Слушать муху цокотуху

Каждый ребенок — поэт. Он видит мир по-своему, он слышит, как разговаривают игрушки, веши и звери, как жалобно скрипит первый снег под салазками и что поет ветер. Потому и детская поэзия-особенная. Стихи приходят в жизнь ребенка как добрые, веселые, насмешливо-доброжелательные друзья, они растут вместе с ним, открывая громадный мир человеческих чувств и мыслей. И если в детскую поэзию приходит настоящий большей поэт — его творчество обретает долгую и радостную жизнь. Его поэзия продолжает жить и после того, как ребенок, впервые услышавший и запомнивший его стихи, станет взрослым человеком.
Таким поэтом для нескольких поколений детворы был Корней Иванович Чуковский, один из создателей современной детской поэзии.
Первые произведения Чуковского появились еще в начале века. И сразу стали любимы и популярны. Его стихи прожили уже больше полувека, и им суждена еще долгая жизнь. Они стали классическими, приобрели известность почти во всех частях света. Английские, французские, польские, югославские ребята узнали о «приключениях Бибигона, о которых НИКТО НИКОГДА НИЧЕГО НЕ СЛЫХАЛ…» Веселый Зайчик-побегайчик и храбрый Комар-победитель, кровожадный и трусливый Бармалей и добрый доктор Айболит, акула Каракула и Крокодил Крокодилович — все эти герои сказок Чуковского живут в пересказе, инсценировках, экранизациях, в операх и балетных номерах. Сказки, стихи считалки, «перевертыши», дразнилки и загадки, созданные поэтом, стали существовать самостоятельно, обогащаясь детским словотворчеством, «продолжениями» и подражаниями.
Озорной, стремительный или забавно, по-сказочному медлительный ритм стихов, острота и неожиданность вымысла, сверкающая фантастичность сюжетов, а, главное,-доброта и поэтичность душевного настроя — всем этим поэзия Чуковского завоевала миллионную аудиторию.
Драгоценная способность, без которой, по словам поэта, «и человек не человек», способность верить, огорчаться, сострадать и сопереживать с героями сказки, стихотворения и даже загадки, присущая детям, находит в этой поэзии опору и одобрение. Смеясь, дети учатся жить, размышлять и чувствовать. А это очень много, это все для поэта и для его читателей. Сам Чуковский так определял цель сказочника — «воспитать в ребенке человечность».
И когда дети, с нетерпением ожидающие, чтобы доктор Айболит добрался до Африки и вылечил больных зверюшек, пугаются, радуются и испытывают благодарность к волкам, орлам и китам, помогающим ему в пути, это значит, что цель достигнута. Когда они же, смеясь, слушают веселую «Путаницу» и быстро совершают подсказки-перестановки, это значит, что «нелепица-перевертыш» помогает их развитию.
Сейчас ты услышишь, как читал он свои удивительные маленькие истории.
М. Бабаева

Посмотреть полностью

Забавные песенки-считалки, марши, веселые музыкальные картинки, сказочные оперы – все это создано композитором, который очень любил детей и дружил с ними. Имя его – Михаил Иванович Красев.

Ясное, жизнерадостное творчество Красева почти полностью отдано детям. Его опера «Морозко» на сюжет народной сказки была поставлена на сценах многих театров и очень полюбилась малышам.Он написал музыку ко многим спектаклям кукольных театров и радиопостановкам. С увлечением распевают дети незатейливые, веселые песенки Красева.

Среди опер- сказок Красева особое место занимает «Муха-Цокотуха» (либретто композитора по известной сказке К.И.Чуковского). Остроумная простодушно-забавная музыка была написана в тяжелый военный 1942 год для детского клуба, который создали эвакуированные в Приуралье московские ребята. Дети привязались к «дяде Мише», полюбили и его самого, и его музыку. Спектакль, поставленный кукольным кружком, доставил большую радость и зрителям,и маленьким артистам.

Музыка оперы доступна и выразительна, исполнена стремительного движения и очень ритмична. Композитору удалось соединить в ней простоту и легкость с меткими музыкальными характеристиками. Вслушайтесь в музыку: вот озабоченно суетится муха, созывая гостей; закружилась в грациозном вальсе бабочка; шелестит громадными усищами спесивый таракан. И мы словно видим храброго комара, с воинственным кличем ведущего грозную рать гостей в бой со злобным страшилищем – пауком.

Финал оперы звучит торжественно. Все величают храбреца-избавителя и радостно отплясывают на свадьбе комара и мухи.

Муха-Цокотуха» проста для исполнения. Она ставилась в детских садах и школах, и всегда увлекательная игровая опера приносила много смеха и радости ее маленьким участникам. Дети очень благодарны любимому композитору за эту радость. И,пожалуй, лучшей наградой М.И.Красеву было письмо, полученное им от малышей – исполнителей веселой сказки: «Большое Вам спасибо за то, что Вы написали такую замечательную оперу. Нам было очень интересно ее разучивать».

М.Бабаева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *