Самой крупной жемчужиной в драгоценном ожерелье храмов, украшающих наш город, является собор во имя Смоленской иконы Божией Матери — Одигитрии (Путеводительницы). Храм, выполненный в русско-византийском стиле, самое большое церковное здание города. Его первоначальная площадь (вместе с утраченной колокольней) — более 35 000 кв. м, а высота пятиярусной колокольни составляла 52,2 м, сам храм имеет высоту 46 м.
Смоленский собор расположен при пересечении бывшей Николо-Песковской (Нормандия-Неман) и бывшей Смоленской (Маяковской) улиц, и, хотя он утратил до половины первоначального архитектурного облика, по-прежнему радует взор, а благодаря своему удачному расположению виден из многих точек города.
Первая Смоленская церковь была заложена жителями Стрелецкой слободы в 1767 г. по благословению преосвященного Тихона, епископа Севского и Брянского, на основании Указа, высочайше утвержденного самой Императрицей Екатериной II на земле однодворца Ивана Чепахина, в самом центре слободы. Алтарем храм был ориентирован строго на восток, согласно православной традиции. Выделенной земли (18×30 саженей) хватило и на храм, и на отдельно стоящую колокольню, и на сад, в котором в дальнейшем был построен и новый, сохранившийся Смоленский храм. Первый («древний») был разрушен в начале 1940-х годов, перед началом Великой Отечественной войны (тогда же начата разборка колокольни храма), на его месте позже находился кинотеатр «Комсомольский».
Основной храм в дальнейшем расширялся приделами, и в законченном виде имел три престола: во имя Смоленской иконы Божией Матери, Нерукотворного Образа и Дмитрия Солунского. В 1777 году в храме уже совершались богослужения. Строился он под руководством старосты Ивана Еленина на средства прихожан, и на их же добровольные пожертвования украшался. В 1852 году «Орловские губернские ведомости» опубликовали завещание купца, потомственного гражданина Ивана Серебренникова, о выделении 8000 рублей серебром и ежегодные 10-процентные доходы его сыновей на построение нового храма во имя Смоленской иконы Божией Матери.
Святынями храма являлись иконы Смоленской Божией Матери и мученика Мины Александрийского. Церковь упоминается в произведениях Н. С. Лескова «Мелочи архиерейской жизни» и «Соборяне».
Проект храма разработал в 1856 г. архитектор Ефимов. В 1857 г. была освящена закладка. В 1869 г. в этой церкви венчался орловский летописец Г. М. Пясецкий.
Главная церковь еще достраивалась и была закончена в 1889 году, в 1895-м была освящена, в 1908-м — возведена колокольня. В 1899 году при церкви открыта школа для неимущих прихожан.
Храм Смоленской иконы Божией Матери. Рисунок, 1928 г.
В 1938 году храм был закрыт, а в период немецкой оккупации использовался под бомбоубежище. В 1951 году были разобраны остатки колокольни, до 1995 г. в храме размещался хлебозавод.
В апреле 1994 г. постановлением главы администрации Орловской области церковь передана Орловско-Ливенской епархии. К январю 1995 г. хлебозавод был переведен в новые производственные помещения, и в церкви под руководством архитектора М. Б. Скоробогатова начались работы по восстановлению и реконструкции.
10 августа 1995 г. после торжественного богослужения и крестного хода церковь снова стала действующей, и, по решению светских и духовных властей, ее было предложено превратить в храм-памятник защитникам Отечества и разместить здесь зал воинской славы Орловщины.
В апреле 1998 г. состоялось освещение нового (правого) алтаря Нерукотворного Спаса, возведенного по проекту дизайнера А. И. Кавешникова. Левый алтарь церкви освящен во имя святого мученика Дмитрия Солунского — покровителя воинов.
В мае 1998 г. для главного купола храма на заводе им. Медведева был изготовлен православный металлический крест.
В декабре 1999 г. закончены работы по отделке золотом купола центральной главы храма и креста на ней.
28 июля 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин малого освящения храма Смоленской иконы Божией Матери, в котором к 450-летию Орла завершены ремонтно-реставрационные работы. В дар новоосвященному храму Предстоятель передал икону святого равноапостольного великого князя Владимира со святыми страстотерпцами Борисом и Глебом.
4 ноября 2016 года, в день празднования Казанской иконе Божией Матери, Высокопреосвященнейший митрополит Орловский и Болховский Антоний совершил в сослужении Преосвященнейшего епископа Ливенского и Малоархангельского Нектария Чин Великого освящения храма и Божественную литургию в нем.
Одновременно освящены три престола — в честь Смоленской иконы Божией Матери (центральный), в честь великомученика Димирия Солунского (левый) и Нерукотворного образа Христа Спасителя (правый). В центральный престол помещена частица мощей новомученика митрополита Киевского Владимира (Богоявленского) (+ 1918). Внутри в снаружи храма был совершен крестный ход.
Подготовил священник Михаил Жарков
В Орле на протяжении второй половины XIX века и до 30-х годов нашего времени существовали две Смоленские церкви. Старая Смоленская построена в 1768 году, служба в ней проходила до 1874 года. Строитель церкви — Иван Савельевич Еленин. Из-за недостаточной вместимости барочное сооружение три раза перестраивалось, расширялось с добавлением объемов в классическом стиле. Строительство новой, ныне существующей Смоленской церкви началось в 1859 году, в 1867 году была освящена трапезная, в 1899 г. освящен храм. В этом же году при церкви была открыта школа для неимущих граждан. Колокольню построили только в 1908 году. Церковь не успели полностью построить до начала войны 1914 года, не были построены каменные трехпролетные крыльца, здание не штукатурилось, роспись в интерьере только началась. В эти трудные для России времена все имеющиеся средства церкви шли на содержание церковно-приходской школы. До 1917 года при церкви существовало убежище для убогих и престарелых женщин. В 1922 году церковные ценности изымаются, в 1938 году церковь окончательно закрывается. В 1951 году разбирается колокольня.
Содержание
- Несколько слов об архитектурных стилях, господствовавших на момент начала проектирования и строительства Смоленской церкви
- О тех, кто принимал непосредственное участие в реставрации церкви
- О формах православных крестов на храмах, надписях на крестах и о полумесяце
- О гармонии архитектуры прошлого и настоящего
- История в фотографиях
- Архимандрит Кирилл (Павлов). Слово в день празднования Смоленской иконе Божией Матери (О путеводительстве Божией Матери и о Ее нравственном достоинстве)
Несколько слов об архитектурных стилях, господствовавших на момент начала проектирования и строительства Смоленской церкви
Здесь надо напомнить читателю, что на смену демократическому классическому стилю, давшему на Руси образцы мировых шедевров, пришел и безраздельно господствовал более двух десятилетий русско-византийский стиль, представляющий собой мешанину (искаженных и деформированных) архитектурно-художественных элементов, произвольно взятых из всех предыдущих стилей. Родоначальником стиля, как это ни парадоксально, стал знаменитый архитектор-классицист В. П. Стасов (1769–1848), построивший в ложно-византийском стиле скромную Десятинную церковь в г. Киеве в 1828–42 годах. Император Николай I долго и безуспешно добивался от архитекторов создания нового национально-патриотического стиля, воплощавшего три постулата — «православие, самодержавие, народность», дает прямое указание этому архитектору строить пятиглавую церковь Александра Невского в русской колонии в Потсдаме. Царствующей семьей и Синодом «патриотический» стиль утверждается как официальный, что и отмечается в законе 1841 года. Теория «официальной народности», видимо, была близка архитектору К. А. Тону (1794–1881), он становится главным идеологом русско-византийского стиля, о чем свидетельствует его основная постройка — Храм Христа Спасителя в Москве. Каждый, даже самый заштатный городок Российской империи поторопился выполнить социальный заказ и обустроиться громадными сооружениями. Эти церкви легко узнаваемы: гипертрофированное увеличение объемов, помпезность и избыточная парадность, полная потеря масштабности и соразмерности архитектуры и человека (эффект Эмерта) — стиль, который не знает и не понимает своих первоисточников. К несомненным же достоинствам этих сооружений относятся просторные, полные света помещения, прекрасная акустика, качество применяемого материала, виртуозная техника отделочных работ. Смоленская церковь несёт на себе отпечаток тех архитектурных течений, которые утвердились к тому времени в России, она эклектична по архитектурно-художественному образу: в ее декоре присутствуют барочные элементы, но есть византийские, древнерусские, готические и даже классические мотивы.
В 1995 году в честь 50-летия Победы в области прошел сбор пожертвований на восстановление Смоленской церкви как пантеона павшим в Великой Отечественной войне.
Проект реставрации, утвержденный инспекцией по охране памятников истории и культуры в 1996 году, предусматривает полное восстановление церкви в 2000 году. На радость православному люду, храм-памятник воинской славы должен засиять во всем своем великолепии: увенчанный пышным пятиглавием, в обрамлении ажурных крылец, с восстановленным внешним архитектурным убранством, окрашенный в победоносный — красно-белый цвет.
Автором исторической записки к проекту реставрации Р. М. Алексиной в различных архивах России обнаружены чертежи древней Смоленской, а также полный комплект чертежей строительства новой церкви, исчерпывающее описание всех культовых и хозяйственных предметов церковного обихода, включая простую медную лампадку. Обнаружены и фотографии, запечатлевшие объем колокольни до ее разборки. Прихожанами и благотворительными вкладчиками в строительство церкви были именитые горожане Серебренниковы, Сухановы, Плотниковы, Русановы, Перелыгины, Подшиваловы, Иноземцевы, Фроловы и другие.
Смоленскую церковь построил один из наиболее плодовитых и удачливых из плеяды орловских зодчих архитектор Никита Тимофеевич Ефимов. Он автор проектов самых крупных культовых сооружений Орловщины: Тихвинской церкви Оптина мужского монастыря (под Болховом), Троицкой церкви Успенского мужского монастыря (г. Орел).
Вернемся к нынешнему состоянию церкви иконы Смоленской Божией Матери.
Согласно реставрационному заданию от 18.05.1995 года все ремонтно-восстановительные работы по объекту планировалось завершить в IV квартале 1997 года. Но практика реставрационных работ показывает: сроки и выполнение восстановительных работ практически всегда корректируются в рабочем порядке в зависимости от финансирования. Здесь мы не можем сказать, что сроки корректируются. По существу реставрация еще не начиналась. Хлебозавод оставил после себя тяжелое металлическое оборудование: 620 кубических метров строительных конструкций, из них 219 — несущих железобетонных, демонтаж которых исключает в данных условиях применение тяжелых ударных механизмов. С вывозом всего строительного мусора это, по прикидочным оценкам, стоит около 600 миллионов рублей. На сегодняшний день приходской совет освободил церковь от чужеродных материалов на 60%.
Не выполнены первоочередные противоаварийные и консервационные работы, требующие значительных материальных затрат. Каменная замкнутая ограда территории в аварийном состоянии, культурный водоносный слой под ветхим асфальтом собирает до 30 м3 ливневых вод с площади 5 600 м2. Переувлажняется цоколь, вода проникает в подклет, идет интенсивный «многоходовой» процесс морозного пучения с разломом блоков известняка по цоколю. Агрессивная вода, несущая с собой все загрязнения крупного промышленного города, способна в течение нескольких лет превратить кирпичную кладку в труху. Покрытие стен ветхое, чердачные конструкции поражены гнилью. После горячих цехов хлебозавода с отключением отопления массив кладки полностью промораживался в зимний сезон 1995–1996 годов, сейчас отапливается только трапезная. Надо помнить, что сводчатые конструкции из кладочного материала, как всякий живой организм, чутко реагируют на малейшее изменение температурно-влажностного режима, все усилия на сжатие и растяжение постоянно меняются и перераспределяются. Запас прочности и резервных сил крестово-купольной распорной системы достаточно велик, но при «случайном», единовременном наложении неблагоприятных факторов прогнозировать деформационные процессы крайне сложно.
Следует признать, что с уходом из этих стен хлебозавода процесс разрушения памятника не только не остановлен, но и убыстряет темпы. В настоящее время приходской совет одновременно ведет богослужение и отделочные работы в трапезной. По проекту художника-дизайнера М. Е. Долгоноса устроен наборный мраморный пол, помещение оштукатурено. Штукатурное покрытие местами переувлажняется, наблюдаются шелушение, отлупы, осыпания. Не нашлось средств на выполнение лепного декора интерьера, что в дальнейшем неизбежно приведет к частичному сбитию штукатурки. Невыполнение надлежащих первоочередных противоаварийных и консервационных работ неизбежно приводит к перерасходу средств и строительных материалов.
О тех, кто принимал непосредственное участие в реставрации церкви
Координирует работы мэрия города Орла и ИТР различных строительных организаций. Общестроительные работы выполняются на основе взаимозачетов. Спецработы выполняются по договорам. При качественной работе их стоимость будет составлять не более 50% государственных расценок. Бригада Сергея Георгиевича Болоцких ведет работы исключительно экономно. Такой экономии средств в реставрационной практике на Орловщине за последние 25 лет не было. Сам Сергей Георгиевич в совершенстве овладел приемами мастеров прошлого. Такие мастера в России всегда были востребованны, имели, как правило, свои именные клейма и ставили их на свои изделия. Как медянщик-позолотчик он дает гарантию покрытия тонким сусальным золотом глав Смоленской церкви на 7 лет (в Москве, скажем, дают гарантию качества покрытия толстым золотом всего на 5 лет). Золочение им глав церкви Михаила Архангела выполнялось к Олимпиаде-80, и только через 18 лет появились первые пятна на поверхности. Последние 20 лет большинство восстановленных завершений по церквям Орловской области выполнялось им. Это не менее 30 восстановленных памятников старины.
Работами по изготовлению крестов руководил главный механик АО «Продмаш» B. C. Грущин. Непосредственными исполнителями были слесарь В. Т. Карпушин, сварщики Б. К. Борисов и С. А. Гаврилов, инженер-конструктор З. В. Коробова и другие. Ажурное поле крестов выполнялось на ООО «Янтарь-инструмент» на электроискровой установке мастерами Ю. И. Кисисевым, Б. А. Воронцовым, В. А. Коньковым. С. Г. Болоцких, принимавший работу по отделке поверхности металла под золочение, отметил, что более качественно выполненной работы ему встречать не приходилось, кресты изготовлены в точном соответствии с чертежами.
О формах православных крестов на храмах, надписях на крестах и о полумесяце
Единая форма православных крестов в официальном порядке не установлена. Наиболее широкое применение в настоящее время получили восьмиконечные кресты — с косой нижней перекладиной. Эта форма крестов известна с древнейших времен, но распространение на Руси получила начиная с XIV века. Иногда можно столкнуться с мнением, что полулунный знак в основании креста появился после татаро-монгольского нашествия как символ «поверженного» ислама — это совершенно неверно. Исследователи утверждают, что крест на полулунном основании применялся в Византии задолго до христианизации Руси и, по древнейшим источникам, имеет разное символическое прочтение. Крест — это небо, столп церкви, свет истинный, солнце. Полулуние — это земля, лоно церкви, свет отраженный, луна.
Изогнутую планку, как и косую перекладину, связывают еще с монашеским облачением, считающимся одеянием воина Христова: кпобук — это шлем, крест — это оружие, изогнутая планка — это гарда (щит, прикрывающий руку воина). В церковных молитвах «Крест Христов есть меч духовный, которым побеждаются враги видимые и невидимые», «оружие мира». Отсутствие полулуния на древних нательных крестах и применение его только на храмах указывают на наиболее точное толкование этого символа — «церковь — корабль». Согласно древнейшим постановлениям апостольским, православный храм повелевалось созидать «наподобие корабля, продолговато устроенным, на восток обращенным». Добавлю, что для Смоленской церкви наверху столпа крестов в круглом поле, в металле, написано «Ника», что в переводе с греческого означает «победитель». (Этот символ точно соответствует назначению храма-памятника!). В центре крестов, в круглом поле — восьмиконечный православный крест с косой перекладиной над возвышением, символизирующим Голгофу — гору, на которой распяли Христа. С XVI века вокруг этого возвышения стали писать «М. Л. Р. Б.», то есть «место лобное рай бысть», в переводе со старославянского — «место лобное стало раем». Мы подчас не задумываемся, какой глубокий — буквальный, не переносный — смысл имеет известная фраза «Красота спасет мир».
О гармонии архитектуры прошлого и настоящего
В проектах реставрации объектов, имеющих важное градостроительное значение, рассматриваются возможности восстановления наилучшего обзора памятника архитектуры с учетом сложившейся градостроительной ситуации. Визуальное восприятие Смоленской церкви с центральной площади, по всему протяжению улицы Ленина, через исторический центр г. Орла по своей значительности просто уникально.
В 60–70-е годы нагорная часть Советского района застраивается престижными зданиями от гостиницы «Салют» до городского сада XIX века, город искусственно делится на две визуально изолированные части. Связь современного центра города с историческим центром нарушается, исчезает широкий визуальный охват деталей с энергичным разворотом водного зеркала поймы р. Оки. Выразительный и индивидуальный ландшафтно-эстетический потенциал г. Орла, созданный самой природой, навсегда утрачивается для современного центра города. Поэтому роль и значение сохранившегося узкого коридора видимости на старый город с центральной площади трудно переоценить.
Пешеходная брусчатая улица Ленина — это гордость орловцев и визитная карточка города, поэтому крайне нежелательно встраивать «пломбы» в живую ткань рядовой застройки XIX — начала XX веков домами из силикатного кирпича, дающего сухие и невыразительные фасадные плоскости. С выходом на Александровский мост вертикаль Смоленской церкви как бы исчезает, уходя за горизонт, но появляется «второе дыхание» пространственной связи — мгновенно раскрывается величественная панорама всего исторического центра города на 180 градусов по створу реки Орлик. Это лицо города.
Образно воссоздать панораму церквей и престижных домов помогают многочисленные архивные фотографии начала XX века. Легко просматривались церкви Покровская, Преображенская, Богоявленская, Николы Рыбного, Михаила Архангела с часовней, Васильевская, а также учреждения и доходные дома, имеющие высокую архитектурную ценность — гостиный двор, гостиница «Берлин», Коммерческий банк, магистрат, народное училище, Русско-Азиатский банк, водяная мельница. Исчезновение основных вертикалей и выпадение некоторых зданий из силуэта панорамы обедняет центральную городскую застройку. Но даже немногое, например, воссоздание шпиля магистрата и башен Коммерческого банка с надлежащей покраской старой и новой застройки, преобразит город, позволит наполнить его смысловым содержанием. Станет ясной и необходимость восстановления доминанты панорамы — колокольни Смоленской церкви. Очевидно, что, отреставрированная, с воссозданием колокольни, Смоленская церковь станет настоящим украшением города.
Почему так притягивает взор и радует душу красота православного храма? Потому что эта рукотворная красота создана по божественным принципам гармонии, которыми руководствовался сам Творец, Создатель. Созерцание божественных пропорций гармонизирует весь наш строй — и душевный, и физический. Так почаще любуйтесь нашими храмами!
Статья Р. М. Алексиной, автора исторической записки к проекту реставрации Смоленской церкви.
История в фотографиях
До 1917 г. |
До войны |
В годы войны |
1968 г. |
1968 г. |
1970-80-е гг. |
2004 г. |
2006 г. |
2008 г. |
Среди многочисленных достопримечательностей Орла немало интересных церковных построек. Особое место здесь занимает церковь, освященная в честь Смоленской иконы Божией Матери. Из ряда других подобных сооружений она выделяется оригинальностью русско-византийского стиля и грандиозной величиной, благодаря чему на протяжении нескольких столетий удерживает первенство как самая большая религиозная постройка в городе.
Первый храм на этом месте зародился в 1767 году. Его приход составляли жители Стрелецкой слободы. Построить церковь распорядилась Екатерина II. Благословение на строительство было получено и от епископа Тихона. На территории, выделенной под храм, расположилась сама церковь, звонница и сад. Впоследствии в саду стали возводить новый храм. Начали строительство в 1857 году, а завершили через три десятилетия.
По завещанию, составленному в 1852 году именитым горожанином Иваном Серебренниковым, его сыновьям полагалось каждый год отчислять 10% собственных доходов на возведение церкви.
Религиозная жизнь храма длилась на протяжении нескольких десятилетий. При нем была открыта школа для бедных прихожан. Церковь закрыли незадолго до начала Великой Отечественной войны. Тогда же разобрали колокольню. В здании стали устраивать кинопоказы, а в годы войны оно служило убежищем во время авианалетов. После победы над фашистами в строении разместился хлебозавод. Его деятельность продолжалась до 1994 года. Затем церковь отреставрировали и вернули прихожанам.
Храм знаменит не только благодаря своему оригинальному внешнему виду. Здесь хранятся особо почитаемые святые образы — Смоленской Божией Матери «Всецарица» и мученика Мины Александрийского. Каждый день сотни паломников посещают храм, чтобы поклониться иконам и обратиться за помощью к святым заступникам.
Церковь упоминается в прозе знаменитого русского писателя Н. С. Лескова («Соборяне», «Мелочи жизни»), поэтому увидеть описанное наяву приходят поклонники его таланта.
Божественная литургия и вечерние службы проходят в храме по будням. В воскресные дни здесь читают акафист. При церкви действует библиотека, где собраны разнообразные религиозные издания.
Храм Смоленской иконы Божией Матери, г. Орел, на панорамах Google Maps
Видео: церковь Смоленской иконы Божией Матери в Орле
Архимандрит Кирилл (Павлов). Слово в день празднования Смоленской иконе Божией Матери (О путеводительстве Божией Матери и о Ее нравственном достоинстве)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся.
Дорогие во Христе братия и сестры! Когда человек отправляется в какую-либо дальнюю страну или город и путь туда ему неизвестен и опасен, тогда берет он в спутники опытного путеводителя, которому себя вверяет. И, несмотря на опасную дорогу, он благодаря этому путеводителю благополучно добирается до места своего назначения. Так бывает в быту житейском, но так же бывает и в жизни духовной, когда благочестивые христиане вверяют свою жизнь опытным путеводителям – небесным покровителям.
Путь духовной жизни христианина, стремящегося спасти свою душу, тернист и опасен, а потому и нуждается в водительстве. Ко многим святым угодникам Божиим прибегают благочестивые христиане в своих сердечных нуждах, но особенно – к Державной Царице Небесной, Пречистой Деве Марии, покровительству Которой и вручают свою жизнь – от самой юности до последней ее минуты. Казалось бы, пора детства и юности – самые невинные и безопасные годы, но кто может отрицать, что и в этом возрасте встречаются тысячи опасностей: соблазны, искушения, неправильное воспитание, потеря родителей, болезни могут в самом начале жизни загубить ее, и цветок жизни увянет навсегда. Это – наиболее ответственный период, и мудро поступают те благочестивые родители, которые еще с самых юных лет поручают своих чад покровительству Богоматери; история знает множество примеров, когда Богоматерь спасала детей от бесчисленных опасностей и иссушала ручьи детских слез.
Не легче и тот период жизни, когда человек приходит в возраст и достигает совершеннолетия: сколько здесь трудов, скорбей, болезней, опасностей, которые подавляют душу и тело и своей тяжестью готовы были бы сокрушить слабое создание человеческое, если бы не покров Богоматери и Ее помощь!
Проходят годы. И вот, при благоговейном размышлении о вечности, душа, обремененная грехами, приходит в раскаяние, и чувство страха и трепета настолько овладевает ею, что она горит в огне, не находя себе успокоения. И только слезы, проливаемые ею с чувством живой веры перед образом Заступницы Усердной, смогут развеять окутавший ее мрак и возвратить ей благодатное настроение, мир и радость о Духе Святе. Православные христиане, в силу величайших щедрот Богоматери, именовали Ее разными именами: называли Ее «Скоропослушницей», «Всех Скорбящих Радостью», «Взысканием погибших», «Нечаянной Радостью»; именовали Ее и «Путеводительницей». Праздник в честь иконы, носящей это имя, мы сегодня и совершаем.
Икона Божией Матери, именуемая «Путеводительницей» (по-гречески «Одигитрией»), по преданию, была написана святым Евангелистом Лукой и до торжества христианства в греко-римском государстве находилась в Иерусалиме. Когда же христианская вера восторжествовала, то из Иерусалима «Путеводительницу» перенесли в Царьград, где греческие императоры очень часто брали ее с собой в походы против своих неприятелей и с нею одерживали победы. Списком с нее благословил в XI веке (в 1046 г.) греческий император Константин Мономах свою дочь Анну, выдавая ее за Черниговского князя Всеволода. В XII веке сын Всеволода Владимир Мономах перенес эту икону из Чернигова в Смоленск, отчего икона и получила наименование Смоленской. Там она была поставлена в соборном храме в честь Успения Богоматери и там же впоследствии, когда полчища ордынского хана Батыя подступили к Смоленску и намеревались внезапно овладеть городом и разорить его, явила свою чудесную благодатную силу.
Оказавшись на краю гибели, жители Смоленска собрались в Собор и перед иконой «Одигитрии» со слезами молились Божией Матери о помощи и заступлении. Горько сокрушаясь, они наложили на себя строгий пост и каялись, исповедуя свои грехи и испрашивая прощение. И вот, в полночь был церковному пономарю от иконы голос: «пойди, скажи рабу Моему Меркурию, чтобы он в воинской одежде пришел в храм». Когда воин Меркурий явился (а был это человек весьма благочестивый), то от иконы послышалось: «Угодник Мой Меркурий! Властитель ордынский хочет в нынешнюю ночь напасть на город Мой со всей своей ратью, но Я умолила Сына и Бога Моего о доме Моем, чтобы не предал Он его в рабство вражее. Выйди тайно от всех в сретение врагу, и силою Христовою ты победишь. Я Сама буду с тобою, помогая тебе. Но вместе с победой ожидает тебя и венец мученический». Меркурий так и сделал – он умертвил воина-исполина, на которого татары надеялись более, чем на весь свой отряд, и поразил рать Батыя при помощи молниеносных мужей и в присутствии Светлой Жены, величественный лик Которой в ужас приводил врагов, но и сам упал убитым.
В XIV веке «Одигитрия» была перенесена в Москву, но столетием позже, в XV веке, жители Смоленска попросили вернуть икону их городу. Торжественно, с крестным ходом провожали икону из Москвы и, совершив перед ней последнее прощальное молебствие на Девичьем поле, отпустили ее в Смоленск. А позже неподалеку от места прощания с иконой выстроен был и до сей поры существующий Новодевичий женский монастырь.
Совершая ныне, дорогие мои, прославление Божией Матери, необходимо нам для нашего назидания вспомнить и нравственные достоинства Ее, которыми угодила Она Богу. Ведь Пресвятая Дева – единственная, Кто сподобилась высочайшей чести быть Матерью Бога Всевышнего.
С самого рождения Своего Дева Мария отличалась беспримерным благочестием, была целомудренна и телом, и духом, соединяя с таким дивным, равноангельским целомудрием величайшую во всем скромность – первый признак истинной невинности. Она была весьма скромна и в одеянии, и в обращении, и во взорах, и в речах. Она одевалась благопристойно, со стыдливостью, украшая себя не плетением волос и не золотыми одеждами, но добрыми делами, дабы угодить Господу.
Женам надо в этом отношении брать пример с Богоматери и подражать Ей, потому что мы часто видим, что даже верующие жены, приходя в храм, одеваются неблагопристойно, полуобнажая себя и таким образом служа соблазном для других. Надо женам заботиться не о хорошем одеянии, а о добрых делах, как прилично это людям, посвятившим себя благочестию.
Пресвятая Дева Мария отличалась и необыкновенным смирением. Она, Которая имела общение с Богом и Ангелами, удостоившаяся такой высокой чести, везде старается быть последней, не требует Себе знаков почитания и похвал, а наоборот – живет в безвестности, снискивая Себе пропитание трудами рук Своих.
Она отличалась и совершенной преданностью воле Отца Небесного, с непоколебимым великодушием принимая все, что угодно было воле Божией послать Ей в Ее жизни. Она с безропотной покорностью переносила все скорби и несчастья, возлагая все упование Свое на Господа. Даже в те часы, когда Она видела Своего Возлюбленного Сына на Кресте, когда оружие прошло Ее душу, когда Она испытывала такие невообразимые скорби, каких никто из земнородных еще не претерпевал, – и тогда не пала Она под тяжестью креста Своего, но мужественно, твердо перенесла ниспосланное Ей испытание.
Но насколько Пресвятая Дева была предана воле Божией и насколько мужественна была душа Ее, настолько же была Она и сострадательна и нежна к людям, которых любила от всего сердца, чем и стяжала Себе любовь народную. И в этом нам надо Ей подражать.
Возлюбленные братия и сестры, помолимся ныне от всего сердца Царице Небесной, чтобы Она и нас путеводила от земли к вечному Небесному Царству, научая искренно любить Бога и исполнять Его святые заповеди и Своими молитвами охраняя нас от всякого зла, чтобы благополучно поживши в веке сем, переселиться нам в вечные обители и там прославлять Сына Ее, Господа нашего Иисуса Христа, Ему же со Отцем и Святым Духом да будет слава и похвала во веки веков. Аминь.