Соборное послание апостола иуды

Соборное послание святого апостола Иуды

Глава 1.

1Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, призванным, которые освящены Богом Отцем и сохранены Иисусом Христом: 2милость вам и мир и любовь да умножатся.

3Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание — подвизаться за веру, однажды преданную святым.

4Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа.

5Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил, 6и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня.

7Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример,- 8так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти.

9Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь».

10А сии злословят то, чего не знают; что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя.

11Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей.

12Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; 13свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки.

14О них пророчествовал и Енох, седьмой от Адама, говоря: «се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих — 15сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники».

16Это ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно); уста их произносят надутые слова; они оказывают лицеприятие для корысти.

17Но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа.

18Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям.

19Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа.

20А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, 21сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни.

22И к одним будьте милостивы, с рассмотрением, 23а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью.

24Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости, 25Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки. Аминь.

Увещание верующих подвизаться за веру и блюсти ее в чистоте и святости против соблазна лжеучителей (Иуд.1:1–4). Примеры суда Божия (Иуд.1:5–8). Архангел Михаил и дальнейшее изображение лжеучителей (Иуд.1:9–13). Грядущий на них суд Божий (Иуд.1:14–15). При виде лжеучителей читатели, по наставлению апостольскому, сами должны стоять в вере и любви (Иуд.1:16–20) и увлеченных лжеучителями возвращать к вере (Иуд.1:21–23). Славословие Богу Спасителю (Иуд.1:24–25).

Иуд.1:1–3. Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, призванным, которые освящены Богом Отцем и сохранены Иисусом Христом: милость вам и мир и любовь да умножатся. Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание – подвизаться за веру, однажды преданную святым.

По глубокому смирению, св. Иуда называет себя не братом или сродником Господа по плоти, но рабом Его. Вместе с тем, именует себя братом Иакова-Праведного, первого епископа Иерусалимского, пользовавшегося высоким уважением в Церкви Христовой и даже у неверующих иудеев. «По моему мнению, – замечает блаж. Феофилакт, – для настоящего Апостола достаточно было в доказательство своего достоинства, после того как он назвал себя рабом Христовым, указать еще на родство свое с Иаковом, ибо Иакова все хвалили за его добродетель. Это обстоятельство должно было и этому Апостолу доставить большое доверие от слушателей слова». Читателей послания Апостол именует «освященными» (ηγιασμένος) или, по более заверенному (в код. Синайск., Ватиканск., Парижск., Сирск., Вульг. и др.) чтению, «возлюбленными» (ηγαπημένοις), «званными» (κλητοΐς), т. е. обычным апостольским приветствием в обращении к общинам, христианам (ср. Иак.1:1; 1Пет.1:1; 1Кор.1:2). «Говорит, что любимые Отцом сохранены Иисусом Христом, почему и называет их призванными, так как они не сами собою пришли, но привлечены и призваны Отцом. Он желает, чтобы им умножились милость, и мир, и любовь: «милость» потому, что мы призваны Богом и восприняты в рабы Его по благоутробию милости; «мир» потому, что и его даровал нам Сам Бог и Отец: примирив с Собою нас, оскорбивших Его, через Сына Своего Иисуса Христа; «любовь» потому, что Единородный Сын Божий предал Себя на смерть за нас по любви к нам. И так, Апостол молит, чтобы дары эти были у верующих в избытке» (блаж. Феофил.).

Предмет попечения Апостола – общее спасение людей во Христе, а нарочитая задача послания – увещание подвизаться (επαγωνίζεσθαι) за веру, т. е. со всею энергией, со всеми усилиями отстаивать сохранение и целость раз навсегда преподанной людям веры Христовой. Такое требование, обязательное для христиан по самому существу исповедуемого ими учения (ср. Гал.1:7; 2Сол.2:15), вызывается в данном случае великою опасностью чистоте веры христиан со стороны появившихся в среде их лжеучителей (Иуд.1:4).

Иуд.1:4. Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа.

Не давая пока подробной характеристики лжеучителей, Апостол тяжесть и гибельность заблуждений их показывает тем, что осуждение (κρίμα) их издревле предуставлено и предсказано боговдохновенными носителями откровения. Затем, начиная обрисовывать умственный и нравственный облик лжеучителей, Апостол называет их нечестивыми, ασεβείς, безбожниками и, раскрывая это понятие, характеризует лжеучителей с обеих существенных сторон: с нравственно-практической: «обращают благодать Бога нашего в повод к распутству», и – со стороны теоретических верований: «отвергаются единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа». Таково общее определение характера лжеучения появившихся ересеначальников, близко напоминающее изображение лжеучителей во 2-ом послании Ап Петра (2Пет.2:1–2 и сл.). Из описания ереси Симона волхва и других ересеначальников у Евсевия (Ц. И. II, 13 сл.), равно и из прямого свидетельства св. Афанасия Великого и блаж. Феофилакта с очевидностью следует, что явившиеся лжеучители учили, что грех безразличен, и отвергали Христа (Синопсис). Христа они считали не более, как одним из эонов, а из учения христианского о благодати выводили допустимость разврата в целях ослабления плоти (ср. Рим.6:1).

Иуд.1:5–8. Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил, и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня. Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример, – так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти.

Опровергая эту теоретическую и нравственно-практическую ложь новоявленных учителей, их дуалистическое разделение двух заветов и их нравственный антиномизм, Апостол показывает, что Христос Сын Божий и в Ветхом Завете действовал, как всемогущий праведный Судия, и с этою целью приводит три известных из Библии примера грозного суда Божия над нарушителями вечного в существе своем закона Божия. Первый разительный пример суда Божия, особенно внушительный для христиан из евреев, осуждение на гибель в пустыне Аравийской народа израильского, только что спасенного Богом из рабства египетского, но затем за неверие осужденного на гибель (Чис.14:11,22–35; Втор.1:32; 1Кор.10:5). «Хотя Бог превосходною силою Своею и по клятве отцам их освободил их от египетского рабства, однако, когда они преступили закон, не оставил их без наказания, но воздал им должное возмездие… и те, которые перешли Чермное море посуху, впоследствии за отступление от веры погибли» (блаж. Феофил.). Из этого грозного примера читатели послания и вообще христиане должны убедиться, что и дарованная им благодать не только не освобождает от обязанности свято жить и подвизаться в вере и благочестии, – что утверждали лжеучители, но, напротив, непременно требует от них этих добродетелей, в противном же случае (Иуд.1:6), из жизни мира Ангелов, именно от факта падения известной части ангельского мира (ср. 2Пет.2:4): ангелов падших, «которые, получив честь ангельского достоинства, по нерадению не пребыли в первоначальном своем состоянии, но отринули данный им благостию небесный образ жизни» (блаж. Феофил.), Бог соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня. Грех ангелов состоял в том, что они не сохранили своего достоинства (αρχήν), – не остались верными тому назначению, какое определено им Богом при сотворении их, – и оставили жилище (οίκητήριον) свое – небо, – высшую светоносную область мира. Вопреки мнению многих западных комментаторов, едва ли в образе выражения ст. 6 можно видеть указание на учение о падении ангелов чрез соединение их с дщерями человеческими (ср. Быт 6:2 по LXX), имеющееся в книге Еноха и других иудейских апокрифах. Третий пример Божественного суда над нечестивцами, подобными лжеучителям, о которых идет речь, – суд над жителями Содома, Гоморры и соседних с ними городов (Иуд.1:7, см. 2Пет.2:6; Быт.19:24–25; Втор.29:23). Приведенными примерами Апостол «показывает, что виновник Ветхого и Нового Завета есть один и тот же Бог, а не как эти гнусные говорят, будто иной Бог, гневный и жестокий, дал Ветхий Закон, а иной Бог, негневный и человеколюбивый, дал Новый Завет… Выставив упомянутые сейчас примеры, Апостол предоставил подразумевать следствие их самому слушателю. Какое же? Такое поведение: если так поступил Бог с этими, не посмотрев на прежний их хороший жребий, то ужели нынешних нечестивцев избавит то, что для людей в мир пришел Сын Божий, претерпел за них поношение и понес страдания? Никто не может сказать этого. Ибо, хотя Он человеколюбив, однако, и праведен поистине, и по истинному правосудию не пощадил согрешивших, а по человеколюбию ввел в царство блудников и мытарей (Мф.21:31). Такое вытекает следствие, но апостол опустил оное» (блаж. Феофил.).

Иуд.1:9–13. Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь». А сии злословят то, чего не знают; что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя. Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей. Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки.

Если Апостол Петр говорит (2Пет.2:10–11) об ангелах вообще, что они, при всем превосходстве над людьми, не дерзают произносить укоризненного суда на власти и начальство, то Ап. Иуда это же утверждает, частнее, об одном Архангеле Михаиле (ср. Дан 12:1), при этом указывая на один лишь определенный случай – спор Архангела с диаволом о теле Моисея, когда Архангел проявил достойную подражания людей кротость (ср. Зах.3:1–4). Сказание о споре Архангела Михаила с диаволом о теле Моисея (причем, по сказанию, диавол пытался доказать свою власть над телом Моисея за убийство им египтянина), по свидетельству Климента Александрийского, Оригена, св. Афанасия Великого, имелась в апокрифической книге «Восхождение» или «Вознесение Моисея» (A­νάβασις или A­νάληψς Μωυσέως). Но вообще предание о необычайной смерти и погребении великого вождя и законодателя Израиля широко было распространено в иудейском предании, как устном, так и письменном (мидраши). Поэтому можно думать, что Ап. Иуда взял приводимое сказание из устного предания. Приводит же его с тою целью, чтобы – от противного – лучше показать дерзость лжеучителей в их воззрениях и суждениях.

Далее, со ст. 11 (Иуд.1:11), лжеучители изображаются, главным образом, со стороны практической. В ст. 11 Апостол сравнивает их с первым в мире убийцею Каином (Быт.4:8) потому, что они, преподавая нечестивое учение братьям, т. е. однородным человекам, убивают их злыми своими ученьями; с Валаамом (Чис.22:5,31:16; 2Пет.2:15; Откр.2:14), потому что они свое дело учения делают для корысти, сребролюбия и вообще личной выгоды; с Кореем (Чис.16:1) – потому что, подобно ему, будучи недостойны, похитили себе учительское достоинство (блаженный Феофил.). В Иуд.1:12 Апостол прежде всего говорит о недостойном поведении лжеучителей на священных первохристианских вечерях любви, агапах (έν ταίς αγάπαις), устроявшихся христианами первенствующей Церкви в связи с таинством евхаристии (ср. 1Кор.11:21–22). К этим-то священным трапезам лжеучители, видимо, относились предосудительно, без всякого страха предаваясь объядению и пьянству (ср. 2Пет.2:21, см. 1Кор.11:21), и вообще бесчинствовали, оскверняли священные для христиан трапезы.

Во второй половине ст. 12 (Иуд.1:12) и в ст. 13 (Иуд.1:13) Апостол для характеристики лжеучителей употребляет ряд сравнений: «это – безводные облака, носимые ветром, осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; свирепые морские волны, пенившиеся срамотами своими, звезды блуждающие, которыми блюдется мрак тьмы на веки». Первый образ «безводные облака» означает внутреннюю духовную пустоту лжеучителей, неспособных ни к какому доброму делу; как от безводных облаков, гонимых ветром, люди напрасно ожидали бы живительной влаги, так бесполезно и надутое пустословие лжеучителей без силы и благодати (ср. 2Пет.1:17). Второй образ («осенние деревья, бесплодные, дважды умершие») указывают на духовное омертвение лжеучителей. Они подобны осенним бесплодным деревьям, плод которых выгнил и истлел к осени, – и именно деревьям, дважды умершим, таким сухим деревьям, которые, замерзли зимою, лишены всякого зародыша жизни, и весною уже не оживут и не принесут ни цветов, ни плодов, и потому подлежат полному исторжению (ср. Ин.15:6). Дальнейшие образы выражают всю нравственную постыдность поведения лжеучителей. Свирепым морским волнам они уподобляются потому, что беспокойное их сердце свирепо волнуется всякими чувственными похотями и, подобно волнам взбаламученного моря, выбрасывают на поверхность жизни всякую нравственную нечистоту, следствием чего может быть для некоторых «кораблекрушение в вере» (1Тим.1:19). Как люди без всякой нравственной устойчивости и упорядоченности, лжеучители, наконец, сравниваются с блуждающими звездами (αστέρες πλανηται). «С ними сходны еретики не в том, будто красуются на тверди нашей веры, и чрез них проходит Солнце правды, Христос, проводящий добродетели в зрелость и оживотворяющий преданных им верных, – но в том, что, представляясь принявшими на себя вид Ангела света, как первоначальник их злой бес (2Кор.11:13–14), несутся только против учения Господня, чем и приближающихся к ним омрачают и самим себе приготовляют вечный мрак» (блаж. Феофил.).

Иуд.1:14–15. О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: «се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих – сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники».

Краткое высказанное еще в Иуд.1:4 осуждение лжеучителей на вечную гибель Апостол теперь подтверждает пророчеством о суде Божием над нечестивыми, высказанным допотопным (седьмым) патриархом Енохом. В Библии не сохранилось пророчества Еноха, а лишь краткое упоминание о праведной его жизни и внезапной кончине (Быт.5:21–24). Но в предании ветхозаветной церкви это пророческое изречение Еноха сохранялось и нашло свой отголосок, а быть может, и точное выражение в апокрифической иудейской книге «Книга Еноха». Книга эта, долго известная лишь по отрывкам у церковных писателей, сохранилась до нашего времени в эфиопском переводе и была в употреблении у абиссинских христиан. В 1853 году она появилась в полном немецком переводе с объяснениями А. Дилльмана (Лейпциг), а в 1888-ом году – в русском переводе с объяснениями проф. о. А. В. Смирнова (Казань). В одной из речей Ангела к Еноху (1:9) во время видения, когда ему был открыт будущий суд и находят те слова, которые приведены в послании Ап. Иуды и которые, быть может, ближайшее отношение имели к нечестивым каинитам (ср. Иуд.1:11; см. Быт.4). По свидетельству блаж. Иеронима (Catal. сар. IV), именно заимствование одного свидетельства из апокрифической книги Еноха служило основанием сомнения в каноническом достоинстве послания Ап. Иуды. Но, независимо от возможности заимствования Апостолом пророчества Еноха непосредственно из устного предания, и самая ссылка на апокрифическое произведение нимало не вредит истине и достоинству послания (ср. 2Тим.3:8; Тит.1:12 и др.). С библейским представлением о всемирном суде Божием данное пророчество вполне согласуется (ср. Дан.7:10; Мф.24:31,25:31; 2Сол 1:10 и др.).

Иуд.1:16. Это ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно); уста их произносят надутые слова; они оказывают лицеприятие для корысти.

В ст. 16 Апостол, «оставив уподобление нечестивых, уже самым делом приступает к обличению их, называя их «ропотниками», «укорителями». Ропотник тот, кто сквозь зубы и несмело порицает неприятное ему, а укоритель тот, кто всегда над всеми смеется. Эти гнусные суть ропотники и укорители. Они – ропотники; ибо не дерзают открыто пользоваться учением своим, по его гнусности, так как не безопасно обнародовать нечестие свое, соединенное с развратом и хулением. Они укорители, потому что клевещут на все чужое и на самую истину, чтобы тверже поставить собственное зло и разврат. Сказанное выше, что еретики, подобно Валааму, увлеклись мздою, теперь поясняет словами: они удивляются лицам для пользы. Удивляться, значит льстиво обращаться с начальниками, а пользою назвал корысть» (блаж. Феофил.).

Иуд.1:17–19. Но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа. Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа.

Подкрепляя сказанное выше о великой опасности для христианского общества со стороны лжеучителей, Апостол теперь напоминает (Иуд.1:17–18) читателям о подобных же предупреждениях и предсказаниях Апостолов, – Петра (2Пет.2:10,3:2–3) и Павла (1Тим.4:1; 2Тим.3:1–5) о появлении в последнее время «ругателей», ходящих по своим нечестивым похотям. Заканчивая свою характеристику нечестивцев, Апостол называет их (Иуд.1:19) людьми, «отделяющими себя (от единства веры), душевными, не имеющими духа». «Они, говорит, не только сами гибнут, но и похищают питомцев Церкви (это значит «отделяюще»), т. е. выводит их за пределы церковные, пределы веры или и самой ограды церковной. Ибо собрания свои они показали пещерами разбойников, и других отвадят от Церкви и приводят к себе. Делают же это потому, что суть люди душевные, т. е. живущие по приличию мира. Ср. 1Кор.2:14–15; Иак.3:15″ (блаж. Феофил.).

Иуд.1:20–21. А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни.

Оградив читателей послания от опасности со стороны лжеучителей, Апостол обращает мысль читателей на положительную сторону христианского призвания, как благодатные силы созидания верующими в самих себе храмов Святого. На твердом основании – Христе (Еф.2:20; 1Кор.3:11) духовный храм в каждом христианине должен созидаться святейшею верою, молитвою Святым Духом (ср. Рим.8:26–27), любовью Божиею и живою надеждою на милость Господа Иисуса Христа и жизнь вечную.

Иуд.1:22–23. И к одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью.

После пастырских наставлений ко всем верующим (Иуд.1:20–21) Апостол в последнем своем наставлении воспоминает тех, которые в большей или меньшей степени поддались обольщению лжеучителей. При этом, соответственно неодинаковой степени падения обольщенных, Апостол указывает читателям и неодинаковые способы воздействий на них. Чтение ст. 22–23 очень спорно. Придерживаясь авторитетного кодекса Синайского, следует так передать их: «и одних милуйте – сомневающихся, других же спасайте, исторгая из огня, кого же милуйте со страхом…», т. е. к сомневающимся будьте милостивы; кого зараза со стороны лжеучителей уже значительно коснулась, тех спасайте своею христианскою любовью, – спасайте скорее, как бы из огня, пока есть возможность; будьте милостивы и к самим упорным, но «со страхом», – опасайтесь, как бы в этой своей милости самим не подвергнуться нравственной порче или опасности нравственной заразы (проф. прот. Д. И. Богдашевский, с. 259). Эта осторожность должна простираться до того, что верующий должен избегать даже прикосновения к одежде лжеучителей, как символу греховной заразы.

Иуд.1:24–25. Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости, Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки. Аминь.

Послание заканчивается величественным апостольским славословием Богу Отцу через Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Славословие это близко напоминает доксологию Апостола Павла в послании к Римлянам (Рим.14:24–26).

I. Приветствие (стихи 1-2)

Иуд. 1:1. Автор представляет себя просто: Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова. В обращении к своим читателям он не ссылается на данную ему власть. Ему достаточно чувствовать себя «рабом» Иисуса Христа. (Соображения относительно личности Иуды смотрите во Вступлении.)

Послание Иуды было адресовано призванным, которые освящены Богом Отцом и сохранены Иисусом Христом. Эта тройственная характеристика Божиих детей является одной из многих триад, встречающихся в этом послании. Слово «призванным» обращено в прошлое: Бог призвал их ко спасению через Свое избрание по милости (Рим. 1:6; 8:30; 1-Кор. 1:24; Еф. 4:4; 2-Пет. 1:3). Слова «освящены Богом Отцом», то есть отделены Им для Себя, потому что Он возлюбил их, подразумевают настоящее время, так как, хотя о Своей любви к людям Бог и объявил в далеком прошлом, она продолжается и в настоящем.

Слова третьей части обращения: сохранены Иисусом Христом — содержат надежнейшую гарантию на будущее, ибо Христос будет хранить тех, кто доверяется Ему, вплоть до Своего второго пришествия (1-Фес. 5:23; 2-Тим. 1:2; 1-Пет. 1:5; Иуд. 1:24). Призвание осуществляется посредством активной работы Духа Святого, освящение приходит от любящего Отца Небесного (2-Кор. 13:14), а сохраняет верующих в Своем Священническом служения — Сын. Таким образом, в приветствии Иуды отражена деятельность всей Троицы. В осознании того, что Бог, призвав их, освящает в Своей любви и хранит, черпают верующие уверенность и душевный мир во времена вероотступничества.

Создается впечатление, что на каждый из этих трех моментов в обращении Иуды содержится как бы намек в дальнейшем тексте Послания; на призвание можно видеть намек в словах: «об общем спасении» (стих 3), о любви Божией, которая явилась причиной их освящения, читаем в стихе 21, а о сохраняющей верующих силе Иисуса Христа говорят следующие слова: «ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни» (стих 21; сравните стих 24).

Характер приветствия отражает взгляды автора и его мировосприятие. Самый подбор слов говорит о глубоком сочувствии и сердечной озабоченности его относительно тех, кому он пишет. Он жаждет, чтоб они во всей полноте познали Божий милость, мир и любовь. Сам же Иуда переполнен любовью к ним и потому предупреждает их о тех, которые проникают в церковь, чтобы разрушить ее, и которые не знают о Божественной милости, мире и любви.

II. Предупреждение относительно вероотступников (стихи 3-4)

Иуд. 1:3-4. Желая писать на более радостную тему об общем спасении, Иуда вынужден был обстоятельствами обратиться к другой — жгучей и неприятной теме. Сложившаяся ситуация призывала к немедленному действию. Возникла очевидная опасность, и Иуда призвал верующих противостать ей со всей решимостью. Иуда прямо говорит: Я почел за нужное написать вам увещание — подвизаться за веру. Затем он объясняет своим читателям, что именно побудило его взяться за перо: Ибо вкрались некоторые люди. Они присоединились к общинам верующих, выдавая себя за их братьев, тогда как на деле они были им врагами.

Он писал тем, кто разделял с ним веру и спасение. И побуждал их быть начеку по отношению к вероотступникам, которые проникли в поместные церкви с тем, чтобы разрушить, если удастся, само основание веры, на котором стоит Церковь.

Под верой, однажды преданной святым следует понимать ту совокупность истин, которую донесли до верующих апостолы. Слово «вера» употребляется в этом же значении в Гал. 1:23 и 1-Тим. 4:1, подразумевая то, во что уверовали. Опасность распространения лжеучений должна была вызвать ответную реакцию со стороны верующих, побудить подвизаться (епагонизестаи в греческом оригинале означает буквально защищать, не жалея сил, те истины, которые безбожники старались опровергнуть). Иуда как бы подписывался под словами: «Будем твердо держаться исповедания нашего» (Евр. 4:14).

Проникшие в церкви чужаки, которые и мыслили, и вели себя развратно, должны были быть удалены. Ибо они не были заблудшими последователями Христа, но именно чужаками, стремившимися подорвать христианскую веру.

Две особенности были присущи этим «нечестивым» (Иуд. 1:15): они извращали учение о Божией благодати и отвергали Сына Божия.

В свободе верующих во Христе они видели залог вседозволенности, безудержного угождения «похотям плоти».

Не считая плоть творением Бога, они призывали не ограничивать ее ни в чем. Неудивительно, что эти извращения в повседневной жизни вели их к извращению христианского учения как такового, а именно к отрицанию личности Иисуса Христа и власти, данной Ему Богом.

III. Предупреждение об опасности Богоотступничества (стихи 5-16)

Вначале Иуда предупреждает своих читателей об опасности вероотступничества, ссылаясь на три примера в прошлом, когда отступники не избежали кары (стихи 5-7), а затем говорит о грядущем суде над нынешними отступниками, (стихи 8-16).

А. Примеры отступничества в прошедшие века (стихи 5-7)

1. ЕГИПЕТ (стих 5)

Иуд. 1:5. Египет приводится в напоминание о том, что большинство израильтян, выведенных оттуда, веры не имели. По причине неверия и погибло в пустыне целое поколение евреев (сравните Евр. 3:16-19).

2. АНГЕЛЫ (стих 6)

Иуд. 1:6. Среди ангелов есть такие, которые не «оставили своего жилища» и не вышли из послушания Богу. Но есть и другие — которые не сохранили своего достоинства, но оставили свое жилище (по другим переводам — «не удовольствовались своим положением»), и теперь они соблюдаются в вечных узах, под мраком, на суд великого дня.

Среди богословов нет единого мнения относительно источника информации, которым пользовался в данном случае Иуда. Некоторые считают, что он взял эту мысль из Быт. 6:1-4, где сказано, что «сыны Божий» стали грешить с дочерьми человеческими; это, мол, и были те ангелы, которые не сохранили своего «достоинства» и ослушались Бога (толкование на Быт. 6:1-4).

Другие полагают, что Иуда имеет в виду то, о чем говорится в апокрифической книге Еноха. Поскольку у самого автора Послания никаких разъяснений на этот счет нет, то и нам ничего не остается, как строить догадки. Однако то, как говорит Иуда о падших ангелах, дает основание полагать, что его читатели хорошо знали, о чем идет речь, и в дополнительных пояснениях не нуждались.

3. СОДОМ И ГОМОРРА (стих 7)

Иуд. 1:7. В качестве третьего примера Иуда приводит Содом и Гоморру и окрестные города, обращая внимание своих читателей на то, какая ужасная участь постигает отвращающихся от Бога и «идущих во след своим плотским похотям». Судьба неверующих, живших когда-то в этих городах (Быт. 19:1-29), предвозвещает судьбу и современных нечестивцев, которые отвергают Божию истину и не слушают Его предостережений. Огненная казнь, которой подверглись извращенцы Содома и Гоморры, — это прообраз вечного огня в аду, которого не избежать лжеучителям.

Б. Проявление отступничества в дни Иуды (стихи 8-16)

I. НЕПОКОРНОСТЬ ВЛАСТЯМ (стихи 8-10)

Иуд. 1:8. От исторических примеров, описанных в стихах 5-7, Иуда возвращается к вероотступникам в пределах современной ему Церкви. Те из них, которые оскверняют (свою) плоть, — подобны жителям Содома и Гоморры те, кто отвергают начальства, уподобляются неверующим евреям, которые не считались с авторитетом ни Моисея, ни Самого Иеговы.

Те же, кто злословят высокие власти (судя по греческому оригиналу, речь здесь идет о небесных существах), сравнимы с ангелами, которые не сохранили своего достоинства. Субъекты, предстающие перед нами в этих трех сопоставлениях, отличаются плотской аморальностью (Рим. 1:24,26-27; Еф. 4:19), непокорностью и духовной дерзостью. Будучи мечтателями, они ошибочно полагают, что пути, которые они избрали, приведут их к чему-то хорошему.

Иуд. 1:9. Михаил Архангел был послан похоронить Моисеево тело, однако, согласно иудейской традиции, основанной на книге «Успение Моисея», не вошедшей в канон Священного Писания, диавол стал спорить с ним, предъявляя, видимо, свое право на тело Моисея. Однако Михаил, несмотря на всю силу и власть, которыми обладал, не ответил сатане сколько-нибудь дерзко, во доверил это дело Богу и лишь сказал: Да запретит тебе Господь. Между тем, лжеучители решаются злословить небесные силы (стих 8), являя собой полную противоположность Архангелу Михаилу, который «не осмелился» злословить даже сатану, властителя падших ангелов.

Иуд. 1:10. Самое восприятие вещей гностиками принижалось тем, что они целиком пребывали во власти своих животных инстинктов. Знания, касавшиеся мира иного и его обитателей, были им недоступны. А то, что было доступно их «познанию» (влечения плоти не были секретом и для «бессловесных животных», но этими «познаниями» они только «растлевали себя»). Иуда таким образом высмеивает претензии гностиков, на высшее знание. Их истинное «знание» — по части осквернения собственных тел (стих 8) — вело их, как жителей Содома и Гоморры, к саморазрушению.

2. НЕПРАВЕДНЫЕ ПУТИ (стих 11)

Иуд. 1:11. И вновь прибегает Иуда к одной из своих излюбленных триад. По его словам, отступники заблуждались трижды — горе им! Они идут путем Каиновым. Это может означать, что они, подобно Каину, или

а) сами избирали себе путь и образ служения, или

б) завидовали другим, либо

«И в упорстве погибают, как Корей». Корей некогда поднял бунт против Моисея и Аарона, восстав против власти, которая была им дана Богом. Таким образом они в сущности восстали против Самого Бога. Так же и люди, о которых говорит Иуда (возможно, это были руководители каких-то местных церквей), восстали против Божией власти, и за это им не миновать уничтожения. Иуда настолько уверен в этом, что говорит о них как об уже погибающих.

3. НЕПРАВЕДНОЕ ВОДИТЕЛЬСТВО (стихи 12-13)

Иуд. 1:12. Иуда говорит о хитрых методах, какими проникают отступники в церковь. Они участвуют в вечерях любви: пиршествуя с вами. По-видимому, эти «вечери» проводились в память вечери Господней. Таким образом, внешне они как будто признавали Господа, тогда как внутренне отвергали Его (стих 46). И в этом смысле были «соблазном» для верующих, тая в себе опасность для них. Да и можно ли представить себе большее кощунство!

Более того, неверующие эти брали на себя роль пастырей, но на деле не были ими. Вместо того, чтобы заботиться о духовном насыщении стада Божьего, они без страха утучняют себя. А ведь в насыщении овец — главная обязанность пастыря! Люди эти, претендовавшие на руководство стадом, были жестокосердными обманщиками и эгоистами.

Будучи формально старшими, они были подобны безводным облакам, носимым ветром. Это первое из четырех красочных уподоблений природным явлениям в стихах 12-13. Лжепастыри не могут напоить жаждущие души, они лишь притворяются, что могут. Но они, как и облака, гонимые ветром, скоро исчезнут.

Они духовно мертвы, как осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые. Вот как объясняется этот образ: если по осени (когда собирают фрукты) дерево не приносит плодов, то оно кажется умершим, или действительно мертво. Будучи вырванным с корнем, оно умирает окончательно, как бы во второй раз. О «мертвости» пастырей-отступников свидетельствовали две вещи:

а) они не приносили духовного плода в других и

б) они сами не имели духовных корней, как бы «исторгнутые»; только осуждение ждало их впереди.

Иуд. 1:13. Свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими. Как морские волны, набегая на берег, тут же убегают прочь, не оставляя ничего, кроме пены, так и эти отступники не могут дать людям ничего доброго, полезного или поучительного. Лишь пустота и срам остаются после них.

Звезды блуждающие. Ярко блистая, пересекают такие звезды ночной небосклон и затем исчезают без следа. По звездам, положение которых — неизменно, ориентируются мореходы, а от блуждающих им нет никакой пользы. А если бы какой-нибудь неразумный штурман стал сверять по ним путь своего корабля, то увел бы его далеко в сторону. Так и популярность отступников имеет короткий век, а те, которые по неосмотрительности последуют за ними, уйдут далеко от истины. Подобно блуждающим звездам, канут еретики во «мрак», но это будет духовный мрак — их наказание в вечности.

Вероотступники, о которых пишет Иуда, не были верующими, которые не принесли плода, и, значит, не получат награды на небе, — после суда Христа над верующими. Они — самозванцы, которые будут судимы по их злым делам.

4. УГОЖДЕНИЕ САМИМ СЕБЕ (стихи 14-16)

Иуд. 1:14-15. О суде над вероотступниками уже упоминалось в стихах 4-7, 13, теперь же Иуда подтверждает неизбежность его ссылкой на пророчество Еноха, жившего до потопа (Быт. 5:4-20). Но богословы сталкиваются тут с большим затруднением, поскольку в Ветхом Завете нет никаких упоминаний об этом пророчестве.

Однако в апокрифической «Книге пророка Еноха», написанной примерно в 110 году до Р. Х., есть место, подобное словам Иуды в 1:9, и на этом основании многие считают, что Иуда цитирует именно из этой, по-видимому, хорошо известной первым христианам, книги. Другие же, ссылаясь на различия, имеющиеся между словами Иуды и тем, что сказано в «книге пророка Еноха», высказывают предположение, что свое откровение, связанное с Енохом, Иуда получил прямо от Бога, или под воздействием Духа Святого вписал в это послание какое-то устное предание. Ни то, ни другое объяснения не противоречат доктрине Богодухновенности. Если Иуда цитировал из апокрифа, то тем самым подтвердил истинность данного пророчества, а не всей «Книги пророка Еноха» в целом (сравните с цитатой Павла из, как полагают, Эпименида, критского поэта, Титу (1:12).

В пророчестве Еноха указывалось на грядущее возвращение Христа на землю, во славе, со тьмами святых ангелов Своих (Матф. 24:30; 2-Фес. 1:10), чтобы сотворить суд над всеми (2-Фес. 1:7-10) и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких (асебейс — буквально «неуважительный») словах, которые произнесли на Него нечестивые грешники. Четырехкратное повторение Иудой слова «нечестивый» подчеркивает суть характера вероотступников. Претендуя на роль духовных вождей, они «злословили» Иисуса Христа (стих 10).

Иуд. 1:16. Иуда приводит четыре отвратительные особенности их:

а) Это ропотники, ничем не довольные, — они постоянно обвиняли других людей, а собственных ошибок не видели;

г) они оказывают лицеприятие для корысти — т. е. они льстили тем, от кого надеялись что-то получить. Склонность роптать так, чтобы все слышали, греховная самовлюбленность, экстравагантность, эгоизм и льстивость — таковы признаки отступников как в те времена, так и в ваши дни.

Тон Иуды звучит решительно, данное им описание — четко и всесторонне. Он раскрывает перед верующими истинную натуру отступников и не оставляет сомнения относительно их будущей участи. Потому так убедителен его призыв к верующим — противостать нечестивцам и их делам.

IV. Советы, как не впасть в вероотступничество (стихи 17-23)

В этих стихах Иуда переходит к советам, как уберечься от вероотступничества. Недостаточно просто распознать лжеучителей, важно не впасть в их заблуждения.

А. Помните учение апостолов (стихи 17-19)

Б. Назидайте самих себя (стихи 20-21)

Иуд. 1:20-21. Помимо необходимости помнить предупреждения апостолов относительно отступников, читателям Иуды следовало тщательно блюсти самих себя. Вот главное из того, что хотел сказать им Иуда: А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни. Греческий текст содержит подряд четыре деепричастия: назидая, молясь, сохраняя, ожидая. Явно противопоставляя эти действия тому, что делают ругатели, автор послания предваряет свой совет словами А вы, и в третий раз называет своих читателей: возлюбленные (стихи 3,17,20).

«Назидать себя на святейшей вере» — значит постоянно углублять свои познания об этой вере, которая была «однажды предана святым» (стих 3), т. е. доверена святым апостолам, чье учение, записанное теперь в Священном Писании, верующие должны постоянно исследовать и постигать (Деян. 20:32; 2-Тим. 2:15).

Молиться Духом Святым это не означает говорить на непонятных языках, но, как пишет Джордж Лоуренс, «молиться от всего сердца и от всей души, освещенных и исполненных Духом Святым». Другими словами, это значит — молиться в силе Духа Святого (сравните Еф. 6:18).

«Сохранять себя в любви Божией» — не следует понимать в том смысле, что наше спасение зависит от постоянных наших усилий не потерять этой любви, — такое понимание противоречило бы другим утверждениям Священного Писания (стих 24). Речь тут о том, что верующий все более возрастает духовно по мере того, как исполняется сознанием Божией любви к Нему и углубляет свое личное общение с Богом (Иоан. 15:9-10 — «пребудьте в любви Моей»).

Ожидание «милости от Господа, для вечной жизни» тоже содействует назиданию себя. Автор имеет здесь в виду ожидание осуществления блаженной надежды верующих — на то, что Христос возвратится за Своею Церковью, каковое событие явится заключительным свидетельством Его милости, дарующей нам вечную жизнь («для вечной жизни»), т. е. радость бесконечной жизни в Его присутствии (1-Пет. 1:5,9,13).

В. Будьте милостивы к другим (стихи 22-23)

Иуд. 1:22-23. И к одним будьте милостивы с рассмотрением. Поскольку отступники хитрыми словами своими вводили верующих в заблуждение, многие из них, вероятно, мучились сомнениями: слушать их или нет. Таких сомневающихся, по словам Иуды, резко обличать и поносить не следует. Относиться к ним нужное любовью и милостью — ведь именно так относится к ним Сам Господь (смотрите стих 21). Их нужно не критиковать, но ободрять. Не в сокрушительных обличениях, но в ободрении и назидании нуждаются они.

Другие — это те, кто не спасен, кто идет в вечный огонь (стих 7). Апостол пишет, что таких людей страхом спасайте, исторгая из огня, пытаясь пробудить в них страх перед Богом. Но делать это тоже нужно со страхом, т. е. с осторожностью, чтобы не заразиться невзначай их грехом. Ибо люди эти настолько развращены, что даже одежда, оскверненная их нечистой плотью, источает дыхание смерти (толкование на стих 12).

Итак, в своем коротком послании Иуда дает верующим семь повелений:

1. Подвизаться за веру, однажды преданную святым (стих 3).

2. Помнить учение апостолов (стих 17).

3. Назидать себя на святейшей вере (стих 20).

4. Молиться Духом Святым (стих 20).

5. Сохранять себя в любви Божией (стих 21).

6. Ожидать милости от Господа, для вечной жизни (стих 21).

7. Оказывать милость тем, кто сомневается, и спасать из огня неверующих (стихи 22-23).

V. Победа вид вероотступничеством (стихи 24-25)

Иуд. 1:24-25. Иуда завершает это послание возвышеннейшим славословием, как бы отвечая на невыраженный вслух вопрос: «Кто же может сохранить нас от отступничества, в которое впадают многие, даже не подозревая того?» Вот он ответ: Могущему же соблюсти вас от падения, слава и величие. Итак, победу над опаснейшими заблуждениями можно обрести лишь во Христе! Он Тот, Кто может «соблюсти» верующих. Христос представит их непорочными в радости перед Своим Отцом, и радость их будет и о Нем, и о себе (Евр. 12:2; 1-Пет. 1:8). Здесь звучат бесконечно важная тема победы, бесконечно радостная песнь хвалы, любви и восхищения тех, кто уверен в своем искуплении.

Иуда воздает Богу честь и славу, говоря: Единому, премудрому Богу, Спасителю нашему, слава и величие, сила и власть. Все это доступно и верующим через Победителя, Иисуса Христа, Господа нашего, Который славой и величием, силой и властью обладал «прежде всех веков» и обладает ими в вечности.

Таким образом, исполнил Иуда желание сердца своего написать верующим в радостном тоне (стих 3), потому что Христос дает нам надежду на победу, а в этом — залог неизменной радости.

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *