конце произведения автор указывает на произошедшие с ним перемены. То есть, не смотря на свою противоречивость, Игорь способен под влиянием определённых событий изменять свои взгляды, позиции.
Подробнее: Князь Игорь: характеристика и образ героя
Таким образом, почти все образы в «Слове о полку Игореве» можно назвать символическими. Они отражают какое-то одно качество, черту характера, являются их яркими и емкими выразителями. Такая особенность в изображении героев характерна для произведений фольклора, где нет полного отражения внутреннего мира персонажа, его развития.
Есть ещё один герой «Слова», которому уделено немало слов. Это — природа. В «Слове» она живая. Она выражает себя воем волков, клёкотом орлов, меркнущей ночью и погасшей зарёй. Природа здесь тревожится и скорбит. Она предчувствует поражение русских полков и это выражается в кровавых зорях и идущих с моря чёрных тучах. Эти тревожные картины сменяются патетическим призывом автора к единению. И в финале картины радости и торжества.
Цитаты произведения
Братья и дружина!
Лучше убитым быть,
чем плененным быть;
– Игорь
Один брат,
один свет светлый —
ты, Игорь!
Оба мы Святославичи!
– Всеволод
О дети мои, Игорь и Всеволод!
Рано начали вы Половецкой земле
мечами обиду творить,
а себе славы искать.
– Святослав
Подробнее: «Слово о полку Игореве»: цитаты героев произведения
Заключение
Не смотря на свою кажущуюся древность, «Слово о полку Игореве» глубоко современно, потому что любовь к Родине, к родной земле, призыв к единству государства, мужество защитников Отечества будут актуальны всегда. Особенно сейчас, когда враждебные России силы пытаются вновь расчленить её на мелкие удельные княжества, воюющие друг с другом. «Слово» получило своё дальнейшее воплощение в творчестве великого русского композитора А.П. Бородина в его опере «Князь Игорь», в кинематографе. Эти замечательные произведения, наряду с литературным текстом, воспитывают любовь к Родине и патриотизм.
Контрольный диктант»___»________________
Цель: проверить знания и умения по теме «Главные члены предложения».
Ход урока
Организационный момент.
Чтение текста.
Диктант.
СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ
«Слово о полку Игореве» – настоящая жемчужина древнерусской литературы. Автор «Слова…» был образованнейшим человеком своего времени, изучившим летописи и хорошо знавшим историю. Он свидетель страшных бедствий, причиняемых нашествиями кочевников. Можно утверждать, что автор был дружинником, участником похода Игоря.
Персонажи произведения – это русские люди, жившие и действовавшие в один из переломных моментов истории Русского государства. Игорь, самоотверженно бившийся «с погаными половцами», – патриот и бесстрашный воин. Святослав Киевский в глазах поэта есть олицетворение подлинного государственного деятеля и мыслителя. Его «золотое слово» – это горькое сетование умудренного опытом полководца, размышляющего о судьбах Руси. Рассказ о разгроме Игорева войска – горький упрек самонадеянным князьям-братьям.
Величественный образ Руси в поэме неразрывно связан с раздумьями поэта о ее суровой и славной истории, о ее настоящем и будущем.
(119 слов.)
(Текст взят из «Сборника диктантов по пунктуации, 8–9 классы» Костяевой Т. А.)
Грамматическое задание:
Подчеркните грамматические основы, укажите, какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое.
СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ
«Слово о полку Игореве» – настоящая жемчужина древнерусской литературы. Автор «Слова…» был образованнейшим человеком своего времени, изучившим летописи и хорошо знавшим историю. Он свидетель страшных бедствий, причиняемых нашествиями кочевников. Можно утверждать, что автор был дружинником, участником похода Игоря.
Персонажи произведения – это русские люди, жившие и действовавшие в один из переломных моментов истории Русского государства. Игорь, самоотверженно бившийся «с погаными половцами», – патриот и бесстрашный воин. Святослав Киевский в глазах поэта есть олицетворение подлинного государственного деятеля и мыслителя. Его «золотое слово» – это горькое сетование умудренного опытом полководца, размышляющего о судьбах Руси. Рассказ о разгроме Игорева войска – горький упрек самонадеянным князьям-братьям.
Величественный образ Руси в поэме неразрывно связан с раздумьями поэта о ее суровой и славной истории, о ее настоящем и будущем.
СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ
«Слово о полку Игореве» – настоящая жемчужина древнерусской литературы. Автор «Слова…» был образованнейшим человеком своего времени, изучившим летописи и хорошо знавшим историю. Он свидетель страшных бедствий, причиняемых нашествиями кочевников. Можно утверждать, что автор был дружинником, участником похода Игоря.
Персонажи произведения – это русские люди, жившие и действовавшие в один из переломных моментов истории Русского государства. Игорь, самоотверженно бившийся «с погаными половцами», – патриот и бесстрашный воин. Святослав Киевский в глазах поэта есть олицетворение подлинного государственного деятеля и мыслителя. Его «золотое слово» – это горькое сетование умудренного опытом полководца, размышляющего о судьбах Руси. Рассказ о разгроме Игорева войска – горький упрек самонадеянным князьям-братьям.
Величественный образ Руси в поэме неразрывно связан с раздумьями поэта о ее суровой и славной истории, о ее настоящем и будущем.