Ногинский Богоявленский собор
Ногинский собор в честь Богоявления Господня Богородского благочиния Московской епархии
В XVII веке на месте нынешнего собора стоял сельский храм во имя святителя Николая Мирликийского. В 1755-1767 годах на пожертвования прихожан был возведен каменный храм в честь Богоявления Господня с приделом во имя Николая Чудотворца.
В 1822-1824 годах к храму пристроили трапезную с приделами: в честь Покрова Божией Матери (в память избавления города в 1812 году от французов, которое пришлось на праздник Покрова) и во имя святителя Николая. Тогда же построили двухъярусную колокольню.
Богоявленский собор (1911 год). На заднем плане колокольня Тихвинской церкви файл с сайта www.bogorodsk-noginsk.ru
В 1873 году церковь была наименована собором. Тогда же по прошению прихожан собор был разобран, и в 1876 году построен новый, более просторный храм в честь святого Богоявления Господня с теми же приделами. В 1885-1886 годах колокольню надстроили третьим ярусом звона, а в 1890 году сюда торжественно поместили колокол в 1250 пудов — самый большой из всех колоколов в уездных городах России, отлитый на пожертвования горожан. Всего было 13 колоколов.
Собору принадлежали: каменная часовня в церковной ограде (в часовне было более 90 икон); каменный двухэтажный дом близ собора (построен в 1834 году); каменная часовня на городской площади, построенная Городской думой в память спасения царской семьи 17 октября 1888 года; каменный двухэтажный дом на Шоссейной улице с лавкой и деревянным флигелем; деревянное одноэтажное здание на церковной земле; деревянный дом-сторожка, выстроенный в 1896 году.
В 1938 году собор был закрыт, и с 1940 года в здании размещалось сапоговаляльное производство (связанное с ядовитыми препаратами), на территории была газораздаточная станция. В 1953 году Ногинский исполком предпринял попытку сломать купола и разобрать колокольню, но собор удалось сохранить.
В 1989 году храм был передан верующим. Важным событием в жизни храма стала служба у мощей преподобного Серафима Саровского во время их перенесения в Дивеево в августе 1991 года.
В 1993 году Богоявленский собор захватили раскольники. В ноябре 1997 года его удалось вернуть Русской Православной Церкви. Первое богослужение в возвращенном храме было совершено 20 ноября, в день обретения мощей священномученика Константина Голубева, настоятеля собора.
Постепенно в храме восстановилась приходская жизнь. Были произведены ремонтные работы, сооружены новые резные иконостасы с писаными иконами.
Приписные храмы
- Александра Невского, домовой храм дома-интерната для престарелых
- Владимирской иконы Божией Матери, на территории 179 спасательного центра МЧС
- Николая Чудотворца, в деревне Тимохово
- Луки Симферопольского, в городе Ногинске (строится)
- Татианы Римской, в СИЗО города Ногинска
Приписные часовни
- Казанской иконы Божией Матери, в поселке Красный Электрик
- Николая Чудотворца, в городе Ногинске
- Николая Чудотворца, в городе Электросталь (на территории воинской части 3270)
- Тихвинской иконы Божией Матери, храм-часовня на территории собора
Святыни
- сохранившийся от дореволюционной росписи Тихвинская икона Божией Матери
- Казанская икона Божией Матери
- икона святителя Николая
- икона Новгородских святых с частицами мощей
- икона святого праведного воина Феодора (Ушакова) с частицей мощей
- Владимирская икона Божией Матери, принадлежавшая священномученику Константину Богородскому (в алтаре)
Настоятели
Использованные материалы
- «Богоявленский собор» // Официальный сайт Московской епархии:
- «Богоявленский собор, г. Ногинск» // Страница информационного портала Богородицкого благочиния:
«Указ № 1738 от 28 марта 2016 года» // Официальный сайт Московской епархии:
На берегу реки Клязьмы в историческом центре Ногинска стоит главный храм города – Богоявленский собор. Здесь находятся мощи священномученика Константина Голубева, убитого за веру в 1918 году. Многие годы место расстрела и захоронения священника в роще за городским стадионом «Автомобилист» почиталось верующими. В 1995 году его останки были обретены, а с 2004 года выставлены в раке в Богоявленском соборе. В 1920-х годах на клиросе в Богоявленском соборе пел будущий патриарх Пимен Извеков. Об этом напоминает мемориальная доска у входа в храм и бронзовый памятник патриарху, поставленный недалеко от собора.
Священномученик Константин Голубев родился в селе Барановка Вольского уезда Саратовской губернии. Эта местность была известна как раскольничий край, где десятки селений принадлежали разным староверческим толкам. В Барановке, как сказано в житии священномученика, насчитывалось четыре согласия: спасовцы, поморцы, беглопоповцы и поповцы Белокриницкой иерархии. Спасовцы преобладали среди других направлений, но и они, в свою очередь, делились еще на четыре толка. Константин Голубев был сыном псаломщика православной церкви села Барановки. Поступив в Саратовскую духовную семинарию, он почувствовал призвание к миссионерскому служению среди раскольников и сектантов. К. Голубев не стал принимать священнического сана, а присоединился к образованному в Саратовской епархии миссионерскому Братству Святого Креста. Вернувшись в родную Барановку, молодой миссионер занялся религиозным просвещением односельчан. Почти двадцать лет Константин Голубев работал миссионером в Саратовской епархии, соединив с синодальной церковью старообрядцев, молокан и сектантов.
В 1895 году в жизни миссионера произошел поворот. В возрасте сорока трех лет он принял священный сан, и был направлен служить в Московскую губернию. Богородский уезд являлся в то время центром раскола в окрестностях старой столицы, хотя здесь, в отличие от Вольского уезда Саратовской губернии, преобладали не беспоповцы, а приверженцы Белокриницкого согласия. К этому толку принадлежал и богородский фабрикант Арсений Иванович Морозов, владелец Глуховской мануфактуры. Иерей Константин Голубев стал настоятелем Богоявленского собора Богородска, продолжая противораскольническую деятельность уже в новом качестве и на новом месте. Кроме староверов священник обнаружил здесь «братчиков», баптистов, пашковцев и адвентистов.
Массовые репрессии против духовенства, расстрелы и закрытие храмов наступили не сразу после революции 1917 года. Большинство прославленных в лике священномучеников XX века погибли в конце 1930-х годов. Однако Константин Голубев стал одним из первых пострадавших за веру. Осенью 1918 года священник был арестован новой властью и вскоре расстрелян на окраине города в лесу. В «Житиях новомучеников и исповедников Российских XX века Московской епархии» игумена Дамаскина Орловского сказано, что овраг в роще, ставший могилой священника, долгое время почитался жителями Богородска-Ногинска: «На могиле часто служились панихиды, горела лампада, сюда приносили иконы и цветы. Безбожники, обнаруживая эти знаки почитания, уничтожали могильный холм». В ноябре 1995 года могила священномученика Константина была вновь обретена, а мощи перенесли сначала в Тихвинский храм Ногинска, а в 2004 году – в Богоявленский собор, где до революции служил пастырь.
В 1918 году, когда совершилась расправа над священномучеником Константином, будущему патриарху Пимену – Сергею Михайловичу Извекову – исполнилось восемь лет. Мальчик жил с родителями в Богородске, его отец работал механиком на Глуховской фабрике. Михаил Карпович Извеков изготовил необычное паникадило для Тихвинского храма Богородска в виде огромного креста. Валентин Никитин в книге о патриархе Пимене писал: «Составленный из разноцветных стекол, крест излучал мягкий матовый свет. На гранях его светились разноцветные лампады». На погосте этой же Тихвинской церкви была похоронена мать патриарха Пелагея Афанасьевна. В 1920-х годах будущий иерарх пел в хоре Богоявленского собора Богородска.
На приходском сайте Богоявленского собора указано, что в алтаре хранится список иконы Владимирской Божией Матери, принадлежавший священномученику Константину Голубеву. Этот образ играл особую роль и в жизни патриарха Пимена Извекова. Пимен вспоминал: «Владимирский образ Божией Матери – это московская святыня, святыня тех мест, где я родился. Он был нашим семейным образом, он стал моим образом на пути иноческого делания. В день празднования этого же образа, по благословению Царицы Небесной, совершалась моя интронизация». В 1925 году пятнадцатилетним юношей Сергей Извеков приехал в Саровскую пустынь, желая стать монахом, но старцы наставили его ехать в Москву. Он прибыл в столицу в день праздника Сретения Владимирской иконы и был принят в число братии Сретенского монастыря. Спустя много лет, третьего июня 1971 года в день Владимирской иконы Божией Матери Пимен Извеков был избран патриархом Московским и всея Руси. В Богоявленском кафедральном соборе Москвы избранному патриарху после интронизации подарили еще один список Владимирского образа.
Почти двадцать лет Пимен руководил Русской церковью в условиях постоянного контроля и давления со стороны власти. Последние годы жизни и патриаршества Пимена были ознаменованы историческим событием – празднованием 1000-летия Крещения Руси в 1988 году. Это стало поворотным моментом в отношениях между государством и церковью, началом религиозной свободы.
г. Ногинск, Ногинский район , 1755 год
Престольный праздник: Богоявления Господня (19 января)
Настоятель: протоиерей Марк Евгеньевич Ермолаев, 1978
Священнослужители
- протоиерей Олег Юрьевич Волков, 1975
- священник Василий Сергеевич Алфеев, 1994
- священник Андрей Эдуардович Воронцов, 1966
- священник Владимир Михайлович Евтягин, 1974
- священник Сергий Анатольевич Тыртов, 1958
- священник Александр Викторович Минкин, 1978
- протодиакон Сергий Сергеевич Гайдаш, 1981
Приделы
- Покрова Божией Матери (14 октября)
- свт. Николая Мирликийского (22 мая, 11 августа, 19 декабря)
Приписные храмы
- домовый храм равноап. вел. кн. Владимира
- храм блж. Ксении Петербургской
- храм мц. Татианы
- храм свт. Луки Симферопольского
- храм свт. Николая Мирликийского
- часовня иконы Божией Матери «Тихвинская»
- часовня свт. Николая Мирликийского
- часовня свт. Николая Мирликийского
Адрес: г. Ногинск, ул. Рабочая, д. 16а
Телефон: 8 (496) 511-23-32, 8 (495) 511-23-32, 8 (496) 514-33-71
Официальный сайт: bogorodsk-blago.ru
В XVII в. город Ногинск был ямским селом Рогожа. В нем на месте нынешнего собора стоял храм во имя святителя Николая. В 17551767 гг. в селе Рогожа (Старый Рогожский Ям) на пожертвования прихожан был возведен каменный храм в честь Богоявления Господня с приделом во имя Николая Чудотворца. В 1782 г. село получило статус города и было переименовано в Богородск.
В 18221824 гг. к храму пристроили трапезную с приделами: в честь Покрова Божией Матери (в память избавления города в 1812 г. от французов, которое пришлось на праздник Покрова) и во имя святителя Николая. Тогда же построили двухъярусную колокольню. В 1873 г. церковь была наименована собором. Тогда же по прошению прихожан собор был разобран, и в 1876 г. построен новый, более просторный храм в честь Святого Богоявления Господня с теми же приделами. В 18851886 гг. колокольню надстроили третьим ярусом звона, а в 1890 г. сюда торжественно поместили колокол в 1250 пудов самый большой из всех колоколов в уездных городах России, отлитый на пожертвования горожан. Всего было 13 колоколов.
Собору принадлежали: каменная часовня в церковной ограде (в часовне было более 90 икон); каменный двухэтажный дом близ собора (построен в 1834 г.); каменная часовня на городской площади, построенная Городской думой в память спасения царской семьи 17 октября 1888 г.; каменный двухэтажный дом на Шоссейной улице с лавкой и деревянным флигелем; деревянное одноэтажное здание на церковной земле; деревянный дом-сторожка, выстроенный в 1896 г.
С 1895 г. настоятелем определен будущий священномученик Константин Богородский (протоиерей Константин Алексеевич Голубев, 18521918 гг.; память 2 октября ст. ст.). Его честные мощи были обретены 20 ноября 1995 г. и в настоящее время почивают в Тихвинском храме Ногинска (Богородска).
Затем настоятелем Богоявленского собора стал протоиерей Николай Александрович Сперанский. В 1931 г. он был арестован и выслан, вернулся из ссылки в середине 1930-х гг. В 1937 г. вновь арестован и расстрелян в Бутово. Подобная участь ожидала большинство клириков и активных прихожан Богоявленского собора. Настоятелем собора в этот тяжелый для Церкви период был священномученик Сергий (протоиерей Сергий Константинович Махаев; 18741937, расстрелян в Бутово 2 декабря), а после его ареста священномученик Николай (священник Николай Александрович Андреев; 18691937, расстрелян 10 декабря в Бутово).
Собор был закрыт в 1938 г., с 1940 г. в здании размещалось сапоговаляльное производство (связанное с ядовитыми препаратами), на территории была газораздаточная станция. В 1953 г. Ногинский исполком предпринял попытку сломать купола и разобрать колокольню, но собор удалось сохранить.
В 1989 г. храм был передан верующим. Важным событием в жизни храма стала служба у мощей преподобного Серафима Саровского во время их перенесения в Дивеево в августе 1991 г. В 1993 г. Богоявленский собор захватили раскольники. В ноябре 1997 г. его удалось вернуть Русской Православной Церкви. Знаменательно, что первое богослужение в возвращенном храме было совершено в день обретения мощей священномученика Константина 20 ноября. Постепенно в храме восстановилась приходская жизнь. Были произведены ремонтные работы, сооружены новые резные иконостасы с писаными иконами.
К собору приписаны часовни: в честь Тихвинской иконы Божией Матери на территории собора; памяти павших в Великой Отечественной войне на площади Победы; часовня на городском кладбище.
Среди святынь собора: сохранившийся от дореволюционной росписи Тихвинский образ Божией Матери; Казанская икона Божией Матери; иконы святителя Николая, Новгородских святых с частицами мощей; святого праведного воина Феодора (Ушакова) с частицей мощей, Владимирская икона Божией Матери, принадлежавшая священномученику Константину Богородскому (в алтаре).
Еще новости и фотографии из храма:
2 октября 2020 года
20 ноября 2019 года
2 сентября 2019 года
28 августа 2019 года
27 августа 2019 года
2 сентября 2019 года