Собор в касимове

Кафедральный собор в честь Вознесения Христова

Контактная информация:
Адрес: 391300 г. Касимов
Настоятель: протоиерей Иоанн Бобиков

Тел. настоятеля: 8-910-507-21-25
Историческая справка:
В 1571 году Касимов описывается в писцовых книгах Петра Воейкова как деревянный город, в котором упоминается деревянная соборная церковь Вознесения Христова с приделом в честь Усекновения честной главы Иоанна Предтечи.
Однако упоминаемая в писцовых книгах церковь 3 июня 1679 года сгорела, как видно из челобитной соборного священника к преосвященному Иосифу, митрополиту Рязанскому. Соборные иконы уцелели и были перенесены в Пушкарскую Николаевскую церковь.
Точных указаний на то, когда же был возведен новый храм, в документах не имеется, но историки относят строительство нового собора к XVII столетию. Но вначале XVII века и этот храм сгорел.
Построение каменной пятиглавой соборной Вознесенской церкви с приделом в честь Ионна Предтечи недалеко от деревянной, было начато по благословению преосвященного Алексия Титова. Строительство шло на средства и старанием Касимовского воеводы Василия Михайловича Ховрина и началось 27 марта 1748 года. 13 июня 1754 года собор был освящен по храмосвятной грамоте, данной митрополитом Димитрием Сеченовым.
В 1779 году была построена каменная колокольня вместо деревянной на шести столбах. Средства на нее дал Василий Андреевич Губарев.
В 1876-1878 годах в храме произошли ремонтные работы. Был построен новый расширенный алтарь, устроен новый иконостас и расписаны стены храма. 8 августа 1787 года состоялось освящение храма архимандритом Солотчинского монастыря Иоанникием и соборным протоиереем Федором Ипатьевым.
К 1790 году в храме, усердием В.А.Губарева, вместо одного было устроено два придела. На правой стороне во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи и святителя Василия Великого, а на левой — во имя святителя Димитрия Ростовского чудотворца и святой Екатерины Великомученицы. Храм был освящен в 1790 г, на антиминсах, выданных из Успенского кафедрального собора.
В 1837 году этот храм посетил наследник престола цесаревич Александр Николаевич, который проезжал по Рязанской губернии. Именно с Касимовского уезда и города Касимова начал свое обозрение нашей губернии будущий российский император. У собора после молебна он сделал смотр нижним чинам, и был доволен встречей с жителями города.
В XIX веке вместо обветшавшего храма был построен новый, ныне существующий собор с приделами Покровским и Предтеченским. Начало его строительству было положено 25 июня 1854 года, а окончен и освящен он был полностью в 1867 году.
Все кто видел Вознесенский соборный храм, единогласно утверждают, что это один из прекраснейших соборов в Рязанской епархии. План собора был снят с плана собора в Гатчине, о чем было написано в Рязанских епархиальных ведомостях за 1897 г.
Из древних и ценных реликвий, которые находились в соборе и почитались прихожанами, были: Евангелие печати 1677 года, подаренное царевичем Алексеем Михайловичем с собственноручной надписью, а также ружная грамота царя Алексея Михайловича 1672 года на выдачу годового жалованья соборному причту и икона Иоанна Предтечи, присланная Иоанном Грозным (или Алексеем Михайловичем — по мнению других историков прошлого) для молитвы о сыне.
В 20-х годах ХХ столетия был закрыт; перед этим некоторое время находился в распоряжении обновленцев.
В 1936 г. по ходатайству филиала рязанского Аэроклуба горисполком решил устроить парашютную вышку на бывшей колокольне собора. В 1960 годк соборная колокольня была разобрана.
Современное состояние:
Вознесенский собор возвращён Церкви в 1998 году. В 2001 году с помощью благотворителей началось восстановление Вознесенского собора.
Торжественное освящение его состоялось 1 июля 2002 года. Его возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении пяти иерархов: Рязанского и Касимовского (ныне покойного) Симона, Нижегородского и Тамбовского (ныне покойного) Евгения, Шацкого Иосифа, Дмитровского Александра и Сергиево-Посадского Феогноста. Среди сонма священнослужителей в сане архимандрита был ныне здравствующий Нижегородский архиепископ Георгий.
Боковые приделы собора:
— левый – Покрова;
— правый – Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. В настоящее время освящен только левый придел.
Торжественно празднуется память священномученика Матфия пресвитера Касимовского, клирика Вознесенского собора и первомученика Касимовского – 14 ноября. Собор святых земли Касимовской – четверг Фоминой седмицы (день прославления блаженной Матроны Анемнясевской, исповедницы).
С 2006 года в праздник Вознесения Христова в Воскресенском соборе со всех храмов собираются Крестные ходы на молебен.
Реквизиты:
Р/с 40703810600030000063
в Касимовский филиал ПВТБ (ОАО) г. Рязань
Кор/счёт 30101810500000000708
ИНН 6226002346
КПП 622601001
БИК 046126708
(Вознесенский Собор и Успенский храм имеют одну общину –
Приход Успенской церкви г. Касимова)

Священнослужители Вознесенского собора:

Настоятели:
Священники:
Иоанн – 1672 год,
Пётр Иоаннов – 1687 год,
Иродион Петров – 1710,
Герасим Иосифов – 1734 и 1741 гг.,
Иоанн Иродионов – 1741 и 1764 гг.,
Из них Протоиереи:
Иаков Иоаннов – 1752-1774 г,
Григорий Никитин – 1774-1775 г.,
Антоний Кодратов – 1775-1787 гг.,
Феодор Игнатьев – 1787-1808 гг.,
Поликарп Кистусский – 1799-1832 гг.,
Иоаким Краснов – 1825-1844 гг.,
Лазарь Вулисанов – 1845-1875 гг.,
Николай Глебов – 1875-1891 гг.,
Леонид Сапфиров – 1895 — ?,
Андрей Правдолюбов с 2002 года
Священнослужители:
Борис Иануариев (1762 г.)
Симеон Иоаннов (1762-1774)
Иоанн Тимофеев (1774)
Сергий Иаковлев (1778)
Иоанн Антониев (1781)
Григорий Петров – 1789
Иоанн Исидоров – 1809-1815
Михаил (Яковлевич) Миртов – 1815-1825
Николай Поспелов – 1819-1851
Мартиниан Весёлкин – 1832-1836
Иоанн Борецкий – 1836-1867
Михаил Ермонский – 1851
Димитрий Воскресенский – 1868
Иоанн Петропавлов 1902-?
Матфий Рябцев – 1905-?

< Предыдущая

Каменный Никольский храм возводился в Касимове в качестве монастырской церкви и оставался таковой до упразднения окончательно обнищавшего Николаевского монастыря в 1778 году. Годы основания монастыря неизвестны, но известно то, что к 1627 году он уже совершенно точно стоял там, где ныне стоит Никольская церковь. Вот что о нём сообщается: «Да в Касимове ж у винокуренного ручья, по конец нового посаду, слобода великия государыни инокини Марфы Ивановны селится вновь, а в слободе церковь деревянная Николая Чудотворца клетцки, да в той же церкви придел Михаила Малеина… А в приделе Михаила Малеина двери царские и столицы на краске, а придел не освящён, да у той же церкви два колокола, весом в три пуда, государева данья, а под церковью и под кладбищем земли в длину пятьдесят четыре сажени, поперёк сорок четыре сажени, да на церковной же земли дворы Никольского черного попа». Два факта из этого перечня необыкновенно важны. Первый — кладбище при храме. Это кладбище — свидетельство того, что Никольский храм к тому времени имел некоторую историю; и возможно, сравнительно долгую (по некоторым данным, чуть ли не 700-летнюю). Уже в ХVI столетии шёл активный процесс христианизации местного населения, затронувший даже ханскую семью, — этот процесс должен был откуда-то исходить, иметь какие-то миссионерские центры. Можно предположить, что в качестве одного из таких центров выступал древний Николаевский монастырь. Но — почему монастырь? То, что Никольская церковь являлась именно монастырским храмом, доказывается вторым фактом из указанных, а именно — упоминанием о землях «Черного попа», то есть иеромонаха. Всего в тогдашнем Касимове насчитывалось несколько церквей — точный их счёт тоже содержится в Писцовой книге 1627 года: «На старом посаде и на новом четыре церкви с пением, да три без пения, да церковь с приделом строится вновь…» Все эти храмы были деревянными. К началу ХVIII века пришла пора строить и каменные — очень уж досаждали горожанам пожары, беспрестанно уничтожавшие плоды их рук.

Первым каменным храмом Касимова стала построенная в 1700 году в Пушкарской слободе Богоявленская церковь. Миновало пять лет, и каменным храмом обзавелся и Николаевский монастырь. В 1705 году вместо разобранной деревянной Никольской церкви посадский человек Яков Яцков возвёл здесь каменную — небольшую, одноглавую. Благословенную грамоту на её постройку дал известный сподвижник Петра Великого — митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский). Никольская церковь оставалась монастырским храмом до 1778 года. Удивительно, но обитель уцелела в 1764 году, когда в ходе секуляризационной реформы упразднению подверглось более четырёхсот монастырей (из 950-ти). Перед принятием решения, быть или не быть той или иной обители, составлялись их описи. В Николаевском монастыре этим занимался подпоручик Алексей Житков. Он указывал, что Никольская церковь «крыта тесом сосновым», что глава её «обита чешуею деревянной» и что в храме имеется три престола: главный — Никольский, и два придельных — святого мученика Иоанна Воина и святителя Димитрия Ростовского. Кроме того — к «каменной церкви прикладена каменная же колокольня, оная крыта тесом, на ней глава из черепиц каменных, крест железный, в местах позлащён». На колокольне — четыре колокола, весом от одного до пяти пудов. Однако дни обители были сочтены. После её закрытия монастырский храм был обращён в приходскую церковь. Стоит отметить, что Никольскую церковь лицезрели два самодержца. Но заходили ли они в храм, история умалчивает. Первым из них был Пётр I. Он побывал в Касимове дважды — в 1695 и 1722 годах. Вторым венценосным гостем Касимова стал Александр II, когда цесаревич совершал ознакомительную поездку по России, где одним из её пунктов значился Касимов. Спутники, сопровождавшие Александра запомнили фразу, брошенную будущим императором: «Со стороны Мурома Касимов — деревня, а из-за Оки — губернский город…»

ХIХ век запомнился ещё и тем, что Никольский храм, как и многие церкви Касимова, расширили, пристроив с юга и севера два просторных придела к трапезной в 1867 году. Тогда же старую восьмигранную колокольню заменили новой — той, что красуется сегодня с западной стороны храма. После Октябрьской революции в церкви проводились богослужения вплоть до 1941 года, когда черёд всё-таки дошёл и до Никольской церкви. Удивительное дело — богоборцам церковь так и не досталась. Последнего её настоятеля отца Якова Цветкова арестовали, а староста А.А. Вареина наотрез отказалась отдавать ключи от храма работникам исполкома — даже под угрозой ссылки и расстрела. Когда весной 1943 года Анастасию Авдеевну вновь вызвали в исполком, она решила, что настал её смертный час. Поплакала, попрощалась с родными, помолилась. Но в исполкоме ей неожиданно сказали: «Церковь открывать хотите? Ищите попа, регистрируйтесь и служите!» Спустя несколько дней в храме возобновились богослужения. Настоятелем храма тогда здесь был известный в Касимове отец Сергий. Через девять месяцев батюшку мобилизовали «на трудовой фронт», но церковь с тех пор уже не закрывалась. До 1990 года она оставалась единственным действующим храмом Касимова.

Никольская церковь совершенно не вписывается в стилистику барокко — перед нами некоторое «бесстилье», с одной стороны ориентированное на традиционную средневековую русскую архитектуру, а с другой — получившее во внешнем декоре некоторые барочные элементы. Снаружи храм удивляет своей стремящейся к некоторой «голизне» простотой. Не то что ничего лишнего, а вообще почти ничего, кроме гладких белоснежных стен, в двух уровнях прорезанных окнами. Вероятнее всего такое решение экстерьера было продиктовано скудостью средств, выделенных на строительство, но странным образом оно не огорчает, а напротив, понуждает внимательнее вглядываться в храм, искать подробности и размышлять о том, что архитектурное изобилие не всегда является залогом большой эстетической ценности… Перед нами типичный храм-«корабль», вытянувшийся с запада на восток: колокольня, «распузенная» трапезная, лаконичный двусветный четверик с простым сомкнутым сводом, огромная апсида. Декор в экстерьере — выделенные скромными пилястрами; ступенчатый карниз, разделяющий два света основного четверика, с арочным изгибом над дополнительной дверью; наличники окон. Вот эти наличники наиболее «обильны» с декоративной точки зрения, но — «обильны» лишь на фоне абсолютно ровных белых стен. Они образованы двумя вертикальными полуколонками с треугольным сандриком, «посаженным» сверху, с некоторым отступом. Более богат барабан, но и это богатство — вполне условное; оно определяется именно как богатство исключительно лаконизмом экстерьера. Четверик покрыт четырёхскатной крышей, над которой возвышается стройный восьмигранный барабан с небольшой главкой. Он — глухой. Барабан украшен стоящими на квадратных основаниях полуколонками, разделёнными валиками на несколько частей. Это — самая декорированная часть храма. Трёхъярусная колокольня Никольской церкви — одна из архитектурных доминант невысокого Касимова; это становится ясно при взгляде на город с противоположного берега Оки. Верхний ярус увенчан стройным барабаном, перекликающимся с барабаном храма (и в этом сказалось тонкое понимание своей задачи теми, кто перестраивал храм во второй половине ХIХ века). Над барабаном — главка со шпилем. Приделы, расположенные симметрично с юга и севера, появились в 1860-х годах, с расширением трапезной. Основные размеры храма: сторона четверика — более девяти метров (при этом внутри церкви она сокращается до шести метров); высота внутренней части основного храма — около 12 метров; ширина трапезной — более 25 метров; длина церкви — более 40 метров. «Благолепие» внутреннего убранства сохранилось в полной мере (ибо Никольский храм не разорялся в богоборческую эпоху) и даже, после соответствующей реставрации, приумножилось. Основная составляющая этого благолепия — великолепный резной позлащёный иконостас ХVII века, возвышающийся до сводов четверика. Впечатление производит он немалое. Потолок церкви покрыт росписями, созданными, вероятно, лет двести назад — в пользу этого говорит акдемическая манера, в которой они исполнены. Впервые в советское время фрески реставрировались в 1950 году; судя по их нынешнему прекрасному состоянию, поновлялись они и позже. В трапезной части тогда же, в 1950 году, стенная живопись так же была поновлена. Главная святыня Никольского храма — чудотворный список Казанской иконы Божией Матери. Исследователи утверждают, что он был создан на рубеже ХVI-ХVII веков и является одним из древнейших (если не древнейшим) из сохранившихся.

Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №153, 2015 г.

Наиболее старой из православных церквей города Касимова является церковь Богоявления с приделом Георгия Победоносца — покровителя ратных людей. Она возведена в 1700 году на территории Пушкарской слободы вместо двух ветхих церквей и чаще называется по приделу Георгиевской, а в народе Егорьевской. Расположенная на крутом обрыве берега Оки, она хорошо видна в силуэте города, особенно со стороны реки. На этом месте, с северовосточной стороны Городца Мещерского, в XIII в. находился Богоявленский монастырь.

Георгиевская церковь пятиглавая, с высоким четвериком и низкой трехчастной апсидой. Еще более высокая трехъярусная колокольня ее завершена небольшой барочной главкой со шпилем. Между колокольней и храмом располагается низкая одноэтажная трапезная, расширенная в XIX в. Из всех касимовских церквей в оформлении Георгиевской церкви более всего чувствуются традиции барокко конца XVII в. Так прямоугольные окна обрамлены характерными для нарышкинского стиля наличниками с разорванными фронтончиками, поддерживаемыми полуколонками, опирающимися на кронштейны. Оригинальный пояс ложных кокошников, в которых использован мотив раковины, широко применявшийся в московской архитектуре конца XVII в. и превратившийся здесь в кружевную орнаментацию, украшает четверик храма и одновременно свидетельствует о творчестве местных мастеров.

Вот что говорится о Георгиевской церкви в «Истории города Касимова с древнейших времен» Н.И.Шишкина: «…Эта церковь самая древнейшая из церквей города Касимова. Многие того мнения, что на ее месте находился городецкий Бoгоявленский монастырь, в котором умер в 1263 году Святой Великий Князь Александр Ярославич Невский: возвращаясь из Золотой Орды, куда он ездил ходатайствовать пред ханом за Русскую землю, сделавшись нездоров, еще на дороге он заехал в Мещерский городец и, почувствовав приближение смерти, принял схиму в Городецком Богоявленском монастыре, где вскоре и скончался 14 ноября 1263 года. В схиме он принял имя Алексея. Городецкий Богоявленский монастырь вместе с Мещерским городцем был истреблен монголами в 1376 году, обратившими в пепел города и селения до Мурома.

Церковь великомученика Георгия была первая основанная русскими в Касимове в эпоху уничтожения Касимовского царства, т.е. в то самое время, когда край и город Касимов начинают населяться русскими. Про основание сей церкви в народе существует такая легенда. На месте Георгиевской церкви был густой непроходимый лес, где спасался пустынник, на которого часто дорогой нападали волки; всякий раз, когда на него нападали волки, он обещался построить церковь великомученику Георгию, если он спасет его от волков, и св. Георгий чудесно спасал его; но он свое обещание забывал после избавления от опасности. Однажды на него напало много волков, которые его чуть не загрызли до смерти; он призвал Великомученика Георгия на помощь и опять повторил свое обещание, и св. Георгий спас его от волков. После этого он исполнил свое обещание, построил деревянную церковь на высоком кургане в воспоминание избавления от опасности; с этих пор волки перестали беспокоить его. О деревянной Георгиевской церкви упоминается в писцовых книгах Воейкова и Ракова в 1623 году…

В 1700 году на месте деревянной Георгиевской церкви, о которой упоминается в писцовых книгах, была построена каменная; она была построена одним богатым мещеряком, который на построение сей церкви употребил все свое состояние. Каменная церковь имеет главный престол во имя Богоявления Господня, боковые: Зосимы и Савватия, Георгия Победоносца и Николая Чудотворца. В 1702 году Петр Великий, в бытность свою в Касимове, был у Георгиевской церкви. Красивое местоположение Георгиевской церкви так понравилось Петру Великому, что он пожаловал причту Георгиевско-Богоявленской церкви грамоту, в которой он дарит Георгиевской церкви окружную землю, а также луга за рекой Окой. Но грамота эта пропала, окружная земля и луга за рекой Окой перешли во владение города Касимова.

Церковь сия очень красива, древнерусской архитектуры; стены ея в древности были снаружи разрисованы разными священными изображениями, но от времени все стерлось. В настоящей Богоявленской церкви примечателен иконостас, который отличается своей древностью и массивностью; в иконостасе много старинных образов. За алтарем Георгиевской церкви в ограде находится большой продолговатый камень, без всякой надписи, с восьмиугольным крестом; но кто похоронен под сим камнем, неизвестно. Многие думают, что под сим камнем похоронен любимец Петра Великого шут Балакирев. В Георгиевской церкви сохраняются древняя икона Богоявления Господня, священные сосуды, подаренные князьями Голицыными в XVIII веке.

Существует предание, что деревянная церковь Георгия Победоносца в Мещерском городце была первоначально основана князем Юрием Долгоруким, основавшим Мещерский городец в 1152 году; предание это не лишено некоторого вероятия, потому что Юрий есть славянское имя, а Георгий — греческое, и очень может быть, что Юрий Долгорукий основал в Мещерском городце храм во имя того святого, имя которого он носил, т. е. священномученика Георгия. Памятником этого монастыря служит икона Богоявления Господня, чудесно сохранившаяся от пожара и находящаяся ныне в Богоявленской церкви. Георгиевская каменная церковь начата постройкою в 1691 году».

Кафедральный собор в честь Вознесения Христова — православный храм, расположенный в городе Касимове Рязанской области. Деревянная Вознесенская церковь упоминается на этом месте еще в 1627 году. Каменная церковь, возведенная на средства касимовского воеводы В. М. Ховрина, неоднократно благоустраиваясь, просуществовала с 1748 до начала строительства существующего кирпичного собора, построенного в 1854 — 1867 годах. План собора был снят с плана собора в Гатчине, о чем было написано в Рязанских епархиальных ведомостях за 1897 году.

Вид храма в 2019 году. Фото: Михаил Архипов
Этот храм в псевдорусском стиле с элементами псевдоготики возведён на средства именитых горожан по проекту рязанского губернского архитектора Н. И. Воронихина. В 1920-х закрыт. Колокольня, будучи абсолютной доминантой города, в 1936 году приспособлена под парашютную вышку и разобрана в 1960-х годах. В советские годы были также утрачены и четыре боковых барабана с шатровыми завершениями. Вплоть до момента возвращения верующим в 1998 году здание использовалось как спортзал. В 2001 году началось восстановление Вознесенского собора. Торжественное освящение его состоялось 1 июля 2002 года.

Вид храма в 2019 году. Фото: Михаил Архипов
Рядом с собором открыт памятник жертвам радиационных аварий и катастроф.

Вид памятника в 2019 году. Фото: Михаил Архипов
Достопримечательности, памятники и интересные места в Касимове:
Дома купцов XIX века и Торговые ряды
Мост через реку Оку
Памятник борцам за советскую власть
Речной вокзал
Мечеть Касим-хана (Ханская мечеть)
Храм Успения Пресвятой Богородицы
Храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы
Церковь Богоявления Господня
Церковь Илии Пророка
Церковь Николая Чудотворца
Церковь Троицы Живоначальной
На карте:

(увеличить)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *