Смоленская церковь СПб

Смольный монастырь, Смольный собор Вид на Смольный монастырь с Большой Охты

Издавна здесь, на месте Смольного монастыря и собора, находилось новгородское село Спасовщина. Когда на противоположном берегу шведы построили крепость Ниеншанц, здесь был сооружен форт Сабина. После основания Санкт-Петербурга это место отвели для Смоляного двора, где хранили смолу и варили дёготь для нужд Адмиралтейской верфи. Тогда то название «Смольное» и закрепилось за этим местом.

Незадолго до своего сорокалетия императрица Елизавета Петровна приняла решение завершить свои дни в тишине и покое монастыря. Ею было указано строить монастырь для ста двадцати девиц из благородных семей, и себя, как их будущей настоятельницы. Для каждой персоны повелено было предусмотреть отдельный апартамент с комнатой для прислуги, кладовкой для припасов и кухней. Для себя же — отдельный дом.

Место для монастыря императрицей было выбрано не случайно. Во времена правления Анны Иоанновны здесь находился Смольный дворец, куда поселили молодую Елизавету. Благодаря этому дворец также называли Девичьим.

Проект Воскресенского Новодевичьего монастыря в 1744 году был поручен архитектору Франческо Бартоломео Растрелли . Комплекс монастыря был сформирован архитектором из собора и расположенных вокруг него двухэтажных жилых корпусов. Зодчий решил создать новый для России тип монастырского комплекса. Вместо крепостных стен, до того окружавших подобные обители, он разместил стены с лепниной и вазами. В качестве доминанты — высокая колокольня над въездными воротами, которая должна была стать выше колокольни Петропавловского собора — 140 метров.

В Камер-фурьерском журнале подробно описана торжественная церемония закладки нового монастыря. Она состоялась 30 октября 1748 года. На берегу Невы был установлен богато украшенный деревянный помост. После молебна в основание будущего фундамента опустили закладной камень, произвели 101 залп из 20 пушек. С помоста Елизавета Петровна направилась в свой старый дом при Смольном дворе, где к праздничному обеду уже были накрыты столы. На обеде присутствовали 56 человек.

Из-за строительства на месте Смольного двора монастырь стали называть также — Смольным.

Для облегчения управлением строительства при Канцелярии от строений была создана специальная Контора во главе с бригадиром Яковом Мордвиновым. На всём протяжении работ архитектор постоянно конфликтовал с Мордвиновым из-за его самоуправства (отмены приказов Растрелли, собственных неразумных распоряжений).

Смольный монастырь

12 июля 1749 года поступил указ переделать проект. Собор было велено строить по образу и подобию Успенского собора в Московском Кремле, а колокольню — «такой, как здесь Ивановская бывшая колокольня». Таким образом, Елизаветой Петровной было поручено создать храм по православным канонам, то есть так, как не строили со времён Петра I. У Смольного собора в обязательном порядке должны были теперь появиться не только массивный главный купол, но и четыре малых.

Перед началом строительства была создана рабочая архитектурная модель комплекса. Для этих целей за 11 рублей в месяц были сняты «три покоя и одни сени» в доме мастера Шмита (Большая Морская ул. 26). Над моделью трудились шесть лучших плотников: Михаил Гаврилов, Тимофей Колоткин, Алексей Фоткин, Никифор Тихонов, Никита Пекишев и Дмитрий Голубев. Собирали её на столе в три сажени длиной в точно такой последовательности, как должен был строиться монастырь. На место стройки, в специальную «модельную светлицу», её перевозили 14 мая 1751 года.

Монастырь начал строиться с большим размахом. Для забивки свай были привлечены тысячи солдат, тысячи мастеровых — для возведения стен. Строители трудились по 14 часов в день. Финансирование было полным и регулярным. Листовое железо везли с Урала, чугунную черепицу из Олонецких заводов.

23 мая 1754 года стройку посетила сама Елизавета Петровна. Восхищённая проектом колокольни, она повелела отлить для неё такой колокол, который бы весил 20 000 пудов, а шириною бы стал — более 6,5 метров. Этот колокол должен был стать больше московского царя-колокола.

Уже в процессе строительства Растрелли пересматривал проект. Высоту проектируемой колокольни он увеличил со 140 метров до 167. Малые главы вплотную «придвинул» к центральному куполу. Под влиянием этого проекта архитектором С. И. Чевакинским был создан комплекс Никольского собора, где колокольня, построенная в 1756-1758 годах, отчасти повторила проект Растрелли.

Создавая комплекс Смольного монастыря Растрелли одновременно и создал свою интерпретацию архитектурного стиля барокко. В Европе барочным делался лишь главный фасад зданий. Смольный собор же предназначен для осмотра со всех сторон.

С началом Семилетней войны в 1757 году денег в казне стало не хватать. Проект Растрелли завершён не был. После победного окончания войны с Пруссией желание императрицы уйти в монастырь угасло. А в 1761 году Елизавета Петровна умерла, так и не успев увидеть освящение Смольного собора.

Неоштукатуренным, без куполов и с недостроенной колокольней храм простоял почти пять лет. Со временем сложились легенды, будто службу в храме нельзя совершать целых сто лет. Существует легенда, что в алтарной части Смольного собора совершил самоубийство один из рабочих, именно это и не позволяет проводить здесь церковные службы.

Достраивал Смольный монастырь, в котором тогда жили не более 20 монашек, по поручению Екатерины II Юрий Матвеевич Фельтен. Растрелли новой императрицей был отстранён от дел. Фельтен с 1765 по 1775 год достроил корпуса, начал создание интерьеров. Но из-за недостатка денег интерьеры тогда завершены так и не были.

Вскоре после вступления Екатерины II на престол в Санкт-Петербурге было основано Воспитательное общество для девочек из дворянских семей. Для проживания «благородных девиц» был выбран именно Смольный монастырь. Учащихся здесь девушек с той поры стали называть «смолянками».

При Павле I Смольный монастырь был упразднён, монахинь перевели в другие обители. Бывшие кельи вскоре занял Вдовий дом. Для воспитанниц Воспитательного общества в начале XIX века по соседству было построено здание Смольного института, куда они и переехали.

Существует легенда, гласящая о том, что архитектор Кваренги, автор здания Смольного института, не оставался равнодушным к творению Франческо Бартоломео Растрелли. Проходя мимо Смольного собора он снимал шляпу, восклицая: «Вот это храм!»

Смольный монастырь, Смольный собор

Окончательно Смольный собор был достроен только после соответствующего решения императора Николая I. Был проведён конкурс, в котором победил архитектор В. П. Стасов. В течение трёх лет зодчий занимался реставрацией и отделкой интерьеров, постройкой второго ряда служебных корпусов со стороны главного входа в монастырь. Стасову принадлежит проект рисунка ограды.

20 июля 1835 года Смольный собор был освящён как Собор всех учебных заведений. В память об этом была выбита бронзовая медаль с изображением храма и Иисуса Христа, благословляющего детей. Архитектор Стасов за свою работу получил вознаграждение в 2 000 рублей серебром в год, выплачиваемое ему в течение 12 лет.

В своём дневнике архитектор Стасов отмечал:

«Характер зданий, произведённых графом Растрелли, всегда величественен (grandioso), в общности и частях часто смел, щеголеват (elegant), всегда согласен с местоположением и выражающий точно своё назначение, потому что внутреннее устройство превосходно удобно, что свидетельствуется многими произведёнными им как в С.-Петербурге и окрестностях, так и по его проектам в разных местах России, и вообще самобытен, не обременён по тогдашнему времени множественными частными выступами и украшениями» .

Смольный собор строился дольше всех зданий в Петербурге — 87 лет. Церковный зал вмещал до 6 000 человек, был украшен мрамором. Алтарь отделяла хрустальная балюстрада. Запрестольный образ, ныне хранящийся в Русском музее, был создан художником Алексеем Венециановым. Колокольня же так и не была построена.

В 1923 году Смольный собор был закрыт, стал использоваться как склад. В 1972 году был снят иконостас, всё имущество передано в музеи. В 1974 году в соборе был открыт филиал Музея истории Ленинграда. В 1990 году здесь открыт концертно-выставочный комплекс.

Деревянная церковь: действует
Престолы: Смоленской иконы Божией Матери
Год постройки:1920 г.
Адрес: 420098, г. Казань, поселок Сухая Река, ул. Малая Заречная, д.13 а
Телефон: 8-927-428-47-40
Проезд: Из центра города через Соцгород и улицу Ленинградскую. Через 600 метров после перекрестка Ленинградской с улицей Айдарова (по ней проходит трамвайная линия) повернуть направо по знаку главной дороги на улицу Ударная. Примерно через 500 метров на светофоре повернуть налево по знаку главной дороги на улицу Малая Заречная (это предпоследний поворот, впереди через 100 метров виден знак «движение только налево»). Через 350 метров церковь будет слева у дороги.

История храма

Современное деревянное строение, в котором располагается храм, было построено в 1920 году при храме Смоленской иконы Божией Матери для хозяйственных нужд. После того, как в 1948 году храм взорвали, в нем располагались школа и сельский клуб. В 1999 году здание было передано Казанской епархии, после чего здесь стали регулярно совершаться богослужения. За последние годы трудами активистов приходской общины и настоятеля иерея Анатолия Тогулева, а также благодаря спонсорской помощи благотворителей в храме был проведен капитальный ремонт, приобретены церковная утварь и иконы.

Духовенство

Настоятель — иерей Анатолий Тогулев

Теги: Сухая река иерей Анатолий Тогулев храмы Смоленской иконы Божией Матери

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по .

Церковь Смоленской иконы Божией Матери

Церковь Смоленской иконы Божией Матери — самый известный и старинный храм Смоленского кладбища. Первое деревянное здание церкви, благодаря заботам императрицы Елизаветы Петровны, было построено за два года и освящено 30 сентября 1760 года. Затем к нему был пристроен освящённый 6 ноября 1772 году Михайловский придел.

Спустя шестнадцать лет настоятель церкви протоиерей Георгий Петров собрал средства на строительство каменного здания. Проект нового храма составил академик архитектуры Алексей Алексеевич Иванов. Место для постройки выбрал митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил, сделавший это по прибытию на Смоленское кладбище 2 июня 1786 года. Здание строилось с 1786 по 1790 год. На возведение храма многие купцы жертвовали кирпич, песок. Строительные материалы подвозились к Смоленскому кладбищу по реке Смоленке. Новый иконостас был изготовлен охтинскими мастерами во главе с Яковом Дунаевым. Храмовые иконы создали академики живописи И. А. Акимов и Г. И. Козлов. 26 сентября 1790 года был освящён придел во имя Иоанна Богослова, через пять дней — придел во имя Смоленской иконы Божией Матери.

Со строительством каменного здания Смоленской церкви связана легенда, рассказывающая о Ксении Петербургской. Говорят, что она помогала строителям, по ночам поднимая на строительные леса кирпичи в подоле платья. Находящаяся неподалёку от Смоленской церкви часовня Ксении Петербургской является одним из главных мест паломничества верующих в Санкт-Петербурге.

Старая деревянная церковь в 1792 году была перестроена и освящена во имя архистратига Михаила.

В 1809 году архитектором Андреяном Захаровым к зданию Смоленской церкви был пристроен северный придел. Впоследствии храм был украшен росписями работы Безсонова. 24 июня 1833 года здесь был освящён Ильинский придел. 1 октября 1892 года к объёму церкви пристроили придел Иоанна Предтечи, где разместился выполненные М. М. Васильевым в византийском стиле иконостас. Северный и южный фасады украсили портики, в церкви открылась библиотека.

В 1932 году из закрытого Казанского собора сюда была перенесена Казанская икона Божией Матери. В советское время храм был закрыт лишь в 1940-1946 годах, Казанская икона была перенесена в Князь-Владимирский собор. 8 февраля 1947 года Смоленская церковь была вновь освящёна, в дальнейшем богослужения здесь не прекращались. До 1990-х годов этот храм оставался единственным открытым храмом на Васильевском острове. В 1950 году Смоленской церкви передали икону Милующей Божией Матери, для которой был сооружён ещё один придел.

Очередной ремонт храма производился в В 1987-1988 годах. 16 февраля 1990 году к 200-летию храма был освящён южный придел во имя Блаженной Ксении Петербургской.

На северо-западной стороне Васильевского острова… находится Смоленское православное кладбище, одно из древнейших и самое обширное из столичных кладбищ. Существует предание, что при построении Петербурга на Васильевском острове поселилась пришедшая из Смоленска артель рабочих. Они недолго прожили: непривычный образ жизни, тяжкие труды скоро свели их в могилу. Умерших свезли на берег Черной речки и там похоронили. С того времени и поле на южной стороне этой речки стало называться Смоленским. Потому и первая церковь на этом поле посвящена была Смоленской иконе Божией Матери. Церковь эта, деревянная, как видно из донесения в с.-петербургскую духовную консисторию священнослужителей этой церкви от 2 мая 1768 г. и промемории, посланной из духовной консистории в губернскую канцелярию от 9 июня 1768 г. за № 188, построена была в силу указа императрицы Елизаветы из правительствующего сената, в 1756 г., от губернии, казенным коштом, по середине существовавшего уже кладбища, которое в то же время обнесено деревянным забором квадратно, на западной же стороне кладбище, кроме забора, отделено было от поля каналом.

В 1768 г. священнослужители Смоленско-кладбищенской церкви иерей Андрей Дмитриев, иерей Федор Черновский и диакон Стефан Фетов подали донесение в с.-петербургскую духовную консисторию, в котором прописали, что «на оной церкви крыша обветшала, отчего летом и осенью в дожди, а весною от талого снега в разных местах, а паче над святым престолом бывает теча, о чем помянутой канцелярии и представлено было от нас неоднократно с требованием, чтоб оную крышу, тако ж и церковные крыльца развалившиеся починить, а ограду, которая во многих местах весьма обветшала, исправить и недостающих в церкви книг… искупить, но потому нашему представлению от помянутой канцелярии ничего не учинено». Вследствие доношения, консистория промемориею от 9 июня 1768 г. за № 188 потребовала, чтобы губернская канцелярия благоволила церковные потребности купить, также и оную Смоленско-кладбищенскую церковь из упомянутых церковных сборов починкою исправить без замедления.

Между тем, церковь пришла в крайнюю ветхость и потому в 1772 г. была совершенно переделана и 8 ноября того же года освящена. В 1785 г. поручено было архитектору Алексею Иванову составить план и фасад новой каменной церкви. В 1786 г. план этот представлен на рассмотрение Его высокопреосвящества. 2 июня митрополит Гавриил сам прибыл на Смоленское кладбище, осмотрел церковь и сам назначил место для построения новой.

17 июня того же года священник Георгий Петров подал прошение митрополиту о разрешении заготовлять материалы на постройку новой церкви, и на это прошение 18 июня последовала резолюция: «церковь строить благословляем». Поэтому 1 июля начали рыть рвы для фундамента новой церкви, а 19 июля произведена самая закладка.

В 1780-87 гг. церковь отстроена по купол, а купол по архитрав, боковые стены доведены до сводов, колокольня поднята до второго яруса. В 1788 г. продолжались каменные работы, окончен купол, выведены своды и церковь покрыта жестью и железом, в том же году поставлен крест. В 1789 г. окончена колокольня и поставлен крест. Церковь снаружи и внутри оштукатурена и выкрашена, устроена паперть и боковые крыльца; полы в паперти и на крыльцах, а также в боковом приделе высланы плитой по дереву. В 1790 г. в большом приделе сведены половые своды и высланы полы плитой, починяли штукатурку, белили, красили, производили столярные работы и постановку иконостаса. В 1790 г. церковь была окончена.

Священник Георгий Петров хотел перенести иконостас из деревянной церкви, но митрополит Гавриил определил поставить здесь иконостас из упраздненной в 1772 г. церкви Иоанна Богослова, построенной по указу императора Петра I в 1715 г. на Выборгской стороне при госпитальном кладбище. Придел этот был освящен 1790 г. 26 сентября в честь св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, а 1 октября освящен и главный придел в честь Смоленской иконы Божией Матери.

По плану и фасаду церковь не отличалась изяществом, она имела в длину и ширину по 6 сажень и накрыта была широким византийским куполом с круглыми окнами. Купол этот первоначально раскрашен был малярами, только на самом верху сделано сияние неизвестным живописцем, за что и заплачено ему 15 руб. С северной и южной сторон пристроены были к церкви деревянные, покрытые деревом крыльца. В северной, гораздо большей его стороне, устроен был теплый придел, а в южной производилась свечная продажа и велись записи погребаемых. Далее к западу примыкала к церкви колокольня в два яруса, четырехугольная, со шпицем наверху. На восточной стороне от купола в одном большом полукруге помещался алтарь, при нем не было ни ризницы, ни пономарской. В алтаре над престолом находилась сень. Иконостас сделан был охтянами без царских врат, живописи и позолоты за 557 руб. 50 коп., а за резьбу царских врат и раму к местному образу заплачено придворною конторою резчику Якову Дунаеву 60 руб.

Местные иконы Спасителя и Божией Матери во весь рост пожертвованы были в церковь Иваном Акимовичем Акимовым, адъюнкт ректором и профессором исторической живописи в Академии художеств, писавшим иконы в собор Александроневской лавры. Северные и южные двери писаны были художником Козловым, а икона пророка Иезекииля в северных вратах пожертвована им. Пожертвованы также: икона Тайной вечери и распятие с предстоящими неизвестного художника.

Во время постройки каменной церкви вновь отведенная под кладбище земля была отдана огороднику с тем, чтобы он уровнял ее, очистил от кирпича и мусора; доходы, получаемые с огородника, употреблялись на проведение на кладбище канав, укрепление берегов и украшение церкви.

Теперь на кладбище находилось две церкви: одна в честь Смоленской иконы Божией Матери, каменная, а другая деревянная, в честь св. Архистратига Михаила. Деревянная церковь, не смотря на недавнюю переделку, совершенно обветшала, поддержка ее в прежних размерах с построением каменной церкви стала безполезною и для церкви убыточною, поэтому в январе 1792 г., священник Г. Петров представил его высокопреосвященству план и смету на перестройку деревянной церкви. Этот план с двумя фасадами и сметою стоили церкви 10 руб. 10 июня того же года последовала резолюция его высокопреосвященства, которою разрешалось перестроить церковь.

Весною о. Георгий приступил к постройке, к осени церковь была окончена и 8 ноября освящена в честь Архистратига Михаила. Это было небольшое здание простой архитектуры, выкрашенное белою и зеленою красками, с дубовым, вызолоченным крестом наверху. В 1798 г. был распространен теплый придел каменной церкви, устроена комната для сторожей и сделан особый ход на колокольню. Между тем, холодная церковь потребовала починки и в 1807 г. протоиерей Г. Петров приступил к устройству сводов в алтаре и мощению пола каменною плитою, в 1808 г. устроены галереи и расписан купол итальянскою клеевою живописью художником Бессоновым, а также построены каменные ворота.

7 ноября 1824 г. кладбище постигло страшное наводнение. Заборы вокруг него были уничтожены, кресты с могил унесены на Петербургскую сторону, старые могилы занесены землею… Церковный архив, хранившийся в подвале большой церкви, наводнением уничтожен, остались только книги, хранившиеся в домах у священников. Церковь св. Архистратига Михаила так повреждена, что не оставалось никакой возможности исправить ее. Вода проникла в богадельню и затопила ее.

11 ноября того же года император Александр І, осматривая следы разрушения, произведенного наводнением, в три часа пополудни пришел в Смоленскую церковь, слушал вечерню и прикладывался к образу Смоленской Божией Матери. По выходе из церкви, обозревая опустошение кладбища, заметил его тесноту и недостаточность и сам назначил место для прибавки к кладбищу от городского выгона, отведено было до 72 420 кв. сажень. Заметив, что и бедные богаделенки пострадали от наводнения, государь утешал их и повелел снабдить теплою одеждою, обувью и доставлять им пищу в продолжение трех месяцев. До 13 февраля 1829 г. были произведены ремонтные работы на кладбище, в часовне и в церкви.

Между тем, деревянная церковь св. Архистратига Михаила все еще оставалась разоренною. О возобновлении ее причт кладбищенской церкви просил епархиальное начальство еще в 1825 г., на что и последовало разрешение. Возобновление этой церкви принимал на себя академик Боровиковский, который сам писал для нее иконы. К сожалению, неожиданная смерть не позволила Боровиковскому окончить начатое дело, он умер, не назначив даже суммы на возобновление храма, и церковь по-прежнему оставалась в развалинах. Даже прежний иконостас из нее был вынесен и отдан в домовую церковь грузинской царевны Коцено.

В 1829 г. этот храм пришел уже в такое положение, что и к починке стал совсем неудобен. Но в это время один усердный сын церкви изъявил желание построить на кладбище новый каменный храм во имя Пресвятой Троицы, с малым приделом на хорах во имя св. Архистратига Михаила, поэтому причт 20 августа 1829 г. подал его высокопреосвященству прошение, в котором просил позволения сломать деревянную церковь и приступить к постройке новой, каменной.

В 1831 г. приступили к распространению большой каменной церкви, а именно: сделана пристройка с южной стороны, устроено помещение для придела на южной же стороне, в куполе круглые окна переделаны в ломбардские, к колокольне приделан новый ярус. Словом, вся церковь получила новый, более изящный вид.

Церковь Смоленской иконы Божией Матери одноэтажная, каменная, построенная на иждивение вкладчиков, по плану архитектора Алексея Иванова, в византийском вкусе, четырехугольная, с выпуклым полукруглым алтарем, с тремя по сторонам фронтонами, на цокольном фундаменте, с круглым широким куполом, с 7 большими полукруглыми ломбардскими окнами. Над куполом под главою и бронзовым вызолоченным шаром с крестом круглый с 8 окнами фонарь. Церковь эта заложена в 1780 г., а освящена 1 октября 1790 года.

Купол и церковь покрыты листовым железом. Окон в церкви с приделами и папертью 23, все с железными решетками. Под сводами пола церкви имеется подвал с четырьмя входами, из них три – с железными решетчатыми дверями. В подвале погребаются тела умерших, а под папертью находится комната для сторожей.

Престолов в церкви три: первый, главный – в честь Смоленской иконы Одигитрии Божией Матери; второй, с северной стороны, во имя Апостола и Евенгелиста Иоанна Богослова, освящен 26 сентября 1790 г., третий в приделе, с южной стороны, во имя святого пророка Илии, устроен купцом Ильею Антоновым и освящен 24 июня 1833 года. Вся церковь с двумя по сторонам приделами длиною 18, шириною 11 ½, а вышиною в куполе 13 сажень.

В церковь три входа: с южной, северной и западной сторон, в них двойные деревянные, обитые железом двери. Из паперти с западной стороны в проходе, ведущем в большую церковь, две готические стеклянные двери о четырех половинках. С правой стороны западного входа придел св. пророка Илии отделяется стеклянною перегородкою, а с левой придел Иоанна Богослова капитальною стеною.

Внутри главной церкви стены раскрашены масляною краскою, а купол в 1858 г. расписан художником Васильевым масляными красками в византийском стиле. На плафоне, вверху изображен Спаситель с крестом в левой руке; на одной с ним линии вокруг купола семь архангелов… Алтарь расписан голубою краскою.

В приделе Иоанна Богослова стены покрыты масляною краскою. В шести трехугольниках изображены масляными красками шесть серафимов, а в заду на плафоне Святой Дух в облаках. В приделе святого пророка Илии стены покрыты масляною краскою, потолок тоже сводами, на задней стене Илия пророк, молящийся о ниспослании дождя.

Во всех трех церквах полы из цокольной полированной плиты, шесть уртермарковских печей и две изразцовых. С северной стороны, к алтарю главной церкви сделана небольшая пристройка с дверью внизу, для выхода из большого алтаря; низ ее каменный, а верх деревянный, со стеклами.

Колокольня каменная, в одном фасаде с церковью во имя Смоленской иконы Божией Матери, в два четырехугольных квадратных яруса для колоколов, с железными решетками. Наверху деревянный шпиц в десять погонных сажень. Колокольня и шпиц покрыты белым железом, окрашенным зеленою масляною краскою; на шпице бронзовый шар с крестом, мерою 1 саж. 1 арш., а вся колокольня вышиною 24 саж. 1 арш. На ней 12 колоколов. Самый большой 251 пуд вылит в 1831 г.; другой – 131 пуд, пожертвованный бывшим старостою Смоленской церкви Ильею Антоновым в 1830 г., а остальные десять по весу незначительны. Церкви и колокольня возобновлены в 1872 г.

Причт Смоленско-кладбищенской церкви всегда содержался добровольными дачами посетителей кладбища, за отпевание покойников, панихиды, поминовение и служение заупокойных литургий. Прихода при церкви нет, его заменяет кладбище. При Смоленско-кладбищенской церкви содержится 75 вдов и сирот духовного звания, которые живут частью в богадельне, частью в Антоновском, а частью и в других церковных домах.

На кладбище погребены: Ксения Григорьева – Ксения Петербургская, над ее могилою поставили памятник в виде часовни; протоиерей Георгий Петров, строитель Смоленской кладбищенской церкви; Боровиковский Владимир Лукич, лучший из русских иконописцев и портретистов, лучшими произведениями его почитаются: ангел на царских вратах Казанского собора, портрет священника и иконостас в приделе Михаила архангела на Смоленском кладбище; Мартос Иван Петрович, скульптор, автор памятника Минину и Пожарскому в Москве, А. Е. Егоров, заслуженный профессор Академии художеств и В. К Шебуев, произведениями этих знаменитых живописцев украшен Казанский собор в С.-Петербурге, актриса Варвара Асенкова и др.

«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии». Издание С.-Петербургского Историко-статистического комитета. Выпуск 4, С.-Петербург. 1875 г. Печатано в типографии Департамента уделов, Литейный проспект, д. 39.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *