Слово среда

Слово состоит из 5 букв: первая с, вторая р, третья е, четвёртая д, последняя а,

Слово среда английскими буквами(транслитом) — sreda

  • Буква с встречается 1 раз. Слова с 1 буквой с
  • Буква р встречается 1 раз. Слова с 1 буквой р
  • Буква е встречается 1 раз. Слова с 1 буквой е
  • Буква д встречается 1 раз. Слова с 1 буквой д
  • Буква а встречается 1 раз. Слова с 1 буквой а

Значения слова среда. Что такое среда?

Среда

Среда (ц.слав. – середина) – один из дней недели, серединный, связанные с воспоминанием православной церкви о предании Иисуса Христа на страдания и смерть, о самих страданиях и смерти.

Безрукова В.С. Основы духовной культуры. — 2000 БСЭ. — 1969—1978 Энциклопедия Кругосвет

Среда обитания

Среда обитания — совокупность конкретных абиотических и биотических условий, в которых обитает данная особь, популяция или вид, часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие.

ru.wikipedia.org

Среда в биологии, совокупность абиотических (неорганических) и биотических (органических) условий обитания животных, растений или микроорганизмов одного или разных видов.

БСЭ. — 1969—1978

СРЕДА ОБИТАНИЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ совокупность конкретных абиотических и биотических условий, в к-рых обитает данная особь, популяция или вид. (см. АБИОТИЧЕСКАЯ СРЕДА…

Биологический энциклопедический словарь. — 1986

Среда социальная

Среда социальная — совокупность социальных условий жизнедеятельности человека, оказывающих влияние на его сознание и поведение. Понятие «социальная среда» является видовым отличием более общего понятия «среда»…

Прохоров Б.Б. Экология человека. — 2005

СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности. С. с. в широком смысле (макросреда) охватывает обществ.-экономич. систему в целом — производит. силы…

Философская энциклопедия

СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ — совокупность объективных факторов, влияющих на формирование и поведение личности. Выделяют макросреду (характер обществ. разделения труда, вытекающая из него соц. структура об-ва система образования…

Российская социологическая энциклопедия

Среда окружающая,

Среда окружающая (синоним — среда обитания человека) — совокупность природных, техногенных, социальных и культурных объектов, явлений и процессов внешних по отношению к человеку, с которыми он находится в прямых или косвенных взаимоотношениях.

Прохоров Б.Б. Экология человека. — 2005

Среда окружающая, — среда обитания — все тела и явления (природные и антропогенные), с которыми организм находится в прямых или косвенных взаимоотношениях.

Матвеева Е.Ю. Концепции современного естествознания. — Новосибирск, 2007

Среда (внешняя среда)

СРЕДА (ВНЕШНЯЯ СРЕДА) — то, что окружает систему и оказывает на нее воздействие. Разграничение системы и С. практически всегда условно, оно определяется условиями решаемой задачи.

Лопатников. — 2003

Среда (внешняя среда) — то, что окружает систему и оказывает на нее воздействие. Разграничение системы и С. практически всегда условно, оно определяется условиями решаемой задачи.

slovar-lopatnikov.ru

Окружающая среда

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА, среда обитания и хоз. деятельности народонас. Поднятие ‘О. с.’ распространилось во 2-й пол. 20 в., но конкретизация его содержания продолжается.

Демографический энциклопедический словарь. — 1985

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА среда внешняя, среда обитания, совокупность всех материальных тел, сил и явлений природы, ее вещество и пространство, любая деятельность человека, находящиеся в непосредственном контакте с живыми организмами…

Экологический словарь

Окружающая среда, среда обитания и производственной деятельности человечества. Как правило, под термином «О. с.» понимается окружающая природная среда; в таком значении он используется в международных соглашениях…

БСЭ. — 1969—1978

Межзвёздная среда

Межзвёздная среда (МЗС) — вещество и поля, заполняющие межзвёздное пространство внутри галактик. Состав: межзвёздный газ, пыль (1 % от массы газа), межзвёздные магнитные поля, космические лучи, а также тёмная материя.

ru.wikipedia.org

МЕЖЗВЕЗДНАЯ СРЕДА – это вещество, наблюдаемое в пространстве между звездами. Лишь сравнительно недавно удалось доказать, что звезды существуют не в абсолютной пустоте и что космическое пространство не вполне прозрачно.

Энциклопедия Кругосвет

Межзвёздная среда, разреженное вещество, межзвёздный газ и мельчайшие пылевые частицы, заполняющие пространство между звёздами в нашей и других галактиках.

БСЭ. — 1969—1978

Питательная среда

Питательная среда (-ые) (-ы) искусственный субстрат, представляющий собой сбалансированную смесь питательных веществ в концентрациях и сочетаниях, необходимых для роста и деления микроорганизмов или клеток высших организмов.

Медицинская эциклопедия

Питательная среда — вещество или смесь веществ, применяемая для культивирования макро- и микроорганизмов. Существует множество стандартных биологических питательных сред. быть питательными, то есть содержать в легко усвояемом виде все вещества…

ru.wikipedia.org

Питательные среды — субстраты, состоящие из компонентов, обеспечивающих необходимые условия для культивирования микроорганизмов или накопления продуктов их жизнедеятельности.

Медицинская эциклопедия

Межпланетная среда

Межпланетная среда — вещество и поля, заполняющие пространство внутри Солнечной системы от солнечной короны до границ гелиосферы за исключением планет и тел Солнечной системы.

ru.wikipedia.org

Межпланетная среда Вещество, заполняющее пространство между планетами Солнечной системы. Состоит из твердых тел и частиц всевозможных размеров, движущихся вокруг Солнца, и электрически заряженных элементарных частиц (ионов и электронов)…

Словарь по астрономии

МЕЖПЛАНЕТНАЯ СРЕДА — плазма, нейтральный газ, пыль, ускоренные частицы и магн. поля, заполняющие околосолнечное пространство. Осн. компонентом M. с. является солнечный ветер- сверхзвуковой поток плазмы, возникающий в солнечной короне.

Физическая энциклопедия. — 1988

Географическая среда

Географическая среда, часть земного природного, в той или иной степени измененного людьми окружения человеческого общества, с которой общество в данный момент непосредственно связано в своей жизни и производственной деятельности.

БСЭ. — 1969—1978

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СРЕДА ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СРЕДА окружающая человека земная природа, являющаяся одним из постоянных и необходимых условий существования общества.

Экологический словарь

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СРЕДА окружающая человека земная природа, являющаяся одним из постоянных и необходимых условий существования общества. Определение роли географической среды в развитии общества…

Экологический словарь

Русский язык

Сред/а́¹ (окружение).

Морфемно-орфографический словарь. — 2002

Сред/а² (день недели).

Морфемно-орфографический словарь. — 2002

Примеры употребления слова среда

Другими словами, среда может стать определяющей для динамики рынков в ближайшее время.

Индекс потребительской уверенности США превысил прогнозы среда 29.05.2013 | 08:04.

Российские индексы минусуют сразу после открытия торгов среда 29.05.2013 | 09:27.

Швейцария будет сотрудничать с американскими властями среда 29.05.2013 | 13:38.

МОФТ: ​Квантовый обзор основных валютных пар на 29 мая среда 29.05.2013 | 11:19.

Брокер признался в обыгрывании собственных клиентов среда 29.05.2013 | 13:23.

Российский ритейлер выходит на Лондонскую фондовую биржу среда 29.05.2013 | 10:21.

Фондовый рынок США закрылся значительным ростом индексов среда 29.05.2013 | 08:30.

Франция раскритиковала налог на финансовые операции среда 29.05.2013 | 10:17.

Морфологические и синтаксические свойстваПравить

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. середа́ се́реды
Р. середы́ серёд
Д. середе́ середа́м
В. се́реду се́реды
Тв. середо́й
середо́ю
середа́ми
Пр. середе́ середа́х

се-ре-да́

Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 1f’ по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -серед-; окончание: -а.

ПроизношениеПравить

  • МФА: ед. ч. , мн. ч.

Семантические свойстваПравить

ЗначениеПравить

  1. прост. среда (день недели) ◆ ― Какой нынче день? ― спросил он Никиту. ― Понедельник, сударь… ― Послезавтра середа! ― сказал рассеянно Лугин. М. Ю. Лермонтов, «Штосс», 1841 г. ◆ Да Фома велел раз быть вместо четверга середе, так они там, все до единого, четверг середой почитали. Ф. М. Достоевский, «Село Степанчиково и его обитатели», 1859 г.
  2. прост. середина ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

СинонимыПравить

  1. среда
  2. середина, сердцевина, серёдка, центр

АнтонимыПравить

  1. край, конец, окраина

ГиперонимыПравить

  1. день недели
  2. место

ГипонимыПравить

Родственные словаПравить

Ближайшее родство

ЭтимологияПравить

Фразеологизмы и устойчивые сочетанияПравить

    ПереводПравить

    Список переводов

    БиблиографияПравить

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить примеры словоупотребления для всех значений с помощью {{пример}}
      • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

      «Особый реализм»

      С топографической точностью воссоздает Достоевский реалии города, где живут и страдают его герои. Эта журналистская конкретность идет от традиций «натуральной школы». Достоевский, внутренне близкий этому течению, навсегда сохранил особый социализированный взгляд на действительность и ее противоречия. Но было в «натуральной школе» нечто, что Федор Михайлович Достоевский категорически не принимал, считал пагубным заблуждением. Речь идет об абсолютизации роли среды, социального фактора в развитии личности. Вспомните, как возмущается Разумихин «социалистами»: «У них на все одно объяснение: среда заела. Натура не принимается в расчет, натура изгоняется, натуры не полагается!» Не все, по мысли Достоевского, предопределено средой, положением, воспитанием. Человек сам способен отвечать за то, что происходит с ним, и должен отвечать.

      Но абсолютизация роли среды не была изначально присуща «натуральной школе»: вспомним, как чужд подобный взгляд Гоголю. Именно к гоголевскому реализму возвращает Достоевский «натуральную школу», снимая шелуху позднейших напластований. В целом художественный мир Достоевского сродни фантастической реальности, созданной Гоголем; Петербург Достоевского – это во многом и Петербург Гоголя…

      В Петербурге – современном, настоящем – сохранились дома, где жили рожденные фантазией писателя Раскольников и старуха-процентщица, Свидригайлов и семейство несчастного Мармеладова, те мосты и площади, где, как в декорациях, происходит действие романа. И можно убедиться: достоверность деталей – предельна, при всей фантасмагоричности город из «Преступления и наказания» – тот Петербург, по которому можно пройтись и сейчас. Ибо Достоевскому было необходимо, чтобы все реалии текста были узнаваемы, чтобы читателя неотступно преследовало ощущение: здесь и сейчас, в этом городе, на этой вот улице. И возникает потрясающей силы эффект сопричастности происходящему.

      Но в то же время автор создает странную, почти невероятную атмосферу полусна-полуяви, в которую читатель погружается вслед за героем: теряется ощущение реальности и ее границ. Раскольников перестает ощущать себя и даже «акт еды» кажется ему чуждым, насильственным. Он чувствует лишь биение своей мысли, которая и стала для него жизнью. Мир, изображенный в романе, существует в воспаленном сознании человека, почти оторвавшегося от земли, не чувствующего земного притяжения; перед читателем – крайне субъективная картина, пропущенная через угнетенное сознание Раскольникова и служащая лишь аргументом в том споре, который он ведет со всеми и с самим собой.

      Петербург в романе не объективная реальность, а часть внутреннего мира героя. Ничто не существует вне мира его оскорбленной души. Естественно, что реальность приобретает все черты и противоречия сознания главного героя и изменяется как часть его мира, движется в зависимости от его состояния, и даже само время может убыстрить или замедлить свой ход. Достоевский дает Раскольникову до дна окунуться в бездну одиночества, в беспредельность тайного, никем не знаемого мира.

      И еще один прием, создающий эффект присутствия. Здесь дело в своеобразной авторской манере повествования, где рассказчик-хроникер как будто спрятан от читателя. Читатель ощущает его присутствие, чувствует, что чья-то воля ведет его по этому фантастическому лабиринту человеческой жизни, что между ним и происходящим практически нет дистанции. Кроме того, автор почти слился с героем, пытается увидеть мир его глазами, представить его вот таким – странно остановившимся, будто на краю страшной пропасти, куда он неминуемо должен рухнуть.

      Среда (от средина, середина) — день недели между вторником и четвергом. Согласно международному стандарту ISO 8601, это — третий день недели, хотя в некоторых традициях (авраамических религиях) является четвёртым. К примеру, португальский язык использует слово quarta-feira («четвертый день»), также среда — «четвёртый день» в персидском языке (چهارشنبه). Среда в греческом языке, Τετάρτη, означает просто «четвёртый». То же значение имеют арабское (أربعاء), еврейское (רביעי — ревии) названия. С армянского (Չորեքշաբթի — чорекшабти́), грузинского (ოთხშაბათი — отхшабати) и таджикского (чоршанбе) языков слово буквально переводится как «четыре (дня) от субботы».
      Однако в эстонском языке название среды kolmapäev — «третий день» — подразумевает первым днём недели понедельник. В северных диалектах китайского языка, 星期三 (xīngqīsān), означает «день три», поскольку воскресенье непронумеровано.
      Среда находится в середине общей «западной» пятидневной рабочей недели, которая начинается понедельником и оканчивается пятницей. В случае, если воскресенье принято за первый день недели, то среда приходится на середину недели, отсюда и происходит её русское название. Большинство славянских языков следуют общему сходному образцу (болгарский: сряда, хорватский: srijeda, чешский: středa, македонский: среда, польский: środa, сербский: среда или cриједа, словацкий: streda, словенский: sreda, украинский: середа). На финском языке среда называется Кескивиикко («середина недели»), на исландском: Miðvikudagur, на фарерском: Mikudagur («день — середина недели»). В некоторых диалектах фарерского языка есть Ónsdagur, который употребляется наравне с общераспространённым наименованием среды. На хинди среда именуется Будхвар. «Среда», в буквальном переводе с японского, — «день воды» (水曜日).
      В Древнем Риме этот день был посвящён Меркурию. Семидневная неделя победила в Риме в конце II — начале III столетия. Наименование римской среды Dies Mercurii («День Меркурия») являлось калькой с греческого языка ἡμέρα Ἕρμου heméra Hérmou, «день Гермеса», привязка семи дней недели к семи классическим планетам впервые отмечено в Anthologiarum Vettius Valens (около 170 года).
      Латинское имя нашло отражение в большинстве современных романских языков: mercredi (французский язык), mercoledì (итальянский язык), miércoles (испанский язык), miercuri (румынский язык), dimecres (каталанский язык), Marcuri или Mercuri (корсиканский язык).
      В северной Европе Меркурию соответствовал Один (Водан), от его имени и происходит древнегерманское название этого дня. Германский бог Воден, Воданаз или Один во времена Римской империи был интерпретирован как «германский Меркурий».
      Современное английское название среды Wednesday унаследовано от среднеанглийского Wednesdei, на древнеанглийском среда — wōdnesdæg. Англоязычные квакеры традиционно именуют среду «четвертым днём», чтобы избежать языческих ассоциаций.
      В современном немецком языке слово Mittwoch (буквально: «середина недели») в X веке заменило прежнее имя среды Wodanstag («день Водана»), что сближает его со славянскими названиями этого дня. В датском языке, как и в норвежском и шведском, сохранилось название среды как дня Одина — Onsdag.
      Древние христиане собирались по средам в храмы для общественного богослужения. Святой Амвросий именует среду и пятницу днями стояния (dies stationum), как назывался у первых христиан пост, соединенный с молитвой.
      Православная церковь наблюдает в среду (так же как в пятницу) пост (за исключением нескольких праздничных и беспостных периодов в течение года). Пост в среду и пятницу влечет за собой воздержание от мяса, птицы и молочных продуктов. Для православных пост по средам знаменует память о предательстве Иудой Иисуса Христа. Гимны в Октоихе отражают это литургически. Великая среда непосредственно предшествуюет Пасхе. Пост по средам соблюдался столь строго, что некоторые верующие не хотели его прекращать даже и в дни великих праздников. Такая строгость послужила причиной созыва, в 1168 году, особого собора, который определил, что пост среды и пятницы должно отменять только для праздников Рождества и Богоявления. В одном старинном слове правило о посте в среду и пятницу называется тайной спасения, свыше открытой святому Пахомию, а сами среда и пятница олицетворяются в виде двух Ангелов, которые в будущей жизни встретят с радостью и проведут в рай тех людей, которые их почитают.
      На ирландском и кельтско-шотландском языках, имя среды, вероятно, напоминает о посте в этот день: Dé Céadaoin (на ирландском гаэльском) и Di-Ciadain (на шотландском гаэльском); корень aoine, содержащийся в них, означает «говение».
      В католических странах первый день Великого поста известен как «пепельная среда» (в отличие от православных, начинающих поститься с понедельника, у католиков Великий пост начинается в среду). Первый день Великого поста в Западной христианской традиции, происходит за сорок шесть календарных дней до Пасхи и сорок будничных, если не считать воскресенья.
      В США многие католические и протестантские общины и некоторые еврейские синагоги по средам проводят исследования Писания или молитвенные ночи бдения, поэтому спортивные расписания во многих американских государственных школах отражают этот факт, резервируя понедельник и четверг для игр девочек, вторник и пятницу для игр мальчиков, и вообще избегая планов на вечер среды.
      Существует распространённое выражение: «Среда — это маленькая пятница».
      Согласно тайскому солнечному календарю, со средой связан зелёный цвет.
      В Мьянме дети, родившиеся в среду до 12 часов дня, по традиции получают имя, начинающееся на одну из четырёх букв алфавита, называемых боудэхунан. После 12 часов дня по древнеиндийским астрологическим представлениям начинается восьмой день недели День Яху (Раху).
      Простонародные русские поверья особо выделяли некоторые среды: так, в Тульской губернии в среду на первой неделе Великого поста поселяне выходили к родникам или речкам и прудам прислушиваться, не шумит ли вода, не стонет ли она, и по стону, шуму или свисту старались предугадать будущее. В среду на пятой неделе Великого поста в селениях Алексинского уезда Тульской губернии устраивались сходбища для проводов зимы: мужчины возили женщин на санях по улицам, холостые старались свалить сани, которые возят женатые, бросали в них снежными комками и т. п. В среду на последней неделе поста в степных селениях обливали утром водой всех домашних животных для предохранения их от болезней.
      C 1890-х до 1916 года в Москве по средам собирался литературный кружок «Среда», который посещали выдающиеся писатели, такие как Викентий Вересаев, Александр Куприн, Иван Бунин, Максим Горький и др. После революции 1905—1907 годов возникла так называемая «Молодая среда» во главе с Ю. А. Буниным. Из новых участников — Иван Шмелёв, Борис Пильняк, художник Аполлинарий Васнецов.
      В 1905—1909 годах по средам в Санкт-Петербурге в квартире Вячеслава Ива́нова также происходили собрания ведущих поэтов и мыслителей того времени.
      Среда как мифический персонаж. В одной великорусской сказке Среда олицетворяется в виде женщины, приготовляющей холст с целью удавить хозяйку, которая её позвала на помощь в тканье холстов, поскольку в народной литературе среда и пятница ставились наряду с воскресеньем и другими церковными праздниками; считалось большим грехом не только нарушить в эти дни пост, но и заниматься некоторыми из домашних работ.
      Об уважении к среде говорят пословицы: Что Бог ни даст, а в среду не прясть! Крепка неделя середою (а Великий пост средокрестною), Гость дорогой, а день середной (то есть постный, угостить нечем).
      В среду на средокрестной, четвертой неделе Великого поста, пекли кресты на перелом поста, в один из них запекали деревянный крестик, в другой — уголь, в третий — монету и другие предметы. По этим предметам гадали: кому что попадет, то и сбудется. Кто в кресте находил запеченными хлебные зерна, должен был бросить при посеве первую горсть. Средокрестное печенье ели для здоровья, давали скоту. «Середена» — корова, купленная или родившаяся в среду, считалась счастливой. Со средним днем недели связаны представления о середине жизни, поре зрелости, о полноте жизненных сил: Неделя серединой крепка, а век (Жизнь) половиною.
      В страстную среду для здоровья обливали скотину снеговой водой. В то же время, далеко не всем были по душе те ограничения в еде, которые полагалось соблюдать в среду; не каждая пряха в среду оставляла работу, отсюда поговорки: Середа да пятница хозяину в доме не указчица. В среду съедим, так в четверг поглядим. Косится, словно середа на пятницу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *