Содержание
Об Италии
В католической иерархии эта церковь стоит выше всех остальных храмов мира, не исключая и собора св. Петра, о чём свидетельствует надпись над входом: «святейшая Латеранская церковь, всех церквей города и мира мать и глава».
Собор Святого Иоанна Латеранского или Базилика Сан-Джованни ин Латерано (Basilica di San Giovanni in Laterano, Базилика св. Иоанна Латеранского; офиц. название Archibasilica Sanctissimi Salvatoris) — кафедральный собор города Рим и место нахождения кафедры римского епископа (а также папского трона). В католической иерархии эта церковь стоит выше всех остальных храмов мира, не исключая и собора св. Петра, о чём свидетельсвует надпись над входом: «святейшая Латеранская церковь, всех церквей города и мира мать и глава».
Режим работы Сан-Джованни ин Латерано: пн-пт 10-00 – 17-00, сб 10-00 – 15-00, воскресенье выходной. Вход свободный. Добраться можно на метро, до станции San Giovanni.В античности на месте базилики находилось поместье знатного семейства Латеранов. Приняв христианство, император Константин Великий подарил Латеранский дворец (доставшийся ему как приданое) римскому епископу. Папа Сильвестр I в 324 году освятил вновь построенную базилику в честь Христа Спасителя, в X в. её небесным покровителем был объявлен Иоанн Предтеча, а ещё через двести лет — Иоанн Богослов. Несмотря на эти перемены в посвящении, храмовым праздником всегда оставалось Преображение Господне.
В течение первого тысячелетия существования базилики все римские папы проживали в Латеранском дворце; здесь же состоялось пять вселенских соборов. Храм был убран драгоценными подарками императоров, которые принесли ему прозвание «золотой базилики»; всё это было утрачено при разграблении Рима вандалами в V веке. Главной реликвией храма во все времена считались «Святая лестница» — лестница, привезённая св. Еленой из Иерусалима и якобы происходящая из дворца Пилата. По церковному преданию, именно по этой лестнице Христос взошёл на судилище, предшествовавшее распятию. В соборе в табернакле XVI века над паспским алтарем в двух серебряных реликвариях, выполненных в форме бюстов, хранятся головы апостолов Петра и Павла.
Среди других реликвий базилики — часть Ризы Богородицы и часть губки со следами крови, с которой, по преданию, напоили Иисуса Христа уксусом при распятии.Во время авиньонского пленения пап базилика дважды горела и пришла в упадок. По возвращении в Рим папы обосновались в Ватикане, а обветшавший Латеранский дворец был снесён. Сикст V повелел снести и древнюю базилику, решив построить храм гораздо более крупный по размерам и богато украшенный. Многие поколения архитекторов оставили след в его архитектуре; ведущая роль среди них принадлежит Доменико Фонтане и Франческо Борромини. Строительство завершилось в 1735 году, когда Алессандро Галилеи пристроил к собору колоссальных пропорций фасад, более подобающий дворцу, чем храму. В собор ведут пять дверей и крайняя правая — «юбилейная» то есть открывается только в Юбилейный год. В самом соборе сохранилась фреска Джотто, изображающая папу Бонифация VIII, впервые объявляющего 1300 год юбилейным.
Рядом с базиликой сохранилось несколько сооружений незаурядной исторической значимости. Среди них выделяется баптистерий 440 года, который долгое время оставался единственным в Риме, и несколько построек прекрасной готической архитектуры XII века, сохранившихся от Латеранского монастыря. Прямо перед храмом установлен обелиск красного гранита из египетского храма в Карнаке, созданный для Тутмоса III и перенесённый в Рим при Констанции II. Стены Латеранской базилики украшают огромные статуи апостолов. В самом храме похоронены шесть пап — Александр III, Сергий IV, Климент XIII, Мартин V, Иннокентий III и Лев XIII.
Друзья, в одной из своих недавних публикаций я рассказал Вам о грандиозном по своим размерам и значимости для христианской церкви соборе Святого Петра в Ватикане. Сегодня я хочу рассказать Вам еще об одном храме этого крошечного государства, который для католичества имеет даже большее значение, чем собор Святого Петра.
Собор Святого Иоанна Латеранского (Basilica di San Giovanni in Laterano) на своем фасаде гордо несет надпись «святейшая Латеранская церковь, всех церквей города и мира мать и глава».
Basilica di San Giovanni in Laterano
В древние века на месте нынешнего собора находился дворец семейства Латеранов. Император Константин Великий милостиво передал это здание во владение римского епископа. И в 324 г. была возведена и освящена базилика в честь Христа Спасителя. Намного позже её покровителем был объявлен Иоанн Богослов.
Первую тысячу лет с момента основания в Латеранском дворце проживали все римские папы. Особое историческое значение этого сооружения состоит в том, что здесь состоялось пять Вселенских соборов!
Некогда благодаря богатству своего внутреннего убранства базилика была названа «золотой». Однако ни время, ни набеги вандалов не пощадили её красоты – практически всё было разграблено еще в V в. Более того, она несколько раз горела. Все это привело к её практическому полному обветшанию.
Собор Св. Иоанна Латеранского
Указом папы римского Сикста V Латеранский дворец и старая базилика были снесены, а на их месте началось возведение нового, грандиозного собора. В своем теперешнем виде Собор Святого Иоанна Латеранского был построен в XVII в. Впечатляющий своими размерами фасад был пристроен в 1735 г. архитектором Алессандро Галилеи. На его верху расположены статуи Иисуса Христа, Иоанна Богослова, Иоанна Крестителя и апостолов.
Как и в Соборе Святого Петра, здесь тоже есть пять врат, крайние правые из которых носят название «юбилейные» и открываются лишь в Юбилейный год.
Интерьер Базилики Сан-Джованни ин Латерано просто восхитителен! Он имеет форму латинского креста с пятью нефами. Повсюду видны фрески и барельефы. Вдоль стен расположены величественные статуи пророков, Святых и Апостолов, выполненных в XVIII веке.
Вдалеке виден Папский алтарь
Особое внимание притягивает к себе необыкновенный мраморный пол. Это шедевр работы семьи Космати. Их неповторимы стиль состоит в использовании мраморных плит различных цветов. Благодаря их умелой комбинации между собой образуются причудливые формы в виде различных геометрических фигур.
Пол Базилики
Собор Святого Иоанна Латеранского хранит в себе множество христианских реликвий. Это часть губки, с которой Христа поили уксусом на кресте; головы апостолов Петра и Павла; святая лестница, по которой Христос вошел в дом Пилата; часть облачения Богоматери. Также в храме свой последний приют нашли шесть римских пап.
Чарующий интерьер собора св. Ионна Латеранского
Обязательно посетите Собор Святого Иоанна Латеранского в Ватикане, ведь этот храм относится к главнейшим храмам для христианской религии и хранит в себе множество святынь.
Удачного путешествия!
История храма Святого Иоанна Крестителя в деревне Камаи
С высокого холма в центре местечка Камаи, что в Поставском районе Витебской области, грозно глядит своими глазами-бойницами необыкновенный памятник белорусского архитектуры – костел Иоанна Крестителя.
Уникальный в своем роде храм оборонного типа был построен в период с 1603 по 1606 год на средства владельца деревни Камаи Яна Рудомино-Дусяцкого. Кто был архитектором храма, сказать сложно. По одной из версий, этот необычный для Беларуси храм-крепость, сочетающий в себе элементы готики, ренессанса и барокко, был построен по проекту местного зодчего.
Уникальность исторической достопримечательности деревни Камаи
Построенные на берегу полноводной в те годы реки Камайки стены костела двухметровой толщины, прежде всего, были призваны осуществлять оборонительную функцию.
И действительно, Камайский костел-крепость был участником многочисленных военных действий. Пушечные ядра времен русско-шведской войны, вмурованные в стены костела по приказу Петра Рудомины, являются напоминанием о страшных кровопролитных событиях того времени.
Уникален Камайский костел и тем, что он не только пережил многочисленные войны, но и выстоял в нелегкое для всех христианских святынь время советской власти. Когда многочисленные соборы разрушались и разворовывались, двери костела Иоанна Крестителя были открыты для прихожан. Дело в том, что во время войны местный ксендз Булька спрятал здесь известного партизана, поэтому партийная власть относилась к Камайскому собору благосклонно.
Во многом благодаря тому, что в советское время костелу был присвоен статус историко-культурной ценности, прекрасно сохранилось внутреннее убранство храма. Сегодня здесь можно увидеть алтарные деревянные статуи святых Петра и Павла, икону Матери Божьей начала XVII века, картину «Иисус и сирота», написанную специально для храма Альфредом Ромером. Это была последняя работа знаменитого белорусского художника.
Отдельного внимания заслуживает знаменитый орган конца XVIII века. Именно с этого старинного органа начал свой творческий путь знаменитый польско-белорусский органист, критик, композитор и дирижер Бронислав Рутковский. Орган был подарен храму на 300-летие. В наши дни он располагается над входом на хорах, которые были построены в XVIII веке во время строительства каплицы.
Почему деревня Камаи включена в программу экскурсий по Беларуси?
Неподалеку от костела можно увидеть еще одну достопримечательность Камаев. Это каменный крест внушительных размеров с треугольной нишей для распятия в центре, который является своеобразным символом деревни. Крест был высечен из гранитного валуна и установлен рядом с храмом Иоанна Крестителя. Надписи и знаки на кресте остаются нерасшифрованными по сей день.
Не открыл все свои секреты и Камайский костел. Под зданием храма находятся подземные ходы, которые до сих пор мало исследованы. Говорят, что во времена многочисленных войн и набегов камайские богачи прятали в подземных лабиринтах свое золото. Возможно, именно Вам посчастливится их найти, если Вы отправитесь с нами в экскурсионный тур по Беларуси с посещением деревни Камаи.
Кафедральный собор Святого Иоанна (St John’s Co-Cathedral, Kon-Katidral ta’ San Ġwann) — католический собор в центре Валлетты, посвящен святому Иоанну Крестителю. На данный момент этот собор является одним из самых наиболее посещаемых мест на Мальтийских островах.
Собор был построен госпитальерами по заказу великого магистра ордена Жана де ла Кассьера (Jean de la Cassière). Строительство собора велось в период между 1572 и 1577 годами.
Строгий и скромный внешний вид собора резко отличается от роскошного интерьера внутри.
Мраморные надгробные плиты
Мраморные надгробные плиты, покрывающие пол, являются уникальной особенностью собора Святого Иоанна. Весь пол нефа, часовни и оратория покрыты надгробными плитами, под которыми находятся различные захоронения, в том числе и некоторых из самых выдающихся рыцарей Ордена. Эпитафии на латинском языке описывают достоинства каждого отдельного рыцаря, на каждом надгробном камне есть сведения о его триумфе, славе, победе и смерти.
Одним из самых популярных символов является изображение смерти, представленное в виде скелета, часто с серпом и песочными часами, означающими переход времен. Другим популярным символом является ангел славы, часто представляющий дуновение трубы, отмечающий почетную репутацию умершего. Короны указывают на самых знатных рыцарей. Упомянутые символы сопровождаются бронированными щитами и оружием, начиная от боевых флагов и заканчивая алебардами, шлемами и кирасами. Каждая надгробная плита была сделана по оригинальному проекту и состоит из цветного инкрустированного мрамора. Плиты относятся к периоду с начала семнадцатого века до конца восемнадцатого века.
В соборе захоронены и великие Магистры Ордена, к примеру Ла Валлетт и Ла Кассьер. Полный список захоронений опубликован на официальном сайте собора.
Караваджо
Одной из достопримечательностей собора является картина Караваджо «Усекновение главы Иоанна Крестителя» (The Beheading of St John the Baptist) написанная в 1608 году. Эта картина является одним из шедевров Караваджо и его единственной подписанной работой. Картина была написана по заказу Великого Магистра Алофа де Виньякура. Холст с картиной находится в оратории собора, для которой он и был создан.
Усекновение главы Иоанна Крестителя, Караваджо
Усекновение главы Иоанна Крестителя, в кафедральном соборе Святого Иоанна
Также в оратории находится вторая картина Караваджо — «Пишущий Святой Иероним» (Saint Jerome Writing), написанная в 1607–1608 годах.
Пишущий Святой Иероним, Караваджо
Как добраться до собора
Точный адрес: Triq Ir-Repubblika, Il-Belt Valletta, Мальта
Чтобы добраться от площади у входа в Валлетту до собора, необходимо просто пройти по прямой по главной улице города:
Как пройти до собора Святого Иоанна в Валлетте
На карте:
Время работы
Цены на билеты
В стоимость билета включен аудиогид, который доступен также и на русском языке.
Перед посещением уточняйте информацию на официальном сайте.
Правила посещения
- Так как это действующий собор, необходима уместная в данном случае одежда — плечи и колени должны быть прикрыты (на входе предусмотрены шали/шарфы).
- По мраморному полу не допускается обувь с узкими каблуками или шпильками, тапочки можно купить на месте по цене €1.20 за пару.
- Рюкзаки придется перевесить и носить спереди.
- Фотографировать в соборе можно, но нельзя использовать вспышку.