Смирнов 1

Книга 2 * Книга 3 * Книга 4 * Книга 5 * Книга 6 * Книга 7 * Книга 8

Сестричество во имя Преподобномученицы Великой княгини Елизаветы; Москва; 2001

По благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Предисловие

Воскресное всенощное бдение Неделя о блудном сыне Неделя о слепом Вторник седмицы 7-й по Пасхе Преображение Господне Усекновение главы Иоанна Предтечи Начало церковного новолетия Вторник седмицы 14-й по Пятидесятнице Попразднство Воздвижения и неделя по Воздвижении Неделя 6-я по Пятидесятнице Память святых отцов Седьмого Вселенского Собора Неделя перед Рождеством Христовым, святых отец Сретение Господне Память преподобной Марии Египетской Великий пяток Начало Петрова поста Среда Светлой седмицы Петров день Фотоархив

Предисловие

Издание посвящаетсявсем моим многочисленным родственникам, которые несколько веков послужили Матери нашей Русской Православной Церкви в священном сане и иноческом чине, а также всем истинным угодникам Божиим, которых посчастливилось повстречатьза последние 30 лет.

С некоторого времени, когда я служил в Крестовоздвиженском храме села Алтуфьева, кое-кто из прихожан, чаще молодых, стал записывать произносимые там проповеди. Некоторые из них брали на это благословение, а другие и не знали, что так полагается в церкви.

Я этому не препятствовал, но всегда предупреждал, что запись должна вестись незаметно даже для меня (ибо это поначалу очень отвлекало), а тем более для «ока государева». Само «око» не очень вникало в содержание, да и не было там ничего против «генеральной линии», кроме самого евангелия, но сам факт ежедневной проповеди утром и вечером, а тем более записи мог вызвать подозрение и оргвыводы. А я не желал оставлять этот храм и старых прихожан, которые вряд ли двинулись бы за мной на другой приход.

Второе условие, которое я ставил перед «писателями», чтобы пленка была использована только в личных целях – «никому и никогда». И этому помимо главной вышеописанной причины имелся еще ряд оснований.

Во-первых, такая «реклама» могла привлечь слишком много народу, и это регулярное перемещение определенного контингента в большом количестве в одно место также не укрылось бы от «ока».

Во-вторых, проповедь, в отличие от книги и песни например, предназначается конкретным людям, именно в этот момент стоящим в храме, а если ее дать другому без редакции, она может произвести эффект, обратный желаемому.

В-третьих, я не считал и не считаю сейчас, что эти проповеди содержат некий новый или богословски свежий и важный материал, который необходимо довести до сведения большого количества православных. И поэтому опасался вреда для собственной души, который всегда возникает, когда известность превышает масштаб самой личности.

В-четвертых, я никогда не был богословом и несмотря на то, что хорошо сдал экзамены за духовную академию, вполне мог допустить какое-либо неточное выражение, которое малая аудитория не заметит, так как в проповеди часто возникает полемический мотив или уж слишком «образное» выражение, но при многократном прослушивании оно может покоробить или оттолкнуть незнакомых с жанром людей. Одной болящей женщине, которую я причащал на дому шесть лет, передали кассету с проповедью «дорогого батюшки», где шла речь об отношении христианина к болезни. Прихожанка, «как опытный пастырь» давшая болящей духовное «лекарство», вызвала у той шоковое состояние и создала для нее реальную угрозу потери веры вообще, что потом другой священник в течение чуть не целого года пытался уврачевать. Если в медицине доза лекарства меняется в зависимости от тяжести заболевания и состояния больного, то в духовной жизни нельзя преподносить лежачему то, что дают ходячему.

И наконец, Крестовоздвиженский храм (теперь уже приобретший совсем другой вид), как всякий первый храм, для молодого священника был необычайно дорог. Он стал мне родным с первого же дня еще потому, что меня и рукополагали в воздвиженском храме, который имеет название Ильи Пророка в Черкизове (по приделу), и крестили в Ильинском, что в Обыденском. Эта любовь иногда доходила до таких глупостей, что я мысленно как-то раз выбрал там себе место для будущей могилы (знаете ли? эдакий самовлюбленный романтизм). К тому же позднее, через несколько лет, я узнал от младшей сестры своего покойного деда, что в нем был настоятелем ее дед, то есть мой (аж!) прапрадед священник Павел Смирнов, который здесь же и был похоронен.

Но немаловажным фактором явился и чисто душевный момент. Еще в семинарии, когда ребята спрашивали, где бы я хотел служить, в городе или деревне, приходилось отвечать, что везде есть свои преимущества и недостатки. Алтуфьевский же храм в этом смысле (в то время, когда не было вокруг этих страшных «человейников») был идеалом в моем понимании. Десять шагов – и ты за чертой Москвы, а транспорта, ведущего в Москву, сколько угодно, то есть любой желающий москвич может добраться без всяких электричек, хотя и этот вариант возможен. Удаленность от жилой застройки достаточно велика; лес, большой пруд, где, бывало, и утки плавали; на территории храма деревья, которые, наверное, видели и строителя храма дворянина Никиту Акинфиева, и моего прапрадеда. а деревья – мои любимые дубы. Тишина, покой, на службе слышно, как птицы поют, редких автомобилей почти не слыхать, соловьи… дом-сторожка деревянный, с крыльцом, цветы, лавочка между двумя, кажется, липами, святой источник преподобного Макария Желтоводского рядом.

Служили по неделям: неделю настоятель о. Михаил, неделю я, праздники вместе. За 10 лет мы повздорили всего два раза. В первый помирились через полчаса, во второй – на следующий день. Все хозяйственные заботы на настоятеле, а позже на старосте. Так что было о чем жалеть, если какое-либо головотяпство привело бы к потере этого рая на земле. А мне как начинающему священнику требовалась пока еще «тепличная» атмосфера.

Много написал, да все пока не о том, что хотел, но вспоминать приятно, так как то, на что роптал когда-то, теперь забылось. хотя умом всегда понимал: живешь в раю – цени каждый глоток воздуха. То же самое говорили и друзья-священники, уже хлебнувшие горя. Я никогда не забывал о возможном переводе, тем более, что мои сверстники переводились из храма в храм довольно регулярно.

Спасибо всем, кто проявил послушание и этим самым дал возможность первую половину моего служения провести в Алтуфьево. Но после того, как режим в стране начал меняться и в день иконы Божией Матери «Утоли моя печали» я узнал о том, что мне поручается для восстановления храм Святителя Митрофана Воронежского – великого святого, который принял перед смертью схиму с именем в честь Макария Желтоводского и был ранее настоятелем Макарьевского монастыря, – я очень легко, что даже удивило меня самого, перенес это сообщение, позже подтвержденное указом Святейшего Пимена. Недаром вся наша семья десять лет пила воду только из Макарьева источника. Особенно меня обрадовало, что между двумя храмами ходит прямой автобус, а вскоре и метро пустили «Алтуфьево – Дмитровская». Так что не пришлось расставаться с теми, с кем сросся за десять лет – как сказано в чине святого крещения, «сраслен».

А через год маленький Митрофаньевский храм не мог вместить всех желающих, так как был построен для приюта, где воспитывалось 80 сирот, поэтому наш староста Василий Сергеевич Кривозерцев подал идею о том, чтобы хлопотать и о Благовещенском храме, стоящем в километре. Таким образом, через некоторое время у нашего прихода образовалось два храма, число записывающих проповеди резко возросло и как-то регулировать этот стихийный процесс становилось все труднее. Когда же лет пять назад ко мне стали приезжать из разных мест с просьбой дать какие-нибудь кассеты, я понял, что сопротивление теряет всякий смысл, и с этого времени снял все ограничения с распространения аудиозаписей.

Но несовершенство устной проповеди всегда меня беспокоило, и, когда наше приходское издательство предложило проповеди отредактировать и опубликовать, я, подумав несколько лет (тоже около пяти), спросив благословения у духовника, решился на первый опыт, который перед вами. Буду очень рад, если кое-что из сказанного, а теперь записанного и изданного кому-нибудь пригодится. Читать можно с любого конца, хотя мы начали придерживаться приблизительной хронологии. А для тех, кому дорог Алтуфьевский период нашего общения, решили оживить книжку старыми, но дорогими для нас фотографиями.

Еще до того, как вы начали читать, прошу прощения за дерзость самого факта издания. У тех, кто изображен на фото, – за то, что пришлось это сделать без их разрешения; у прозаиков – за стиль; у проповедников – за земляной тон; у богословов – за возможные невольные ошибки, которые иногда возникают в гиперболах. И также у всех тех, кто подумает, что это говорится о нем (часто после проповеди люди подходят с обидой, а это не так – я говорил о себе, а вовсе не о них). Если возможно, простите мои явные немощи.

А всех, кому книжка понравится, попрошу помолиться за тружеников издательского отдела нашего Сестричества в честь Великой Княгини Преподобномученицы Елизаветы Феодоровны. Они, несмотря на стесненные условия, совершают свое послушание и нуждаются в молитвенной помощи. Если бы не их многолетняя настойчивость, эта книжка бы не состоялась. А будет ли другая, третья и т. д., зависит от того, кого окажется больше, довольных ею или нет, что покажут время и ваши любые критика и пожелания, которые мы, конечно, не все сможем «претворять в жизнь», но ко всем будем со вниманием прислушиваться. Писать по адресу: 103 287 Москва 287 а/я 40.

Нед. Протоиерей Димитрий Смирнов

День избрания на Патриарший Престол Святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, исповедника и мученика,

Умер почетный председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов. Об этом его коллега, сотрудник Патриархии Василий Рулинский. «Сейчас стало известно о смерти отца Димитрия Смирнова. Царствие Небесное дорогому батюшке. Владыка в Южно-Сахалинске совершил панихиду по новопреставленному отцу Димитрию», — написал Рулинский утром 21 октября в Telegram. Причины смерти не называются. В мае Смирнова госпитализировали с подозрением на коронавирус.

Дмитрий Смирнов был известен не только внутри Церкви, но и за ее пределами благодаря неоднозначным высказываниям. «Актуальные комментарии» собрали самые одиозные из них.
В октябре 2014 года Димитрий Смирнов запретить доступ в Интернет и к компьютерным играм лицам до 21 года. 26 мая 2015 года на слушаниях в Общественной палате Смирнов заявил, что «если сравнить что сделала советская власть с нашим народом и деяния Гитлера, то Гитлер — отдыхает. Его усилия по уничтожению нашего народа вдвое отстают от наших отечественных, поменявших своё сознание людей, которые живут до сих пор».
По мнению Димитрия Смирнова: «Владимир Ильич Ленин принудил всё сообщество медицинское принять аборт, как такое не только приемлемое, но и желательное явление. И с тех пор мы впереди планеты всей. Для сравнения, в Америке аборт был разрешен только в 1972 году. То есть 50 лет форы. За это время были уничтожены десятки миллионов людей». Выступая 17 февраля 2019 года на II Гиппократовском медицинском форуме «Охрана репродуктивного здоровья семьи и ребёнка: новые технологии и медицинская этика», он заявил: «Нам нужно выбрать между христианством и фашизмом. Мы ходим на «Бессмертный полк». Но это убили враги. А сколько убили мы сами? Побольше, чем на Второй мировой войне, гораздо больше. Надо над этим задуматься. Даже если кто-то не в курсе дела, над нами есть Бог. И если Он сказал, что «за каждое слово праздное будешь держать ответ», тем более за убийство собственного ребёнка, про которого Достоевский говорил, что слеза невинного младенца стоит дороже всего мира. Безжалостно, с улыбкой, с удовлетворением убивают собственных детей. Да когда же вы остановитесь? Массовое убийство русскими людьми русских детей — страшнее Холокоста».

В интервью изданию Lenta.ru, опубликованному 11 июня 2015 года, Смирнов, доказывая, что настоящих атеистов в России немного, сказал, что «последовательный атеист должен покончить самоубийством. Потому что нет смысла «жить, учиться и бороться», если после смерти только лопух вырастет. Уж лучше сразу в гроб. Но этого же нет? Значит, атеисты это не настоящие. Боятся чего-то».
В 2018 году, выступая на телеканале «Спас», Смирнов : «ВИЧа нет. Нет ни одного на свете человека, который бы видел вирус иммунодефицита человека. А СПИД возникает от четырех причин: первая — стресс, вторая — депрессия, третья — разрушение прививками иммунитета человека, четвертая — внешняя интоксикация. <…> Самый простой способ — забыть и никогда не сдавать анализ на ВИЧ». В этом же году, выступая на радио «Говорит Москва», он о перспективах нации: «Мусульмане рожают больше детей. Не татары, а именно кавказцы. У чеченцев по восемь человек детей, и у ингушей. Россияне закончатся к 2050 году. Здесь будут жить другие народы совсем: чечены, ингуши, арабы».
Осенью 2019 года Дмитрий Смирнов во время встречи с воспитанниками православного детского дома «Павлин» эффективный способ отучить человека от использования нецензурной лексики. Священнослужитель рассказал, что дал «по роже» своему воспитаннику, который ругался матом, после чего тот перестал это делать. Протоиерей назвал этот способ эффективным, однако, по его мнению, лучше обойтись без него.
Смирнов высказывался и против крещения младенцев, появившихся на свет в результате экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) или суррогатного материнства. «Каждая женщина, которая делает ЭКО, она минимум параллельно делает три-пять абортов. И все это, голубка, будет на твоей шее до смерти, и ответишь за убийство каждого», — сказал он. Женщин, которые за деньги вынашивают детей, протоиерей назвал проститутками, а их деятельность — «худшим из видов проституции, потому что проститутку ты снимаешь на час — ну, 100 долларов (по Москве), а тут на девять месяцев, да и сумма гораздо больше».
В июле 2019 года Смирнов заявил, что мужчины умнее женщин. «Женщины слабее умом. Конечно, бывают какие-нибудь там Марии Кюри, но все-таки это редкость», — сказал Смирнов, отметив, что женщины более терпеливы и заботливы, чем мужчины. Смирнов также поделился историей из жизни его прихода, когда женщина «объясняет более-менее толково», в то время как ее муж «не может слова произнести».
Отец Димитрий 16 февраля 2020 года, на встрече с православными верующими женщин, именующих себя «гражданскими женами», «бесплатными проститутками». И уже 4 марта заявил, что девочкам вообще не нужно образование, даже школьное. Священнослужитель считает, что «важнее семилеточку научить обходиться с ребенком, а не читать и писать, что она уже и умеет». Смирнов добавил, что в школе девочки могут научиться лишь «зависти, обзыванию, скверным словам, хамству». Родители могут дать лучшее воспитание, чем школа, отметил священник, заключив, что «это будет уже готовая мама, все будет уметь».
В марте 2020 года Дмитрий Смирнов внимание к пандемии коронавируса преувеличенной. Он призвал россиян бояться не инфекции, а Бога: «Святые отцы учат бояться только двух вещей — самого Бога и греха. Жизнью и смертью распоряжается не вирус — коронный, или он там в другом головном уборе, это же не играет роли! Жизнью и смертью распоряжается один Господь Бог». В начале мая Смирнов заявлял, что у пандемии коронавируса есть положительные стороны — «эгоизм стал ужиматься, а вместо него активизируются волонтерство, желание что-то сделать для ближнего, понимание каких-то очень важных для церкви христианских качеств души».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *