Служба духовной безопасности

Скандально известный мнимоправославный сектант Валерий Сутормин организовал движение «Развода нет» и так называемую «Службу духовной безопасности» (далее – СДБ). Заявленная цель данного движения – борьба за каноническую чистоту и святость брака и отстаивание идеалов благочестия. Движение развило бурную деятельность, выпуская новые видеоролики и размещая их на канале «Ютуб».

Также СДБ стала проповедовать новую ересь – о недопустимости развода и «православных» наложницах.

О сектантской и еретической деятельности т. н. «Службы духовной безопасности» рассказал в интервью «Русской народной линии» кандидат филологических наук, доктор исторических наук, кандидат богословия, профессор Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик:

В последнее время появилось сообщество, которое, к сожалению, подпадает под все признаки секты — «Служба духовной безопасности». Название ее переиначенное, поэтому возникают аналогии и с Комитетом государственной безопасности советских времен, и, в особенности, с не доброй памятью Службой безопасности Украины.

Агенты «Службы духовной безопасности» — Валерий Сутормин, Вячеслав Балакин и некоторые другие — занимаются тем, что ловят батюшек у входа церквей, на публичных мероприятиях и, не спрашивая их согласия, под запись в тайно запрятанные диктофоны задают им каверзные вопросы относительно брака и возможности разводов. В случае, если ответы им не нравятся, оказывают «любовь», обличают перед всей Церковью: вламываются в храмы во время Богослужений к тем батюшкам и начинают бесчинствовать, прилюдно обличать их в михианской или блудной ереси.

В частности, так они поступили с отцом Георгием Максимовым. Дело в том, что у одного из этих «деятелей» — Вячеслава Балакина ушла жена. Причём ушла она в силу, мягко говоря, неадекватности Балакина, в силу того, что он стал домашним тираном и отравлял ей жизнь. Она пыталась держаться, но, в конце концов, не выдержала, развелась и вышла замуж за другого.

Вячеслав Балакин и Валерий Сутормин исповедуют идею, что развода нет и однажды уже заключенный брак сохраняется неповрежденным, даже в случае прелюбодеяния. Это, безусловно, противоречит словам апостола Матфея, которые можно прочитать в Евангелии, где Спаситель говорит о том, что кто отпускает жену свою, кроме вины прелюбодеяния, тот прелюбодействует.

Эти товарищи как бы и не видят этих слов Спасителя. Апостол Павел говорит: «Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь» (1Кор.7:15). Хотя он и повелевает, в принципе, с неверующими по возможности сохранять брак. Следовательно, даже в Священном Писании развод в некоторых случаях оказывается возможным. Возможным он оказывается и в каноническом праве Русской Православной Церкви.

Конечно, в последнее время число разводов увеличивается. Печально, когда люди забывают, зачастую по маловажным причинам, о своих венчальных обетах, тем не менее, разводятся и делают несчастными своих детей и друг друга. Конечно, это великая скорбь, великая беда, да и грех многих. Но, когда в Православной Церкви транслируется католическое учение о том, что брак не расторжим в любом случае, даже по вине прелюбодеяния, то это загоняет людей в безысходный тупик, из которого выход может быть только один — убийство. Католический мир это познал во всей своей прелести.

В 14 веке французский король Людовик Сварливый никак не мог развестись с изменившей ему супругой Маргаритой Наваррской, которая развлекалась с конюшим. В результате, оказавшись в юридическом тупике, он приказал убить свою супругу. И ведь не случайно император Лев Мудрый ввел в качестве основания для развода такую причину как взаимоненависть супругов, прямо объясняя, что в противном случае дело может закончиться ещё большим грехом и преступлением — человекоубийством. Церковная икономия рассчитана на то, чтобы допущение меньшего греха не дало совершиться греху большему.

Этого не хотят видеть члены сообщества «Служба духовной безопасности». Когда отец Георгий Максимов назвал супругу Вячеслава Балакина бывшей, то тот, во-первых, подал на него в церковный суд, как якобы оскорбившего его и божественные каноны, а, во-вторых, ворвался со своим подельником в храм и стал бесчинствовать, обвинив отца Георгия в прелюбодейной ереси и прелюбодействе. То есть он публично оклеветал священника. Более того, он подал на него в церковный суд по таким же безумным обвинениям. К счастью, в Москве в церковном суде сидят адекватные люди, которые не приняли это заявление к рассмотрению. Тем паче, что и Вячеслав Балакин, и Валерий Сутормин психически неадекватные люди. Балакин, в частности, в своё время лежал в психиатрической больнице.

Опираясь на 9-ое правило Василия Великого, в котором говорится о снисхождении к соблудившему мужу, которого оставила жена, Валерий Сутормин и Вячеслав Балакин проводят новое и неслыханное, абсолютно безнравственно-кощунственное учение о «православной» наложнице. Речь идет о том, что муж, от которого ушла жена, не может жениться заново (его жена — это его жена до гроба), но зато он может завести «православную» наложницу. Никто эту наложницу не смеет осудить, она спокойно должна принимать участие в Таинствах Церкви, и никакого греха в этом нет. Это безнравственное, кощунственное и богохульное учение.

Кому интересно, тот может посмотреть соответствующий ролик и на странице Валерия Сутормина, и в лекции отца Георгия Максимова о новом учении Валерия Сутормина о «православной» наложнице. В своё время над этим грустно смеялись, как просто над поступком неадекватных людей, но сейчас уже не до смеха. Потому что уже появились первые жертвы этой секты. Первые люди, которые решили жить именно так. Одна, достаточно благочестивая женщина клюнула на его лжеучение и поступила «православной» наложницей к одному рабу Божию, которого оставила жена. И это уже страшно.

Если эту секту не прикрыть, то она разорит и те семьи, которые у нас ещё остались. Тем паче, что Валерий Сутормин травит и преследует свою бывшую жену, которая ушла из-за его домашней тирании, жестокости и неадекватности, а проще говоря, безумия.

Сутормин, нисколько не стыдясь, показывает на своей странице, как он запрещает своим родным детям причащаться своей отцовской властью, восхищая себе власть священническую и даже архиерейскую. Таким образом, он, видите ли, борется за сохранение семьи. Кажется, что в этой ситуации надо бороться за сохранение семьи несколько иными средствами: покаяться перед женой и детьми в своем жестокосердии, в своей неадекватности, в своих неправых поступках и попытаться, если возможно, начать новую жизнь.

Но эти люди винят всех, кроме самих себя. Обвиняют архиереев, принявших «неправильный» документ о православном браке в 2017 году, обвиняют священников, допускающих возможность развода, только не себя любимых. Не видят своей вины в том, что они толкнули своих супруг на то, чтобы те их оставили. Более того, для них характерно удивительное сочетание несочетаемых вещей. В 2016 году Сутормин и единомышленники «отлучили» Патриарха Кирилла от Церкви после его поездки в Гавану, причем запретили ему священнодействовать и проводить соборы. Даже провели целое соборище.

В 2019 году, ничтоже сумняшеся, подали на отца Георгия Максимова иск в церковный суд. Понятно, что эти бредни никем всерьёз не рассматривались и не будут рассматриваться. Отец Георгий неоднократно получал справки о том, что он под церковным судом не состоит и, надеюсь, никогда состоять не будет, тем более из-за таких безумных исков. Но, тем не менее, когда надо, они Патриарха Кирилла «анафематствуют», когда надо, они прибегают к его церковным судам.

Дорогие батюшки, будьте бдительны! Если к вам заявятся подобные персонажи с диктофонами, старайтесь их вежливо выпроводить, не вступая с ними в собеседование. Как говорится, не кормите троллей. И помните, что любое ваше неосторожно сказанное слово может стать предметом тайной записи и доноса. Просвещайте свою паству относительно подлинного православного учения и не отдавайте ее на расхищение волкам в овечьих шкурах!

  • Что такое воцерковление?
  • Какую литературу почитать новоначальным?
  • На что в первую очередь обратить внимание, когда начинаешь воцерковляться и делаешь первые шаги на пути к вере?

Воцерковление (вхождение в Церковь) — это духовно-нравственное развитие человека, знакомство с миром Православия и осмысленное участие в церковной жизни. Людей, которые начинают воцерковляться, называют новоначальными. Воцерковляться — это значит учиться быть христианами как верными чадами Церкви Христовой.

Что должна включать в себя духовная жизнь православного христианина

1. Молитва

  • Ежедневная молитва как чтение утреннего и вечернего молитвенного правила. Тексты этих молитв есть в любом православном молитвослове. Те, кто плохо понимает церковнославянский текст, могут ознакомиться с содержанием молитвы по тексту, изложенному на русском языке. Они имеются в свободном доступе в интернете.
  • Иисусова молитва — краткая молитва на всяком месте и во всякое время, при любой жизненной ситуации. Рекомендуется как можно чаще повторять ее в течение дня: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного (-ую)», или сокращенный вариант: «Господи, помилуй».
  • Молитва на особые случаи, например молитва перед началом и по окончании всякого благого дела, молитва перед учебой, молитва перед едой и после принятия пищи и т.д. (см. Полный православный молитвослов).
  • Молитва перед Причащением и после него — чтение соответствующих последований из молитвослова.
  • Церковная молитва — общая молитва христиан за богослужением имеет особое значение и важность.

2. Посещение церковных служб

  • Самые главные службы недели — всенощное бдение в субботу вечером и литургия утром в воскресенье. Присутствие на них заповедано нам Самим Богом: «сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19).
  • Рекомендуется посещать богослужения в дни церковных праздников, а также в день рождения, в день памяти небесного покровителя, имя которого носишь, и в дни особых поминовений усопших. В будние дни службы посещают по возможности.

3. Участие в таинствах

  • Прежде всего это касается регулярного участия в таинствах Исповеди и Причастия. Как правило, священники рекомендуют причащаться не реже одного раза в месяц. Частоту Причастия и правила подготовки к нему необходимо обсудить с батюшкой лично. Исповедоваться можно еженедельно и чаще. Этот вопрос также лучше решить с духовником.
  • Прочитайте фрагменты из документа «Об участии верных в Евхаристии» (см. Приложение 1).

4. Пост

  • Среда и пятница — постные дни в течение всего года (кроме сплошных седмиц) в память того, что в среду Иуда предал Христа, а в пятницу Спасителя распяли.
  • Соблюдение четырех многодневных постов (Рождественского, Великого, Петрова и Успенского — см. Православный календарь).
  • Евхаристический пост — перед Причастием необходимо соблюдать воздержание от пищи с полуночи. Для тех, кто постится редко и нерегулярно, рекомендуется трехдневный пост перед Причастием.

5. Чтение духовной литературы

  • Рекомендуется, по возможности ежедневно, для насыщения духа, ума и души Словом Божиим читать Библию (Евангелие, Апостол, Псалтирь и другие книги Священного Писания), а также знакомиться со святоотеческими сочинениями и православными книгами современных авторов.

Советы новоначальным

  • Поиск духовника: старайтесь найти батюшку по душе, исповедоваться и просить советов у одного священника. Но помните, что цель духовника не потакать в грехах, а помочь исправиться и стать лучше. Поэтому не стоит обижаться, если священник говорит не то, что вы хотели услышать. Однако и слова духовника не безусловный приказ к исполнению. Духовник только дает совет, а решение — за вами.
  • Паломнические поездки — если позволит время и будет возможность, то паломничество станет для вас одним из самых интересных способов открыть для себя мир Православия.
  • Духовное образование — это может быть воскресная школа, православные курсы, духовные учебные заведения Русской Православной Церкви или теологические факультеты светских вузов.
  • Беседы при храме. Почти в каждой церкви есть библейские кружки, беседы, курсы, на которых можно не только открыть много нового, но и познакомиться с близкими по духу людьми, лучше узнать приход и служащее в нем духовенство.
  • Волонтерство, трудничество — можно присоединиться к православным молодежным клубам и движениям, помочь в строительстве монастыря или храма, принять участие в благотворительной акции или просто предложить свою помощь батюшке — посильное задание (послушание) для вас всегда найдется.
  • Участие в православных мероприятиях (форумах, выставках, концертах, дискуссионных площадках и пр.). Следите за новостями епархии и, если позволяет время, принимайте активное участие в церковной жизни — это интересно и познавательно. Подробную информацию о паломнических поездках, православном образовании, мероприятиях и многом другом можно получить в Епархиальном управлении или найти на официальном сайте епархии.
  • Дела милосердия — не забывайте о тех, кто нуждается. Среди них могут быть инвалиды, больные дети, старики и прочие обездоленные. Помогайте им материально, физически, молитвенно — по вашей возможности.
  • Многие люди на лето или в отпуск уезжают пожить в святую обитель, чтобы побыть наедине с собой в тишине и покое, помолиться, исповедоваться и причаститься, пообщаться с духовными наставниками, что-то переосмыслить в своей жизни, отдохнуть от суеты и спешки… Этот опыт будет полезен каждому христианину. Если у вас тоже есть такое желание, то всю информацию можно найти на сайтах монастырей.

Литература

  • Библия (обычная и детская). Если вы только начинаете изучать Библию, начните с детской. Там все очень просто и ясно изложено. Это позволит вам постепенно понять и оригинальный текст. Также можно скачать в интернете аудиотекст Библии или установить приложение на мобильное устройство, чтобы слушать Евангелие и другие книги Библии в дороге или путешествии.
  • Православный молитвослов (лучше с параллельным русским переводом) в книжном или электронном формате.
    Рекомендуем приобрести также детский молитвослов. В нем собраны все основные и при этом доступные для детского понимания молитвы.
  • Православный календарь (настенный, перекидной, электронный) позволит вам быть в курсе предстоящих праздников и памятных дат, постов и других важных событий церковной жизни.
  • Закон Божий (под ред. протоиерея Серафима Слободского) — лучшая книга для новоначальных, в ней доступным языком изложены азы Православия.
  • Катехизис — основы православной веры в кратком изложении.
  • Текст богослужений (всенощного бдения и литургии). Первое время, когда служба не совсем понятна, удобно пользоваться книгой и следить по ней за ходом богослужения. Будет полезно посмотреть Пасхальные и Рождественские богослужения, которые показывают в прямом эфире федеральных каналов, где комментатор подробно объясняет, что происходит на богослужении. В этом смысле будут полезны видеоролики с миссионерских, молодежных, детских литургий, где также объясняется их смысл и содержание.
  • Словарь церковнославянского языка. Богослужебный язык очень красив. На нем никогда не разговаривали в обычной жизни. Этот язык создан для молитвы. Но тем, кто слышит его впервые, он может показаться непонятным. Выручит словарик, где можно быстро найти перевод незнакомых слов.
  • Сочинения святых отцов и учителей Церкви (для тех, кто уже достаточно воцерковлен и имеет основные понятия о вере и Церкви).
  • Также будут полезны христианские фильмы и мультфильмы, православные СМИ, интернет-паблики, мобильные приложения — для взрослых и детей. Любой желающий сможет скачать Библию, церковный календарь, молитвослов, духовную литературу на свой планшет или телефон.

Старайтесь ежедневно читать Священное Писание, святоотеческие наставления и другую православную духовную литературу — это ценнейший клад мудрости и бесценная польза душе. Подборки православной художественной литературы и трудов святых отцов в текстовом виде и аудио-варианте легко найти в любой церковной лавочке или в интернете (см. Приложение 4).

Вечные истины

Ничто столько не нужно человеку, как вера. От нее зависит не только блаженство будущей жизни, но и благополучие настоящей.

Святитель Филарет, митрополит Московский

Памятовать о Боге необходимее, нежели дышать.

Святитель Григорий Богослов

Вера твоя должна укрепляться от постоянной молитвы, покаяния и причастия, а также от общения с людьми глубокой веры.

Схиигумен Савва Псково-Печерский

Держись за Церковь — столп и утверждение истины (1 Тим 3:15), и спасешься; вне ее погибнешь, потому что вне ее — лесть диавольская.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Что значит быть христианином? Значит веровать право и жить свято, освящаться таинствами и слушаться руководства пастырей, к Церкви Божией православной принадлежать и все ею повелеваемое строго исполнять, — т. е. совершать все то, что составляет путь ко спасению.

Святитель Феофан Затворник

Мы должны жить на земле так, как колесо вертится: только одной точкой касается земли, а остальными стремится вверх. Без будущей блаженной бесконечной жизни наше земное пребывание было бы непомерно и непонятно.

Преподобный Амвросий Оптинский

Чем кто усерднее заповеди Божии соблюдает, тем более Бога познает.

Святитель Тихон Задонский

Вот самый короткий и легкий путь ко спасению: не осуждай никого и храни сердце свое от зла, непрестанно пребывай в молитве и крепко веруй в Бога, отрекись от греха и суеты, заповеди исполняй и помышляй, что все люди добрые, и любит их Господь. За смирение и веру твою благодать Святого Духа да будет жить в тебе.

Преподобный Силуан Афонский

Бог не оставит тебя, но опасайся, чтобы ты Его не оставил.

Преподобный Исаак Сирин

Истинная радость исходит от Бога и подается только тому, кто самого себя нудит постоянно на то, чтоб отвергать свою волю, а во всем исполнять волю Божию.

Преподобный Антоний Великий

Все возможно Богу и все возможно верующему.

Преподобный Марк Подвижник

Страх пред Богом есть начало и корень благочестия; но не тот страх, который гонит из сердца любовь к Богу, но страх, как опасение оскорбить Бога преступлением Его заповедей.

Михаил, митрополит Московский

Как зло делать, так и добро не делать есть грех.

Святитель Тихон Задонский

Дело спасения своей души — смысл жизни, его не совершишь без Христа, а Христос не совершит без тебя.

Святитель Филарет, митрополит Московский

Если изберешь заповеди Господни, у тебя будет все прекрасное: свет и покой, любовь и благословение.

Святитель Иоанн Златоуст

Все заповеди Божии соединяются в одной, в заповеди о любви к Богу и ближним. Мера любви к Богу есть любовь без меры.

Святитель Василий Великий

Нельзя быть христианином, не живя по-христиански. Истинный христианин тот, кто носит Христа в своем сердце.

Святитель Тихон Задонский

УДК 130.2:2

DOI: 10.18413/2075-4566-2018-43-2-388-393

ЧЕЛОВЕК В ПРАВОСЛАВНОЙ АСКЕТИКЕ: ДУХОВНАЯ ЗАЩИТА ЛИЧНОСТИ

PEOPLE IN ORTHODOX ASCETICISM: SPIRITUAL PROTECTION OF THE INDIVIDUAL

И.М. Яровая I.M. Yarovaya

Белгородский государственный институт искусств и культуры, Россия, 308024, г. Белгород, ул. Королёва, 7

Belgorod State Institute of Arts and Culture, 7 Koroleva St., Belgorod, 308024, Russia

E-mail: irina260973@yandex.ru

Аннотация

В статье речь идёт о том, что благочестивая жизнь — это не только хорошее поведение и добрые поступки, но также и покаяние, то есть способность видеть в себе грех, сознательно отвергать зло и выбирать добро. Мы называем способность самостоятельного распознавания, воздержания и решительного противостояния греху духовным иммунитетом личности. Понятие духовный иммунитет характеризуется умением человека хранить свое сердце во время искушений, то есть проявлять особое внимание — трезвение к своей духовной жизни. Степень развития духовного иммунитета зависит от возраста, духовного и жизненного опыта, от частоты участия в таинствах и церковной жизни, образования в сфере православной антропологии, православной аскетики, православной педагогики.

Ключевые слова: Аскетика, православная педагогика, личность, духовная защита. Keyword: Ascetics, Orthodox pedagogy, personality, spiritual protection.

Можно привести большое количество примеров людей с идеальным духовным иммунитетом. Люди, сумевшие подавить в себе грех, — святые. В большей степени нас интересуют примеры из детства святых и жития святых мучеников, принявших страдания в детском возрасте, поскольку предмет нашего исследования ограничен возрастными рамками. Это преподобный Савва Освященный — основатель лавры близ Иерусалима. Он в восемь лет ушел из дома и оставил родных, чтобы поступить в монастырь. Преподобный Феодор Сикеот в десять лет начал подвиг строгого поста и ночной молитвы, а в четырнадцать — затворился в пещере. Московский митрополит Петр в двенадцатилетнем возрасте

поступил в монастырь. Отроковица Мария Мелюкова, любимица преподобного Серафима, в свои тринадцать поступила в Дивеевскую обитель, а в девятнадцать — почила в схиме.

Юные мученики и мученицы. Святой праведный Арсений с раннего детства был тих и кроток, помогал отцу. В 12 лет он погиб от бури. Взрослые решили, что у мальчика были какие-то тайные грехи и не отпели его. Тело святого пролежало 32 года и спустя это время было найдено нетленным. От мощей святого праведного Арсения многие получили исцеления. Младенец Гавриил Белостокский был мученически убит иудейской сектой, члены которой приносили в жертву исключительно христианских детей. Святая великомученица Акилина была воспитана в духе христианского благочестия, она учила своих сверстниц-язычниц христианству и за это в 12 лет претерпела мучения. А за то, что после истязаний не отреклась от Христа, Акилина удостоилась мученического венца. Невозможно также обойти жития очень известных всем святых и их святых родителей, которые воспитали своих детей благочестивыми христианами. Это преподобный Сергий Радонежский и его родители Кирилл и Мария; Вера, Надежда Любовь и матерь их София; и как высочайший пример благочестия и духовного совершенства пресвятая Богородица и ее родители Иоаким и Анна.

Все эти примеры доказывают, что дети наравне со взрослыми обладают дарами свободы, самовластия, разумности и познания, о которых мы подробно говорили в первом параграфе, а значит дети также склонны к внутреннему преображению и так же как и взрослые несут ответственность за свои поступки, духовную жизнь, грехи. Но, как известно, обожение невозможно без Бога и Его помощи. Видение и осознание своего падения, своих грехов, покаяние и причащение являются неприменными условиями духовно-нравственного становления личности, обретения взрослым или ребенком духовного совершенства свободы добра и любви.

Конечно же, сердце детей намного больше открыто Богу, чем сердце взрослых. Дети чище, и спектр грехов у них значительно меньше, чем у нас. Чаще всего это: неблагоговейное отношение к Богу, непослушание, гордыня, тщеславие, чревоугодие, алчность, гневливость, ложь, обида, лень, жажда развлечений. Хотя за последние десятилетия образ жизни всех людей, в том числе детей, заметно изменился. И даже дети стали склонны к таким «взрослым» грехам, как физические издевательства над ближними или даже убийство.

Почему так происходит? Потому что человек падок независимо от возраста, потому что все мы рождаемся с поврежденной первородным грехом природой. А это значит, что мы на протяжении всей жизни склонны к соблазну. Не имея понятия о высоком предназначении человека, ребенок или взрослый со слабым духовным иммунитетом соблазняется, грешит, сдается без боя, падает. Причина падения, конечно же, всегда таится внутри нас самих. Ведь грех — это злоупотребление теми дарами, которыми наделил нас Творец, в первую очередь, злоупотребление даром свободы воли. Мы сами или принимаем, или отвергаем соблазн извне; или следуем Божьей воле, или противимся ей, проявляя непослушание.

Вообще, по мнению большинства древнецерковных писателей, первородный грех Адама (его падение) произошел именно из-за непослушания и гордыни. «Корнем гордости является эгоцентризм, обращенность на себя, самолюбие, самовожделение. До грехопадения единственным объектом любви человека был Бог, но вот появилась ценность вне Бога — дерево показалось «хорошо для пищи, приятно для глаз и вожделенно» (Быт 3:6) — и вся иерархия ценностей рушится: на первом месте оказывается мое «я», на втором предмет моего вожделения. Для Бога места не остается: Он забыт, изгнан из моей жизни» . Вот и получается, что «из поколения в поколение человечество повторяет ошибку Адама, прельщаясь ложными ценностями и забывая истинные — веру в Бога и верность Ему» . Человек гордиться, превозносит себя и стремиться стать богом без Бога. Но, повторимся, невозможно достигнуть богоподобного совершенства без помощи Творца. Отделяя себя от Бога, от Его воли, мы добровольно подчиняемся воле дьявола.

Выходит, что первопричина грехопадения всегда духовная. Заключается она в злоупотребление свободой выбора, является личным грехом человека и находится не в нашем материальном мире, но вне его, в ином, духовном мире. Сам по себе материальный мир не является злом, но он таит в себе соблазн, ведущий ко злу. И первопричина (грех) отпадения человека от Бога, Его благодати, находится не в материальном мире (не в экономике, политике, других людях, обществе, природе), а внутри каждого человека, в его духовном мире, его духовно-нравственном состоянии — в гордыне, непослушании Богу.

У ребенка, который растет в семье, злоупотребление свободой воли начинается с непослушания родителям. И хотя, как мы уже сказали, ребенок наравне со взрослыми отвечает за свои грехи, ответственность за воспитание и духовное возрастание маленькой личности несут также и его родители, а на каких-то жизненных этапах еще и крестные, воспитатели в детском саду и педагоги.

Говоря о христианском воспитании детей, выделяют семь факторов духовного взрастания маленькой личности. Это таинства, молитва, пост, духовная среда, духовное чтение, освящение обстановки, пример благочестия родителей .

Таинства. Первое таинство, которое совершается над ребенком — это крещение. Оно смывает с дитя первородный грех и открывает возможность наследовать вечную жизнь. Таинство миропомазания следует за крещением и символизирует царственное положение человека в природе. Затем главным таинством в жизни маленького христианина становится Евхаристия. Причастие укрепляет ребенка духовно и физически, дает возможность с самого раннего возраста общаться с Богом, чувствовать и познавать Его, а по достижению семи лет через таинство исповеди — познавать себя и работать над своим внутренним духовным миром.

Заметно отличаются воцерковленные дети от своих светских сверстников, потому что тот, «кто сохранил благодать крещения, кто посвятил себя Богу с первых лет жизни, тот имеет перед другими следующие преимущества: живость, легкость и непринужденность в доброделании. Он ходит в добре, как в едином родном для себя мире» . Это хорошо чувствуется в общении с такими детьми и даже в самом их внешнем виде. Это дети, которые умеют видеть и отличать добро от зла, истину от лжи. Это дети с крепким духовным иммунитетом, целостные личности.

Молитва. Христианская молитва — это тайна. Это тайное, личное общение человека с Богом, внутренний искренний разговор с Ним. Такому общению нужно учить детей с первых дней жизни: осеняя их крестным знамением, посещая вместе богослужения, а дома — читая над ними вслух молитвенное правило. А когда подрастут и освоят грамоту -читать молитвы по очереди. Вообще, в первые века после Рождества Христова молитвенное правило в семьях совершалось совместно. Такая традиция духовной нитью невидимо объединяет семью. Помимо утренних и вечерних молитв важно приобщать детей к просительным молитвам, например за болящих или усопших родственников либо в случае каких-то семейных нужд или неурядиц. Необходимо как можно раньше объяснить ребенку, что если у него что-то не получается в учебе или вдруг он поссорился с друзьями, то обида, гневливость и прочие сопутствующие грехи не исправят положение, а вот молитва, горячая вера и надежда на Божью помощь способны творить чудеса. Но опять же детям нужно рассказывать о чем можно, а о чем нельзя просить. В качестве примера подойдет поучительный рассказ Бориса Ганаго «О чем молиться?». В нем двоечник, завидуя отличнику, просил Господа, чтобы отличник ошибся, отвечая урок. Или вот пример неправильной молитвы из классики: маленькие Ростовы из «Войны и мира» молились о том, чтобы снег сделался сахаром.

Наравне с просительными молитвами необходимо учить ребятишек благодарить Бога за все. Повод вознести благодарственные молитвы или прочитать с детьми школьного возраста акафист «Слава Богу за все» найдется всегда.

И обязательно надо учить детей сердцем вслушиваться в слова молитв, песнопений, прочитанных во время богослужения отрывков из Евангелия и Апостола, и объяснять им трудные и непонятные для них места в тексте. В то же время стоит учитывать, что все дети разные. Одни склонны к уединению и способны долго усердно молиться, другие, наоборот, неусидчивы. Главное — научить ребенка любить молитву, помочь ему усвоить важность этого духовного делания как жизненно необходимого, чтобы молитва стала хорошей привычкой, ежедневной потребностью, как пища.

Пост. Пост также как и молитва начинается у ребенка постепенно, с малого. В первую очередь следует позаботиться, чтобы в ребенке не развивались склонности к перееданию, тайноядению, сладострастию или кусочничеству, чтобы в дальнейшем предохранить его от плотоугодия. В то же время не стоит заставлять ребенка есть, если он не проголодался, в противном случае он будет капризничать. Одновременно с этим вредно приучать ребенка к слишком вкусной пище, это развивает чревоугодие.

По учению древних отцов, здоровый ребенок начинает поститься тогда, когда перестает питаться молоком матери, то есть примерно с трех лет. Но все очень индивидуально и зависит от степени воцерковленности ребенка, его понимания и осознания зачем нужен пост. Мы знакомы с чудесным примером постника — преподобного Сергия Радонежского, который начал поститься еще в младенчестве, не вкушая молока своей матери в среду и пятницу. Точно также как есть дети, не достигшие семилетнего возраста, но чувствующие потребность в исповеди, есть и такие, которые отказом от какой-либо пищи в раннем возрасте хотят угодить Господу, выразить Ему свою любовь. Важно здесь правильно и вовремя объяснить ребенку, зачем нужен пост, что он символизирует и дает для духовного возрастания. Но ни в коем случае нельзя тяготить постом или принуждать к нему, ведь весь смысл поста в добровольном воздержании, в маленьком подвиге, в желании таким образом показать свою любовь к Господу и поблагодарить Его за принесенную жертву.

Духовная среда. Из истории известны примеры гениальных ученых, талантливых деятелей искусства, которые росли в научной или культурной среде. Повзрослев, они были уверены, что влияние на выбор дела всей их жизни оказали окружающих их люди. Господь всегда посылает людей, у которых мы учимся, в том числе духовных наставников. Так было и со святыми Иоанном Дамаскиным, великомучеником Пантелеимоном, великомученицей Варварой и многими другими. Хочется надеется, что Господь Сам познакомит наших детей с людьми, которые будут содействовать их духовному просвещению и возрастанию. Но очевидно, что родители также должны формировать вокруг своей семьи духовную среду. Все начинается с выбора крестных, которые будут благотворно влиять на духовное возрастание детей. Затем нужен священник — духовный пастырь, которому ребенок сможет довериться, прийти к нему с любым духовным вопросом. Важны друзья из воскресной школы, сверстники из церковных семей. Благочестивые религиозные люди в окружении ребенка всем своим существом, поведением показывают пример любви и добра, тем самым оказывая положительное воспитательное воздействие на ребенка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Духовное чтение. Говоря в предыдущем разделе об окружении глубоких духовно людей, заметим, что едва ли сегодня возможно познакомиться с подобными преподобному Сергию Радонежскому или Серафиму Саровскому духовными руководителями. Такую современную нехватку святых и благочестивых людей в какой-то мере заполняют книги. И очень важно как можно раньше познакомить ребенка с настоящими подвижниками, реальными героями, пока его не увлек поток внешне ярких, но по содержанию пустых современных псевдогероев из модных комиксов и мультфильмов. Конечно, знакомство с такими псевдогероями неизбежно, так как невозможно (да и не нужно) оградить ребенка от внешнего мира. Но необходимо успеть опередить соблазны, предлагаемые современным миром, и заранее сформировать и укрепить духовный иммунитет своего ребенка -научить его различать добро и зло, истину и ложь. Духовное чтение способствует этому, показывая примеры жизни в Боге, в вере. Такое чтение должно быть систематичным и

вдумчивым. Лучше читать вместе с детьми и обязательно задавать им вопросы, обсуждать прочитанное. На ряду с чтением жития святых непременно нужно ознакомить детей со Священным Писанием, ведь регулярное чтение Евангелия невидимо преображает и исцеляет духовно. Одновременно с чтением духовной литературы детям необходимо читать поучительную художественную литературу, с раннего возраста прививая хороший вкус к книгам.

Освящение обстановки. Освящение дома, ежедневное освящение своей души и тела святой водой и просфорой, окружение себя святыми предметами иконами, крестом -твсе это имеет очень большое значение для духовного воспитания детей. Известно, что 80 % информации человек получает посредством зрения. Если с раннего возраста малыш растет в окружении изображений Христа, Божией Матери, ликов святых, его глаза привыкают к этим добрым образам, они становятся для него родными, он прилепляется к ним сердцем. Так воспитывается чувство подлинной красоты и постоянного присутствия Господа и таким же обрзом в жизни маленького человека расставляются приоритеты. «Красотки» на обложке глянцевых журналов или монстры с экрана будут попросту противны взгляду ребенка.

Осенение себя и окружающих предметов, пищи крестным знамением — главная защита маленького христианина от различного рода осквернений. С самого раннего возраста нужно приучать своего ребенка осенять себя крестом, а также, независимо от возраста ребенка, благословлять его. Родительское крестное знамение, совершаемое с верой, имеет великую охранительную силу. Дети — зеркальное отражение своих родителей: «Родители-христиане своим поведением должны показать детям, что в основе всякой дисциплины лежит принцип «да будет воля Твоя», а не принцип родительского «я так хочу» . И только если родители религиозны и ставят целью своей жизни очищение сердца, обо-жение, их дети будут стремиться к внутреннему преображению. Если ребенок будет видеть как родители молятся, постятся, исповедуются, читают хорошие книги, он будет брать с них пример. Только живой пример смирения, терпения, любви ко всем, милосердия научит детей тому же. И если в семье господствует духовность, мир, любовь, добро, человек вырастет любящим и отзывчивым. У него будет крепкий внутренний стержень, крепкий духовный иммунитет, и выбирая между добром и злом, он сможет противостоять соблазнам современного мира, никогда не выбирая зло, грех. А также перенесет уклад правильной духовной, праведной жизни в свою семью и передаст уже своим детям образ жизни в духе внутреннего совершенствования как семейную традицию.

И такую задачу как высшую цель семьи видит и ставит перед родителями священник Евгений Шестун. Он пишет, что «семья, являясь наследницей и хранительницей духовно-нравственных традиций, больше всего воспитывает детей своим укладом жизни, пониманием необходимости не только хранить, но и умножать то, что досталось нам от предыдущих поколений. С духовной точки зрения точнее будет сказать: не умножать, а поднимать на новый уровень и это возможно только в воцерковленной семье. Если представить земную жизнь в виде круга, передача опыта жизни и обычаев в семье имеет тенденцию к постоянному повторению, и если имеются различия в каких-то психофизических или профессиональных проявлениях в различных поколениях, то это в рамках нашей модели изменяет только радиус круга, затрагивая количественные характеристики жизни, не поднимая ее на новый уровень. Чтобы изменить уровень бытия, каждое поколение должно этот круг разрывать, превращая траекторию жизни в спираль, сохраняя, умножая и возвеличивая ее, а это уже задача, которая может решаться только на духовном уровне. Дети с помощью родителей и благодати Божией побеждают в себе зачатки тех грехов и греховных наклонностей, которые достались им по наследству. Переход наших детей на новый уровень духовной жизни сравнительно с нашей есть основная цель христианского воспитания в семье» .

Подытожим все вышесказанное цитатой из книги Н.Е. Пестова: «Искусство воспитания детей требует, чтобы усилия в определенном направлении совершались постепенно и вместе с тем непрерывно… надо окружить детей мудрой заботой, вниманием: когда надо — лаской и нежностью, и вместе с тем, когда надо — увещеванием и взыскательностью. Ребенок оценит заботу и внимание, в каких бы формах они не проявлялись, если только «все у вас будет с любовью» (1 Кор. 16, 14), если во всех словах наших он будет слышать и чувствовать любовь. Сердце детское чутко и отзывчиво, и когда мы все свое сердце ради Господа и Его заповедей отдадим детям, они отдадут нам свое» .

Воспитание — это высшее искусство, и подходить к этому делу нужно тщательно, самоотверженно, мудро и ответственно.

Список литературы References

1. Алфеев И., митр. Таинство веры. Москва, 2008.

Alfeyev I., mitr. Tainstvo very. Moskva, 2008.

3. Пестов Н.Е. Православное воспитание детей. Санкт-Петербург, 1999.

НОМОКАНОН

Книга НОМОКАНОН, или Книга Правил, является второй Книгой после Священного Писания. Без Номоканона невозможно верно понимать и исполнять Евангелие в своей жизни. Знание Номоканона обязательно не только для священнослужителей, но и для благочестивых мирян, способных встать на защиту благочестия равно с церковным клиром. В настоящее время административного давления на духовенство Церкви знание Святых Правил мирянами становится опорой в защите и сохранении Православия. По церковно-славянски книга Номоканон имеет название Кормчая.

Приобрести эту душеспасительную книгу вы можете в Издательском совете Московской Патриархии, Троице-Сергиевой лавре, церковной лавке в Рогожской слободе. Есть и другие магазины, но найти вторую после Евангелия книгу сегодня бывает весьма затруднительно.

ОБРАЩЕНИЯ

В закладке ОБРАЩЕНИЯ мы публикуем официальные обращения Службы духовной безопасности в различные церковные органы, архипастырям и пастырям Русской Православной Церкви с призывом встать на защиту наших святынь. Данные обращения носят просительный или предупредительный характер о принятии канонических мер во исправления благочестия и правды.

СУД

В разделе СУД мы публикуем обращения в Церковные суды. При явлении преступления или в случае упорства клирика в отступлении после предупредительных писем следует каноническое обвинение преступника в Церковном суде с требованием вынести наказание по Правилам. Согласно 90 правилу Карфагенского Собора обвиняемый клирик лишается права священнодействовать и в течение года ему дается право защищать свое дело в церковном суде.

СОБОРЫ

В разделе СОБОРЫ представлены материалы о проведенных собраниях Службы Духовной Безопасности. Данные встречи могут носить статус Соборов, соборных встреч или конференций. В случае отказа архиереев от своей священной власти осудить ересь и вероотступников после обличения епископа в преступлении церковная власть переходит Собору благочестивых христиан согласно 31 правилу Святых Апостолов. Поместный собор призван публично раскрыть преступления и обличить по Святым Правилам с провозглашением указанных в Канонах Церкви анафематствований той или иной ереси.

ЕРЕСИ

В разделе ЕРЕСИ раскрыты различные отступления от благочестия и правды. Особенное вниманние мы уделяем обличению современных преступлений, которые повторяют порой исторические заблуждения в многоразличных преломлениях. Также в этом разделе мы обличаеи прошлые преступления в назидание современникам, приводим исторический опыт противодействия расколам и вероотступничеству.

СЕКТЫ

В разделе СЕКТЫ публикуются материалы о современных дестуктивных культах. Особое внимание мы уделяем сектам, адепты которых способны внедряться в ограду Церкви и действовать внутри ее. Таким образом, мы выделяем сектантские течения в русле Православной Церкви, чтобы оградить верных от их влияния и принять меры для выведения преступников за пределы братского общения.

ПРЕСТУПЛЕНИЯ

В разделе ПРЕСТУПЛЕНИЯ мы раскрываем различные преступления, которые потом подлежат церковному суду. Здесь мы приводим доказательства, показания свидетелей, раскрываем нарушение канонических правил и последствия указанных злодеяний для Церкви.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *