Соборование для чего?

Таинство соборования

Великий пост — очень необычное время. Это касается не только ограничений питания или развлечений. В дни Святой Четыредесятницы сконцентрированы особенные события жизни Церкви и богослужения. Такие как молитва преподобного Ефрема Сирина, канон святителя Андрея Критского и «Мариино стояние», Литургия Преждеосвященных Даров. Великим постом в храмах также совершается таинство — Соборование или Елеосвящение.

Строго говоря, соборование бывает не только в Великий пост. Это таинство совершается во исцеление тяжело болеющего человека, поэтому в случае необходимости может проводиться в любое время и в любом месте — не только в храме. Но существует благочестивая традиция собороваться в дни Святой Четыредесятницы, вне зависимости от душевного или телесного здоровья.

Это таинство возникло ещё в апостольские времена. Из Евангелия мы знаем, что Сын Божий, а потом и Его ученики исцеляли больных. Первоначально исцеление совершалось через возложение рук. Постепенно на смену этому символическому жесту пришло помазание освящённым елеем, так по-гречески называют масло. Кроме того «элеос» означает «милость».

Как правило, таинство совершают несколько священников, то есть собор, отсюда и название — соборование. На службе читаются семь отрывков из Евангелия и Деяний святых апостолов. В них говорится о покаянии, об исцелении, о необходимости веры и упования на Бога, о сострадании и милосердии. После каждого чтения священник обходит участников таинства и помазует их елеем. Тем самым призывается благодать Божия, которая исцеляет и телесные, и душевные немощи, такие как отчаяние, уныние.

Апостол Иаков так пишет о соборовании: «И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему». То есть, целебную силу имеет не масло само по себе, а молитва.

Кроме того, в таинстве соборования верующие получают отпущение грехов. Принято считать, что прощаются грехи, в которых человек раскаялся, но забыл назвать перед священником, либо неосознанные грехи, в которых мы бы покаялись, но не заметили их в силу душевной немощности. Однако соборование не заменяет исповеди или причастия. Опытные духовники советуют в ближайшие выходные до или после соборования исповедаться и причаститься.

К сожалению, с соборованием связано много домыслов. Так, например, это таинство вовсе не гарантирует исцеления, оно зависит от воли Божией. Исцеление — это свободный дар Господа, а не обязательный итог выполнения каких-то магических ритуалов.

Или же наоборот — люди отказываются собороваться, считают, что могут так накликать беду. Это суеверие не соответствует православному духу. Церковь учит, что сроки земной жизни зависят лишь от Отца Небесного. Порою Господь продлевает жизнь умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно подготовиться — исповедоваться, причаститься и собороваться.

Обязательно ли успеть пособороваться до Пасхи?

02.04.2018

Есть Таинство, которое прочно связано в сознании людей с Великим постом, – Соборование по традиции совершается в храмах именно в эти дни. Обязательно ли каждый пост приступать к этому Таинству? Для чего оно совершается? Если человек не соборовался в пост, чего он себя лишил? На вопросы об этом отвечают священники Горловской епархии Украинской Православной Церкви.

Собороваться никто никого не заставляет

Протоиерей Константин Лисняк:

Таинство соборования – это одно из Таинств Святой Православной Церкви. Оно установлено на фундаменте из строк Священного Писания. Там говорится, что если кто болеет, то «пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5. 14-15). Исходя из этого, делаем вывод, что Соборование необходимо для исцеления от наших душевных и телесных недугов. Есть другая богословская точка зрения на это Таинство – что в нем прощаются так называемые забытые грехи, то есть те грехи, которые человек по немощи своей не всегда может исповедовать во время сознательной исповеди.

Главная мысль: человеку для исцеления души и тела дается благодать. Дается таинственным образом (отсюда и название – «таинство»). Почему так – бесполезно размышлять, потому что, когда мы пытаемся рацио включать в вопросах духовных и церковных, то всегда получается какая-то ересь. А здесь мы воспринимаем на веру то, что благодать действует, и Господь дает либо полное исцеление от болезни, либо облегчение страданий. Все зависит от того, каков промысл Божий относительно конкретного человека.

Общее соборование – это древняя практика. Она очень удобна. Почему? Каждому приходится испытывать болезни, от чего-то страдать. Каждый верующий в такой ситуации хотел бы собороваться. Как это осуществить практически, если священник один, а прихожан несколько сотен человек? Для этого священники собираются в одном храме (потому и называется «соборование» – от «собор духовенства»), приглашают прихожан для общей молитвы. Во время совершения Таинства несколько священников помазывают людей освященным елеем, несколько читают молитвы и святое Евангелие – происходит грандиозное священнодействие. И в течение Великого поста, если регулярно каждую седмицу совершать такие соборования, вполне реально охватить весь приход. То есть каждый прихожанин будет иметь возможность собороваться.

Если человек не болеет, то ему достаточно один раз в году пройти это Таинство. А в маленьких приходах проблем с этим меньше, священник может один соборовать 30-40 прихожан, собравшихся вместе. Это может занять полтора-два часа.

Конечно, если какая-то бабушка очень хочет собороваться, но по физическим возможностям не в силах прийти в храм, то священник соборует ее дома. Недавно встретил такую мысль – не помню автора, но она мне очень по сердцу: у священника есть только одна привилегия – быть слугой всем, кто к нему обращается. Быть на послушании у каждого верующего человека, который нуждается в его окормлении и помощи.

Обязательно ли приступать к Таинству соборования каждый пост? Я бы сказал так: желательно. Есть такие вещи, которые лучше иметь, чем не иметь. Так и с этим Таинством. Тем более, если человек болен – хотя сейчас все мы такие, кто может сказать о себе, что абсолютно здоров? Но никто никого не заставляет. У нас нет заповеди заставлять кого-либо исполнять что-либо. Даже Христос в Евангелии говорит: «блаженни нищие духом», «блаженни плачущие» и так далее – то есть вы будете блаженны, если сделаете то или иное. Он предлагает, приглашает, но не настаивает, не загоняет в Царствие Небесное, не тянет на аркане. Вашу свободу никто не нарушает. Можно вообще не собороваться – каждый человек решает это для себя сам. Принуждать никто никого не собирается.

Чего лишает себя человек, не соборовавшийся в пост? В плане исцеления от болезней – это понятно, но есть еще аспект. Не надо забывать, что в течение этого Таинства семь раз читаются отрывки из Священного Писания (послания апостолов и Евангелие) и произносятся чрезвычайно умилительные молитвы с очень глубоким смыслом. Всего этого лишил себя человек, если не присутствовал на общей соборной службе.

Дома вы так никогда не помолитесь! Каким бы праведным ни был человек, молитву церковную заменить ничем нельзя. В этом главный смысл храмов, для этого мы их строим, освящаем и совершаем там богослужения. Господь говорит: «…где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Соборная молитва – это огромная сила. Кто бывал, кто на вкус попробовал эту сладость, кого коснулась благодать, тот ни с чем это состояние не спутает, тому всегда будет хотеться еще. Влечет к себе человека благодать Божия, зовет, и душа откликается, и хочется продолжать пить ее. И чувствуешь себя комфортно, радость и доброта поселяются в сердце, и всех можешь простить, на кого зуб точил – действие благодати Божьей ощущаешь явно.

Слава Богу, что у нас народ еще идет в храмы, что мы еще можем понимать ценность церковного богослужения, которая нам дана по наследству – мы ведь ничего не сделали, чтобы получить этот дар. Дай Бог нам ценить и беречь то духовное наследство, что мы имеем.

Экзамен на чистоту совести

Протоиерей Владислав Шестаков:

Кроме телесного исцеления, в Таинстве елеосвящения испрашивается и отпущение грехов, ибо большинство болезней – следствие греха, тогда как сам грех – болезнь духовная. По изъяснению учителей Церкви, при Елеосвящении отпускаются грехи забытые (но не сознательно утаенные на исповеди!), к примеру, по причине их малозначимости для человека. Однако совокупность этих грехов может тяжелым бременем лечь на душу и стать причиной не только расстройства духовного здоровья, но и, как следствие, заболеваний телесных. Поэтому каждый уважающий себя православный человек старается приступать к этому Таинству примерно раз в год. Традиционно это период Великого поста, время, когда следует особенно много внимания уделять своей духовной жизни.

Соборование – это еще своеобразный экзамен на чистоту совести. Каждый раз, приступая к этому Таинству, мы должны проверить себя: во всех ли грехах раскаялись, со всеми ли помирились? И если в чем-то совесть нас упрекает, то нужно постараться немедленно решить эту проблему, и только потом приступать к таинству. Уже хотя бы поэтому к таинству соборования стоит приступать каждому.

Люди исцеляются
благодаря покаянному состоянию души

Протоиерей Михаил Фоменко:

Есть такое понятие в медицине и психологии, как психосоматика, то есть влияние психологического состояния и психологических факторов на течение телесных заболеваний. Простыми словами, когда болеет тело, а причина – в душе. В Таинстве Елеосвящения Церковь напоминает нам, что грех имеет негативное влияние и на тело. При помазывании освященным маслом испрашивается у Бога благодать, которая исцеляет душевные недуги и телесные болезни.

Общее соборование проводится именно в Великий пост, потому что есть слова апостола о том, что собираются для Таинства кающиеся, и прощаются им их грехи. Когда, как не во время Великого поста нам исполнять эти слова и каяться в своих согрешениях? Потому есть в нашей Церкви благочестивая традиция именно в Великий пост собираться людям вместе и каяться в своих согрешениях, при этом участвуя в Таинстве елеосвящения.

Если человек считает себя христианином, то постарается обязательно собороваться в пост. Мы всегда должны помнить, что даже если мы физически здоровы, то в духовном плане это совсем не так. А в Таинстве Соборования, которое совершается всегда в Великий пост, как мы уже отметили, прощаются грехи. Поэтому мы и собираемся в храмах, поэтому соборуемся.

Если человек не соборовался в пост, он лишил себя помощи Божьей, которая может врачевать и душевные, и телесные немощи. Остался без той благодати Божьей, которая ведет ко спасению. Человек крадет у самого себя, если по своей воле отказывается от этого Таинства – одного из самых древних, что есть в нашей Церкви.

А если помешало что-то… Запрета на проведение соборования в другое время года нет. И ни в каких богослужебных книгах мы его не найдем. Начиная с Х века, в Византии соборовали именно в дни Великого поста, именно оттуда идет эта традиция.

Священник не имеет права отказаться соборовать человека, если тот болен. Если человек здоров, но по объективным причинам не соборовался в пост, пусть не отчаивается, но обратится к Богу, Который его направит и подскажет, что сделать. Можно позвать священника на дом или прийти в храм и попросить, чтобы батюшка частным образом пособоровал там.

Человеку достаточно собороваться один раз в году. Это такая благочестивая традиция. В ней есть логика и смысл. Если человек думает, что Таинство само собой разрешит все его проблемы и исцелит недуги, и будет прибегать к нему раз, и два, и три, думая: «Почему меня Господь не исцеляет?» – пускай не малодушествует! В моей практике был случай, когда человек обманным путем соборовался по многим храмам, говоря: «Я первый раз соборуюсь!», а потом получилось так, что он заболел очень тяжелой болезнью и лежит в больнице до сих пор. Не нужно гнаться за количеством, не понимая сути Таинства. Молитва веры спасет болящего. Люди исцеляются благодаря покаянному состоянию души и искренней молитве.

Если человек заболел, он, конечно, может собороваться чаще, чем один раз в год. А вот если человек за пост старается обойти все храмы в округе, чтобы «побольше благодати собрать», это характеризует его как суеверного, а не как верующего.

Подготовили Екатерина ЩЕРБАКОВА
и Мария ЦЫРЛИНА

В основе материала –
публикация

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓

Великим постом во многих храмах совершается Таинство Соборования. Что оно означает? В каких случаях необходимо собороваться и как часто? Можно ли, пособоровавшись, забыть обо всех болезнях? на эти и другие вопросы отвечает настоятель университетского храма мученицы Татианы протоиерей Максим Козлов.

– Отец Максим, что такое Соборование?

– Соборование, или как оно еще называется Елеосвящение, — это церковное Таинство, в котором при помазании тела специально освященным маслом (елеем) призывается на человека благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Установление Таинства относится к апостольским временам. В послании апостола Иакова говорится: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14—15)

Кроме телесного исцеления, в Таинстве испрашивается и отпущение грехов — ибо большинство болезней являются следствием греха, тогда как сам грех — болезнь духовная. По изъяснению учителей Церкви, при Елеосвящении отпускаются грехи забытые (но не сознательно утаенные на исповеди!), к примеру — по причине своей малозначимости для человека. Однако совокупность этих грехов может тяжелым бременем лечь на душу и стать причиной не только расстройства духовного здоровья, но и, как следствие, заболеваний телесных.

Елеосвящение именуется Соборованием потому, что по уставу Церкви его полагается совершать семи священникам (собором священнослужителей). Число семь — символический знак Церкви и ее полноты; именно поэтому само последование Таинства состоит в прочтении, после определенных молитвословий, семи различных отрывков из Апостола и Евангелия, повествующих о покаянии, об исцелении, о необходимости веры и упования на Бога, о сострадании и милосердии. После каждого такого прочтения и молитвенного обращения к Богу об отпущении грехов больного совершается его помазание освященным маслом (елеем), смешанным с вином — то есть, помазание также совершается семикратно. Впрочем, Церковь допускает совершение Таинства тремя, двумя и даже одним священником — с тем, чтобы он совершал его от лица собора иереев, произносил все молитвы, совершал чтения и семикратно помазывал болящего.

— В каких случаях человеку необходимо пособороваться? До сих пор достаточно распространено мнение о том, что Соборование совершается только перед смертью.

— Елеосвящение совершается над православными верующими старше семи лет, страдающими телесными и душевными болезнями. Под последними можно понимать и тяжелое духовное состояние (уныние, скорбь, отчаяние) — ибо причиной его могут быть (и, как правило, бывают) нераскаянные грехи, может быть, даже не осознаваемые человеком. Следовательно, Таинство может совершаться не только над страдающими от тяжелых телесных недугов или умирающими. Кроме того, мало кто из живущих в наше время может считать себя абсолютно физически здоровым даже при отсутствии тяжких заболеваний… Не совершается Елеосвящение над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными.

Таинство может происходить как в храме, так и в других условиях. По сложившейся традиции, общее Соборование во многих храмах совершается в дни Великого Поста, прежде всего — на Крестопоклонной или на Страстной седмице вечером перед Великим Четвергом или Великой Субботой.

— А как нужно готовиться к Соборованию?

— Специального приготовления перед Таинством не нужно, но полезно и разумно будет соединять его с исповедью и с принятием Святых Христовых Таин, потому что по вере Церкви в Соборовании также подается прощение забытых нами грехов, и естественно, человек, который поисповедовался, искренне очистил свою душу покаянием, тот с большей для себя пользой и пособоруется. Как частный случай можно сказать и о том, что помимо совершенно особенных ситуаций, женщины в период регулярной немощи не приступают к Соборованию, как и к любому другому Таинству. К Елеосвящению, если нет особо тяжкой болезни или тяжких обстоятельств, следует приступать не чаще одного раза в год.

— Означают ли процитированные Вами слова апостола Иакова: «если кто заболеет, пусть призовет пресвитеров…», — что православным христианам вовсе не нужна медицинская помощь? Исцеление возможно только благодаря духовным средствам, таким как Соборование?

— Нет, конечно, Елеосвящение как духовное врачевание не устраняет законов и сил физической природы. Оно духовно поддерживает человека, оказывает ему благодатную помощь в той мере, какая по смотрению Божию необходима для спасения души больного. Поэтому Соборование не отменяет употребления лекарственных средств.

– Как правильно пользоваться елеем, взятым в храме после Соборования, и что нужно делать с зернами пшеницы?

— Елей можно или добавлять в приготовляемую пищу, или, в случае тех или иных недугов, помолившись, самостоятельно наносить его на себя крестообразно. Зерна пшеницы, которые все же на Соборовании употребляются для того, чтобы втыкать в них свечи, стоящие на центральном столике, можно использовать абсолютно по собственному желанию. Хотите – прорастите, хотите – пирожок из них испеките, если их достаточно, — тут нет никаких указаний церковного устава.

– Соборование (Елеосвящение) часто путают с Миропомазанием и с помазанием во время Всенощного бдения. В чем их отличия?

— Миропомазание и Елеосвящение – это два совершенно различных Таинства. Миропомазаниt совершается, как правило, сразу после Крещения. И в нем подаются дары Святого Духа, которые помогают нам возрастать и укрепляться в той новой духовной жизни, в которую мы только что родились Крещении. В некоторых особенных случаях Миропомазание совершается отдельно; предположим, если мы принимаем в Православие человека из инославной конфессии ( к примеру, из традиционных протестантов или из большинства старообрядческих направлений), действительность Крещения которой мы признаем, но прочие таинства не считаем действительными.
Безусловно, и от того и от другого Таинства следует отличать то помазание освященным елеем, которое совершается во время Всенощной, и которое люди только подходящие к ограде церковной или недавно вошедшие в нее иногда принимают за некоторое священнодействие. Это есть лишь помазание святым елеем, который был благословлен предыдущей Всенощной, когда совершалась лития — часть богослужения, во время которого совершается благословление пшеницы, вина, елея и хлебо́в. Вот этим самым освященным елеем совершается помазание на Всенощном бдении. Повторим, это не является церковным Таинством.

Таинство Соборования в нашем храме в период Рождественского Поста будет совершено в субботу, 5 января 2019 года. Начало богослужения в 10:00.

Соборование в вопросах и ответах
В периоды поста во многих храмах совершается Таинство Соборования. Что оно означает? В каких случаях необходимо собороваться и как часто? Можно ли, пособоровавшись, забыть обо всех болезнях? На эти и другие вопросы отвечает настоятель университетского храма мученицы Татианы протоиерей Максим Козлов.

– Отец Максим, что такое Соборование?
– Соборование, или, как оно еще называется, Елеосвящение, — это церковное Таинство, в котором при помазании тела специально освященным маслом (елеем) призывается на человека благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Установление Таинства относится к апостольским временам. В послании апостола Иакова говорится: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14—15).
Кроме телесного исцеления в Таинстве испрашивается и отпущение грехов — ибо большинство болезней являются следствием греха, тогда как сам грех — болезнь духовная. По изъяснению учителей Церкви, при Елеосвящении отпускаются грехи забытые (но не сознательно утаенные на исповеди!), к примеру, по причине своей малозначимости для человека. Однако совокупность этих грехов может тяжелым бременем лечь на душу и стать причиной не только расстройства духовного здоровья, но и, как следствие, заболеваний телесных.
Елеосвящение именуется Соборованием потому, что по уставу Церкви его полагается совершать семи священникам (собором священнослужителей). Число семь — символический знак Церкви и ее полноты; именно поэтому само последование Таинства состоит в прочтении, после определенных молитвословий, семи различных отрывков из Апостола и Евангелия, повествующих о покаянии, об исцелении, о необходимости веры и упования на Бога, о сострадании и милосердии. После каждого такого прочтения и молитвенного обращения к Богу об отпущении грехов больного совершается его помазание освященным маслом (елеем), смешанным с вином, то есть помазание также совершается семикратно. Впрочем, Церковь допускает совершение Таинства тремя, двумя и даже одним священником, с тем чтобы он совершал его от лица собора иереев, произносил все молитвы, совершал чтения и семикратно помазывал болящего.
— В каких случаях человеку необходимо пособороваться? До сих пор достаточно распространено мнение о том, что Соборование совершается только перед смертью.
— Елеосвящение совершается над православными верующими старше семи лет, страдающими телесными и душевными болезнями. Под последними можно понимать и тяжелое духовное состояние (уныние, скорбь, отчаяние), ибо причиной его могут быть (и, как правило, бывают) нераскаянные грехи, может быть, даже не осознаваемые человеком. Следовательно, Таинство может совершаться не только над страдающими от тяжелых телесных недугов или умирающими. Кроме того, мало кто из живущих в наше время может считать себя абсолютно физически здоровым даже при отсутствии тяжких заболеваний… Не совершается Елеосвящение над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными.
Таинство может происходить как в храме, так и в других условиях. По сложившейся традиции общее Соборование во многих храмах совершается в дни Великого поста. Иногда Соборование приурочивают к Великому Четвергу.
— А как нужно готовиться к Соборованию?
— Специального приготовления перед Таинством не нужно, но полезно и разумно будет соединять его с исповедью и с принятием Святых Христовых Таин, потому что по вере Церкви в Соборовании также подается прощение забытых нами грехов, и, естественно, человек, который поисповедовался, искренне очистил свою душу покаянием, тот с большей для себя пользой и пособоруется. Как частный случай можно сказать и о том, что, помимо совершенно особенных ситуаций, женщины в период регулярной немощи не приступают к Соборованию, как и к любому другому Таинству. К Елеосвящению, если нет особо тяжкой болезни или тяжких обстоятельств, следует приступать не чаще одного раза в год.
— Означают ли процитированные вами слова апостола Иакова: «Если кто заболеет, пусть призовет пресвитеров…», что православным христианам вовсе не нужна медицинская помощь? Исцеление возможно только благодаря духовным средствам, таким, как Соборование?
— Нет, конечно, Елеосвящение как духовное врачевание не устраняет законов и сил физической природы. Оно духовно поддерживает человека, оказывает ему благодатную помощь в той мере, какая по смотрению Божию необходима для спасения души больного. Поэтому Соборование не отменяет употребления лекарственных средств.
– Как правильно пользоваться елеем, взятым в храме после Соборования, и что нужно делать с зернами пшеницы?
— Елей можно или добавлять в приготовляемую пищу, или, в случае тех или иных недугов, помолившись, самостоятельно наносить его на себя крестообразно. Зерна пшеницы, которые все же на Соборовании употребляются для того, чтобы втыкать в них свечи, стоящие на центральном столике, можно использовать абсолютно по собственному желанию. Хотите – прорастите, хотите – пирожок из них испеките, если их достаточно, — тут нет никаких указаний церковного устава.
– Соборование (Елеосвящение) часто путают с Миропомазанием и с помазанием во время всенощного бдения. В чем их отличия?
— Миропомазание и Елеосвящение – это два совершенно различных Таинства. Миропомазание совершается, как правило, сразу после Крещения. И в нем подаются дары Святого Духа, которые помогают нам возрастать и укрепляться в той новой духовной жизни, в которую мы только что родились. В некоторых особенных случаях Миропомазание совершается отдельно; предположим, если мы принимаем в Православие человека из инославной конфессии (к примеру, из традиционных протестантов или из большинства старообрядческих направлений), действительность Крещения которой мы признаем, но прочие таинства не считаем действительными.
Безусловно, и от того и от другого Таинства следует отличать то помазание освященным елеем, которое совершается во время всенощной и которое люди, только подходящие к ограде церковной или недавно вошедшие в нее, иногда принимают за некоторое священнодействие. Это есть лишь помазание святым елеем, который был благословлен предыдущей всенощной, когда совершалась лития — часть богослужения, во время которого совершается благословение пшеницы, вина, елея и хлебо́в. Вот этим самым освященным елеем совершается помазание на всенощном бдении. Повторим, это не является церковным Таинством.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *