Собор рождества Богородицы

Великий Новгород

щелкните по карте, чтобы ее увеличить

Всякого, кто посещает новгородский Антониев монастырь, не оставит равнодушным главный храм — собор Рождества Богородицы.
Это один из старейших каменных храмов, сохранившихся в пределах Новгорода. При этом, это был первый храм, построенный не князем и не епископом, а «всего лишь» местным игуменом. Этим человеком был знаменитый Антоний Римлянин. Его позднее житие, написанное в XVI в., повествует, что он был иноземцем по происхождению и в Новгород прибыл из самого Рима, по воде на камне. Камень уткнулся в правый берег реки, ниже тогдашнего города, где потом и возникла обитель. Но в более ранних источниках такой информации не содержится. Не исключено, что это все поздние легенды.
При этом, как сообщает Новгородская I летопись, «В то же лЂто игуменъ АнтонЂи заложи церковь камену святыя Богородица манастырь». Это известие помещено между сообщением о мартовском посажении в Новгороде князем Всеволода Мстиславича и известии о произошедшей в декабре смерти посадника. При этом, формулировка летописи позволяет допустить, что и монастырь был тоже заложен тогда же, одновременно со строительством его первого и главного храма.
В 1119 году храм был окончен. Это было большое для Руси того времени каменное сооружение, хотя он несколько уступал по объему прочим каменным храмам города и предместий тех лет — Николо-дворищенской церкви, Геогриевскому собору Юрьева монастыря и Благовещенской городищенской церкви. Между 1119 и 1122 г, как предполагают искусствоведы, — был второй этап строительства собора — пристройка предела западной стороны и лестничной башни с северо-западного угла. Этим и объяснятся наличие у собора трех асимметрично расположенных глав — центральной и две угловых по углам главного, обращенного к реке, фасада. На одной из площадок лестничной башни находится маленькая ниша — келья, в которой монахи, воодушевленные суровыми идеями пришедшего из Византийской империи течения столпничества — часами сидели скорчившись, презрев комфорт и молились Богу. Путь к Богу, по мнению стопников, лежал через лишения и отрешенность от обычного бытия.
В 1125 году собор был расписан. Некоторые фрагменты росписей, посвященных Рождению Христа, и изображающих Свв. целителей Флора и Лавра, сохранились до нашего времени.
В 1136 г. один из монастырских иноков — Кирик-новгородец — составил свой знаменитый научный труд о числах и в нем указал, что он «Антоновъ Кикик диакон, деместник церкви стыя Бца» — то есть, диакон и регент хора главного монастырского храма Рождества Богородицы.
В 1147 г. Антоний Римлянин умер, передав игуменство Андрею. Могила Антония находится в храме. В этом же храме можно увидеть и камень, на котором по преданию приплыл святой. Камень был обретен лишь в середине XVI в тогдашним игуменом Вениамином и торжественно вставлен в наружную стену собора. Тогда же было написано похвальное слово Антонию, которого к концу столетия и вовсе официально в Москве признали святым. Это заставляет поставить вопрос о подлинности реликвии — а имел ли он вообще отношение к основателю монастыря и не был был ли он «найден» лишь 400 лет спустя, чтобы прославить обитель и ее основателя.
На Руси бывали более чем странные «чудеса», возможно, уступающие Туринской плащанице, но тоже преследовавшие определенные цели. В XV в., когда жестко присоединялось к Москве Ярославское княжество, там стали происходить чудеса мощей местных святых князей, уже тогда вызвавшие полемику среди русского высокого духовенства. А в том же Новгороде практически в те же годы, когда новгородские шильники-бандиты напали на людей гостившего в городе великого князя Василия Темного, произошло чудо мощей новгородского святого Варлаама Хутынского, якобы исцеливших умершего княжеского слугу. Лишь после того, как новгородцы преподнесли князю и его людям богатые дары, князь «уцеломудрился» в вере и согласился чудо это признать. Не был ли нарочитой подделкой и камень Антония?
Тем не менее, Антоний, кем бы он не был по происхождению, и откуда бы и на чем не приплыл — был, несомненно, яркой личностью. Построенный Антонием каменный Рождественский храм — первая новгородская церковь, заложенная не князем и не епископом, на мой взгляд, является наиболее важным памятником своему основателю.

ул. Молотковская, 16,
Великий Новгород

Группа ВКонтакте

Церковь Рождества Богородицы на Михалице находится в Великом Новгороде на Молотковской улице, название которой дали населявшие улицу кузнецы, оружейные и принадлежащие к монетному двору мастера.

Первое упоминание о постройке храма относится к 1199 году: «Томь же лЂтЂ постави церковь княгыни Ярославляя на Михалици манастырь святыя богородиця Рожьство, игумению поставиша Завижюю посадника.»

Заказчиком строительства являлась княгиня Феодосия — мать Александра Невского. Церковь входила в состав Михалицкого монастыря, от которого на сегодняшний день, сохранилась ещё трапезная с церковью Михаила Малеина и колокольней. Скорее всего, ранее построенная церковь Михаила Малеина и дала название монастырю и слободе.

Каменная церковь Рождества Богородицы была построена в 1379 году после того, как прежняя деревянная сгорела при пожаре.

В последующее время здание храма подвергалось некоторым переделкам и было капитально перестроено в конце XVII века. В XIX веке с запада был пристроен притвор. Характерными деталями церкви являются вкладные каменные кресты, на которые в своё время обратил внимание ещё архиепископ Макарий, и пояс цветных изразцов под карнизом купольной юбки.

В 1764 году, при учреждении штатов, Михалицкий женский монастырь был упразднен, а в 1786 году обе монастырские церкви были обращены в приходские.

Во время Великой Отечественной войны памятник сильно пострадал от бомбардировок. Они разрушили почти все церковные своды и купол. По описаниям 1955 года церковь тогда представляла собой «каменную коробку с огромными вертикальными трещинами, осыпался весь юго-восточный столб и значительно наклонилась апсида, имевшая большую пробоину над окном».

Летом 1956 года на церкви Рождества Богородицы были проведены реставрационно-восстановительные работы. Автор исследования и проекта реставрации — Л. Е. Красноречьев. К окончанию работ памятник был восстановлен в формах XVII века с выявлением форм и деталей XIV века.

В настоящее время церковь Рождества Богородицы является действующим приходом Новгородской Старообрядческой Поморской общины.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *