Смысл сказки снежная королева

Есть люди, которые умом создают себе сердце, другие — сердцем создают себе ум: последние успевают больше первых, потому что в чувстве гораздо больше разума, чем в разуме чувств.

Пётр Чаадаев

Андерсен всегда обижался и горячо протестовал, когда его называли «детским писателем», он справедливо полагал, что человек в любом возрасте может интересоваться сказками, каждый раз постигая для себя новые смыслы.

Как и другие сказки Андерсена, «Снежная королева» — многослойное, многоуровневое произведение. Фольклорная основа «Снежной королевы» — древние языческие мифы о потустороннем мире и посмертной жизни души. Герда отправляется в Мир Мёртвых за душой Кая, украденной Духом Смерти. Это архетипический сюжет.

Маленький Андерсен, как и сказочный Кай, много времени проводил с соседской девочкой, которую ласково называл сестричкой, она была первой слушательницей его сказок. Возможно, что именно эта девочка стала прообразом маленькой Герды. И именно в ней воплотился образ заботливой, преданной, оберегающей женщины, похожей на идеальную мать.

А. Штерн считает, что имя главному герою дано не случайно:

«Его инициация записана в вечности задолго до его рождения, она предопределена его неслучайным именем — Кай. Руна «Ка» — человек с поднятыми руками, подбрасывающий вверх солнце символ воскресшего из мёртвых (незнающих, профанов), инициированного, возродившегося к весенней жизни, к Новому циклу; архетип адепта, «нового человека»».

Резникова К.В. отмечает, что имя Герда созвучно имени Герта, так звали одну из женщин, которая способствовала переселению жителей с обжитых, но атакуемых врагами земель, в новые:

«собственно, по ее имени новая земля и получила наименование Гертмания (Германия)».

Ледяная Дева, Фея Льдов, Снежная Ведьма — Снежная королева, владычица над зимой и смертью. Этот образ часто встречается в скандинавском фольклоре и шаманских мифах. Когда умирал отец Ханса Кристиана, его последними словами были: «вот идет Ледяная Дева, и она пришла ко мне».

В начале сказки мы узнаем, что ученики тролля разбили его волшебное зеркало, осколки которого разлетелись по всему свету.

Один осколок попал Каю в сердце, отчего «сердце превратилось в кусок льда», второй осколок попал Каю в глаз. По мнению Т.Василец, в сказке о Снежной Королеве представлен подростковый этап становления мужественности, когда мальчик может быть грубым и безжалостным. «Сердце, как будто превращенное в кусок льда» — такое безэмоциональное поведение характерно для подростков, боясь показать свою ранимость, они стремятся спрятать эмоции, подменяя их рациональным отношением к миру.

Второй осколок попал Каю в глаз: «Человек же с таким осколком в глазу начинал видеть все навыворот или замечать в каждой вещи одни лишь дурные стороны». Т.Василец пишет:

«На ранних этапах созревания мужское начало еще «слепо»…, то есть недостаточно осознает, не видит само себя».

В составе нашей личности, как полагают Белова М., Бисенова Л., есть трикстер-тролль:

«как и всякий трикстер, он появляется в тот момент, когда в психике возникает застой, он переворачивает всё с ног на голову, заставляет всё видеть в другом свете».

В периоды кризисов мы чувствуем себя так, как будто осколки дьявольского зеркала пронзили наше тело, поведение может меняться до неузнаваемости.

Раненный осколками зеркала Кай начинает проявлять к окружающим неуважение и гордыню, затем тщеславие и переоценка своих возможностей приводят к тому, что Кай привязывает свои сани к самым большим и быстрым, великолепным саням, которые принадлежат Снежной Королеве, и Снежная Королева уносит его в свое царство.

Попавшего в царство Снежной королевы Кая, родные считают погибшим. «порешили, что он умер, утонул в реке, протекавшей за городом».

Герда отправляется искать Кая, надев новые красные башмачки. Судакова Ю. в статье «Женские инициации: посвящение в силу» пишет:

«Первая инициация — это время, когда к девочке первый раз приходят месячные. Во многих культурах этот день отмечался особым образом, ибо девочка переходила из состояния ребенка в состояние девушки… Инициация очень важна в этот период, так как она разрывает связь с детскими энергиями, и девушка включается в новый, более мощный энергетический эгрегор, она обретает новую силу» и далее «Для многих женщин месячные — это ненавистное время, которое ассоциируется с чем-то грязным и с болью — это значит нет принятия сексуальности, нет понимания своей силы».

Герда пытается отдать башмачки реке, пугаясь своей сексуальности, и стремясь отказаться от неё, но, вернуть Кая таким способом не получается. Затем Герда в лодке «несется по течению реки», что может символизировать движение по «реке жизни». И вот она

«приплыла к большому вишневому саду, в котором приютился домик с цветными стеклами в окошках и соломенной крышей».

В мифологии переправа через реку означает переход в Иной Мир. Считается, что уход по течению реки приносит забвение.

В некоторых российских деревнях до сих пор запрещено говорить: «пойти за водой», эти слова воспринимаются как «уйти в иной мир, к мертвым, по течению реки» принять говорить: «пойти по воду».

Там, куда приплыла Герда «нигде не было видно ни одной человеческой души» и «у дверей стояли два деревянных солдата», то есть, даже стражники неживые. «Из домика вышла, опираясь на клюку, старая-престарая старушка». Она напоминает Бабу Ягу, встречающую героиню на границе Мира Живых и Мира Мёртвых. Эту главу Андерсен назвал «ЦВЕТНИК ЖЕНЩИНЫ, УМЕВШЕЙ КОЛДОВАТЬ», подчеркивая в названии главы колдовскую силу старушки.

Герда «спросила старуху, не видала ли она Кая. Та ответила, что он еще не проходил тут, но, верно, пройдет, так что девочке пока не о чем горевать». Вероятно, она имела в виду, что пока Кай находится в Мире Живых, хотя обязательно когда-нибудь окажется в Мире Мертвых. Старуха «заперла дверь на ключ», кормила Герду спелыми вишнями и «позволяла играть на солнышке». Гребень в сказках часто символизирует потерю памяти. Колдунье «очень захотелось оставить у себя Герду», она «расчесывала ей волосы золотым гребешком» и «чем дольше чесала, тем больше Герда забывала своего названого братца Кая». Состояние, в котором Герда находится у старушки — регрессивное, напоминающее пребывание в лоне матери. Это состояние естественно возникает при взрослении, так как психика стремится вернуться к тому, что для нее является безопасным и привычным.

Белова М., Бисенова Л. пишут, что

«в регрессивном состоянии женщина не осознает ни свою чувственность, ни сексуальность, ни желания, пряча их глубоко в Бессознательном, отказываясь от них, как от красных башмачков. Рано или поздно женщина или девочка почувствует неудовлетворенность этим состоянием, и, как Герда, она заплачет, и её сексуальность и желания, её знание того, что ей нужен именно Кай, выйдут на поверхность. Она начнёт спрашивать у тех, кто её окружает, как же его найти».

Отдыхая у колдуньи, Герда набирается сил, в ней проявляется естественное стремление к развитию. По мнению Беловой М., Бисеновой Л.:

«Если девочка удачно прошла этот этап, осознала его плюсы и минусы, она научается пользоваться своим умением отдыхать в мире грез, книг, фантазий».

Герда убегает от колдуньи и встречает ворона, между ними происходит следующий диалог:

«- Вот если бы ты понимала по-вороньи, я рассказал бы тебе обо всем куда лучше.

— Нет, этому меня не учили! – сказала Герда. – Бабушка – та понимает! Хорошо бы и мне уметь!»

Однако, Герда отлично находит взаимопонимание с вороном, что помогает ей осознать в себе умения бабушки, что делает Герду еще немного взрослее. С помощью ворона Герде попадает во дворец, а также знакомится с Принцем и Принцессой.

«Девочка могла жить да поживать во дворце припеваючи, но она прогостила всего несколько дней и стала просить, чтобы ей дали повозку с лошадью и пару башмаков, – она опять хотела пуститься разыскивать по белу свету своего названого братца. Ей дали и башмаки, и муфту, и чудесное платье, а когда она простилась со всеми, к воротам подъехала золотая карета с сияющими, как звезды, гербами принца и принцессы; у кучера, лакеев и форейторов – ей дали и форейторов – красовались на головах маленькие золотые короны. Принц и принцесса сами усадили Герду в карету и пожелали ей счастливого пути».

Герда снова отправляется в путь. Однако, «карета блестела, как солнце, и сразу бросилась в глаза разбойникам».

От гибели Герду спасла маленькая разбойница, которая символизирует женщину-амазонку, воительницу. Такая часть личности — внутренняя амазонка в небольшом количестве может быть очень полезна для личности женщины. Но, когда ее много, она способна разрушить все вокруг.

Maленькая разбойница держит взаперти живых зверей и пугает их. У нее есть любимый Олень, который с восторгом говорит о царстве Снежной королевы: «там вечный снег и лед, чудо как хорошо!» и «Там я родился и вырос, там прыгал по снежным равнинам!»

Олень у северных народов считается одним из главных магических животных Например, у саамов олень является необходимым спутником шамана в Мир Мёртвых. Маленькая разбойница «отерла слезы Герде» и отпустила ее, отдав девочке своего любимого оленя, чтобы он доставил Герду в царство Снежной королевы.

«Северный олень подпрыгнул от радости. Маленькая разбойница посадила на него Герду, крепко привязала ее, ради осторожности, и подсунула под нее мягкую подушечку, чтобы ей удобнее было сидеть.

— Так и быть, – сказала она затем, – возьми назад свои меховые сапожки – будет ведь холодно! А муфту уж я оставлю себе, больно она хороша! Но мерзнуть я тебе не дам; вот огромные матушкины рукавицы, они дойдут тебе до самых локтей! Сунь в них руки!» и «Вот тебе еще два хлеба и окорок!»

Еще долго путешествует Герда, постепенно слабея, но северные жители – Лапландка и Финка поддерживают ее. Лапландка согрела Герду, покормила и напоила,

«написала пару слов на сушеной треске для Финки, велела Герде хорошенько беречь ее, потом привязала девочку к спине оленя, и тот снова помчался».

А потом Герда встретилась с финкой, которая дала указание оленю:

«В двух милях отсюда начинается сад Снежной королевы. Отнеси туда девочку, спусти у большого куста, покрытого красными ягодами, и, не мешкая, возвращайся обратно!»

Царство Снежной королевы – холодное безжизненное пространство, вечные льды и снега – воплощение самой смерти. Солнце — символизирует жизнь, оно не проникает в загробный мир, ледяные залы Снежной королевы освещаются не солнцем, а северным сиянием, следовательно, герой, попавший туда — умерший.

«Поцелуи Снежной королевы сделали его нечувствительным к холоду, да и самое сердце его стало куском льда. Кай возился с плоскими остроконечными льдинами, укладывая их на всевозможные лады». «Он складывал из льдин и целые слова, но никак не мог сложить того, что ему особенно хотелось, – слово «вечность».

Кай хотел постичь мир, не понимая, что это невозможно сделать без чувств, одним холодным, пусть и абсолютным, разумом.

Хлюпин В.в статье «Зловещее очарование туфельки» пишет:

«У детей, воспитанных в невротически-стерильной среде возникает риск атрофии инстинкта выживания, утрачивания психологической гибкости, и, если это случается, они превращаются, что называется, в вечных детей (puer aeternus), вечных студентов и т.д. Личность застывает, цепенеет в своем развитии, меняются только персоны. Прилагательное «вечный» в этом смысле имеет значение консервативный, неизменный. В семейном мифе таких детей всегда можно обнаружить «замороженных» родителей, Снежного короля-отца или Снежную королеву-мать».

Похожую мысль излагает и Т.Василец:

«Злой Тролль, разбивший волшебное зеркало, и Снежная Королева — отражение негативных аспектов отца и матери».

Возвращаемся к сказке, Герда нашла Кая, но

«Он сидел на одном месте – такой бледный, неподвижный, словно неживой», тогда Герда «заплакала; горячие слезы ее упали ему на грудь, проникли в сердце, растопили его ледяную кору и расплавили осколок. Кай взглянул на Герду, а она запела:

Розы цветут… Красота, красота! Скоро узрим мы младенца Христа.

Кай вдруг залился слезами и плакал так долго и так сильно, что осколок вытек из глаза вместе со слезами. Тогда он узнал Герду и очень обрадовался».

Осколки дьявольского зеркала удаляются в обратном порядке, сначала — из сердца, затем – из глаза. Сначала исцеляется эмоциональная сфера — восстанавливается способность испытывать и высказывать истинные чувства, затем — способность «видеть» и «узнавать» других. Для выздоравливающей психики сначала восстанавливается внутренний мир, а потом — внешний. И при этом возникает полноценное ощущение себя и мира.

Герда так радовалась, что

«даже льдины пустились в пляс, а когда устали, улеглись и составили то самое слово, которое задала сложить Каю Снежная королева; сложив его, он мог сделаться сам себе господином, да еще получить от нее в дар весь свет и пару новых коньков».

У Кая было задание, данное Снежной королевой, которое он должен был выполнить. Сложив слово — ВЕЧНОСТЬ, Кай становится «сам себе господин». Еще он должен был получить коньки, которые можно рассматривать, как символ превосходства человека над льдом. Коньки Кай не получил. Но, встреча с Гердой не только избавила Кая от осколков зеркала, но и привела к тому, что задание, данное Снежной Королевой, выполнилось само собой, так как при соединении разума, представленного Каем и эмоций, воплощенных в Герде, человек становится целостным, и все поставленные им цели становятся легко достижимыми. И слово «ВЕЧНОСТЬ» стало означать не вечную смерть, а вечную жизнь, спасение.

Когда Кай и Герда вернулись домой,

«Бабушка сидела на солнышке и громко читала Евангелие: «Если не будете как дети, не войдете в царствие небесное!»

Вечность — это начало без конца. Для Андерсена очень важно, чтобы человек, став взрослым, оставался в душе ребёнком, сохранил веру в Бога. Он полагал, что если человек забыва­ет о Боге, увлекается суетой мира, то в вечности он обрекает себя на страдания и мучения.

Финка сказала о Герде:

«Сила – в ее милом, невинном детском сердечке».

Герда ведет себя как ребенок, она открыто проявляет чувства. Открытое проявление чувств – признак психологически здоровой личности. Она живет полной жизнью, потому что жить – это чувствовать. Чувствовать и проявлять всю палитру эмоций, например, таких, как радость, печаль, счастье и боль.

Рационализму Герда противопоставляет простоту и веру. При этом Герда — уверенный в себе человек. Она знает, чего хочет, может говорить о своих желаниях, ставить цели и достигать их.

Она разрешает себе и поныть:

«Ай, я без теплых сапог! Ай, я без рукавиц! – закричала Герда, очутившись на морозе»,

потому что сапоги и рукавицы остались у Финки.

Когда ей было страшно и грустно, Герда плакала, например, когда лодка вместе с ней отошла от берега, Герда «ужасно испугалась и принялась плакать и кричать»;

она плакала, поняв, что в цветнике нет горячо любимых ею роз;

плакала, когда расставалась с принцем, принцессой и воронами;

плакала, когда на нее напали разбойники;

«смотрела на финку такими умоляющими, полными слез глазами»;

Герда заплакала, когда нашла Кая, а «он сидел … неподвижный и холодный». Может сложиться впечатление, что Герда слишком часто плачет, но, также искренне она проявляет и другие чувства, например,

«Герда прыгала от радости»

в красивом цветнике колдуньи; когда Кай

«узнал Герду … радость была такая, что даже льдины пустились в пляс».

Для Герды характерно проявлять свои чувства через поцелуи, так, она

«принялась целовать розы, выросшие на месте ее слез в цветнике старушки»;

«чуть не задушила ворона поцелуями»;

«поцеловала Кая в обе щеки, и они опять зацвели розами, поцеловала его в глаза, и они заблистали, как ее глаза; поцеловала его руки и ноги, и он опять стал бодрым и здоровым».

Герда говорит о своих желаниях. Когда ей что – то нужно, просит, например, у принца и принцессы она попросила: «чтобы ей дали повозку с лошадью и пару башмаков», и получала значительно больше, чем ожидала.

Она не забывает сказать: «Спасибо!» каждому, кто помогает ей, и проявляет уважение даже к вороне, перед которой «Герда присела и поклонилась».

Неудивительно, что Герда стремилась к Каю, ее желание подогревали реальные приятные воспоминания: Герда и Кай жили в мире гармонии, покоя и уюта, они одним прыжком могли очутиться в гостях друг у друга, Герда пела Каю, а он ей подпевал, они устраивали веселые игры, а

«Как он улыбался ей, когда они, бывало, сидели рядышком под кустами роз!»

На протяжении всей сказки Герда ни разу не вспомнила Кая недобрым словом, несмотря на то, что в последнее время он был злым, насмешливым, надменным. Она умеет концентрировать внимание на хорошем. «О Кай, мой милый Кай…» – твердит девочка. Герда верит в то, что Кай ею любит:

«Только бы Кай услышал, что я тут, сейчас бы прибежал за мною!»

И у нее есть основания верить в него и гордиться им. У Кая много положительных качеств. Например, Кай стремился защитить Герду от Снежной королевы, Андерсен пишет, что в круглом отверстии на замерзшем стекле «выглядывал веселый, ласковый … мальчик», когда ворон рассказывал о принце, который «держался очень свободно и мило», Герда узнала в нем известные ей качества Кая; привлекательна и тяга Кая к знаниям, он умел считать, и знал много информации о различных странах.

Таким образом, мы видим, что положительный образ Кая – это не фантазии Герды, а реальность.

Герда — сильная духом девушка, она не боится терять, не боится сталкиваться с трудностями. Она способна получать удовольствие от своей силы и слабости одновременно. У нее большое и доброе сердце, она может сострадать и сочувствовать, прощать слабости. Девушка, похожая на Герду, всегда знает, чего она хочет от жизни, и делает реальные шаги для достижения этих целей. А ее теплое и доброе сердце способно любить и себя, и других.

Литература:

  1. Андерсен Г.Х. Снежная королева.
  2. Белова М., Бисенова Л. Женская инициация. Мама и счастье в личной жизни (по сказке «Снежная королева»).
  3. Василец Т. Мужчина и Женщина — тайна сакрального брака.
  4. Любимов П. «ЛЕДЯНАЯ ИГРА РАЗУМА» или КАК СЛОЖИТЬ СЛОВО «ВЕЧНОСТЬ»
  5. Резникова К.В. «СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА» КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СЕВЕРНОГО МИФА «ХРОНИКА УРА ЛАНДА»
  6. Самадуров.М.»СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА» ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ГЕРОЕВ СКАЗКИ.
  7. Судакова Ю. Женские инициации: посвящение в силу.
  8. Шаманка Голда. Про Снежную Королеву.
  9. Штерн А. «СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА» И ПРОБЛЕМЫ ИНИЦИАЦИИ.

Анализ любимых сказок:

Золушка или на первом месте у женщины – ее муж

Символика туфельки в сказке.

История Золушки или как удачно выйти замуж.

Анализ любимой сказки «Аленький цветочек». Пример из практики.

Дюймовочка: путь от фантазий к реальности.

Анализ любимой сказки «Дюймовочка». Пример из практики.

Анализ любимой сказки «Дюймовочка». Пример из практики. Часть 2

Красавица, чудовище и отделение от родителей.

Как создать гармоничные супружеские отношения с помощью сказкотерапии. Пример из практики.

Вы похожи на Красную Шапочку?

Ужасные сказки для детей.

Вот она какая, сказка непростая.

Сказка Снежная королева о маленькой девочке с большим сердцем, которая полсвета обошла, чтобы спасти от злых чар своего названого братца. В рейтинге самых популярных литературных сказок она занимает почетное место. Детям обязательно нужно прочитать онлайн это удивительное творение датского сказочника.

Читать сказкуСлушать аудиосказку

Краткое содержание сказки
Анализ сказки
Мораль сказки
Пословицы, поговорки и выражения сказки

Скачать сказку Снежная королева: (word)(pdf)

Сказка Снежная королева читать

Загрузка текста сказки…

Краткое содержание сказки

В большом городе жили мальчик и девочка. Они были очень дружны, пока осколок зеркала злого тролля не попал Каю в глаз и сердце. Стал мальчик злым и жестоким, а однажды зимой его похитила Снежная королева. Поцелуй колдуньи заставил Кая забыть прошлое, увезла она мальчика в свой ледяной дворец. Девочка отправилась на поиски названого брата. Путь Герды к Каю был долгим и трудным. Расспрашивала девочка о Кае у ласточек, у речки. Старая волшебница околдовала хорошенькую девочку, чтобы оставить у себя, но розовые кусты в ее саду напомнили девочке о Кае. Принц и принцесса поддержали Герду. Маленькая разбойница подарила ей своего любимого оленя, который отвез Герду в Лапландию. Финка и лапландка указали дорогу к чертогам Снежной королевы. В саду Снежной королевы Герде пришлось сражаться с ее снежным войском. Наконец во дворце королевы девочка встречает Кая, который ничего не может вспомнить. Он околдован злой королевой и троллем. Горячая слеза Герды растопила ледяное сердце Кая. Своей любовью победила Герда Снежную королеву и спасла друга. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.

Анализ сказки Снежная королева

Главная тема сказки – борьба добра и зла. Проходит она через семь сказок, которые связаны между собой единой идеей и главными героями. Сказка раскрывает многие моральные ценности. Но главная идея сказки раскрывается через образ главной героини: силой духа можно победить зло. Доброе, любящее сердце способно преодолеть любые преграды. Сила Герды в ее преданности, любви, стойкости. Поэтому не волшебные помощники, а люди и животные помогают Герде, восхищаясь ее мужеством. Чему учит сказка Снежная королева? Сказка учит прощать, любить, верить, побеждать.

Мораль сказки Снежная королева

Настоящая дружба и любовь – самые крепкие чувства, никакие злые козни не способны их разрушить. Эту мудрую истину дарит маленьким и большим читателям мораль сказки Снежная королева.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

  • Дружба – великая сила.
  • Кто не сдается, тот побеждает.

Читать сказки онлайн – увлекательное и полезное занятие!

Сказки Андерсена читать

по мотивам одноименной сказки Г.Х. Андерсена «Снежная Королева»

Режиссер постановщик Маннова Наталья Викторовна

Действующие лица:

1 и 2 Ведущие мальчик и девочка (или взрослые)

3 Герда
4 Кай

5 Снежная Королева

6 и 7 Вороны: мальчик и девочка

8 Король

9 Принцесса
10 Атаманша (разбойница – мать)
11Разбойница – дочь
12 Олень
13 Рождественская Звезда )

колличество детей по желанию режисера

Разбойники,

окружение снежной королевы,
Окружение Рождественской Звезды: Звездочки, Пастухи, Волхвы.

*********************************************************
1-й Ведущий: Собрались снова гости в зале Рожденье праздновать Христа!

2-й Ведущий: Везде улыбки, поздравленья, трепещут радостно сердца!

1-й Ведущий: И мы спешим без промедленья традицию не нарушать…

2-й Ведущий: И с превеликим вдохновеньем

1-й и 2-й вместе :Вам сказку снова(нынче?) показать!

1В-й ; Вначале вам прочтем пролог

2В-й : Для каждого из нас – урок!

1В-й : Итак в некотором царстве-государстве жили-были тролли, злые-презлые!

2В-й : Как-то раз один из них смастерили зеркало, отражаясь в котором все доборое и прекрасное почти исчезало, а плохое и безобразное становилось еще отвратительней!!

1В-й : Лучшие из людей выглядели в нем уродами. Их лица искажались до того, что их невозможно было узнать!

2В-й : «Только теперь», — говорили тролли – можно видеть людей такими, какими они есть на самом деле!

1В-й : Они принялись носиться по свету с этим зеркалом и напоследок, захотели добраться до неба, чтобы посмеяться над Ангелами и над Самим Богом!

2В-й : Чем выше они поднимались на Небо, тем больше кривлялось зеркало и, задрожав, наконец вырвалось у них из рук, полетело на землю и разбилось вдребезги!

1В-й : Тысячи мельчайших осколков разлетелось по свету. Люди, которым они случайно попадали в глаза, становились злыми…

2В-й : А некоторым людям осколки попадали в сердце, и оно становилось у них ледяным…

Ведущие уходят.

Звучит музыка – вступление песни: «Богу Славу мы поем!»

Выходит и поет Герда, (в руках у нее цветы)

ГЕРДА: Я хочу рассказать вам о том, как мир Божий хорош!
Как наполнен он Светом, Любовью, Теплом и Добром!

Выходит Кай и поют вместе:

Это общий наш дом

Мы в котором живем,
И Создателю славу поем!
Мы живем и растем
Богу славу мы поем!

ГЕРДА: Посмотри на цветы, как прекрасны они и нежны…

КАЙ : Чтоб создать их Создателю краски совсем ненужны!

Г. : Он ведб Словом одним

К. : Целый мир сотворил!

Вместе: Потому что нас всех возлюбил!

Целый мир Сотворил!
Потому что Возлюбил!

Г.: Какая сегодня чудесная Рождественская ночь! Весь Ангельский мир и вся земля славят Рожденного Богомладенца! Давай и мы Его прославим – споем Рождественский Тропарь!

К. : Не хочу! Я его не помню.

Г.: Тем более надо повторить, мало ли что может случиться, молитвы всегда надо знать!

К.: (Отходит к окну) Не-е-ет! Учи сама! Я устал и хочу смотреть в окно. Смотри какая вьюга! Ух как красиво!

Г.: Кай уходи от окна..!

К.: Ой! Мне что-то попало в глаз! Ой, как больно!

Г. : Дай милый Кай, я посмотрю скорее… Я ничего у тебя не вижу…

Г.: Кай! Что ты делаешь? Что с тобой Кай?

К.: Ни-че-го!

Г.: Ой вьюга распахнула ставни, побегу скорее закрою их..!(Убегает)

(Звучит тревожная быстрая музыка, появляется Снежная Королева. В окружении свиты – нежинки и льдинки. Они танцуют быстрый танец).

СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА: Здравствуй Кай! Почему ты грустишь?

К.: (Задумчиво) Какая красивая…Ты кто?

(Песня Снежной Королевы)

С.К.:Я Королевою зовусь,
Я снегом над землей ношусь.
Срываю ставни и замки.
Не попадись мне на пути!

Не знаю я любви и слез,
В душе моей всегда мороз.

Всегда горда и холодна.

Гуляю я всегда одна!

Со мной забудешь обо всем
Войдешь в кристальный яркий дом!
Алмазов там не сосчитать.

И с ними будешь ты играть!

— Пойдем со мною Кай!? У меня ты никогда не будешь учить молитвы! Ха-ха-ха!

К.: (медленно дает Снежная Королева руку) Какая у тебя холодная рука! Пусти меня! Ге-е-рда-а!

(Снежная Королева уводит Кая. Вбегает Герда)

Г.: Ты меня звал? Кай! Кай, где ты? Кай! (Подбегает к окну) Ой!
Что это? Нет! Этого не может быть (Плачет)

Что же мне теперь делать? Как мне жить без Кая?!

(По-тихоньку успокаивается и думает)
Я знаю, надо помолиться! Господь обязательно поможет мне.
(Быстро открывае Библию, шевелит губами, что-то говорит про себя) – «Ищете и обрящете»

Я поняла! «Ищите и обрящете!»

Благодарю Тебя Боже! Я с Тобой ничего не боюсь! Кай, Кай, я иду к тебе! (Убегает)

ВЕДУЩИЙ: И Герда отправилась на поиски Кая!

2. СЦЕНА С ВОРОНАМИ
(Приплясывая выходят вороны)
Песня воронов

1-й В. Ты со мной
2-й В. Я с тобой

Вместе:1. Вместе мы шагаем

Возле царского дворца
Крошки подбираем

Припев: Ходим мы под музыкой,

Песни распеваем
Нету еды, Вместе загораем – 2 раза

2. Ты со мной, я с тобой
Вместе мы гуляем
Под луною ночной
Нынче загораем!
Припев: Как, кар, кар, как загар?

Оба почернели!
Со вчерашнего дня

Ничего не ели!
ГЕРДА: Здравствуйте, уважаемые вороны, вот, возьмите пожалуйста, у меня остались сухарики, поешьте немножко.

1 ВОРОН: Спасибо добрая девочка!

2 ВОРОН: А ты зачем сюда пришла?

Г.: Я ищу моего братика Кая, вы его случайнотне видели?

1 В.: Мы – нет! А вот принцесса может видела.

2 В.: Вон она идет сюда репетирует солу для концерта.

1 В.: Будет выступать на Рождественском Празднике! Прости, но нам лучше удалиться. (Прячутся с Гердой).

3. Сцена Короля с Трубодурочкой

Звучит вступление к песни, выходит Принцесса, она играет в трубу. За ней идет Король.

Король:: Ах ты милая моя трубодурочка
Перестань дудеть в трубу, словно дурочка

От тебя я на два уха оглох…

Прин-са: Чем же инструмент мой плох.

Король: Ах ты милая моя Трубодурочка
Посмотри как исхудала фигурочка

Репетируешь всю ночь до зари…

Прин-са: На меня ты не ори (кричи)!!!

Король: Настроенье у тебя истерическое,
Скушай доченька,
Яйцо диетическое,
Или может обратимся к врачу?

Прин-са: Ничего я не хочу!!!
(Топает, отходит в сторону и видит воронов).

Опять эти воришки здесь ходят!!!

Вороны: (Выходят) Кар-кар, карманы пустые. (выворачивают карманы)

Герда: (выходит заслоняет воронов).

Простите пожалуйста, это я виновата, а вы не видели, случайно, моего братика Кая?

Король: (подходит к Герде)
Ой девочка!(Рассматривает ее, трогает). Славная какая…

Говорит, ищет братика Кая!
Подарю я ей дочка, свирель…(Трогает свой лоб)

И пойду-ка я лягу в пастель! (дарит свирель и уходит)

Г.: Спасибо Ваше Величество!

Пр.: Вот хорошая идея, да, уж, папенька, иди. (Король уходит)
А ты поближе подойди! Брата здесь не видала…

Г.: Где я только не искала, не могу его найти.

Пр.: Холодно тебе в пути? На вот, шаль мою примерь. (Дает шаль).
В поле сильная метель. В ней закутайся!

Г.: Спасибо! Извени, пора идти…(хочет идти)

Пр.: В лес смотри не заходи. Там разбойники живут, вмиг поймают и сожрут!

Г.: (Вся сжалась от страха) Никого я не боюсь, я в пути всегда молюсь.

Пр.: Ну, прощай, пойду играть, завтра буду выступать.
(Трубит, уходит, Герда машет ей вслед рукой и тоже уходит).

4. СЦЕНА С РАЗБОЙНИКАМИ

Звучит музыка, вступление песни. Выходят разбойники с атаманшей.

Говорят мы бяки-буки
Как выносит нас земля

Дайте, что ли карты в руки

Погадать на короля
Ой, ля,ля, ой ля-ля
Погадать на короля (2 раза)

Завтра дальняя дорога

Выпадает королю,
У него деньжонок много,
А я денежки люблю,
Ой, лю,лю, ой лю-лю,

А я, денежки люблю. ( 2 раза)

(Нечаянно, закутавшись в шаль выходит Герда, испугавшись, пятится, ее окружают разбойники).

Г.: Ой , простите, я кажется нитуда попала…

1 Разбойник: Смотрите девченка!

2 Разбойник: Для завтрака — мало!

(Герда о страха, озирается, чуть не плача)

Атаманша: Тихо всем! И прочь ушли… (разбойники убегают, она рассматривает Герду)

Ат.: Завтрак, тоже мне нашли! (Герда плачет)
А ты девчонка, не скули!

И ко мне сюда рули.

(Герда дрожа, подходит. Атаманша обходит ее рассматривает.)

Ты зачем сюда пришла?

Г.: (Торопливо) Я за братиком пошла.

Ат.: Он разбойник, что ли наш?

Г.: (Громко) Он хороший. Он не ваш!

Ат.: Тише! (Озирается)

Громко не вопи. Быстро мне ты говори.Че те надо?

Г.: (озирается, тихо говорит)Как уйти?

Ат.: (громко)У тебя есть два пути: или спрятаться и ждать…

Или в тундру ускакать?

Г.: В тундру! В тундру! (Плачет)

Ат.: Не ори И сопли быстренько утри!
Чтоб оленя отпустить, надо дочку упросить.

Доча? Где ты? Выдь скорей! (Выходит дочка атаманши)

Дочь Ат.: Что за шум там у дверей?

Вся братва у нас орет, что девчонку заберет.

Ты что ль? (Обходит Герду)
Цаца хоть куда!

Ат.: Помоги ей!

Дочь :Ат. Никогда. Впрочем…

(Рассматривает шаль. Задумчиво говорит):
Помогу тебе удрать, и им тебя уж не догнать!

Ат.: Пусть позляться! Ша! Молчать (крачит на разбойников)

Д.: Но шаль придется мне отдать!

Г.: Да, конечно забери…(отдает шаль)

Ат: Не замерзнешь ты в пути?

Г.: Нет! Любовью я согрета, верою своей святой.

Что найду я брата! Боже! Где он, очи мне открой!

Д.: Поспеши. Олень уж ждет!

Ат.: (смотрит на дверь) У ворот копытом бьет.(?)

Г.: Спаси Бог! Ты очень добра девочка! (Убегает).

Д. : Добрая? Гм-м!

Ат.: Добрая. Ха-ха!

Вместе: (атаманша и ее дочь приплясывают, поют): «Добрая, добрая!» (уходят).

5. СЦЕНА С ОЛЕНЕМ
Звучит вступление к песне «Увезу тебя я в тундру», выбегает Олень, за уздечку его дергает Герда. Олень поет 1 куплет, Герда вместе с Оленем поют припев песни.

ОЛЕНЬ: (после песни) Все дорогая, путь мой кончен!

Дальше по снегу пойдешь ты одна
Верю, найдешь ты братишку,

Ведь Богом сила великая Герде дана!
Любовь тебе светит, любовь тебя греет,
Любовью растопишь ТВ горы из льда!
Любовью накормишь, любовью напоишь
Любовью изменишь ты злые сердца!
Прощай Герда! (Уходит).

Г.: Прощай Олень! Спасибо! Береги себя!

О как вьюга разыгралась, нипроехать не пройти!
Как же мне найти дорогу? Боже, Ты мне укажи!

На тебя я уповаю, и Тебе я помолюсь,

Огради меня от троллей, в Твои руки предаюсь!

(Герда читает молитвослов и засыпает. Звучит таинственная музыка. Появляется Рождественская Звезда в окружении звездочек и волхвов).

ЗВЕЗДА: Герда, Герда, проснись!

Г.: (с закрытыми глазами) Да-да…

З.: Герда, тебе надо идти спасать Кая!

Г.: Кай! Да, да, я иду… я должна найти Кая! Но я не знаю куда идти!

З.: Я укажу тебе путь!

Г.: (Открывает глаза) Кто ты?

З.: Я Рождественская Звезда.
(Или говорят звезды и пастухи).

Узнала! Поняла! Ты, Рождественская Звезда!

З.: Вперед дитя, не зная страха!
Пастухи: Вслед за Рождественской Звездой!

З-чки: Мы верим, что найдешь ты Кая.

Вместе: И с ним воротишься домой!
(Вместе, под музыку уходят. Звучит таинственная музыка, медленно входит Герда).

Г.: Вижу замок я высокий, весь из снега он из льда…

Бедный Кай! Да, королева унесла его сюда.

Не боюсь тебя гордячка, замок твой я растоплю!

И любовию святою сердце Кая исцелю!
Кай, Кай., я иду к тебе!

(Под музыку, медленно выходит Кай, он несет кубики).

Кай: Сколько дней уж я играю, в замке снежном, ледяном
Никого не замечаю, пусть и холоден наш дом.

Нет ни радости не грусти, ни печалей ни забот.
Только смутно вспоминаю, что меня, ведь скоро ждет.

Надо только слово ВЕЧНОСТЬ мне из кубиков сложить,

И все измениться, я знаю, буду я как прежде жить!

(Вбегает Герда)

Г.: Кай, мой милый Кай, наконец-то я тебя нашла! Слава Тебе Боже наш, слава Тебе!
К.: Кто ты девочка, и зачем ты пришла сюда?

Г.: За тобой! Ты меня не узнаешь? Я Герда, сестра твоя.

К.: Герда.(Отрешенно)

Г.: Кай! Смотри, что я тебе принесла.

(Герда играет на свирели, мелодию песни, которую они пели когда-то вместе).

К.: Эта музыка мне что-то напоминает.. Мой дом! Вспомнил! Эту песню мы пели с Гердой.

Герда, это ты?

Г.: Узнал! Молодец! Скорее повторяй за мной Рождественский Тропарь.

(Поют Рождественский Тропарь. Из-за кулис слышится голос Снежной Королевы)

С.К.: Как, Кай, где ты?

К.: Герда, надо быстро сложить из кубиков слово «ВЕЧНОСТЬ», и тогда чары Снежной Королевы развеются и мы снова окажемся дома. (Складывают)
Все готово, скорее бежим!

С.К.: (Загораживает им путь)
Стойте! После вашей молитвы со мной что-то произошло! Я не хочу оставаться одна в своем, пустом, холодном замке. Возьмите меня с собой?

Г.: Возьмем?
К.: Возьмем!

(Звучит вступление к песни «Богу славу мы поем», Герда и кай берутся за руки уходят за кулисы и возвращаются все участники спектакля и поют песню).
1. Мы хотим рассказать вам о том

Как мир Божий хорош,
Как наполнен он светом, любовью

Теплом и добром!

Это общий наш дом
Мы в котором живем

И Создателю Славу поем!
Мы живем и растем, Богу славу мы поем! 2 раза.

2. Сколько тысяч красивых снежинок по небу летит,
Сколько тысяч песчинок в далекой пустыни лежит.

Сколько рыбок в морях, Сколько звезд в небесах,

Сколько радости в наших сердцах!

Все Господь нам подарил, потому что возлюбил! 2 раза.

3. Будем мы благодарны и так же добры и нежны

Злые мысли, дела нам, поверьте, совсем не нужны.
Будем всех мы любить, будем Бога хвалить!
Будем с Господом вечно мы жить.
Будем всех мы любить, будем с Богом вечно жить!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *