Собор православный

2. В пределах Республики запрещается издавать какие-либо местные законы или постановления, которые бы стесняли или ограничивали свободу совести, или устанавливали какие бы то ни было преимущества или привилегии на основании вероисповедной принадлежности граждан.

3. Каждый гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Всякие праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или неисповеданием никакой веры, отменяются.
Примечание. Из всех официальных актов всякое указание на религиозную принадлежность и непринадлежность граждан устраняется.
4. Действия государственных и иных публично-правовых общественных установлений не сопровождаются никакими религиозными обрядами или церемониями.
5. Свободное исполнение религиозных обрядов обеспечивается постольку, поскольку они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательством на права граждан и Советской Республики.
Местные власти имеют право принимать все необходимые меры для обеспечения в этих случаях общественного порядка и безопасности.
6. Никто не может, ссылаясь на свои религиозные воззрения, уклоняться от исполнения своих гражданских обязанностей.
Изъятия из этого положения, под условием замены одной гражданской обязанности другой, в каждом отдельном случае допускаются по решению народного суда.
7. Религиозная клятва или присяга отменяется.
В необходимых случаях дается лишь торжественное обещание.
8. Акты гражданского состояния ведутся исключительно гражданской властью: отделами записи браков и рождений.
9. Школа отделяется от церкви.
Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается.
Граждане могут обучать и обучаться религии частным образом.
10. Все церковные и религиозные общества подчиняются общим положениям о частных обществах и союзах и не пользуются никакими ни преимуществами, ни субсидиями ни от государства, ни от его местных автономных и самоуправляющихся установлений.
11. Принудительные взыскания сборов и обложений в пользу церковных или религиозных обществ, равно как меры принуждения или наказания со стороны этих обществ над их сочленами, не допускаются.
12. Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью.
Прав юридического лица они не имеют.
13. Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием.
Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются, по особым постановлениям местной или центральной государственной власти, в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ.

Свобода совести
и великий борец за свободу

Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах для России был документом первостепенной важности. Формально свободу совести провозгласили сразу после Февральской революции. А Православная церковь активно поддержала Временное правительство, приветствовав его от имени Священного синода. Буквально в первые мартовские дни 1917-го Священный синод на первом же своем заседании после Февральской революции единогласно освободил всех верующих от присяги Николаю II и отменил церковную молитву за «благочестивейшего императора», а из зала заседаний члены Синода собственноручно вынесли царский трон.
Столь же воодушевленно приветствовали крушение монархии и другие религиозные объединения, в том числе мусульмане. Но здесь логика понятна. В многонациональной и многоконфессиональной Российской империи не было не только свободы слова и вероисповедания, но Православная церковь оказывалась вроде бы даже в привилегированном положении, являясь, по существу, государственным институтом.
Впрочем, очевидно, именно с этим и связано столь стремительное отречение Православной церкви от «божьего помазанника». Прежнее государство рухнуло – необходимо было встраиваться в новую реальность, спасая свою власть и свою собственность. О духовном влиянии речь шла далеко не в первую очередь. А оно было в огромной степени подорвано. Недаром после Февраля, когда в армии отменили обязательное причастие для солдат, то добровольно причащавшихся оказалось лишь около 10%. Во многом это происходило как раз потому, что Церковь являлась частью государства, а потому у российских подданных ассоциировалась с деяниями прочих государственных структур, приведших страну к пропасти.
И это еще одна из причин, почему Церковь сама была заинтересована в отделении от государства, если намеревалась заниматься духовным окормлением общества, а также самостоятельным решением внутрицерковных вопросов. Именно крушение монархии дало возможность восстановить отмененную еще при Петре I патриархию.
Пришедшие после Великой Октябрьской социалистической революции к власти большевики положительно относились к таким внутрицерковным процессам – первый после восстановления патриарх Тихон был избран в первые недели Советской власти.
Как можно убедиться по тексту декрета, он прежде всего гарантировал гражданам, как верующим, так и неверующим, свободу совести и не носил какого-либо запретительного характера. Напротив, защищал от дискриминации по религиозному признаку, гарантировал право на светское образование, давал возможность получать религиозные знания в частном порядке.
Отношения между Церковью и молодым советским государством не были простыми. В минувшем году «Советская Россия» опубликовала несколько статей Георгия Хмуркина, который подробно исследовал различные аспекты этой темы: отношение советского руководства и В.И. Ленина к верующим гражданам, к церковной собственности, к религиозному культурному и историческому наследию.

***

Здесь уместно привести фрагмент из очерка Г.?Хмуркина «Икона и портрет. Ленин и верующие».
«В качестве иллюстрации взаимоотношений между Лениным и искренними верующими хотелось бы обратиться к одному малоизвестному эпизоду. Покушение на Ленина 30 августа 1918 года всколыхнуло широкие трудящиеся массы. Отовсюду пошли запросы о его здоровье, пожелания скорейшего выздоровления, армейцы и матросы предлагали воинские наряды для личной охраны Вождя. Отсутствие его на митингах, перерыв в газетных статьях породили слухи о кончине Ленина. «Скажите мне откровенно, когда умер Владимир Ильич? – допытывался у В.Д. Бонч-Бруевича один из сотрудников Кремля. – Мне нужно это знать. Я очень уважаю его… Я верующий и буду молиться богу за его бессмертную душу». В эти тревожные дни Владимир Ильич получил уникальный подарок – Новый Завет, переданный ему простым верующим, неким А.С. Пономаревым. Вот что было написано им на титульном листе книги: «Сей Самый Верный Талисман: В.И. Ульянову-Ленину! от Самого Бога Любя и Всемогущего!!! На святую и добрую пмять для подтвержден Божьей Истины в трех посланиях беспартийног и раба Живого Бога (от 31 авг, 7 и 10 сент 1918 г) А.С. Пономарева на Ваше Имя дабы Вы были вполне здорвы, счастливы на земле блажены там вечно, – у Ног Вашего Спасител отныне и вовеки! Аминь»…
Отдельного разговора заслуживает тема отношения высшей церковной власти к Владимиру Ильичу Ленину. Упоминавшийся выше патриарх Тихон возглавлял Церковь в течение всей ленинской «пятилетки» и умер через год после ухода Вождя. На время патриаршества Тихона пришлись первые большевистские преобразования в церковной сфере, ожесточенная Гражданская война, голод, разруха и затем постепенное возвращение жизни страны в нормальное русло. Как первоиерарх он неоднократно высказывал свои оценки происходящего, обращался к верующим и властям с различного рода воззваниями. В этой связи обычно вспоминают и обильно цитируют его грозное Послание от 19 января 1918 года, в котором он предал анафеме всех творящих «кровавые расправы» и возмущался политикой большевиков.
Однако те же авторы зачастую обходят молчанием позицию Тихона в последующие месяцы и годы. Уже в начале сентября 1918 года он, по свидетельству очевидцев, вполне ясно понимал, на чьей стороне симпатии трудящихся масс. «Как сын народа, – вспоминал известный историк Церкви А.В. Карташев, – патриарх Тихон тогда уже инстинктом чувствовал силу и длительность народного увлечения большевизмом, не верил в возможность скорой победы белого движения…». А чуть позже, осенью 1919 года, патриарх обратился к православному клиру и мирянам с призывом не вмешиваться в политическую борьбу и подчиниться Советской власти.
Начиная с 1923 года вплоть до своей смерти в 1925 году, Святейший Патриарх выступал с целым рядом обращений и указов, в которых раскаивался в прежних «обличениях» Советской власти, признавал ее народный характер, отмежевывался от ее внутренних и внешних врагов, в том числе лелеющих надежды на реставрацию монархии.
Наиболее ярким документом в этом ряду, безусловно, является Послание Патриарха Тихона, появившееся в 1925 году. Нынешние авторы о нем зачастую умалчивают, поскольку оно не вписывается в навязываемую нам сегодня картину прошлого. Развернутое, проникновенное, это послание говорило о Советской власти как о богоустановленной и действительно народной, отмечало важность и правильность провозглашенного Конституцией принципа свободы совести. Патриарх призывал горячо молиться Всевышнему о ниспослании помощи Советской власти, заботящейся о благоденствии народов СССР и в очередной раз советовал оставить попытки контрреволюционного сопротивления ей. Приводим выдержки из этого Послания Патриарха:
«В годы великой гражданской разрухи по воле божией, без которой в мире ничто не совершается, во главе русского государства стала Советская власть, принявшая на себя тяжелую обязанность – устранение жутких последствий кровопролитной войны и страшного голода. <…> Пора понять верующим христианскую точку зрения, что «судьбы народов от господа устрояются» и принять все происшедшее, как выражение воли божией. Не погрешая против нашей веры и церкви, не переделывая чего-либо в них, словом, не допуская никаких компромиссов или уступок в области веры, в гражданском отношении мы должны быть искренними по отношению к Советской власти и работе СССР на общее благо, сообразуя распорядок внешней церковной жизни и деятельности с новым государственным строем, осуждая всякое сообщество с врагами Советской власти и явную или тайную агитацию против нее. <…> Призывая на архипастырей, пастырей и верных нам (Тихону. – Г.Х.) чад благословение божие, молим вас со спокойной совестью, без боязни погрешить против святой веры, подчиниться Советской власти не за страх, а за совесть, памятуя слова апостола: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от бога, – существующие же власти от бога установлены» (Рим. XIII, I)».
После всего сказанного совершенно по-особому звучат слова патриарха Тихона о Ленине, сказанные им по случаю смерти Вождя в 1924 году:
«…Владимир Ильич Ленин не был отлучен от православной церкви высшей церковной властью и поэтому всякий верующий имеет право и возможность поминать его.
Идейно мы с Владимиром Ильичем Лениным, конечно, расходились, но я имею сведения о нем как о человеке добрейшей и поистине христианской души».
Полагаем, здесь уместно привести и заявление Священного cинода, руководящего органа Русской православной церкви, по случаю кончины Владимира Ильича:
«Священный синод российской православной церкви выражает вам (М.И. Калинину. – Г.Х.) искреннейшее сожаление по случаю смерти великого освободителя нашего народа из царства векового насилия и гнета, на пути полной свободы и самоустроения.
Да живет же непрерывно в сердцах оставшихся светлый образ великого борца и страдальца за свободу угнетенных, за идеи всеобщего подлинного братства, и ярко светит всем в борьбе за достижение полного счастья людей на земле. Мы знаем, что его крепко любил народ. Пусть могила эта родит еще миллионы новых Ленинов (так в тексте. – Г.Х.) и соединит всех в единую великую братскую, никем неодолимую семью. И грядущие века да не загладят из памяти народной дорогу к этой могиле, колыбели свободы всего человечества».

СВЯТО-АНДРЕЕВСКИЙ СОБОР СНОВА ОТКРЫВАЕТСЯ ДЛЯ ПРИХОЖАН

Процесс открытия собора для прихожан будет медленным и постепенным. Мы будем руководствоваться при этом заботой о здоровье и безопасности наших прихожан. Нет ничего «духовного” в том, чтобы ради участия в богослужении подвергать жизнь ближнего опасности. Правила безопасности, которые здесь перечислены, будут постепенно ослабляться по мере изменения обстановки.

Участие мирян в богослужении
  1. Каждое богослужение смогут посетить только десять прихожан. Если вы хотите попасть в храм на богослужение, позвоните Марии Петровне Бардышевой по телефону 267-266-8695. Она занесет ваше имя в список на выбранный вами день. Если все места на этот день уже заняты, она предложит вам записаться на богослужение в другой день.
  2. Если вы записались, но поняли, что не сможете прийти, своевременно сообщите Марии Петровне об этом, чтобы ваши места отдали другим прихожанам.
  3. Не забывайте о здоровье других прихожан. Если у вас повышена температура, если вы кашляете или чувствуете недомогание, ПОЖАЛУЙСТА ОСТАВАЙТЕСЬ ДОМА. В храме обязательно следует носить маски для лица и поддерживать безопасную дистанцию (6 футов или 2 метра) между вами и другими участниками богослужения.
  4. Приветствуя друг друга, пожалуйста, не обнимайтесь и не пожимайте друг другу руки. Оставайтесь на безопасном расстоянии.
  5. На время эпидемии мы поклоняемся святым иконам, Кресту и святым мощам без лобызания. Совершаем перед ними поклон, стоим благоговейно и молимся. По завершении Божественной Литургии мы не подходим целовать Крест.

Того, кто не захочет или не сможет выполнять эти правила, вежливо попросят покинуть церковное здание.

Как приступать ко Святому Причащению
  1. Молитвенное правило ко Святому Причащению и предшествующий пост остаются без всяких изменений.
  2. После чтения Часов, непосредтвенно перед началом Божетвенной Литургии священик будет читать правило к общей исповеди. Индивидуальная исповедь пока не будет совершаться.
  3. Когда вы будете приближаться к Чаше, вы увидите поднос с красными салфетками. Возьмите салфетку и снимите маску. Держите салфетку под подбородком, чтобы предотвратить падение капли или частицы Святых Тайн Христовых на пол. Святые Дары будут преподнесены вам на деревянной лжице. После этого священник уберет лжицу в бумажный пакет, который будет держать диакон или алтарник. Тщательно вытрите свои губы салфеткой и благоговейно поместите ее в тот же пакет. Не целуйте Чашу и отходите к столу, где в индивидуальных бумажных стаканчиках будет приготовлена запивка и антидор также в индивидуальных бумажных контейнерах. Потребите запивку и антидор и аккуратно поставьте стакан и контейнер на место, которое будет указано. Наденьте маску и займите свое место в храме, благодаря Господа.
Хор

К сожалению, при пении человеческое дыхание распространяется гораздо дальше, чем при дыхании или обычной речи. По этой причине только четверо певчих будут петь на каждом богослужении. Решение о том, кто и когда будет петь, принимает регент хора. Певчие должны постоянно оставаться на безопасном расстоянии друг от друга (6 футов/2 метра). Для того, чтобы «дыхание” певчих не спускалось бы сверху на прихожан, певчие будут находиться в задней, удаленной от перил, части хоров.

Трапезная

На первых стадиях возобновления богослужений наша трапезная будет оставаться закрытой.

В связи с проведением «Русского марша» в г. Саратове 4 ноября 2011 г. считаем необходимым обратиться к организаторам и участникам марша по поводу идеологической направленности проводимого мероприятия.

Необходимость обращения продиктована явными попытками отдельных сил направить «Русский марш» по ложному пути и привести его организаторов к отрыву от русской традиции, идеологии и нравственности в угоду кукловодам из дальних краев, все время подсовывающих какие-то сомнительные лозунги или цели.

Это не может не беспокоить в условиях нарастающей беспомощности власти по регулированию общественных отношений при возрастающем недовольстве народа проводимой политикой.

Следствием этой беспомощности может стать начало активных репрессивных действий по отношению к русскому движению и ко всем русским организациям и отдельным лицам, примеры которых уже имеются и в Саратове- дело блоггера В.Маслова.

Поэтому, полагаем уместным призвать организаторов и участников «Русского марша» критически отнестись к выдвигаемым лозунгам и призывам, которые прозвучат на марше и подумать не только о текущем моменте, но и о возможных последствиях для всего русского движения, русского народа, России в целом.

Предлагаем в качестве базовой идеологической платформы «Русского марша» наше воззвание.

Воззвание к участникам «Русского марша»

Соотечественники! Соратники! Товарищи! Друзья!

Россия переживает тяжелые времена. Страна пока еще свободна, на нашей земле нет явного агрессора, но следы оккупации очевидны. Народ гибнет со скоростью военных лет. Экономика захвачена чуждыми силами. Промышленность разрушается. Русский промышленный потенциал, созданный отцами и дедами, гибнет.

Но главное и самое опасное в другом. Народ лишили права быть самим собой- русским народом.

Русский язык наполняется иностранными словами и смыслами. Русская культура безжалостно подвергается насильственному изменению и уничтожению в угоду низкопробным поделкам западной массовой культуры.

Русская история искажена до предела, настолько, что собственно истории русского народа не осталось. Вместо великой истории страны и её народа нам подсунули небылицы, написанные для специального применения — с целью уничтожения памяти народа и подавления его родовой основы.

Традиционная нравственность народа варварски искореняется насаждением безнравственных правил поведения и чуждых нам идеалов.

Народности России, всегда жили вместе на одной территории как один народ, имели общие культурные традиции, общие нравственные правила поведения, единое восприятие государственности, что позволяло веками мирно жить в пределах одного государства, как бы оно не называлось.

Теперь стараниями различных «друзей», желающих приобщить нас к «культурным ценностям» Запада и Востока наши народы приведены в состояние сборища враждебных зверьков, жадно пожирающих свою жалкую добычу, в то время, как основной хищник захватывает страну., лишая нас будущего- права на независимую и достойную жизнь в соответствии со своими традициями и обычаями.

Носители западных «ценностей» и их «восточные» союзники показали свою истинную сущность особенно отчетливо на примере Ливии. Вступив в сговор против ливийского народа борцы за демократию и свободу силой насадили свой режим целой стране. Это отчетливо показало, что нет христианина или мусульманина, есть право народа на свободную жизнь и циничные захватчики и их союзники, нарушающие это право, к какой бы вере они не относились.

У наших народов, народов России, захватчики всегда получали достойный отпор. Так мы воспитаны, таковы наши убеждения и нравственные ценности.

Никто не может нам навязывать свою волю и чуждую нам мораль, чем бы это не объяснялось.

Никто не может заставить народы России жить по чужим законам. Народы России всегда жили по своим, русским законам, по русской правде, основанной на вековых традициям и тысячелетней культуре под защитой Русской империи в различных её проявлениях.

Всегда, когда было сильно русское государство, все народы России жили спокойно и могли развивать свою самобытные традиции, не нарушающие общие нормы и правила

Как только сила общего государства уменьшалась, все народы теряли возможность своего развития.

В этих условиях у нас есть только один выбор- всем миром подняться против оккупации страны чуждыми нам силами и насаждаемой ими модели развития нашего государства, чуждых народу нравственных принципов и правил, ведущих к упадку и разрушению страны..

Мы можем сами решать каким богам поклоняться и какие правила поведения нам применять. У нас для этого есть богатый опыт и великое прошлое, которое надо просто знать.

Россия -великая страна, которая была, есть и будет.

Мы русские, с нами бог!. Наше дело правое мы победим!

Председатель Гражданской общественной палаты Саратовской области

В.И.Трофимов

Председатель Народного собрания Саратовской области (гражданская инициатива)

Л.Д.Яковенко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *